12

Помогаем Роналдо и всем желающим разобраться в американском футболе.

Навеяно этим постом https://pikabu.ru/story/ronaldo_tozhe_negoduet_6480259#comme... и кучей гневных комментариев на разных спортивных сайтах касаемо американского футбола в целом и Супербоула в частности.

Попробую объяснить что к чему. Вам достаточно просто желания прочитать этот текст и вы начнете понимать американский футбол.


Начнем с главного вопроса - почему все же футбол, когда в него преимущественно играют ногами?

Более полно на этот вопрос ответит эта статья ( https://www.sports.ru/tribuna/blogs/conversion/742028.html ), я скажу кратко - версий несколько, но основная что в футбол играли "на ногах", т.к. в те времена были популярны игры верхом на лошадях. Про мяч в статье тоже расписано.


Я же хочу вам поведать об основных правилах игры. Я подсел на ам.футбол в 2013 году случайно - считал, как и многие, его придурковатым видом спорта с 5-секундным действием и 2-минутными паузами. Меня позвали в бесплатную поездку на матчи чемпионата России по ам.футболу. Там, прямо на бровке, у разбирающегося друга я все расспрашивал на ходу. И понеслось.


Основная суть игры - набрать как можно больше очков. Это и ежу понятно. Да, ёж?

Вот так выглядит поле для американского футбола:

End zone - конечная зона, она же ЗАЧЕТКА. Если игрок с мячом в руках оказывается в зачетке соперника - это тачдаун, он приносит 6 очков.

Red zone - ну дословно понятно - "красная зона", хотя в России так никто не называет. Все так и говорят - рэдзоун. Никакой пользы эта зона не несет и дивидендов не приносит, просто обозначается как опасная зона перед зачеткой.

Маленькие штришки - это ярды. Один промежуток между штрихами - один ярд. Цифры - количество ярдов, а стрелки рядом с ними - до какой зачетки столько ярдов.


Перед началом игры команды подбрасыванием монетки решают кто будет пробивать КИК-ОФФ, а кто будет принимать мяч.

КИК-ОФФ - ввод мяча в игру. Производится ударом ногой игроком команды А. Игрок команды Б может принять мяч и побежать с ним как можно дальше - где его остановят (коснется любой частью тела земли, кроме ладони), оттуда команда Б и начнет свои розыгрыши.

Помимо этого, игрок команды Б может не трогать мяч, если он улетает в аут или за лицевую. В этом случае его команда начнет свое владение с фиксированной отметки 25 ярдов от своей зачетной зоны. Вот пример кик-оффа.

Кик-офф пробивается после начала каждой из двух половин матча, а также после результативных действий (например, команда А занесла тачдаун - следующий эпизод команда А бьет кик-офф, команда Б принимает мяч).


В примере выше игрока остановили на отметке примерно 2-3 ярда от своей зачетки и после этого на поле появятся новые люди - у команды Б выйдут игроки нападения (они будут атаковать), а у команды А - игроки защиты (понятно, что они будут защищаться)). В каждой из команд есть состав нападения, защиты и спецкоманды (они выходят на кик-оффы, панты и т.д, пока неважно). На профессиональном уровне игрок не может быть и защитником и нападающим одновременно.


Далее - цель всей жизни - занести мяч в зачетку команды А, но не все так просто. С того места, где игрок был остановлен, команде Б отмеряют специальной цепью 10 ярдов и дают на их прохождение 4 попытки ("down"). Номер попытки фиксируется на специальном даун-маркере, чтобы игроки и тренеры могли видеть какая сейчас попытка и выбирать следующую комбинацию по ситуации.

Вот цепь и даун-маркер. Их вы сможете увидеть во время матчей на одной из бровок.

Вот пример (синяя и оранжевая линии - компьютерная графика, для простоты восприятия телезрителю)

Итак, что мы имеем: Команда А пробила начальный удар (кик-офф). Команда Б приняла мяч и была остановлена в 3-х ярдах от своей зачетки. Вышли игроки нападения у команды Б и игроки защиты у команды А.

С этих трех ярдов взяла свое начало цепь и отмерила 10 ярдов. Даун-маркер с цифрой 1 ставится прямо по первому "флажку" цепочки, на линию разыгрываемого мяча (как на фото выше).

Далее, команда Б совещается (да, именно это бесит неподготовленных, это называется "хаддл") - назначается комбинация, которая отработана на тренировках и отлично подходит в данной ситуации.

И, наконец, начинается розыгрыш! Комбинация уже известна заранее всем игрокам команды Б, каждый знает что сейчас будет и обязан сделать максимально качественно свою работу, чтобы мяч продвинуть как можно дальше. Почти у каждого игрока своя задача в конкретной ситуации, но это уже углубленный ам.футбол.

Есть два основных способа двигать мяч - ВЫНОС И ПАС.

