1230

О коммерческом флоте. Какие бывают суда?

Небольшой экскурс о том, какие бывают суда в торговом флоте.

Давече решил я тут сделать серию постов для простых обывателей о том, какие суда работают в море и какие типы грузов они перевозят. Но для начала познакомимся с определением слова "Судно".

Судно - сложное плавучее инженерное сооружение предназначенное для перевозки пассажиров, грузов, а так же для промысловых, научных, спортивных и т.д. Многие называют все суда обобщенным словом "корабль" и... они ошибаются. Кораблем является судно, несущее вооружение и принадлежащее вооруженным силам какого-либо государства. Т.е. Любой корабль является судном, но не все суда являются кораблем ;). Так как о военных судах я знаю немного и не обладаю недостаточной осведомленностью, то писать я буду о гражданских судах.

Начнем, пожалуй, с самых попсовых распространенных судов)


1. Сухогруз (балкер от анг. слова Bulk - сыпучий)

О коммерческом флоте. Какие бывают суда? Суда, Торговый флот, Коммерческий флот, Классификация, Тег, Судно, Море, Школа, Длиннопост

(На фото балкер NAVIOS PRIMAVERA 2007г. постройки под флагом Панамы)

Балкеры используются для перевозки сыпучих грузов, таких как зерно, удобрения, уголь и т.п.

Балкеры делятся на 7 больших групп:

мини-балкера

Handysize

Handymax

Suezmax

Panamax

Post-Panamax

Capesize

Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования.


Пробежимся коротко по группам:

Мини-балкеры с дедвейтом до 10 тыс. тонн предназначены в основном для каботажного плавания и по внутренним путям.

Handysize -  считаются наиболее распространенными, поскольку позволяют им входить в небольшие порты, и в большинстве случаев они оснащены кранами, что также позволяет им самостоятельно производить погрузку и разгрузку грузов в портах

Handymax - максимально увеличенные Handysize.

Suezmax - максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала.

Panamax - максимально возможный размер для прохождения Панамского канала

Post-Panamax - летом этого года открылась новая группа шлюзов Панамского канала, тем самым размеры судов постпанамакс являются теперь максимальными для прохождения через эти шлюзы.

Capesize - грузовые суда, которые из-за своих больших размеров не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Таким образом, суда данного типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн - самой южной точки материка Южная Америка.

Как отличить балкер? По трюмовым закрытиям, крышкам.


2. Танкер (от анг. Tank - цистерна, бак)

О коммерческом флоте. Какие бывают суда? Суда, Торговый флот, Коммерческий флот, Классификация, Тег, Судно, Море, Школа, Длиннопост

(На фото танкер ANICHKOV BRIDGE 2003г. постройки под флагом России)

Танкеры служат для перевозки наливных грузов. Наиболее часто нефти и нефтепродуктов, но также могут перевозить и продуктовые масла, воду и т.д. Короче говоря, все что можно налить, все перевозится танкером)

Танкеров существует огромное множество и делятся они как и балкеры, по размеру, а так же по роду перевозимого груза.

В-принципе, классификация размеров у них такая же, как и у балкеров, но есть и свои особенные:

VLCC (Very Large Crude Carrier) и ULCC (Ultra Large Crude Carrier)

VLCC - имеют дедвейт (коротко говоря, сумма масс всего полезного перевозимого груза, от нефти в танках до ложек на камбузе) 60 000—320 000 т. и используются для перевозки нефти с Ближнего Востока до Мексиканского залива.

ULCC - имеют дедвейт более 320 000 т.

Но таких гигантов не так много из-за их узкой направленности.

Как отличить танкер? На палубе всегда очень много труб


3. Газовозы (Gas carriers)

О коммерческом флоте. Какие бывают суда? Суда, Торговый флот, Коммерческий флот, Классификация, Тег, Судно, Море, Школа, Длиннопост

(На фото газовоз ENERGY NAVIGATOR 2008г. постройки под флагом Японии)


С развитием газовой промышленности остро встала необходимость перевозки газа в огромных объемах (грузоподъемность этих судов измеряется в кубических метрах). Как таковы, газовозы являются танкерами, но специфики между ними настолько рознятся, что их выделяют в отдельный класс судов.

