DawkinsR

DawkinsR

на Пикабу
поставил 2268 плюсов и 1 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
7932 рейтинг 227 подписчиков 1313 комментариев 20 постов 16 в горячем
223

Истории из жизни военной авиации #14

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории из жизни его полка, записанные с его слов.

О глупых ошибках на службе.

Был у нас один курсант, который учился на четвертом курсе и до выпуска оставалось не так уж и много. К этому времени все курсанты обязаны знать все имеющиеся модели самолетов в полку, так как летать приходится на всех модификациях МиГ-21. Лично закрепленных за летчиком самолетов не было, что дали на том и лети. Соответственно могли попасться самолеты с разными конструктивными и аппаратными характеристиками, что необходимо было учитывать в полете.
Так вот, этот курсант отправился в самостоятельный полет в зону на сложный пилотаж. На выводе из пикирования курсант упустил контроль за скоростью и начал вывод из нисходящей части фигуры на приборной скорости 1100 км/час, что является нарушением, так как при такой скорости самолет входит в трансзвуковой диапазон скоростей, из-за чего меняется управляемость самолета и показания приборов.

При пикировании в трансзвуковом диапазоне скоростей возникает режим "затягивание в пикировании" и энергичное взятие ручки на себя не приводит к адекватной реакции самолета, т.е. как бы ты не тянул РУС, самолет не выводится из пикирования, по крайней мере делает это очень вяло и медленно. В таком случае необходимо убрать РУД на малый газ и выпустить тормозные щитки, тогда самолет выйдет из трансзвукового диапазона и управление придет в норму.

Вместо того чтоб выполнить необходимые действия, курсант запаниковал, увидев на высотомере высоту 500 метров испугался и катапультировался.
Находясь под куполом парашюта понял, что действовал поспешно, но было уже поздно. Фактически высота была 1500 метров, самолет без помощи летчика вышел из пикирования, перешёл в набор высоты и скрылся за горизонтом.
Все дело в том что на этом самолете был оборудован ПВД-7. ПВД это приемник воздушного давления, с помощью которого регистрируется скорость и высота. Но на этом самолете оказалась более устаревшая версия ПВД, которая в трансзвуковом диапазоне скоростей и при выполнении некоторых фигур пилотажа кратковременно показывает неверные данные из-за срыва потоков воздуха с ПВД. При получении самолета курсант должен просмотреть его спецификации чтобы знать такие нюансы.
После расследования всех действий курсанта было принято решение об исключении его из училища. Самолет нашли, вернее то что от него осталось, повезло что никто не пострадал.

252

Ремонт часов 2

Всем привет, в продолжении поста
Ремонт часов
Есть у меня такое хобби, я ремонтирую часы, в этот раз мне попались женские часы Seiko. Часы японского производства, они интересны прежде всего тем что в достаточно миниатюрный корпус запихнули достаточно много - двойной календарь, автоподзавод и ручной завод (ручного завода в стандартных мужских часах Orient и Seiko нет). Из-за этого делать такие часы еще сложнее и дороже, многие не берутся за такую работу.

Для сравнения размеров слелал фото этих часов с часами из предыдущего поста.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Достаем механизм из корпуса, снимаем стрелки и циферблат (вот фото для сравнения размера без корпуса).

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Часы были не рабочие, заклинившие, т.е. баланс даже не шевелился, поэтому при разборе сразу осматриваем каждую деталь, ведь если что-то будет сломано, то дальше делать нет смысла, на такие часы запчасти просто не найти. Вот что получилось.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

В этот раз повезло, повреждений не было, часы просто загрязнились и высохло масло.
Теперь моем все делали и чистим камни, после чего надо все смазать и собрать. Но для начала берем основной мост часов и обязательно разбираем и чистим самую "любимую" часть - накладные и сквозные камни баланса.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Для наглядности размеров

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Если их не почистить, то с высокой вероятностью часы не заработают, а даже если и заработают, то ход будет не правильный и долго не проживут.
Теперь начинаем все собирать, осматривая еще раз, чтоб нигде не зацепился волосок или еще что-нибудь.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Главное не перепутать последовательность, чтоб опять не разбирать.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Незабываем почистить и смазать накладной и сквозной камень баланса с этой стороны.
Теперь переворачиваем и собираем календарь.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Прежде чем поставить циферблат и стрелки проверяем на работоспособность календарь, а также заводим и настраиваем ход часов.
Осталось только поставить автоподзавод.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Теперь ставим циферблат, выставляем стрелки и все это устанавливаем в корпус.

