Реквием по бюджету
Disclaimer: это будет длинный пост. Кому не интересно - переходить по ключевику TLDR к выводам. В Вступлении краткая информация из СМИ.
Нечасто пишу посты, практически никогда. Но уже некоторое время не дает покоя один вопрос, и связанные с ним обстоятельства.
Речь про бюджет РФ, в основном будущий 2024 год. На самом деле, это может выглядеть необъективно, поскольку бюджетный процесс рассчитывает планирование на 3 года, но учитывая события за последние 3 года, планирование на 3 года выглядит ничем не лучше, чем планирование на 1 месяц.
Вступление.
Краткая версия для тех, кто встает под гимн в 6 утра: http://duma.gov.ru/news/57950/
Чуть больше аналитики от некогда любимого РБК (это уже для тех, кто собирается к 8 или 9 утра): https://www.rbc.ru/newspaper/2023/09/25/650d55be9a7947f2b3e8... или от Коммерсанта: https://www.kommersant.ru/doc/6250666
Еще одна короткая выдержка (для перерыва на обед у станка или в офисе): https://www.forbes.ru/finansy/497517-pravitel-stvo-napravilo...
Наконец ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/448554-8
Предупреждение: для желающих осилить исходный текст - там 5600 страниц, с таблицами, без оглавления с гиперссылками. Мучительно листать, а уж искать и анализировать информацию - для тех, кто привык работать с текстами в доинтернетовскую эпоху - и подавно.
Факты.
Доходы бюджета 2024 растут на 22%, расходы на 16%. Соответственно +7,8 трлн. руб. доходов и +5 трлн. руб. расходов. Бюджет дефицитный.
Доходы в 2025 по отношению к 2024 году упадут на 4%, в 2026 году вырастут на 2% по отношению к 2025 году. Примерно то же самое с расходами: -6% и +3,5% соответственно.
Больше по фактам добавлять ничего не буду, дальше нужно погружаться в статьи. Впрочем, чем интересен этот объемный документ - тем, что он содержит не только статьи расходов и доходов и соответствующие пояснения, но и прогнозы Минэкономразвития, а также вкратце условия по налогам, пошлинам, тарифам.
Расходы.
По документу - на мой взгляд до страницы 1877 анализировать информацию сложно и возможно бесполезно. Причина - документ практически не дает сравнения с предыдущими годами, а искать обоснования почему потрачено столько и в конкретный год - бесполезно без отсылок к конкретным документам. Нет, там есть, конечно, ближе к концу документа формальщина по типу "увеличением бюджетных ассигнований на строительство объектов", но почему - не объясняется. Это по структуре и подходу к бюджету является верным, но по факту бесполезным и отправляет нас ко всем этим программам, нацпроектам, заседаниям соответствующих комитетов Госдумы, правительства и т.д.
Но вот мы приближаемся к сути - Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Здесь практически ничего не обращает на себя внимания до раздела ЖКХ - расходы на экономику, безопасность, оборону и другие статьи растут. А вот ЖКХ...сумма больше, чем планировалась ранее, но впереди в 2024-25-х гг. будет сильное сокращение.
Похожая история с образованием - рост по сравнению с 2023 годом, а затем снова падение. Так, в 2025 году по плану на образование будет потрачено на 100 миллионов рублей меньше, чем в 2023.
Затраты на здравоохранение стагнируют на уровне ~1,5 трлн. руб. в год стабильно в течение 2023-2026 гг.
Почти то же самое с социальной политикой - рост в 2024 на 5% и затем стагнация на уровне 7,7 трлн. руб. в год. Что-то странное (на мой взгляд) происходит с физической культурой и спортом:
СМИ - также в перспективе режут расходы. Без картинки.
Растет обслуживание госдолга, при том стахановскими темпами: если в 2023 это было 1,33 трлн. руб, то в 2024-м это 2,29 трлн. руб., 2025-м - 2,80 трлн. руб, а в 2026-м уже 3,32 трлн. руб.
Еще из интересного, расходы на гражданскую науку. Планировалось, что будут расти, но не выпланировали:
То есть, краткий подытог - секвестр, "затянуть пояса", а также перераспределение расходов - ну а куда, вы уже в курсе из ссылок на статьи выше.
