Первое античное Чудо Света - Пирамида Хеопса. Раскрывая тайны Великой Пирамиды и подводя итоги по Чудесам Света3
Здравствуйте читатели! Что-то я давненько не писал статьи в данной рубрике...Просто я немного приболел, да и «дедлайны» декабрьские на работе времени свободного совсем не оставляют...Но мы сегодня собрались не для выслушивания моего нытья....В предыдущем своем посте я вам уже рассказал про Великого Сфинкса - вечного стража фараона Хефрена (Хафра). Но Великий Сфинкс был лишь частью заупокойного комплекса, в центре которого находилась непосредственно усыпальница фараона - пирамида Хефрена. Про пирамиду Хефрена я уже написал статью в своем ТГ-канале. Надеюсь вы с ней ознакомитесь и она покажется вам интересной. Но сегодня речь пойдет не про Хефрена, а про его отца (брата) - Хеопса (Хуфу). Именно его усыпальница вошла в историю как самое первое Чудо Света. В сегодняшней статье я вам подробно расскажу про Великую Пирамиду Хеопса и про тайны, которая она до сих пор хранит, а так же подведем итоги по всем Семи Чудесам Света. Надеюсь данный цикл по Чудесам Света был интересным и познавательным. Заранее Спасибо Вам за вашу поддержку!)
Про Хеопса
Пирамида Хеопса была построена в честь фараона IV династии Древнего царства по имени Хеопс (Хуфу). Возведение этого колоссального сооружения началось ориентировочно в 2580-2560 годах до нашей эры и, согласно свидетельству древнегреческого историка Геродота, продолжалось около 20 лет. О личности фараона Хеопса, известно очень мало, что создает вокруг него ореол тайны. Практически единственным его достоверным скульптурным изображением является крошечная статуэтка из слоновой кости высотой всего 7.5 см, обнаруженная в Абидосе. На ней мы видим фараона в царском головном уборе (хепреш), сидящего на троне со скипетром в руке. В настоящее время данная статуэтка хранится в Египетском музее Каира. Но помимо статуэтки, имя Хеопса также засвидетельствовано на камнях карьеров в Вади-эль-Джарфе на побережье Красного моря и в Туре - ключевых местах, связанных со строительством его усыпальницы. Так же есть упоминания античных авторов о личности Хеопса, прежде всего Геродота, который посетил Египет спустя два тысячелетия после рождения Хеопса. Геродот рисовал образ египетского царя как жестокого и деспотичного правителя, заставившего всю страну работать на свою гробницу. Однако современная египтология рассматривает этот портрет скорее как поздний миф, сформированный масштабом оставленного им памятника, но до этого момента еще дойдем в статье
Про пирамиду
Как я уже написал - Пирамида Хеопса, построенная на плато в Гизе, являлась усыпальницей фараона Хеопса. В настоящий момент она предстает перед нами в несколько деформированном виде из-за воздействия времени. Изначально её высота предположительно достигала 146.6 метров, однако сегодня, после потери вершины и внешней облицовки, её высота составляет примерно 138.7 метра. Длина стороны основания при закладке была около 230 метров, а угол её граней составляет приблизительно 51°. Стоит заметить, что эти грани были точно ориентированы по сторонам света. Не менее внушительным параметром является и площадь, которую занимает сама пирамида - она составляет более 53 000 м2.
Говоря о габаритах, нельзя не обратиться к её массе и внутреннему объёму. Общий вес пирамиды оценивается примерно в 5,9 миллиона тонн. Для её строительства было использовано около 2,3 миллиона каменных блоков, средний вес каждого из которых составляет 2,5 тонны, что сопоставимо с весом небольшого слона. Однако в структуре есть и настоящие гиганты - например, гранитные балки разгрузочных камер над усыпальницей фараона весят по 50-80 тонн каждая.
Но истинную красоту мы сейчас не можем увидеть своими глазами. Непосредственно после строительства, вся поверхность пирамиды, от основания до вершины, была облицована идеально отполированными плитами белого известняка, добытого в каменоломнях Туры на противоположном берегу Нила. Эти плиты были так тщательно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышал полмиллиметра. Под лучами египетского солнца эта гигантское строение ослепительно сверкала, словно монолитный кристалл, и была видна за многие десятки километров.
Удивительным фактом является то, грани пирамиды были не плоскими, а слегка вогнутыми, что делает пирамиду 8-гранной , а не 4-гранной, как представлялось ранее. Эта вогнутость настолько минимальна, что увидеть её можно только с воздуха и при определённом освещении, что и было замечено лишь в XIX веке. Этот едва уловимый изгиб усиливал эффект игры света и тени, делая сооружение ещё более монументальным и совершенным. На самой вершине был установлен пирамидион - замковый камень, вероятно, также облицованный электрумом (сплавом золота и серебра), который отражал солнечный свет, превращая вершину в сияющую точку, устремлённую в небо.
