Законы логики
2 поста
Вкратце напомню ситуацию: в начале февраля я увидел, как чью-то машину эвакуируют из парковочного кармана, в котором криво стоял парковочный знак. Разметки не было видно под снегом.
Я записал видео, в котором, с трудом подбирая приличные слова, возмутился происходящим. Это видео я выложил здесь – оно доступно в исходном посте, а также отправил его основателю probok.net Александру Шумскому.
Александр написал о ситуации у себя в телеграм-канале и отправил в ЦОДД обращение.
Не прошло и месяца, как знак переставили. Спасибо Александру Шумскому и его команде, а также ЦОДД, ГИБДД и МАДИ за реакцию.
Ну и, конечно, большой привет всем «нетвоесобачьедело», «ничегонепоменяешь», «неслучайнотамзнакстоит», «разстоитзначиттакинадо» и прочим «поборникам» гражданского общества и правового государства в России.
Довольно часто я вижу, как кто-то придумывает себе выбор из двух зол, а потом долго и мучительно ищет среди них меньшее.
Отказала девушка на свидании? Человек выбирает между сидением дома и новым отказом. Один раз не получилось поехать на концерт из-за работы? Теперь выбираем между тотальной халтурой или «горением» на работе.
Эти примеры иллюстрируют склонность человека мыслить дихотомически, то есть сводить многообразие к двум вариантам. Это объяснимо, ведь куда легче выбирать из двух вариантов, нежели из множества:)
– Пойти ли мне учиться, или уже начать работать?
Плоха не сама дихотомия, а искусственная ситуация тяжелого выбора там, где можно было без него обойтись. В примере выше человек как бы говорит: «пойду учиться – не смогу работать», хотя многие это прекрасно совмещают.
– Я не хочу молчать, но и не хочу разругаться с коллегами.
То есть либо молчишь, либо ругаешься? А как же другие варианты конструктивного решения разногласий?
Иногда дихотомию используют для манипуляции, то есть предлагают выбор между гигантской клизмой или сэндвичем сами знаете с чем... Но чаще человек сам «упрощает» себе принятие решения с помощью дихотомии.
Как найти ошибку в дихотомии? Допустим, кто-то жалуется на сложный выбор между семьей и карьерой. Сначала спросите:
– есть ли другие варианты для выбора?
Если ответ «нет», то задайте следующий вопрос:
– бывают ли люди и без семьи, и без карьеры?
Очевидно, что да, и это уже расшатывает дихотомию.
Если же человек отвечает, что другие варианты для выбора есть, то спросите, почему он не включает их в вопрос? Скорее всего, тут вы узнаете еще много интересного и сможете работать со всей цепочкой рассуждений.
А вам свойственна такая мыслительная привычка?
Источник: телеграмм-канал - Logym
Довольно часто я вижу, как кто-то придумывает себе выбор из двух зол, а потом долго и мучительно ищет среди них меньшее.
Отказала девушка на свидании? Человек выбирает между сидением дома и новым отказом. Один раз не получилось поехать на концерт из-за работы? Теперь выбираем между тотальной халтурой или «горением» на работе.
Эти примеры иллюстрируют склонность человека мыслить дихотомически, то есть сводить многообразие к двум вариантам. Это объяснимо, ведь куда легче выбирать из двух вариантов, нежели из множества:)
– Пойти ли мне учиться, или уже начать работать?
Плоха не сама дихотомия, а искусственная ситуация тяжелого выбора там, где можно было без него обойтись. В примере выше человек как бы говорит: «пойду учиться – не смогу работать», хотя многие это прекрасно совмещают.
– Я не хочу молчать, но и не хочу разругаться с коллегами.
То есть либо молчишь, либо ругаешься? А как же другие варианты конструктивного решения разногласий?
Иногда дихотомию используют для манипуляции, то есть предлагают выбор между гигантской клизмой или сэндвичем сами знаете с чем... Но чаще человек сам «упрощает» себе принятие решения с помощью дихотомии.
Как найти ошибку в дихотомии? Допустим, кто-то жалуется на сложный выбор между семьей и карьерой. Сначала спросите:
– есть ли другие варианты для выбора?
Если ответ «нет», то задайте следующий вопрос:
– бывают ли люди и без семьи, и без карьеры?
Очевидно, что да, и это уже расшатывает дихотомию.
Если же человек отвечает, что другие варианты для выбора есть, то спросите, почему он не включает их в вопрос? Скорее всего, тут вы узнаете еще много интересного и сможете работать со всей цепочкой рассуждений.
