av4arik
Ответ на пост "Почему вещь не могут отремонтировать в мастерской. 4 причины"
Чукча не писатель, за орфографические и/или грамматические ошибки не отвечаю.
Починить можно всё - вопрос цены и потраченного времени, например, в человеко-часах.
Приносите Ваш телевизор, мы сходим в магазин, купим такой же, и переставим необходимую запчасть в Ваш корпус. Цена - стоимость нового телевизора + пару тысяч сверху за перестановку в корпус Вашего телевизора. Это один из самых простых способов не рентабельного, но ремонта.
Не нравится, хотите дешевле, ждите пока нам принесут (или где-нибудь всплывёт на форумах/авито и тд, короче просто "всплывёт в сети") такой же телевизор, мы его выкупим, переставим необходимую запчасть на Ваше устройство, и если всё сойдётся и заработает, выдадим отремонтированный телевизор. Здесь ключевой фактор это время. Если модель свежая, на неё запчасти могут появиться через три месяца, а может и через три года.
Различных методов тьма. Я просто приведу только часть из них.
Метод белый для мастерской - переоборудовать свой СЦ, отправить пару сотрудников на обучение, и стать например тем же АСЦ какого-нибудь бренда, тем самым получив доступ к сервисной документации и прошивкам. Там тоже есть регламент производимых работ, где например запрещён ремонт подсветки, с завода заказывается совместимая или идентичная матрица с блоком подсветки в сборе. Sony запросто может отозвать авторизацию если узнает что в мастерской используется свинцовосодержащий припой. Ещё есть уровни квалификации, типа L1-L4, где в зависимости от уровня квалификации можно производить те или иные работы. Чем выше уровень, тем больше можно. Минусы - если таких АСЦ по стране не много, то тебя запросто могут завалить техникой этого бренда с гарантийными ремонтами, ибо технику будут переправлять Вам из соседних городов или вовсе регионов. Так же это будет влиять на цену ремонта. Ещё из минусов - возможно мастерам нужно будет знание иностранного языка для прохождения того же обучения; инженер со знанием иностранного обойдётся мастерской значительно дороже.
С прошивками каких-нибудь контроллеров ноутбуков. Где-то можно достать сервисную прошивку (ну например купить у знакомого сотрудника АСЦ), а с неё например, наковырять готовый дамп. Но и там не без подводных камней, например, вычистка me-региона.
За закрытый софт, за закрытую документацию однозначно придётся платить.
Братья китайцы (и вроде бы арабы, но это не точно) давненько умеют обходить программно-аппаратные средства защиты от чтения прошивки различными методами, например получая доступ в аппаратную часть микроконтроллера, подключением к ПЗУ напрямую, заморозкой ОЗУ в жидком азоте (что бы считать ключи доступа например) , скрещиванием частей залоченного контроллера с разлоченным (ну например когда защита от копирования реализована в отдельном участке контроллера), и тому подобных методов, коих очень не мало. Это конечно похоже на сказки, но такого рода реверс-инжиниринг уже не один раз всплывал на том же хабре, где в статье есть рентгеновские снимки контроллеров 80-90х годов в большом разрешении, ну и есть сайты простеньких проектов. На примере кучки энтузиастов можно оценить возможности реверс-инжиниринга, которые отталкиваются от небольшого парка оборудования, где реверсят микросхемы и контроллеры 80-90х годов.
Что бы такое провернуть, нужна кучка узкоспециализированных инженеров, пару (или может пару десятков) кодеров, окуеть какой дорогой рентген-микроскоп или скорее даже целый парк многомиллионного оборудования, и т.д., тут и приходит понимание (не)рентабельности такого подхода, ибо стоимость ремонта того же телевизора начинает приближаться к стоимости какого-нибудь самолёта, а в зависимости от человеко-часов и необходимого парка техники стоимость варьируется от небольшого кукурузника и может дойти до парка каких-нибудь суперджетов.
Например, в зависимости от техпроцесса производства, чем меньше техпроцесс, тем будет дороже, ибо нужно будет более дорогое оборудование.