Античные авторы
Так же хотелось вставить цитаты античных авторов, которые оставили нам драгоценные описания в своих трудах. И пожалуй начну, с «отца истории» Геродота (ок. 484 - ок. 425 до н.э.)
Так вот, до времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах, Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий длины, а шириной в 10 оргий, в самом высоком месте 8 оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной в 8 плефров и такой же высоты, и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов.
«История» (Книга II, глава 124), Геродот
Здесь Геродот не очень лестно отзывается о Хеопсе и об его методах при постройке пирамиды. Но поскольку она была построена за два тысячелетия до его рождения - его описание основано лишь на обрывках легенд и мифов, который он подчерпнул у местного населения. Чуть дальше в статье я напишу как на самом деле происходила стройка пирамиды, основываясь на современных археологических исследованиях.
Так же и Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) оставил описание пирамиды Хеопса в своих трудах.
Хеммис построил самую большую из трех пирамид, причисляемых к семи чудесам света. Эти пирамиды находятся в ста двадцати стадиях от Мемфиса в сторону Ливии и в сорока пяти стадиях от Нила. Величина сооружений и искусность работы повергает зрителей в дивное изумление. Самая большая пирамида — четырехгранная, и каждая сторона основания равна семи плетрам; высота же ее превышает шесть плетров. Грани постепенно суживаются до вершины, где ширина каждой составляет шесть локтей. Все пирамиды построены из твердого камня, с трудом поддающегося обработке, но зато долговечного. Ведь не менее тысячи лет, а по словам некоторых писателей даже свыше трех тысяч четырехсот лет, протекло до наших дней, и тем не менее камни поныне, как и прежде, прилегают друг к другу и не дают сооружению разрушаться. Говорят, что камни были доставлены издалека, из Аравии, а постройка велась при помощи насыпей, так как в те времена еще не были изобретены подъемные орудия. Наиболее удивительно, что там, где воздвигнуто такое огромное сооружение, кругом почва всюду песчаная и даже следа не осталось ни насыпи, ни каменотесных работ; могло бы поэтому показаться, что создано оно не человеческими руками, постепенно, а вся громада сразу, готовая, словно богом поставлена в окружающих ее песках. Некоторые из египтян пытаются по этому поводу рассказывать необычайные вещи, будто насыпи состояли из соли и селитры и растворились в разливающейся реке, исчезнув бесследно, а сооружение одно только и осталось. На самом же деле это не так: те же многочисленные рабочие руки, которые сооружали насыпи, привели все в первоначальный вид. Как говорят, было занято работой триста шестьдесят тысяч человек и вся постройка едва была закончена в двадцать лет.
«Историческая библиотека» (Книга I, главы 63), Диодор Сицилийский
В данном отрывке Диодор солидарен с Геродотом в том, что стройка велась на протяжении 20 лет. Так же в данном отрывке приведен наиболее вероятный процесс постройки пирамиды, но об этом я более подробно я расскажу чуть позже.
Что же внутри пирамиды?
Внутренняя структура пирамиды Хеопса представляется из себя систему коридоров, шахт и камер, расположенных на разных уровнях, и их последовательность полна смысла. От оригинального входа вглубь монолита уходит Нисходящий коридор. Он спускается под углом 26.5 градусов, уходя глубоко в скальное основание плато Гиза на протяжённости более 100 метров. Этот тёмный, узкий проход ведёт в самое нижнее и, как считается, самое раннее в плане строительства помещение - Подземную камеру Она вырублена прямо в скале, имеет грубый, незаконченный вид и необычную форму, напоминающую не то склеп, не то начало какого-то тайного хода. Её назначение - одна из главных загадок. По самой распространённой гипотезе, это было частью первоначального, более скромного плана погребения, от которого позже отказались в пользу верхних камер. Возможно, она символизировала подземный мир, через который должна была пройти душа фараона.
Однако примерно через 40 метров от входа в Нисходящем коридоре в потолке скрывается начало Восходящего коридора. Этот проход был наглухо запечатан гранитными «пробками» изнутри, и именно его с огромным трудом обнаружили и обошли люди Абдаллах аль-Мамуна, пробив стену в обход (про разграбление пирамиды Хеопса я напишу чудь позже). Поднявшись по этому коридору, также наклонному, мы попадаем в центральную часть внутреннего устройства. Здесь пути расходятся. Один ведёт горизонтально в скромное помещение, условно названное Камерой царицы. Несмотря на название, нет никаких свидетельств, что здесь хоронили женщин. Это пустая комната с остроконечным потолком и нишей в стене. Главная её тайна - две узкие, квадратные в сечении шахты, которые уходят вглубь кладки под углом, но в отличие от шахт Камеры царя, они изначально не выходили на поверхность. Долгое время их назначение было непонятно, пока не возникла гипотеза, что они имели не вентиляционную, а чисто ритуальную функцию - быть путём для звёзд, для души фараона к небесным светилам. В 2002 году с помощью робота в конце одной из шахт была обнаружена небольшая «дверца» с медными ручками, а за ней - крохотная пустая полость, что только добавило загадок.