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Часы готовы, можно носить

Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост
Ремонт часов 2 Ремонт часов, Часы, Хобби, Пятничный тег моё, Пятничное, Seiko, Длиннопост

Всем спасибо!

Показать полностью 19
248

Истории из жизни военной авиации #13

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории из жизни его полка, записанные с его слов.

Еще о воздушном хулиганстве, предыдущий пост о воздушном хулиганстве здесь
Истории из жизни военной авиации #8 и #9


Был у нас в полку один летчик инструктор, который постоянно влипал в разные неприятности. Обычно это были незначительные нарушения, которые не могли привести к каким либо последствиям, поэтому он так и летал от замечания к замечанию. Но жопа просит приключений и устоять он так и не смог и как-то раз дошел до крайности.
После утренней планёрки и начала полётов этот инструктор должен был выполнять сложный пилотаж с одним из своих курсантов в спарке. Перед полетами и получением самолета всегда просматриваются его спецификации, так как модели самолетов могут отличаться конструктивно и аппаратно, что влияет на управление.

МиГ-21 спарка (фото из интернета)

Истории из жизни военной авиации #13 Авиация, Реальная история из жизни, Военная авиация, Миг-21, Удача, Длиннопост

Получив разрешение на взлет, спарка взмыла в воздух и инструктор с курсантом полетели в зону полётов для выполнения планового задания. Когда большая часть пилотажа уже была выполнена летчик инструктор взял управление на себя и начал заниматься воздушным хулиганством, несмотря на то что он должен был присутствовать только как наблюдающий. После выполнения некоторых фигур пилотажа все пошло не по плану, во время выполнения петли Нестерова (мертвая петля) он не справился с управлением, из-за этого потерял контроль над высотой. При выходе из петли, на пикировании, увидел что самолет не успеет выйти в горизонтальный полет и на предельно малой высоте потянул держки катапульты, но ничего не произошло, катапульта не сработала.

Здесь надо сделать отступление и сказать что в этот раз этому летчику инструктору попалась спарка такой модели на которой стоит запорный механизм катапульты и она не сработает пока вручную не снять замки с фонаря кабины. Из-за устаревшей модели конструкции катапультирование происходит в два движения, сначала повернуть ручку отключающую замок фонаря и он сбрасывается, а потом дернуть держки катапульты.

С перепугу, забыв напрочь про необходимость сначала сбросить фонарь инструктор дернул катапульту, но так как она не сработала, то он просто вытянул держки до конца и бросил их под ноги.
В это же время курсант не понимая что происходит самостоятельно боролся с управлением самолета. К сожалению высота была слишком мала и им не хватило пару метров для того чтоб вытянуть самолет, но тут вмешался счастливый случай.
Смерть была бы неминуема, но спасло их только то что самолет приближаясь к земле пролетев между двумя холмами попал в большой и довольно глубокий овраг, фактически опустившись ниже земли, а также то что курсант не отпустил штурвал и смог в итоге вытянуть самолет на нужную высоту.
Казалось бы что это все, но после прилета на аэродром курсант был сильно перепуган и инструктор отправил его отдыхать, а сам никому ничего не сказав пошел на обед.
Этот самолет начала готовить группа техников к следующему полету для другого экипажа. Когда один из техников залез в кабину и вытянул чеки катапульты, то он обнаружил что держки вытянуты, а со снятыми чеками катапульта могла выстрелить в любую секунду даже от неудачного движения в кабине. Ему повезло что несмотря на то что фонарь открыли, запорный рычаг сброса остался закрыт. Если бы катапульта сработала в таком положении, то это привело бы к мгновенной смерти того кто сидит в кресле, поэтому техник очень аккуратно поставил чеки назад и сделал все необходимое для того чтоб можно было безопасно разрядить катапультную систему.
По своей глупости этот случай превзошел все случаи в полку что были до и после, так как инструктор мог угробить не только себя и своего курсанта, но и того кто будет готовить самолет к полету, и по прилету даже ничего не сказал техникам чем подставил их под смертельную опасность.
После полного расследования и установления действий летчика-инструктора было принято решение о списании его с лётной работы без права восстановления.

Показать полностью
75

Истории из жизни военной авиации #11 и #12

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории из жизни его полка, записанные с его слов.


