Доброго времени суток, друзья! Мой пилотный выпуск о необычных судах гражданского флота был воспринят довольно позитивно, и поэтому я решил продолжить рассказывать Вам о морской тематике.
________________________________________________________________________________
"Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни."
Жюль Верн, "20 000 лье под водой"
Немногие знают, что завтра в Констанце (Румыния) открывается уникальная морская регата SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016, которая затронет 3 страны (Румыния, Россия и Болгария), 4 города (Констанца, Новороссийск, Сочи, Варна), целое море, и души сотен моряков и людей, далеких от морской тематики.
В данный момент в регате зарегистрировано 26 парусных судов, которые будут бороться за лидерство в своем классе. Но сегодня мы уделим внимание самому завораживающему, огромному и великолепному классу "А":
На регату в классе "А" заявлено 8 судов под флагами 4 стран.
И начнем мы с "настоящего просоленного моряка", который прошел не одну тысячу морских миль.
________________________________________________________________________________
Барк "Крузенштерн"
Основные ТТХ:
Длина габаритная - 114,5 м
Ширина габаритная - 14 м
Осадка - 7 м
Дедвейт - 1645 т
Скорость хода - 17 узлов
«Крузенштерн» — четырёхмачтовый барк, построен в 1926 в Бремене (Германия), при спуске был назван "Padua" (Падуя). В 1946 парусник по репарации перешел в собственность СССР и был переименован в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна
«Крузенштерн» принадлежал к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner). В настоящий момент из всей серии он единственный остаётся в строю.
После закончившегося в 1961 году капитального ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений.
В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.
В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в Таллине.
Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства СССР № 113 от 25 марта 1991 года легендарное четырёхмачтовое учебное парусное судно «Крузенштерн» было передано от производственного объединения «Эстрыбпром» (Таллин) Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), позже переименованному в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота.
Сегодня барк «Крузенштерн» используется в учебных целях. Судно регулярно участвует в международных парусных регатах.
Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).
"Крузенштерн" совершил 3 кругосветных плавания, а на его борту были воспитаны сотни моряков. Это самое старое судно, участвующее в регате.
________________________________________________________________________________
Баркентина "Kaliakra"
Основные ТТХ:
Длинна габаритная - 54 м
Ширина габаритная - 8 м
Осадка - 3.8 м
Дедвейт - 100 т
Kaliakra была построена на верфи «Градьск» (Польша) в 1984 году и находится в собственности Болгарского морского тренировочного центра.
Судно было специально сконструировано для обучения и получения квалификации студентами Морской Академии города Варны – будущих офицеров Болгарского коммерческого флота.
Судно принимало участие во многих мероприятиях регат Tall Ships' Races под эгидой Международной Ассоциации учебных парусных судов (STI). Многочисленные высокие оценки результатов, продемонстрированных судном, наравне с международной популярностью повысили престиж национального флага Болгарии.
Свое название «Калиакра» получила от мыса, а тот, в свою очередь, от имени отчаянной девушки. Во времена Оттоманской империи турки забирали болгарских женщин в гаремы. Сорок из них бросились с крутого обрыва в море, предпочтя смерть сексуальному рабству. Самую красивую из них звали Калиакра.
«Калиакра» — опытный и быстрый гонщик, не раз побеждавший на крупных регатах. В ходе гонок Columbus 1992 года, приуроченных к пятисотой годовщине открытия Америки, Kaliakra дважды пересекла Атлантический океан и завершила соревнования на третьем месте в общем зачете из 143 судов.
________________________________________________________________________________
Барк "Mircea"
Основные ТТХ:
Длина - 82,1 м;
Ширина - 12 м;
Осадка - 5,3 м;
Скорость хода - 10 узлов
Трехмачтовый барк «NS Mircea» строился в период с 1938 по 1939 год в Гамбурге на верфи Blohm&Voss в качестве учебного судна для румынского флота. Его успешный дизайн во многом схож с легендарным парусником «Gorch Fock», так как является четвертым в серии из пяти однотипных судов. Барк заложен 26 января 1938 года, спущен на воду 22 сентября того же года. Парусник назван в честь принца Мирча, правившего Валахией в период с 1386 по 1418 год, который внес большой вклад в развитие торговли на море, а также в строительство румынских парусных кораблей.
