Terminado

Terminado

пикабушник
поставил 76 плюсов и 31 минус
проголосовал за 0 редактирований
2347 рейтинг 42 подписчика 139 комментариев 45 постов 7 в "горячем"
16

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия

День добрый. Сегодня хотелось бы обратиться к богатому и занимательному материалу, именно китайским агитплакатам. Это самостоятельное культурное явление, которое представляет собой симбиоз заимствованных художественных форм и шаблонов советского агитпропа с местными традициями изобразительного искусства, ментальностью и социально-политическими реалиями. При этом плакат КНР по своему стилю и содержанию довольно сильно различаются в зависимости от исторического периода. Сегодня мы рассмотрим период Культурной революции (1964-1974), а в следующий раз возьмём для сравнения более ранние годы (1950-1963). Мне кажется, что китайские плакаты именно периода Культурной революции наиболее экспрессивные, они вобрали в себя неистовый дух того безумного времени, которое можно образно назвать "социальным ядерным взрывом". Ничего подобного в СССР или других странах социализма не было, поэтому эти китайские произведения цепляют не только самобытностью, "экзотичностью" художественного языка, но и погружением в неведомый нам мир "Красного Китая". Чтобы сразу разбить поверхностные ассоциации со сталинским СССР, мы начнём наш обзор не с шаблонного "милитаристского" плаката. Как вы думаете, что пропагандирует эта дама?

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Ответ. На этом плакате последнего года Культурной революции (1974) пропагандируется государственная задача ограничения рождаемости ("одна семья - один ребенок"). В одной руке пособие по "планированию семьи", в другой - пузырёк с противозачаточными пилюлями.

Эта политика проводилась настолько жестко, что привела к появлению около 200 миллионов "неучтённых" китайцев. Для многих семей оказалось проще растить офоициально не существуюшего второго ребенка, чем попасть под всевозможные санкции, в т.ч. в отношении первого дитя.


Далее пойдём уже более-менее хронологически.

Название "Культурная революция" закрепилось за Великой Китайской Смутой почти случайно, просто в начале тех событий шла очередная кампания по "культурному воспитанию масс на примере героев". В принципе, это нам хорошо знакомо по советской истории (Стаханов, Чкалов, Матросов), но в Китае были герои со своей спецификой. В 1963 г. одним из культовых персонажей стал простой паренек, задавленный грузовиком. Его жизнь была абсолютно ничем не примечательна, кроме того, что он до последней минуты штудировал цитатник Мао. Однако в руководстве КПК тогда решили, что такие неприметные парни и есть настоящие примеры для масс: скромность и преданность идеям Мао.

Впрочем, были там и персонажи, более похожие на героев в нашем понимании. Такие как некий Huang Jiguang, который воевал "добровольцем" на Корейской войне и геройски погиб не ней.

Не помню, как там это произошло, но на плакате (около 1964 г.) выглядело очень красиво:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Здесь уже сразу чувствуется стилистическое отличие от советских аналогов: больше динамики и экспрессии. У китайцев герои должны летать, в чём нас не раз убеждал их кинематограф.


На следующем плакате молодые люди с цитатником Мао в руке (хунвейбины или цзаофани) идут куда-то:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Это также совершенно не советская реалия. В годы Культурной революции сотни тысяч молодых людей большими и малыми отрядами шли пешком через всю страну, чтобы выразить свою преданность Мао, а если потребуется - защитить его от ревизионистов. Многие из них потом приняли участие в ожесточенных уличных боях с партийными комитетами в Шанхае и ряде других крупных китайских городах.


Цитатник Мао в руке - это вообще символ всей Культурной революции. Это мы видим на множестве документальных фотографий и, тем паче, на плакатах.

Считалось, что учить цитаты Мао следует не отрываясь от производства, стоя у станка или работая на тракторе:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Можете такое представить в СССР?


Одним из главных тезисов Мао была неизбежность мировой войны с империализмом и советским ревизионизмом. Соответственно, огромное место в пропаганде отводилось военной подготовке и поднятию боевого духа.

Этот плакат называется "Железный бастион" и призывает присоединиться к Китайской народной армии (НОАК):

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

По сравнению со скучными позднесоветскими армейскими плакатами (которые обычно висели на плацу в.ч.), китайские агитки 1970-х смотрятся просто как постеры к американскому кинобоевику в стиле "Коммандо":

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Чувствуете экспрессию?


Если советский плакат с 1960-х гг. уходил всё больше в трафаретность, шаблонность, то китайский в 1970-е становился всё более живописным, художественным.

Этот плакат призывает повышать бдительность в защите родины-матери:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Только посмотрите, какая здесь проработка образов!


Некоторые образцы, безусловно, поднялись едва ли не до шедеврального уровня.

Например, плакат с конным дозором в снежную бурю просто воскрешает в памяти образы васнецовских былинных богатырей:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Я бы себе такой на стену повесил!


В обратном переводе с английского название этого плаката звучит примерно как "Полевая подготовка сделает наши красные сердца преданными идеям Председателя Мао навеки":

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

На этом плакате мы видим сцену обучения женщин стрельбе из артиллерийского орудия:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Впрочем, не всегда художники выбирали для плаката китайский вариант соцреализма. Есть замечательные образцы другой графической манеры:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Однако и здесь нельзя не отметить экспрессивность красок.


Все эти воинственные художества не были лишь "бумажным тигром", милитаристский психоз в конце-концов привёл к реальному вооруженному столкновению с бывшим союзником и благодетелем, которое, к счастью, не вылилось в полномасштабную войну. Я имею в виду события на Даманском полуострове 1969 г.

По их итогам, кстати, в 1970-м г. появился такой плакат:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

Подпись к нему гласит: "Мы не атакуем, если только сами не подверглись атаке. Но если подвергнемся, то, безусловно, будем контратаковать".


По мере затуханию Культурной революции воинственность и неистовство на плакатах стало уступать место настроениям радужности, лучезарной радости народных масс.


Этот плакат 1976 г. показывает народную поддержку Хуа Гофену, назначенному преемником Председателя Мао, скончавшегося в том же году:

Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия Китай, Советские плакаты, Картинка с текстом, Длиннопост

А дальше на китайских плакатах будут появляться уже совсем другие призывы и образы.

Показать полностью 12
22

А казачок-то засланный

На днях в Государственной Думе случился скандал: с трибуны был прогнан министр экономического развития г-н Орешкин. Повод – неподготовленность чиновника к разговору с депутатами на тему исполнения национальных проектов и ускорения экономики России.


Причины произошедшего надо искать глубже. Весь финансово-экономический блок правительства является проводником линии либерализма в экономике. А либеральная догма сводится к следующему: чем меньше государство «вмешивается» в экономику, тем лучше. Если продолжить логику до конца, то идеальный министр с точки зрения либеральных идей тот, кто приходит в свой кабинет, запирается на ключ, отключает телефоны, интернет и … ничего не делает. И не дай бог, начнет работать. Экономикой должна руководить «невидимая рука рынка».


В этом деле сторонники либерализма проявляют бурную активность. Реставраторы капитализма в нашей стране по советам заокеанских наставников насильно внедрили устаревшие, обветшалые методы стихийного рыночного регулирования, хотя современной высокоразвитой капиталистической экономике соответствует государственно-монополистическое регулирование. Навязанные архаичные методы - «рынок решит все» - душат экономику, ведут к дальнейшему разрушению отечественного производства.


Любые попытки хоть как-то, частично использовать современные методы регулирования экономики успешно блокируются и срываются. Так, всячески затягивали реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации еще в ноябре 2008 г. На дворе 2019 год, а Концепция так и осталась на бумаге.


Сейчас выдвинуто несколько национальных проектов. Отдельные нацпроекты, конечно, слабее единой программы развития страны, но все-таки отражают позитивную тенденцию современного регулирования экономики. Выступление Орешкина демонстрирует, что либералы по-прежнему торпедируют все попытки развивать отечественную экономику.


Осенью прошлого года г-н Орешкин также «отличился», сделав предложения по использованию средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Для читателей поясним, что ФНБ образуется, в конечном итоге, за счет наших нефтегазовых ресурсов и труда тех, кто их добывает. По состоянию на начало 2019 г. ФНБ составлял 4 трлн. рублей. Огромная сумма, часть которой можно и нужно отправить на сохранение и модернизацию отечественного производства. Тем более, что промышленное производство так и не достигло уровня 1990 г., уничтожены целые отрасли. В станкостроении, являющемся ядром промышленности, жизнь еле теплится. Недавно в прессе сообщалось, что Россия близка к тому, чтобы утратить собственное подшипниковое производство.


На пути оказалось непреодолимое препятствие – либеральные догмы, крепко сидящие в головах руководителей финансово-экономического блока правительства и Центрального банка. В соответствие с ними доходы, собранные в ФНБ, - «токсичные», и их нельзя использовать на развитие экономики внутри страны. Для таких денежных средств даже выдумали специальный термин – «стерилизация», то есть изъятие из экономики части якобы «лишних» денег. Сделали все возможное, чтобы они не обслуживали российскую экономику. При этом львиная доля ФНБ вложена в доллары, евро и ценные бумаги иностранных эмитентов, то есть эти средства на самом деле уже давно и активно работают на США, страны Евросоюза.


Орешкин выступил с инициативой, что в случае превышения размера ФНБ более чем на 7 % валового внутреннего продукта часть средств можно использовать на развитие экономики. Неужели в головах либеральных экономистов произошел переворот? Ничуть не бывало. Идея министра - использовать эти деньги не в России, а за рубежом! С оговорками, что продвигать российскую продукцию за границей, но все-таки кредитовать иностранных предпринимателей, развивать экономики других стран, в том числе строить и создавать там предприятия.


«Невидимая рука рынка» на деле оказывается вполне осязаемой рукой чиновников, вкладывающих государственные средства не в отечественное производство, а уводящих их на иные цели, в том числе развитие иностранных экономик. Осталось только привести в соответствие форму и содержание: в названии «министерство экономического развития РФ» убрать «РФ» и поставить «США» или «Евросоюза». Так будет честнее. Какое-либо развитие российской экономики невозможно без освобождения сознания от либеральных догм и смены в правительстве лиц, их исповедующих и отстаивающих.


Галко В.И., кандидат экономических наук

Показать полностью
-37

Не женское дело

Женщины редко участвуют в политике. Осторожные и осмотрительные, они оставляют мужчинам дела профсоюзной борьбы, не спеша рисковать своим рабочим местом. Крики и лозунги — дело мужчин, а борьба — от природы не женское дело. Борьба — не женское дело "от природы"? Однако "природа", особенно представленная в мире зверей, почему-то считает иначе. Вы когда-нибудь пытались забрать щенка у его рычащей мамаши? Вы когда-нибудь видели, как от ярости дикой свиньи, защищающей своих поросят, шарахается медведь? Перепелка летит прямо на врага, защищая свое гнездо. Каждый охотник знает, кто самый опасный в мире зверь: это мать, у которой посмели тронуть детеныша.