Нашел фотографию обломков столкнувшихся самолетов, про которые рассказано в истории №2

Истории из жизни военной авиации #2

Извиняюсь за качество снимка, но лучше нету.

На первом фото спарка, сфотографированная примерно за год до авиакатастрофы.

Истории из жизни военной авиации #11 и #12 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Авиакатастрофа, Длиннопост

На втором фото обломки двух самолетов собранные на аэродроме с места столкновения.

Истории из жизни военной авиации #11 и #12 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Авиакатастрофа, Длиннопост

В процессе обучения курсантов, по тем или иным причинам бывает что летчик теряет самолет.
В следующей истории все закончилось благополучно. Очень хорошо когда система безопасности работает как положено и позволяет спасти жизнь человеку, хоть самолет и разбивается, но это всего лишь инструмент, который можно сделать заново.
Этот день не отличался от остальных, после проведения всех подготовительных работ на земле, одного курсанта четвертого курса отправили выполнять сложный пилотаж в зоне над небольшим населенным пунктом. Когда большая часть пилотажа уже была сделана, на очередном элементе при вводе в петлю Нестерова двигатель внезапно остановился.
Однако курсант не растерялся, следуя инструкции он доложил свое положение руководителю полетов, после этого используя скорость вывел самолет на наиболее доступную высоту, стал на указанный курс, перевел самолет в планирование и создал все условия для повторного запуска двигателя.
Вертикальная скорость снижения зависит от многих параметров и так как МиГ-21 очень плохо планирует, то оптимально она может достигать 40-50 м/с, например с высоты около 5000 метров есть примерно секунд 50-60 для того чтоб повторно запустить двигатель. Если двигатель не запускается, то необходимо катапультироваться, сажать самолет в таком случае не предписано.
В этот раз двигатель запустился с первой попытки, но при выведении его на нужные обороты опять остановился. После этого курсант произвел еще две попытки запуска, но двигатель снова выключался. По команде руководителя полетов он вывел самолет в безопасную зону и на высоте 2000 метров благополучно катапультировался, а самолет упал в поле, превратившись в груду металлолома.
Расследование показало, что причиной остановки двигателя стал частичный отказ топливного насоса.
Фото из архива самолета этого курсанта.

Истории из жизни военной авиации #11 и #12 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Авиакатастрофа, Длиннопост

В данном случае курсант все сделал правильно, четко выполняя все предписанные инструкции и команды руководителя полетов, убедился в невозможности востановления работы двигателя, катапультировался в безопасной зоне. В таком случае, обычно курсант возвращается к полетам.

Так как на земле всегда проводится подготовка к внештатным ситуациям, изучается план действий и отрабатывается на тренажере, то практически все научены что следует делать. Но все люди разные и по разному реагируем на стресс, к тому же можем быть недостаточно подготовлены к внештатной ситуации, как собственно и произошло с другим курсантом третьего курса.
При выполнении простого пилотажа в зоне, на выводе из горки с углом 30 градусов и высоте 5000 метров у его самолета остановился двигатель. Он, как положено, доложил руководителю полетов, развернул самолет в сторону аэродрома, создал все условия для запуска двигателя. Но далее действовал поспешно, произведя за 30 секунд четыре попытки запуска, не давая двигателю выйти на обороты малого газа. Поддался панике, не слушал команды руководителя полетов, в итоге на высоте 1800 метров, так и не запустив двигатель, благополучно катапультировался не убедившить в его неработоспособности.
В таком случае курсанта отстраняют от полетов, собирают комиссию которая просматривает всю лётную практику курсанта и принимают решение, оставить его или списать с лётной работы. В большинстве случаев за такое никого не списывали, так как всегда устанавливается причина остановки двигателя. В этот раз причиной остановки стало повреждение лопатки турбины ротора высокого давления.
Бывало и такое что двигатель останавливался, но его потом запускали и благополучно возвращались на аэродром.

Показать полностью 2
989

Ремонт часов

Всем привет, есть у меня хобби, я время от времени ремонтирую часы.
В это раз мне попались часы Citizen японского производства, механические, классические, без лишних дополнений, только календарь и автоподзавод.
Часы были грязные и не работали, но главное что механизм оказался целый, так что приступим.
К сожалению первоначального фото в сборе не нашел, было только такое

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Достаем механизм и начинаем потихоньку разбирать, сначала снимаем стрелки и циферблат, потом разбираем систему переключения календарей

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Переворачиваем механизм и разбираем основную часть, вот что получилось.