В начале Второй мировой войны барк «NS Mircea» уже находился в порту Констанца, и спустя 25 лет больше не выходил за пределы Черного моря. В целях безопасности и, чтобы уберечь парусное судно от фашистских захватчиков руководство флота решило в феврале 1941 года перебазировать барк в небольшой румынский городок Брэила, где оно находилось до 1944 года и по-прежнему использовалось в качестве учебного судна.
В сентябре 1944 года барк наряду с другими румынскими кораблями попал под репарацию и стал собственностью Советского Союза с базированием в Черном море. Однако это продлилось недолго. В 1947 году при содействии короля Румынии Михая I, барк снова был возвращен на свою историческую родину. Однако из-за нехватки денег, "Мирч" простоял в плачевном состоянии до 1966 года, в котором его наконец-то капитально отремонтировали.
С тех пор барк «NS Mircea» является возрождением духа нового поколения моряков и будущих офицеров Военно-морских сил и гражданского флота Румынии. Парусник регулярно приглашается на важнейшие морские события и торжества по всему миру, а начиная с 1976 года, барк стал постоянным участником парусных регат.
________________________________________________________________________________
Баркентина "Pogoria"
Основные ТТХ:
Длина - 46,8 м
Ширина - 8 м
Осадка - 3,7 м
Дедвейт - 100 т
Скорость хода - 9,4 узлов
В 1971 г. капитан Адам Яссер основал так называемое «Братство железных оков» — организацию, которая обучала парусному делу трудных подростков. для этой цели вначале приспособили старый балтийский трейдер (торговое судно), но затем потребовался корабль большего размера. Кшиштоф Барановский, известный яхтсмен, ходивший в кругосветные плавания и обогнувший мыс Горн, в сотрудничестве с польским телевидением сумел организовать сбор средств для постройки нового учебного судна. Проект баркентины «Погория» с прямой оснасткой создал Зигмунд Корен. А построена она была на Верфи им. Ленина (Гданьск, Польша)
«Погория» стала первой в ряду однотипных судов. Баркентинами были также учебное судно польских ВМС «Искра» (1982), болгарское «Калякра» (1984), а также исследовательское судно «Океания» (1985), принадлежащее Польской академии наук и обладающее аналогичным корпусом, но иной, экспериментальной оснасткой.
В 1980—1981 гг. корабль фрахтовала Польская академия наук для исследований в Южном полушарии на научной станции о. Короля Георга (Южные Шетлендские острова близ Антарктиды).
В 1983—1984 гг. в рамках польского проекта «Class Afloat» парусник ходил вокруг Африки, причем прежде чем отправиться в Кейптаун через Сейшельские острова пересек Индийский океан по маршруту Бомбей—Коломбо. На борту находились как польские учащиеся, так и несколько взрослых сверхштатников с Запада.
В 1985—1991 гг. корабль на учебный семестр фрахтовался для аналогичных программ канадских курсантов. В 1985 г. он совершил 2-й поход вокруг Африки, закончил его в Монреале, откуда направился к польским берегам, поучаствовав по пути в июльских соревнованиях «ОрSаi1» (Нью-Йорк). В 1987—1988 гг. корабль в рамках «Class Afloat» был зафрахтован для кругосветного плавания. Подобные фрахты прекратились с появлением в этом классе польской баркентины «Конкордия».
В 1993 г. «Погория» соревновалась в Норвегии, а в 1994 г. ходила маршрутом Великих озер в рамках морских фестивалей. С 1995 г. судно ежегодно участвует в парусных соревнованиях, например в Средиземноморских (с 1996 г.), где выиграла в 1999 г. приз «Катти Сарк».
________________________________________________________________________________
Баркентина "Royal Helena"
Основные ТТХ:
Длина - 54,4 м
Ширина - 8,2 м
Осадка - 3,9 м
Скорость хода - 12 узлов
Дедвейт - 402 т
Была построена в 2009 году на верфи MTG-Dolphin PLC и принадлежит компании Top Sail, созданной в 2007 году с основной деятельностью - туристические, брокерские и агентские услуги, а также обучение на парусном судне. Именно для последней функции и было построено учебное парусное судно «STV Royal Helena» - трехмачтовая баркентина, впоследствии ставшая символом столицы Болгарии и послом доброй воли болгарских морских традиций.