Выделяются типы газовозов:

Напорного

Полурефрижераторного

Рефрежираторного


Вкратце:

Напорные - газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с этим нет необходимости в системе охлаждения груза, а также в теплоизоляции танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические либо сферические баллоны, рассчитанные, как правило, на давление 18,5 бар (давление насыщенных паров пропана при температуре +55°С)

Полурефрижераторные - конструкция грузовых танков и системы охлаждения газовозов этого типа позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до - 89°С ( -104°С - для этиленовозов)

Рефрежираторные - Предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении, максимум на 0,3 бара выше атмосферного. Рефрижераторные суда хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов , таких как СПГ (сжиженный природный газ), аммиак или хлористый винил на большие расстояния. Груз перевозится в независимых танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Международные правила требуют устанавливать на таких судах вторичный барьер для снижения риска утечек груза в случае аварии.

Как отличить газовоз? Танки имеют необычные формы (Сферические, призматические и цилиндрические)

4. Контейнеровозы

О коммерческом флоте. Какие бывают суда? Суда, Торговый флот, Коммерческий флот, Классификация, Тег, Судно, Море, Школа, Длиннопост

(На фото контейнеровоз EMMA MAERSK 2006г. постройки под флагом Дании)


Контейнеровозы предназначены для перевозки, о боже, контейнеров :) Все морские контейнеры имеют стандарты. Хоть они и так же варьируются по размерам, но разные размеры имеют строгие стандарты. В контейнерах перевозится абсолютно все, от бочек с газом и машин, до разных мелких товаров. Так что ты - уважаемый читатель, посмотри на любой свой гаджет или побрякушку из Китая и пойми, что она путешествовала через весь мир морем, в отличии от тебя. Грузовместимость данных судов обозначается в TEU, то-есть в максимальном количестве перевозимых контейнеров стандартного 20-ти футового контейнера. Контейнеры так же классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них так же есть и особенные размеры:

Explorer Class

Triple E-Class

Explorer Class - перевозит от 16600 до 18200 TEU. На данный момент всего таких судов 4 под руководством Компании CMA CGM

Triple E-Class ("Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved" Экономический масштаб, Энергоэффективность, Улучшенная экологичность) - перевозит от 18200 до 21000 TEU. 15 судов под руководством Maersk Line.

Все контейнеровозы, в основном, работают на так называемых линиях. Т.е. на линии находятся определенные порты и судно точно по расписания курсирует по определенному порядку среди этих портов. По подобному принципу работают пассажирские суда.

К отличить контейнеровоз? Он будет похож на судно из Лего

5. Пассажирские суда (среди мореманов именуемые Бл#довозами)

О коммерческом флоте. Какие бывают суда? Суда, Торговый флот, Коммерческий флот, Классификация, Тег, Судно, Море, Школа, Длиннопост

(На фото Пассажирское судно AIDAmar 2012г. постройки под флагом Италии)


Пассажирские суда используются в перевозках людей по определенным маршрутам круизным маршрутам. С развитием авиации данный вид транспорта стал невостребованным как просто средство передвижения из одной точки в другую. Главной их особенностью является огромная жилая надстройка, в которой находятся высококомфортабельные каюты, рестораны, магазинчики, казино, бассейны и даже иногда парки. А так же высокая скорость передвижения и повышенные нормы обеспечения безопасности пассажиров и судна в целом. Существуют так же паромы, способные перевозить пассажиров и их машины.

На пассажирских судов огромный экипаж, а кое-где даже есть два капитана. Один занимается навигационными вопросами, вопросами безопасности и прямыми капитанскими обязанностями. А другой всячески развлекает пассажиров.

Как отличить пассажирское судно? Огромное количество зевак на палубе, фотографирующих что-нибудь.

На этом я закончу данную часть. Посмотрим как Вы воспримите данную информацию и нужно ли делать продолжение. Жду Ваши вопросы в комментариях и постараюсь на них ответить) Удачи и попутного ветра в Ваших начинаниях!