Заметки на полях
76 постов
76 постов
5 постов
19 постов
15 постов
26 постов
27 постов
4 поста
10 постов
5 постов
5 постов
3 поста
6 постов
(Экшена нет, морали и катарсиса нет, бытовые зарисовки)
Про высокие технологии.
Пришло мне на институтскую электронную почту письмо от высокого начальства с темой "Новостная информация". К письму прикреплён pdf файл. В pdf файле отсканированная картинка с письмом. В картинке написано: "Пройдите, пожалуйста, опрос, анкетирование доступно по ссылке", и длинная ссылка с кучей букв и цифр. И хоть обтыкайся мышью в эту картинку, это просто картинка.
Вот это реально "Смерть Кащея в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в хрустальном гробу на дереве". А хочешь пройти опрос - вводи ссылку руками, штук 40 букв вперемешку с цифрами. В общем, не пошёл я проходить опрос. Но сама идея использования технологий понравилась. Мне, с моим сознанием, застрявшем в Верхнем Палеолите, такое близко. Шли по беспроводной связи что угодно, всё равно всё закончится забоем мамонта каменным топором в овраге за датацентром.
P.S. Через несколько дней продублировали письмо с нормальной ссылкой. В анкете интересно. "По Вашему мнению, какими качествами и характеристиками должен обладать студент (будущий инженер), чтобы заниматься изобретательством и инженерным творчеством?". Над половиной пунктов приходится думать - нужно оно или нет. Пункт "высокий уровень социальной ответственности" отмечать не стал, считаю, что изобретателю и низкой социальной ответственности хватит.
Также не уверен, что в ВУЗе должны быть "студенческие бизнес-инкубаторы", потому что не знаю, что это такое, всегда думал, что студенты более естественным путём появляются.
-- -- -- --
Про подарки начальникам.
Читал про Марка Антония (который был ближайшим соратником Гая Юлия Цезаря, а потом ещё после смерти Цезаря отжигал по полной программе). Очень понравился один момент. Зимой 41-40 годов до нашей эры жители греческого Эфеса обожествили его, провозгласив земным воплощением бога Диониса (древнегреческий бог виноделия, плодородия и театра). Это вам не почётная грамота и даже не кружка с надписью "Лучшему боссу", это реальный комплимент. Виноделие и плодородие, да. Хотите бухать без похмелья - молитесь начальнику. Хотите всякого другого - опять же, к начальнику. Ну, или устроить театр.
Давно говорил, что у древних греков и римлян можно многому научиться, даже когда-то писал про выборы, это же просто красиво:
-
Про выборные технологии.
В Древнем Риме была выборная должность квестора, сначала это были помощники консулов, потом стали заведовать казной. Чтобы не допустить избрания неугодных кандидатов, применяли разные способы, но больше всего понравилось это: "Если же, несмотря на все усилия, исход выборов оказывался неудовлетворительным, то спрашивали жрецов, не случилось ли при птицегадании или при совершении каких-нибудь других религиозных обрядов чего-нибудь такого, что доказывало бы недействительность выборов, а жрецы всегда находили то, что от них требовалось" (Теодор Моммзен, «История Рима», том 1).
И эту красоту придумали 2400 лет назад. В который раз убеждаюсь, что нет сейчас того размаха фантазии, что-то человечество потеряло. В наше время отстранят кандидата за неправильную декларацию о доходах или за то, что у него маниакально-депрессивный психоз, выборы выиграл в маниакальной фазе, а тут депрессивная наступила. Скучно.
А ведь как красиво можно было сделать. Идёт колонна выигравшего кандидата через город, впереди иконы, хоругви, дальше сам кандидат, по традиции босой и одетый в мешковину, перед ним строй дворников чисто метёт мостовую, за ним строй телохранителей в позолоченных касках с алебардами, замыкают колонну жрецы Кетцалькоатля и Виракочи, в колонне поют гимны на хинди. Это чтобы другие религии не обходить вниманием. Играют на флейтах и барабанах, разбрасывают лепестки цветов. Процессия выходит на центральную площадь, там на жертвенный камень льют кукурузное пиво. Стоят авгуры, наблюдают за полётом птиц и говорят: "Судя по полёту голубей, правление этого кандидата будет успешным!" И только тогда кандидата провозглашают главой района, рисуют ему на лбу полосу шампанским Дом Периньон, сажают на золотые носилки и несут в здание администрации, на площади начинают раздачу продовольствия и пива ликующему населению. А, если полёт птиц неудовлетворительный, то кандидата прогоняют пинками и назначают новые выборы.
Впрочем, судя по общему направлению развития образования, рано отбрасывать такие интересные идеи, они вполне могут пригодиться.
-- -- --
Уважаю настоящих инженеров за основательность подхода к решению задач.
В одной конторе, производящей двери и офисные перегородки, заказали дверь с маленьким окошком для кота. Что делают настоящие профессионалы в такой ситуации? Берут рулетку и идут ловить свою штатную офисную кошку для проведения измерений. По отзывам участников измерительного процесса, кошка, основная работа которой обычно заключалась в том, чтобы шляться от бухгалтеров к снабженцам и смотреть скорбными глазами в ожидании вкусняшек, смотрела на инженеров, как на идиотов в стиле "что с этих инженеров взять, кроме анализов?"
Посоветовал всё же спросить заказчика о тактико-технических характеристиках его кота, а то вдруг там мейн-кун.
-- -- --
Услышал историю про подарок на 8 марта.
В одном художественно-дизайнерском институте есть четырёхэтажный корпус, где на все четыре этажа был только один женский туалет с довольно потрёпанным жизнью интерьером (про "художественно-дизайнерский" специально отметил, потому что там процентов 90 студентов женского пола). В двух раковинах весь день нон-стоп мыли кисточки, а в обеденный перерыв очередь в туалет заворачивала за угол коридора. Высокое руководство на эту тему особо не парилось до тех пор, пока на Дне Открытых Дверей какая-то мама, посмотрев сначала на очередь, а потом оценив интерьер внутри, громогласно не заявила, что ноги её дочки тут не будет. Тогда руководство приняло стратегическое решение сделать ещё один санузел. Выделили небольшое помещение, и целый год в ближайших аудиториях слушали сверление и долбление, удивляясь, что там можно сверлить целый год.
Сдачу стройки века приурочили к 8 марта. Поперёк туалетной двери привязали красную ленточку, произнесли короткую речь о подарке прекрасным дамам, перерезали ленточку.
Подумать только, а я ещё считал себя специалистом по подаркам, которые помнят годами. Слушал историю, с грустью понимая, что до такого уровня мастерства мне никогда не подняться. Этот перевязанный красной ленточкой подарочный туалет не просто помнят, он стал местной легендой.
-- -- -- --
Про психоанализ. В очередной раз рассказывал коллеге-преподавателю онлайн, как устроен мир.
Студенты, - стучал я по клавиатуре, одновременно агрессивно стуча гранёным стаканом по еловой столешнице в своей избушке, - если не хотят учиться, то как их заставить? Если наше благоприобретённое правительство запретило целебный электрошок и пробежки по стадиону под снегом в учебных целях, то как?! Вот и нечего париться об этих! Этих? Вот! А вот другие, прастихосподи, коллеги, они что, хотят, чтобы им всё, а нам ничего?! Вот им! - после чего панорамно тыкал фигу на 360 градусов. Получил ответ:
"Спасибо. Вот оно. Требования проектировщиков расходящиеся с возможностями студентов"
Поэтому я и работаю каждый семестр в 3-4 институтах. Потому что, помимо обучения студентов, многим коллегам нужен грамотный психоанализ.
-- -- -- --
Музыкальная пауза.
По традиции приближающимся зачётам и экзаменам посвящается музыкальная композиция, которая выражает мои как всегда противоречивые чувства по этому поводу
саундтрек: Dirty Shirt feat. Benji Webbe - Pretty Faces
-- -- --
Предыдущая часть Заметки на полях - 71
(Экшена нет, морали и катарсиса нет, бытовые зарисовки)
Про стильные спа-процедуры.
