85

Ответ на пост «Запах солярки и скрип "гармошки" на поворотах. Икарус-280»

В коммент видео не добавить, так что постом. Вот вам звук Икаруса:

И немного фоток. В Челябинске в день города запускали реставрированный Икарус, катал всех желающих. Говорят единственный на ходу на Урале.

Показать полностью 5
1610

Запах солярки и скрип "гармошки" на поворотах. Икарус-280

Серия Пикабу познавательный

Вдумайтесь только - 61175 автобусов! Это самая массовая "гармошка" в мире. Больше, чем любой другой сочлененный автобус в истории. Детище дизайнера Ласло Финты появилось в конце 60-х как часть модульной 200-й серии. Гениальная идея - из стандартных блоков собирать и городские, и междугородние автобусы любой вместимости. Экономия на масштабе получилась такая, что конкуренты только руками разводили.

Техническая начинка

Движок 280-го - рядный 6-цилиндровый дизель Raba, сделанный по лицензии MAN. Сами двигатели базировались на немецких горизонтальных дизелях MAN-Rheinstahl, разработанных еще в 60-е годы. Позже MAN поглотил эту компанию и продал лицензию венграм.

Мотор лежит горизонтально между передней и средней осями, повернут на 90 градусов. Благодаря такому расположению в салоне получился абсолютно ровный пол.

Стандартный мотор выдавал 192 или 210 лошадиных сил. Турбированный Raba D10 - уже 240 лошадей. Привод шел на среднюю ось через 6-ступенчатую механику. Были версии и с автоматом отечественного производства, но большинство машин оснащалось "кочергой".

Кстати, моторы Raba всегда красили в зеленый цвет. По этому признаку сразу можно было отличить родной двигатель от неродного. А еще в комплекте с каждым автобусом шел специальный ключ - "квадрат", который открывал любые замки в машине. Незаменимая вещь для водителя!

Мосты и подвеска

Задние мосты Raba - одна из самых надежных деталей конструкции. Разработанные еще в 70-х, они были настолько удачными, что поставлялись не только на Икарусы, но и на советские ЛиАЗы и ЛАЗы в рамках СЭВ.

А вот с передними мостами интересная история. На ранних машинах они состояли из так называемых "сухарей" - их можно было разобрать и собрать прямо в поле силами водителя. На поздних версиях уже стояли евромосты, которые ремонтировались только в условиях парка.

Почему водители любили Икарус

"Икарусники" всегда были привилегированной кастой. После смены на широком подрессоренном кресле спина не ныла, в отличие от наших ЛиАЗов. Приборы читались отлично, солнцезащитная шторка регулировалась по высоте, форточка сдвигалась легко, ручник под левой рукой.

И те самые клавиши открывания дверей, на которые пацаны смотрели как на что-то инопланетное. А звук открывания дверей! Это же целая симфония. Пневматика шипела так характерно, что спутать с чем-то другим было невозможно.

Почему "гармошка"?

История сочлененных Икарусов началась в 1956 году, когда венгры купили лицензию у немецкой компании Kässbohrer. Именно от немцев пришли защитные меха-шторы, которые и дали народное название "гармошка".

280-й построен по тянущей схеме. Есть тягач с двигателем и привод на среднюю ось, а есть прицеп, соединенный шарниром. В месте сочленения - резиновая гармошка.

Самая крутая фишка - поворотная задняя ось. Специальная тяга идет от заднего моста к узлу сочленения. При повороте задние колеса поворачиваются в сторону, противоположную передним. Благодаря этому 18-метровая махина вписывалась в повороты не хуже обычного автобуса.

Но были у венгров и эксперименты с толкающей схемой. Модель Икарус-284 с пониженным полом проходила испытания в Ленинграде в 1987 году. Сиденья там стояли как в метро - лицом к проходу.

Но предпочтение дали классическим высокопольникам.

А вот Икарус-435 с толкающей схемой прижился в Москве - там работали целых 365 таких машин. Двигатель в заднем свесе, привод на третью ось - типичная схема для современных низкопольников, но тогда это было в новинку.

Болячки и косяки

Давайте честно - идеальных машин не бывает. У Икарус тоже хватало проблем. Зимой в салоне было холодно. Три с половиной широченные двери плюс дырявая гармошка - тепло улетало моментально. Венгрия все-таки не Сибирь, там другие морозы.

Запах выхлопа - отдельная песня. Можно было надышаться до головной боли, особенно в задней части. Двигатель-то в тягаче, а выхлопная труба выведена сбоку, как раз рядом с гармошкой.

А еще был знаменитый "присевший хвост". Когда автобус забивался под завязку, задняя часть проседала на одну сторону. Водители придумывали хитрости - ставили дополнительный ряд сидений у задней стенки, чтобы уменьшить площадь для стоячих пассажиров и снизить нагрузку на кран уровня пола.

Помните автобусы, которые шли "домиком" - с перекосом влево или вправо? Это когда мосты тягача и прицепа перекашивались в разные стороны. Подъехать ровно к остановке на такой машине было практически невозможно. А если перекос был влево, водителю еще и третью с четвертой дверью не видно было.

Топ самых необычных модификаций

2-дверная гармошка 280.03 для пригородных маршрутов. 60 сидячих мест против 37 у обычной версии!

Удлиненный 283-й с двумя колесами на задней оси вместо одного. До 2021 года бегали по Екатеринбургу.

Троллейбус 280T. 373 электрические гармошки построили для Венгрии, ГДР, Болгарии и Украины. Но это не все! В конце 80-х московский завод СВАРЗ собрал 60 троллейбусов на базе сочлененных Икарусов.

Они проработали до 2004 года, потом некоторые передали в Вологду и Грузию. А в Челябинск в 93-м году поступили 20 венгерских троллейбусов из немецких городов Веймар, Галле, Зверау и Эберсвальде.

Американский Ikarus Crown 286 с мотором Cummins на 290 лошадей для рынка США.

Кабриолет для чешского сафари-парка. Вместо окон - ничего, вместо дверей - сетки от зебр.

Рельсовый Икарус 700 для железных дорог Малайзии и Сингапура.

Было и такое!

Трехсекционный гигант 293 длиной 22,5 метра на 229 пассажиров. Один экземпляр до сих пор работает в Тегеране! Кстати, этими наработками воспользовались на Кубе - завод в городе Хиральдо попытался сделать свою версию с двумя прицепами, но мотора не хватило. Единственный экземпляр отправили в Матансас.

Икарус 695 - двухэтажный аэродромный автобус, который должен был возить пассажиров прямо от Садового кольца до трапа самолета в Шереметьево. Внизу - багаж, наверху - люди. Испытывали даже в подмосковном Дмитрове, но проект свернули - слишком дорого вышло.

В Петербурге последний 280-й вышел в рейс 31 октября 2013 года по 31-му маршруту - символично, правда? В Москве гармошки исчезли в 2014-м. В Екатеринбурге в 2021.

via

Показать полностью 21
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества