fox511

пикабушник
8536 рейтинг 51 подписчик 720 комментариев 16 постов 12 в "горячем"
939

Плоский штопор на F-14

Кадры штопорных испытаний самолёта F-14. Самолёт на видео попал в самый злобный вид штопора - плоский, из которого не вышел. Экипаж катапультировался на высоте 5000 м.

Под видео самый топовый комментарий от бывшего пилота Thomas McKee. Полный текст на английском - под роликом, я тут переведу основные пару абзацев:


F-14A - самолёт защищённый от штопора. Такая точка зрения существовала до того момента, как самолёт стал проходить испытания на подтверждения характеристик на малых скоростях и больших углах атаки.


Также, к моменту начала этих испытаний не было известно, что двигатель Пратт Уиттни TF-30, стоявший на F-14A (возможно, самое худшее в истории авиации сочетание  планера и двигателя), приспособленный для высоких скоростей полёта, характерных при выполнении перехватов был абсолютно неподходящим для условий маневренного воздушного боя на малых скоростях и больших углах атаки, особенно при отклонённых рулях направления, создававших более или менее заметное скольжение. В таких обстоятельствах TF-30 был подвержен помпажу компрессора из-за нарушения равномерности воздушного потока на входе в двигатель. Эта особенность становилась смертельной, когда двигатели работали на режиме полного форсажа - типичного для маневренного воздушного боя. Из-за разнесённых между собой на три метра (9 футов) двигателей возникающая ассиметрия тяги (двигатели не помпажировали строго одновременно) увеличивала скольжение и вводила самолёт в плоский штопор, из которого самолёт не выводился.


В виду того, что экипаж самолёта во время испытательного полёта не знал об этой особенности самолёта, привязные ремни лётчиков не были должным образом затянуты. Когда самолёт вошёл в плоский штопор, высокие отрицательные продольные перегрузки заставили пилотов повиснуть на ремнях, не давая им возможности дотянуться до ручек катапультирования, расположенных на заголовниках катапультных кресел. По мере потери высоты и с ростом плотности воздуха самолёт немного опустил нос и замедлил вращение, что позволило оператору систем вооружения, который сидел ближе к центру масс самолёта и в целом испытывал несколько меньшие, чем пилот на переднем кресле, продольные перегрузки, дотянуться до ручек катапультирования и произвести катапультирование.


Ну вы поняли, да, все кто смотрел Top Gun, что инцидент с гибелью Гуся вполне себе корректен в рамках художественного фильма и эта особенность самолёта показана там вполне вменяемо.


Показать полностью
531

Камчатская вертолетная собака.

Камчатская вертолетная собака. Хаски, Собака, Камчатка, Вертолет

Сотрудник одной из посадочных площалок на Камчатке. Встречает прилетающие борты, обеспечивает охрану от медведей, собирает налог от гостей, готовит вертолеты к вылету (на фото как раз этим занимается). Первый раз тогда познакомился с породой. Сногсшибательный в буквальном смысле ураган.

379

Алжирский плов. С фото и тоже подробно.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Очень понравился рецепт алжирского плова от @SemaIVVV, :
https://pikabu.ru/story/plov_alzhirskiy_bez_foto_no_podrobno...
Решил повторить, не забыв про фотографии.

Было принято решение не применять бульонные кубики и сборные приправы и обойтись без усилителей вкусов, как и в обычном плове. Заодно - оценить трудоёмкость блюда по сравнению с традиционным пловом и бахшем.


ИНГРЕДИЕНТЫ:

Рис басмати - 1 кг.

Мясо курицы (окорочка) - 1,8 кг.

Суповая курица (для бульона) - половина тушки

Лук - 3 луковицы

Морковь - 0.7 - 0.8 кг.

Курага - примерно 0.1 кг. Пригоршня

Чеснок - 1 небольшая головка

Специи - паприка, острый красный перец, кориандр, зира, черный перец, душистый перец.

Куриный бульон - 1,4 л.


Первым дело необходимо замочить рис в просторной посуде теплой (порядка 60 градусов) водой. Не кипятком!