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

После этого моем все детали, чистим камни на которых вращаются оси, смазываем специальным часовым маслом и начинаем все собирать в обратном порядке

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Устанавливаем колеса на места и все скручиваем. Потом начинаем собирать систему переключения календаря

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост
Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост
Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Когда все собрано, то сначала завожу часы, проверяю чтоб все переключалось, проверяю точность хода и настраиваю, если все нормально, то устанавливаю циферблат, стрелки, ставлю в корпус и прикручиваю маятник автоподзавода

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Прежде чем ставить механизм на место, корпус почистил и зашлифовал стекло, вот что получилось

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Теперь осталось подобрать браслет и можно носить

Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост
Ремонт часов Ремонт часов, Часы, Citizen, Пятничный тег моё, Хобби, Пятничное, Длиннопост

Всем спасибо за внимание!

Показать полностью 10
129

Истории из жизни военной авиации #10

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории из жизни его полка, записанные с его слов.

Кто из военных не любит пострелять, некоторые для этого и идут в армию. У нас тоже проводили регулярные стрельбы из табельного оружия, а кто хотел, то мог в любое время пострелять из пистолетов и автоматов. Там же и устраивали разные соревнования по стрельбе из разных положений - стоя, лежа, от бедра (были и такие уникумы). Помимо этого мы также регулярно летали на стрельбы из самолета.

Истории из жизни военной авиации #10 Реальная история из жизни, Миг-21, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

На определенном этапе обучения курсанты проходят подготовку по поражению воздушных и наземных целей. Что касается воздушных целей - это перехват, необходимо за отведенное время правильно выйти на летящую цель произвести захват прицелом самолета и затем произвести имитацию пуска ракеты. А вот при поражении наземных целей отрабатывают стрельбу из пушек и неуправляемых ракет. Для этого у нас был специальный полигон, подальше от всех в лесу. Он был отгорожен, чтоб туда никто не залез и там ставили разные цели в виде старых подвесных баков и кусков старой техники, также были деревянные цели. Все это регулярно менялось и охранялось специальными службами нашего полка. Туда на стрельбы летали все и курсанты и инструктора. Причем по наземным целям всегда стреляли боевыми снарядами. На этом стрельбище все было специально расставлено и размечено, курсанту необходимо прицелится в указанную цель и выстрелить. Обычно делается несколько подходов, стреляют по разным целям и разным оружием и все происходит так быстро что летчик никогда не видит результат.
Заход на цель выполняется с полупетли в пикировании с углом около 20 градусов (от горизонтали) на высоте 1800 метров и скорости 800 км/ч, при этом есть около 4-5 секунд на прицеливание и не более 2-3 секунд на стрельбу и начало вывода. А вывод из пикирования заканчивается на высоте около 200 метров и скорости до 1000км/ч. Такие условия созданы для того чтобы все сделать как можно быстрее, но в тоже время не вывести самолет на трансзвуковой диапазон, иначе он потеряет управление, а на такой высоте с таким режимом самолет не вытянуть. Т.е. на все про все у летчика есть около 8 секунд от начала ввода до вывода самолета.
По окончании стрельб туда приезжают, смотрят результат и оценивают курсанта.
Был у меня в подчинении один курсант который при выполнении стрельб всегда любил посмотреть на результат сразу. Подлетит, захватит цель, выстрелит и вместо того чтоб сразу улетать продолжает двигаться в том же направлении и смотрит попал или нет, а на такой скорости снижения за пару секунд ты окажешься в земле. Как ни странно, но он всегда успевал вывернуться и благополучно прилетал назад и каждый раз получал выговор, доходило даже до того что его временно отстраняли от полетов. Но этого хватало ненадолго, со временем он начинал опять смотреть попал или нет. Все это прекратилось в один момент, когда этот курсант опять выполнял учебные стрельбы по наземным целям. В очередной раз после пуска ракеты курсант решил посмотреть попал или нет и продолжил снижаться, но сильно увлекся, не успел вовремя вывести самолет на нужную высоту и влетел в лес.
Я в тот момент находился в диспетчерской вышке и видел как у руководителя полетов перехватило дыхание и он немного побледнел, я переживал не меньше. Курсант пропал с радара и не отвечал на вызов, а обычно это значит что он разбился. Как же мы все удивились, когда самолет снова появился, а курсант вышел на связь и доложил что самолет поврежден и он возвращается на аэродром. Я направился встречать своего курсанта, главное было не ругать его до посадки самолета.
У нас никто никогда не ругал курсантов в полете, только после посадки, так как от испуга и давления курсант может наломать дров.
Вот уже он приземлился и я думал о том как он у меня получит, но после того как я его увидел, я ему только сказал "ну что, посмотрел?". Трудно описать состояние самолета и курсанта, самолет был весь зеленый, все плоскости покрасились в зеленый цвет, крыло было немного повреждено и откуда только можно торчали небольшие ветки и листья. Курсант выглядел не лучше, тоже весь зеленый от страха и стоял только виновато качал головой.
Ему каким-то чудом удалось удержать самолет и вытянуть его назад в небо, но несколько десятков метров он пролетел по кронам деревьев, от чего самолет выглядел как рождественская елка.
Я сразу понял что он усвоил урок сполна, но руководство его все равно отстранило от полетов на определенный срок. После того как он вернулся к полетам, больше никогда не допускал таких ошибок и закончил училище с отличием.


