Параллельный импорт
Все рассуждения ниже будет в основном про рынок электроники.
Есть ряд производителей (вендоров) которые до 24 февраля делили российский рынок. Для простоты понимания - раньше была, условно, большая шестёрка: Asus, Acer, Apple, Dell, HP, Lenovo. Все вышеназванные ребята имели вместе взятые в районе 70-90% российского рынка ноутбуков в среднем каждый квартал / год.
Цепочка поставок, очень условно, до 24 февраля выглядела примерно следующим образом:
1. Штаб квартиры (HQ) имеют определённые планы по завоеванию пальмы первенства в своём сегменте по всему миру, они покупают компоненты для производства ноутбука у различных поставщиков (процессоры у Intel / AMD, OS у Microsoft, RAM у Micron и т.д.).
2. Далее, эти ребята, исходя из своих целей и амбиций, загружают фабрики и распределяют товар по клиентам во всех странах мира. Что-то сгружают в ритейл, что-то отдают в гос.контракты, что-то оптовым партнёрам, что-то дистрибьюторам и т.д. Иногда процесс шёл до момента непосредственного производства, иногда уже постфактум, не суть.
3. Для каждого из вышеназванного вендора, российский рынок был определённым куском в структуре мировых продаж. Для кого-то бОльшим, для кого-то меньшим. И за продажи на территории РФ, отвечали, как не странно, российские представительства. Эти самые представительства на местах, под чутким руководством HQ занимались работой с локальными клиентами.
4. В зависимости от уровня того или иного клиента / партнёра (МВидео, ДНС, Маркетплейс и Ко.), товар доставлялся ему либо по прямому контракту, либо через уполномоченного дистрибутора на территории РФ. Во всём этом принимали непосредственное участие российские представительства. Запускались маркетинговые программы, платились объёмные бонусы и всё в этом духе.
Как итог, цепочка в 99% случаев была следующая: HQ (фабрика) -> Дистрибутор -> Клиент занимающийся продажей в опт / розницу или тендер. Подчеркну, что всё под чутким присмотром российского представительства.
Как стала выглядеть цепочка поставок после 24 февраля, с учетом всех наложенных ограничений (санкций).
5. Штаб квартира (HQ) боясь получить по башке за нарушение санкционных ограничений запретила местным российским представительствам осуществлять любую деятельность на территории РФ от её имени. Не буду объяснять чем для любого крупного производителя это может обернуться. Рынок США для многих вендоров - #1 с очень большим отрывом от всех остальных.
6. По состоянию на сегодня, кто-то из вышеназванных ребят либо изобрёл велосипед (придумал схему как ввозить товар так чтобы не получить по голове), кто-то закрылся насовсем (разогнав весь московский офис), кто-то сидит и не отсвечивает, перекладывает бумажки, мол у нас лапки.
7. Дистрибуторы, привыкшие за долгое время к контролируемому потоку кэша, оказались в ситуации когда их многомиллионные, достаточно хорошо прогнозируемые контракты вдруг стали филькиной грамотой. Совершенно непонятно когда будет новый товар, и будет ли он в принципе, потому что читай п.5.
8. Ритейл же, вместе со всеми остальными реселлерами, оказались в ситуации когда старый товар заканчивается, а новый им привезти никто пока не может. А товара нужно много.
Тут-то на сцену и выходит параллельный импорт.
9. Раньше ввезти товар на территорию РФ без разрешения правообладателя было подсудным делом. Ввозить можно было только дистрибуторам, по подписанному контракту. Сейчас, с лёгкой руки Минпромторга, появился список разрешенных к ввозу товаров / брендов.
10. Ритейл и Ко, по понятным причинам бросились к ближайшим соседям за помощью. Начали с Казахстана и Узбекистана, продолжили Турцией и ОАЭ, уже добрались и до Штатов (внезапно).
11. Схема предельно простая, казалось бы. Найди дистрибутора в KZ, подпиши с ним договор и поехали, НО! Не все готовы подставляться под поставки в РФ (т.к. санкции). Многие ранее проработанные логистические маршруты до сих пор закрыты. В конце концов, не все могут сходу взять и запрыгнуть в поезд под названием ВЭД (фрахты, страховки, сертификация и прочее).
По итогу мы имеем примерно следующее:
Новый товар в РФ будет. И будет он, где-то чуть дороже чем был, а где-то наоборот гораздо дешевле.
Параллельный импорт не подразумевает закупку контрафакта. На все поставки обязательны к предоставлению все необходимые для таможни документы.
Какие-то привычные бренды либо полностью уйдут с рынка, либо будут представлены в виде "запараллеленных" собратьев.
Вместо ушедших, появятся новые. Свято место пусто не бывает. Да, российский рынок не самый лакомый кусочек для мировых производителей, но в ТОП-10 гарантированно попадает практически по всем сегментам электроники.