Мирные акварельные пейзажи немецкого «красного профессора» Оскара Нерлингера
Лунная ночь на Боденском озере. 1942 год
"Mondnacht am Bodensee", aquarell
Эта спокойная, меланхоличная, в восточном стиле акварель – работа не китайского или японского живописца, а самого что ни на есть немецкого немца в военном 1942 году. Немца идейно правильного, живописца-коммуниста, показательно эмигрировавшего в социалистическую ГДР по политическим причинам. Не все немцы были фашистами, да...
Оскар Нерлингер (Nerlinger Oskar, псевдоним «Нилгрин»), немецкий живописец, рисовальщик и график. Родился 23 марта 1893 года в Шване недалеко от Пфорцхайма. Был учителем рисования в Берлине. С 1921 года присоединился к работе над журналом Гарванта Вальдена (наст. имя Георг Левин) «Der Sturm»: экспрессионизм, футуризм, дадаизм, новая предметность, социальный реализм, вот это вот всё)). Видимо, с этого момента наш Оскар и встал на рискованный, но правильный путь…
Член Ассоциации революционных визуальных художников Германии (экие ёмкие названия) и – с 1928 года – коммунистической партии, Оскар Нерлингер резко критиковал индустриальную эксплуатацию. После прихода к власти нацистов в 1933 году выставочные возможности для художников, не соблюдающих правила, были ограничены. Нерлингер участвовал в нелегальной работе компартии Германии, при этом официально до 1945 года преподавал. Около трети всех художников, пострадавших от захватов и преследований национал-социалистов, смогли невзирая продолжить выставочную деятельность, некоторые даже после 1937 года. Среди них были художники-коммунисты, включая нашего Оскара Нерлингера. Он даже был представлен работами (в основном акварелью) на Большой немецкой художественной выставке с 1939 по 1941 год.
После окончания войны, с 1945 – по 1951 гг. Оскар Нерлингер работал профессором Университета изящных искусств в Берлине-Шарлоттенбурге до 1951 года. Он имел тесные связи с коллегами-коммунистами в ГДР и нажил себе врагов на Западе, критикуя капитализм. После участия в нескольких выставках в ГДР на него ополчились как на «красного профессора», и он потерял работу в Университете. После чего в 1951 году публично эмигрировал в ГДР. В Восточном Берлине Нерлингер был принят в Ассоциацию визуальных художников (VBK), работал профессором Академии художеств в Берлин-Вайсензее. Умер в 1969 году в Восточном Берлине.
Вот пара фотографий: Оскар на склоне лет, один и с женой (она тоже художник-фотограф).
Наиболее известными – по меньшей мере из-за острой идеологической полемики и очевидно искренней демонстративной эмиграции в социалистическую ГДР – являются «концептуальные» работы Нерлингера: фотографии, социальная живопись, социалистический реализм. Несколько работ есть в значимых российских музеях: в Пушкинском, в музее современной истории России и др., преимущественно «концепт». При этом с 1930-х годов Нерлингер писал светлые пейзажные акварели под влиянием восточноазиатской живописи. И мне они очень нравятся.
Помимо той, заглавной (она в России, сфотографировала ее в гостях у друзей – купили у внучки советского экс-министра, работавшего в ГДР), вот еще несколько примеров, нашла их на страницах немецких аукционов.
А вот сталинградские школьники «знакомятся с работами немецкого художника Оскара Нерлингера (ГДР) в одном из залов Сталинградского областного краеведческого музея». На стенах-то, если присмотреться, именно акварели, а не «концептуальные» работы.
Как-то так… Война, фашизм, немецкий художник-коммунист и умиротворяющие, в восточном стиле, акварели. В мире столько оттенков, что же…
Текст мой, заглавная фотография моя.




























