Календарь событий
141 пост
141 пост
19 постов
53 поста
13 постов
15 постов
11 постов
2 поста
5 постов
26 мая 1829 года произошёл один из самых героических эпизодов в истории русского флота - бой брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского с двумя турецкими линейными кораблями. Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, о котором до сих пор вспоминают с гордостью.
В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны (1828–1829), бриг «Меркурий» выполнял разведывательные задачи в Чёрном море в составе небольшого отряда, куда входили также фрегаты «Штандарт» и «Орфей». Недалеко от Босфора русские корабли заметили турецкую эскадру из 18 судов. Командиры отряда приняли решение уходить к Севастополю, но «Меркурий», из-за слабого ветра, отстал и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями противника - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
«Меркурий» был двухмачтовым бригом, построенным в 1820 году. Он предназначался для разведки, посыльной службы и патрулирования. Его вооружение составляли 18 карронад (короткоствольных пушек) калибром 24 фунта, что делало его слабее даже одного из турецких кораблей, не говоря о двух. Низкие борта и небольшие размеры «Меркурия», которые обычно считались недостатком, в этом бою сыграли неожиданную роль: турецким канонирам было сложнее целиться в компактный бриг.
На борту «Меркурия» находилось 115 человек, включая офицеров. Когда стало ясно, что уйти от погони не удастся, Казарский собрал военный совет. По флотской традиции, младший по званию высказывался первым. Штурман Иван Прокофьев предложил принять бой, заявив: «Кораблю - сражаться до последнего, а если будет сбит рангоут или вода подступит к люкам - взорвать бриг». Это решение поддержали все члены экипажа, включая матросов.
Турецкие корабли, имея десятикратное превосходство в артиллерии (184 орудия против 18), попытались взять «Меркурий» в клещи. Казарский, используя вёсла и паруса, искусно маневрировал, не позволяя противнику занять позицию для бортового залпа. Он держал бриг чуть впереди турецких судов, чтобы их пушки, расположенные в бортовых казематах, не могли развернуться для прицельной стрельбы. Русские канониры сосредоточили огонь на такелаже и парусах врага, лишая их хода.
Первым вышел из строя «Селимие»: попадания в рангоут и паруса заставили его лечь в дрейф. «Реал-бей» продолжал преследование, но меткий выстрел с «Меркурия» повредил его грот-мачту, и паруса, упав, заблокировали носовые орудия. К полудню оба турецких корабля, получив серьёзные повреждения, прекратили погоню. «Меркурий», хотя и был изрешечён ядрами (22 пробоины в корпусе, 148 - в парусах и такелаже), сумел добраться до Севастополя.
Потери экипажа составили 4 убитых и 6 раненых, включая Казарского, получившего ранение в голову. За этот бой бриг был удостоен Георгиевского кормового флага - высшей награды для корабля в русском флоте. В приказе императора Николая I подчёркивалось: «Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в морской истории». Капитан-лейтенант Казарский получил орден Святого Георгия IV степени и пожизненную пенсию, а все члены экипажа - награды и привилегии.
Имя «Меркурия» стало легендарным. В его честь на Черноморском флоте традиционно называли корабли «Память Меркурия». Подвиг вдохновил художников, включая Ивана Айвазовского, создавшего несколько полотен, запечатлевших бой. Английский историк Фред Томас Джейн позже писал: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно вывело из строя два линейных корабля» - но факты подтвердили: невозможное стало реальностью.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных событий, произошедших в мировой истории за сегодняшний день. Ваша поддержка очень важна!
В 1839 году в Севастополе, на Матросском бульваре, был открыт памятник Александру Ивановичу Казарскому - командиру легендарного брига «Меркурий». Инициатором создания памятника стал командующий Черноморской эскадрой адмирал Михаил Петрович Лазарев. Средства на возведение монумента пожертвовали жители Севастополя, а также моряки Черноморского и Балтийского флотов России. Автором проекта памятника стал выдающийся русский художник и архитектор, академик и заслуженный профессор архитектуры Императорской Академии художеств Михаил Петрович Брюллов. На постаменте была написана лаконичная надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Примечательно, что данный памятник является самым первым в прекрасном городе Севастополь.
Пётр Маркович Кошка родился 22 января 1828 года в селе Ометинцы Подольской губернии Российской империи, в семье крепостных крестьян. Он и его семья принадлежали помещице Анне Докедухиной, которая была крупным местным землевладельцем. Уже с малых лет он отличался особенной любовью к озорству и острословию. И из-за своих личностных качеств он многократно попадал в передряги, что конечно же не нравилось крестьянкой общине, которая не выносила его выходок. Но все изменилось в 1849 году - Петра Кошку отправили в рекруты. Согласно законам Российской империи того времени, армию формировали из рекрутов путём случайного жребия. Но помещики имели право сдать в солдаты того, кого считали нужным и по одной из версий Петра отдали в рекруты из-за личной неприязни помещицы Докедухиной, которая хотела избавиться от неугодного ей крепостного. Так же по одной из версий, Пётр был отдан в рекруты по решению крестьянской общины, которая тоже его особо не любила. Так или иначе, но с 1849 году начинается путь Петра к воинской славе.
Петра Кошку определили в рекрутскую команду, направлявшуюся в Севастополь, где он был зачислен матросом в 30-й флотский экипаж Черноморского флота. Его первые годы службы прошли на линейном корабле «Силистрия». Однако к тому времени «Силистрия» уже была ветхим парусником и с 1852 года использовалась как блокшив - плавучий склад или казарма. Служба здесь была рутинной и малопримечательной, а энергичный и острословный Кошка даже успел заработать у офицеров репутацию недисциплинированного матроса.
Переломным моментом в его службе стал перевод на более новый линейный корабль - «Ягудиил». Именно на этом корабле Пётр Кошка впервые по-настоящему проявил себя и в ноябре 1853 года принял участие в легендарном Синопском сражении, ставшей последней крупной битвой парусных флотов (если интересно, то и про это событие напишу).Под командованием легендарного адмирала Павла Степановича Нахимова русская эскадра разгромила турецкий флот. В этом бою матрос Кошка проявил себя, показав отличные навыки стрелка. Его храбрость и хладнокровие под огнем были замечены, и с этого момента командиры стали смотреть на его выходки сквозь пальцы. Синопское сражение стало для него боевым крещением и началом в военной карьере.
После сокрушительной победы над турками в Синопском сражении, Российская империя столкнусь с новой угрозой. Стремясь не допустить поражения Османской империи в этой войне - в войну вступила Англия и Франция. И первоочередной для них задачей был захват Крыма, что Российское командования не могло допустить. Так же печальным фактом оказалось то, что русский парусный флот оказался бессилен против новейших англо-французских паровых винтовых кораблей. Чтобы не допустить прорыва мощного вражеского флота в Севастопольскую бухту и захвата города с моря, русское командование во главе с адмиралами Корниловым и Нахимовым 11 сентября 1854 года приняло тяжелейшее решение - затопить у входа в бухту старые корабли, превратив их в непроходимый барьер.
Для моряков, для которых корабль был родным домом и символом чести, это был страшный удар. Пётр Кошка вместе со всеми участвовал в этой печальной процедуре - выгружал припасы, снимал паруса и орудия, а затем наблюдал, как некогда могучие парусные корабли ложатся на дно. Но именно этот отчаянный шаг предопределил его дальнейшую судьбу. Экипажи затопленных кораблей (и не только затопленных) сошли на берег и были сведены в батальоны морской пехоты. Так матрос 30-го флотского экипажа Пётр Кошка стал пехотинцем, защитником бастионов.
Его первоначальной позицией стал легендарный Четвертый бастион - одно из самых опасных и горячих мест обороны, который солдаты называли «адом» или «могилой». Именно здесь, в условиях непрерывных бомбардировок, окопной грязи и постоянной смертельной опасности, и начали проявляться его уникальные качества. Сначала он был одним из многих, но его невероятная смелость, острая наблюдательность и природная смекалка быстро выделили его из общей массы.
Служба Петра Кошки на бастионе не ограничивалась несением караула и отражением атак. Он стал непревзойденным мастером ночных вылазок в стан врага. Эти вылазки были важнейшим элементом обороны, и Кошка участвовал в них с особым рвением, часто по собственной инициативе. Он идеально подходил для такой работы: был невысокого роста, очень ловок, бесшумен, обладал феноменальной храбростью и кошачьей грацией. Он изучил привычки и распорядок вражеских часовых, знал каждую складку местности в нейтральной зоне.
Во время обороны Севастополя Пётр Кошка совершил более 18 результативных вылазок, а его храбрость и героизм на поле боя навсегда вошли в историю.
Один из самых ярких случаев проявления его героизма был связан со спасением тела русского сапёра Степана Трофимова. Англичане, пытаясь деморализовать защитников, привязали тело убитого русского солдата к столбу на нейтральной территории и стали глумиться над ним, используя его как мишень. Вид поругаемого товарища угнетал севастопольцев. Ночью Пётр Кошка, не спросив разрешения у начальства, на свой страх и риск отправился в вылазку. Под непрерывным огнем он подполз к столбу, перерезал веревки, взвалил тело на плечи и благополучно вернулся к своим. За этот поступок, демонстрирующий высочайшее уважение к павшим и бесстрашие, он был представлен к награде и получил всеобщее восхищение, включая командование.
Другой случай, который как нельзя лучше характеризует его смекалку и заботу о товарищах, - это «операция» по добыче окорока. Как-то раз, наблюдая за вражескими позициями в подзорную трубу, он заметил, что убитый французский солдат, вмерзший в землю, лежит с торчащим из его ранца аппетитным окороком. В условиях жесточайшей нехватки провизии, особенно для раненых в госпиталях, это была ценная добыча. Ночью Кошка отправился на нейтральную полосу, откопал труп, забрал окорок и принес его своим. Окорок был немедленно отправлен в госпиталь и сварен для больных солдат.
Не менее дерзкими были его выходки по захвату пленных. Однажды он в одиночку взял в плен троих французов. Подкравшись к их посту, он внезапно прыгнул на них с грозным криком и командами, обращенными в сторону русских траншей, как будто ведет за собой целый отряд. Ошеломленные враги, решившие, что окружены, сдались без боя. Приведя их к своим, Кошка с характерной ухмылкой доложил: «Ваше благородие, троих пленных привел, только за ними ружья нет, да некогда было взять».
Его храбрость была не показной, а очень эффективной. Однажды во время обстрела вражеская бомба влетела в палатку, где хранилась полковая казна и важные документы. Все попадали на землю, ожидая взрыва. Но бомба не разорвалась. Пока все лежали, боясь пошевелиться, Петр Кошка спокойно подошел к ней, поднял, вынес из палатки и бросил в котел с кашей. Горящая фитиль бомбы погас, а ценности и документы были спасены. За этот подвиг он получил от самого адмирала Корнилова личную благодарность и денежную премию.
За свои подвиги Пётр Кошка удостоился множества наград, но самыми значимым для него было награждение Георгиевском крестом в ноябре 1854 года. В 1855 году за повторные подвиги дважды получал надбавки к окладу жалования.
После завершения военной службы Пётр Кошка вернулся в родную деревню, где начал вести размеренную жизнь. Прославленный защитник Севастополя женился на местной крестьянке и вскоре у них родился сын. Он занимался сельским хозяйством, а также подрабатывал проводником обозов, следующих в портовые города - Одессу, Николаев и Херсон.
Однако мирная жизнь оказалась недолгой. Летом 1863 года, в связи с обострением политической обстановки и началом Польского восстания, были мобилизованы резервисты, включая и Петра. Его вновь призвали на флотную службу, на этот раз в составе Балтийского флота в Петербурге. В этот период герой нередко посещал императорский дворец и участвовал в парадах в составе подразделения гвардейских кавалеров.
В 1869 году, несмотря на предложение уйти в отставку, Кошка принял решение продолжить службу, которой отдал ещё четыре года. После окончательного завершения военной карьеры он вернулся в родные места. Как кавалер боевых наград, он получал военную пенсию, вдвое превышавшую жалование флотского унтер-офицера.