Но истинный апогей внутреннего убранства пирамиды находится выше. От развилки у Восходящего коридора начинается самый впечатляющий элемент - Большая галерея. Её длина 47 метров, а высота достигает 8.5 метров. Она представляет собой высокий наклонный коридор с уникальным ступенчатым ложным сводом, где каждый последующий каменный блок слегка нависает над предыдущим. По её сторонам идут правильные узкие пандусы, а внизу, в полу, выдолблены прямоугольные пазы, назначение которых до конца не ясно (возможно, для удержания деревянных балок или гранитных пробок). Большая галерея производит ошеломляющее, почти мистическое впечатление и, скорее всего, выполняла роль грандиозной приёмной, ведущей к святая святых.
В конце Большой галереи находится низкий проход, преддверие, ведущее в Камеру царя. Это помещение, целиком облицованное массивными отполированными красными гранитными плитами из Асуана. Его размеры - примерно 10.5 на 5.2 метра при высоте 5.8 метра. Здесь стоит единственный предмет, оставшийся в пирамиде с древности, пустой саркофаг из того же красного гранита. Он немного шире входа в камеру, что доказывает: его установили ещё в процессе строительства, до возведения стен и перекрытий. Потолок камеры плоский, но над ним, для снятия колоссального давления миллионов тонн камня, древние инженеры создали гениальную систему разгрузочных камер (их пять). Это пустые отсеки с гранитными перекрытиями, расположенные друг над другом. Их обнаружили только в XIX веке, пробив потолок. Именно здесь, в этой аскетичной, но могучей гранитной комнате, по замыслу, и должно было покоиться тело Хеопса, защищённое не только толщей пирамиды, но и инженерным гением её строителей. От Камеры царя на север и юг отходят две вентиляционные (или звёздные) шахты, узкие каналы, точно сориентированные на определённые небесные светила (Сириус и Пояс Ориона, имевшие большое значение в загробных верованиях египтян). Они обеспечивали символическую связь усопшего фараона с космосом.
Как же все же была построена пирамида Хеопса?
Постройка пирамиды началась с масштабных подготовительных мероприятий. После тщательного выбора места на скальном плато Гиза, способного выдержать грандиозный вес, инженеры проводили разметку. Они с большой точностью ориентировали основание пирамиды по сторонам света, а для создания идеально ровной площадки использовали систему канавок, которые заполняли водой, создавая точный горизонтальный уровень. Параллельно начиналась грандиозная логистическая операция. Основной строительный материал, известняк, добывался в карьерах прямо на плато Гиза. Однако для облицовки требовался белоснежный известняк из каменоломен Туры на противоположном берегу Нила, а для внутренних камер - гранит из далёкого Асуана и с карьера Вади-эль-Джарфе. Свидетельство этой сложной доставки сохранилось в древнейшем папирусном архиве чиновника по имени Мерер, который подробно описывал, как блоки из Туры перевозились по Нилу и сети специально прорытых каналов прямо к подножию строящейся пирамиды.
Транспортировка многотонных блоков по суше была не менее впечатляющей. Египтяне использовали деревянные сани, которые тянули группы рабочих. Ключевым открытием стала техника увлажнения песка перед полозьями саней. Эксперименты подтвердили, что влажный песок резко снижал силу трения, позволяя значительно облегчить перемещение тяжелейших грузов. Что касается самого спорного вопроса, про подъём блоков на постоянно растущую высоту пирамиды, то наиболее убедительной является теория о системе пандусов. Вероятно, это были не прямые гигантские насыпи, а спиральные или зигзагообразные рампы, огибавшие строящееся сооружение и позволявшие постепенно перемещать камни на нужный ярус. Подъём на последние метры мог осуществляться с помощью системы деревянных рычагов.