Прогнозы и предсказания.
Прежде, чем перейти к доходам - а это самое интересное по моему мнению (где деньги, Зин?), разбавим работу Минфина работой Минэкономразвития.
В пояснениях (стр. 4402 документа) содержатся достаточно интересные мысли (это на мой взгляд самое интересное - прогноз/пальцем в облака):
1. Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год. Что такое не базовый, он же консервативный - это альтернативная версия истории, где рубль только укрепляется к недружественной валюте (с учетом инфляции). Такое конечно возможно в краткосрочном периоде, но не является таковым на протяжении долгого времени.
2. Устойчивый рост мирового ВВП на уровне показателей, наблюдавшихся до пандемии (около 3,0% в 2024-2026 годах соответственно). При этом рост ВВП России в течение последующих 3 лет оценивается в среднем в 2,5%
3. Восстановление экспортных поставок (по сравнению с существенным сокращением в 2023 году) за счет освоения новых рынков сбыта, переориентации цепочек поставок и повышения уровня цен на ключевые сырьевые товары российского экспорта (в частности, ожидается, что экспортная цена на российскую нефть вырастет с 63,4$/барр. в 2023 году до 71,3$/барр. в 2024 году). По мере трансформации мирового энергетического рынка ожидается сохранение сырьевых котировок в диапазоне 70$/барр.);
4. Постепенное ослабление курсовой динамики до уровней 90-92 рублей за доллар США в 2024-2026 годах. Вместе с тем, в соответствии с инфляционным дифференциалом, реальный эффективный курс рубля будет сохраняться стабильным на всём прогнозном горизонте.
5. Повышение занятости и улучшение состояния доходов населения отражается в поступательном восстановлении потребительского спроса (2,4% г/г и 4,0% по итогам 7 месяцев 2023 года - оборот розничной торговли и платные услуги населения соответственно)
Доходы.
Собственно, самая суть.
Прогнозируется рост поступлений ненефтегазовых доходов федерального бюджета по сравнению с 2023 годом, при этом в 2024 году ожидается ряд "разовых" поступлений, в результате чего ненефтегазовые доходы вырастут до 23 561,0 млрд рублей, а затем снизятся в 2025 году до уровня 21 792,6 млрд рублей с последующим ростом до 22 636,3 млрд рублей в 2026 году, что обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций), дополнительными поступлениями в результате корректировки налогового законодательства и реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. При этом доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП (за исключением упомянутого всплеска в 2024 году) снижается до 11,2% к ВВП в 2026 году.
Таблица 2.2. - пресловутые ненефтегазовые доходы вырастут значительно, их доля в общих доходах будет падать. К этому еще вернемся.
Что еще интересного можно отметить по доходам:
Рост по нефтегазу: ожидается перерасчет экспортной пошлины + высокая цена на нефть
Утилизационный сбор на автомобили составит 472,7 млрд рублей (в 2023 план - 165,9 млрд. руб.)
Налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и в виде процентов (купонов, дисконтов), получаемых по обращающимся облигациям российских организаций - 103 млрд. руб. (в 2023 план - 1,5 млрд. руб.)
На странице 4431 для самых любопытных ждет факторный анализ - пожалуй, самое интересное. То какие факторы и в какой степени повлияли на изменение доходов бюджета. Примечание: есть факторы, которые внесли отрицательный результат, то есть доходы уменьшились.
Дальше я выделяю:
статьи, которые принесут больше всего доходов
доходы по которым выросли наиболее значительно
В части нефтегаза это:
Введение дополнительных пошлин на экспортные товары по согласованной номенклатуре с 1 октября 2023 года до конца 2024 года - 453,2 млрд. руб.
В части ненефтегаза:
Разовое поступление по прочим неналоговым доходам в рамках нормы законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" - 850 млрд. руб.
Проектируемое поступление в 2024 году межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету из бюджетов Социального фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с окончанием действия предоставленных в 2022 году отсрочек по страховым взносам - 772,2 млрд. руб.
