Навеяно этим постом https://pikabu.ru/story/ronaldo_tozhe_negoduet_6480259#comme... и кучей гневных комментариев на разных спортивных сайтах касаемо американского футбола в целом и Супербоула в частности.
Попробую объяснить что к чему. Вам достаточно просто желания прочитать этот текст и вы начнете понимать американский футбол.
Начнем с главного вопроса - почему все же футбол, когда в него преимущественно играют ногами?
Более полно на этот вопрос ответит эта статья ( https://www.sports.ru/tribuna/blogs/conversion/742028.html ), я скажу кратко - версий несколько, но основная что в футбол играли "на ногах", т.к. в те времена были популярны игры верхом на лошадях. Про мяч в статье тоже расписано.
Я же хочу вам поведать об основных правилах игры. Я подсел на ам.футбол в 2013 году случайно - считал, как и многие, его придурковатым видом спорта с 5-секундным действием и 2-минутными паузами. Меня позвали в бесплатную поездку на матчи чемпионата России по ам.футболу. Там, прямо на бровке, у разбирающегося друга я все расспрашивал на ходу. И понеслось.
Основная суть игры - набрать как можно больше очков. Это и ежу понятно. Да, ёж?
Вот так выглядит поле для американского футбола:
End zone - конечная зона, она же ЗАЧЕТКА. Если игрок с мячом в руках оказывается в зачетке соперника - это тачдаун, он приносит 6 очков.
Red zone - ну дословно понятно - "красная зона", хотя в России так никто не называет. Все так и говорят - рэдзоун. Никакой пользы эта зона не несет и дивидендов не приносит, просто обозначается как опасная зона перед зачеткой.
Маленькие штришки - это ярды. Один промежуток между штрихами - один ярд. Цифры - количество ярдов, а стрелки рядом с ними - до какой зачетки столько ярдов.
Перед началом игры команды подбрасыванием монетки решают кто будет пробивать КИК-ОФФ, а кто будет принимать мяч.
КИК-ОФФ - ввод мяча в игру. Производится ударом ногой игроком команды А. Игрок команды Б может принять мяч и побежать с ним как можно дальше - где его остановят (коснется любой частью тела земли, кроме ладони), оттуда команда Б и начнет свои розыгрыши.
Помимо этого, игрок команды Б может не трогать мяч, если он улетает в аут или за лицевую. В этом случае его команда начнет свое владение с фиксированной отметки 25 ярдов от своей зачетной зоны. Вот пример кик-оффа.
Кик-офф пробивается после начала каждой из двух половин матча, а также после результативных действий (например, команда А занесла тачдаун - следующий эпизод команда А бьет кик-офф, команда Б принимает мяч).
В примере выше игрока остановили на отметке примерно 2-3 ярда от своей зачетки и после этого на поле появятся новые люди - у команды Б выйдут игроки нападения (они будут атаковать), а у команды А - игроки защиты (понятно, что они будут защищаться)). В каждой из команд есть состав нападения, защиты и спецкоманды (они выходят на кик-оффы, панты и т.д, пока неважно). На профессиональном уровне игрок не может быть и защитником и нападающим одновременно.
Далее - цель всей жизни - занести мяч в зачетку команды А, но не все так просто. С того места, где игрок был остановлен, команде Б отмеряют специальной цепью 10 ярдов и дают на их прохождение 4 попытки ("down"). Номер попытки фиксируется на специальном даун-маркере, чтобы игроки и тренеры могли видеть какая сейчас попытка и выбирать следующую комбинацию по ситуации.
Вот цепь и даун-маркер. Их вы сможете увидеть во время матчей на одной из бровок.
Вот пример (синяя и оранжевая линии - компьютерная графика, для простоты восприятия телезрителю)
Итак, что мы имеем: Команда А пробила начальный удар (кик-офф). Команда Б приняла мяч и была остановлена в 3-х ярдах от своей зачетки. Вышли игроки нападения у команды Б и игроки защиты у команды А.
С этих трех ярдов взяла свое начало цепь и отмерила 10 ярдов. Даун-маркер с цифрой 1 ставится прямо по первому "флажку" цепочки, на линию разыгрываемого мяча (как на фото выше).
Далее, команда Б совещается (да, именно это бесит неподготовленных, это называется "хаддл") - назначается комбинация, которая отработана на тренировках и отлично подходит в данной ситуации.
И, наконец, начинается розыгрыш! Комбинация уже известна заранее всем игрокам команды Б, каждый знает что сейчас будет и обязан сделать максимально качественно свою работу, чтобы мяч продвинуть как можно дальше. Почти у каждого игрока своя задача в конкретной ситуации, но это уже углубленный ам.футбол.
Есть два основных способа двигать мяч - ВЫНОС И ПАС.
ВЫНОС - пас/вкладка мяча осуществляется до линии розыгрыша (линии мяча) и игрок с мячом бежит на своих двоих как можно дальше. Как правило, это приносит не совсем много ярдов, но этот способ надежней чем пас, т.к. мяч уже в руках игрока и его не надо вылавливать.