Затем разделываю окорочка - отделяю филе от костей, хрящей и шкурки. Кости складываю в кастрюлю, в которой будет вариться бульон. Размеры кусков произвольные - как снялись с костей. Мясо от души солю, посыпаю молотым чёрным перцем. Далее автор оригинального рецепта применяет сборную приправу для курицы. Такие приправы основаны на красном перце, потому я вместо сборной приправы добавляю к мясу сладкий красный молотый перец, красный острый, немного кориандра, размятого пальцами (если есть молотый - ещё лучше) и зиры (не могу представить плов без этой приправы). Оставляю мясо в стороне.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Кости от окорочков и половину курицы загружаю в кастрюлю и неторопливо варю бульон. Справедливости ради можно было бы обойтись и без курицы -костей получилось предостаточно на бульона. Курица пригодится, если будет применяться чистое филе бедра. Бульон опять же нормально солится, после снятия пены - добавляется душистый перец. Оставляем булькать его не менее чем на пару часов.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Пока бульон варится, можно неторопливо подготовить остальные составляющие блюда. Лук режется полукольцами

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Морковь, в отличие от оригинального рецепта не натирается на тёрке, а режется соломкой, как на традиционный плов, только чуть более мелко.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Курага режется соломкой. У меня была мягкая узбекская оранжевая курага, её замачивать не пришлось. Жёлтая традиционная может потребовать замачивания для мягкости.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Теперь основная часть. На плиту ставится казан (в моём случае - алюминиевый) и сковородка. Рядом в кастрюле всё ещё неторопливо кипит бульон. В сковородке на сильном огне разогревается подсолнечное масло. Курица обжаривается до получения румяной корочки

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Затем мясо перекладывается в казан, стоящий на небольшом огне и заливается бульоном. Мясо должно неторопливо тушиться. Далее в том же масле обжаривается лук. Масло, при необходимости следует добавить, огонь для жарки лука - убавить. Лук обжаривается неторопливо, до равномерного золотистого цвета и приятного запаха

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

После обжарки отправляю лук в казан в компанию к мясу

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Морковь обжаривается на сильном огне. К моркови добавляю немного кориандра и соли - чтобы морковь при обжарке лучше ароматизировала масло.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

После жарки морковь отправляется в казан к луку и мясу. При необходимости следует добавить бульон, чтобы покрывал мясо и овощи, позволяя им тушиться. По сути - классический зирвак, которому надо побулькать перед загрузкой риса. Так как используется курица и уже готовый бульон, то тушиться зирваку не так уж и долго.

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Добавляются очищенные зубчики чеснока (после фотографии были утоплены в зирвак) и курага. Вот здесь необходимо отметить, что аромат получается весьма примечательный. Зирвак пробуется на соль. В моём случае он был очень солёный, почти пересоленный. Ну потому что от души солил и бульон и мясо. Это нестрашно - у нас в сумме в блюде будет 2 кг. пресного риса, который не солится вообще. К этому моменту было израсходованно около 1 литра бульона. Пока вся эта красота продолжает тушиться - необходимо аккуратно промыть рис. Рис промывается как на обычный плов, пока вода не станет почти или полностью прозрачной.


Перед закладкой риса увеличиваю огонь под казаном на максимум - плита электрическая и очень инертная, а мне нужно, чтобы зирвак закипел как можно быстрее. Выкладываю рис в казан горкой, не закрывая края

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Добавляю ещё примерно 400 мл. бульона и в итоге имею вот такую картину:

Алжирский плов. С фото и тоже подробно. Плов, Рецепт, Алжирский, Ливанский, Длиннопост

Накрываю крышкой и жду. Как только зирвак закипит - убавляю огонь на минимум и накрывю крышку несколькими полотенцами. Крышка довольно тонкая, потому следует уменьшить теплопотери. Рис пропаривался примерно 1.5 часа. По истечении этого времени я перемешал его (см. заглавное фото), выключил плиту и оставил его на остывающей конфорке.


По итогу получился рис с очень приятным ароматом - сочетание басмати-курица-курага сработало отлично. Чуть суховат и чуть более аль денте, чем нужно - в следующий раз мне следует добавить побольше масла при обжарке и чуть больше, на 100-150 мл. бульона.


В целом рецепт очень годный и этот плов займёт достойное место в моём перечне. Понравилось то, что его можно сделать ну уж совсем нежирным, так как обжарка происходит отдельно и мясо с овощами можно выкладывать в казан без масла совершенно. Техпроцесс с бульоном, конечно удлиняется, но всё же по моему мнению плов - это не совсем повседневное блюдо и он не терпит суеты. Как вполне резонно замечали в комментариях к оригинальной записи - бульон можно сварить накануне и тогда весь процесс непосредственно готовки плова пойдёт куда быстрее чем традиционного.


Надо будет попробовать сделать такой плов с уткой - должно получиться так же хорошо.


Автору спасибо за подробный текст.

Фото - Nokia 5 + Snapseed

Специально для pikabu

Показать полностью 12
63

О гибкости и жёсткости

В сообществе недавно обратили внимание на гибкость крыла Boeing 787. В комментариях к этой записи:

https://pikabu.ru/story/boing_787_ili_ayerobus_a350__5573153

А значит, можно перепостить свою старю запись из ЖЖ с пояснениями по этому вопросу.


Статические испытания Boeing 787:

http://boeing.mediaroom.com/2010-03-28-Boeing-Completes-Ulti...

О гибкости и жёсткости Прочность, Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350, Длиннопост

Статические испытания Airbus A-350:

www.airbus.com/newsevents/news-events-single/detail/a350-xwb-passes-ultimate-load-wing-test/

О гибкости и жёсткости Прочность, Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350, Длиннопост

Судя по тексту новостей, описывающих статические испытания крыльев самолётов - у Боинга больше. Перемещение законцовки крыла под расчетной нагрузкой в полтора раза больше. 7,6 м. против 5 м. у Airbus.


Величина прогиба свободного конца консольной балки под действием распределённой нагрузки (а именно так на прочнистском языке называют крыло) зависит от:

1) Величины действующей на него нагрузки. Чем она больше, тем, естественно прогиб больше.

2) Длины балки. Опять же - чем больше длина балки, тем больше перемещение свободного конца.

3) Жесткости материала. Этот параметр (модуль упругости, модуль Юнга) стоит в знаменателе формулы. Т.е. чем больше величина модуля упругости - тем прогиб меньше при прочих равных условиях.

4) Характеристики поперечного сечения балки (момент инерции поперечного сечения). Чем больше момент инерции поперечного сечения - тем меньше прогиб.


Дальше по пунктам.


1) Прикинуть абсолютные величины нагрузок, на которые испытывали крылья A-350XWB и B-787 можно более-менее.

Нам для этого нужно знать взлетную массу самолета и площадь крыла. Ну и размах сразу посмотреть, для п. 2

На сайтах производителей приводятся следующие данные:

Для Boeing 787-8:

MTOW: 227.93 т.

Размах: 60 м.

Для Airbus A-350-900:

MTOW: 268 т.

Размах: 64,75 м.


Площадь крыла А-350-900 - 443 м2

Площадь крыла Boeing 787-8 - 325 м2


В абсолютных величинах на крыло А-350 действует расчетная(разрушающая) нагрузка равная 1,5*2,5*268т. = 1005 т.

На крыло 787: 1,5*2,5*227,93т. = 855 т.

Но этот параметр по большому счету ничего не значит, важна именно нагрузка на крыло - сколько веса приходится на единицу площади крыла.

Крыло А-350 несёт при расчетной нагрузке 1005т./443м2 = 2268 кг/м2

Крыло 787-8: 855т./325м2 = 2630 кг/м2


Боинговское крыло более нагруженное (на 15%), чем крыло у Эирбаса.


2) Размах крыла у Эирбаса больше, чем у Боинга. И хоть в формуле прогиба консоли длина балки стоит аж в четвёртой степени, тем не менее этот параметр не оказывает, судя по всему, какого-то заметного влияния в нашем сравнении.