Фото со службы с курсантами.

Истории из жизни военной авиации #10 Реальная история из жизни, Миг-21, Авиация, Военная авиация, Длиннопост
Показать полностью 1
166

Истории из жизни военной авиации #8 и #9

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у него в полку, записанные с его слов.


О неуязвимости и воздушном хулиганстве.
Когда я учился в летном училище, нам рассказали один случай, который стал резонансным и привел к большим разборкам и переменам в летной практике.
Тот выпуск летчиков, которые выпустились за год до нашего поступления, летали еще на самолетах МиГ-15 и МиГ-17.

Истории из жизни военной авиации #8 и #9 Реальная история из жизни, Авиация, Авиакатастрофа, Военная авиация

Один из выпускников попал по распределению в наш полк и был назначен новым летчиком-инструктором. Должен заметить, что при выпуске из училища с нами никто не нянчился. Сразу направляли в полк и давали под опеку группу курсантов, но сначала направляли на самолеты дозвукового типа, а для того чтоб стать инструктором на МиГ-21 необходимо было сдать некоторые дополнительные экзамены и получить второй класс по летной подготовке (самый высокий это первый класс). Так же, собственно, произошло и в моем случае, сразу после выпуска я стал инструктором со своей группой курсантов. Естественно не каждый мог справиться с такой ответственностью, некоторые переводились, а некоторые считали что они слишком "крутые" летчики, раз их сразу поставили инструкторами.

Так вот, этот новый инструктор жил в городе неподалеку и поэтому часто летал над ним.
Однажды этот летчик должен был лететь сопровождающим курсанта через свой город. Раньше существовала такая процедура, при которой курсант отправляясь в свой первый самостоятельный полет летел в сопровождении своего инструктора, который в свою очередь обязан был наблюдать за курсантом на отдалении. Т.е. ничего сложного в таком полете нет, пилотаж не выполняют, курсант выходит на маршрут и выполняет полет по плану, делает круг и возвращается на аэродром.
Поскольку полет был согласован заранее, то этот летчик договорился со своими родителями, чтоб они вышли к озеру в центре города и ждали когда он прилетит. Видимо хотел похвастаться, но простого пролета над городом ему показалось мало и он принял решение выполнить сложный пилотаж. Курсанта отправил по маршруту самостоятельно, а сам отклонившись от плана полета начал крутить пилотаж над озером. В результате летчик не справился с управлением, самолет вошел в штопорную бочку и упал в городское озеро в центре города на глазах у родителей. Из-за несоблюдения высоты он даже не успел катапультироваться.
После этого случая полеты остановили на десять дней, были проведены дополнительные расследования и анализ летных происшествий за несколько лет. В результате произошли кадровые изменения в руководстве и вышли новые приказы о безопасности полетов.

За год до этого произошел аналогичный случай с курсантом третьего курса. Он жил недалеко от аэродрома в деревне. Накануне полетов сообщил родителям, чтоб вышли сами и позвали всю деревню смотреть, как будет пилотировать их сын. Отклонившись от плана полета он подлетел к деревне и занялся воздушным хулиганством, подготовленным должным образом он еще не был.
При выполнении сложного пилотажа на малых и предельно-малых высотах курсант не справился с управлением, на нисходящей части фигуры на глазах у родственников врезался в высокий берег реки. Попытки к катапультированию не предпринял.