Но разве политика еще не затронула детей? Разве низкая зарплата родителей не лишает ребенка хорошей еды и добротной одежды? Чтобы "вытащить" своих детей и внуков, женщины готовы держаться за самую грошовую работу, готовы на любые переработки и сверхурочные. Но, поступая таким образом, они лишают ребенка, пожалуй, самого главного — себя. Что происходит с ребенком, для которого родители не находят времени? Бог его знает. Бесплатные ясли и детские сады при рабочем месте, которые ранее были обязательны, уходят в историю — они просто невыгодны для работодателя. Теперь садик далеко и дорого: раскошелься, дорогая, если сама хочешь заработать! Ранее бесплатные (или очень дешевые) дома творчества, кружки и дворцы спорта нынче переходят на самоокупаемость: теперь развитие ребенка — это роскошь. И даже если ребенок с грехом пополам выучится, то куда он пойдет работать? На предприятие за нищенскую зарплату? Ведь она точно станет нищенской — работодателям невыгодно повышать зарплаты сверх инфляции, а цены все растут и растут...

И ни один работодатель не повысит зарплату сам. Частные собственники, внешне ничем не виноватые, делают все, чтобы выжимать людей, как лимоны, не оставляя им никаких перспектив. Если хочется добиться повышения зарплаты, остается только заставить их силой. Но какая сила есть у женщины? Пока она одна — никакой. Но ведь "политика — не женское дело". Может быть, как знать. Но даже если и так, то ровно до тех пор, пока политика работодателя не касается будущего детей, пока у детей не начинают отнимать еду и одежду, возможность видеть своих родителей и развиваться. Пока у них не отнимают мир, в котором они будут учиться и заниматься интересным и плодотворным трудом, и взамен не подсовывают мир, в котором они обречены изо дня в день делать одну и ту же монотонную или бесполезную работу за жалкие гроши. Изменить это могут только те, кому эти изменения будут выгодны. Кто-нибудь еще верит, что это выгодно работодателю? Или, может быть, тем профсоюзам, которые полностью находятся на содержании администрации? Остаются только работники. Только они сами. Одни против работодателя, но их много, очень много.

И, раз уж до этого дошло — само слово "работо-датель" насквозь фальшивое: это работники дают "работодателю" свою работу, а тот только и знает, что брать и продавать, брать и продавать, накапливая капиталы. Да, правильное слово — не работодатель, а «работовзятель» – капиталист. Однако положение капиталистов уязвимо. Поскольку все их капиталы — продукт труда рабочих, то без труда рабочих — нет и капитала. Что будет, если один человек откажется работать, пока не улучшат его условия? Уровень безработицы в стране — 4,5%, уволить одного — не проблема, всегда можно нанять другого. А удастся ли сразу найти на замену пятерых? Даже чтобы элементарно помочь на даче, не так-то просто найти несколько людей, способных выполнять требуемую работу. А если остановят работу двадцать человек? А если в борьбе за прогрессивный коллективный договор встанет весь завод? Ни одна небесная сила не поможет капиталисту разом переукомплектовать штат всего завода.

Но, как и во всем остальном, бороться можно правильно и неправильно. Неправильно — это бороться, не продумав свои требования, цели и рычаги давления, и не обеспечив себе безопасности. И главное, лучший способ обречь себя на поражение — бороться неорганизованно, в отрыве от других людей. Ведь ключ к возможности завоевать себе лучшую жизнь лежит только в других людях. Сослуживцы, с которыми так часто бывают конфликты, абсолютно равны вам в одном: в противостоянии капиталисту. Только они с вами на одной стороне в борьбе за прогрессивные коллективные договора — за лучшую жизнь своих и ваших детей.

Мы не идеалисты — мы знаем, что из-за одной нашей газетки на вашем предприятии не случится победоносная забастовка, и что все люди разом не станут продвинутыми борцами за общее дело. Чтобы забастовка была победоносной, нужно много готовиться: продумать требования, составить коллективный договор, выполнить все формальные процедуры, чтобы ни один суд не смог встать на сторону "работодателя", и, конечно, нужно учесть опыт успешной забастовочной борьбы, который в РФ после 1991 года имеется только у докеров и авиадиспетчеров. Но это не непреодолимые преграды — это задачи, которые можно и нужно решать, пока жареный петух не клюнул самое дорогое. Мы, коммунисты из Рабочей Партии России, готовы предоставить вам все свои наработки и знания по этим вопросам — решение использовать или не использовать их, в любом случае, будет только за вами.

В начале заметки шла речь о матерях в животном мире. У людей отцы значат не меньше, чем матери: защищают, кормят и воспитывают детей. Низкий поклон таким великим мужчинам, как Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Януш Корчак. Но в истории эволюции всего живого мира на Земле великая революционная роль в переходе от естественного эгоизма к жертвенной заботе о другом существе навсегда принадлежит матери. И сейчас эта забота должна принять форму объединения, учебы и борьбы. Наше дело правое и мы победим.

Ксения Старцева, член Рабочей партии России, Москва

Показать полностью
9

СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ В СВЕТЕ ХОРОШО ЗАБЫТОГО СТАРОГО

Кому-то может показаться, что борьба за 6-ти часовой рабочий день с удержанием уровня оплаты труда преследует слишком радикальную и невыполнимую цель, что идея такой борьбы слишком уж фантастична для капиталистического уклада, что все усилия в этом направлении не имеют под собой никакого прецедентного фундамента.

Иногда нет ничего более отрезвляющего, рассеивающего все сомнения, чем знакомство с историческими фактами скрывающимися в толще архивных материалов.

Вот что по теме пишет Блюфилд Дэйли Телеграф от 20 января 1962 года:

«Электрики Нью Йорка добиваются 5ти-часового дня

Победа электриков Нью Йорка в борьбе за беспрецедентный пятичасовой рабочий день была расценена рабочим движением в как ударный прорыв в общенациональной попытке обуздать безработицу. Это происшествие так же послужило примером для других профсоюзов.