Парусник регулярно участвует в парусных регатах. Так в 2010 году баркентина стала участником парусного фестиваля St Martin Classic Yacht Regatta проходившего у острова Святого Мартина, Антильские острова (Нидерланды), а в 2013 году баркентина стала не только участником, но и победителем в самой известной в мире регате Mediterranean Tall Ships Regatta. Большой парусник занял два вторых места в классе парусных судов «А» и третью позицию в международной классификации среди 40 парусников и яхт. Это считается самым лучшим результатом парусного корабля за последние годы. В одной из гонок баркентина ROYAL HELENA смогла обогнать один из самых быстрых парусных кораблей в мире фрегат «Мир».
Великолепный трехмачтовый большой парусник изначально построен для морских круизов под парусом. Это совсем молодое судно и находится в прекрасной форме, и всегда готово принять участие в парусных соревнованиях больших парусников. В соответствии с современным дизайном баркентина «Royal Helena» оснащена по последнему слову техники, имеет необходимое снаряжение, средства связи и навигационное оборудование.
________________________________________________________________________________
И последнии три участника. Я собрал их вместе, т.к. они принадлежат одному типу: "Дружба", построенные на верфи Гданьска (Польша) в 80-х годах. К этому типу относятся: «Дар Молодежи» для Польши, «Дружба» для Одессы, «Мир» для Ленинграда, «Херсонес» для Севастополя, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока. Но нас интересуют "Херсонес", "Надежда" и "Мир" ну и как вы понимаете основные ттх у них почти идентичны:
Длина - 109,6 м
Ширина - 14 м
Осадка - 6,6 м
Скорость - 12 узлов
Фрегат "Херсонес"
Современное учебное парусное судно «Херсонес» было построено в Гданьске по правилам и под надзором Морского Регистра СССР по заказу МРХ СССР. Киль заложен 24 декабря 1987 года, строительный номер 3. Судно было передано Севастопольскому ПОРП «Атлантика» (судовладелец до 1991 г.). Первым капитаном стал Елфимов Олег Евгеньевич, который в составе государственной комиссии принял судно в Гданьске в 1989 году. Ему и довелось наречь судно «Херсонесом». Перед тем как стать капитаном на «Херсонесе» Елфимов длительное время был капитаном-дублером на барке «Седов».
В 1997 году парусник стал первым и последним украинским судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Следует иметь в виду, что предыдущий раз парусник такого класса огибал мыс Горн в 1949 году. Это был барк "Памир". С тех пор повторить подвиг "Херсонеса" никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса.
С 1991 по 2006 год фрегат являлся учебной базой Керченского государственного морского технологического университета. Одновременно на условиях аренды эксплуатировался туристической компанией «Инмарис» в качестве круизного судна. В 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем (Украина не заплатила германской фирме за проведенные ремонтные работы и судно оказалось под угрозой ареста) эксплуатация была прекращена, судно поставлено в отстой в порту Керчь.
9 октября 2015 года фрегат прибыл для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС "Звездочка" и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. 11 июня 2016 года ремонт был окончен. Гендиректор «Росморпорта» Андрей Тарасенко сообщил, что «Херсонес» будет базироваться в Севастополе.
________________________________________________________________________________
Фрегат "Надежда"
Российский флаг на парусном корабле «Надежда» был поднят 5 июня 1992 года. Это последнее отечественное судно типа «Дружба»
В истории парусника десятки экспедиций и рейсов в различные широты мирового океана. Фрегат приписан к порту Владивосток и принадлежит Морскому государственному университету имени адмирала Невельского. Парусное судно ежегодно совершает учебные рейсы по Тихому океану, посещая порты Японии, Китая и других стран Дальневосточного региона. Кроме этого фрегат используется для научно-исследовательских целей. Экспедиции охватывают Дальневосточные моря и их шельфовые зоны.
