PashaMashinist

PashaMashinist

Павел Щелкунов Машинист и блогер. Пишу о своей работе. Снимаю видео из кабины. Так же публикуюсь на Дзене: https://dzen.ru/pasha_mashinist
Пикабушник
Дата рождения: 4 сентября
21К рейтинг 143 подписчика 33 подписки 55 постов 37 в горячем
19

Зарплата машиниста паровоза в 1956 году

Мой друг хранит справку о среднем заработке своего прадедушки - машиниста паровозного депо Узловая.

Зарплата машиниста паровоза в 1956 году

2179 рублей 82 копейки - сумма эта кажется огромной и непривычной по советским меркам, но не надо забывать, что это послевоенный период до денежной реформы 1961 года, когда после деноминации произошло изменение численного масштаба денег 10:1.

10 рублей образца 1947 года подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 года.

10 рублей образца 1947 года подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 года.

Вот некоторые примеры цен 1956 года, взятые из открытых источников в интернете:

Водка (бутылка): 27 руб. 50 коп.

Хлеб белый (шт.): 2 руб. 50 коп.

Сыр голландский (кг.): 32 руб.

Мясо (кг.): 12 руб. 50 коп.

Рыба (кг.): 7 руб. 10 коп.

Молоко (литр): 2 руб. 24 коп.

Масло сливочное (кг.): 25-28 руб.

Яйца (десяток): 8-9 руб.

Колбаса ливерная (кг.): 3 руб.

Сыр голландский (кг.): 32 руб.Г

Спортивный костюм (шт.): 27 руб.

Пионерский галстук (шт.): 5 руб. 50 коп.

Путёвка в пионер-лагерь: 150-200 руб.

Автомобиль ГАЗ-69: 25000 руб.

Зарплата рабочего в месяц: 700-800 руб.

Зарплата водителя в месяц: 750 руб.

Зарплата учителя в месяц: 740 руб.

Плакат СССР

Плакат СССР

Средняя зарплата в послевоенный период была 700-800 рублей, но как мы видим машинист в то время зарабатывал значительно больше. Тяжелый, квалифицированный, востребованный труд оплачивался значительно выше.

Железнодорожный транспорт играл ключевую роль в восстановлении страны после Великой Отечественной войны. Машинисты были в авангарде железнодорожного рабочего класса. Они имели не только высокие зарплаты, но и признание в обществе.

Для меня рассуждения о зарплатах в разные времена обычно оставляют больше вопросов, чем ответов. Послевоенное тяжелое время, что мог позволить себе машинист на такую большую зарплату? Вероятно, что  голландский сыр не лежал на прилавках, а автомобиль ГАЗ-69 не мог позволить каждый желающий, даже имея 25000 рублей. Напишите в комментариях, что вы думаете об этом?

Показать полностью 3
5221

Пневмопочта3

Пневмопочта

Пневмопочта

Не знаю, как у вас, а у нас на регионе пневмопочта осталась только на двух сортировочных станциях - Узловая и Плеханово.

Приемник капсул, наверху лежат документ.

Приемник капсул, наверху лежат документ.

По пневмопочте очень удобно пересылать документацию из одного района станции в другой.

Рядом с приемником капсулы и башмаки

Рядом с приемником капсулы и башмаки

Вообще, пневмопочта - это чистый стимпанк. Кто знает, если бы советская инженерная мысль не имела границ, сегодня мы могли бы отправлять людей, в пневмокапсулах, как в Футураме. Путеец, чистящий стрелки от снега зимой, мог мгновенно перемещаться в другой район станции в пневмокапсуле.

Пульт управления.

Пульт управления.

Но это, конечно, шутки. Раньше пневмопочта была необходима на крупных станциях, а вот сегодня уже нет.

Посмотрите на отпиленные трубы в Узловой. Ничто не может остановить прогресс, электронных документов всё больше, и скоро машинист забудет, каково это швырять из окна огромную кипу пакетов с документами, а операторы забудут, как заталкивали их в пневмопатрон, и с особенным глухим звуком отправляли его в другой район станции.