В качестве примера можно посмотреть на ремонт эппловских девайсов, где братья китайцы наловчились изобретать ридеры и программаторы для тех же запчастей последних моделей айфонов, ведь они уже давно начали пихать всякую защиту в запчасти и делать привязку к железу. Как это происходит:
Кто-то покупает новенький айфон, берёт фрезеровочный (или фрезеровальный) станок и спиливает послойно например ту же ОЗУ с бутерброда, потом проц, и делает пинауты. Скорее всего одного айфона недостаточно, и покупается несколько одинаковых моделей, на одном колупаются слои в текстолите, на втором выясняется аппаратная взаимосвязь между микросхемами, кто-то сидит с парком логических анализаторов и смотрит в этой аппаратной части что, как, и с чем общается, третий замораживает и считывает ОЗУ на различных стадиях и т.д. Информация потом конечно же продаётся. Технику apple таким методом реверсить ещё рентабельно, например, продавая инструмент для ремонта (блочки ридеров-программаторов продавать по 200-500 бачей за штучку по всему миру это не только окупит, а ещё и принесёт прибыль). А вот технику какого-нибудь китайского DNS/Supra/DEXP уже не рентабельно. По крайней мере в гражданском сегменте.
Вы же не забыли, что кроме гражданского сегмента, есть промышленный сегмент (оборудование), ну и само собой военный сегмент(военка, разведка и тд). Там скорее всего все вышеперечисленные методы будут по карману, кроме того, могут и будут применяться околозаконные или вовсе незаконные методы, например промышленный шпионаж.
Не так давно в городе видел реверс-инжиниринг пары немецких индуктивных датчиков, которые стоят в каких-то станках, стоимость самих датчиков б/у стартуют от 100 евро, и находятся за бугром, вроде бы во Франции. Схемотехнически там оказалось собственно, три индуктивных датчика, и пару операционников с обвязкой.
Но что бы повторить всё это, пришлось использовать размягчитель эпоксидки (стоимость в бюджет вложите), после перерисовывать схему, отлаживать её (иногда были самовозбуждения), повторить конструкцию, разработать корпус и запихать это внутрь. Итого было потрачено около 100 человеко-часов. Таких датчиков нужно было пять штук, себестоимость одного датчика после реверс-инжиниринга снизилась до тыщи рублей и 12-человекочасов , но тому кто это делал пришлось заплатить 200 евро за два дня работы.
Трактат о мутных клиентах
Каждому мастеру, работающим с клиентами напрямую, это очень знакомо.
Что такое Кто такой "Мутный клиент"? Это клиент, который любит сношать мозги мастеру, всегда задаёт много вопросов (что как и откуда, что там поломалось и как это чинится, ойданувасна#уйсамвсёпочиню), всегда торгуется по цене ремонта, считает что все вокруг воры и обманщики (а сам Д'артаньян, ага) и все его пытаются обмануть, у нас принято таких называть мозгоё#ами насильниками мозгов.
Могут принести одноразовое "фуфло" с требованием что бы им за 50 копеек отремонтировали.
Могут оставить технику на ремонт, могут не оставить технику на ремонт, могут передумать о ремонте раза два-три в процессе ремонта (и в итоге отказаться, ага), приносят технику на платный осмотр, и не хотят за этот осмотр платить.
Если таким ремонтируют технику, её потом обязательно принесут по гарантии (конечно же на проблему, но совсем другую, никаким образом несвязанную с ремонтом), скажут что устройство якобы стало работать хуже, меню поменялись, это вы всё виноваты и вообще мне ваш сервис не нравится верните мне мои деньги.
В большинстве своём наглые, напористые, и считают что они правы безоговорочно.
- Ой а давай ты мне устройство отремонтируешь бесплатно или за стоимость запчастей
- А этой царапины не было (и тут же ему в рыло лицо тычут фотографией на приемке, с бланком ещё без печати на фоне руки клиента)
- Расскажите а что вы там сделаете, в мельчайших подробностях
- Я тут видео в ютубе видел, это делается за N минут (ага а ты незаметил что это нарезка из 5-10% времени от всего ремонта?)