ВЫНОС - пас/вкладка мяча осуществляется до линии розыгрыша (линии мяча) и игрок с мячом бежит на своих двоих как можно дальше. Как правило, это приносит не совсем много ярдов, но этот способ надежней чем пас, т.к. мяч уже в руках игрока и его не надо вылавливать.

ПАС - квотербэк бросает пас вперед, за линию розыгрыша. Пас вперед можно сделать только 1 раз за розыгрыш, поэтому ценность ловли велика. Этот способ, при успехе, принесет вам много ярдов сразу (если пас средний или дальний) и вы сразу, за 1 розыгрыш можете продвинуться далеко, а можете и вовсе с одной попытки занести тачдаун. Однако, если мяч касается земли без фиксации или улетает за пределы поля - это непойманный пас (инкомплит) - вы профукали одну попытку, а следующую начнете ровно с того же места что и предыдущую.

Пример выноса на пару ярдов:

Пример хорошего среднего паса и набора ярдов ногами (простите за качество):

Теперь возвращаемся к розыгрышам.

Команда Б владеет мячом от своих 3-х ярдов. У нее 10 ярдов надо пройти, на что даются 4 попытки. Команда Б делает вынос и набирает 3 ярда. Таким образом, у команды будет вторая попытка (о чем покажет даун-маркер: его поставят на линию, где был остановлен игрок и переключат цифру "1" на "2") и осталось пройти еще 7 ярдов. По простому скажут "второй и семь", напишут "2&7" - второй даун, 7 ярдов осталось.


Допустим, следующий розыгрыш команда Б играет пас на 15 ярдов и успешно. Таким образом, они пересекли цепочку сразу на 8 ярдов вперед. Уже с этого места ставят цепь, отсекают новые 10 ярдов и дают новые 4 попытки.

Если игрок забежал в зачетку с мячом или, находясь в зачетке, принял пас - это тачдаун.

Перед последним этапом повествования, объясню что значит плашка в трансляции.

Последнее, о чем хочу рассказать в этом посте - ПАНТЫ И ФИЛД-ГОЛЫ. Помимо уже упомянутого кик-оффа, есть еще 2 ситуации когда мяч бьют ногой - при панте и филд-голе.


Представим ситуацию - Команда Б застряла на своей половине, скажем на отметке 20 ярдов от своей зачетки. Она провела 3 попытки, но малорезультатно - прошли всего 4 ярда из положенных 10. У них осталась последняя, четвертая попытка и целых 6 ярдов, в 1,5 раза больше чем они смогли пройти за 3 попытки. Если они запорят четвертую попытку, то мяч перейдет сопернику и начинать он будет с того места, где соперник застопорился. Иными словами у команды Б сейчас большой риск обкакаться и мяч уйдет сопернику. В таком случае практически всегда, два варианта развития событий - если действие происходит на своей половине поля, то бьется ПАНТ, если действие происходит от зачетки соперника до середины поля - бьется ФИЛД-ГОЛ (да, да, тот самый удар из "Эйса Вентуры"


Смысл панта - отдавать мяч сопернику придется практически в любом случае, поэтому лучше обезопасить себя и пнуть ногой мяч со своей половины на чужую. Где мяч будет подобран, оттуда и начнет свое нападение уже соперник. Просто и практически безопасно, так сказать, ни себе ни людям.

Вот пример панта:

Обратите внимание - перед самим ударом высвечивается плашка - 4th&3. Вы знаете что это значит.

И еще - игроки пробивающей команды остановили мяч в непосредственной близости от зачетки соперника - это наиболее выгодная для них ситуация. Во-первых, сопернику топать до их зачетки аж 99-100 ярдов, то есть все поле. Во-вторых, если игрока с мячом схватят в его же зачетке, это будет сэйфти, и принесет схватившей команде 2 очка. Иными словами - в своей зачетке нападению надо действовать быстро и эффективно, потому что защита будет оказывать максимальный прессинг и стараться всеми силами захватить игрока в его же зачетке.


А вот пример филд-гола.

Забить филд-гол с 60 ярдов - редкость. Поэтому филд-голы бьют с уверенного расстояния, чтобы забить. Если не забьешь филд-гол, твоя 4-я попытка сгорает и мяч с того места, откуда его вводили перед филд-голом, получит соперник.

Забитый филд-гол приносит команде 3 очка - лучше чем ничего.


Это лишь малая часть правил этой игры. Но если вы хотя бы их поймете, вы уже лучше поймете американский футбол. Если пост зайдет, попробую углубиться в правила и рассказать про нарушения, перехваты, фамблы и т.д.


П.С. Практически в каждом крупном городе европейской части России есть команда по американскому футболу. 99% из них всегда находятся в поиске новых игроков - они примут вас с распростертыми объятиями на тренировке, расскажут все, что интересно, дадут примерить и постукаться в амуниции, а если вы будете прилежно заниматься - в скором времени сыграете против другой команды!


П.П.С. Если хоть одна душа осмысленно дочитала до конца - попробуйте посмотреть этот краткий эпизод матча и понять что там происходит.


Спасибо за внимание!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества