Двенадцать лет назад Joby Aviation состояла из семи инженеров, работающих на ранчо основателя ДжоБена Бевирта в горах Санта-Крус. Сегодня стартап увеличился до 800 человек и оценивается в 6,6 млрд долларов, что делает его самой высокооплачиваемой компанией в отрасли с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL).
Это не единственная компания аэротакси, получившая статус единорога. В настоящее время это поле усеяно новыми или будущими публичными компаниями, благодаря слияниям и компаниям по приобретению специального назначения. Партнерские отношения с крупными автопроизводителями и авиакомпаниями набирают обороты, и генеральные директора пообещали коммерциализацию уже в 2024 году.
Как и в любой прорывной отрасли, прогноз может быть более туманным, чем радужная картина, нарисованная страстными основателями и инвесторами. Быстрый взгляд на комментарии и публикации в LinkedIn показывает, что среди инсайдеров отрасли и аналитиков возникают споры о том, когда эта новая технология действительно получит распространение и какие компании выйдут вперед.
Разногласия в этой сфере так же вышли на новый уровень. Wisk Aero подала иск против Archer Aviation по обвинению в незаконном присвоении коммерческой тайны. Между тем, оценки компаний, у которых еще нет доходов, и, возможно, не будет в обозримом будущем, стремительно растут.
По оценкам Марка Мура, тогдашнего главы Uber Elevate, от проектирования до производства и сертификации eVTOL , компания потратила приблизительно 1 млрд долларов.
Это означает, что в некотором смысле в лидеры выйдут компании, которым удалось собрать достаточно денег, чтобы оплатить все расходы, связанные с проектированием, сертификацией, производством и инфраструктурой.
«Стартапы, которые успешно собрали или смогут привлечь значительные суммы капитала, чтобы пройти через процесс сертификации — это то, что, отделит сильных от слабых», — сказал Асад Хуссейн, старший аналитик в PitchBook. «В этой сфере работает более 100 стартапов. Далеко не все из них смогут собрать достаточно денег».
Просто подумайте о некоторых расходах, понесенных крупнейшими eVTOL в прошлом году: Joby Aviation потратила колоссальные 108 миллионов долларов на исследования и разработки, что на 30 миллионов долларов больше, чем в 2019 году. Согласно нормативным документам, в 2020 году Archer потратил 21 миллион долларов на НИОКР. Между тем чистый убыток Joby в прошлом году составил 114,2 миллиона долларов, а убыток Archer — 24,8 миллиона долларов, хотя, конечно, ни одна из компаний еще не выпустила продукт на рынок. Операционные расходы, скорее всего, будут продолжать расти в будущем по мере того, как компании вступают в этапы производства и внедрения.
Для будущего отрасли это, вероятно, означает две вещи: больше сделок с SPAC и больше слияний.
Компании авиатакси, в том числе работающие с электрифицированным транспортом, часто делают предварительный доход и используют капиталоемкие бизнес-модели — сочетание, которое может затруднить поиск покупателей при традиционном IPO. SPAC становятся все более популярными как более короткий и менее дорогой путь к превращению в публичную компанию. К тому же SPAC исторически подвергались меньшему вниманию, чем IPO. По словам Хуссейна, если Комиссия по ценным бумагам США начнет более пристально следить за слияниями SPAC в будущем, это может повлиять на способность других компаний воздушного такси таким образом стать публичными.
Это означает, что консолидация рынка почти гарантирована, поскольку более мелким компаниям может быть выгоднее продать себя, чем продолжать привлекать больше капитала. Это уже началось: в конце апреля разработчик eVTOL Astro Aerospace объявил о приобретении Horizon Aircraft.
Horizon назвал «лучший доступ к капиталу» одним из многих преимуществ сделки, и различные корпорации, возможно, обнаружат, что покупка или слияние является наиболее полезным на пути к коммерциализации. И буквально на прошлой неделе британская компания eVTOL Vertical Aerospace, у которой есть заказ на 150 самолетов от Virgin Atlantic, заявила, что может стать публичной в результате слияния с Broadstone Acquisition Corp. по справедливой цене около 2,2 миллиарда долларов.
Источник https://portal-13.com/rynok-aviataksi-gotovitsya-k-vzletu/