Победа была достигнута не смотря на сопротивление со стороны президента Кеннеди, который не раз выступал против сокращения рабочей недели в существующей экономической ситуации и торговой конкуренции в мире.

Возгласы ликования со стороны других сегментов рабочего движения не заставили себя ждать. В поздравлениях профсоюзу электриков центральный трудовой комитет Нью Йорка заявил: «Эта победа будет иметь фундаментальное значение в общенациональном понимании автоматизации и полной занятости. Только более короткая рабочая неделя может прекратить безработицу для миллионов наших сограждан, и ваша победа обязательно приведёт к мгновенным и успешным попыткам ограничить рабочую неделю чтобы мы могли достигнуть экономики полной занятости.»

В другом заявлении, трудовой комитет призвал все смежные профсоюзы с этого момента требовать сокращения времени рабочей недели во всех контрактных договорах.

Следующий рывок вероятно произойдёт в гигантском сталелитейном секторе индустрии, где число рабочих необходимых для поддержания работы фабрик сокращается.

Электрики Нью Йорка добились контрактного соглашения о 5ти-дневной неделе с 5ти-часовым рабочим днём регулярной оплаты и одним часом сверхурочных за полторы регулярных оплаты. Прежде они работали 6 часов в день с регулярной оплатой и один сверхурочный час за полторы регулярных оплаты.

В начале переговоров профсоюз требовал четырёхчасовой рабочий день.

Девять тысяч электриков занятых у шестиста подрядчиков в городском $1.25-миллиардном строительном секторе, также добились повышения зарплат на 56 центов в час.

Их прошлая еженедельная зарплата вместе с одним сверхурочным часом ежедневно, составляла $165. Теперь она сократится до $161,20 в связи с уменьшением количества рабочих часов.

Вероятно они будут привлекаться к работе на ещё 15 сверхурочных часов в неделю и, в таком случае, их зарплата составит $235,60.

Электрики добились нового контрактного соглашения после забастовки которая вызвала приостановку почти всего строительства в городе. Они вернулись к работе в Пятницу.»

Вдумайтесь, уже в 1962 году, в стране известной во всём мире своими антикоммунистическими настроениями, где полиция никогда не стеснялась стрелять на поражение, трудящиеся вдруг добиваются не шести, а пятичасового рабочего дня. О каких же сомнениях, о какой критике борьбы за сокращение рабочего дня может идти разговор сегодня, в России XXI века?

Если признать сомнения и критику обоснованными, тогда придётся признать, что дела России хуже, чем дела США середины прошлого века, несмотря на всю «рыночность» нашей экономики, что само по себе требует целенаправленных действий по улучшению условий труда и занятости схожих с действиями трудящихся США. В ином случае, борьба за сокращение рабочего дня просто становится средством достижения давно назревшей необходимости.

В любом случае, очевидный вывод из всего изложенного выше состоит в том, что борьба за сокращение рабочего дня есть необходимость вытекающая из сложившихся обстоятельств и никакие оговорки этот факт изменить не в состоянии.

Г. П. Гогошин

Показать полностью
7

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

«Я ходила с газетами на железную дорогу. Мороз за тридцать. Рабочие ПТО все злые, за газеты прямо схватились, и тут же начали смотреть. Я так понимаю, что их в очередной раз надули, скорее всего, с оплатой.»

С. В. Чурякова, РПР

Восьмичасовой рабочий день, завоёванный рабочим классом россии в длительной борьбе, превращается по сути в рабочий день без границ, и всё это происходит с добровольного согласия самого рабочего.

Настоятельные просьбы работодателя трудится сверхурочно не встречают отпора со стороны работников и практически всегда выполняются и почти никогда должным образом не оплачиваются и не компенсируются дополнительным отдыхом.

Учитывая что заработная плата и близко не приближается к стоимости рабочей силы, а организованная борьба за её увеличение и прогрессивный коллективный договор пока редкость, разрозненные рабочие, не объединённые борьбой за свой самый насущный интерес, фактически добровольно превращают себя в новых крепостных. Потому что сверхурочная работа — схожа с барщиной.

«Не надо из свободных людей добровольно превращаться в крепостных. Возьмите всю сумму сверхурочных по стране, поделите на 8, и вы узнаете сколько рабочих работающие сверхурочно помогли капиталистам уволить», — объясняет М. В. Попов, консультант Российского комитета рабочих, профессор по кафедре экономики и права.

Обычным делом стали ситуации когда на работу вызывают, мотивируя необходимостью помощи товарищам. На деле все сверхурочные призваны вытянуть из живого товара — рабочего ещё немного прибыли.

Приведу пример: монтёр ремонтник электрических сетей работающий на «аварийке» поведал с горечью о том, что им не платят за переработку во время авралов в период погодных катаклизмов и затянувшихся сложных ремонтов, мотивируя тем, что в остальное время они мол ничего не делают, и, тем самым, как бы выравнивается оплата «простоя». Разбирая этот случай он понял, что никакое это не выравнивание, а эксплуатация и навязывание сверхурочной работы.

Схожая ситуация на железной дороге: люди вообще забыли, что междусменный отдых запрещено сокращать, это преступно не только по отношению к работникам, так как следствием работы уставших людей обязательно станет катастрофа.

