Серия «парапланерная экспедиция в Марокко»

35

Полёт над прибоем Атлантического океана

Извините за качество картинки: уронил экшен-камеру на камни и слегка пошкрябал защитный колпачок, поэтому есть блики и размыленность. Не было бы колпачка, не было бы картинки вообще, так что вещь оказалась архи-полезная.

Ну и сама история-длиннопост, раз такое дело.

Наша поездка в Марокко получилась так себе: привезли из Питера нелётную погоду. То дожди, то просто вдоль побережья ходил циклон и обеспечивал "ветер не той системы".

Поэтому в предпоследний день, 28 февраля, когда по прогнозам обещали что-то более-менее пригодное для полётов, мы решили, что надо хватать шанс и поехали за сто вёрст в поисках лётных мест на берегу. С утра пораньше загрузились в автобус (оставив нелетающую часть группы отдыхать в Имсуане) и двинулись.

(газгольдеры - проезжаем мимо какого-то нефтегазового порта)

(типичный пейзаж вдоль панмарокканского шоссе)

Приехали в Тифнит, где нас встретил военный, который сказал, что проходят какие-то учения, и летать запрещено. А вы думаете, это только в России-матушке лютуют с запретами?

Погуляли по прибрежной деревушке, полюбовались на волны и пастораль.

Погрузились в автобус и поехали дальше, в Дуиру.
Панмароканское шоссе сменилось местным асфальтом, который быстро превратился в грунтовку, навигатор стал рассказывать небылицы, но худо-бедно мы заехали в какую-то деревню, проковырялись на автобусе между каких-то домов и в итоге выехали в чисто кактусово поле, заканчивающееся обрывом в океан, это было то, что нам нужно.

Водитель автобуса сказал, что ему обязательно надо сегодня поехать в Агадир на техобслуживание, поменять масло и запасное колесо, пообещал вернуться к шести часам, развернулся и уехал.
Ну а мы потопали к берегу.

Ветер в этом месте дул правильно, - почти под прямым углом в берег, создавая хороший динамик. Единственная проблема, - он начал усиливаться.
Пара человек успела стартовать более-менее спокойно, а у остальных началась битва. В частности, мне удалось взлететь только с помощью товарища, который держал меня за ноги, - иначе просто сдувало назад.

Взлёт я не снял - налобную камеру забыл включить, а панорамная на старте мешает.
Достал её только уже в воздухе, освоившись и получив запас высоты.

Летали туда-сюда вдоль берега, на высоте 70-100 метров, любуясь потрясающим прибоем, летящими птицами и крыльями, питаясь воздухом.

Ветер начал усиливаться, динамик стал сильнее - и турбулентнее. Такое впечатление было, что это уже термик, возникший над океаном (но как?)
Пришлось летать на акселераторе, что в сочетании с турбулентностью стало несколько страшновато.
Инструктор дал сигнал девушкам-ученицам уходить на посадку, я тоже сказал в рацию, что не хочу засиживаться в воздухе.

На стартовую площадку садиться показалось некомфортно. Во-первых, чтобы не мешать девушкам. Во-вторых, если сдует, там сзади кактусы. Поэтому отлетел левее метров на восемьсот, там шикарная пустыня.
Выдавил акселератор и практически вертикально приземлился.

(вот с этой экшен-камерой на палке я летал; это Insta360 x2).

(и вот по такой прекрасной пустынной дороге потопал)

Что самое забавное, - пока собрал барахло, пока пришёл, - ветер ослаб до вполне комфортных значений. Летать бы и летать. Но - хватит значит хватит.

Время - где-то часа четыре, автобус приедет нескоро. Причём мобильной связи в этом месте просто нет. Стоим, отдыхаем, думаем, что делать...
И тут подъезжает какой-то мужик на мотоцикле! И на корявом английском приглашает нас к себе в дом, чай попить, тажин покушать, отдохнуть.
Говорит: идите вот по этой тропинке, а я на мотике поеду другим путём, там у дома встретимся.
Серёга садится к нему сзади на мотоцикл, и они уезжают вдаль!

Мы такие начали прикалываться, что мужик-то, может быть, маньяк, - заманивает гостей и ест. А может, он нас просто запутал, а съесть собрался Сергея. И свидетелей нет, и телефон не работает, как всё продумано! В общем, КиШ на выезде.