- А давай ты мне 5 телефонов отремонтируешь а я тебе за это дам шестой (который тоже поломан в придачу)
- Какие 500 рублей, там же предохранитель просто перегорал (ага, а выяснение и устранение КЗ, так и ещё замена других деталей это так ерунда)
- А давай ты устройство отремонтируешь, отдашь мне, а я тебе деньги потом принесу
- Да я бы сам починил но мне лень
- Ты же 5 деталюшек поменял почему 700 рублей
- Слышь братишь, может ты спи#дишь у себя на работе детальки а потом сами как-нибудь рассчитаемся?
- А давай я тебе вместо денег дам вот эту никомуненужную_фуйню
Случаев много, но по всей видимости, главная цель такого клиента - отнять у мастера как можно больше времени/выяснить неисправность и как отремонтировать устройство (есс-но что бы потом попытаться починить самому), немножко или прилично изнасиловать мозги, испортить настроение и почувствовав запах палёных мозгов успех своего мозгового штурма пытаются сторговать цену (да тут же всего %то что только что услышал% надо сделать, чо так дорого?). Как только они начинают понимать, что с ними не согласны, тут же начинают сыпать угрозами, обещаниями написать жалобы в местное ЖЭУ, ООН, участковому и в спортлото.
С такими клиентами проблемы будут в 98% случаев. Поэтому с ними связываться не рекомендуется.
Специально в целях борьбы с такими нехорошими людьми из оказываемых услуг убрали диагностику. Сделали услугу "осмотр мастера". Суть проста - клиент отдаёт устройство на осмотр, мастер смотрит/осматривает устройство и выносит вердикт - отремонтируется ли оно (и за какую сумму) или ремонту не подлежит/нерентабельно.
На вопрос почему осмотр платный, ответ прост: Да потому, что мастер потратит время, может быть испортит несколько электронных компонентов, будет изучать схему/искать документацию и т.д.
Мастер питается не святым воздухом, ему нужно платить. А так, как устройство Ваше, платить за осмотр этого устройства Вам.
В большинстве случаев, пока мастер не вскроет и не будет произведен осмотр, точную стоимость ремонта Вам никто не скажет.
Индивидумы, которые хотят узнать точную стоимость ремонта без вскрытия аппарата, или вовсе на расстоянии (ой а я и производителя устройства, как и модель не помню, что там точно я тоже не помню, устройство оставил дома и т.д. и т.п. тыжмастер скажи а!) получают предложение обратиться в "Битву экстрасенсов" или на телеканал ТВ-3.
Людям которые хотят именно диагностику, мы даём адрес ближайшего бюро технической экспертизы, или ближайшего авторизованного сервисного центра.
Приезжает один мужичок пенсионного/предпенсионного возраста на Toyota Land Cruiser, за телевизором, всё вроде бы хорошо, но:
- Сделай мне скидку, яж пенсионер!
Есть похожие нехорошие люди, которые по телефону соглашаются и со стоимостью и с ремонтом, а затем приезжают и говорят о том, что никакого согласия не давали, угадайте зачем они так делают - правильно, Карл, что бы сторговать цену ремонта!
- Я не давал согласия на ремонт (мне вообще не звонили), делайте скидку!
Слушают предоставленную им аудиозапись, где они переспрашивают о цене, задают вопросы и в итоге соглашаются.
- Не давал я согласия, я был пьян/я не помню/это был не я.
- А чей же вы тогда вот этот номер давали, давайте туда прямо сейчас позвоним?
В таких ситуациях клиент уже теряет свой боевой настрой и скорее всего соглашается.
Немного другая ситуация, когда клиенту отзваниваются и говорят о том, что для вскрытия необходимо повредить корпус, а потом приходят и внаглую тычут на следы вскрытия и снова торгуются. Пыл охлаждается очень быстро после предъявления той же аудиозаписи.
Ах да, забыл упомянуть, такие клиенты могут возвращаться с другими устройствами, и почему-то обижаются услышав отказ или когда их отсылают к другим мастерам.
Есть категория твердолобых граждан, и они получают скидку (так уж и быть) исключительно в ущерб гарантии.
Рассказывайте о своих методах борьбы с такими клиентами.
Немного о тех, кто зарабатывает на ремонте электроники.
Сегодня у меня один человек, внезапно поинтересовался, как люди до такого докатываются обучаются и начинают ремонтировать.