Вот что пишет товарищ А. Алексеев из Минска: «По поводу переработки, считаю, что надо в коллективных договорах выработать единую позицию. Если постоянно нарушают даже существующее законодательство, то тем более в коллективных договорах необходимо запрещать сверхурочные работы. Сверхурочные работы лишают места других рабочих. Но тут много и других моментов, даже если сам работник себя не жалеет и готов умереть молодым, то его такая работа понижает стоимость рабочей силы для других и стимулирует ухудшение условий труда, а в

Программе РСДРП от 1903 года записано: «В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует:

1. Ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наёмных рабочих.

2. Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часом, для наёмных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства.

3. Полного запрещения сверхурочных работ.»

Из всего происходящего становится ясно, что ограничение сверхурочных — норма, а сами сверхурочные — не норма.

«Закон тоже результат классовой борьбы и то что уже завоёвано, что никто не имеет право заставить вас работать сверхурочно. Работник должен учиться коллективно реализовывать уже имеющиеся права и бороться за свои интересы. Согласно Трудовому Кодексу включённые в КД положения, которые противоречат законодательству (неоплаченный труд может быть законным только при феодализме как труд крепостных), являются недействительными и, соответственно, из Коллективных Договоров их следует убрать.

А вместо этого включать: Повышение реального содержания зарплаты путём ежегодного увеличения номинальной на индекс инфляции плюс 6 %, переход со второго года действия КД на семичасовой рабочий день, а в третьем году — на 6-часовой, возвращение всех компенсаций, отнятых с помощью СОУТ и улучшение условий труда.», — говорит М. В. Попов.

Этот вопрос стоит в повестке дня весеннего Российского Комитета Рабочих в Нижнем Новгороде, на котором собираются передовые рабочие и интеллигенция для выработки общей борьбы за коренные и насущные интересы рабочего класса.

Д. Димонов, член РПР

Показать полностью
8

Полное исключение сверхурочных работ

Рабочая партия России и Фонд Рабочей Академии, возможно, единственные на постсоветском пространстве, кто выступает за сокращение рабочего времени, что отражено в программе РПР: «увеличение свободного времени работников путём сокращения продолжительности рабочего дня до 6 часов и введения 30-часовой рабочей недели без понижения заработка, а также за счет роста времени оплачиваемых отпусков». Уже давно существует необходимость в сокращении рабочего времени, т.к. восьмичасовой рабочий день в России был установлен сто лет назад одним из первых декретов Советской власти. За этот период значительно возросла производительность труда и развились производительные силы. Сохранение восьмичасового сковывает инициативу масс трудящихся и тормозит дальнейшее развитие, вызывая «усталость» общества. Восьмичасовой труд является главным препятствием для технического обновления промышленности и внедрения новейших технологий. С одной стороны, в капиталистической экономике стимулом для модернизации производства является дороговизна переменного капитала (рабочей силы), поэтому чтобы выдержать конкуренцию приходиться инвестировать в постоянный капитал, закупая новейшее оборудование. При наличии дешевой рабочей силы такой экономической необходимости нет, а лишь встречается нецелесообразная погоня за модой без долгосрочного планирования. С другой стороны, чтобы рабочий класс был высококвалифицированной силой и стал способным использовать сложные орудия труда, ему необходимо всё большее иметь свободного времени для своего развития. Современные технологии требуют высокой культуры и дисциплины труда.


Сегодня вся буржуазная мысль направлена на усиление управлением низкоквалифицированными людьми — при этом считая, что через подобные меры сможет сохранить своё политическое господство; но история на протяжении тысячелетий доказывала пагубность подобных мер, т.к. общество уходит в застой и разрушается извне более динамично развивающимися странами, в которых класс, производящий материальные блага, более свободен. Нынешний класс капиталистов не является прогрессивным классом, а наоборот, его суть заключена в реакции на высший социалистический строй, поэтому никогда не выступит инициатором улучшений в трудовом распорядке, а наоборот, будет стремиться всё более отвоевывать свободное время у рабочего класса, тем самым обрекая его на деградацию и ослабление, что и продемонстрировала пенсионная реформа.


Сокращение рабочего дня имеет громадное практическое и историческое значение — это и есть та идея, которая позволит вызвать творческую инициативу и энтузиазм масс. Также, главный показатель эффективности экономики – не произведенный продукт (который считают через показатель ВВП), а экономия времени и трудозатрат в производстве необходимого продукта. К. Маркс в «Критике политической экономии. (черновой набросок 1857–1858 годов)» писал: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Точно так же общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому, как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности. Стало быть, экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства».


Сегодня же, владельцы средств производств не только не нацелены на экономию времени наемных работников — основной массы населения, но и демонстрируют самое небрежное отношение к существующему законодательству, в котором закреплен восьмичасовой день. Сверхурочные работы не только всячески поощряются, но и зачастую работодатели принуждают перерабатывать без дополнительной оплаты. Сверхурочные работы сверх первых полутора часов часто не оплачиваются в двойном размере, ведется некорректный учет затраченного времени. По данным социологического опроса компании HeadHunter, проведенного в 2009 году, (других не нашлось): «Сверхурочно не работают лишь 7% россиян, в то время как 61% — остаются работать по окончании рабочего дня или берут работу на дом не реже чем раз в неделю, еще 19% — работают сверхурочно не реже раза в месяц. 91% утверждают, что им сверхурочную работу не оплачивают вовсе».


В такой ситуации сверхурочные работы становятся обычным делом и без должного отпора со стороны наемных работников могут привести к тому, что будет законодательно увеличен рабочий день, как это недавно произошло в Австрии и Венгрии.


Только осознание рабочим классом своего основного (!) интереса в сокращении рабочего дня и организованная борьба за это смогут изменить его бедственное положение и кардинально улучшить условия труда и заработную плату работников. В 1903 году РСДРП выступила с программой, где было записано: «В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует:


1. Ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих.

2. Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов, для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства.

3. Полного запрещения сверхурочных работ.


Через 15 лет, эта программа с установлением Советской власти была реализована во многих пунктах — восьмичасовой день и еженедельный отдых, но так и не произошло окончательного и полного запрещения сверхурочных работ, поэтому это стало главным препятствием для дальнейшего сокращения рабочего дня. И сегодня согласие на сверхурочные работы не дает возможности работникам осознать важность этого вопроса и необходимость скорейшего разрешения в сторону сокращения рабочего времени. Продолжительное рабочее время доказывает следующие негативные влияния на положение рабочего класса:

1) Производительность труда неуклонно растет, а это значит, что за одинаковый промежуток времени рабочий производит всё большее количество материальных благ. Общественно необходимое рабочее время для производства товаров, при нормальных условиях и средней интенсивности и умелости работников, постоянно сокращается. Это является основанием для сокращения рабочего времени. Но капиталист (работодатель) заинтересован в том, что работник трудился максимально продолжительное время, т.к. его прибыль — это есть неоплаченное прибавочное время сверх необходимого времени для работника. Поэтому капиталист тенденцию увеличения производительности труда односторонне разрешат в свою пользу тем, что увольняет «лишних» для него работников. Возникает армия безработных, которая давит на работающих и создает конкуренцию между наемными работниками, тем самым вынуждает их соглашаться на невыгодные условия труда. А если предприятие оказывается неэффективным (неконкурентоспособным), работодатель, дабы получать или увеличить прибыль, побуждает рабочих работать сверхурочно. И получается, что работающие отнимают рабочие места у других рабочих. Сверхурочная работа усиливает безработицу, а масштабное сокращение рабочего времени полностью уменьшало бы её. Безработица — это явление, когда часть трудоспособного населения не может применить свою рабочую силу. Она является условием неустройства общества и многих социальных пороков. Согласие работать сверхурочно является разновидностью штрейкбрехерства и противостоит интересам рабочего класса тем, что ослабляет и уменьшает численность рабочего класса.


2) Сверхурочные работы значительно понижают заработную плату, которое есть денежное выражение стоимости рабочей силы, как в отдельных отраслях, так и у самих работников, которые дают свое согласие на сверхурочную работу. Главная причина, которая толкает наемных работников на сверхурочные работы — это крайне низкая заработная плата, не соответствующая стоимости рабочей силы (необходимой сумме жизненных средств). Но сверхурочные работы не только не решают проблемы недостаточной заработной платы, искусственно заниженной различными союзами владельцев средств производств (работодателей), а сверхурочные работы — есть иллюзия решения этого вопроса. Наоборот, согласие работника дополнительно трудиться понижает его заработную плату, даже если оплата за эти часы производится строго в двойном размере. Заработная плата — это денежное выражение стоимости рабочей силы за установленный законом рабочий день. Оплата сверхурочных должна производиться не в каком-то размере от установленных тарифов, а сверх стоимости рабочей силы. Т.е. желание трудиться свыше 8-ми часов по экономическим причинам — это есть согласие работника с низким уровнем заработной платы в угоду интересам капиталистов, которое и вынуждает его тратить больше времени. Участие в сверхурочных работах — это порочный круг, не разорвав который, невозможно бороться за увеличение заработной платы. Сверхурочные работы могут быть допустимы лишь на непрерывных производствах и лишь на кратчайшие сроки по чрезвычайным обстоятельствам неорганизационного характера — авария, внезапная нетрудоспособность смены и др.


Карл Маркс в «Капитале» «Глава XVIII. Повременная заработная плата» писал: «Общеизвестен факт, что чем длиннее рабочий день в данной отрасли промышленности, тем ниже заработная плата. Фабричный инспектор А. Редгрейв иллюстрирует это в сравнительном обзоре за двадцатилетний период с 1839 по 1859 г., причём оказывается, что на фабриках, на которые распространяется действие десятичасового закона, заработная плата поднялась, тогда как на фабриках, где работают 14–15 часов в день, она понизилась.


Из закона: «при данной цене труда дневная или недельная заработная плата зависит от количества доставленного труда», вытекает прежде всего, что чем ниже цена труда, тем большее количество труда или тем более длинный рабочий день требуется для того, чтобы рабочему была обеспечена хотя бы жалкая средняя заработная плата. Низкий уровень цены труда подталкивает к удлинению рабочего времени.


Но и, наоборот, удлинение рабочего времени вызывает, в свою очередь, понижение цены труда, а вместе с тем понижение дневной или недельной заработной платы.


Из определения цены труда дробью вытекает, что удлинение рабочего дня само по себе понижает цену труда, если не происходит никакой компенсации. Но те же самые обстоятельства, которые позволяют капиталисту надолго удлинить рабочий день, сначала позволяют ему, а в конце концов вынуждают его понижать цену труда также и номинально до тех пор, пока не понизится совокупная цена возросшего числа рабочих часов, т.е. дневная или недельная плата. Здесь достаточно указать на два обстоятельства. Если один человек начинает выполнять работу полутора или двух человек, то растёт предложение труда, хотя бы предложение рабочей силы, находящейся на рынке, оставалось неизменным. Конкуренция, созданная таким образом среди рабочих, даёт капиталисту возможность понизить цену труда, а падающая цена труда даёт ему, в свою очередь, возможность ещё более увеличить рабочее время».