Увеличение поступлений внутреннего НДС за счет роста номинального объема ВВП, изменения структуры налогооблагаемой базы при росте сумм налоговых вычетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также увеличения собираемости - 767 млрд. руб.
Увеличение поступлений ввозного НДС за счет роста объемов импорта, при положительном влиянии обменного курса и изменении структуры облагаемого импорта, а также увеличения собираемости - 272 млрд. руб.
Изменение поступления доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета, кроме ФНБ, с учётом ожидаемой динамики ключевой ставки и объёмов размещения - 119,5 млрд. руб.
Основные налоги.
Налог на прибыль
НДФЛ
НДС
Аномалии доходов.
Сюда я собрал те статьи, которые показали безудержный рост. В большинстве случаев доходы растут на несколько, или на десяток процентов. Есть статьи, которые уменьшаются, но есть рекордсмены по росту.
Так называемые безвозмездные поступления. По первой графе - "уйти" из западных компаний уже практически некого, остальное как видно это всевозможные остатки, трансферты и по сути перекладывание из кармана в карман.
TLDR или Выводы.
Каждый их может сделать сам, но в целом бюджет внакладе не остался. Благодаря нехитрым манипуляциям с:
НДС (спасибо импорту за это)
Печатным станком (в данном случае точно с гособлигациями, которых вроде бы пока немного, но они все дороже в обслуживании)
НДФЛ (выросли зп, а также начнут стричь купоны с вкладов в банках)
Ловкостью рук в отношении граждан (соки-воды, утильсбор) и компаний (windfall, а теперь и экспортные пошлины)
Бюджет ни разу не является социально ориентированным. Доказательство - статьи расходов на здравоохранение, ЖКХ, спорт, гражданскую науку. Пример: рост пенсий на прогнозируемую величину инфляции в 7,5%, а тарифов ЖКХ на 9,8%.
Бюджет по-прежнему дефицитный. А значит его будут пополнять любыми средствами и методами. При этом приоритеты расходов выставляются жестко, а вот подход к доходам наоборот очень гибкий. Из наиболее очевидного - это поднятие всевозможных косвенных платежей (налог на сахар/газировку) или так называемые экспортные пошлины при курсе выше 80 рублей за доллар. Впрочем, нельзя не "нафантазировать" и поднятие прямых налогов - НДС, НДФЛ. Подвижки в этих направлениях в разном виде уже есть.
Бюджеты на 2025 и 2026 годы видятся в данный момент профанацией. Мнение основывается на одном-единственном факте - я основываюсь на прошлом опыте. Прошлый опыт подсказывает, что за пандемией последовала СВО, а доходы (и расходы тоже) изменялись резко. Так что бюджеты (как и прогнозы по курсу доллара, цене нефти и прочим макроэкономическим показателям) это сплошная копипаста. В том же 2024 году, например, предстоят выборы, а что было в 2018 - вы и сами можете вспомнить.
Это консервативный, застойный бюджет. Для иллюстрации несколько моментов:
Смотрим на налог на прибыль (и на саму прибыль) - прибыль и налог растут медленнее инфляции. Это говорит в первую очередь или о необходимых капиталовложениях (но их требуется много, а еще есть проблемы с импортозамещением), или о том, что мы собственно видим прямо сейчас - в бюджет изымаются суммы как прямыми, так и непрямыми способами.
Здравоохранение и ЖКХ в минусе. Это непосредственно человеческий капитал. От таблеток до высокотехнологичной медицины.
Гражданская наука, описанная выше, порезана.
На этом все. Потратил добрый десяток часов. Надеюсь, это будет полезным кому-то еще.
P.S. Я смотрел, но мог просмотреть. Если есть добавления или поправки - добро пожаловать в комменты.
Бонус: одна из аномалий, описанных выше, и найденная случайно. Те самые межбюджетные трансферты, которые уменьшатся. В Минфине, надо полагать, считают, что собственные доходы региональных бюджетов очень похорошеют в ближайшие годы. Ни опровергнуть, ни подтвердить без детального анализа это не получится, хотя нужно понимать, что разница между бюджетом Москвы и бюджетом Тувы огромная, поэтому просто наблюдаем как Минфин в очередной раз вывернулся.