А вам свойственна такая мыслительная привычка?
Источник: телеграмм-канал - Logym
Мы уже поговорили про первый и второй законы, теперь очередь третьего закона логики – закона исключенного третьего.
В посте про второй закон мы уже говорили про два вида несовместимых суждений: противоположные и противоречащие. Так вот второй закон относится и к тем, и к тем. Третий — только к противоречащим.
Противоречащими называются разные утверждения об одном предмете, где всего два варианта. Например «этот смартфон красный» и «этот смартфон не красный». Третьего не дано.
Так вот, третий закон гласит, что из двух противоречащих утверждений одно всегда истинно. Давайте рассмотрим два примера нарушения третьего закона.
Пример 1.
— Я с вами согласен и не согласен.
— Так согласны или не согласны?
— И то, и то.
Человек утверждает, что оба противоречащих суждения – истинные. Обратите на это внимание и спросите, как это работает? Скорее всего, с какой-то вашей идеей человек согласен, а с какой-то – нет. А это значит, что в целом «с вами» человек не согласен.
Пример 2.
— Вы меня поняли?
— Нет.
— То есть вы меня не поняли?
— Тоже нет.
Человек утверждает, что оба противоречащих суждений – ложные. Такие ситуации чаще встречаются, когда человек по каким-то причинам не может сделать выбор. Спросите, что мешает определиться или чего не хватает для выбора.
Итак, если вы встречаете в речи собеседника нарушение третьего закона логики — остановитесь и задайте вопросы. Выяснится много интересного.
Источник телеграмм-канал Logym
Перед вами частый диалог с наших занятий:
– Сергей, вы поняли, что сказала Галина? – спрашивает модератор.
– Нет, не понял... – отвечает Сергей.
– Задайте ваш вопрос.
– Что сказала Галина?
– Ольга, вы поняли Галину? – обращается модератор к другой участнице.
– Поняла.
– Ответьте Сергею на его вопрос.
– <Ольга пересказывает речь Галины>
– Сергей, стала ли вам понятна речь Галины?
– Она другое говорила! – возмущается Сергей.
– То есть вы знали, что сказала Галина, когда задавали вопрос?
– Нет, не знал!
Видите странность? Здесь нарушается второй закон логики. Он называется «закон непротиворечия» и гласит, что из двух разных утверждений об одном предмете – одно всегда ложное. Есть два вида таких пар утверждений: противоположные и противоречащие. Давайте разберемся, где какие.
Противоположными называются разные утверждения об одном и том же при наличии больше двух вариантов. Например, «этот смартфон красный», «этот смартфон зеленый». При этом он может быть синим, черным, белым и так далее.
Противоречащими называются разные утверждения об одном предмете, где всего два варианта. Например «этот смартфон красный» и «этот смартфон не красный». Третьего не дано. Подробнее о таких утверждениях мы поговорим в посте про третий закон логики.
Вернемся к Сергею. Есть и другие примеры подобных диалогов:
– Ты почему опоздал?
– Попал в пробку.
– Не верю.
или
– Ты заметил мою новую прическу?
– Конечно, заметил!
– Неправда, если бы заметил – сказал бы сразу!
Что общего между ситуацией с Сергеем и этими короткими диалогами? Диалог в них выстроен так:
1) Человек задает вопрос, чтобы узнать ответ, но затем...
2) Человек оценивает полученный ответ на соответствие своему «правильному» ответу.
Абсурдность стала очевидна. Первый пункт противоречит второму, так как «узнать ответ» = «не знает», а «оценить ответ на соответствие правильному ответу» = «знает». Тем самым нарушается второй закон логики, что многих раздражает даже на интуитивном уровне.
На одной из наших сессий сократического диалога случилась такая ситуация: группа долгое время пыталась убедить одного человека в своей позиции, и когда он уступил под напором сильных аргументов, то группа все равно осталась им недовольна! Люди стали говорить ему: «А что это ты переобулся?»
Это натолкнуло меня на похожую странность в нашей культуре. С одной стороны, когда человек стоит на своем – его называют глупцом или упрямым бараном. С другой, когда человек меняет свое мнение – флюгером, легкомысленным и тоже глупым. Куда деваться-то?
Почему люди считают упорствующих в своей позиции за «баранов», в целом понятно. Ведь хочется выиграть в споре. И когда человек не убеждается в вашей несомненной правоте, то запускается первобытная агрессия на уровне: «Да что ж он такой тупой. Не понимает, что я говорю?»
