Размышления на тему столетия со дня Октябрьской революции
2017 год. В этом году исполнится сто лет со дня Октябрьской революции.
Уже сейчас в новостях мелькает информация о предстоящих выставках, экспозициях и постановках, призванных напомнить нам об этом событии. Пока что все эти новости подаются в довольно нейтральном ключе, без какой-либо эмоциональной окраски, и я очень надеюсь, что так оно дальше и будет - без каких-либо празднеств и торжеств. Можете кидать в меня камни, но я считаю, что Октябрьская революция - это худшее, что происходило с нашей страной. Монголо-татарское иго, Смутное время, крепостное право, десятки войн - всё это детский лепет по сравнению с тем, какой ущерб был нанесён нам Октябрьской революцией, когда была уничтожена великая страна.
«Российская Империя» - произнесите вслух эти слова, прочувствуйте, как величественно и изящно они звучат. В отличие от «Союза Советских Социалистических Республик». Серо и некрасиво, будто гвоздём по стеклу. Я вообще не понимаю, насколько должно было отсутствовать чувство прекрасного у того, кто догадался назвать страну аббревиатурой.
Кстати, о чувстве прекрасного и всём, что ему сопутствует. Хочу сказать пару слов о советской литературе. Считается, что литература - самое яркое и правдивое отражение своего времени. Но нет, не в случае с СССР) У меня дома до сих пор лежат совершенно дикие пропагандисткие книги с заголовками что-то типа «Жизнеописание Ленина, вождя мировой революции» или «Счастье быть советским человеком». Дело в том, что мои бабушка с дедушкой всю жизнь собирали домашнюю библиотеку, но во времена СССР это было непросто - в нагрузку к желаемой книге нужно было обязательно взять ещё и рекомендованную) Венцом этой библиотечной «рекомендованной» коллекции я считаю «Энциклопедию начинающего табунного коневода»)
А взять, к примеру, Маяковского? Сейчас я выскажу крамольную мысль, но я отказываюсь признавать Маяковского поэтом. Он был революционером и хорошим оратором, но никак не поэтом. Мне кажется, что не случись революции, о Маяковском никто бы и не узнал. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Толстой, Достоевский и т.д. - вот их творчество вне времени и обстоятельств. Они могли жить когда угодно и при любом политическом строе, но их гений всё равно был бы с ними.
Нет, конечно же, во времена СССР были поэты и писатели, которые действительно блистали, чей вклад в русскую литературу невозможно переоценить. Пастернак, Рождественский, Беляев, Стругацкие, Булгаков, Ильф и Петров - этих товарищей и их творчество я очень нежно люблю. И в то же время, возвращаясь к утверждению, что литература является отражением своего времени, я хочу вспомнить «Собачье сердце» Булгакова, «Мы» Замятина, «Котлован» Платонова и ещё десятки произведений-антиутопий, написанных как сатира на СССР - пожалуй, ни в одно другое время не было такого яркого и развёрнутого литературного протеста против существующего строя. Уже одно это говорит само за себя.
Где-то там в начале текста я упомянула про различие в звучании словосочетаний «Российская Империя» и «Союз Советских Социалистических Республик». Ещё один пример из этой же серии - название нашего города, который изначально родился и расцвёл под защитой апостола Петра, в чью честь и был назван, а потом какого-то чёрта был переименован в Ленинград, тем самым дав начало совершенно неуёмному и безобразному культу личности, что само по себе мерзко, противно и морально постыдно. Кстати, сей культ личности у нас цветёт пышным цветом и по сей день, иначе я никак не могу объяснить, с чего вдруг у нас в сердце страны на главной площади до сих пор лежит труп, выставленный на всеобщее обозрение. В Кунсткамере подобное хотя бы научно оправдано) К слову говоря, по данным с портала госзакупок, в 2016 году на сохранение тела Ленина из федерального бюджета было выделено порядка 13,081 млн рублей. Да чтоб я при жизни жила на такие деньги, как Ленин после смерти!