3) Сверхурочные работы ухудшают условия труда. Прежде всего сам факт удлинения рабочего времени — это и есть ухудшение условий труда, который раскрывается в том, что работнику приходится тратить больше жизненных сил, а также сокращается отдых, необходимый для восстановления способности к труду. Вместе с тем, увеличиваются всевозможные вредные факторы, вплоть до недопустимых значений. Например, одно дело трудиться установленное время, которое признанно безопасным для здоровья, другое, когда переработки увеличивают воздействие вредных факторов на организм человека и от этого рабочее место может фактически превратиться в место с опасными условиями труда на всем протяжении рабочего дня, но эти риски для работника никто не будет учитывать. Сверхурочная работа не только может пренебрегать охраной труда, но и в общем принижать значение охраны труда на производстве. Переутомление работника действует не только во время сверхурочных работ, но при их регулярности оказывает влияние на работоспособность на весь период рабочего дня. Употребление алкоголя, табака, лекарств, а также изменение образа отдыха — это зачастую оказывается для работников попыткой стимулировать способности к труду у физически и морально уставшего организма. Трудящиеся на сверхурочных работах в погоне за зарплатой губят своё здоровье и сокращают свою жизнь, мертвые не потеют. Удлинение рабочего времени препятствует сохранению и развитию производительных сил.


4) Труд для жизни или существование для работы? С увеличением продолжительности рабочего дня жизнь превращается в бессмысленное существование. И только при сокращении рабочего дня труд начинает приносить свои плоды в свободном времени для всестороннего развития человека. Свободное от работы время имеет абсолютную ценность, которая не измеряется деньгами. Если буржуазный лозунг «время — деньги!» имеет смысл, то только в том, что без свободного времени — деньги ничто! Свободное время необходимо для развития, для семьи, для всего важного в жизни, что имеет настоящий смысл для всякого человека. С этим никто никогда не спорил и в здравом уме отрицать не будет. Понимает это, вроде бы, и сам работник, соглашающийся на сверхурочные работы, но вследствие дефицита свободного времени, а значит, и отсутствия условий для развития, к нему не приходит осознание того, что это не его личная беда, а существующий капиталистический строй ставит его в подобные жизненные обстоятельства. В этом и заключается вопрос, что рабочие — производители свободного времени — меньше всех в современном буржуазном обществе обладают временем. Свободное время, созданное рабочими, потребляют владельцы средств производства. Об этом Карл Маркс в работе «Теории прибавочной стоимости» писал так: «настоящее богатство — такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития. Время — это простор для развития способностей и т.д. Известно, что сами политико-экономы рабский труд наемных рабочих оправдывают тем, что он создает досуг, свободное время для других, для другой части общества, а тем самым — и для общества наемных рабочих» .


Почему наемный работник должен быть лишенным главного богатства, которое он и создает? На каком основании людей ставят в положение, при котором их жизнь лишается всякой возможности улучшения? Никаких научных обоснований нет и не может быть. Существующее положение никак не оправдывается, а лишь поддерживается древней традицией рабства, когда на заре цивилизации человек стал угнетать человека на правах сильнейшего. Стоит ли говорить о том, что всё культурно-социальное развитие человечества идет строго по пути преодоления традиции рабства? История удостаивает эпитетом «Великий» лишь тех, кто освобождает человечество от рабства, хоть в форме прямого рабства, хоть крепостного или наемного. Но спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Пока рабочий класс не осознает ценность свободного времени, которое ничем не заменить, борьба за свое освобождение от эксплуатации будет носить лишь стихийный и одиночных характер, побиваемый бичом сверхурочных работ.


5) Полный отказ от сверхурочных работ — это первый организационный шаг рабочего класса на пути реализации не только своих непосредственных интересов, которые заключаются в условиях продажи своей рабочей силы, но и необходимость для борьбы за коренной интерес — в уничтожении наемного труда. Чтобы бороться, объединяться, учиться, управлять, необходимо время, которое зачастую бездарно и предательски тратится на сверхурочные работы. Рабочий класс не сможет выступить за 6-ти часовой рабочий день, как организованная сила, пока проигрывает в этом вопросе. Слабые профсоюзы, незнание или отсутствие коллективных договоров на предприятиях, трусость перед законной забастовкой, незнание своего положения и текущего общественного момента, отказ от своих жизненных интересов — всё это во многом результат сверхурочных работ. Да и, наконец, на этих сверхурочных работах загублены многие социальные гарантии государства, завоеванные предыдущими поколениями, вроде бесплатных квартир, т.к. все вопросы ликвидации благ трудящимся решались без какого-либо их участия!


Что необходимо, чтобы начать бороться со сверхурочным временем? Во-первых, наиболее широко разворачивать просвещение по этому вопросу, как в рядах наемных работников, так и инициировать выступления в научной среде. Не существует никаких обоснований для какого-либо увеличения продолжительности рабочего времени, кроме психологической запуганности перед начальством. Во-вторых, необходимо консолидироваться профсоюзам, общественным организациям и всем прогрессивным силам общества по этому насущному вопросу для подавляющего большинства работающего населения. Нет важней вопроса в области трудовых отношений, чем сокращение рабочего времени: кто за будущее и за развитие, тот с нами в этом вопросе на деле! В-третьих, обязательное включение в коллективные договора пункта о полном запрещении сверхурочных работ. В тех редчайших случаях, когда сверхурочная работа оправдана технологическим риском, требовать максимальные выплаты за дополнительную работу, чтобы сверхурочная работа стала неприемлема работодателю по сравнению с профилактическими работами.


Александр Фианит, Рабочая партия России, Минск, февраль 2019 г.

Показать полностью
-5

Пролетариат как ключевой фактор прогресса

Начать повествование стоит с основ, с того, на чём стоит вся человеческая природа. "Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека." (Ф.Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека")


Почему за основу природы человека мы берём именно труд? Ведь большинство считают, что главным отличием человека от прочих животных является разум и, конечно речь, как его неотъемлимый момент. На это же указывал Гегель, говоря, что человек – это мыслящий разум. Это, бесспорно, верное, но не полное определение, вернее не развёрнутое до своих основ, оно не указывает нам сущность возникновения и происхождения разумности человека.