Решил, что надо добавить в жизнь декаданса и зашёл в контору с бассейнами и всякими банями. А там и то, и это, и массажи, и рыбы ноги обгладывают. Последние дни Римской Империи. Шатался по помещению, заходя во все парилки, потому что уплОчено, а в промежутках плавал в бассейне. Под конец пошёл обмазаться лечебной глиной, потому что тоже в цену входит. А там ёмкости с глиной и шпатели, сам себя штукатурь, как хочешь, чувствуй себя как Микельанджело со стройки. И там я понял, насколько я скучный и нестильный тип. Пока читал инструкцию, какой глиной где мазать и сколько времени выдерживать, неподалёку сидел человек, лицо которого было намазано белой глиной, а чёрной обведены глаза и нарисована улыбка как у Джокера в "Бэтмане".
-- -- --
По традиции новому учебному семестру посвящается музыкальная композиция. Как известно, главное для старого преподавателя, уже прожившего лет двести - это прятать щупальца и не ходить в туалет по-большому на работе, чтобы не разъедало канализацию. Соблюдай эти простые правила и спокойно проработаешь в образовании ещё сто лет, гордо вешая на бревенчатую стену почётные берестяные грамоты.
саундтрек: Shaka Ponk - Story o' My Lf https://www.youtube.com/watch?v=JDrWNYSHel0
-- -- --
Про то, что надо следить за тенденциями.
Вспомнилось после прочтения историй о том, как в фильмах по телевизору отдельно замазывают сигареты, даже если в кадре вокруг кровища и висят кишки.
Рассказали мне когда-то давно на работе в институте историю, за реальность не ручаюсь, но вполне может быть правдой. Одна студентка решила на диплом по дизайну интерьера сделать кальян-бар. Но ей отказали. Сказали, что сейчас на государственном уровне объявлена борьба с курением, поэтому никаких кальян-баров. Студентка разозлилась и сказала, что тогда будет разрабатывать стриптиз-клуб. На что ей ответили, что со стриптиз-клубами борьбу не объявляли, так что проблем нет.
В итоге она вроде бы взяла темой что-то вроде "лаунж-зоны в кафе", то есть по факту тот же кальян-бар, но официально никакого шатания линии партии.
-- -- --
Рассказали историю про человека, который познал дзен на работе.
В контору, которая делает офисные двери и перегородки (это им я предлагал рекламный слоган "Разделяй и властвуй", но не оценили мой шедевр) взяли нового молодого сотрудника. И для начала дали ему простое задание: в чертежах уменьшить ширину дверных проёмов. Он уменьшил. Потом его спросили, почему он заодно не уменьшил размеры дверных коробок и самих дверей. Он ответил, что задание было уменьшить проёмы, а про дверные полотна и коробки разговора не было.
Я - человек прямой, как угол, но и то не додумался бы.
-- -- --
Про стиль.
Сегодня на работе захожу в туалет и вдруг слышу из одной кабинки что-то фортепианное играет. Немного удивился. Пока в раковине мыл кружку (обычно если преподаватель на работе не спит, то он пьёт чай, если не на работе, то пьёт обычно не чай), из-за двери продолжала доноситься приятная клавишная музыка. Через некоторое время из кабинки вышел студент, держа в руке телефон, из которого лились чарующие аккорды, и прошёл мимо.
Я сразу вспомнил серию South Park, где у Картмана в школе был личный туалет с классической музыкой. Немедленно понял, чего не хватает в жизни. Стиля. Портативной колонки в туалете, которая будет играть "Танец рыцарей" Прокофьева, сразу настраивая на нужную волну.
-- -- --
Музыкальная пауза. Про отсылки в музыке.
Как некоторые знают, один из двух моих любимых современных художников - Вася Ложкин. Но не все знают, что Вася ещё и поёт под названием "Вася Ложкин рокындроль бэнд". Поёт примерно так же, как рисует. То есть, хотя по форме треш и угар, но с точки зрения техники там всё нормально.
Есть у него песня "Боже, храни начальника":
Боже, храни председателя,
И всех его заместителей,
И всех телохранителей
Хозяина макаронной фабрики!
И мне иногда интересно: те, кто слышал эту песню, понимают, что музыкальная база там - это гимн "Боже, царя храни", ускоренный раза так в три? Мне кажется, такое знание добавляет ощущений к восприятию.
Плюс у меня в плейлисте ещё некоторые его песни, потому что жизненные. "Сквозь дыры в черепе", "Нажрись!", "Я работаю в дурдоме", "До-Мажор", "Мутант-хомячок".
-- -- --
Увидел обсуждение того, что в моём месте жительства мало парковочных мест, решил разбавить позитивом:
-- -- --
С опаской решил посмотреть "KPop Demon Hunters", потому что концепция сюжета выглядела странновато. По факту заявляю: это круче последних творений Пиксар и Дисней. Запоминающиеся персонажи, история, отличный саундтрек.
-- -- --
Бессмысленное.
На работе в институте объявили подготовку по гражданской обороне и попросили прислать список тех родственников, которых я возьму с собой в случае эвакуации. Что-то новое. Некоторое время тупо смотрел на вопрос, но потом схватил кусок обёрточной бумаги и химический карандаш и начал писать план.
Кто будет грабить корованы, кто будет тащить лут среди ядерной зимы. А кто останется на ядерной пустоши, печально глядя в уходящие спины. Отдельно написал список тех, кого хорошо бы под шумок расстрелять. А вот нечего было слушать попсу ночью в воскресенье в 2002 году, теперь вилькоммен нах экстерминатус. Полезная штука эта подготовка по гражданской обороне, не даёт забыть важное.
P.S. Чтобы не палить свои наполеоновские планы, написал, что сквозь радиоактивный пепел пойду один. Планы своей постапокалиптической банды надёжно спрятал в кипящее подсознание.
саундтрек DeathbyRomy - I Feel Like A God https://www.youtube.com/watch?v=u60bKw_j8oo
-- -- --
Предыдущая часть Заметки на полях - 70
Примечание. Это дополнение к статье об основах композиции, если что-то непонятно, можно сначала заглянуть туда Про композицию и анализ картин и фотографий.
Примечание 2. Это не какие-то жёсткие правила, а просто вещи, которые неплохо работают.
Грустная ложка.
В одном институте по предмету Фотография было задание сфотографировать грустную ложку. Используя композицию, освещение, объекты окружения, сфотографировать ложку так, чтобы фото навевало грусть. Идея в том, что если студент может создать образ грустной ложки, то потом с людьми на фото у него проблем точно не будет, с людьми гораздо легче.
Что интересно в таком задании лично для меня – то, что это чистый расчёт. Например, общая концепция. Понятно, что можно попробовать сыграть на одиночестве или на образе старой тусклой ложки среди новых блестящих вилок. Но можно рассмотреть ещё один вариант подхода. Правда, при этом результат может получиться не просто грустный, а совсем депрессивный, но для практики подойдёт.
Обычно у любого процесса есть три этапа: рождение, жизнь и смерть. Рождение – позитив, жизнь – по-разному, смерть – негатив. Нужна грустная ложка – убьём её.
Возможно, многие замечали, что фото всяких пробивающихся сквозь асфальт цветочков воспринимается позитивно. Даже если это загруженная автотрасса, и понятно, что вероятность выжить у таких цветочков нулевая. Дело как раз в том, что это – рождение. Жизнь может быть плохой и короткой, но рождение – позитив. Фото распакованной коробки с новыми ложками – это рождение ложки, позитив. Если нужна жизнь, то фото ложки в тарелке борща подойдёт. А вот смерть ложки?
Варианты есть разные, но лично я бы втоптал ложку в грязь на лесной дороге, а потом подождал, пока грязь засохнет, чтобы было понятно, что это не случайно, а всерьёз и надолго. Также фото втоптанной в грязь ложки делал бы в солнечный день, и чтобы трава на обочине попала в кадр. И вот вроде бы солнечный день, зелёная трава в обрамлении кадра, но втоптанная в засохшую грязь ложка даёт свою порцию негатива смерти. Если фото на рассвете, чтобы роса на траве, то ещё лучше, больше контраста позитива и негатива (рассвет – рождение дня, позитив). При этом окружающая жизнь немного разбавит трагизм смерти.