Событие, произошедшее в 2003 году, принесло фрегату «Надежда» всемирную славу. Парусное судно отправилось из порта Владивосток в дальний поход вокруг Земного шара, посвященный 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством адмирала Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник, преодолел около 45000 миль, нанес визит 30 портам в 20 странах мира. За время морского похода фрегат три раза пересекал экватор.
Фрегат «Надежда» многократный победитель и призер международных регат. А 5 мая 2009 года он снова доказал свое преимущество среди парусных кораблей мира - его экипаж стал победителем очередной международной гонки. В этом соревновании фрегат «Надежда» обошел своих традиционных соперников - фрегат «Паллада» и корейский барк «Кореана». Организаторы «Tall Ships Festival» предложили его участникам пройти путь по Японскому морю от порта Нагасаки до города Иосу, Южная Корея. Ее дистанция составила 200 миль.
________________________________________________________________________________
Ну а закончить я бы хотел на моем любимом судне. Встречайте:
Фрегат "Мир"
За свою пока еще не очень продолжительную историю парусник прошел уже более 200 тысяч морских миль и побывал во многих портах Европы и Америки. В родной Санкт-Петербург «Мир» обычно приходит ко дню города и на зимнюю стоянку.
На протяжении десяти лет (1988, 1989, 1991, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001, 2002) "Мир" принимал участие в различных парусных гонках и соревнованиях и неоднократно в них выигрывал и занимал призовые места. Самой известной регатой, в которой участвовал Мир, является регата «Катти Сарк», ее каждый год организовывает Международная ассоциация парусных судов. Но все-таки самым знаменитым событием с участием судна Мир, стала регата Коламбус-92, она была посвящена пятисотлетнему юбилею со дня открытия Христофором Колумбом Америки. В этой почетной гонке парусник Мир обогнал всех своих именитых соперников и финишировал абсолютным победителем.
А в 2000 году парусник Мир и весь его экипаж продемонстрировали настоящую силу духа и волю к победе. Принимав участие в транс-Атлантической регате у судна вышел из строя руль, с такой неисправностью было невозможно участвовать во втором этапе гонки, но, не смотря на это "Мир" победил в четырех гонках и занял итоговое четвертое место в классе «А». За это участие экипажу парусника были вручены почетные призы из рук самого короля Испании Хуана Карлоса I.
В 2003 и 2004 году "Мир" участвовал в регате «Tall Ships Race» и два раза выигрывал ее главный приз, которым является «большая серебряная тарелка». Это был единственный случай, с момента проведения регаты «Tall Ships Race», когда один и тот же парусник два раза подряд выигрывал «большую серебряную тарелку».
Принимая участие в учебных плаваниях и регатах, парусник Мир побывал в портах следующих городов: Гамбург, Росток, Хельсинки, Амстердам, Копенгаген, Ливерпуль, Лондон, Мальта, Нью-Йорк, Барселона, Стамбул, Неаполь, Лиссабон. И в каждом порту, парусник Мир вызывал огромный интерес не только у жителей городов, но и у высокопоставленных чиновников, которые были не прочь на нем прокатиться и пообщаться с экипажем судна.
На данный момент "Мир" активно эксплуатируется, с апреля по октябрь он плавает в районах Северного и Балтийского морей, за сезон, посещая около двадцати различных портов и городов. В основном в Санкт-Петербург "Мир" приходит на день рождение города на несколько дней.
Итого за двадцать лет службы парусник "Мир" прошел около двухсот тысяч морских узлов, а это расстояние в пять раз превышает длину экватора земли. Также на его борту проходили практику более тысячи курсантов различных морских академий.
Считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.
________________________________________________________________________________
Те, кто будет в Новороссийске с 15 по 18 сентября и в Сочи с 21 по 25 сентября советую сходить и посмотреть на данное зрелище. А узнать победителя мы сможем уже 1 октября.
Пожелаем всем участникам регаты конечно же победы, но как говорил Адмирал австрийского флота Медина: “Моряки по существу своему представляют собой одно большое международное братство. Они говорят на одном, общем языке, живут той же жизнью и …. являются создателями и носителями многих, веками освященных чисто морских традиций”. Так что, пусть победит ДРУЖБА!
А Я желаю Вам удачи и попутного ветра, конечно же ;)