Пришли к дому, - действительно, ни мужика, ни Серёги... но тут из-за угла треск мотоцикла, - приехали. Они, оказывается, заскочили в магазин и купили фанты и всяких овощей-курощей к ужину.

Хозяин - его зовут Бушта - рассказал, что у него тут два дома - один, где живёт семья, и второй вот этот - где можно покушать, так сказать, гостиная.
Он торгует морепродуктами на рынке, и когда-то давно тоже летал на параплане, но травмировался, и теперь не летает.
Стал знакомиться со всеми. - "Я - Коля, я - Сергей, я - Жанна, я - Али..." - "Али?! да ты брат нашенский?!"
В общем, был Али татарин, стал марокканин.

Да, кстати, как устроен дом крестьянина.
Вокруг участка - штакетник из чего попало. Вход там не с деревенской улицы, а в обход, со стороны пустыни-кустыни, поэтому ни красоты, ни укрытия от глаз не нужно.
Затем сам дом с внутренним двориком. Тут уже глинобитная стена с дверью во дворик. Он такой простой, квадрат, метра четыре на четыре, вокруг стены, вверху небо. Разуваешься и через другую дверь попадаешь сразу в комнату. Там на полу ковёр, в углу столик-дастархан, подушки-модушки, на стенке телевизор, где показывают мировые новости.
С другой стороны дворика - вход в кухню. Всё просто.

(входим в дом, - точнее, во внутренний дворик)

(гостиная - снял панораму)

(Бушта - хозяин дома)
(в кадр попали чьи-то ботинки, оставленные за порогом, согласно обычаям)

Меж тем, дело к вечеру, интернета - чтобы сообщить водителю нашего автобуса, куда мы перебрались, - нет.
Наш руководитель дал Буште номер телефона, тот позвонил по местному водителю, они там что-то шурум-бурум, - выяснилось, что автобус приедет только в семь. Ну, после семи. (А обещал к шести).
Типичное Марокко! тут народ и хотел бы поспешить, да не получается.

Ну и ладно, сидим за дастарханом, чай, плюшка, разговор.

Стало вечереть. Я вышел во дворик, внезапно поймал немножко интернета, сообщил жене, где мы и что мы. (Потому что как с утра укатили, так весь день ни ответа ни привета).
Ветер опять усилился.
Вышел наружу, смотрю, вдоль горизонта идёт мощнейшая туча! Причём дождевая.
Конечно, перспектива ещё и под ливень попасть немножко взбодрила.

(вид из дворика, типичный рыбацкий пейзаж - бескрайнее море, старые сети...)

(туча фзнамзнон!)

(тема этого сезона - соединение Венеры и Юпитера, куда же без них)

Но тут, по счастью, проявился водитель автобуса. Он сказал Буште, что сейчас вот-вот приедет, мы собрались, попрощались и ушли из этого гостеприимного дома.

Но кстати о гостеприимстве, за ужин мы заплатили. Уж не знаю, не я договаривался, это с самого начала было обозначено хозяином, или жест нашей доброй воли, - в любом случае, всё правильно, ибо такую толпу угощать, гостеприимство гостеприимством, а бюджет бюджетом.

Вот, уже впотьмах, на тёмно-сиреневом закате, погрузились в автобус.
Сергей не упустил возможности ещё раз прокатиться на мотоцикле.
(Если точно говорить, - это не мотоцикл, а скутеретта, они в Марокко невероятно популярны).

Ну а дальше всё просто. Три часа езды в темноте, и хоба, не было и полуночи, как мы вернулись в Имсуан.

Показать полностью 21
9

Дэшник of the Death

Дэшник of the Death

Путевая заметочка. Вот такой адомопед встретился в Марокко, в Мирлефте.

Вообще, надо заметить, марокканцы ездят на рекостных вёдрах с гвоздями. Больших мотоциклов практически нет, даже мотороллеров нет, только грузовые муравьи, а в основном - какие-то странные скутеретты, - арабские клоны китайских клонов хонды и ямахи. Ещё и убитые, вёдра гвоздями наружу. Мой внутренний мотоэстет плакаль.

Но этот дэшник своей лютостью утешил моё бородатое сердце, например!

26

Паравейтинг: Легзира

В Мирлефте на удивление недо-лётная погода. То есть, стартовать-то с горы можно, но долго, а тем более, далеко летать - нет. Тупо пару-тройку раз вдоль склона и вниз, на посадку.

Поэтому приходится (ха-ха, некоторые сюда специально за этим приехали) развлекаться путешествиями по марокканским достопримечательностям.

Паравейтинг - это не просто тактика: сидеть на старте и ждать момента для взлёта, но и стратегия: использовать всё имеющееся время наилучшим способом.

В один из дней наша группа проваландалась полдня на горке и поехала на пляж Лезгиры (одну самую необычную фотографию я уже запостил на пикабу).

Естественно, взяли с собой парапланы - то есть, просто не стали заезжать домой после горки.

Приехали на микроавтобусах прямо к вот этому скальному выступу, и летающие участники группы стали поочерёдно летать оттуда на пляж, а нелетающие потом сели в микроавтобусы и поехали к пляжным кафешкам, как белые люди.

Была надежда полетать вдоль склона в динамическом потоке, но, как назло, ветер ослаб. Только один человек смог сделать несколько проходов к арке и обратно...

...а все остальные просто сверху вниз.

Я взял с собой камеру Insta360 и слегка протупил - включил режим таймлапса. Вместо нескольких минут вышел вот такой короткий ролик.

Панорамное видео, где можно повертеть ракурс, - см. на ютубе.

Ещё немного разных фотографий. Дымка в небе создаёт какой-то необычный, жемчужный свет.

Коллеги тоже спускаются на парапланах. Кто-то садится ближе меня...

... а кто-то перелетает с хорошим запасом...

На песке растут странные жёлтые цветы

... гуляют туристы, парапланеристы, сёрферы...

... и, конечно же, продавцы этнических развлечений.

Этого верблюдовода я щёлкнул без спроса. Как только он заметил моё внимание, сразу же подошёл и стал предлагать фотосессию - 10 дирхам (примерно 75-80 рублей) за снимок. Я сказал non, merci, всячески показал, что мне было интересно снимать волны, ну а он не настаивал. Туристов много, ещё найдёт, кого покатать-пофоткать... Как я понимаю, берберы не научились у египтян блядскому аттракциону "сесть на верблюда бесплатно, слезть за деньги". Ненавязчивые. Oui - oui, non - non.

А волны, конечно, завораживают. Мы оказались на пляже во время отлива. Шельф ооочень пологий, прямо как Финский залив!

Я повёлся на слабо (товарищ коварно ограничился заходом по щиколотки) и бросился в сию пучину. Водичка... бодрит! Без гидрокостюма в ней долго не просидишь.

Вот, кстати, месторождение верблюдоводов - маленький берберский этнический парк. Шатры, очаг, всякая фигня, парковка для верблюдов и для квадроциклов.

Освещение изменилось, стал виден настоящий цвет скал - терракотовый

Верблюдовод закончил туристические промыслы и поднимается медленно в гору, ведёт под уздцы свой хворостовоз.

Пока большая часть группы пошла в кафе ужинать, я и ещё несколько человек прогулялись обратно к арке. Вот она вблизи, - так сказать, "на входе"...

... внутри ... Кстати, с потолка немножко сыплются камушки, эрозия делает своё беспощадное дело.

... и на выходе ...

Пляж дальше продолжается, на нём какие-то небольшие скалы торчат из песка

Если подойти поближе, то видно, что где-то на метр они поросли ракушками.

Ракушки мелкие (мидия-дичок?) и в свою очередь поросли ещё более мелкими ракушками. Товарищ расковырял несколько штук и съел, ему понравилось, а я даже думать в эту сторону не стал.

Начало темнеть. Над аркой завершили полёты и тоже спустились вниз парапланеристы какой-то другой группы...

Из воды вышли последние сёрферы. Сотрудники пляжа занялись уборкой столиков и сидушек.

А мы как раз вернулись в кафе к своей группе - и к стайке кисанек-шаромыжек.

Как раз, пока мы неспешно гуляли до арки и обратно (примерно километр в один конец), чуть меньше, чем за час, в кафе успели приготовить еду. То есть, мы пришли не к финишу ужина, а к его началу. Это такая особенность марокканских кафе: они оооочень неторопливые. Барашка или ципелёнка надо не просто зарэзать, а сперва родить, вылупить из яйца, вырастить и состарить. Так что, пока то да сё, домой вернулись впотьмах.

Темнеет здесь, кстати, как-то не по-южному (солнце село - свет выключили), а довольно плавно, по-питерски. Вроде бы ещё светло-светло... светло... светловато... темновато... и наконец, нормальная такая тьма.