Отрезанные трубы пневмопочты!

Отрезанные трубы пневмопочты!

Когда я прохожу мимо этих отрубленных труб мне даже немного грустно. В них есть какой-то советский ламповый вайб.

Станция Плеханово, пост дежурного по парку.

Станция Плеханово, пост дежурного по парку.

Однажды меня отправили проводником, проводить брянскую бригаду с Плеханово до Ельца. Ждал я их у дежурного по парку, а они никак не ехали. Дежурный по парку заполнял документы, я весь сонный лениво молчал. Глухой звук, приближающийся из далека, закончился резким хлопком, нарушил тишину и взбудоражил меня. Это пришла пневмопосылка. Довольный дежурный достал из капсулы пол батона, парочку варенных яиц, и кусочек колбаски. Он рассказал мне, что забыл тормозок, а коллеги по станции угостили его. Разве это не прекрасно?

Принцип работы пневмопочты основан на искусственном создании разности давления между концами транспортирующего трубопровода.

Пневмокапсулы

Пневмокапсулы

Патроны перемещаются по направлению движения нагнетаемого воздуха со скоростью до 8 — 10 м/с. Источник сжатого воздуха связан трубопроводом с приёмо-отправочными станциями.

Компрессорная станция, для создания давления воздуха

Компрессорная станция, для создания давления воздуха

Как и многое созданное в советское время, это просто и удобно. Но к сожалению сегодня морально устарело. Хотя я подозреваю, что в Узловой еще хватает работы для пневмопочты, возможно трубы отпилили из проблем в обслуживании, не хватает ресурсов и людей.

Труба, по которой летит капсула изогнута более плавно.

Труба, по которой летит капсула изогнута более плавно.

А у вас где-нибудь ещё осталась пневмопочта?

Показать полностью 9
12

Разрушенные храмы вдоль железных дорог

Церковь всегда была центром русского селения. Даже когда пришла советская власть, и многие храмы были закрыты, они всё равно оставались центром, пусть только географическим. Проезжая мимо разрушенных церквей по железной дороге, я чувствую тихую тоску.

Обслуживая большие машины, локомотивные бригады часто наделяют вещи символизмом. Кто-то верит в Бога, кто-то в потусторонние силы, кто-то полагается на суеверия или приметы. У всех свои ритуалы. Иногда кажется, что тепловоз живёт какой-то своей жизнью, что у этой огромной машины есть душа, как будто без чьей-то мистической помощи не справится в нештатной ситуации.

Мой первый машинист иногда перед отправлением осенял себя крестным знамением, иногда говорил: «С Богом!». Со стороны это могло показаться странным, но мне это было понятно и близко, и когда я стал машинистом, понимая, что впереди тяжелый путь, я повторял этот ритуал.

Проезжая населенные пункты, я вглядываюсь в городской пейзаж. Провинциальные церкви всегда являются доминантой среди малоэтажной застройки, и невольно притягивают взгляд. Где-то храмы восстановлены, а где-то на месте обрушенных куполов прорастает трава. Но даже в разрушенном состоянии эти сакральные места всегда наталкивают меня на разные мысли: о людях, об истории, о Боге.

Хочу рассказать вам о церквях вдоль железнодорожной ветки Узловая-Сухиничи, поделюсь фотографиями, частичками истории, своими мыслями.

Покровский Храм в Новоселебном первый на нашем пути, находится в 18 км от Узловой. Один из немногих, который работал в советское время в окрестностях нашего города, поэтому хорошо сохранился. Меня там крестили.

Источник: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/razrushennyie_khramyi_vdol_zheleznyikh_dorog_12278525?u=https%3A%2F%2Fsobory.ru%2Fphoto%2F127635&t=https%3A%2F%2Fsobory.ru%2Fphoto%2F127635&h=30e5032333167bc03baa885bd102b760c6ba86a3" title="https://sobory.ru/photo/127635" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://sobory.ru/photo/127635</a><!--/noindex-->

Источник: https://sobory.ru/photo/127635

Сам храм плохо просматривается из кабины, только голубые купола высятся над верхушками деревьев, сливаясь с небом. Построен он в 1897 году в поселке при станции Оболенское, ныне осталась только платформа, станции нет, а поселок продолжает своё существование. Состояние храма в какой-то степени показывает насколько жив поселок.