Организация труда была такой же продуманной, как и инженерные решения. Согласно последним исследованиям и раскопкам, проведенные на плато в Гизе, было установлено, что строили пирамиду вовсе не рабы, а наемные работники, причем их количество было гораздо меньше, чем указано в античных источниках. Рабочие делились на две большие группы. Постоянное ядро, около 5 тысяч квалифицированных мастеров, каменотёсов, архитекторов, плотников, жило со своими семьями в специально построенном посёлке у плато. Они формировали профессиональную основу проекта. Основную же массу составляли временные рабочие, около 20-25 тысяч человек, которые привлекались на трёх-четырёхмесячные «трудовые смены». Как правило, это были земледельцы, которые работали в период разлива Нила, когда полевые работы были невозможны. Их труд был формой государственной повинности, но все же рабством не считался в классическом понимании этого слова. Весь контингент делился на бригады, которые соревновались между собой и даже давали себе гордые названия, такие как «Друзья Хуфу» или «Здоровые», что видно по надписям на некоторых блоках.
Оплата труда работникам осуществлялась натурой, так как в те времена еще не было денег. Наверное именно этот факт и породил миф о рабстве. Основа «зарплаты» состояла из ежедневного пайка. Для рядового рабочего это было 10 хлебных лепешек и несколько кувшинов пива - калорийный рацион, необходимый для тяжёлого физического труда. Однако археологические раскопки рабочих посёлков показали, что питание было гораздо более разнообразным и качественным. Обнаружены целые «промышленные зоны» с огромными пекарнями, пивоварнями и рыбными цехами. Анализ костей животных, найденных в мусорных ямах, позволил сделать сенсационный вывод: строители регулярно получали мясо - говядину, баранину, козлятину, причём это были отборные куски. Подсчёты показывают, что для снабжения стройки требовалось ежедневно забивать более 10 голов крупного рогатого скота и около 40 овец или коз. Такой уровень обеспечения для тысяч людей был бы абсолютно неэкономичен при использовании рабского труда. Более высокопоставленные специалисты и надсмотрщики получали значительно большие пайки, которые могли обменивать на другие товары, формируя внутри посёлка свою локальную экономику.
Кто разграбил пирамиду Хеопса?
Пирамиду Хеопса разграбляли не единожды. Первыми и главными грабителями стали, по всей видимости, не внешние завоеватели, а сами египтяне, и случилось это ещё в эпоху Древнего Царства или в последовавший за ним смутный период. Сокровища, помещённые в погребальную камеру фараона, золото, драгоценности, ритуальные предметы, оружие и сама мумия Хеопса в золотой маске, представляли собой баснословную ценность. Государственная власть, способная охранять усыпальницу, со временем ослабевала, и организованные группы грабителей, обладавшие знанием внутренних устройств, проникали внутрь. Существует гипотеза, что часть работников, строивших пирамиду, знала о секретных проходах или смогла вычислить их, что облегчило ограбление. Вероятно, это был не единичный набег, а процесс, повторявшийся раз за разом, пока от несметных богатств не осталось ничего. Доподлинно известно, что уже в эпоху Нового Царства, спустя тысячу лет после постройки, пирамиды в Гизе считались древними памятниками, а их первоначальное содержимое было утрачено.
Следующий акт разграбления произошел вероятно в 820 году нашей эры, когда багдаский халиф Абдуллах аль-Мамун снарядил экспедицию на плато Гизы. Его цель была скорее не добыть сокровища (он сомневался в их наличии), а поиск древних знаний и, возможно, демонстрация власти. Его рабочие, пробивая туннель в обход гранитных пробок, случайно наткнулись на Восходящий коридор и внутренние помещения. Они нашли лишь пустой гранитный саркофаг в Камере царя, покрытый толстым слоем пыли. Это стало официальным свидетельством того, что пирамида была пуста уже к IX веку.
Заключительным этапом разграбления стал 1303 год нашей эры. Исторические хроники свидетельствуют, что в этом году произошло сильное землетрясение, которое сильно повредило постройки в Каире, который находился под контролем султана мамлюков Ан-Насир Хасана. По его приказу, с Великих Пирамид ( в том числе и с пирамиды Хеопса) была снята вся облицовка из турийского известняка, которая пошла на строительство, а так же для восстановления мечетей и крепостных стен в Каире. И с этого времени пирамиды стали выглядеть почти так же, какими мы можем видеть их сегодня -лишь невзрачными тенями от своего былого великолепия.
Подводя итоги
Вот наконец-то я и рассказал про самое первое античное Чудо Света и цикл по античным Чудесам считаю завершенным (ну почти). Предлагаю Вам, уважаемым читателям, проголосовать за наиболее интересные и полюбившиеся Вам Чудеса Света!
Ссылки на прошлые обзоры Чудес Света:
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! С большим количеством обзоров и историй вы можете ознакомиться на дзене и в телеграм-канале. Спасибо!




















