ПАС - квотербэк бросает пас вперед, за линию розыгрыша. Пас вперед можно сделать только 1 раз за розыгрыш, поэтому ценность ловли велика. Этот способ, при успехе, принесет вам много ярдов сразу (если пас средний или дальний) и вы сразу, за 1 розыгрыш можете продвинуться далеко, а можете и вовсе с одной попытки занести тачдаун. Однако, если мяч касается земли без фиксации или улетает за пределы поля - это непойманный пас (инкомплит) - вы профукали одну попытку, а следующую начнете ровно с того же места что и предыдущую.
Пример выноса на пару ярдов:
Пример хорошего среднего паса и набора ярдов ногами (простите за качество):
Теперь возвращаемся к розыгрышам.
Команда Б владеет мячом от своих 3-х ярдов. У нее 10 ярдов надо пройти, на что даются 4 попытки. Команда Б делает вынос и набирает 3 ярда. Таким образом, у команды будет вторая попытка (о чем покажет даун-маркер: его поставят на линию, где был остановлен игрок и переключат цифру "1" на "2") и осталось пройти еще 7 ярдов. По простому скажут "второй и семь", напишут "2&7" - второй даун, 7 ярдов осталось.
Допустим, следующий розыгрыш команда Б играет пас на 15 ярдов и успешно. Таким образом, они пересекли цепочку сразу на 8 ярдов вперед. Уже с этого места ставят цепь, отсекают новые 10 ярдов и дают новые 4 попытки.
Если игрок забежал в зачетку с мячом или, находясь в зачетке, принял пас - это тачдаун.
Перед последним этапом повествования, объясню что значит плашка в трансляции.
Последнее, о чем хочу рассказать в этом посте - ПАНТЫ И ФИЛД-ГОЛЫ. Помимо уже упомянутого кик-оффа, есть еще 2 ситуации когда мяч бьют ногой - при панте и филд-голе.
Представим ситуацию - Команда Б застряла на своей половине, скажем на отметке 20 ярдов от своей зачетки. Она провела 3 попытки, но малорезультатно - прошли всего 4 ярда из положенных 10. У них осталась последняя, четвертая попытка и целых 6 ярдов, в 1,5 раза больше чем они смогли пройти за 3 попытки. Если они запорят четвертую попытку, то мяч перейдет сопернику и начинать он будет с того места, где соперник застопорился. Иными словами у команды Б сейчас большой риск обкакаться и мяч уйдет сопернику. В таком случае практически всегда, два варианта развития событий - если действие происходит на своей половине поля, то бьется ПАНТ, если действие происходит от зачетки соперника до середины поля - бьется ФИЛД-ГОЛ (да, да, тот самый удар из "Эйса Вентуры"
Смысл панта - отдавать мяч сопернику придется практически в любом случае, поэтому лучше обезопасить себя и пнуть ногой мяч со своей половины на чужую. Где мяч будет подобран, оттуда и начнет свое нападение уже соперник. Просто и практически безопасно, так сказать, ни себе ни людям.
Вот пример панта:
Обратите внимание - перед самим ударом высвечивается плашка - 4th&3. Вы знаете что это значит.
И еще - игроки пробивающей команды остановили мяч в непосредственной близости от зачетки соперника - это наиболее выгодная для них ситуация. Во-первых, сопернику топать до их зачетки аж 99-100 ярдов, то есть все поле. Во-вторых, если игрока с мячом схватят в его же зачетке, это будет сэйфти, и принесет схватившей команде 2 очка. Иными словами - в своей зачетке нападению надо действовать быстро и эффективно, потому что защита будет оказывать максимальный прессинг и стараться всеми силами захватить игрока в его же зачетке.
А вот пример филд-гола.
Забить филд-гол с 60 ярдов - редкость. Поэтому филд-голы бьют с уверенного расстояния, чтобы забить. Если не забьешь филд-гол, твоя 4-я попытка сгорает и мяч с того места, откуда его вводили перед филд-голом, получит соперник.
Забитый филд-гол приносит команде 3 очка - лучше чем ничего.
Это лишь малая часть правил этой игры. Но если вы хотя бы их поймете, вы уже лучше поймете американский футбол. Если пост зайдет, попробую углубиться в правила и рассказать про нарушения, перехваты, фамблы и т.д.
П.С. Практически в каждом крупном городе европейской части России есть команда по американскому футболу. 99% из них всегда находятся в поиске новых игроков - они примут вас с распростертыми объятиями на тренировке, расскажут все, что интересно, дадут примерить и постукаться в амуниции, а если вы будете прилежно заниматься - в скором времени сыграете против другой команды!
П.П.С. Если хоть одна душа осмысленно дочитала до конца - попробуйте посмотреть этот краткий эпизод матча и понять что там происходит.
Спасибо за внимание!