Успенская церковь в Новом селе. Деревня Денисьево, старое название Нового села, была основана по левую сторону Старо-Воронежского тракта задолго до появления Узловой и железной дороги. Однокупольная церковь с декором в формах барокко построена в период 1720-1750 годов. Закрыта в 1930-х, в тоже время разрушили колокольню. Сейчас церковь превратилась в руины, главка обрушилась в середине 2000-х.

Источник: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/razrushennyie_khramyi_vdol_zheleznyikh_dorog_12278525?u=https%3A%2F%2Fsobory.ru%2Fphoto%2F7644&t=https%3A%2F%2Fsobory.ru%2Fphoto%2F7644&h=a19a62134ddac75f53cfe4e72dbef45eac661b54" title="https://sobory.ru/photo/7644" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://sobory.ru/photo/7644</a><!--/noindex-->

Источник: https://sobory.ru/photo/7644

Церковь Дмитрия Солунского в Верхних Присадах. Как и у церкви в Новом селе точная дата постройки неизвестна, но период примерно тот же. Сохранилась она лучше, осталось несколько фресок, кованные решетки, во внутрь можно зайти, там убрано.

Самое интересное, что колокольня храма находится у кого-то в огороде за забором, нижняя её часть используется, как сарай, а в верхней установлен непонятный резервуар. Вы бы хотели иметь личную колокольню?

Храм святителя Иоана Златоуста находится в Туле. Старообрядческий пятиглавый храм, построенный в 1913 году, был единоверческим. В 1924 году его закрыли, снесли купола, превратили в склад.

В 2004 году его вернули верующим, начали реставрацию, на сегодня это единственный в Тульской области действующий старообрядческий храм.

Церковь Рождества Христова одна из самых старых в Туле. Сооружена известным русским промышленником Никитой Демидовым в 1725 году в стиле петровское барокко. В 1940 году её закрыли, использовали как склад. Видимо к середине двадцатого века в Союзе была острая нехватка складов. Постепенно пришла в аварийное состояние. В 1990-е ее вернули верующим. Когда я проезжал мимо, вид обшарпанной колокольни и изящной луковичной главки, вызывал у меня диссонанс. Он был одновременно отталкивающим и притягательным. В 2019 году храм восстановили.

И вот мы прибываем на станцию Тула Вяземская. С левой стороны из кабины отрывается вид на непарадную часть Тульского оружейного завода, виднеются башни Кремля, купола и колокольня Успенского собора Кремля, остроконечная крыша Музея оружия (посмотрите эти виды на видео). На этом сегодня мы остановимся, продолжение следует, обязательно доедем до Сухиничей.

Показать полностью 7
26

В поисках Сталиногорска

Сталиногорск - город, который вы не найдёте на карте. Его улицы приобрели идеологические названия с момента строительства, а в основе топонимики лежит фамилия вождя, которого сам Советский Союз предпочёл забыть после его смерти.

Я предлагаю прогуляться по Новомосковску, и в его очертаниях попытаться разглядеть социалистический, в чём-то немного утопический, Сталиногорск.

Памятник Сталину в самом центре города на Советской площади. Сзади кинотеатр "Победа"

Памятник Сталину в самом центре города на Советской площади. Сзади кинотеатр "Победа"

Рожденный индустриализацией.

В 1929 году советское руководство приняло решение построить мощный промышленный комплекс в районе села Бобрики Тульской области. НПО «Азот» - огромный химический комбинат должен был стать центром этого комплекса, и одной из «сверхударных» строек первой пятилетки. Выделили колоссальные средства, а также ставилась задача построить не только химические предприятия, но и город на 50 тысяч человек. Так с нуля начили строительство одного из первых соцгородов СССР - Сталиногорска.