Это, кстати, явно отличает хороших режиссёров от некоторых других режиссёров. Хорошие режиссёры понимают, что нельзя просто толкать настроение человека в негатив и держать его там, потому что мозг зрителя в отношении эмоций больше похож на маятник. Толкни его в негатив, потом в чёрный юмор, потом опять в негатив, потом опять в юмор. С каждым разом размах контрастных эмоций всё сильнее, в итоге зритель получает катарсис. А некоторые режиссёры пытаются толкать эмоции зрителя в негатив и держать их там. Потом жалуются, что их не понимают.
Ещё из того же подхода. Допустим, есть фото старой ржавой ложки, которую согнули, прибили к стене и используют для того, чтобы вешать одежду. Такое фото – это не однозначный негатив. Пусть даже на фоне всё темно и плохо, и одежда на такой самодельной вешалке висит откровенно жутковатая, но это не 100% негатив, и теперь понятно, почему. По сути, это вторая жизнь мёртвой ложки, возрождение в новом образе.
Теперь создадим поистине удручающее фото. Вешалка, созданная из старых гнутых ложек, выброшенная на помойку. Лежащая в солнечный день в окружении зелёной травы, забытая, никому не нужная. Гнутые ложки, прибитые ржавыми гвоздями к кривой доске, бессмысленные жертвы неизвестного экспериментатора. Воскрешение ради второй смерти. Вторая смерть среди чужой жизни. А жизнь в виде растений на такой фотографии нужна, потому что если мы показываем уже состоявшуюся смерть, то её надо разбавить хоть какой-то жизнью.
Важный момент – минималистичность и простота. На такой фотографии фон можно сделать размытым, чтобы не вводить дополнительные образы. Это вообще касается всего вышесказанного. Если фотографировать ложку в виде вешалки, то крупно без фона, и висящую одежду показывать минимально, чтобы не вводить новый образ.
Хотя, конечно, с выброшенной вешалкой получилась не грустная ложка, а трагичная. Для грусти можно было остановиться на превращении в вешалку. Впрочем, к ложечному трагизму можно подойти и немного с другой стороны. Если на выброшенную самодельную вешалку прибить не старую ржавую ложку, а новую, красивую и блестящую. Зрители будут оставлять комментарии вроде «ЗАЧЕМ?!», потому что будут ощущать какие-то неприятные чувства, но не всегда смогут понять их причину. Понятно, что кто-то испортил хорошую вещь, но если бы эта вешалка висела на стене и выполняла свою функцию, то реакция не была бы такой негативной. Если просто превратить новую ложку в вешалку, это не смерть, а перерождение в новой функции, не трагедия, а, возможно, даже позитив. А вот если результат потом выбросить, то это образ бессмысленной смерти.
Образ смерти со смыслом встречается. Визуальные образы навевают печаль, но и дают надежду, что всё было не зря. Например, засохшее дерево с висящими созревшими плодами – это не 100% негатив, это вполне может быть аллегорией человеческой жизни.
Возможно, некоторые помнят момент в фильме «Терминатор 2», когда Терминатор, опускающийся в расплавленный металл, поднимает большой палец. Очень эмоциональный момент. Он уже погрузился так, что всем понятно – спасти его нельзя в любом случае, он уже фактически мёртв. И вот этот отрезок – он как раз про последние моменты жизни. И что смерть была не напрасна (про всякие продолжения в этот момент лучше не вспоминать). Негатив от смерти и знание, что смерть была не напрасна, смешиваются, создавая сильный эмоциональный отклик.
Но Терминатора к расплавленному металлу весь фильм вели, выстраивая историю, а нам нужно создать настроение одним кадром. Если у нас есть фото ложки, падающей в расплавленный металл, что подумает зритель? Ерунда какая-то. Вроде и смерть, но бессмысленная и странная. Более того, не совсем смерть, ложка, падающая в расплавленный металл – это, скорее, надежда на реинкарнацию, новую жизнь в виде нового изделия, у ложки не было личности, как у Терминатора. Плюс у зрителя возникает недоумение, как такая ситуация вообще стала возможна. Показывая смерть ложки в кадре, не надо заставлять зрителя задаваться вопросами вроде: «А как ложка вообще оказалась на Луне?»
Вот сломанное дерево в лесу – это логично. Просто упавшее дерево, лежащее посреди леса – это негатив, потому что это смерть дерева (Шишкин, Упавшее дерево):
Ещё и окружающие цвета яркие, чтобы контраст позитива и негатива усилить. Причём окружение показано без особой детализации, а цвета осенние, чтобы не добавлять слишком много жизни.
Но если на картине дерево упало поперёк реки, то это уже не 100% негатив, это не просто смерть дерева, это новая жизнь в виде моста. Или если на упавшем дереве играются медвежата (Шишкин, Утро в сосновом лесу):
Тут образ мёртвого дерева, но рядом молодые медвежата, начало жизни, а сломанное дерево служит им игровой площадкой. В общем, классический инь-ян, круговорот жизни и смерти. Без медведей эта картина была бы очень депрессивной, только смерть без жизни. А с медведями, несмотря на более тёмную цветовую гамму, чем в предыдущем упавшем дереве, негативных эмоций явно меньше, скорее, нейтральное восприятие. Просто короткий момент круговорота жизни и смерти.
Ещё один важный момент. Если мы уравновешиваем жизнь и смерть, например, на нашей картине цветы, растущие на старой могиле, то смерть может быть давно свершившейся. Но если мы показываем саму смерть, то лучше показывать именно процесс, последние секунды. Или дни, если дело касается деревьев, но именно процесс.
В эпоху барокко был жанр натюрморта Vanitas (лат. vanitas — суета, тщеславие, бренность), который должен был символически показывать, что всё на свете проходит. Традиционные предметы для него: череп, гнилые фрукты, увядающие цветы, часы, угасающая свеча. Общая идея в том, что «всё в мире бренно и проходит». Но и там обычно показывали не самый финал. Увядающий цветок почти увял, но ещё не превратился в прах, в песочных часах падают последние песчинки, но ещё не упали. От потухшей свечи поднимался последний дымок. Питер Клас – Ванитас:
Дымок от светильника – это как раз то самое «последнее движение», финальные секунды смерти. Если на картине засохшее дерево, можно оставить на нём несколько последних листьев. У Шишкина на упавшем дереве ещё осталась хвоя на ветках.
Можно добавлять что-то живое вроде птиц, это уже «разбавление» смерти жизнью. Картина сухого дерева на голой скале слишком статична, не будет эмоционального отклика, а вот если на это сухое дерево посадить живого стервятника, дело другое. Жизнь немного уравновешивает смерть, хотя депрессия остаётся.
Например, Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами». Если убрать птиц, то уже будет слишком статично:
Или добавить дождь. Тут обычно надо выбирать, чтобы быть лаконичнее: или последние моменты умирания, или «разбавление» жизнью. Если у Васнецова вместо птиц («разбавление жизнью») будет идти дождь, то это будут «последние моменты умирания», картина будет более депрессивной.
Вода в этом контексте может добавить движение, чтобы уйти от полной статики и создать «последний момент».
А.Бёклин. «Остров мёртвых»
Явно аллегория смерти: душа, едущая в царство мёртвых. Тут и лодочник вроде Харона, и чернота впереди. Мы видим процесс последних минут, движение ещё есть. Вода, хотя и спокойная, но её образ не полностью статичен, она даёт какое-то минимальное движение. Контраст черноты впереди и яркого света вокруг. Никаких живых птичек, это чистая смерть, последние минуты, абсолютный депрессивный негатив.
Ещё один пример «чистого» умирания. Саврасов, Могила 1884:
Пожелтевшие высохшие стебли, которым явно осталось недолго существовать – это как раз то «последнее», вроде дыма от потухшей свечи. Если высохшие стебли убрать, то всё будет настолько статично и депрессивно, что не будет сопереживания. То есть тут основная депрессия генерируется не тем, что кто-то когда-то умер, а тем, что природа тоже в процессе «умирания» на этом фоне.
При этом «добавление жизни» к свершившейся смерти может выглядеть даже более депрессивно. Каспар Давид Фридрих – «Монастырское кладбище под снегом», фигурки монахов как раз «добавляют жизнь»:
Или Верещагин, Апофеоз войны, 1871 г, без птиц эффект будет не тот.
Шишкин, Старый валежник. Лесное кладбище 1893. «Кладбище» старых деревьев, разбавленное жизнью. Солнце, зелёный мох и, главное, тропинка, которой явно пользуются, следы живых существ могут играть роль жизни.
Градус депрессивности можно повышать, но какую-то жизнь всегда можно добавить для контраста. Перов, «Старики-родители на могиле сына»:
Свершившаяся смерть, плюс осень (умирающая природа), плюс старики (опять умирание), но и тут пара маленьких птичек на ветке, чтобы добавить чуть жизни для контраста.
А вот картины, где нет ни последнего момента умирания, ни жизни – это такой апофеоз депрессивности, что второй раз видеть не хочется. Саврасов – Сельское кладбище в лунную ночь. 1887
Полная статика, заполненная символами смерти. Какая-то сцена ада из фильма. Но в фильме на этом фоне может быть главный герой с дробовиком с серебряными пулями, который «добавляет жизнь» в кадре, а на этой картине его нет. Поэтому так делают очень редко. Либо всё-таки добавляют жизни, например, в виде одинокого персонажа. Кадр из фильма «Константин» (хотя в фильме был сильный ветер, но можно представить, что мы рассматриваем статичную картину):
Такой подход работает и для пейзажей с временами года. Например, зимние пейзажи. С одной стороны, зима – это смерть природы, негатив. Но, как мы знаем, абсолютная статика для восприятия противопоказана. И вот мы добавляем в зимний пейзаж почти замёрзшую реку. Почти, но не до конца. Вода играет роль того самого «последнего проблеска жизни». Даже падающий снег создаст необходимое нам «последнее движение», как последние песчинки, падающие в песочных часах, но незамёрзшая вода чуть более позитивна, чем падающий снег.
Хотя если мы хотим показать максимально депрессивную смерть персонажа, то труп в снегу, с ещё чуть розовым лицом, на которое падают снежинки – это неплохо. Тот самый «последний момент смерти», как дымок над потухшей свечой, чистый негатив.
Это если мы хотим создать чистую трагедию умирания. Но можно, наоборот, добавить жизни для уравновешивания. Следы на снегу, избушка, где горит свет или из трубы поднимается дымок, сидящие на ветках птицы. Это уже даст нам контраст жизни и смерти для уравновешивания позитива и негатива.
Смотрим на картину Шишкина «Зима» и видим, что птицу он на ветку посадил, причём в центр композиции, у него там не снег главный, а птица на ветке на фоне неба. Эта живая птица немного уравновешивает негатив от зимней смерти природы. Картина «холодная» и, с моей точки зрения, довольно депрессивная, но птица не даёт ей скатиться в окончательную беспросветность, показывая, что надежда есть.
Конечно, можно найти картины с зимними пейзажами, где нет ни воды, ни следов, ни птиц, ни домиков. Но вот восприятие таких картин обычно получается без эмоционального отклика, как раз потому, что это образ абсолютной статичной смерти. Там нет ни жизни, ни трагедии умирания, там всё уже давно мёртвое. И.Вельц «Иней»:
Вероятно, закатное небо должно играть роль «последнего момента жизни», но такой «последний момент» может оказаться слишком слабым для восприятия, потому что в остальном тут нет какого-то движения, конфликта, контраста. Можно попробовать сыграть на цвете, добавив нетипичных для зимы ярких насыщенных оттенков зелёного и розового, играющих условную роль «последнего момента» или даже «жизни». И.Вельц «Зимнее солнце»:
Но тоже очень статичные образы. При этом у того же Вельца другие зимние пейзажи с незамёрзшей водой, например Зимний пейзаж (1911):
Цветовая гамма мрачнее, но выглядит интереснее, есть эмоциональный отклик. Да, возможно, мрачный и депрессивный, но есть. Потому что, как сказали бы в старой рекламе, «Зимний пейзаж. Просто добавь воды», это «последние моменты умирания». Если же сюда ещё птиц или зверей добавить, то можно вообще уравновесить позитив и негатив, но надо понимать, что любая зверушка на такой картине полностью изменит смысл. Сейчас это смерть в процессе, без позитива и надежды, чистый негатив, а животные – это «разбавление жизнью».
Так что обычно художники не пытаются в зимних пейзажах делать абсолютную статику. Чаще всего, если изображают процесс умирания, то добавляют незамёрзшую воду, это проще всего, иногда закат. Если разбавляют смерть жизнью, то добавляют птиц, зверей, следы на снегу, свет из окошка и дымок из трубы. А.Саврасов «Хижина в зимнем лесу»:
Про негатив поговорили, теперь можно немного про позитив. Если зима – это смерть и негатив, то весна – это рождение, позитив. Например, «Грачи прилетели» Саврасова:
Вроде бы мрачновато, но однозначно не 100% негатив, потому что это рождение. Весна, природа пробуждается. Контраст позитивности рождения и окружающей депрессивности создаёт смешанные чувства, и картина даёт эмоциональный отклик. Примерно как цветок, пробивающийся сквозь старый асфальт. Причём асфальт именно старый и кривой, депрессивный, но это не загруженная дорога, гарантирующий смерть, есть надежда на жизнь.
Если в интернет поиске посмотреть картинки по запросу «зимний пейзаж живопись», то эти стандартные подходы с незамёрзшей водой, следами на снегу, избушками с дымом из трубы, птицами на ветках очень заметны. Если ничего этого нет, то возможно закатное солнце, хотя закат и так часто есть.
Выводы.
Теперь, зная всё это, можно, наконец, осмысленно подойти к созданию образа грустной ложки через систему рождение-жизнь-смерть.
Если нужна трагичность максимальной градации, то втоптанная в грязь ложка под дождём подойдёт. Как вариант рядом лужа, на которой видны круги от падающих капель дождя. Крупный план, тёмный фон. Дождь играет роль «последнего движения» перед окончательной смертью. Никаких больше живых объектов рядом, никаких следов. Последние моменты смерти.
Примечание. Если только это не след ботинка прямо на ложке, который и втоптал её в грязь, тогда это образ не просто смерти, а образ убийства, но тут надо думать, нужен ли дополнительный смысл для решения художественной задачи. Если задача – генерировать печаль, то не нужен, если задача – генерировать образ жестокости, то нужен.
Сюда же можно отнести ложку, лежащую зимой в неглубокой луже, вода в которая уже частично покрылась льдом. Последняя незамёрзшая вода – это «последние моменты умирания». Либо ложка, которую заносит снегом и уже частично закрыло, тоже «последние моменты».
Или ложка, на которую надвигается дорожный каток. Чтобы убрать вопрос, как она там оказалась, можно набросать рядом другого бытового мусора. Общий принцип максимальной трагичности последних минут жизни – неминуемость смерти и никакой жизни рядом. И крупные планы, чтобы минимум образов. Но надо помнить, что дорожный каток – это уже сам по себе дополнительный образ, который своим движением может «разбавить жизнью». А добавление мусора может перегрузить картину.
Немного особняком стоит образ ложки, падающей в расплавленный металл. Это вроде как смерть, но больше реинкарнация. «Из земли вышли, и в землю уйдём». «Из металла вышла, в металл уйдёт», больше философский образ, чем трагедия, надо рассматривать отдельно.
Если трагизма нужно чуть меньше, то «разбавить жизнью»: растущая рядом трава или отпечатки следов, возможно, солнечный день. Отпечатки следов животных – чистое «разбавление жизнью», отпечатки следов человека могут добавить образ равнодушия. Вообще, «для разбавления жизнью» любое живое существо в кадре подойдёт. Птица, сидящая на ветке, проходящая мимо кошка. Здесь уже можно подождать, пока грязь засохнет, потому что это не «последние моменты жизни», а состоявшаяся смерть, немного уравновешенная чужой жизнью. Смерть+жизнь.
Ещё меньше трагизма. Вокруг не просто трава, а распускающиеся цветы. Это не просто жизнь, это рождение, позитив, который может уравновесить общую концепцию в нейтральность. Для настроения «лёгкой грусти» вполне подойдёт. Цветы по форме бутонов подобрать напоминающие форму ложки, чтобы визуально закрепить связь живого и мёртвого. Конечно, технически, это не совсем «грустная ложка», это «трагическая мёртвая ложка, уравновешенная рождением цветов до грусти», но если у большинства зрителей будет слегка грустное настроение, то вряд ли они будут глубоко анализировать свои ощущения. Смерть+рождение.
Можно попробовать совместить «последние моменты жизни» и «рождение»: ложка, лежащая на тающей льдине посреди речки в солнечный весенний день. Весну показать, например, первыми листиками на деревьях. Грядущая смерть ложки от затопления очевидна, контраст смерти ложки с весенним рождением природы тоже очевиден, но минус в вопросе, как ложка там оказалась. Выбросить ложку в грязь - это можно представить, выбросить ложку на льдину посреди реки сложнее. Последние моменты смерти+рождение.
А теперь для разнообразия посмотрим, как вывести мёртвую ложку в позитив.
Дать вторую жизнь. Превратить старую ложку в вешалку, повесить одежду. Это может вывести общую концепцию в нейтральность. Смерть+вторая жизнь.
Если повесить на гнутую ложку не одежду, а горшок с распускающимися цветами, то это добавит «рождение» и выведет в позитив. Смерть+вторая жизнь+рождение.
В лежащей посреди леса ложке скопилась вода и из неё пьёт мышка. Новая жизнь в новой функции, плюс ложка теперь буквально «сама даёт жизнь». Не 100% позитив, но явно позитив. Пусть и с лёгким налётом грусти, потому что в самой основе для ложки это всё-таки первоначально смерть. Смерть+вторая жизнь+жизнь.
Но если из ложки пьёт не просто абстрактная мышка, а маленький ёжик, когда рядом стоит ежиха-мама, то это уже добавление рождения. Картина однозначно скатывается в позитив. Смерть+вторая жизнь+жизнь+рождение.
Таким образом, один из вариантов создания настроения на фотографии или картине – это дозированное использование рождения, жизни и смерти. И неважно, пейзаж это, натюрморт, или фото ложки.
-- -- --
Другие серии
Серия про композицию Про композицию и анализ картин и фотографий.
Серия Арт Арт
Серия Музыкальное Музыкальное
Серия Компьютерная графика Компьютерная графика
Серия Книги Книги
Серия про рукожопие Рукожопие головного мозга
(Экшена нет, морали и катарсиса нет, бытовые зарисовки)
Читал на Пикабу у одного автора воспоминания из 90х годов. Самое интересное там, конечно, в комментариях, когда люди про своё вспоминают. У меня-то детство и юность практически диетические были по сравнению с некоторыми.
Но тоже вспомнил забавную историю, как когда-то в конце 90х был понятЫм при задержании людей за незаконную агитацию или типа того. Шёл я как-то с приятелем с нашего одинцовского рынка с упаковкой замороженных пельменей мимо отделения тогда ещё милиции, и тут фигакс - "Надо выполнить свой гражданский долг, буквально на 15-20 минут". Спойлер: часа два это заняло, поэтому замороженные пельмени растаяли, лето было. В общем, задержали группу из РНЕ, их тогда вроде как раз начали запрещать.
И пришлось слушать показания нескольких человек. Интересны разные подходы. Один задержанный просто отказался давать показания, другой откровенно стебался: "Я подошёл к человеку поговорить про футбол, заодно дал ему листовку". Но больше всего запомнился один в чёрной форме, который на вопрос: "За что вас задержали?" ответил: "Меня не задержали, я сам пришёл". Сюжет в его изложении: "Я отошёл от группы купить воды, вернулся, никого нет, сказали, что всех отвезли в отделение, пошёл туда, милиционер у входа поманил меня пальцем, видимо, его смутила моя чёрная форма, я зашёл, и вот я здесь..."
Потом один сотрудник в гражданском ходил по кабинетам и громко зачитывал особо понравившиеся места протоколов, видимо, ему тоже нравились формулировки. Это место из официального протокола я даже сейчас помню: "Смущённый моей чёрной формой, сотрудник милиции поманил меня пальцем".
В итоге довольно позитивное мероприятие получилось. Конечно, не считая растаявших пельменей.
P.S. Тема на Пикабу "Сказ про то, как Лену Челюсть в песок закопали" Сказ про то, как Лену Челюсть в песок закопали
-- -- --
Бессмысленное. Про одежду.
Иногда, очень редко, вижу что-то и понимаю: оно мне надо. Неизвестно зачем, но надо. Увидел футболку с экстремально хардкорным принтом и понял - надо брать. Хотя на работу в институт прийти в такой футболке будет слишком экстремально даже для меня. Максимум - на заседание кафедры.
-- -- --
Про культурный рост.
Решил тут культурно вырасти, желательно на халяву. Узнал, что сейчас идёт куча проектов под общим названием "Территория будущего Москва 2030". Сначала заглянул в Гостиный Двор, а потом пошёл на штуку под названием "ТехнООпера" в Зарядье. Очень предусмотрительно прихватил с собой туристический поджопник, потому что пришлось сидеть на каменном парапете, много народа пришло, мест не было. В целом, понравилось. Музыкант с виолончелью жОг напалмом (потом загуглил, зовут Борислав Струлёв, так сказать, "широко известный в узких кругах"). Но вот перебивки выступлений стихами я сидел с каменным лицом. Ощущение, что стихи или писали в ночь перед представлением, или что организаторов шантажировали, чтобы вставить стихи мамы генерального спонсора. Хотя я - просто местечковое быдло, возможно, ничего не понимаю в поэзии.
А ещё выпустили на сцену диджея, который, видимо, ловил когнитивный диссонанс от того, что вместо прыгающей толпы на него внимательно смотрят много спокойно сидящих людей, некоторые и с детьми.
P.S. А в Гостином Дворе мне больше всего понравились медицинские тренажёры. Лично спас манекен от застрявшего в горле шарика на ниточке. Но понял, что уже забыл то, чему когда-то учили на курсах первой помощи. Сейчас уже укол в вену не сделаю. Ну, или сделаю, но если пациент и так обречён.
В общем, не знаю, на сколько культурно вырос, но по ощущениям не меньше, чем на полтора-два сантиметра.
-- - --
Вспомнилось.
В самом начале нулевых, когда я только начал работать на кафедре дизайна тогда ещё МИЭМ, там же работала женщина, преподававшая дизайн среды, к которой я относился с некоторой долей ужаса (в стиле "как так можно жить?"). Она говорила: "А вы знаете, что сейчас в интерьере модно?" После этого можно было ждать чего угодно. Например: "Сейчас в интерьере модно делать квартиры без кухни! Там живёт очень богатый человек, который всегда ест в ресторанах, ему кухня не нужна... Вот у меня сейчас есть заказчица, я её никак не могу убедить, что ей кухня не нужна!" Я тогда не понимал одного: почему заказчица ещё не выкинула такого дизайнера через забор. Из катапульты.
Конечно, я известен тем, что всегда поддерживаю людей. Особенно, в самый диких идеях, потому что кто я такой, чтобы препятствовать естественному отбору? На её очередное: "Сейчас в интерьере модно ставить ванну посреди комнаты, чтобы потом накрывать её столешницей и будет стол", я не озвучивал свои сомнения по поводу избытка влажности, угла уклона канализационных труб и общей разумности, а, наоборот, советовал в столешнице прорезать открывающиеся люки, чтобы в случае если кому-то будет плохо во время пьянки, то открыл люк в столешнице, проблевался, люк закрыл и дальше бухать можно. Только салаты надо резать мельче, чтобы слив не забивался.
Иногда люди спрашивают, почему я не верю всем специалистам подряд и сам стараюсь проверять любую информацию. А потому что есть наглядные примеры из жизни.
И если есть выбор между натужной вежливостью и катапультой, то выберу катапульту. И всегда надеюсь на взаимность в этом вопросе.
-- -- --
Смотрел видео, которые нейросетки делают. Качество растёт с пугающей скоростью. Например, растаманский Властелин Колец. От кадров с орками в костюмах хотелось орать от восторга. С тревогой понял, что понимаю, что пишут в субтитрах вроде "Fire bun forevah". Хотя, если подумать, в похожем стиле английского разговаривали тролли у Терри Прэтчетта.
Саундтрек: Lord of the Rings - Return of di Ganja King (Parody Music Video)
-- -- --
Бессмысленное. Про музыку и клипы.
Всё, что я знаю про нашу попсу, я знаю против своей воли. Сегодня под окнами устроили какое-то веселье для детей. А какое веселье для детей на детской площадке без колонок и громкой музыки, от которой даже закрытые окна не помогут? Сначала в репертуаре было что-то вроде диско семидесятых, но потом началась песня, в тексте которой отчётливо слышалось: "Я - банан, банан. Дуем, дуем, наливаем". Задумался. Это пропаганда чего? Не поверив ушам, вбил в поиск. Хотя в тексте оказалось не "дуем", а "доим" но это вызвало ещё больше вопросов. Кого они там собрались доить в песне про банан. А потом я увидел клип.
Срочно пришлось в качестве противоядия смотреть нормальные клипы. Например, Batmetal Forever и Nanowar Of Steel - Barbie MILF Princess Of The Twilight
Совсем же другое дело, с такими клипами можно воспитать нормальное поколение со здоровой психикой.
Саундтрек: видео
BATMETAL FOREVER
Nanowar Of Steel - Barbie MILF Princess Of The Twilight https://www.youtube.com/watch?v=gX_TxKa0dCY
-- -- --
Предыдущая часть Заметки на полях - 69 Заметки на полях - 69
Иногда в музыкальные клипы запихивают всякие «пасхальные яйца», и если не знать контекст, то приколы проходят мимо, поэтому регулярно смотрю всякие “reaction” с разборами. Плюс это позволяет поддерживать английский язык на уровне, узнавая сленговые выражения. Например, я не знал, что catfish (сом) – это также сленговое название тех, кто в соцсетях выдаёт себя за других, а catfishing – это, собственно, процесс выдавания.
И если, например, отсылка к фильму «Сияние» очевидна, то с остальным не так просто:
Оказывается, была разборка с Ронни, когда кто-то в интернете выдавал себя за него (как раз тот самый catfishing) и переписывался с женой Томми Ли (барабанщик Motley Crew и бывший муж Памелы Андерсон) Brittany Furlan. В итоге она решила, что Ронни зовёт её на встречу, приехала к его старому дому и написала “I’m Here”. В клипе как раз обыгрывается этот момент.
Судя по тому, в каком виде её нарисовали в клипе, ситуация Ронни не понравилась. Даже собаку подходящую не поленились найти.
В клипе сам Томми Ли приходит на разборки. Не только татуировки, но и пирсинг сделали:
Кстати, синий попугай в клипе тоже не просто так, это реальный, можно сказать, персонаж:
И в конце клипа тоже очевидная личность – нынешняя девушка Ронни Dana Dentata (которая снималась в его клипе с Мэрилином Мэнсоном “God Is A Weapon”):
Ещё, конечно, всегда читаю текст, и иногда встречаются слова или выражения, которых не знаю. «One more DUI sends her to prison», сразу полез смотреть, что за DUI. «Driving Under the Influence», вождение машины под воздействием алкоголя или наркотиков. В переводе получается «Ещё раз поймают за вождением в нетрезвом виде и отправят в тюрьму», явно не в первый раз.
Потом ещё нашёл видео про съёмку клипа (стандартно в поиске к названию клипа или фильма добавляется “Behind the scenes” или просто “bts”), тоже интересно.
В целом, конечно, можно всего этого не знать и просто слушать музыку, а не смотреть, как в клипы тащат свои бытовые разборки, но мне всегда был интересен смысл, тот самый "что хотел сказать автор". Тут ещё можно вспомнить их клип Watch the World Burn, где на мужика падают с неба ноутбуки, тоже с ним в интернете срались по поводу украденных перед концертом ноутбуков, поэтому в клипе получи ноутом по голове!
А, возможно, весь клип не просто прикол, а ещё и реклама этой куклы, вроде бы продажи уже анонсированы.
-- -- --
Остальная серия Музыкальное Музыкальное
(Экшена нет, морали и катарсиса нет, бытовые зарисовки)
Про запоминающиеся финальные сцены.
После защиты дипломов сидели в преподавательской с чаем и пиццей. В комиссии были люди из разных институтов, рассказали случай из другого института. Студентка купила дипломную работу и вышла на защиту. На её беду эта же работа защищалась там же на год раньше и её узнали. Поставили двойку. Финальная сцена: студентка бежит за преподавателем и кричит: "Не ставьте мне двойку, у меня ещё два варианта диплома есть!"
-- -- --
Бессмысленное.
Читал про награды областей. Вот, скажем, у нынешнего министра просвещения есть знак отличия «За служение Омской области» I степени. Мне же почти завидно. Хотя, конечно, в Омской области есть награды и покруче. Например, медаль "За безопасность жизнедеятельности". А высшая награда там - это золотая медаль «За особые заслуги перед Омской областью», выдаётся за "совершение поступков, имеющих особо важное значение для Омской области, свидетельствующих о высоком патриотическом отношении лица к Омской области".
В Московской области медали упразднили, но есть много знаков отличия вроде «За заслуги перед Московской областью». Мне понравились своей лаконичностью знаки Губернатора Московской области «За полезное» и просто «Благодарю». А также знак «Во славу спорта».
P.S. Лично я ещё ввёл бы медаль "За восторженный образ мыслей" и "Благодарность просто так".
-- -- --
Музыкальная пауза.
Принял последний экзамен в этом семестре. Этому событию посвящается музыкальная композиция
саундтрек: DEMONDICE - Alkatraz https://www.youtube.com/watch?v=KRQ3sKGQ2KQ
-- -- --
Про психологию и эгоизм.
В разных институтах разные правила. Решил подкорректировать список институтов, в которых работаю, пошёл на собеседование ещё в один. А там помимо подробной анкеты ещё и психолог должен составить психологический портрет путём всяких тестов вроде рисования человечка из кружочков, квадратиков и треугольников. Всё под контролем. Оценил оттенок суровой дистопии и проходил тесты, ожидая, когда про меня напишут что-то вроде: "Старый пират. Друг Флинта. Жаден. Характер скверный".
Но самый большой затык внезапно возник на вопросе: "Кто ваш самый близкий человек?" Без раздумий ответил: "Конечно, это я сам!" После чего мы с психологом некоторое время с непониманием смотрели друг на друга.
Я мысленно загибал пальцы:
- Кому я всегда нравлюсь такой, какой есть?
- От кого у меня нет секретов?
- Кто никогда меня не осудит?
- Кто всегда поддержит меня в любом самом идиотском начинании?
Ответ же очевиден. Только я сам.
"То есть, вы - эгоист?" - "Конечно. Если себя не любишь, то никто любить не будет".
Но, видимо, без ответа на этот вопрос психологический портрет составить не получалось. Пришлось долго думать и импровизировать. Скорее всего, теперь в психологическом портрете добавится не просто "эгоист", а ещё и "хитрозадый эгоист".
И в этой характеристике я сам себя полностью поддерживаю.
саундтрек: BONES UK - Limbs https://www.youtube.com/watch?v=B3SDsBKVn2I
-- -- --
Иду по улице и вдруг вижу рекламу про рододендроны в нацпарке. И непонятно, почему возникают какие-то странные ассоциации.
-- -- --
Посмотрел первый сезон Secret Level (Секретный уровень).
Blur Studio, которая занималась созданием первого сезона сериала "Любовь, смерть и роботы" (Love death and robots), решила не останавливаться на достигнутом и за три года сделали новую антологию. Но, если в "Любовь, смерть и роботы" сюжеты серий брались, в основном, из книг, то здесь каждая серия - это история по мотивам какой-то компьютерной игры. При этом в Blur Studio делали много синематиков по играм, так что общая идея явно появилась не просто так. Делать не короткий рекламный синематик по игре, а историю. Вышло, конечно, не так эпично, как "Аркейн", но и совсем не дёшево. Тем более, что тут всё в 3D, а не рисованная графика. В "Любовь, смерть и роботы" Blur Studio тоже делали серии с реалистичным 3D (в сумме сделали 11 серий).Также для конкретных серий могут приглашать на озвучку известных людей. Здесь в серии "New World" (одна из моих любимых) пафосного короля озвучивает Арнольд Шварценеггер. А в серии "Armored Core" главный герой не зря похож на Киану Ривза, Киану его и озвучивал.
При этом создатель сериала Тим Миллер (Tim Miller) сказал в интервью, что они писали в Microsoft и id Software с просьбой разрешить адаптацию персонажей из Halo и Doom для сериала, но разрешения не получили. Также хотели добавить эпизод с Half-Life, но тоже не получилось.
