Серия «Законы логики»

Второй закон логики

Второй закон логики Коллеги, Работа, Офис, Начальство, Офисные будни, Офисные истории, Саморазвитие, Эффективный менеджер, Текст, Диалог, Истории из жизни, Логика, Общение

Перед вами частый диалог с наших занятий:

– Сергей, вы поняли, что сказала Галина? – спрашивает модератор.

– Нет, не понял... – отвечает Сергей.

– Задайте ваш вопрос.

– Что сказала Галина?

– Ольга, вы поняли Галину? – обращается модератор к другой участнице.

– Поняла.

– Ответьте Сергею на его вопрос.

– <Ольга пересказывает речь Галины>

– Сергей, стала ли вам понятна речь Галины?

– Она другое говорила! – возмущается Сергей.

– То есть вы знали, что сказала Галина, когда задавали вопрос?

– Нет, не знал!

Видите странность? Здесь нарушается второй закон логики. Он называется «закон непротиворечия» и гласит, что из двух разных утверждений об одном предмете – одно всегда ложное. Есть два вида таких пар утверждений: противоположные и противоречащие. Давайте разберемся, где какие.

Противоположными называются разные утверждения об одном и том же при наличии больше двух вариантов. Например, «этот смартфон красный», «этот смартфон зеленый». При этом он может быть синим, черным, белым и так далее.

Противоречащими называются разные утверждения об одном предмете, где всего два варианта. Например «этот смартфон красный» и «этот смартфон не красный». Третьего не дано. Подробнее о таких утверждениях мы поговорим в посте про третий закон логики.

Вернемся к Сергею. Есть и другие примеры подобных диалогов:

– Ты почему опоздал?

– Попал в пробку.

– Не верю.

или

– Ты заметил мою новую прическу?

– Конечно, заметил!

– Неправда, если бы заметил – сказал бы сразу!

Что общего между ситуацией с Сергеем и этими короткими диалогами? Диалог в них выстроен так:

1) Человек задает вопрос, чтобы узнать ответ, но затем...

2) Человек оценивает полученный ответ на соответствие своему «правильному» ответу.

Абсурдность стала очевидна. Первый пункт противоречит второму, так как «узнать ответ» = «не знает», а «оценить ответ на соответствие правильному ответу» = «знает». Тем самым нарушается второй закон логики, что многих раздражает даже на интуитивном уровне.

Показать полностью

Первый закон логики

Закон тождества. Звучит он предельно просто: нужно следить, чтобы каждое понятие сохраняло один и тот же смысл на протяжении всего хода рассуждения. Но при всей простоте именно этот закон нарушается чаще всего. Ниже три самых частых случая нарушения закона тождества.

В первом случае отождествляются разные понятия или темы. Например, люди говорят «не понимаю», когда не согласны. Другой пример: «Сотрудники часто увольняются. Как сделать их счастливее?» Смешались темы увольнений и счастья сотрудников. Увольняются только несчастные сотрудники?

Во втором случае одни и те же слова и конструкции используются в разных значениях. Например:

– Он сдал работу на неделю позже, чем обещал, как теперь ему доверять?

– Я знаю его много лет, ему можно доверять, он абсолютно честен.

– Ну не знаю, можно ли ему теперь доверить такую сложную задачу?

В этом диалоге «доверять» использовалось в трех разных значениях. В первом случае как «доверять точности расчетов», во втором – «доверять как человеку», в третьем – «доверять как профессионалу».

В третьем случае используются многозначные слова без пояснений. Один начальник рассказал мне, как глава госкорпорации на совещании сказал: «Бюджет на внутренние проекты будет сокращен». Никто не рискнул переспросить, в итоге:

Руководитель одного департамента вышел с совещания в уверенности, что не будет новых проектов, а текущие сохранятся в полном объеме.

Руководитель второго понял, что и новых проектов не будет, и текущие будут заморожены.

Руководитель третьего решил, что и текущие сохранятся, и новые будут запускаться, просто в условиях меньшего финансирования.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!