Серия «Гарри Поттер - мой Патронус»

Гарри Поттер и психотерапия

Тема психологии и психотерапии становится более востребованной и интересной все большему количеству людей. Но как же все таки это работает ? Давайте попытаемся разобраться на примере последнего фильма о Гарри Поттере «Гарри Поттер и дары смерти».

Метафорой работы с психологом/клиническим психологом/психотерапевтом может выступать поиск крестражей. Крестраж как метафора может обозначать какие-то вытесненные чувства, воспоминания, события, психологические травмы, страхи, фобии и т.д. Поиск обычно начинается с остановки в точке, где пришло понимание, что «…ни один не может жить спокойно, пока жив другой» - одна часть Вас не дает жить другой части Вас. Поиск начинается обычно продуманно – узнавание как оно вообще бывает и что это такое (крестражи и что это такое?).


Крестраж (от англ. Horcrux) — предмет, в котором заключена часть души темного волшебника. Создаётся магом путем совершения преступления (убийства), раскалывающего его душу. Крестраж дает магу бессмертие.


Первый крестраж обычно быстро находится (то, с чем приходят на первую встречу к психологу). Но что с ним делать и как избавится от него не понятно, точнее понятно в теории, но на деле конечно же все не так. Очарование от первых встреч может постепенно проходить. Помните, как был найдет первый крестраж? Смелый и динамичный план Гермионы с оборотным зельем и проникновением в министерство магии, а дальше следовали долгие скитания - не было понятно как уничтожить крестраж и где искать следующие. Тот промежуток их путешествия характеризуется усталостью, безнадежностью, бессмысленностью. В этом месте может возникнуть раздражение и сопротивление терапии. Нет какого-то понятного, простого способа, нет таблетки, от которой все пройдет или кнопки, которая выключит нежелательное поведение/настроения/ощущение. Так мало того еще и злость становится не удержать на психолога (Гермиона говорит Рону «ты не говорил бы так, если не проносил крестраж весь день»). На начальном этапе терапии есть риск разрушить все отношения, но тут важно без резких движений.


Сопротивление терапии— психический механизм, препятствующий психотерапевтическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного в сознание. Это все, что препятствует психотерапевтической работе и используется человеком для прекращения психотерапии. Например, сонливость, отсутствие тем для разговора, молчание, резкое желание не приходить на встречу, внезапная неприязнь к психологу, сомнения в том, что это вообще все работает и т.д.


Дальше, если сопротивление преодолено, оказывается, что ваши чувства может выдержать другой человек, помогать переваривать, справляться с ними. В психотерапии этот феномен называется «контейнирование». Наступает облегчение, но все равно внутри ощущение безнадежности (все еще не понятно как уничтожить крестраж) – Гермиона забирает крестраж у Гарри и предлагает носить его по очереди.


Контейнирование – способность к выдерживанию различных видов психической энергии, таких как – эмоции, напряжение, инсинктивные импульсы и многое другое.
Понятие, используемое в психоанализе для описания отношений между людьми, включая отношения между ребенком и матерью, пациентом и психоаналитиком, личностью и обществом.


Злость продолжает набирать обороты - недовольство самим процессом, психологом. Представления и ожидания от психотерапии (поиск крестражей) могут отличаться от действительности – нет волшебной палочки, таблетки или плана действия, да и сам процесс со влетами и падениями, откатами или медлительным продвижением куда-то и не факт что вперед, возможно только по кругу (помните, Рон говорит Гарри «Я думал, что к этому времени мы достигнем чего-нибудь! Я думал, что ты знаешь, что делаешь! Я думал, что Дамблдор рассказал тебе что-то стоящее! Я думал, что у тебя есть план!»).

Возможно, в какой-то момент одна часть вас взбунтует и уйдет из терапии, все таки разрушит отношения (Рон оставляет Гарри и Гермиону одних). Возможно, Вы правы, и возможно будет много рациональных причин на это – «плохой психолог», «нет времени», «нет денег», «мне это не помогает» и т.д. Но также возможно, это то, что вы делаете в своей жизни – разрушаете отношения. Хорошо бы постараться остаться в процессе и разговаривать (пытаться говорить) с психологом о том, что вас злит, беспокоит, что вам не нравится, как вам хотелось бы или как вы представляли, что и как будет происходить в кабинете.

Но если Вы ушли, психолог «оставляет двери открытыми» (Гермиона оставляет шарф) и Вы можете вернуться (возвращение Рона при помощи делюминатора).