Объявлено, что сериал уже продлили на второй сезон, но с такой скоростью производства ждать придётся долго.
-- -- --
Бессмысленное.
Часто сопровождаю свою речь назидательными примерами. Как-то зашёл разговор про пластическую хирургию. Немедленно рассказал, что в Арабских Эмиратах регулярно проводят фестивали верблюдов с призовыми фондами в десятки миллионов долларов. Помимо всяких скачек есть ещё конкурсы красоты. Верблюдов. Красоту морды оценивают, фигуру. И в 2021 году на конкурсе красоты больше 40 верблюдов были дисквалифицированы за использование ботокса, подтяжки морды и гормоны для увеличения мышц. "Верблюды! Дисквалифицированы на конкурсе красоты! У них же теперь будет психологическая травма на всю жизнь. Вот к чему может привести пластическая хирургия".
Почему-то после моих выступлений люди иногда забывают, с чего начался разговор.
-- -- --
Предыдущая часть Заметки на полях - 68 (Экшена нет, морали и катарсиса нет, бытовые зарисовки)
Если у читателя возник вопрос - зачем делать самому, если есть готовые решения, то дальше можно не читать. Тут не про результат, а про процесс. Потому что таков путь. Также процесс описан для совсем начинающих, тем, кто хоть как-то с электрикой работал, будет неинтересно.
Спойлер: в итоге будет так (датчик не видно, он на самой верхней полке):
Я знал, что есть такая штука, что открываешь шкаф и внутри свет загорается. Почти как холодильник, только шкаф. И не продукты внутри, а одежда. А так прям как холодильник. Только шкаф.
Немного погуглив, понял, что из типовых решений управления есть датчики движения, датчики препятствия и механические, которые замыкаются и размыкаются путём физического нажатия. Решил остановиться на датчике препятствия. Маленькая коробочка со стандартными входом и выходом 5.5х2.1 включается в цепь между блоком питания и лентой, работает для 12 или 24 Вольт.
Потому что на движение - это, например, задумался надолго перед шкафом, что надеть, а свет возьми и выключись. Опять маши руками и прыгай на месте, чтобы бездушная машина заметила твоё существование. И ладно я: схватил первое, что выпало из глубины, напялил на себя и убежал, счастливо смеясь, навстречу новому дню. А если это прекрасная дама надолго задумалась перед полками и свет выключился? Прыжки на месте перед вешалками не добавляют хорошего настроения, а, наоборот, возникает вопрос: какой враг народа сделал такую систему, что не даёт подумать над чувственным образом? А вот и этот враг бежит мимо в каких-то лохмотьях, счастливо смеясь, навстречу новому дню. Как тут удержаться, чтобы не долбануть его чем-нибудь тяжёлым, потому что чё это он такой весёлый, когда тут вот такое?! А? А?!
Механический датчик неплохо, но как-то не чувствуется хай-тек. Хочется больше высоких технологий. Это моя личная проблема, понимаю.
А вот датчик препятствия - это да. Посылает инфракрасный луч, по отражению понимает, есть препятствие или нет. Пока дверка шкафа открыта - свет горит, закрыл - тут же выключился.
Я заказал на алиэкспрессе, есть много вариантов, поиск по словам вроде "IR door sensor switch" или "cabinet door infrared sensor switch", было даже два варианта: один просто открыто/закрыто, второй при движении руки перед ним по очереди то включал, то выключал (название вроде "sweep hand'). На наших маркетплейсах тоже есть варианты, но по запросу "ИК датчик препятствий" часто даёт ссылки на датчики для ардуино.
У меня ещё остались обрезки светодиодной ленты от предыдущих экспериментов с цветовой температурой 4000К и индексом цветопередачи CRI 98%. И блок питания на 12 Вольт. На 200 Ватт. Лучше даже не спрашивать, зачем мне столько, просто люблю масштаб, купил когда-то в помрачении сознания. Как, впрочем, обычно. Там даже на выход два отдельных провода. Сейчас я бы, скорее всего, брал и блок питания и ленту на 24 Вольта, но раз уже есть на 12, то как раз можно пристроить.
Часто в рекомендациях советуют посчитать мощность ленты и накинуть процентов 30. Тут на весь шкаф максимум будет метра 3 в перспективе. В отдалённом светлом будущем. А пока что один метр. Мощность этой светодиодной ленты примерно 7 Ватт/метр. 7 Ватт добавляем 30%, в пределах 10 Ватт. Ну... 200 Ватт должно хватить.
Закупил профиль для светодиодной ленты с матовым рассеивателем. Конечно, равномерного свечения всё равно не получится, но отдельные маленькие светодиоды не будут выжигать глаза.
Алюминиевый профиль выбрал с шириной внутренней площадки 11мм. Сама лента 8мм, но я не люблю паять, так что планировал использовать коннекторы. Плюс общая ширина профиля 15мм, как раз под один из стандартных размеров двустороннего скотча.
Спойлер: не совсем получилось, пришлось отламывать верхние крышки коннектора и крепление рассеивающего экрана подрезать.
Если я решил наколхозить что-то в первый раз, то всегда стараюсь делать с возможностью изменения. Провода закладываю с большим запасом, соединения делаю разъёмные, поэтому в электрике люблю рычажные клеммы wago 221 серии. Потому что я ленивый, если можно обойтись без пайки, стараюсь обходиться.
Так что купил готовый вход для штекера 5.5х2.1 (из которого уже два провода торчат), сам штекер взял с клеммами. На сайте магазина был вариант штекера с таким же выводом двух проводов, но в отзывах писали, что производитель сэкономил и контакт сильно греется, решил не рисковать. Ток на одну секцию шкафа будет всего около 0.5 Ампера, но я люблю надёжность. Также провод ПВС 2х0.75 и двусторонний скотч. Возможно, сечение 0.75 в моём случае избыточно, коннекторы вообще подключены проводом 22AWG (сечение 0.3), но разница в цене нескольких метров не настолько критична.
Для снятия изоляции использую стриппер, сейчас не понимаю, как раньше без него жил, настолько он упрощает работу с проводами.
Подготовка профиля свелась к просверливанию отверстия.
Коннектор по ширине чуть-чуть не влезал, поэтому отломал у коннектора верхние крышки, а вместо них на всякий случай добавил немного пластика из термопистолета. Но оказалось, что матовый экран всё равно не закрывается, так что кусачками вырезал боковые части экрана по размеру коннектора.
Перед приклеиванием профиля проверил, что всё работает, потому что потом исправлять будет сложнее. Как уже говорил, уважаю рычажные клеммы и стандартные разъёмы за простоту подключения.
Далее двусторонний скотч 15мм
Отметил на полке место дырки в профиле и просверлил полку насквозь, чтобы просунуть провод. Хватило сверла на 4мм.
Кабель оказался толстоват для маленького кабель-канала, так что снял внешнюю изоляцию, оставив два отдельных провода и приделал их к коннектору с помощью соединительных термоусаживаемых гильз. Удобная штука, если есть строительный фен: в такой гильзе посередине припой с низкой температурой плавления. Скрутил два провода, надвинул гильзу, нагрел, припой растёкся, а термоусадка обжала итог. Видел видео, где такие гильзы даже обычными зажигалками нагревают. Может, и не так надёжно, так полноценная пайка, но для не сильно нагруженной линии должно хватить.
Провода закрыл маленьким кабель-каналом.
На самой верхней полке поставил датчик, но пока что оставил тестовый вариант: не убирая провода и не крепя намертво, потому что ещё не решил: поставить датчик на левую дверку или на правую. Хотя можно на обе створки по датчику поставить, но пока тоже не уверен, нужно ли. От датчика провод уходит дальше к блоку питания.
То есть на вход датчика идёт питание (чёрный штекер с клеммами), а выход подсоединён к ленте.
Также методом научного тыка выяснил, что датчик работает, если лежит на краю полки, при попытке перенести его вглубь он срабатывает на отражённый от полки сигнал. «Ага, диффузное отражение» - понял я, помню ещё по опытам с поляризацией Про кросс-поляризацию света «Заменим его на зеркальное». Положил на полку перед датчиком кусочек фольги, теперь датчик перестал срабатывать от полки, если нужно расположить его в глубине, такой метод можно использовать.
