Серия «Необычные истории обычных вещей»

1036

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой

Что делать, если что-то скрипит или не двигается? Ответ очевидный — «брызни вэдэшкой!». Легендарная смазка найдется дома у каждого. Но…

Кто изобрел эту самую «Вэдэшку»?

Почему WD-40 называется именно так и причем здесь ракеты?

Зачем американцы пытались есть WD-40 и что с ними стало?

Десятки мифов, занимательная история создания и официальный список из 2000+ способов применения — мало кто знает, что на самом деле стоит за обычной «вэдэшкой».

Я патентный поверенный. Патенты и товарные знаки — это моя профессия. Сегодня расскажу необычную историю обычной вещи — погнали!

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Кто изобрел WD-40 и причем здесь ракеты?

Знакомьтесь: это химик Норман Ларсен. В 1953 году он работал аэрокосмической лаборатории в Сан-Диего, США.

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Норман и его двое молодых напарников из Rocket Chemical Company должны были изобрести средство для защиты ракет Atlas от ржавчины и коррозии.

У них получилось. Ракету Atlas побрызгали «вэдэшкой» и запустили. А спустя десять лет первый обрызганный «вэдэшкой» космический корабль Friendship VII облетел вокруг земли¹.

Продукт получился настолько хорошим, что сотрудники лаборатории начали таскать себе домой банки с «ракетным составом», пряча его в ланч-боксы¹. На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь!

Да, на работе они наносили состав на межконтинентальную баллистическую ракету.

А вот дома составчик использовали, чтобы ворота смазать, замочек побрызгать, всё такое.

Что сделал Норман, когда узнал об этом? Уволил химиков? Выписал штраф?

Не-а. Норман такой: «Ребятки, а чего ж вы в банках носите? Вам же неудобно. Давайте-ка я попробую засунуть всё это дело в аэрозоль».

Получилось удобненько. Так в 1958 году первый баллончик WD-40 появился на полках магазинов.

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Дизайн самых первых банок WD-40

Продажи росли из года в год, и через десять лет ракеты химикам уже были не нужны.

Компания Rocket Chemical Company переименовалась в честь своего единственного продукта и стала «WD-40 Company, Inc».

Почему WD-40 называется именно так

WD-40 — это «Water Displacement, 40th formula». «Вытеснение воды, формула #40».

Почему «номер 40»? А потому что первые 39 попыток создать формулу провалились.

Успешной стала только сороковая попытка. Ее номер и лег в название продукта «WD-40».

На самом деле называть свой продукт сочетанием букв и цифр — плохая идея


Если вы когда-нибудь решите придумать название для своего товара или компании, так лучше никогда делать.


Почему так? А смотрите.

Вот придумали вы название для бизнеса, будете вкладывать деньги в рекламу бренда, силы и время.

Важно сделать так, чтобы права на это название юридически принадлежало именно вам — чтобы конкуренты не использовали и чтобы самому в суд не загреметь, если выяснится что такое название уже давно кем-то занято.

Чтобы права на название принадлежало вам, его нужно зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте.

И тут есть подвох: у Роспатента больше 20 оснований для отказа в регистрации. Одно из них касается как раз аббревиатур и всяких сочетаний букв-цифр.

Роспатент по умолчанию считает, что названия типа «SKG» «ДВБ» и даже «pkb-49,5» покупатель не может ассоциировать с конкретной компанией. Ну, типа, это не слово какое-то запоминающееся, а просто набор букв и цифр. В итоге заявки на такие названия получают отказы.

«А как же, Алексей, — cпросите вы у меня, — живут BMW, KFC и тот же WD-40? Неужели у них нет своих товарных знаков?».

Есть, ребята, есть, конечно. Просто на то, чтобы убедить Роспатент снять такое основание для отказа нужно капец как много времени и документов. Нужно реально доказать, что ты продаешь товар в таких масштабах, что покупатели ассоциируют это название именно с тобой.

У корпорации BMW на такие юридические баталии деньги есть. У нас с вами… Ну даже если и есть, то лучше выбрать для бизнеса менее геморройное название, наверняка у вас найдутся варианты.

Кто знает секрет формулы WD-40

Внезапно, но на состав WD-40 нет патента.