Возможно, появятся мысли, что все это не для Вас, что вам никто и ничего не поможет. Возможно, появится желание отступить, все бросить, смириться, успокоиться, оставить все как есть. Сдаться, торговаться или найти компромисс. Стоит говорить про это (помните, в какой-то момент Гермиона отчаявшись говорит Гарри: «Возможно нам лучше остаться здесь Гарри, состариться… »).

Дальше вам все таки удастся понять, как уничтожить крестраж, преодолеть то, что вам мешает. Возможно, Вы поймете, что крестраж (психологические травмы) можно уничтожить не только мечем Гриффиндора (что-то идеальное и всемогущее, а следовательно невозможное), который является только «истинным гриффиндорцам» (кто-то идеальный и всемогущий, а следовательно несуществующий). Вообще-то яд Василиска тоже может вам помочь и достать его немного легче (другие способы справлять с трудной ситуацией, Вы сами, а не другой человек).

Возможно, Вы поймете, что какая-то часть Вас это крестраж – какая-то часть Вас может злиться, ненавидеть, грустить, ошибаться, быть неуместной…и это не так страшно как вам покажется в первые минуты, потому что вы можете делать выбор в каждую минуты вашей жизни. И осознание этого выбора, возможно, станет для вас воскрешающим камнем. Помните как Гарри Поттер разговаривает с Сириусом? Сириус сказал Гарри: «Вовсе ты не плохой человек. Ты очень хороший человек, с которым случилось много плохого. Понимаешь? В добавок мир не разделен на хороших и плохих, в каждом есть и светлая и темная сторона. Главное то, какую ты выбрал сторону. Это определяет все».

Найдете Вы все крестраж или остановитесь на одном, двух, трех? Найдете ли дары смерти чтобы уничтожить все крестражи? Я не знаю. Но точно знаю, что Вы можете начать это путешествие в любой момент.

А пока, ШАЛОСТЬ УДАЛАСЬ!

Показать полностью 8
4

Гарри Поттер и внутренние объекты. Омут памяти

Значит пришла мне в голову еще одна метафора-ассоциация того, что и как происходит в кабине у психолога.

Сначала нужно определенное физическое пространство, где будет ощущение безопасности, я бы сказала какая-то изоляция и капсулированность от внешнего мира. В общем, кабинет с физическими стенами и дверью, которая не пустит посторонних за этот час. Моя ассоциация уже как кузнечик пригнула в мысли о кабинете как о матке, утробе. Закрытость от внешнего мира на какое-то время чтобы определенный процесс смог случиться. Поэтому, кстати, консультации в кафе или онлайн, гуляя по парку не самая лучшая идея.

«Гарри уселся в кресло перед столом Дамблдора…Странно, но в кабинете Дамблдора он чувствовал себя гораздо спокойнее: еще полчаса, и он расскажет директору о своем сне.»

Мы приходим в кабинет, осматриваемся, привыкаем к остановке и постепенно начинаем по спирали погружаться к тому, что нас волнует. Погружаться в наши воспоминания.

«Гарри вскинул глаза на стену позади стола и увидел на полке старую, залатанную Волшебную шляпу. Рядом с ней в стеклянном футляре покоился украшенный рубинами серебряный меч. Гарри сразу узнал его — меч Годрика Гриффиндора, основателя их факультета. Это его он извлек тогда в подземелье из Волшебной шляпы. Меч вовремя пришел на помощь — гибель казалась неминуемой. Давно это было, на втором курсе... А что это за странные серебристые отблески на стеклянном футляре? Гарри обернулся назад — черный шкафчик на подставке неплотно закрыт, из щелки падает яркая мерцающая полоска света. Гарри бросил взгляд на Фоукса и, немного помедлив, встал из-за стола. Подошел к шкафчику и решительно потянул на себя дверцу.»

Омут памяти. Это такая штука, с помощью которой можно посмотреть свои воспоминания со стороны. Сначала Гарри увидел в омуте как бы фильм. Это примерно как если бы мы рассказывали о своем воспоминании.

Затем, Гарри приближается, стараясь разглядеть все моменты и вдруг оказывается в самом воспоминании, ныряет в омут памяти с головой.

Омут памяти, к слову, это круглая чаша, ну т.е. она пустая и вместительная и ее можно чем-то наполнить. Это если опять возвращаться к мыслям об утробе.

«Сосуд был круглый, а зал квадратный, и Гарри не видел, что делается по углам. Наклонился еще ниже, завертел головой...И кончик носа коснулся прозрачной поверхности... И вот он уже сидит на верхней скамье в том самом зале, который только что разглядывал сверху.»

Мне думается, что это момент когда в терапии, в кабинете можно увидеть свои внутренние объекты. Внутренний объект - это эмоционально-значимый образ другого, который живет у нас внутри, в нашей психике. Внутренние объекты могут быть поддерживающими или осуждающими нас. И бывает так, что это осуждение или поддержка не имеет к нам никакого отношения. Но отделить самого себя и оценку себя другим бывает сложно. И это не может не влиять на нашу жизнь, на наше представление о себе, на самооценку, на желание что-то делать или не делать. Но заметить вот так просто, в обыденной жизни очень трудно. Важно место и кто-то другой, чтобы внутренний мир смог проявиться, чтобы смог материализоваться с помощью слов, т.е. важно не просто думать про это, а рассказывать другому.

«Это — Омут памяти, — ответил Дамблдор. — Иногда я чувствую, что голова у меня переполнена мыслями и воспоминаниями… В такие минуты, — продолжал Дамблдор, — я прибегаю к Омуту памяти. Сливаю туда лишние мысли, а потом обдумываю их на досуге, в свободную минуту. Видишь ли, когда воспоминания материализованы, легче уловить причины и следствия и составить верную картину происходящего.»

Классная это штука, омут памяти. Такая же классная как и психотерапия.

Погрузиться в этот отрывок из поттерианы можно в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», глава 30.

Гарри Поттер и внутренние объекты. Омут памяти
Показать полностью 1
0

Кто такой психоаналитик и при чем тут Выручай-комната?

Кто такой психоаналитик?

Психоаналитик – это специалист с высшим медицинским или психологическим образованием, который прошел подготовку в области психоанализа. В психоаналитическом подходе проходящий/прошедший собственное лечение, получающий супервизии. Психоаналитик изучает бессознательное человека. Это если бы я была Википедией, я дала бы такое определение.

Очень жаль, что я не могу всего знать, как Википедия ну или хотя бы как Гермиона Грейнджер. Придется довериться своим мыслям и ощущениям.

Психоаналитик – это специалист, который специализируется на истинных желаниях человека и пытается аккуратно познакомить человека с ними.

Психоаналитик похож, по сути, и на психотерапевта, и на психолога. Это тоже психологическая помощь. Но разница есть. Главный отличительный момент в том, что психоаналитик не имеет прямой цели вылечить (отнять), а скорее пытается найти, понять, детально изучить причинно-следственные связи феномена, внутренние противоречия, конфликты. Психоаналитически ориентированные специалисты никогда не предложат человеку отказаться от чего-то. Но постараются дать понимание, почему так все сложилось, как человек оказался в такой точке. И самое интересное, что в этом моменте и происходит излечение.

Выздоровление вообще самая непонятная штука в психоанализе. «Если не спросить — никогда не узнаешь, если знаешь — нужно лишь спросить». Это цитата Елены Когтевран о Выручай-комнате (Гарри Поттер). Я сравниваю психоаналитический процесс с Выручай-комнатой из «Гарри Поттера». Предлагаю Вам посмотреть на мои доводы-аналогии:

  1. Вход в Выручай-комнату появляется, когда человек испытывает огромную необходимость в помощи. Так же и психоаналитическое пространство не навязывается, не причиняет добро.

  2. Выручай-комната обустроена так, как нужно человеку, в ней всегда найдется все необходимое, когда она появляется, то бывает оборудована для нужд ищущего. В психоаналитическом направлении всему есть место – любые эмоции и чувства; любые фантазии и желания; воспоминания и сновидения; противоречия и конфликты, как внутренние, так и внешние; травматический опыт. Прошлое, настоящее и будущее. Всему найдется место.

  3. Выручай-комната является тайником, в ней можно спрятать от внешнего мира все, что угодно. Психоаналитику можно рассказать все, что захочется и это останется между вами.

  4. Выручай-комната поможет, несмотря на то, как к вам относятся другие. Даже если возникают негативные, неприятные чувства от вас не откажутся, не будут вредить. Психоаналитик работает с неприятными чувствами вашими и своими (негативный перенос и контрперенос).

  5. Выручай-комната может оставаться в одном и том же состоянии сколь угодно долго, если так нужно тем, кто в ней находится. В психоаналитическом пространстве Вас никто не подгоняет, не торопит, все может двигаться в удобном для Вас темпе. Психоаналитическое направление – это долгосрочная работа.