Новым этапом в его жизни стала работа в лесной страже при местном лесничестве. На этой должности он не только получал постоянное жалование, но и стал владельцем земельного надела, где за государственный счет для него была построена собственная усадьба. На этой службе он совершил свой последний подвиг. Однажды зимой, совершая свой обычный лесной обход, он услышал крики, исходившие от местного пруда. Это были голоса двух девочек, которые провалились под лед. Петр Кошка, только услышав их, рванул к ним. Времени было мало, но он успел их спасти из ледяной воды, но при этом он и сам получил серьёзное обморожение, которое для него стало фатальным. 25 февраля 1882 года Пётр Маркович Кошка скончался от горячки в возрасте 54 лет.
Пётр Кошка хоть и умер в достаточно молодом возрасте, но память о нем жива и в наши дни. Наследие Петра Марковича Кошки представляет собой яркий пример того, как образ простого солдата, проявившего невероятное мужество, стал неотъемлемой частью национальной исторической памяти.
Самый известный памятник матросу Кошке был установлен 26 мая 1956 года в Севастополе, рядом с Лазаревскими казармами (под Малаховым курганом), и приурочен к столетию обороны города. Памятник невелик и скромен. На пирамидальном гранитном основании трехметровой высоты установлен бюст Петра Кошки работы скульпторов братьев Василия и Иосифа Кейдук. У подножия постамента установлены макеты старинных адмиралтейских якорей и пирамида из ядер. На самом постаменте - чугунный барельеф с изображением медали «За защиту Севастополя 1854–1855 гг.».
Имя народного героя также увековечено в названиях улиц. Улицы в честь Петра Кошки есть в Севастополе, Виннице, Киеве и других городах России, что обеспечивает повседневное напоминание о его подвиге. В его родном селе Ометинцы на могиле установлен скромный, но уважительный памятник-бюст.
Но самое главное наследие Петра Кошки заключается в его образе как архетипа русского солдата - храброго, находчивого и преданного товарищам. Его история служит доказательством того, что настоящий героизм рождается из глубины народного характера, а не только из приказов командования. Таким образом, память о матросе Кошке эволюционировала от солдатских рассказов в окопах Севастополя до национального символа, олицетворяющего народную отвагу в одной из самых тяжелых осад XIX века.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)
К концу XIV века Золотая Орда, ослабленная внутренними междоусобицами (так называемой «Великой замятней»), уже не была той единой империей, что при Батые. Власть в Орде оспаривали несколько ханов, и одним из самых могущественных военачальников стал Мамай, который, не будучи чингизидом, не мог стать ханом, но правил от имени марионеточных ханов.
В это же время на Руси крепло Московское княжество. Благодаря политике Ивана Калиты и его преемников Москва стала политическим и духовным центром русских земель. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, открыто бросал вызов Орде, переставая платить дань в полном объеме и усиливая свое войско. Поводом к прямому столкновению стал спор из-за Великого княжения Владимирского. Мамай, желая проучить непокорного князя и усилисть противоречия среди русских князей, отдал ярлык на великое княжение Михаилу Тверскому, следуя принципу «разделяй и властвуй». Но князь Дмитрий Московский отказался смириться с этим и в 1375 году организовал масштабный поход на Тверь, в котором участвовали войска почти всех русских княжеств. Тверь была осаждена и после капитуляции Михаил признал Дмитрия «старейшим братом» и обязался выступать с ним против Орды. Это был первый общерусский антиордынский союз, инициатором которого выступила Москва.
Это событие стало актом открытого неповиновения, за которым последовала открытая война. Мамай собрал огромное войско, заключил союз с Великим княжеством Литовским (Ягайло) и Рязанским княжеством (Олегом Рязанским), планируя сокрушить Москву и повторить разорение Батыя.
Русское войско возглавлял Великий князь Московский Дмитрий Иванович, которому позднее за эту победу дадут прозвище «Донской».
«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришёл в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской — князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести»
«Летописная повесть о Куликовской битве»
Традиционные исторические оценки, идущие от летописей, говорят о 200-300 тысячах русских воинов, однако современные исследователи, основываясь на логистике и размере поля боя, считают эти цифры сильно завышенными. Более реалистичная оценка - 20-30 тысяч человек, состоящая в основном из ратников и немногочисленной конницы из различных земель Северо-Восточной Руси. Важнейшую духовную роль в подготовке войска и благословении на битву сыграл преподобный Сергий Радонежский. К середине XIV века авторитет Сергия стал настолько велик, что к нему за советом и благословением обращались князья. Он использовал это влияние для высшей цели : для прекращения междоусобных браней и объединения русских земель вокруг Москвы. Он был миротворцем и постоянно уговаривал князей признать старшинство московского князя и подчиниться ему, чтобы вместе противостоять Орде. Его деятельность заложила духовные основы для будущего единого Русского государства.
«Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, Черкасов, и ясов, и буртасов! Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича»
«Летописная повесть о Куликовской битве»
Войско Мамая, по схожим оценкам, насчитывало около 25-35 тысяч человек. Его ядро составляла монголо-татарская конница, но также в войске были наемники-генуэзцы (тяжелая пехота) из крымских колоний, аланы, ясы и другие народы Причерноморья. Критически важным стало то, что союзники Мамая, литовское войско Ягайло и рязанское Олега, не успели к началу сражения и в битве не участвовали.
Русское войско заранее выдвинулось навстречу Мамаю, чтобы не дать ему соединиться с литовцами. Они переправились через Дон в ночь на 8 сентября, что было стратегически важным решением: это отрезало путь к отступлению и показало готовность биться до конца, а также защищало тыл от подходящих литовцев.
Битва началась утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, на узком участке между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, что не позволяло ордынцам применить их излюбленный тактический прием - фланговый охват.
Перед началом битвы произошел знаменитый поединок монаха-воина Александра Пересвета с ордынским богатырем Челубеем, в котором оба бойца пали мертвыми.
«Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая своё мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трёх сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались»
«Сказания о Мамаевом побоище»
После поединка богатырей началось сражение. Основной удар татары направили на русский пеший Большой полк в центре. Несмотря на тяжелые потери, русские стойко держали оборону. Затем ордынская конница обрушилась на Полк левой руки и стала его теснить к реке. Казалось, русские дрогнули, и ордынцы, прорвав левый фланг, стали заходить в тыл основным силам, подставив свой собственный фланг и тыл.
В этот критический момент из дубравы в тыл и на фланг прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк под командованием опытного воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и князя Владимира Серпуховского. Эта неожиданная атака свежей тяжелой конницы решила исход битвы. Утомленное войско Мамая не выдержало удара с тыла и обратилось в паническое бегство. Русские войска преследовали противника на протяжении нескольких километров. Стоит отметить, что князь Дмитрий Иванович сражался в доспехах простого воина в передовых рядах и после битвы его нашли израненным, но живым. И тогда же он получил свою прозвище - «Донской»
«Когда же собрались все люди, князь великий стал на татарских трупах и сказал: «Считайте, братья, скольких воевод и скольких людей у нас нет». Говорит Михаил Александрович, московский боярин: «Нет, государь, у нас 40 бояр московских, да 30 бояр серпуховских, да 30 панов литовских, да 22 бояр переяславских, да 20 бояр костромских, да 30 бояр владимирских, да 50 бояр суздальских, да 40 бояр муромских, да 34 бояр ростовских, да 23 бояр дмитровских, да 60 бояр можайских, да 30 бояр звенигородских, да 15 бояр углицких. А погибло, государь, у нас дружины побитой от безбожного царя Мамая 250 тысяч, а осталось у нас только 50 тысяч, татар же побито 400 тысяч, и лежали трупы мёртвых на 40 верст на обе стороны».
«Сказания о Мамаевом побоище»
Потери с обеих сторон были колоссальными. Летописи говорят, что русское войско потеряло убитыми около 250 тысяч человек, включая множество князей и бояр. Но по современным оценкам потери составили около 15-20 тысяч человек, что все равно говорит о невероятном по кровопролитности сражении.
Войско же Мамая было практически уничтожено, а сам он вскоре бежал в Крым, где был убит своим соперником ханом Тохтамышем.
Непосредственным военным итогом стала сокрушительная победа русских князей. Это была первая крупная победа над войсками Золотой Орды в полевом сражении, которая впоследствии укрепила авторитет и роль Москвы как центра объединения русских земель.
Но самым главным достижением Куликовской битвы стало развенчание мифа о непобедимости ордынской армии, а русские полководцы смогли продемонстрировать в битве выдающееся тактическое мастерство. Однако независимость от Орды тогда была не достигнута. Уже через два года новый хан Тохтамыш, объединивший Орду, совершил внезапный поход на Москву, сжег город и заставил возобновить выплату дани. Но ее размер стал значительно меньше, а сама зависимость стала носить более формальный характер. Политическая воля Орды была сломлена. Главным долгосрочным последствием битвы стало ускорение процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Она показала необходимость и эффективность единого командования и общих целей, заложив духовно-политический фундамент для окончательного освобождения Руси, которое произойдет через сто лет, в 1480 году, во время знаменитого «Стояния на реке Угре».
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)
Здравствуйте читатели!
Вы наверное могли заметить (а может и не могли) интенсивность выпуска мои «статей» резко снизилась..но на то есть определенные причины. На данный момент я прохожу не самый простой этап в жизни (а кому не пофиг? :D) , а в следствии этого мало свободного времени. Вы сами понимаете, что для написание требуется определенное вдохновение, которого на данный момент у меня маловато. Очень надеюсь, что этот жизненный этап поскорее пройдет и все вернется на круги своя...но пока имеем то, что имеем. Но хотелось выразить свою благодарность читателям и подписчикам, ваша активность под постами поднимает настроение (и не только его - 49.5 как никак :D). Спасибо Вам большое за поддержку!
В прошлом своем посте я рассказал про успешную экспедицию Виталия Абалакова, в ходе которой пик Победы официально был покорен. И Вы, уважаемые читатели, попросили написать про предшествующую экспедицию, которая завершилась трагедией и в ходе которой удалось выжить лишь одному ее участнику - Уралу Усенову. Про эти события я и расскажу в сегодняшнем посте.
Пик Победы, самый северный семитысячник мира, был открыт лишь в 1943 году, хотя первые попытки восхождения на него совершили еще в 1938 году альпинисты группы Августа Летавета, которые поднялись на вершину, но ошибочно определили ее высоту - 6930 м. Вершину команда Летавета назвала пиком ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи). Точная же высота (7439 м) была установлена позднее военными топографами под руководством П. Н. Рапасова и вершина получила свое современное название только в 1946 году. К 1955 году пик Победы считался непокоренным, что вызывало амбиции среди альпинистов СССР. Казахстанская команда уже пыталась штурмовать вершину в 1949 году, но тогда восхождение сорвалось из-за лавин. Подготовка к новой экспедиции заняла пять лет и альпинисты регулярно тренировались и совершали восхождения на другие вершины Тянь-Шаня.
Руководителем экспедиции был назначен заслуженный мастер спорта Евгений Колокольников. Колокольников был легендарной фигурой в истории советского альпинизма, который стоял у истоков высотных восхождений в Казахстане. Родившийся в г. Алма-Ата, он с юности увлекался горами, а к 1930-м годам уже стал ключевым организатором альпинистского движения в республике. Именно он создал первые альпинистские лагеря в Заилийском Алатау (горный хребет) - «Металлург» и «Альпийская Роза» и основал Республиканский клуб альпинистов и туристов (1936г.). Его экспедиция 1936 года на пик Хан-Тенгри (6995 м) стала вторым в истории успешным восхождением на эту вершину, что заложило основы казахстанского высотного альпинизма. За эти достижения он и был выбран руководителем.
А штурмовую группу, группу которой предстояло покорить заветную вершину, возглавил опытный советский альпинист и мастер спорта - Владимир Шипилов. У Владимира был многолетний опыт высотных восхождений, а его организационные навыки и знание гор Тянь-Шаня делали его незаменимым участником группы.
В состав основной группы экспедиции вошли 28 человек. А в состав штурмовой вошли 16:
1.Шипилов Владимир Петрович;
2. Александров Кузьма Яковлевич;
3. Черепанов Павел Филлипович;
4. Солодовников Иван Герасимович;
5. Сигитов Борис Иванович;
6. Гончарук Андрей Федерович;
7. Анкудимов Виталий Геогевич;
8. Акишев Хусаин Акишевич;
9. Суслов Алексей Дмитриевич;
10. Селиджанов Ростислав Михайлович;
11. Рыспаев Эргалий Мукашевич;
12. Меняйлов Павел Пантелеевич;
13. Семченко Александр Архипович;
14. Тородин Ростислав Михайлович
15. Шевченко Николай Григорьевич;
16. Усенов Урал Усенович.
Экспедиция стартовала из Алма-Аты в конце июня 1955 года. Первоначальной задачей экспедиции было достигнуть базового лагеря «Зеленый», который должен был быть развернут на отметке 3000 м. И уже на этом этапе экспедиции возникли серьезные трудности. С самого начала возникли проблемы с транспортом, из-за отсутствия достаточного количества автомобилей группе пришлось разделиться на три эшелона, которые выдвигались с интервалом в несколько дней. Это сразу создало сложности с координацией и перевозкой снаряжения.
Маршрут пролегал через сложные высокогорные перевалы Тянь-Шаня. Дороги находились в плохом состоянии, а некоторые участки вообще отсутствовали, поэтому альпинистам приходилось самостоятельно прокладывать путь. Грузовики с снаряжением регулярно застревали, и их приходилось вытаскивать с помощью лебедок и ручной разгрузки.
Когда техника дальше не могла проехать, альпинисты перешли на пеший переход. Им предстояло преодолеть около 50 километров по труднопроходимой местности с личными вещами и частью снаряжения. Остальное оборудование перевозилось на лошадях и яках, но их было катастрофически недостаточно.
По пути к базовому лагерю группа организовала несколько промежуточных лагерей для акклиматизации и отдыха. Однако из-за задержек с доставкой провизии и топлива эти лагеря были плохо оборудованы. Альпинисты ночевали в палатках, которые не всегда выдерживали ночные заморозки и пронизывающий ветер.
И только 29 июля, с опозданием от плана на 20 дней, все участники экспедиция достигли базового лагеря «Зеленый». Это опоздание критически сократило время для полноценной акклиматизации и подготовки к штурму вершины, что и послужило предвестником будущей трагедии.
Следующим шагом экспедиции было восхождение на ледник «Звёздочка» и создание лагеря на высоте 4200 метров. 1 Августа весь состав экспедиции выдвинулся на новую высоту и 4 августа высота уже была покорена. На этой высоте был разбит основной лагерь «Звёздочка» и именно оттуда началась подготовка к штурмовой операции. В последующие 10 дней экспедиция обустраивалась на новом месте и искала оптимальные маршруты для будущего подъема.
Так же в эти дни было совершено неприятное открытие - они не единственные кто хотел покорить пик Победы. Совсем рядом, в нескольких километрах, был обнаружен лагерь узбекской экспедиции на леднике Иныльчек. Данной экспедицией руководил Владимир Рацек - опытный альпинист и организатор, участвовавший в топографических экспедициях в Тянь-Шане ещё с 1943 года. Его группа насчитывала около 50 человек, включая военных альпинистов и спортсменов из Узбекистана. И они по всей видимости стремились опередить экспедицию Колокольникова в покорении вершины. Всесоюзная секция альпинизма еще перед экспедицией установила очередность - первыми должны были идти казахстанские альпинисты. Однако узбекская группа по всей видимости нарушила этот порядок, выйдя на маршрут раньше согласованного срока и это стало неприятным сюрпризом. В условиях спешки Евгением Колокольниковым и Владимиром Шипиловым было принято решение начать подъем, несмотря на недостаточную подготовленность.
14 августа 1955 года штурмовая группа из 16 человек вышла из базового лагеря. Позывные были установлены как «Урал» (лагерь) и «Волга» (пик). Сеансы связи планировались трижды в сутки. Первые дни прошли в штатном режиме: к 16 августа группа достигла перевала Чон-Торен (5850 м). Однако 17 августа произошла первая критическая поломка - сгорела радиостанция, связь с лагерем прервалась. Несмотря на это, Шипилов принял решение продолжить восхождение, а не возвращаться. Это решение скорее всего было связано во многом с конкуренцией с узбекской экспедицией, которая как оказалось уже 15 августа выдвинулась из своего лагеря на покорение пика. Так же 17 августа у альпиниста Петра Меняйлова начались симптомы горной болезни. Александр Семченко, в составе группы сопровождения (вместе с Николаем Шевченко и Ростиславом Тародиным), был отправлен вниз для эвакуации пострадавшего.
19 августа четыре альпиниста, во главе с Александром Семченко, уже вернулась в лагерь «Звёздочка» и сообщила Колокольникову, что с штурмовой группой всё в порядке и произошла поломка в радиостанции, но они нарушили распоряжение Шипилова, спустившись ниже перевала Чон-Торен, вместо того чтобы остаться на случай необходимости в помощи. В это время штурмовая группа Шипилова, уже из 12 человек, достигла высоты 6700 м и разбила лагерь из трех палаток. Погода, до этого благоприятствовавшая восхождению, резко ухудшилась: начался сильный снегопад, штормовой ветер и пурга. Температура упала до -40°C. Альпинисты, не прошедшие достаточной акклиматизации, стали испытывать симптомы горной болезни: головные боли, тошноту, потерю сил.
В ночь с 19 на 20 августа группа оказалась в западне. Палатки были почти полностью завалены снегом, а условия внутри стали невыносимыми: нехватка кислорода, холод и нарастающая паника. Руководитель штурма Владимир Шипилов, осознавая критичность ситуации, предпринял отчаянные попытки спасти команду. Он организовал дежурства для расчистки снега у входов в палатки и приказал выкопать снежную пещеру, но тонкий слой снега над льдом сделал это укрытие практически бесполезным.
Понимая, что все могут погибнуть, Шипилов приказал самым сильным участникам - Борису Сигитову и Уралу Усенову спускаться вниз за помощью. К ним добровольно присоединился Алексей Суслов. Шипилов сказал: «Спускайтесь, кто может! Доберитесь до лагеря и пришлите помощь». Это были последние слова, которые услышал Урал Усенов от Владимира Шипилова.
Борис Сигитов, Урал Усенов и присоединившийся к ним Алексей Суслов начали спуск 20 августа в ужасающих условиях. Нулевая видимость и глубокий снег делали путь невероятно трудным. 21 августа Суслов почувствовал недомогание и вскоре скончался от легочного кровотечения. После его смерти было принято следующее решение: Сигитов продолжит спуск за помощью, а Усенов останется у тела Суслова. Усенов провел целый день у тела, а помощь так и не пришла. Понимая, что больше оставаться у тела не может, так как начинал уже чувствовать обморожение, 22 августа он решился на спуск. Спускаясь по гребню, он увидел следы выбитые обувью, предположительно Сигитова, которые заканчивались бороздой скольжения. Эти следы обрывались в восточную сторону от перевала Чон-Торен. Спустившись с перевала Усенов не обнаружил следов лагеря и решил идти в направлении базового лагеря «Звёздочка».
23 августа, пытаясь сократить путь на леднике Звездочка, он провалился в ледовую трещину. 26 часов Усенов провел в одиночестве в ледовой трещине, с обмороженными руками и ногами. Но 24 августа узбекские альпинисты из узбекской группы Владимира Рацека заметили одинокую фигуру на леднике и организовали поиски. И уже через несколько часов группа спасателей во главе с Александром Семченко услышала крики из трещины и извлекла Усенова, который уже не мог двигаться самостоятельно. Усенова эвакуировали в ближайшую больницу, а затем перевезли в Алма-Ату. Его рассказ стал основным источником информации о трагедии.
Трагическая экспедиция на пик Победы в 1955 году, в которой погибли 11 альпинистов, имела глубокие последствия для советского и мирового альпинизма. Эта катастрофа стала поворотным моментом, заставившим пересмотреть подходы к организации высотных восхождений.
Прежде всего, были проведены тщательные расследования, которые выявили целый комплекс причин трагедии. Комиссия под руководством Виталия Абалакова подвергла критике организационные недостатки: слабую акклиматизацию, некачественное снаряжение, отсутствие надежной связи и врачебного контроля. Особое внимание уделили психологическому фактору - губительной конкуренции между экспедициями Казахстана и Узбекистана, которая подтолкнула альпинистов к неоправданному риску. Эти выводы привели к существенным изменениям в правилах альпинизма. Были ужесточены требования к экипировке, обязательной акклиматизации и метеорологическому обеспечению. Важным нововведением стало требование наличия врача в составе высотных экспедиций и улучшения средств связи.
Вопреки трагедии, уже в 1956 году пик Победы был успешно покорен командой Виталия Абалакова. Восхождение посвятили памяти погибших товарищей и оно заняло первое место в чемпионате СССР по альпинизму. Урал Усенов, единственный выживший в 1955 году, вошел в состав этой команды. Память погибших альпинистов была увековечена - на склонах Тянь-Шаня установили мемориальные доски, а в альпинистской среде их имена стали символом мужества и трагической цены покорения вершин.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)
30 августа 1956 года группа советских альпинистов под руководством Виталия Абалакова достигла вершины пика Победы - высочайшей точки Тянь-Шаня и Киргизии (7439 метров). Это событие стало важным достижением в истории советского и мирового альпинизма несмотря на все сложности с которыми столкнулась группа Виталия Абалакова.
Пик Победы, известный также как Жениш чокусу (киргизское название), является высшей точкой горной системы Тянь-Шаня и Киргизии, а также самым северным семитысячником в мире. Вершина входит в программу «Снежный барс» - почётный знак за покорение всех высочайших вершин бывшего СССР. Гора была открыта и нанесена на карты в 1943 году группой советских топографов под руководством П. Н. Рапасова, которые впоследствии назвали пиком Победы в честь победы в Великой Отечественной войне. До этого, в 1938 году, группа альпинистов под руководством А. А. Летавета совершила восхождение на вершину, но ошибочно определила её высоту как 6930 метров и назвала пиком 20 лет ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи)
Пик Победы славится экстремально сложными условиями для восхождения: ураганные ветра до 50 м/с, температуры ниже -40°C, длинные опасные гребни и высота выше 7000 метров, где организм человека необратимо разрушается. Коэффициент смертности на его склонах один из самых высоких среди семитысячников мира.
Эвакуация пострадавших с высоты выше 7000 метров практически невозможна из-за технической сложности и риска для спасателей. Использование вертолётов на такой высоте ограничено из-за разреженного воздуха и ветров. Это подтвердилось 16 августа 2025 года, когда российская альпинистка Наталья Наговицина сломала ногу на высоте 7200 метров и осталась без возможности спуска, а спасательный вертолет потерпел крушение.
Виталий Михайлович Абалаков (1906-1986) был выдающейся фигурой в истории советского альпинизма, инженером-конструктором и изобретателем. Родился в Красноярске, где и начал свой путь в альпинизме на знаменитых «Столбах» - скальном массиве, ставшем природным тренировочным полигоном для многих поколений альпинистов.
Абалаков был не только спортсменом, но и талантливым инженером. Он окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева, что позволило ему совместить страсть к горам с научной деятельностью. Его изобретательский талант проявился в разработке многочисленных элементов альпинистского снаряжения, включая знаменитый «абалаковский рюкзак», который стал эталоном для советских альпинистов на десятилетия.
Альпинистская карьера Абалакова была полна на драматические события. В 1936 году во время восхождения на Хан-Тенгри он получил сильное обморожение, в результате чего ему ампутировали 13 пальцев на руках и ногах. Несмотря на это, он не только вернулся к активной деятельности, но и продолжил руководить сложнейшими экспедициями. В 1938 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже и провёл два года в тюрьме. Однако даже это не сломило его дух: после освобождения он вновь занялся альпинизмом и разработкой снаряжения.
Абалаков стал заслуженным мастером спорта СССР (1943) и заслуженным тренером СССР (1961). Он руководил первыми советскими восхождениями на пик Ленина (1934) и пик Победы (1956), а его команда «Спартак» 12 раз становилась чемпионом СССР по альпинизму. Его книга «Основы альпинизма» стала фундаментальным учебником для нескольких поколений альпинистов и была переведена на многие языки.
Слева направо сидят: К.Клецко, Я.Аркин, П.Буданов, стоят: У.Усенов, Л.Филимонов, Н.Гусак, И.Леонов, Ю.Тур, В.Абалаков, С.Мусаев
Экспедиция на пик Победы в 1956 году представляла собой объединённую команду московского «Спартака» и Казахского комитета по физкультуре и спорту, собравшую под руководством Виталия Абалакова опытных альпинистов, прошедших тщательный отбор и подготовку. Особенностью этого коллектива стало то, что многие его участники сочетали спортивные достижения с профессиональной деятельностью в науке, инженерии и педагогике.
Руководил восхождением сам Виталий Абалаков - заслуженный мастер спорта и талантливый инженер-конструктор.
В составе группы находились:
Физик-оптик, доктор наук и профессор МФТИ Владимир Кизель;
Кандидат педагогических наук и многократная чемпионка СССР Валентина Чередова;
Урал Усенов - единственный выживший в экспедиции 1955 года (предыдущая попытка покорить вершину закончилась трагедией), впоследствии ставший заслуженным тренером Казахской ССР;
Доктор физико-математических наук - Лев Филимонов;
Скульптор Юрий Тур;
Завхоз экспедиции Пётр Буданов;
Ленинградский тренер Константин Клецко;
Преподаватель физкультуры Иван Леонов;
Инженер текстильной промышленности и шестикратный чемпион СССР - Яков Аркин;
Преподаватель альпинизма Николай Гусак;
Шахтёр из Караганды Сембай Мусаев.
Восхождение проходило по северному ребру с ледника Звёздочка, где команда применила тактику постепенного набора высоты с организацией промежуточных лагерей. Этот подход позволил альпинистам адаптироваться к суровым условиям высокогорья и минимизировать риски возникновения высотной болезни.
Основные трудности начались уже на подступах к вершине. Альпинисты столкнулись с экстремальными погодными условиями: ураганные ветра скоростью до 50 м/с и температуры ниже -40°С создавали постоянную угрозу обморожения и срыва со склонов. Техническая сложность маршрута требовала преодоления крутых ледовых стен, где каждый шаг требовал максимальной концентрации и отточенных навыков владения альпинистским снаряжением.
Особую опасность представляли лавинные сходы, которые нередко угрожали лагерям экспедиции. На высотах выше 7000 метров организм альпинистов страдал от кислородного голодания, что проявлялось в замедлении реакции, притуплении чувства опасности и физическом истощении. Эти факторы усугублялись необходимостью переносить тяжелые грузы с оборудованием и провизией через сложнейший рельеф.
Кульминацией восхождения стал штурмовой выход 29-30 августа, когда небольшая группа под непосредственным руководством Абалакова преодолела финальный гребень к вершине. Этот участок потребовал невероятных усилий: альпинисты попеременно прокладывали путь в глубоком снегу, преодолевая участки обледеневших скал и преодолевая сопротивление шквального ветра.
Несмотря на все эти трудности, группа Абалакова успешно достигла вершины 30 августа 1956 года. Восхождение заняло несколько недель, включая периоды акклиматизации и установки лагерей.
Успешное восхождение советских альпинистов на пик Победы в 1956 году имело значительные последствия как для развития советского альпинизма, так и для самих участников экспедиции.
Все участники успешного восхождения были удостоены высоких спортивных званий и государственных наград. Виталий Абалаков и другие члены экспедиции получили признание как выдающиеся альпинисты своего времени. Научные наблюдения и материалы, собранные во время экспедиции, внесли существенный вклад в изучение высокогорных условий. Учёные-участники экспедиции, включая Владимира Кизеля и Льва Филимонова, получили уникальные данные для своих исследований в области физики, медицины и географии.
Восхождение стало триумфом советской школы альпинизма и доказательством эффективности методов высотных восхождений, разработанных Виталием Абалаковым. Экспедиция установила новые стандарты подготовки и организации высотных восхождений, которые впоследствии были применены при покорении других сложнейших вершин СССР. Методика постепенной акклиматизации с организацией промежуточных лагерей, использованная Абалаковым, стала классической для высотного альпинизма.
Это восхождение укрепило международный престиж советского альпинизма и продемонстрировало возможности советской спортивной науки и организации. Оно стало важной страницей в истории покорения высочайших вершин мира и вдохновило новое поколение альпинистов на достижение высотных рекордов.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!
29 августа 1698 года царь Пётр I, только что вернувшийся из своего первого путешествия по Европе в составе Великого посольства, подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Это событие стало одним из самых ярких символов его масштабных реформ, направленных на европеизацию России.
До Петра I борода на Руси считалась неотъемлемой частью мужского облика, символом мужественности и благочестия. Её ношение регулировалось церковными канонами - Стоглавый собор в XVI веке запрещал брадобритие как «тяжкий грех», а при первых Романовых борода была защищена законом. Пётр I, посетив Европу, увидел в бородах и традиционной одежде признаки отсталости. Он стремился превратить Россию в современную европейскую державу и изменение внешнего вида элиты стало для него важным шагом. Кроме того, по некоторым версиям, личная неприязнь царя к бородам была вызвана тем, что его собственная борода росла плохо.
Указ предписывал брить бороды всем подданным, кроме крестьян и духовенства, а также носить европейскую одежду. Для тех, кто желал сохранить бороду, вводился специальный налог, размер которого зависел от сословия: купцы высшей гильдии платили 100 рублей в год, служилые люди - 60 рублей, посадские - 30 рублей. Крестьяне при въезде в город платили по 1-2 копейки «с бороды». Уплатившие налог получали «бородовой знак» - металлический жетон, служивший доказательством уплаты. Контроль за исполнением указа был жёстким: Пётр I лично участвовал в брадобритии, обрезая бороды боярам, а затем поручил эту работу своему шуту. Местные власти и военные следили за исполнением указа, причём некоторые, как астраханский воевода Тимофей Ржевский, действовали чрезмерно усердно, что вызывало у народа негодование. Для уклонистов предусматривались наказания: штрафы, публичное унижение, а в крайних случаях - каторга.
Указ вызвал шок и сопротивление в обществе. Духовенство, включая архиепископа Москвы Адриана, утверждало, что борода - «образ Божий», и её бритьё является грехом. Простой народ воспринял указ как посягательство на веру и традиции. Известны случаи самоубийств среди тех, кто не хотел расставаться с бородой. Бояре и дворяне, хотя и вынуждены были подчиниться, часто тайно сохраняли свои отрезанные бороды на случай своей непредвиденной кончины - они боялись быть похороненными без бороды и предстать перед Богом без наличия оной. Однако были и те, кто поддержал указ, как митрополит Димитрий Ростовский, утверждавший, что «образ Божий» заключается не в бороде, а в душе.