Впрочем, ладно, о Ленине я не хочу много говорить, перейдём к товарищу Сталину. Тут-то, по-моему, и кроется самый цимес! И сразу небольшое лирическое отступление - знаете ли вы, какого правителя товарищ Сталин избрал в свои кумиры? Правильный ответ: Ивана Грозного. Да, того самого Ивана Грозного, отличавшегося крайне неуравновешенной личностью с кучей комплексов и психологических проблем, убогого ребёнка, с детства лишённого материнской любви и ставшего марионеткой бояр, взращивавших в нём жестокость и любовь к насилию (спойлер - эти бояре, кстати, первые же и пострадали, когда Иван Грозный чутка подрос и ему надоели их подковёрные игры). Те, кто хорошо учил в школе историю, должны помнить, что у Ивана Грозного был лучший друг - Андрей Курбский, который в один прекрасный день, зная нрав царя и опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву и уже оттуда поддерживал многолетнюю переписку с Иваном Грозным, умоляя того прекратить проливать реки крови. Должного эффекта эти письма не оказали, наоборот - поражённый предательством друга, Иван Грозный решил, что вокруг него одни враги и надо с этим что-то делать. Так была создана опричнина - государственная политика, нацеленная на выявление потенциальных внутренних врагов государства и борьбу с ними. Поначалу идея была неплоха и даже оправдывала своё существование, но потом система дала сбой - в какой-то момент вроде как все враги были выловлены и можно было завязывать с этим делом, но так как опричникам не хотелось оставаться без работы, за которую им очень хорошо платили, то начали страдать невинные люди, которых опричники ложно выдавали за врагов государства. То есть, чтобы систему не распустили из-за отсутствия работы, система сама нашла себе работу и фальсифицировала результаты. Ну а царь, наверное, был доволен - ещё бы, такое выполнение плана! Собственно, тут можно закончить с лирическим отступлением и перенестись на несколько столетий вперёд. Скажите, вышеописанная опричнина ничего не напоминает вам во времена правления Сталина? Правильно, это была явная, хоть и немного трансформированная система доносов, репрессий и лагерей. Вообще, согласно какой-то там статистике, в современной России нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от тех репрессий. Честно говоря, мне сложно представить, что должно быть на душе у человека, который стоя у власти, столько лет планомерно истреблял собственный народ. И была ли там вообще душа.
Мне на ум приходят слова Дмитрий Быкова: «Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха…» Как бы странно или кощунственно не звучали эти слова, но я с ними согласна. Ибо жить в страхе перед собственными соседями и школьными друзьями, просыпаться в предутренние часы и тревожно вслушиваться в шум машин за окном - это действительно гнусно. Тогда каждый был врагом для каждого. Большего разъединения русский народ не знал ни до, ни после. А война хотя бы дала общего врага, простого и понятного. И раз уж зашел разговор о войне, давайте будем честными - именно Сталин её и развязал, дав добро на раздел Польши и подписав Рапалльский договор, который считается первым камнем в фундаменте Второй мировой войны. Ну и лично мне сложно говорить о нашей победе в этой войне, так как я не вижу ни победителей, ни побеждённых - страдали и погибали люди со всех сторон. И опять же - согласно современным оценкам, многие действия высшего руководящего состава были сведены к тому, чтобы задавить противника количеством «пушечного мяса». Результат вы знаете сами.