  6. Для каждого человека комната появляется разной и такой, как он ее себе представляет. Перенос в чистом виде. В психоаналитике можно увидеть значимые фигуры и значимые отношения. А это дает возможность разобраться в себе и отношениях с другими основательно и фундаментально.

У меня не было цели упоминать «Гарри Поттера» и тут, но, кажется, я не исправима.

Отряд Дамблдора тренируется

Отряд Дамблдора тренируется

Шалость удалась?

Показать полностью 1
5

Рита Скитер - истерический тип личности

Рита Скитер яркий персонаж который, буквально врывается в сюжет истории. У нее яркий и обольстительный образ - всегда яркая мантия и сумочка из крокодиловой кожи, в которой она держит своё незаменимое Прытко Пишущее Перо. Она носит очки, оправа которых усыпана мелкими фальшивыми драгоценными камешками. Ее профессия – журналист-репортер, публичная и требующая быть всегда на виду.

Рита в фильмах

Рита в фильмах

Рита в книгах

Рита в книгах

Это весьма дерзкая и напористая особа, готова на все ради эксклюзивного материала для своих статей. Одним из орудий добычи интимной информации служил ее анимаг. Она превращалась в жука и без особых усилий могла проникнуть куда угодно.

Рите важно быть в центре внимания, и она готова пойти на любой обман и ложь в своих статьях. Хорошая статья в понимании Риты - это скандальная статья, поэтому все факты она может сильно преувеличивать.

Возможно, привлечение внимания нужно и для возможности поквитаться. Почти все ее статьи и книги посвящены авторитетным мужчинам, где она их очерняет. Возможно это отголосок ее детства, ее истории (из книг и фильмов мы ничего не знаем про детство и юность Риты). В историях людей с истерическим типом личности почти всегда находятся события или отношения, которые приписывают неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу.

Книга Риты "Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора"

Книга Риты "Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора"

Демонстративная, креативная, артистичная, инициативная, энергичная и эмоциональная - все это про Риту.

Основные психологические механизмы защиты – вытеснение (устранение чего-то неприятного из сознания, немотивированное забывание или игнорирование), сексуализация (сексуализированное поведение, - когда Рита берет интервью у Гарри - она закрывается с ним в тесной коморке и нарушая личные границы кокетливо задает вопросы) и регрессия (в момент тревоги становится по-детски наивной и беспомощной, пытаясь отгородится от проблем и обезоруживания потенциального врага).

Список литературы: Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 14.

Шалость удалась?

Показать полностью 5
5

Корнелиус Фадж - параноидный тип личности

Знания об этом типе личности ограничены, так как у параноидного человека должны быть серьезные проблемы, прежде чем он обраться за помощью. Так же и Корнелиус остается довольно закрытым и недоверчивым персонажем, про его детство ничего не известно. Он производит впечатление подозрительного, мрачного, лишенного чувства юмора. Фадж построил политическую карьеру, как часто свойственно людям с параноидальным характером, т.к. там они легко могут найти выражение своей склонности противостоять всему тому, что несет угрозу и зло. Интересно, до того как стать министром магии, Фадж был заместителем главы Отдела магических происшествий и катастроф, т.е. все плохое было спроецировано на внешний мир. Суть параноидной личностной организации состоит в привычке справляться с собственными негативными качествами путем их отвержения и проекции, после чего отвергнутые атрибуты воспринимаются как внешние угрозы.

Фадж - министр магии

Фадж - министр магии

В первое время, находясь на посту министра магии, Фадж постоянно просит у Дамблдора помощи и совета. Дамблдор охотно помогает, но со временем Фадж начинает тяготиться своей ролью «ученика», который всё никак не может сделать задание самостоятельно. В конце концов он справляется с этим переживанием тем, что убеждает сам себя, что Дамблдор ему не указ, а заодно, что Дамблдор хочет занять его место. В этом моменте хорошо видно действие основного вида психологической защиты у параноидных людей – проекция и отрицание проецируемого материала. Фокус внимания сосредоточен на мотивах других (Дамблдор хочет занять место), а не на том, что происходит у него внутри (возможно, зависть).

Фадж и Дамблдор

Фадж и Дамблдор

После заявления Гарри о возвращении Волан-де-Морта он отказывается верить - это разрушит его уютный, упорядоченный мирок и вызовет недоброжелательность со стороны магического мира. Тогда он пытается привлечь Дамблдора на свою сторону, убеждая, что Гарри нельзя верить на слово. Однако Дамблдор твердо заявляет, что верит Гарри, и с этого момента пути Дамблдора и Фаджа расходятся.

Фадж никогда не чувствует себя полностью в безопасности и тратит необычайное количество энергии на сканирование окружающего пространства в поисках угроз и отслеживает каждое взаимодействие с людьми с крайней бдительностью. С каждым днем Корнелиус всё больше и больше превращается в параноика. Он начинает считать, что «возвращение Тёмного Лорда» - всего лишь попытка Дамблдора сместить его с должности и самому стать министром магии. Фадж пытается дискредитировать Гарри и Дамблдора в глазах магического сообщества. Для параноидных людей основным способом поддержать самооценки является эффективное проявление силы против авторитетов и других важных фигур. Переживание возмездия и триумфа дает им расслабляющее (хотя и недолгое) ощущение защищенности и моральной правоты. Он лично возглавляет дисциплинарное слушание против Гарри и при помощи «Ежедневного пророка» развязывает против него и Дамблдора целую «информационную войну», чтобы все думали, будто Гарри - «выскочка с мозгами набекрень», а Дамблдор - «выживший из ума старик».

Помимо очевидных и заметных переживаний – гнев, возмущение, обида, мстительность, Фадж испытывает переполняющий его страх. Он отрицает возвращение Темного Лорда не из-за глупого упрямства, а из-за страха, который разрушит его карьеру и жизнь. Этот тип страха характерен для людей с параноидным типом личности, т.е. страх развалиться, разрушиться, исчезнуть («тревога аннигиляции»). После того как Волан-де-Морт начинает действовать в открытую, Фадж окончательно теряет контроль над ситуацией.

«В течение двух недель все волшебное сообщество с криками и воплями требовало моей отставки. За все время моей работы я ни разу не видел среди них такого единодушия!» - скажет Фадж магловскому премьер-министру.

Фадж осознал, что Темный Лорд вернулся

Фадж осознал, что Темный Лорд вернулся

Список литературы: Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 10.

Шалость удалась?

Показать полностью 3
8

Том Реддл (Лорд Волан-де-Морт) - психопатический тип личности

Лорд Волан-де-Морт один из самых могущественных волшебников в поттериане. Он стремиться к власти и всемогуществу и ни перед чем не останавливается на пути к величию. Том Реддл хлоднокровен, агрессивен, импульсивен и жесток. Он не может признать в себе наличие обычных эмоций, так как они ассоциируются со слабостью и уязвимостью.

Он лишен привязанности к кому либо, людей он воспринимает как предметы с функциями, он эксплуатирует  других.

Низкий социальный (эмоциональный) интеллект, Том Реддл лишен эмпатии и не способен выражать и говорить о своих чувствах и эмоциях, неспособен к эмоциональной близости. Он каждый раз сталкивался с глубоким непониманием когда Гарри спасала любовь и дружба. Так же не замеченной осталась особая расположенность Беллатрисы (последовательница Темного Лорда), в её общении с ним прослеживаются романтические настроения, чего тот не замечает, поскольку лишён эмоционального опыта любви и привязанности.

Грандиозное стремление избежать переживания слабости и зависти - желание разрушить все, что является наиболее желанным. Активное обесценивание и умаление всего, что относится к любви, нежности, ласки.

У психопатов более высокий, чем у обычных людей,  порог приносящий удовольствие от возбуждения, т.е. такие люди, нуждаются в резком, более «встряхивающем» опыте для того, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо.

Детство таких людей отличается нестабильностью, ранним опытом пренебрежения и жестокого обращения. Том Реддл сын чистокровной волшебницы и обычного человека, которые были официально женаты. Однако, отец Тома находился под воздействием любовного зелья. Впоследствии мать Тома, перестала поддерживать «искусственную любовь» в муже, и тот, «прозрев», бросил беременную насильницу (ведь именно изнасилованием называется то, что она сделала) без средств к существованию. Том Реддл родился в сиротском приюте, куда из последних сил добралась его мать. Через час после рождения малыш стал сиротой и воспитывался в этом же приюте. Вскоре нянечки заметили странности у этого мальчика. Том с раннего детства почти не плакал, держался обособленно, и даже отчуждённо. И главное: со временем вокруг него стали происходить странные и страшные вещи. Предположительно, Том уже в приюте убил первый раз, это были другие дети.

Меропа Мракс - мать Волан-де-Морта

Меропа Мракс - мать Волан-де-Морта

Том Реддл в школьные годы

Том Реддл в школьные годы

Основным механизмом защиты является всемогущий контроль. Также использует проективную идентификацию (из-за неспособности проживать свои эмоции, единственным способом, с помощью которого он может дать другим понять, что чувствует, является вызывание этого чувства в других людях) и отыгрывание вовне (немедленное «сбрасывание» своих эмоциональных состояний, Темный Лорд в момент неудачи может убить людей рядом, даже если это его последователи, вместо разговора предпочитает действие).

Последняя битва Темного Лорда

Последняя битва Темного Лорда

Список литературы: Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 7.

Шалость удалась?

Показать полностью 4
2

Плакса Миртл - мазохистический тип личности

Люди с мазохистичным типом личности производят впечатление худших врагов самим себе, их жизнь наполнена решениями и поступками, противоречащими их благополучию. За недолгую земную жизнь с Миртл случалось много несчастий, а умерла она почти случайно, очутившись в таком неподходящем времени в таком неподходящем месте.

«Это было жутко. Это случилось прямо здесь, в этой самой кабинке. Я пряталась, потому что Оливия Хорнби дразнила меня очкастой дурой. Я плакала, а затем услышала, как кто-то вошёл. […] они так смешно говорили, на каком-то ненастоящем языке. И я поняла, что говорит мальчишка, так что я открыла дверь сказать, чтобы он уходил, и тут... я умерла».

Эта история также показывает особенность таких людей – подверженность несчастным случаям без суицидального намерения.

Первая встреча с Гарри и его друзьями

Первая встреча с Гарри и его друзьями

Для людей с мазохистичным типом личности характерны паттерны страдания, жалоб, самоповреждения и самоуничижительных установок, а также бессознательное желание мучить окружающих своей болью.

«Да-а, очень, очень легко забыть, что Миртл умерла, — рыдала Плакса Миртл. — Про меня про живую все забывали. А уж когда я умерла, моё тело и не искали. Я всё знаю, сидела там и ждала. Оливия Хорнби вошла в туалет и крикнула: «Перестань дуться, Миртл. Профессор Диппет велел тебя привести…» — и вдруг увидела моё тело. До самой смерти потом помнила — уж я постаралась».

Миртл постоянно гневно жалуется и выдвигает претензии, с повышенным настроением и неестественной восторженностью рассказывает о своем страдании. Она презирает простых смертных людей, которые не могут выносить столь же сильное горе с подобной стойкостью и изяществом (моральный триумф). «Плаксой» Миртл назвали не зря - оплакивать свою несчастную судьбу и некрасивую внешность - любимое развлечение этого привидения. Она с эксгибиционизской готовностью рассказывает о подробностях своей смерти и очень радуется, когда ей выпадает такая возможность. В деталях помнит и собирает примеры несправедливого отношения к себе и сетует вместо того, чтобы разрешить ситуацию. Все это приводит к тому, что у людей она вызывает раздражение и нападки, к ней тяжело проявлять сочувствие, несмотря на ее грустную историю. Ее как и при жизни, так и после смерти дразнят, а туалет, в котором она обитает – никто не посещает из-за возможной встречи с ней.

Но все это Миртл проворачивает не из-за большой любви к страданиям, она выдерживает боль в надежде (сознательной или бессознательной) на высшее благо. Все это результат магического, иррационального убеждения, что боль и страдание – это валюта и нужно только достаточно сильно продемонстрировать нужду в сочувствии или заботе и не придется выносить полную эмоциональную покинутость. Формированию такого типа личности служит то, что единственным временем, когда родитель эмоционально вкладывался в них, наступало во время наказания. Для ребенка любое внимание со стороны родителя лучше, чем пренебрежение им. Людей, с мазохистичным типом личности, отвержение и одиночество пугает намного больше, чем боль или даже смерть.

Угодничество, подчинение и жертвование автономностью, на все это Миртл идет, чтобы сохранить привязанность хоть с кем-то. Она помогает Седригу Диггори и Гарри в испытаниях на турнике трех волшебников. Она пытается подружиться с Драко Малфоем несмотря на его отношение к маглорождённым волшебникам (Миртл из их числа).

Миртл с Драко

Миртл с Драко

Миртл помогает Гарри в испытании на турнире трех волшебников

Миртл помогает Гарри в испытании на турнире трех волшебников

Как и у депрессивных, у мазохистичных ведущими психологическими механизмами защиты выступают – интроекции (процесс, в котором то, что происходит снаружи, воспринимается как исходящее изнутри), идеализация (бессознательное наделение другого совершенными качествами, которые не соответствуют реальности), поворот против себя (перенаправление негативного аффекта (чувства) или отношения с другого на самого себя). Но кроме того они используют морализацию (бессознательном поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего), отыгрывание во вне (бессознательное провоцирование развития тревожной и опасной ситуации, нанесения ущерба самому себе) и отрицание (демонстрация страдания, но при этом отрицают свои эмоциональные реакции на это страдание).

Миртл при жизни

Миртл при жизни

Список литературы: Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 12.

Шалость удалась?

Показать полностью 4
5

Профессор Люпин - депрессивный тип личности

Стоит разграничить клиническую депрессию (т.е. ту, которую лечат медикаментозно + психотерапия) и депрессивный тип личности (который медикаментозно нельзя вылечить, т.к. ядро личности нельзя изменить).

При первой же встрече Римус Люпин производит впечатление очень угрюмого, одинокого, тоскливого, он выглядит очень усталым и измученным (первое появление на экране – он спит в вагоне купе).

Люпин в вагоне поезда

Люпин в вагоне поезда

При депрессивном типе личности потерянной или поврежденной ощущается часть Я, «Я недостаточно хорош, я дефектен, я потакаю своим прихотям, я плохой». Это ощущение очень знакомо Римусу. В раннем возрасте его покусал оборотень и мальчик заразился ликантропией (каждое полнолуние он превращался в оборотня и терял рассудок, становился агрессивным и мог заразить и нанести вред окружающим). Думаю, после этого эпизода последовало эмоциональное отвержение со стороны значимых взрослых. Родители запрещали сыну общаться с соседскими детьми, опасаясь того, что он может проговориться о своей болезни. Римус рос замкнутым и одиноким. Надежды, которые родители когда-то возлагали на сына, были разрушены, и отец Люпина, уверенный, что тот никогда не сможет посещать школу, обучал Римуса дома. Тем не менее, новый директор Хогвартса Альбус Дамблдор взял ответственность на себя, принял его в Хогвартс и сделал всё возможное, чтобы мальчик мог заниматься как все, не подвергая никого опасности.

В формировании депрессивного типа личности важным определяющим моментом является опыт ранней утраты и это не обязательно смерть (а отвержение в случае Римуса), это может быть внезапное травмирующее событие (нападение оборотня), которое нарушает способность к адаптации (после укуса Римус исключен из социального взаимодействия).

Обучаясь в школе, у Римуса появились близкие друзья, но внутри у него было опасение, что они потеряют к нему уважение и интерес, если узнают его по-настоящему, поэтому он долгое время скрывал от них, что он оборотень.

«Естественно, мои друзья не могли не заметить, что раз в месяц я куда-то исчезаю. Я сочинял всевозможные истории – говорил, что у меня заболела мать и надо ее навестить…Больше всего на свете я боялся, что, узнав, кто я такой, они бросят меня».

Люди с депрессивным типом личности редко чувствуют спонтанный гнев от своего лица, вместо этого они направляют агрессию на себя, трансформируя ее в тотальное ощущение виноватости.

«Люпин нахмурился, и в его голосе зазвучало отвращение к самому себе».

Большинство людей с депрессивным типом личности легко располагают к себе и вызывают симпатию, т.к. направляя ненависть и критику на себя, они часто щедры, чувствительны и сострадательны.  Профессор Люпин был одним из самых любимых преподавателей по защите от темных искусств среди учеников, его уроки были интересными, неформальными, ему удавалось ко всем найти свой подход. Профессор Люпин эмоционально проницательный, он тонко чувствует настроение и потребности других людей.

Люпин проводит занятия по защите от темных искусств

Люпин проводит занятия по защите от темных искусств

Основные психологические защиты у людей с депрессивным типом личности являются интроекция, поворот против себя и идеализация.

Интроекция – это процесс, в котором то, что происходит снаружи, воспринимается как исходящее изнутри. При депрессивном типе личности происходит бессознательная присваивание самых ненавистных качеств объекта любви. Например, маленький Римус (школьник) готов обвинить себя в неправильности поведения и взять всю вину на себя, а не директора школы.

«Он принял меня в Хогвартс, чего не сделал бы никакой другой директор, и, наверное, мысли не допускал, что я нарушаю правила, которые он устанавливал для моей и чужой безопасности».