Компания никогда не патентовала формулу, потому что тогда бы им пришлось раскрыть свой состав. Вместо этого они сделали ставку на коммерческую тайну — и это работает уже 70 лет.

Как заявляет компания, сегодня только один человек в мире знает настоящий рецепт смазки. А все статьи в СМИ типа «химики раскрыли секрет формулы wd-40» — ложь¹.

Запатентовать или засекретить, что лучше?

Допустим, вы изобрели какую-то штукенцию. Если вы хотите ее защитить, у вас есть выбор:

а) запатентовать

б) засекретить


Это два принципиально разных способа защиты. Нет такого, что один из них однозначно лучше.

Если вы получите патент, то описание вашего изобретения будет опубликовано в открытом госреестре.

Кто угодно сможет его посмотреть и даже использовать — после того как срок действия вашего патента истечет. В обмен на это государство будет защищать ваши интересы: если патент действует, а кто-то его нарушит — вы сможете взыскать с него компенсацию через суд.

Когда-то давно я рассказывал на Пикабу об одном российском деле, где изобретатели взыскали с нарушителя 136 миллионов рублей.

Если вы сохраните свое изобретение в секрете, то защита будет зависеть только от вас. Закон поможет защититься в случае «кражи» секрета сотрудниками. Но если кто-то просто купит ваш продукт и догадается как сделать такой же — секрет перестанет быть секретом, и ничего незаконного в этом не будет.

WD-40 выбрали второй вариант — засекретить. Патента на состав у них нет.

А вот свой дизайн и бренд они защищают очень мощно.

Сотни товарных знаков по всему миру — название, логотипы и чего только нет. Патенты на дизайн банки — вот такие патенты у них есть, да.

В России десятки товарных знаков WD-40 тоже давно зарегистрированы и действуют по сей день.

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Идея написать этот пост пришла мне, когда я вчера брызгал WD-40 в дверной замок. Получается, я тоже своего рода WD-40 SPECIALIST.

А вот регистрацию народного названия «ВЭДЭШКА» юристы компании упустили. Из-за этого несколько российских компаний попробовали зарегистрировать это название на себя.

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Российским «ВЭДЭШКАМ» Роспатент отказал.

Скорее всего причиной отказа стал «риск введения потребителей в заблуждение». Так Роспатент отказывает, когда считает, что покупатель может ошибочно посчитать, что покупает товар известного бренда.

А вот чуть более оригинальный знак «ВЕЗДЕШКА» вполне себе прошел регистрацию. Но к оригинальному WD-40 этот продукт отношения не имеет.

39 неудач и одна легенда: как «космическая смазка» попала к вам домой Юристы, Изобретения, Длиннопост, WD-40

Самые необычные способы использовать WD-40

На сайте компании есть список из 2000 способов применения ВЭДЭШКИ¹.

Вот пять самых оригинальных (и кому-то полезные) из них:

— удаление насекомых с радиаторной решетки автомобиля

— выдергивание застрявших блоков кубиков Lego

— удаление следов маркера с белой доски

— вытащить жевательную резинку из волос

— вытащить удава из моторного отсека машины (да, задокументированный случай — пруф)

А вот принимать в пищу WD-40 не стоит. У американцев бытовал миф, что употребление WD-40 лечит артрит. И компании пришлось даже делать официальные заявления о том, что смазка непригодна для таких целей.

WD-40 Company существует 70 лет. Сегодня WD-40 используют в 176 странах мира. Оборот компании превысил 400 млн долларов. И представьте, это почти всегда была компания одного продукта.

Как юрист по интеллектуальным правам желаю вам, чтобы ваши идеи, разработки и бренды тоже имели ошеломительный успех!

а если дело продвигается со скрипом — брызните вэдэшкой, хехех

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких интересных историях с моей работы.

Если в принципе тема авторских прав, брендов и патентов «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Из недавнего: рассказывал как посчитать, сколько денег вы можете получить за своё название или логотип, если зарегистрируете его на себя — загляните.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков проверить-посмотреть, или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

«У иностранцев начали отбирать бренды в России»: что на самом деле случилось с Ericsson и что это теперь значит для нас с вами

«Мем смешной, ситуация страшная»: как человек получил судебный иск на 5 000 000 рублей за настольную игру про мемы

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!