Начинается всё стандартно - есть специалисты широкого профиля, есть узкоспециализированные специалисты (Аналогично: фельдшер или нейрохирург, точно так же обычный монтажник РЭА и специалист по ремонту холодильников или программист по микроконтроллерам). Через базовую часть проходят почти все.
Туда входит: техника безопасности, используемый инструмент, необходимое оборудование. На практике, всё быстро смешивается с теорией, обычно это набивание руки - учишься паять, жечь предохранители (и только затем выяснять причины выгорания предохранителей а так же понимание сути работы предохранителей), начинаешь разбираться в используемой химии и почему в различных ситуациях химия используется тоже различная, узнаёшь что такое оловоотсос/оплётка, для чего нужен сплав Розе, учишься паять провода, наушники, какие бывают паяльники и чем они отличаются, параллельно осваиваешь простой мультиметр (и почти сразу же начинаешь заглядываться на нормальный инструмент), вспоминаешь кое-какие законы физики, узнаёшь какие бывают электронные компоненты и как они работают, зачем нужен керамический пинцет.
В целом, по большей части будущее направление напрямую зависит от того, где тебя этому обучают - ибо инструмент, как и оборудование для каждой специализации необходимо покупать, а там, где получаешь опыт, обычно уже всё есть.
Ну например, при ремонте телевизоров начинаешь узнавать типовые неисправности различных моделей, телевизоров в целом, типовые способы устранения данных неисправностей, что такое "урытый вусмерть аппарат". К сожалению, кто такие рукожопы тоже начинаешь понимать, а после к некоторым источникам информации относиться скептически.
Пожалуй, парочку актуальных правил ремонта даже упомяну:
1. Отремонтировать можно всё! Вопрос цены и времени.
2. Техника безопасности пишется кровью!
3. Ремонт рытой/копаной/ковырянной аппаратуры стоит дороже.
4. К словам клиента прислушиваться, но с недоверием.
5. Трактат "о мутных клиентах"
Ниже фотография (есс-но из интернетов) как НЕ НАДО держать паяльник если он включен:
Про первый пункт сказать особо нечего, ибо ремонт по стоимости вполне может быть дороже нового устройства (мы найдём и купим такое же, и засунем в Ваш корпус, возьмём за это деньги; немного другая история про разбитые ЖК-телевизоры, и стоимость на них этих самых матриц/панелей в сборе).
За второй пункт нужно помнить всегда, это приучает к аккуратности и внимательности.
Ответ по третьему пункту простой - если нет квалификации и/или соответствующего опыта, то лучше не лезть, ибо всегда велик шанс того, что сделаете только хуже. Особенно часто это касается технически-сложных устройств (ноутбук, ЖК-телевизор, монитор и т.д.).
Просто недавно был случай про пост @artemiy11111 , где он в процессе экспериментов с подсовыванием меди, по различным причинам (в т.ч. незнание физики и якобы плохое настроение) тупо упорол Acer 5738g, да так хорошо, что воскрешение пациента за рентабельную сумму теперь под вопросом.
Тут как раз пункт четыре, где есть несколько вариантов исходов:
-ТС расскажет всё о том, как было и что случилось.
-ТС ничего не расскажет, уберёт следы постороннего вмешательства (и мастер потратит на выяснение причины больше времени, и если выяснит то скорее всего накажет за рукожопство)
-ТС ничего не расскажет, убирать следы не будет (мастер это обнаружит, и скорее всего накажет клиента за рукожопство)
-ТС уберёт следы, но всё расскажет
Как будет в данной ситуации - частично решать будет он, а по большей части будет решать мастер, которому эта железка попадёт на рабочий стол.
Ну или другой вариант: когда тебе приносят что-то тоже рытое, говорят про одну неисправность, а в процессе ремонта выявляется ещё какой-нибудь сюрприз, и клиент начинает утверждать мол "оно само" или вовсе обвинять мастера начинает.
Ну и ещё, у каких-то правил по различным причинам могут быть исключения. Но это не точно.
Если зайдёт такой вариант, буду писать ещё. Принимается адекватная критика, предложения и пожелания. За ошибки попрошу не ругать, чукча не писатель.
Трактат "о мутных клиентах" я напишу когда будет время.