Эта защитная конструкция дает иллюзию - нужно упорно работать над своей «неправильностью» и это предотвратит отвержение со стороны человека, которого любишь.

Поворот против себя – перенаправление негативного аффекта (чувства) или отношения с другого на самого себя. Каждое полнолуние Римус один оставался в хижине и кусал самого себя.

«Превращение в оборотня очень болезненно; кусать было некого, и я царапал и грыз самого себя».

Идеализация - бессознательное наделение другого совершенными качествами, которые не соответствуют реальности. Люпин всегда хорошо отзывался (идеализировал) о Дамблдоре, несмотря на моменты когда тот мог ошибаться или рисковать безопасностью и жизнью других.

«— Это уже говорилось, и много раз. Все сводится к тому, доверяешь ты суждению Дамблдора или не доверяешь. Я доверяю, а потому доверяю и Снеггу.

— Но ведь и Дамблдор может ошибаться, — настаивал Гарри. — Он сам так говорит. А вы... — Он взглянул Люпину в глаза».

Или Люпин не обвиняет и не злиться на Снегга за то, что тот рассказал всем о его болезни.

«— Тем не менее он «случайно» проговорился, что вы оборотень, и вам пришлось покинуть школу! — гневно воскликнул Гарри.

Люпин пожал плечами:

— Да оно так или иначе выплыло бы наружу. Мы оба знали, что он метит на мое место, и все же Северус мог бы причинить мне куда больший вред, просто подмешав что-нибудь в противоядие. А он сохранил мне здоровье. И я ему благодарен».

Вся история Римуса пропитана чувством пустоты, бессмысленности и экзистенциального отчаяния. Он был «исключен» из волшебного социального мира - много скитался без работы, а в Хогвартсе удалось задержаться в качестве преподавателя всего лишь один год. Безопасность людей, с которыми он общается, для него превыше всего. Он боится своих превращений в оборотня, именно поэтому боггарт Люпина — полная луна. И именно поэтому его отношения с любимой женщиной развиваются так неровно. В какой-то момент он находит способ заглушить свое чувство вины – участвует в филантропической деятельности, становясь членом второго Ордена Феникса, внося свой вклад в борьбу против Темного Лорда. Но погибает в битве за Хогвартс.

Люпин и Тонкс

Люпин и Тонкс

Если бы в Хогвартсе была бы ставка школьного психолога, то лучшей кандидатуры, мне кажется, не найти. Ведь Римус Люпин научил Гарри  заклинанию «Экспекто патронум», которое служит как защита от дементоров. Т.е. по-нашему, по-магловскому, помог справиться с депрессией.

Когда эту серию статей о Гарри Поттере публиковали в другом месте, именно Люпин (а вместе с ним и я) огреб больше всего критики. Это очень в тему его истории и того, что с ним происходило. Он сам решает уйти из Хогвартса, потому что ожидает обвал критики и отвержения, такого привычного для него.

"Завтра в это время прилетят совы с письмами от родителей. Они не захотят, Гарри, чтобы оборотень учил их детей. И после минувшей ночи я разделяю их точку зрения. Я мог укусить любого из вас... это не должно повториться!"

А основное возражение было, что Люпин не депрессивный тип личности, а диссоциативный (Нэнси Мак-Вильямс не выделяет такой тип, а пишет о диссоциативных состояниях - что-то вроде раздвоения личности). И правда ведь, есть две личности - человек и оборотень. И когда Римус обращается в оборотня, он не помнит, что делал и не узнает близких ему людей.

Но я все таки отношу Люпина к депрессивному типу личности, т.к. проинтерпретировала эту болезнь как метафору, а не как буквальное что-то. Как если бы Римус жил среди нас, такая фантазия бы разыгрывалась в его внутреннем мире.

Все таки мир Гарри Поттера - это мир фантазий и волшебства, интерпретировать буквально я не стала. А сама Дж.Роулинг отмечает, что состояние Люпина - ликантропия (превращение в оборотня) выступает метафорой болезней, которые связаны с клеймом позора, таких как ВИЧ и СПИД.

И еще один аргумент - скорее уж маниакальный тип, а не диссоциативный. Будь он реальным человеком, то его заболевание, возможно, было бы биполярным расстройством. Когда он оборотень - эта фаза мании, а когда человек - фаза депрессии. Сама Нэнси Мак-Вильямс помещает депрессивный и маниакальный тип личности в одну главу и отмечает, что мания - это обратная сторона депрессии.

А как считаете Вы?

Список литературы: Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 11.

Шалость удалась?

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!