Обсуждая наших правителей и возвращаясь к изначальной теме этого поста, нельзя не затронуть личность Николая II. В современной России о нём превалируют две точки зрения. Первая гласит, что Николай был слабаком и вообще дурачком, а вторая причисляет его к сонму святых. Мне не нравятся оба этих мнения. Чтобы было проще, начнём с конца. Ну и давайте сразу определимся, чтобы не было путаницы, что когда Николая и его семью канонизировали, то их причислили не к святым, как многие ошибочно полагают, а к страстотерпцам, то есть, мученикам, страдавшим во имя любви к Иисусу Христу. И вот здесь, на мой взгляд, есть некий диссонанс, потому что, несмотря на то, что Николай был очень верующим человеком и жил согласно принципу, что Вера, Царь и Отечество неделимы, у меня всё же есть большие сомнения, что Николай страдал именно во имя любви к Иисусу Христу. Кстати, насчет вышеупомянутого принципа! Оставим пока что Веру в покое и рассмотрим связку «Царь-Отечество». Дело в том, что династия Романовых отличалась особыми принципами в плане воспитания будущих престолонаследников. Романовы рассматривали Российскую Империю как наследие, которое они должны передать будущим поколениям, как своё дитя, власть и богатство которого они должны были преумножать. То есть, по факту, для них это было семейным делом, делом чести, они осознавали, что подход «после нас хоть потоп» в данном случае исключен. Вообще, так-то, если поразмыслить, мне кажется, что наследование власти - это вполне оправданный и неплохой подход даже в наше время, потому что в таком случае, правитель готовится к своему кресту с самого младенчества, а вот при народном голосовании есть большой риск выбрать очередного мудака, потому что 99% людей тупо не разбираются в политике и непонятно, с чего вдруг при таких раскладах у них есть право голосовать. Алкаша Ельцина, раздарившего кучу земель и картин из Эрмитажа, вот так и выбрали, например. Впрочем, чёрт с ним, с Ельциным, вернёмся к Николаю. Государь ни в коем случае не был ни глупцом, ни бездарностью, ни тираном (как некоторые любят его представлять). Вся проблема Николая заключалась в том, что он был слишком доверчив и добр. Например, он не разрешил казнить революционеров 1905 года, не желая отнимать чужую жизнь и считая, что должен дать им шанс покаяться в своих грехах, но это решение было расценено народом не как акт доброты, а как проявление слабости. И таких примеров было, к сожалению, слишком много - Николай жил, уповая на любовь и свет, а народ хотел «хлеба и зрелищ». Вообще, очень рекомендую пройти по этой ссылке и прочитать видение личности Николая II кандидатом исторических наук Василием Секачевым, он дал ему довольно справедливую и объективную оценку - http://www.nsad.ru/articles/odinochestvo-gosudarya-byl-li-im...
Уф, как же много букв) Кажется, я увлеклась и написала слишком много текста, причем 75% которого даже не по изначальной теме поста. Извините. Вообще, если говорить именно об Октябрьской революции, то я хочу донести вот какую мысль… Абсолютно бесполезно сравнивать, где и по каким параметрам жилось лучше или хуже - в Российской Империи или при СССР. Всегда были, есть и будут богатые, бедные и прям вот совсем нищие. Всегда кому-то будет лучше, а кому-то хуже - в любом времени и при любой власти. Всегда будут те, кого устраивает существующий строй, и те, кто готов идти на баррикады. Но при всём этом Октябрьская революция и СССР безоговорочно плохи тем, что уничтожили целую страну с её богатейшим культурным пластом, кропотливо и трепетно взращиваемым до этого целыми поколениями, и миллионами духовно красивых людей, подсунув взамен этого какие-то серые суррогаты.
Этот пост о том, что большевики расстреляли Колчака, одного из самых благородных людей, когда-либо рождавшихся на этой земле, и при этом не оставили даже его могилы, куда могли бы прийти попрощаться его родные.
Этот пост о том, что Аркадий Францевич Кошко, начальник Московской сыскной полиции, заведовавший всем уголовным розыском Империи, ловил убийц, грабителей и насильников ради того, чтобы потом большевики выпустили их из Шлиссельбургской крепости и дали им в руки оружие.
Этот пост о том, что у сотен и тысяч профессоров Преображенских отнимали их квартиры и подселяли к ним Шариковых.
Этот пост и о самих Шариковых, которые занимались отловом и убийством себе же подобных.
Этот пост о том, что если вы зайдёте в библиотеку и посмотрите на фотографии людей, живших всего-то сто лет назад, то вы увидите людей из совершенно другой эпохи. Казалось бы, это ведь наши предки, должно же быть какое-то сходство! Но нет, что-то неуловимое благородное отличает их от нас. То ли какой-то особый наклон головы, то ли спокойный кроткий взгляд. Многие из нас сохранили какой-то свой семейный разрез глаз или форму губ, но вот это вот нечто неуловимое благородное - это мы сожгли сами в пламени революции.
Этот пост о том, что сто лет назад мы сбились со своего пути, пошли за ложными вождями и увлеклись ложными идеалами, которые даже не оправдали себя. Коммунизм так и остался где-то в мечтах.
Этот пост о том, что сто лет назад мы проебали самих себя и свою суть, но в чём она заключалась - мы никогда не поймём. Просто потому, что уже поздно пытаться это понять. Сейчас мы слишком другие для этого.