Так же указ стал началом европеизации русского общества: европейская одежда и бритые лица постепенно стали нормой среди дворян и горожан. Налог на бороды пополнял казну, особенно во время Северной войны, но при этом реформа углубила социальный раскол. Налог на бороды официально отменили только в 1772 году, но к тому времени традиция бритья уже укоренилась среди элиты. При Николае II бороды снова разрешили, но они уже не вернули былой символический статус.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!
Роман Ольгович Рязанский родился в 1237 году, в год монгольского нашествия на Русь, в роду рязанских князей (он все же «Рязанский» как никак). Оба его деда, Юрий и Олег Игоревичи, погибли в битве с войсками Батыя при обороне Рязани. Его отец, князь Олег Ингваревич, был захвачен в плен монголами и провел в неволе 14 лет, сумев вернуться на родину лишь в 1252 году. Самого Романа спас от резни, согласно преданиям, рязанский епископ Евфросин Святогорец, который и вывез тайно младенца из города в Муром. Детство и юность князя прошли под гнетом монгольского ига. Лишенный родителей и родного дома, он нашел утешение в религии и стал ревностным христианином. С самых ранних лет Роман прилежно изучал Священное Писание. Современники отмечали его чрезмерную набожность и полное равнодушие к мирским забавам. К моменту долгожданного возвращения отца из плена он был уже женат на княгине Анастасии, происходившей из знатного киевского рода.
В 1258 году, после кончины отца, 21-летний Роман вступил на рязанский престол. Его княжество медленно восстанавливалось после страшного разорения Батыя. За свои 12 лет правления молодой князь сосредоточился на решении двух главных, но противоречивых задач. С одной стороны, он демонстрировал внешнюю лояльность Орде, формально признавая верховную власть хана и исправно выплачивая тяжелую дань, чтобы любой ценой избегать прямых военных конфликтов. Когда в 1266 году к власти пришел новый хан Менгу-Тимур, князь подтвердил свою покорность новому повелителю. С другой стороны Роман Олегович всеми силами пытался защищать своих подданных от монгольского произвола, особенно от баскаков (сборщиков дани). Роман всегда лично вмешивался, когда эти чиновники допускали грабежи и зверства. Эта двойственная, но необходимая политика позволила Рязанской земле избежать новых погромов, однако неизбежно навлекла на князя лютую ненависть ордынских чиновников, искавших повод для расправы.
В 1270 году один из озлобленных баскаков подал хану Менгу-Тимуру лживый донос, утверждая, будто Роман Олегович публично окорбляет хана, а так же поносит их языческую веру. Клевету поддержали подкупленные лжесвидетели. Получив вызов в Орду, князь будучи человеком неглупым прекрасно понимал, что едет на верную смерть. Перед отъездом он распределил уделы между своими тремя сыновьями (Федором, Ярославом и Константином) и простился со своим народом. В путешествие он отправился вместе со своей верной дружиной.
Прибыв в ставку хана Роману сначала удалось опровергнуть политические обвинения и оправдаться в клевете. Но тогда его враги изменили тактику: влиятельные монголы потребовали, чтобы он доказал свою лояльность самым страшным для христианина способом - отречением от веры и принятием их языческой религии. Хан Менгу-Тимур поставил ультиматум: либо мучительная смерть, либо принятие языческой монгольской веры.
Роман Ольгович, потрясенный наглостью и подлостью ультиматума, не мог принять это «предложение» и в сердцах воскликнул: «Не достоит православным христианам, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую. Христианин есть, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть!». Эти слова привели монголов в ярость. Они подвергли князя изощренным и жестоким пыткам, надеясь сломить его волю и заставить отречься. Сначала ему отрезали язык, стремясь лишить его возможности исповедовать веру. Затем монголы выкололи ему глаза и отсекли пальцы на руках и ногах. После этого отрубили конечности, а тело рубили «по частям», подвергая нечеловеческим страданиям. В конце палачи содрали кожу с головы, отрубили ее и насадили на копье для устрашения других. Князь Роман погиб 19 июля (1 августа) 1270 года в возрасте 33 лет, не издав, по свидетельству очевидцев, ни единого стона.
«Убиенъ бысть князь Романъ Олгович Рязанскіи отъ поганых Татар июля в 19, бысть сице убьение его: заткаша уста его убрусомъ, и начаша різати по составомъ и метати разно, ако розоимаша, оставиша трупъ единъ, они же одраша голову его и на копье взоткнуша; се новый мученик бысть, подобенъ страстью Іякову Перьскому».
- Новгородская летопись
«Татарове же, разъярившеся, яша его и начаша мучити: сперва языкъ ему урезаша, потомъ очи ему выняша, потомъ руце и нозе ему отсекоша, и по суставомъ его рубиша, и кожу съ главы его съняша, и тако убиша его. Князь же Романъ все мучение претерпевая, ничтоже жалобно изрече, но паче хуляше веру их поганую».
-Никоновская летопись
Останки князя Романа Ольговича тайно перевезли в Рязань по всей видимости его верные дружинники (немногочисленные выжившие). Его церковное почитание началось практически сразу после мученической кончины. Летописцы сравнивали его подвиг с подвигом князя Михаила Черниговского, также убитого в Орде за верность Христу. Князь Роман стал для Руси символом духовного сопротивления иноземному гнету в то непростое время. 19 июля на Руси, а в последствии и в России, стал «днем памяти» по Роману Рязанскому. Примечательно, что в 1812 году, именно в день его памяти, русские войска одержали свою первую крупную победу над Наполеоном в сражении при Клястицах, которое остановило продвижение Наполеона на Санкт-Петербург. В честь этого совпадения образ князя был помещен на стене храма Христа Спасителя в Москве. Память о Романе Ольговиче сохраняется в Рязани, на иконах князь изображается держащим город в руках - это символ, по заверениям церкви, отражает его жертвенное служение и небесное заступничество за Рязанскую землю.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!