По итогам тестирования. Подсветка в шкафу – это очень удобная штука.
-- -- -- --
Остальная серия Рукожопие Головного мозга Рукожопие головного мозга
P.S. В комментах интересовались, почему бы не использовать концевые выключатели или герконы вместо ИК. Цена тут не вопрос, экономия была бы копеечная. Но вот стиль мне сейчас очень нравится. Никаких лишних деталей не торчит, открываешь дверки и бесшумно неизвестно почему включается свет. Да, возможно, магнитные датчики надёжнее, но сейчас с моей точки зрения просто более стильно.
Спойлер: итог будет такой
Если читатель сейчас подумал - "а зачем мне плётка?" значит, плётка ему не нужна, можно дальше не читать. Если же в базальных ганглиях мозга зашевелились какие-то новые инстинкты, то можно продолжить знакомиться с очередной серией «Из говна и палок».
Историческая справка, можно пропустить. Первую плётку я купил очень давно ещё на ebay как фотореквизит (точнее, там был дешёвый набор с небольшой плёткой и наручниками из кожзама). Очевидно же, что фото девушки с плёткой имеет все шансы получить больше популярности, чем фото без плётки. Например, NSFW Скорейшего всем, так сказать, Нового Года - 2
И на первой же фотосессии плётку у меня отжали с мотивировкой: "Одолжи плётку, а то мы с парнем поругались, сейчас поеду мириться". Ну как можно отказаться быть примиряющим людей Купидоном?
Но уже тогда я понял, что лучше взять отдельно плётку немного дороже, но повыше качеством Про игрушки для взрослых с алиэкспресса Дальше помимо фотореквизита в ход пошли подарки. В деканатах нескольких институтов на 8 марта получили "Набор для работы со студентами" - плётку и тульский пряник. И вообще оказалось, что такие подарки недорогие, а помнят их годами Про подарки и тупой юмор Плюс немного разнообразить личную жизнь. Конечно, я считаю, что самое суровое доминирование - это прицепить девушку наручниками, а потом достать губную гармошку и начать наигрывать "Спокойной ночи, малыши" Про губную гармошку это реальное доминирование, а не жалкие поделки буржуазного синематографа, но куда деваться от навязанных обществом консервативных стереотипов? Так что недорогие плётки с алиэкспресса расходились быстро. Ну и всякие дополнительные приспособления, как, например, тут NSFW Remove before flight
Но вот когда элитная плётка с алиэкпресса начинает буквально разваливаться в моих промысловых руках, портя весь воспитательный процесс, начинаешь задумываться о том, как бы сделать что-то понадёжнее, но недорого.
Итак, для начала привлечём экспонат номер 1: не самый дешёвый, но и не особо дорогой с алиэкспресса, после которого я и начал задумываться.
Две маленькие металлические заклёпки на ручке спереди - на самом деле тонкие гвоздики, вбитые в пластиковую трубку. Когда эти гвоздики со временем вылетели, я поступил в своих лучших традициях: взял саморезы с прессшайбой и ввинтил по периметру несколько штук. Но через некоторое время начала крошиться сама пластиковая трубка внутри ручки. Несколько разозлившись, я выкинул изначальную пластиковую трубку, взял полипропиленовую трубу 20мм, на задний конец припаял заглушку, а переднюю часть залил пластиком из клеевого пистолета. После чего снова ввинтил саморезы, но теперь уже в толстый полипропилен и пластик. Жить стало проще, жить стало веселее.
Но тут я задумался (tm). Ведь наверняка такие массовые вещи с маркетплейсов делают из стандартных компонентов. Можно взять компоненты, заменив слабые части на что-то надёжнее. Например, краткое гугление показало, что есть толстый двустороний кожзам из полиуретана толщиной 1.7 мм (который я нашёл по запросу "толстый кожзам"), продающийся на алиэкспрессе кусками по 30*130 см. Здесь важный момент – надо смотреть, что материал в описании именно PU, полиуретан, а не более дешёвый PVC (ПВХ). Полиуретан обычно более мягкий и гибкий.
Поскольку длина хвостов таких плёток чаще всего не длиннее 60 см, то из такого куска можно сделать минимум 2 штуки. Для покрытия самой ручки можно использовать или готовые полоски кожзама, или термоусадку большого диаметра (которую я внезапно нашёл по словам "термоусадка большого диаметра"). Купил на всякий случай диаметры 25 и 30мм, хотя в итоге хватило 25мм.
Толщина ручки для разных людей удобна разная. Немного погуглив, я понял, что чаще всего делают диаметр от 16 до 25мм (от 5/8 до 1 дюйма).
Решил, что для меня самый простой вариант ручки - это полипропиленовые трубы для водоснабжения. В основном, потому что у меня уже есть прибор для пайки полипропиленовых труб. Подходящие варианты диаметров - 16, 20, 25 мм. Термоусадка добавит 2-3 мм, так что 25мм может быть многовато. Решил остановиться на трубе 20мм (3/4 дюйма).
Для утяжеления ручки купил болты М12х140мм. Зачем? Во-первых, конечно, символизм. Мы не просто кладём куда-то плётку, мы кладём болт. Во-вторых, "Тяжесть - это хорошо. Тяжесть - это надежно. Даже если не хлестнуть, таким всегда можно дать по голове". Ну и, в-третьих, лично мне удобнее, когда центр тяжести не слишком далеко спереди, тут он получился примерно под указательным пальцем.
Далее я вооружился белой гелевой авторучкой, линейкой и раскройным роликовым ножом. Понятно, что резать можно чем угодно, но роликовый нож в данном случае – удобная штука.
Отрезал кусок кожзама 60см и разметил его по ширине по 1см
Такой длинной линейки у меня не было, так что взял кусок алюминиевого профиля для светодиодной ленты, жертву другого эксперимента по улучшению освещения. Плюс пришлось подложить гибкую разделочную доску, а то макетный коврик оказался мал.
Пока не приноровился, линии отреза были кривоваты, но первые неудачные всегда можно отрезать и сделать вид, что их не было.
Далее берём кусок полипропиленовой трубы 20мм, я отрезал «на глаз», получилось примерно 17см и припаял муфту на те же 20мм диаметра (это будет задняя часть).
Потом вставил болт. Для этого заднюю часть муфты держал на нагреве около полуминуты, потому что шестигранная головка болта не влезает, а в хорошо нагретую муфту просто вдавливается. Потом ещё на всякий случай немного заплавил более крупной насадкой, чтобы болт точно не выпал, и прошёлся по краю напильником.
В переднюю часть залил довольно много пластика из термоклеевого пистолета, туда будут ввинчиваться саморезы. У меня были старые стержни, которые уже пожелтели от времени, тратить не жалко, так что залил пластика много, постарался до болта, чтобы спереди он тоже был закреплён.
Затем переднюю и заднюю часть заклеил чёрной изолентой, чтобы не торчала труба. Три куска изоленты как раз хватает, чтобы закрыть одну сторону.
Дальше туго обматываем переднюю часть (залитую внутри пластиком из термопистолета) нарезанным на полоски кожзамом.
И фиксируем саморезами. Я брал 16мм с прессшайбой, закрутил всего 6 штук со всех сторон. По моим меркам, это скромно, потому что я считаю, что не бывает непрочных конструкций, бывает мало саморезов.
Потом ещё обмотал саморезы изолентой, просто потому что могу.
Добавил на ручке петлю. Один из отрезанных хвостов прицепил сзади, обмотал изолентой, подогнул торчащие концы, ещё раз обмотал изолентой, ну и на конце ещё изоленты, потому что изоленты много не бывает.
Термоусадка 25 мм наделась на ручку, как будто так и было задумано. Если бы не налезла, есть ещё диаметр 30мм.
Прошёлся строительным феном
Ну, и, собственно, результат, как обычно, «дёшево и сердито».
Понятно, что при желании можно сделать из чего угодно, здесь я просто взял те элементы, которые легче найти.
Концы пока загибаются, потому что кожзам был свёрнут рулоном, поэтому плётку лучше повесить вертикально, со временем концы выпрямятся.
-- -- --
Остальная серия «Рукожопие головного мозга» Без названия
Почему-то ссылка на серию неправильно вставилась, напишу ещё раз Рукожопие головного мозга