Показать полностью
591

Истории из жизни военной авиации #7

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у него в полку, записанные с его слов.

Одно из частых заданий офицеров полка была необходимость перегонять самолеты с ремонтных баз назад в полк. Эти базы были разбросаны по всему бывшему союзу и после выработки определенного ресурса часов самолеты переправляли туда для обслуживания и капремонта. Для этого нас обычно отвозили на грузовых самолетах на рембазу, а назад мы уже летели на МиГах. Для летчика такой перелет не представляет никаких трудностей, потому что нет необходимости выполнять пилотаж и т.д , стал по курсу, включил автопилот (был на поздних МиГах) и сиди смотри по сторонам. Да и самолеты после ремонта всегда хорошо проверяли и никаких технических сбоев не происходило. В этот раз я как обычно прилетел на рембазу, мне подготовили самолет и я полетел назад в свой полк. Этот был один из маршрутов который проходил над морем, по нему уже приходилось летать раньше. Очень необычно лететь одному над морем на таком маленьком самолете, когда вокруг одна водная гладь и не видно земли, открывающийся вид просто завораживает.

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Этот перелет над морем прошел как обычно, но с тем отличием что в этот раз весь полет дул сильный встречный ветер, из-за этого увеличилось время перелета и несмотря на то что у меня на самолете стояли подвесные баки с топливом при подлете к суше расходомер показал что топлива остается впритык до аэродрома. На всякий случай пришлось прикинуть куда можно приземлится, если до аэродрома дотянуть не получится.

На МиГ-21 при остатке около 800 литров уже необходимо думать о том чтобы садиться.
Например на форсаже самолет расходует 250 литров в минуту, а на максимале около 200 литров в минуту.
Все топливо с разных баков подается в центральный расходный бак разными группами насосов равномерно перекачивая топливо для того чтобы не нарушать центровку самолета, а за каждый бак на приборной панели отвечает своя группа сигнальных лампочек.
Когда топливо в баках заканчивается, то остается немного в расходном баке (это примерно 250+-50 литров), который позволяет только сесть, а полетать на таком остатке уже не получится.
При подлете к суше у меня уже оставалось около 800 литров, чего я никак не ожидал, а после того как посмотрев ближайшие аэродромы, подходящие для посадки МиГ-21 не обнаружил, пришел к выводу что лучше лететь все таки на свой аэродром.
При подлете к своему аэродрому у меня уже загорелся сигнал на панели о расходе третьей группы баков, а обычно в таком случае самолет уже должен быть на полосе и несмотря на то что руководителя полетов я предупредил заранее о малом остатке топлива, на аэродроме все равно было очень много самолетов, так как был разгар рабочего дня. В связи с этим меня, как назло, отправили на заход на посадку по большому кругу, пока я буду там лететь, чтоб курсанты освободили полосу. Я выругался про себя, стал на курс и начал обдумывать варианты исхода, так как красные лампочки о пустых баках навязчиво давали о себе знать. У меня оставалось всего три варианта, первый - если получится долететь и сесть на полосу как положено, второй - если топливо кончится около одного из приводов, там можно спланировать и сесть на поле и третий вариант - это если топливо кончится раньше, то перетянуть болото или отвести самолет от деревни и катапультироваться.

На каждом этапе полета по кругу при заходе на посадку необходимо выполнять по регламенту определенные действия, например в определенный момент выпускать шасси, закрылки, поддерживать скорость, высоту и т.д., а
чем меньше в самолете остается топлива, тем сильнее это ощущается по его управлению, поэтому пришлось все делать не совсем по инструкции, а основываясь на свой опыт. Из-за этого пришлось выпустить шасси намного позже для того чтоб была возможность сэкономить несколько литров топлива, да еще и потому что если закончится топливо, то по инструкции необходимо сажать самолет на одну переднюю стойку иначе из-за сопротивления воздуха на стойках он резко потеряет скорость и упадет. По этой же причине нельзя было использовать тормозные щитки, а самолет оказался намного легче обычного и все время набирал скорость больше чем надо, а на посадке это чревато последствиями. Обороты пришлось убрать на минимум, а самолет продолжал нестись как дурной с небольшим превышением скорости.