Поэтому Энгельс позже уже уточняет, что человек – это животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное. Причём хочется отметить порядок изложения качеств, он имеет ключевое значение, именно специфическая общественная практика изменения окружающей природы под свои нужды явилась базой и импульсом для развития разума и речи у предков современного человека. Чем больше развивалась практика специфически человеческого труда, а главное изготовление и применение орудий труда, тем более и более развивалось мышление людей. Т.е. вся история развития человека, как мыслящего разума, определена и неразрывно связана именно с прогрессом производительных сил, с развитием непосредственно производительного труда и средств производства.


Весь научно-технический и общественный прогресс в той или иной степени определяется и зависит от материального производства, соответственно на современном этапе, при капиталистическом способе производства, рабочий класс является той непосредственной силой которая производит материальную основу для существования всего человечества, производство это во всех передовых своих областях носит исключительно общественный характер, невозможно представить себе производство современной техники или средств производства в узких рамках мелких мастерских или кустарного производства.


Сегодня авангард развития производства – это заводы, фабрики и целые отрасли, неразрывно связанные между собой, именно они и являются показателем развития не только экономики, но и всех остальных сфер общественной жизни. Соответственно рабочий класс, трудящийся на таком уровне развития производства, находится на переднем крае движения всего человечества, он создаёт и двигает это развитие, все остальные отрасли, такие как наука, управление, образование и т.д. по сути своей призваны помогать и обеспечивать это движение.


Но тут перед нами встаёт известное противоречие капиталистического способа производства – между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Именно это противоречие на данном этапе является основным тормозом в развитии человеческого общества, т.е. противоречие между интересами пролетариата и буржуазии, выражающиеся в классовой борьбе, в борьбе против диктатуры буржуазии и за установление диктатуры пролетариата.


При этом сразу вспоминаются слова Ленина : «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов."( В.И.Ленин. Великий почин)


Почему Ленин заострил внимание именно на том, что руководить борьбой трудящися на всем пути к полному коммунизму должны городские, фабрично-заводские промышленные рабочие? Обычно это объясняется с политэкономической точки зрения, что объективно эти рабочие являются самыми заинтересованными в свержении буржуазной диктатуры, а в дальнейшем и в уничтожении классов, а также с практической стороны дела, только такие рабочие, в случае осознания своих классовых интересов, имеют реальную сплочённую и организованную силу, способную бороться против власти капитала.


Но мне хотелось бы отметить ещё один момент, не столь явный и не столь очевидный и поэтому зачастую не упоминающийся, момент больше философский, почему именно рабочий класс, в лице фабрично-заводского пролетариата имеет не только право, но и великую миссию в деле развития человечества, потому что, как это уже отмечалось выше, он находится на передовой в деле развития общественного производства, в деле непосредственного обеспечения человечества материальными благами, он является носителем этого производства и соответственно двигателем развития во всех сферах, в том числе и в сфере общественного устройства. Поэтому диктатура пролетариата – это не только необходимость и неизбежность с точки зрения классовой борьбы и политэкономии, это насущная необходимость с точки зрения вообще существования и развития всего человечества.


Понимание этих моментов сейчас очень важно, независимо от того, к какому классу вы сами принадлежите, важно знать, что главным двигателем прогресса в нашу эпоху является массовый, организованный промышленный рабочий класс, каким бы малочисленным он вам не казался, но без него не получится ничего, с человека труда всё начинается и он же закончит победой свою борьбу за уничтожение частной собственности на средства производства и полное уничтожение классов.


Именно поэтому всякое принижение роли рабочего класса, увод в сторону от борьбы за интересы класса, придумывание нового «авангарда» всех трудящихся в лице так называемого креативного класса – это прямое пособничество реакции, это борьба против реального материалистического и исторического взгляда на действительность.


Петр Крутилин, член Рабочей партии России

отсюда: http://www.r-p-w.ru/proletariat-kak-klyuchevoj-faktor-progre...

Показать полностью

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Рекламный отдел Пикабу и LG опять с конкурсами и подарками. Октябрь торжественно объявляем месяцем музыки и звука. На этот раз мы разыграем не только UltraWide-монитор (вот такой), но и умную колонку с «Алисой» (вот такую). Но обо всем по порядку.


Что происходит?

Вместе с LG мы устраиваем тематические месяцы. Сентябрь был посвящен учебе. Мы советовали сайты с лекциями, проводили мастер-класс по созданию гифок и рассказывали, что делают студенты-технари. Вы писали посты на конкурс и голосовали за лучший. Победителем стал @kka2012. Скоро он получит от нас ультраширокий монитор, чтобы еще быстрее писать свои юридические истории!


Как поучаствовать?

В октября ждем ваши посты на тему музыки и звука. Сделайте подборку любимых подкастов, аудиокниг или музыкальных клипов. Расскажите, как увлеклись монтажом, сделали пару крутых ремиксов или пошли на уроки вокала. Что угодно! Чтобы участвовать в конкурсе, нужно поставить в посте тег #звук или #музыка и метку [моё].


Еще раз коротко:

– Напишите пост на тему месяца (октябрь — музыки и звука) до 25 октября включительно.

– Поставьте тег #звук или #музыка и метку [моё].

– Все! Терпеливо ждите голосования.


За первое место дарим 29-дюймовый монитор LG, а за второе – умную колонку LG с «Алисой». Удачи!

Отличная работа, все прочитано!