Если мы предположим, что Иисус был реальной исторической личностью, упомянутой в Новом Завете, то можно с уверенностью утверждать, что он был несостоявшимся пророком-апокалиптиком, во многом похожим на Уильяма Миллера, Гарольда Кемпинга и Дэвида Кореша. Разница в том, что когда предсказание Иисуса не сбылось, культ доверчивых последователей изменил его послание, чтобы объяснить, почему предсказанный конец времён не наступил так, как было предсказано. Ниже перечислены 14 пунктов, подтверждающих эту теорию:
Я согласен с общепринятой точкой зрения на исторического Иисуса (например, Швейцера, Сандерса, Гезы Вермеса, Барта Эрмана, Дейла Эллисона, Полы Фредриксен и др.) о том, что Иисус был несостоявшимся пророком-апокалиптиком. Такая гипотеза, если она верна, была бы простой и объясняла бы широкий спектр данных, в том числе следующие четырнадцать:
D1. Иоанн Креститель проповедовал покаяние, чтобы избежать неминуемого эсхатологического суда. Иисус был его крещёным учеником и, таким образом, принял его проповедь — и фактически проповедовал в основном то же самое.
D2. Многие (большинство?) отрывки из Евангелия, в которых Иисус называет себя «Сыном Человеческим», естественным образом интерпретируются как отсылки к образу Сына Человеческого из Книги пророка Даниила. Этот образ был арбитром Божьей справедливости в конце времён, и Иисус продолжал проповедовать, что он уже в пути (например, «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Мф. 26:64). Иисус, по-видимому, отождествляет себя с этим апокалиптическим персонажем из Книги пророка Даниила, но я не уверен, что это отождествление не является более поздней редакцией. В любом случае, это не сулит ничего хорошего ортодоксальному христианству.
D3. Самое раннее каноническое произведение (1-е послание к Фессалоникийцам): Павел учил о грядущем эсхатоне, и в его формулировках отражены отрывки о конце времён в синоптических Евангелиях (особенно так называемый «Малый апокалипсис» в Евангелии от Марка и написанные позднее параллели в Евангелиях от Матфея и Луки).
D4. Во многих отрывках, приписываемых Иисусу, он предсказывает конец света при жизни своего поколения («время исполнилось, и Царство Небесное близко. Покаяние и вера в благую весть» (Марка 1:15); «это поколение не уйдёт, пока всё это не произойдёт» (Марка 13:30); «истинно говорю вам: не успеете вы пройти по городам Израиля, как придёт Сын Человеческий» (Матфея 10:23); «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, пока не увидят Царство Божье, пришедшее с силой». (Марка 9:1); “Отныне вы увидите Сына Человеческого, грядущего на облаках...” (Матфея 26:64)).
D5. Чувство срочности пронизывает Евангелия и другие писания Нового Завета: например, ученики должны поторопиться, чтобы разослать весть по городам Израиля до прихода “Сына Человеческого” Даниила; повеление Иисуса оставить всех и следовать за ним; заявление Иисуса о том, что даже похороны родителей имеют меньший приоритет; Павел говорит коринфянам не менять свое нынешнее состояние, поскольку все это вот-вот закончится (например, не вступать в брак или оставить свое рабское положение и т.д., Поскольку конец всего близок; и так далее, все эти слова звучат как призывы). путь через корпус Нового завета).
D6. Иисус и Павел проповедовали радикальную «временную этику». Это имеет смысл, если они верили, что эсхатон наступит при их жизни.
D7. Иисус велел своим ученикам оставить всё и следовать за ним. Это имеет смысл, если Иисус верил, что он и его ученики должны были стать последними посланниками Бога перед эсхатоном.
D8. В поколении его учеников прослеживается чёткая тенденция к постепенному смягчению предсказаний Иисуса об эсхатоне. К тому времени, когда мы доходим до Иоанна, последнего написанного Евангелия, эсхатологические рассуждения о «Царстве Божьем» прекращаются (за исключением одного отрывка, в котором они больше не имеют явного эсхатологического подтекста) вместе с предсказаниями о конце времён и заменяются рассуждениями о «вечной жизни». Кроме того, в посланиях предполагается, что ранняя церковь считала, что Иисус действительно предсказывал конец времён при их жизни. Наконец, это последовательное отступление продолжается за пределами Нового Завета и в апокрифах, а также в трудах ранних церковных лидеров, вплоть до того, что в некоторых трудах Иисусу приписывают антиапокалиптическое послание. Всё это имеет смысл, если Иисус действительно сделал такое предсказание, а церкви нужно было переосмыслить его послание в свете того факта, что его поколение ушло, но эсхатон так и не наступил.
D9. Тот факт, что не только Павел, но и все остальные авторы Нового Завета верили, что конец света наступит при их жизни, имеет смысл, если Иисус действительно делал такие заявления
D10. Тот факт, что ранняя церковь верила, что конец света наступит при их жизни, имеет смысл, если Иисус действительно делал такие заявления
D11. Рассмотрим также аргумент Э. П. Сандерса: отрывки, в которых эти предсказания приписываются Иисусу и Павлу, соответствуют историческим критериям множественного подтверждения (и форм), противоречивости, самым ранним слоям (Евангелие от Марка, Q, M, L, самые ранние послания Павла, древнее «Маранафа» — символ веры/гимн) и т. д., что убедительно указывает на то, что эти слова принадлежат Иисусу.
D12. Притчи Иисуса: практически все они прямо или косвенно учат о грядущем эсхатоне.
D13. Учение Иисуса об «инверсии» (например, «Первый будет последним, а последний — первым»): распространённая тема среди иудейских апокалиптиков в целом. Апокалиптики в целом утверждают, что те, кто творит зло и бросает вызов Богу, не смогут безнаказанно продолжать это делать. Праведники терпят поражение, а неправедники процветают; таким образом, эта ситуация должна быть инвертирована — как это произойдёт, когда «Сын Человеческий» из книги Даниила в любой момент придёт, чтобы свершить Божий суд.
D14. Тот факт, что церковь первого поколения не писала биографий Иисуса, а вместо этого церковь следующих поколений написала Евангелия, составленные из отрывков приписываемых ему высказываний, имел бы смысл, если бы его последователи верили, что Конец наступит так быстро (согласно учениям Иисуса), что такая задача была бы бессмысленной.
Было бы очень трудно интерпретировать миссию Иисуса, исходя из предположения, что он считал, что мир будет существовать в своём нынешнем виде ещё 2000 лет. Это относится и к Павлу, и к авторам Евангелий, включая человека, написавшего Откровение. Весь Новый Завет говорит о немедленных и кардинальных изменениях в человеческой жизни.