Благополучно миновав второй и третий разворот большого круга, перелетев болото и деревню у меня уже появился шанс не потерять новый самолет после ремонта, а благополучно сесть, в случае чего хоть на поле.
Приборная панель уже горела как рождественская ёлка и давала понять что лечу я на парах. Так как приборы показывали "ноль" по всем группам баков, надежда оставалась только на расходный бак, а он, как известно, не показывает точный остаток топлива и двигатели могли заглохнуть когда угодно.
После прохода дальнего привода я наконец выпустил шасси и закрылки и полоса уже была свободна от других самолетов, до касания полосы было необходимо протянуть еще примерно 36 секунд. Это были очень долгие 36 секунд, когда в любой момент мог заглохнуть двигатель и у тебя остается одна секунда на то чтоб моментально дернуть рычаги катапульты, потому что с выпущеными стойками, на такой высоте и скорости самолет сразу свалится. Риск был оправдан тем что на этом самолете стояла новая система позволяющая катапультироваться с любой высоты да и новый самолет терять никогда не хочется.
С приближением полосы у меня появлялось все больше уверенности в удачном приземлении именно на полосу и лишь когда колеса самолета коснулись бетона я выдохнул с облегчением.

По правилам, после прилета с рембазы, самотет загоняют в ТЭЧ, там техники в первую очередь сливают топливо, масло, проводят осмотр, диагностику и готовят самолет к следующим вылетам. Обычно когда сливают топливо, то в остатке остается примерно от несколько сот до тысячи литров. Когда садятся на резерве, то остается обычно тоже пару сотен литров.
Когда мой самолет загнали в ТЭЧ, через несколько минут ко мне прибежал техник с ведром и круглыми глазами и несмотря на то что я его предупредил что сел на пустых баках, он очень удивился когда топливо с самолета слить не получилось. Все что с него вытекло это неиспользуемый остаток из системы, этот отстаток и поместился в ведро которое он мне показал, оно было заполнено примерно на половину.

Фото со службы:

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Бывали и такие случаи с курсантами, когда было извесно что топлива точно не хватит, тогда самолет выводили на определенный участок (если это возможно) и давали команду катапультироваться, но такие случаи очень редкие.

Показать полностью 1
75

Истории из жизни военной авиации #6

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у них в полку, записанные с его слов.

Предыдущая история:
Истории из жизни военной авиации #5

Как я писал ранее, при подготовке курсантов они летают над аэродромом по кругу, причем есть малый круг вблизи аэродрома и большой круг, с радиусом полета около шестнадцати километров.
(фото из интернета)

Истории из жизни военной авиации #6 Авиация, Миг-21, Военная авиация, Реальная история из жизни, Авиакатастрофа

Наш аэродром располагается таким образом, что часть траектории полета по большому кругу как раз пересекает болото.

Каждый день перед полетами проводится разведка погоды старшими летчиками, а после, принимается решение о дальнейших полетах курсантов в зависимости от погоды. Этот раз не был исключением, после разведки погоды, ввиду низкой облачности было принято решение летать по ранее разработанному плану, который учитывал данную погоду. Для начала курсантам необходимо было выполнить стандартный полет по большому кругу. Курсанты начали самостоятельные полеты на эшелоне девятьсот метров под облаками. Через некоторое время, когда один из курсантов находился в небе, облачность поменялась и накрыла часть маршрута этого курсанта летевшего по большому кругу. Получилось так что для завершения маневра курсанту необходимо было пролететь через облачность, ориентируясь по приборам выйти на полосу и сесть, что на самом деле является довольно непростой задачей. Когда курсант вошел в облачность, он оказался как раз над болотами, из-за недостаточной подготовки потерял пространственную ориентировку, не справился с управлением и столкнулся с землей. Из-за облачности он даже не катапультировался, потому как не знал что может столкнуться с землей.

На эти болота так просто заехать невозможно, а когда на вертолете разыскивали самолет, то все что нашли это только части хвостового оперения, а самолет целиком провалился в болото, и от него неосталось и следа, а достать его уже небыло никакой возможности. Так и лежит этот самолет с погибшем курсантом в болоте до сих пор, правда где именно уже никто не знает.

333

Истории из жизни военной авиации #5

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у них в полку, записанные с его слов.

В противовес предыдущей истории, которая, казалось бы, не настолько опасна, но закончилась трагически:
https://pikabu.ru/story/istorii_iz_zhizni_voennoy_aviatsii_4...