Но почему люди так реагируют на тех, кто сменил свое мнение и принял аргументы оппонента? У меня есть такая идея. Спор часто воспринимается как ситуация боя (об этом мы писали в посте блаженное лузерство). И если человек меняет свою изначальную позицию, у оппонента возникает желание «добить» проигравшего собеседника.
Ведь в этот момент оппонентом овладевает боевой азарт, и ему хочется привести еще больше аргументов. А собеседник начал уступать, и все, что остается оппоненту – лишь выпустить накопившийся пар и «перевести собеседника в нокаут» фразой про переобувание.
А вы замечали подобные ситуации в вашей коммуникации? Как бы вы их объяснили ?
Мы в телеграмме - https://t.me/logym_club
Закон тождества. Звучит он предельно просто: нужно следить, чтобы каждое понятие сохраняло один и тот же смысл на протяжении всего хода рассуждения. Но при всей простоте именно этот закон нарушается чаще всего. Ниже три самых частых случая нарушения закона тождества.
В первом случае отождествляются разные понятия или темы. Например, люди говорят «не понимаю», когда не согласны. Другой пример: «Сотрудники часто увольняются. Как сделать их счастливее?» Смешались темы увольнений и счастья сотрудников. Увольняются только несчастные сотрудники?
Во втором случае одни и те же слова и конструкции используются в разных значениях. Например:
– Он сдал работу на неделю позже, чем обещал, как теперь ему доверять?
– Я знаю его много лет, ему можно доверять, он абсолютно честен.
– Ну не знаю, можно ли ему теперь доверить такую сложную задачу?
В этом диалоге «доверять» использовалось в трех разных значениях. В первом случае как «доверять точности расчетов», во втором – «доверять как человеку», в третьем – «доверять как профессионалу».
В третьем случае используются многозначные слова без пояснений. Один начальник рассказал мне, как глава госкорпорации на совещании сказал: «Бюджет на внутренние проекты будет сокращен». Никто не рискнул переспросить, в итоге:
Руководитель одного департамента вышел с совещания в уверенности, что не будет новых проектов, а текущие сохранятся в полном объеме.
Руководитель второго понял, что и новых проектов не будет, и текущие будут заморожены.
Руководитель третьего решил, что и текущие сохранятся, и новые будут запускаться, просто в условиях меньшего финансирования.
Один из моих любимых Ютуб-каналов – И ЭТО НЕ РЕКЛАМА – «Air Crash Investigation Игорь Зырянов». Там выкладывают очень качественные подробнейшие разборы авиационных катастроф и инцидентов.
Я рекомендую этот канал всем, кто принимает решения и работает с людьми. Каждая авиакатастрофа – это страшный, но очень наглядный пример того, к чему могут привести самоуверенность, бездумные решения и проблемы взаимодействия.
Вот комментарий пилота после одной из авиакатастроф: «В этом возрасте притупляется чувство опасности, начинаешь грубо работать, игнорировать какие-то моменты, растет самоуверенность – как говорится, опыт на мозг давит».
Все так, только возраст тут не при чем. В любом возрасте человек сам решает, что для него опыт: груз или священная корова. В последнем случае вместо анализа новой ситуации человек просто подбирает похожую из прошлого опыта. Это называется автоматизм.
Можно долго существовать в автоматизме. Особенно, если человек работает с типовыми задачами в стабильной среде. Хуже того – автоматизм может помочь в карьерном росте, ведь скорость принятия автоматических решений высока, а это очень ценится.
Однако автоматизм для мышления, как диван – полезен для отдыха. Если им увлечься и перестать нагружать мышление – оно атрофируется. И новая ситуация приведет к ступору либо ошибочной идентификации с катастрофическими последствиями.
Не позволяйте опыту «задавить» мозг или, другими словами, автоматизмам – мышление. В зависимости от вашего образа жизни, вам может быть проще сократить автоматизмы либо, наоборот, добавить нагрузки на мышление.
Сократить автоматизмы можно через замедление коммуникации и жизни в целом. Это подходит не всем. Поэтому нужно нагружать мышление на регулярной основе. Как и мышцы, мышление нельзя «накачать» один раз. Необходимо держать его в тонусе.
Вместо иллюстрации – комментарии к видеоразбору (https://youtu.be/tWulG3VSLEU?si=nFnyaG8Nh2jFbWlU) одной из многих авиакатастроф, в которых «опытнейшие экипажи» угробили людей.
Мы в телеграмме - https://t.me/logym_club