О работе в школе
Мой путь в педагогику начался еще в 10 классе, когда тренер дал вести мне младшую группу 5-10 леток. Правда тогда я еще не представляла, куда буду поступать, но совершенно точно говорила, что учителем не буду никогда. А потом в голодные студенческие годы да вдали от родительского дома пришлось стать репетитором.
Первая ученица - девочка, чья семья бежала в начале 90-х от вооруженного конфликта в Абхазии. Жили не богато, о поступлении на контракт не могло быть и речи. Занималась значительно ниже средней ставки по городу, приносила в безвозмездное пользование свои книги, проводила занятия на пол часа дольше оплаченного. Наградой было ее поступление на бюджет и увлекательнейшие истории бабушки про войну.
А потом мама новой ученицы пригласила меня на встречу-знакомство в кафе. Присутствовала и сама девочка - красавица, как с обложки модельного журнала. В ту встречу мама при дочке заявила, что та умом особо не блещет, им бы поступить МИФИ, чтобы дочка смогла там найти себе мужа с перспективой крайне высокой зарплаты у мужа в будущем. На эти полные слез подростковые глаза невозможно было смотреть. Да, после первого занятия оказалось, что ребенок - чистый лист, но никаких проблем с головой не имела. Каждое занятие приходилось начинать с беседы, направленной на поднятие самооценки и веры в себя. Как итог, набрала тогда по всем предметам за 80, смогла поступить на бюджет туда, куда хотела сама. Замуж потом тоже вышла, родила и периодически поздравляет с праздниками.
Спустя пару лет беззаботного репетиторства предложили мне попробовать себя в школе. Опыт маячил интересный, да и возможность в летнее межсезонье получать отпускные заставили сказать да. И понеслось.Уже на первом обучении (а было их очень много, так как была я зеленее зеленого) в голову прочно засела фраза: если хочешь учить и быть авторитетной (а для меня 24-летней, выглядевшей моложе 9-клашек это было важно) - будь интересной детям. Это было не сложно в силу молодого возраста, любви к мемам, знании молодежного слэнга и других вещей, которых было не понять подавляющему большинству коллег.
Многочисленные гифки и видео, которые делали на меня и еще одного молодого коллегу, вызывали смех, а не раздражение. Обсуждение хобби и своих интересов, искренность и готовность помочь, а не критика - сделали меня своей в доску. Креативность и использование современных технологий, а также политкорректных мемов привели к влюбленности в мои предметы, а это самое большое счастье в работе педагога. В этом году благодаря такой тактике большая победа - абсолютный троечник, никогда не прилагавший усилий к учебе, сдал мои предметы на 77, когда до начала января едва преодолевал порог.
Возвращаясь к юмору и возрасту. Самые яркие случаи:
Ситуация 1. Везу детей на олимпиаду как сопровождающая от школы. Жду на улице, так как дети добираются своим ходом. Пришедшим выдаю листок участника и отправляю в школу, сама в ожидании опоздавших. Спустя 15 минут от начала олимпиады захожу в школу сама, чтобы отдать охране приказ, на что слышу: "Девочка, ты почему опаздываешь? Олимпиада уже началась!"
Ситуация 2. Участвовали с 7-классниками в олимпиаде "Музеи.Парки.Усадьбы" - это где надо приходить в музей, брать задания на кассе и искать ответы на них в экспозиции музея. Подхожу к кассе и прошу задания для 7 класса, на что получаю вопрос: "А где ваш сопровождающий?!"
Ситуация 3. Выпускала 11-класс. Родители наняли фотографа отснять 1 сентября. Когда нас построили для группового фото, фотограф начал возмущаться, почему детей на одного больше, чем указано в договоре, имея в виду меня...
Ситуация 4. Сопровождаю свой класс на первый экзамен ЕГЭ. Июнь, жара стоит за 30, поэтому я в приличных шортах и футболке (детям тоже сказала, чтоб никаких рубашек и костюмов - не хватало еще, чтобы в обморок падали от жары в душных кабинетах). На входе в школу озлобленная руководитель ППЭ кричит на меня: "Где ваш сопровождающий?!". После этого случая дети подкалывали меня еще долго.
Но все это весьма добрый и понимающий юмор. Никакого панибратства. Отношения строятся на взаимоуважении. Но все дети с охотой делятся своими проблемами, слушают советы насчет учебы (не только по моим предметам), как будто и не подростки вовсе с отрицанием всего, что говорят взрослые.
Я иногда в шутку говорю, что моя суперспособность - умение ладить с проблемными детьми. В новой школе есть проблемный старший класс. Одни парни, которые с 5го класса не сдружились, часто возникают конфликты. Не до драк и поножовщины, но ассоциация, будто работаешь в серпентарии. В первую неделю я не выдержала и оставила всех после урока, назвала их токсичными и сказала, что работать с ними мне неприятно. Заставила всех выговориться. Так как я человек новый для них, много лукавили, сути не рассказали, но извинения принесли. А потом день за днем ребята по одному приходили ко мне после уроков и изливали душу. Наладила работу школьного психолога с их классной. Решилась взять ребят на экскурсию в Госдуму. После того, как отправила заявку, пришла домой и начала сомневаться. Все коллеги, включая директора и завуча, отговаривали. Рассказывали истории о проделках этих ребят, от которых волосы шли дыбом. Да и группа была разновозрастная, начиная с 8 класса, 25 человек на меня одну. Но я приняла решение и честно сказала всему классу: "Мне страшно, я вас еще не узнала. Ехать нам на метро, да и "заведение" серьезное. Боюсь, что подумает о нашем визите экскурсовод, с которой я работаю не первый год, да и вдруг вы потеряетесь в метро". В итоге в день поездки все пришли в костюмах да галстуках, а самые "оторвы" подошли ко мне и сказали, что будут замыкающими, чтобы следить за порядком и чтобы никто из "мелких" не потерялся. Съездили мы без "приключений, скандалов и интриг". На следующий день все коллеги и руководство были в шоке. Директору писали некоторые из родителей и просили передать благодарность за экскурсию, так как у детей полнейший восторг. С тех пор склоки в классе практически свелись на нет, во всяком случае при мне они не позволяли себе ничего, что может напомнить об их изначальном поведении. В начале года многие открыто говорили, что собираются после 9-го класса уходить из нашей школы в профильные, да и не хотят больше ни дня проводить со своими одноклассниками. В итоге вчера увидела списки - ушли только двое.
А сейчас меня ждет мой собственный уже 9-й класс, контакт с которым особенно наладился в эпоху дистанционки. Когда все были на пределе, только юмор и помогал нам выживать.
Мораль? А морали нет, заряжаюсь на новый учебный год, получаю удовольствие от работы :)
Готовлюсь разменять следующий десяток, но "главное, ребята, сердцем не стареть" (с)