Очень часто летчики сталкиваются с ситуациями когда ни от самолета ни от пилота не зависит попадание его в аварийную ситуацию, это конечно же столкновение с птицами. Птицы это одна из постоянных угроз для самолета, даже в наше время. Дальнейшие действия и навыки пилотирования как раз и могут спасти жизнь, но от столкновения с птицами никто не застрахован, это может произойти где угодно и когда угодно. Все мы помним чудесную историю призимления пассажирского лайнера на Гудзон, основываясь на этих событиях даже сняли фильм "Чудо на Гудзоне" с Томом Хэнксом в главной роли, рекомендую к просмотру.

Истории из жизни военной авиации #5 Миг-21, Реальная история из жизни, Авиация, Военная авиация, Длиннопост
Истории из жизни военной авиации #5 Миг-21, Реальная история из жизни, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Но вернемся к истребительной авиации и подготовке курсантов.
После утренних полетов у меня был перерыв и я пошел на обед. В это время на аэродроме продолжались полеты других курсантов. Пока я с другими ребятами находился в столовой, один из самолетов попал в пренепреятнейшую ситуацию.
Проводилась стандартная тренировка курсантов, когда в спарке летят курсант и летчик инструктор в задней кабине. После выполнения плана полета, спарка вернулась на аэродром, а при заходе на посадку, когда уже пролетели дальний привод и высота не позволяла катапультироваться, влетели в стаю птиц. Командир взял управление на себя и поскольку до полосы было не дотянуть, принял решение садиться по курсу полета.
На таком самолете, при попадании птиц в двигатель, у летчика остается очень мало времени на раздумия и принятия решений, буквально несколько секунд до того как самолет потеряет скорость. Быстро сориентировавшись, командир направил самолет на посадку и в принципе им хватило скорости для того чтобы выровнять самолет, и плавно начать посадку, но тут судьба преподнесла еще одно препятствие.
Территория аэродрома ограждена колючей проволокой и столбами и
в тот момент когда они уже были над самой землей, самолет зацепился выпущеной стойкой за один из этих столбов.
От этого правая стойка сломалась и при касании земли самолет потерял управление и с грохотом начал вспахивать поле, переворачиваясь через правое крыло.
Так как столовая была на территории аэродрома, то о случившимся все мгновенно узнали и всей толпой кинулись на поле. Офицеры которые находились неподалеку тоже прибежали туда, но к самолету нас не пустили, а отогнали подальше.
На место падения было страшно смотреть. Самолет лежал на боку, фонари (фонарь - это специальное стекло на кабине, защищающее летчика) были проломаны, вдавлены внутрь и заполнены землей, а сзади была прорытая самолетом траншея.
Те курсанты что были на самом аэродроме, успели прибежать раньше нас и уже были около самолета, а поскольку он не загорелся, то они начали откапывать его голыми руками.
К ним присоеденились уже и подоспевшая аварийная бригада. Из-за того что проломился фонарь, кабина была полностью завалена землей. Получается, при падении, самолет как ковшем зачерпнул землю. Какое же было удивление, когда откопав переднюю кабину, они обнаружили что курсант жив, а когда его достали из кабины, то оказалось что он в полном порядке, на нем было только пару синяков.
Командир спарки тоже был жив, но с ним пришлось повозится дольше. От удара, корпус самолета деформировался и ему зажало ноги, а так как кабину засыпало землей, то ничего не было видно, так же была опасность, что самолет может загореться. Аварийная бригада начала заливать самолет специальной противопожарной смесью и тем не менее летчиков надо было быстро достать из самолета. И так сильно спешили и тянули летчиков из кабины что командиру сломали одну ногу из-за чего ему пришлось уйти на больничный, а курсант, прошел медосмотр и через несколько дней продолжил летать.
В результате этой аварии курсант и командир отделались только синяками и сломанной ногой и то из-за того что так спешили достать из кабины.
После этого полета курсант говорил что им спасло жизнь, помимо того что были правильно пристегнуты, то что они правильно затянули кислородную маску, т.к. когда в кабину натрамбовалась земля они могли дышать только через свои маски, а если бы она не была затянута, то в рот бы набилась земля и они бы задохнулись. Я думаю что многие из вас видели, когда летчика снимают в кабине, а у него маска болтается на носу как сопля, вобщето это грубое нарушение.

Фото со службы (только вылез из самолета и внезапно сфотографировали):

Истории из жизни военной авиации #5 Миг-21, Реальная история из жизни, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Всех, с прошедшим праздником, с Днем Победы!

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!