3) Жесткость материала. Этот параметр показывает, насколько материал сопротивляется деформации. Измеряется он в мегапаскалях, по сути он показывает те напряжения, которые нужно создать в материале, чтобы удлинить образец вдвое. Величины модуля Юнга зачастую больше, чем предел прочности этого же материала. Ну, за исключением, например резины или латекса какого-нибудь. Композитные материалы в разы жестче, чем традиционные металлические авиационные сплавы - алюминиевые, стальные, титановые. Но, тогда вполне может возникнуть вопрос - а как так, что крыло 787, которое сделано из жесткого углепластика гораздо более гибкое, чем металлическое крыло самолета аналогичных размеров и масс - Боинга 767 и А-330 например?


Ну вот в том то и дело, что решает помимо всего прочего - четвёртый пункт.


4) Характеристики поперечного сечения. Если вы, возьмёте 2 металлические линейки, сложите их вместе - то вам легко будет их согнуть. Если вы разнесете эти линейки дальше друг от друга - ну например с помощью мягкой поролоновой прокладки - усилия для сгиба возрастут. Вы разнесли эффективно работающие слои материала дальше друг от друга, тем самым - повысили момент инерции поперечного сечения и увеличили жесткость конструкции. Да к тому же и напряжения в материале линеек стали меньше.


Применительно к крылу - чем толще профиль крыла, тем, при прочих равных условиях, конструкция будет жестче и будет работать при меньших напряжениях.


Крылья у А-350 и B-787 сделан преимущественно из композитов, углепластиков примерно равной жесткости.

Хорошо видна разница в подходах по проектированию крыла. Боинг сделал тонкое и более нагруженное гибкое крыло (как всегда впрочем), Эирбас предпочитает толстые, менее нагруженные и более жесткие крылья на своих самолетах.


У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, каждая фирма выбирает своё компромиссное решение.


Боинг с помощью углепластиков увеличил нагрузку на крыло при обычных полетах, еще более уменьшил относительную толщину профиля, по сравнению со своими металлическими конструкциями крыльев на 767 и 777. Крыло 787 работает при бОльших эксплуатационных напряжениях, что для металлов было бы критично в плане усталости, но углепластики позволяют такую конструкцию. Тонкий профиль крыла и небольшая (относительно) площадь крыла позволяют снизить сопротивление крыла в крейсерском полёте, улучшить аэродинамическое качество и топливную эффективность. Чуствительность самолета к болтанке благодаря большой нагрузке на крыло и конструкционному демпфированию - меньше

Недостатками концепции гибкого крыла являются необходимость тщательного расчета на усталость (если крыло металлическое, на 787 эта проблема благодаря углепластикам почти нивелирована) и сложная организация систем внутри крыла - топливной, механизации крыла, при таких больших диапазонах прогибов.


Жесткое, менее нагруженное крыло у Эирбасов имеет худшие аэродинамические характеристики в крейсерском полете (самолет возит с собой на эшелоне избыточную площадь крыла и проталкивает через воздух толстый профиль), однако, подозреваю, в целом имеет лучшую весовую отдачу, позволяет использовать более простую и лёгкую схему механизации крыла (без применение скоростного элерона).


Как-то так, если постараться без занудства.

Показать полностью 1
2366

"Они нас просили" (с)

"Они нас просили" (с) Ту-95, f-4, Перехват, Бочка, Длиннопост

В дополнение к этому посту:

#comment_101773688


Увидев эти фотографии в интернете на связь вышел Robert M. Sihler -  штурман-оператор систем вооружения F-4, который собственно и сделал эти фотографии.

Ему слово:

"Фотографии были сделаны либо в конце 1973 либо в начале 1974 г. F-4C вылетали на перехват с авиабазы в исландском Кефлавике.

Ту-95 вылетали из Мурманска, над Исландией их встречали перехватчики. Перехваты выполнялись в среднем дважды в неделю - по пятницам и воскресениям. Бомбардировщики выполняли тренировочные полёты на Кубу.