Бобрики переименовали в Сталиногорск, и с этого момента произошло увеличение численности населения в десятки раз: с 1000 человек в 1926 году, до 60000 в 1933. Люди со всей страны съезжались для строительства комбината и города.

Проходная химического комбината

Новая концепция соцгородов в СССР сформировалась на основе культурных социалистических изменений, развития архитектуры советского авангарда, а так же под влиянием установок спускаемых властью. Суть этой концепции подразумевала реализацию всеохватывающей системы общественного обслуживания людей, работающих на градообразующих предприятиях. В соцгородах строили столовые, прачечные и бани, больничные городки, ясли и детские сады, школы-семилетки и школы фабрично-заводского ученичества, втузы, клубы и дворцы культуры, парки культуры и отдыха и т. д.

В 1933 году Сталиногорский химический комбинат начал давать продукцию, в 1934 построили ГРЭС, а в 1936 - фенольный завод. В 1938 г Сталиногорск стал территориальным центром Подмосковного угольного бассейна, трест "Сталиногорскуголь" был одним из основных в каменноугольном комбинате "Москвауголь".

Одновременно с этим строили жилые районы соцгорода, открылся дворец культуры химиков, драматический театр, высаживали парки и аллеи. Сформировалась агломерация из городов Сталиногорск-1(жилой соцгород) и Сталиногорск-2(промышленные объекты заводского района). Между городами 12 км проложили железную дорогу, которая проходила прямо через центр города, там же находился вокзал. Регулярное движение пригородных поездов на паровой тяге началось в 1934 году, рабочие с легкостью добирались на заводы и шахты. Позже этот участок будет иметь островную электрификацию, пассажиров будут возить электропоезда.

Электропоезд СР-3 на станции Новомосковск 1. Новомосковское кольцо имееит островную электрификацию. Ближайшие провода находятся в Туле - 60 км, в Ожерелье - 100 км, в Ельце - 200 км. Вокруг Новомосковского кольца царство тепловозов.

Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал, хотя был оккупирован всего 17 дней. Сталиногорск рассматривался немецким командованием, как один из важнейших промышленных объектов страны, и подлежал уничтожению. По мере приближения фронта заводы были эвакуированы на Урал. Но уже в 1943 году были возвращены, и заработали с новой силой.

После войны начинается новый этап развития и расцвета Сталиногорска. С начала 1950-х годов город вступает в период большого жилищного и промышленного строительства. Давайте представим себе соцгород во всей его красе: середина 1960-х, мы прибываем на вокзал, выходим на Комсомольскую улицу, она проходит через весь центральный район. Справа гостиница Россия, где могут остановиться гости города. Не спеша мы идём по широкой аллее к Советской площади. По левой стороне жилой район, состоящий из 5-этажек, в которые переселяли жителей бараков индустриального района. Чтобы зайти в глубь района, и посмотреть на новые дома, надо повернуть на улицу Мира, а мы идем дальше.

Улица Комсомольская. Проходит через весь центр, соединяла новый вокзал и Советскую площадь. в Центре тенистая аллея, а побокам широкие тротуары.

Пройдя буквально 3 минуты, видим Детский парк. Заглянем туда. Берёзовая роща, молодые дубы, лиственницы, клёны, плотина и бассейн, спортивные и детские игровые площадки, зеленый театр. Около 50 различных скульптурных композиций и фигур: «Ленин и Сталин в Горках», «За мир», «Пушкин в детстве», «Олег Кошевой», «Салют пионерки», «Мальчик с жеребёнком», «Девочка с оленёнком», «Юные теннисистки», «Девочка идёт на экзамен», а также на темы басен Крылова: «Волк и ягнёнок», «Лиса и виноград», «Лиса и журавль».

Паровозик на ДЖД обслуживали дети, под присмотром педагогов. Чистили топку, экипировали водой и углем, производили смазку необходимых узлов, а так же небольшой ремонт. Тяжёл труд паровозной бригады.

Украшением парка стала Детская железная дорога, протяженностью почти 2 километра, колея 750 мм, 3 станции. Дети и взрослые, жители и гости города с удовольствием катаются в миниатюрных вагончиках, а совсем недавно, на смену паровозам Гр-211, пришли новые тепловозы ТУ-2 и ТУ-3.

Немного отдохнув в тени, возвращаемся на Комсомольскую, напротив парка с другой стороны улицы - Кинотеатр Восход, возле него купим пломбир за 20 копеек, и идем дальше: слева по улице монументальный Дворец пионеров, Сталиногорский универсальный магазин, если повернем направо, то там небольшой сквер, а за ним на улице Шахтеров музыкальное училище.

Кинотеатр "Восход"

Мы почти пришли, на перекрестке с улицей Трудовые резервы химический институт, горный и строительный техникум, а дальше здание Горкома КПСС. Раньше, чтобы пройти вперед, надо было миновать монументальную акру, которую венчала скульптура шахтера, но после войны арка начала разрушаться, и её снесли. Но скульптуру шахтера сохранили, её мы увидим чуть позже.

Величественная арка со скульптурой шахтера встречала всех, кто шел на Советскую площадь.

Буквально 2 минуты, и мы на Советской площади - в самом сердце города. Возле автомата с газировкой передохнём, выпьем стаканчик воды с сиропом за 3 копейки, и приступим к осмотру площади. В центре памятник Сталину, за ним кинотеатр «Победа». Вокруг площади более комфортные жилые дома, с квартирами, в которых высокие потолки, просторные коридоры, большие кухни. Жильё здесь предназначалось для руководящего аппарата, передовых специалистов, рабочих-ударников, почетных жителей города.

Вид на Советскую площадь, справа на фото памятник Сталину.

Если пройти чуть дальше площади, Комсомольская улица не заканчивается, а мы придём к перекрестку с улицей Московской, именно тут раньше проходила железная дорога, но после войны ветку перенесли, а на ее месте посадили широкую аллею. Дедушка Ленин смотрит на нас через дорогу, как бы призывая пройти в дом культуры химиков, но мы не пойдем за ним, а помахав ему рукой, закончим нашу прогулку.

Дедушка Ленин, позади жилой дом работников химического комбината

В 1961 году город Сталиногорск переименовали в Новомосковск, позже памятники и любые упоминания фамилии вождя исчезнут из города, но это не сможет изменить его суть. Небольшой городок получил такой заряд индустриального развития в сталинскую эпоху, что и по сей день остается важным промышленным центром Тульской области, но и страны.

Центр города Новомосковск до сих пор наполнен архитектурой советского авангарда, модернизма, и триумфа(сталинский ампир), если повторить маршрут, который мы сегодня представили, возможно у вас получится проникнуться атмосферой Сталиногорска. Всем Добра!

Немного современных снимков тех мест, которые упомянуты в статье. Все старые снимки взяты с сайта Паству, а остальные мои.

Показать полностью 50
13

Дирекция тяги поднимает зарплату бригадам

С 1 ноября поднимут тарифные ставки на 20% у машинистов, помощников, машинистов-инструкторов.

150 000 рублей получат люди, которые вновь устраиваются или захотят вернутся в компанию. Подъемные деньги будут выплачены частями за пол года. При этом придется подписать договор о том, что вы проработаете год.

Компенсация оплаты жилья 100% для людей, которые захотят сменить место жительства для работы в Дирекции тяги.

Вознаграждение для работников, которые пригласят в компанию своих товарищей. 9 классов образования достаточно, товарищ будет направлен на курсы, для лиц ищущих работу, будет получать стипендию, а работник получит 15000 рублей. А если товарищ уже имеет квалификацию, работник получит 30000, но за три выплаты в течении пол года.

Степендия для людей, которые придут в компанию без образования и будут направлены в учебные центры составит более 70000, после обучения необходимо отработать 2 года.

Вот такие новости, друзья! Всем добра!

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!