Показать полностью 24 1
319

Минимализм арки Легзира

Минимализм арки Легзира

Контровый свет в условиях плотной верховой дымки даёт вот такие оттенки серого. Это не фотошоп и не особенности объектива, человеческим глазом именно так и видно!

(Легзира - пляж в Марокко, известный своими арками, одна из которых в 2016 году обрушилась)

315

Упаковка рюкзака

Раньше в аэропорту мне было жалко отдавать кучу денег за упаковку багажа, и я покупал рулон пищевой плёнки за 20 рублей, и заматывал рюкзак прямо у стойки регистрации. Но это было очень суетно. (И куда потом остаток рулона девать, рюкзак-то уже замотан?)

Потом догадался брать мусорные пакеты. Два 120-литровых пакета и скотч. Быстро, хоть и неэстетично.
Но однажды узнал, что пакеты бывают широкие, а бывают узкие. И пришлось их кроить и клеить в аэропорту. Не понравилось.
Потом нашёл 240-литровые пакеты. Один пакет идеально надевается. Но они дорогие, тонкие - рвутся и не очень защищают - и пахнут помойкой.

А не упаковывать - чревато. Во-первых, страшно, что грузчики или транспортировочные механизмы что-нибудь оторвут, а во-вторых, погода может удивить. В прошлом году я один-единственный раз решил не упаковывать, и именно тогда над аэропортом разразилась гроза с ливнем, и по прилёту я получил вдребезги мокрый рюкзак.

В общем, думал думал и надумал взять чехол-баул.
Проблема в том, что туристические чехлы защищают спину от дождя, но не прячут лямки - а это основной смысл упаковки рюкзака. А транспортные баулы типа клетчатых челночных или ПР-1 ("Прощай Родина 1") фирмы "Терра" - или размер не тот, или весят много.

Не осталось ничего иного, как сделать самому.
Рипстопа в магазине тканей не нашёл, зато встретил лимонно-кислотный оксфорд. Под него взял рыжую стропу и жёлтые фастексы. Чтоб всё было весёленькое!

И несколько дней я жил лучше, чем царь: немножечко шил.
Пришлось экспериментировать, размечать по живому, отказываться от первых задумок. В итоге уже в полночь перед вылетом психанул и зашил торцы чехла в виде сосисочныых жопок (хвостами внутрь). И лишь в самолёте понял, как можно было сделать аккуратнее.

Внутри чехла - рюкзак 130л с парапланом и всеми шмотками. Сам чехол можно кратковременно носить на спине. Чтобы носить долговременно - нужны более широкие лямки, ещё какие-нибудь прихватки... и мы получим рюкзак, который тоже потребует упаковки :)

Материалы:
Ткань 1.5м ширины - 2м (на деле, можно 1.8, но лучше с запасом, чем не хватит)
Стропа 3см - 6м.
Пряжки-фастексы 3см - 2шт.
Молния "тракторная" 75см - 2шт. (можно и меньшей длины, опять же, взял с запасом)
Нитка нейлоновая толстая.

Вес чехла - меньше 500г. Если бы шил из кордуры или прорезиненного ПВХ, это была бы прочная и надёжная гиря. Тонкий оксфорд или тафета рулят.

В сумме вышло где-то 1500 рублей, может, немного меньше.
Конечно, покупать рулоны пакетов - бюджетнее.
Но эстетика и удобство, и опять же, почувствовать себя царём!...

Показать полностью 2
13

Первый лётный день в Мирлефте

В пятницу с утра распогодилось, ветер наконец-то стал дуть не с суши в океан, а наоборот, как и положено бризу, с океана на сушу.

Появился шанс расправить три руки ("левая, правая и противоположная") и крыло из-за плеча!

Далеко улететь невозможно: небо затянуто жемчужной дымкой, земля прогревается слабо, и ветер всего 1-2 м/с, едва-едва хватает (вообще-то не хватает) для полётов в динамике.

Но для тех, кто учатся летать, и для тех, кто несколько месяцев сидел на земле, это хорошая практика - освежить навыки пилотирования.

Первые ученики полетели!

Полёт на фоне океанского прибоя и панорама старта

Я не могу похвастаться - очень быстро приземлялся на поле под горой. Зато поснимал виды снизу вверх:

и заходы на посадку своих товарищей (дамы и господа, леди и джентельмены, товарищи и товарищи!)

... на курсе, на глиссаде!

... интерцепторы, шасси выпущены!

... есть касание!

За нами приезжал микроавтобус, забирал всех приземлившихся, и вёз обратно на гору.

С серпантина открывается вид на более удачливых (на данный момент) коллег

Снова на старте, снова в воздух!

И так весь день!

В жемчужном небе ближе к вечеру образовались призрачные облачка, и одному человеку даже удалось покрутить термическую спираль в паре с орлом. (Так что "Орлиное гнездо" - это не совсем пустой пафос, орлы тут есть). Сфотографировать его резко, правда, не получилось.

В итоге, мы провели здесь 5 часов - с полудня до, собственно, 5 вечера.

Вроде бы и не много, но по возвращении в гостиницу меня жэстачайше срубило. Успел только выгрузить фотки в облако - и отрубился на три часа, даже вечерний брифинг чуть не проспал.

Ну и ещё одна фотография от жены, которая не летает. Она внизу встретила верблюдицу с верблюжатами.

Показать полностью 11 1
23

Первый НЕлётный день в Мирлефте

(продолжаю делиться заметками и фотографиями)

Итак, в среду был ливень, а в четверг забрезжила надежда на полёты. Как раз с утра приехала основная часть группы, пока освоились, пока погуляли в окрестностях... Поднялись на холм с крепостью Мирлефта.

Снизу это выглядит как HOLLYWOOD по-арабски

а чуть поближе - красные скалы, изъеденные ветром и водой

Крепость была построена французами в 1820 году, а в 1955 они отсюда ушли, и постройки довольно быстро разрушились. (Эти подробности нам рассказал парень-бербер, которого мы встретили наверху. К сожалению, в интернете ничего об этом не нашёл).

Земля ещё не просохла после вчерашнего, наверху на фундаменте крепости - лужи. Вид на Мирлефт сверху:

К четырём часам дня мы поехали на старт. Шансы летать изначально оценили как 1 к 5. Но надо же разведать.

Океан по дороге. Вроде бы и ветер не сильный и от берега, но волны какие большущие...

Старт рядом с Мирлефтом называется пафосно-романтично: "le nid d'aigle" - "орлиное гнездо". Оборудованы две площадки для старта, и есть кафешечно-кемпинговые постройки. Те, кто знает гору Клементьева в Крыму, сразу вспомнили Сергея Жукарина :)

Сверху открывается восхитительный вид на простор. Группа сфотографировалась для отчёта! Ибо какое путешествие без селфи, правда же?

На стартовой площадке уже стояла-сидела группа французов. Они активно занимались паравейтингом (para waiting - ожидание полёта), разложили оборудование и тщетно надеялись.

С ними тусовалась берберская овчарка, которая упрашивала своего хозяина (на фото - мужик в чёрном) поиграть с ней в "кинь мне камушек, а я поймаю".

Но ветер дул в спину, поэтому шансов практически не было. Только два самых отчаянных французских психа успели поймать момент штиля и улетели сверху вниз (первый псих ещё и акробатикой позанимался на малой высоте - крутанул хели и весьма злой винговер).

Мы же сразу поняли, что надо заниматься пассивным паравейтингом - пошли в кафе. Где, кстати, делают пиццу по труЪ технологии - в дровяной подовой печи.

Сперва там минут 15 горят дрова, в это время пекарь готовит блин,

потом отгребает угли в сторону и на под кладёт пиццу.

Я ещё поснимал местную флору и фауну

Познакомьтесь, это цветок агавы! А красивая муха - это просто красивая муха.

А вот агава общим планом.

На склоне распустились жёлтые цветы - явно же что-то из семейства астровых, но тут мои познания в матимачехе исчерпаны, поэтому если кто определит название, буду рад.

Через час французы окончательно отчаялись и осознали тщету бытия, а мы окончательно насытились красивыми видами, горячим кофе и вкусной пиццей, и поехали домой :)

Мораль: умейте ждать правильно!

Показать полностью 15
64

Ситроен ДёШево

Вставочка в историю про дождь в Марокко. На базаре в Тизните встретили вот такой шоу-стоппер: лимонный Citroën 2CV (deux chevaux vapeur - дё шево вапэр, две лошадиные силы)

citron citroën, наверняка хозяин специально покрасил его в такой цвет

Надпись на двери: "T'as le bonjour des bretons" - "Привет от бретонцев!"

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!