"Они нас просили" (с) Ту-95, f-4, Перехват, Бочка, Длиннопост

Что касается бочек вокруг самолёта, то они выполнялись неоднократно и почти всегда - по просьбе экипажей Ту-95. Просьбы делали на языке жестов. Эффектные маневры фотографировались и советскими лётчиками.

"Они нас просили" (с) Ту-95, f-4, Перехват, Бочка, Длиннопост

В ответ на вопрос были ли эти маневры опасными, Роберт ответил:

"Абсолютно нет! Нас просили - мы делали всё было аккуратно"


Оригинал статьи на нерусском:

https://theaviationist.com/2017/12/09/we-did-barrel-rolls-ar...

"Они нас просили" (с) Ту-95, f-4, Перехват, Бочка, Длиннопост

Ну, в-общем эта история примерно такая же, как и со знаменитым в последние дни видеороликом с Су-30, который заглядывал в грузовой отсек Ил-76.


Скрашивали рутину на работе. Лётчики они везде одинаковые.

Показать полностью 2
111

"Непрофессиональный и небезопасный перехват"

"Непрофессиональный и небезопасный перехват" Фотография, f-4, Ту-95, Перехват, Бочка
Время, место, обстоятельства и госпринадлежность F-4 неизвестны.


Судя по всему лётчик перестраивается при перехвате Ту-95 из правого пеленга в левый выполняя левую полубочку с набором высоты. Такие финты не были редкостью, судя по мемуарам наших летчиков дальней авиации и не всегда они оканчивались благополучно.


Я представляю, какой бы ор поднялся, если бы подобное появилось сейчас, только с P-8 и Су-35 в главных ролях над Балтикой. Вони было бы немерянно.

27

Boeing 787 - миллион пассажирских рейсов

Тут вспоминали 10 лет с момента выкатки SSJ-100.

Ну а Боинг вспомнил про работу современника отечественного региональника.

Шесть лет пассажирских перевозок

190 млн. перевезённых пассажиров

2,5 млрд миль покрытого расстояния


Тоже небезоблачно было его становление.

Самолёт выкатывался в 2007 г., 10 лет назад. Закатывался обратно в ангар для доработок и переделок. Суммарное отставание от графика составило более двух лет.

Тип пережил приостановку полётов всего парка более чем на два месяца.

332

Посёлок Корф. Природный авианосец.

Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост

Это место называется - поселок Корф. Полоска земли размером 20.000 на 600 м. является единственно пригодным местом для строительства аэродрома.


В этом посёлке я родился и прожил первые 17 лет своей жизни. Населённый пункт расположен на севере полуострова на расстоянии около 1000 км. от Петропавловска-Камчатского. Транспортное сообщение с материком - либо водным либо авиационным транспортом. С дорогами там напряжёнка.

Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост

В лучшие времена в нём проживало более 2000 жителей. Сильное землетрясение  в конце апреля 2006 г. спровоцировало мероприятия по закрытию посёлка. Сейчас в нём проживает менее 200 человек - в основном работающие вахтовым сотрудники аэропорта.


Песчаная коса с одной стороны омывается водами Берингова моря, с другой - бухтой Скрытой.

Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Вот, вверху, бирюзовая вода в верхней части кадра - это Берингово море, а точнее - Залив Корфа, внизу - бухта Скрытая:
Залив не замерзает круглый год, а вот бухта - да. Зимой получается вот такая картина с воздуха:
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост

Несколько летних фотографий поселка:

Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост

ВПП длинной  1600 м. Наиболее тяжелые типы ЛА, которые к нам прилетали - это Ан-74, Ми-26 и Ми-6. Основной транспорт - Ми-8, Як-40, Ан-28


Фото авиационной техники:

Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост
Посёлок Корф. Природный авианосец. Камчатка, Камчатский край, Корякский АО, Корф, Длиннопост

Все эти фотографии были сделаны в период с 2000 по 2004 год. Собирал их мой брат, я их у него "подрезал". Считаю, что нефиг им пылиться на жестких дисках, надо их вытаскивать в инет. Тем более, что поселок и аэропорт видоизменяются далеко не лучшую сторону. А так - память.

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!