Свежие публикации

Здесь собраны все публикуемые пикабушниками посты без отбора. Самые интересные попадут в Горячее.

27 Октября 2020

Неудачные каникулы. Или как из-за пандемии на меня хотят подать в суд

Всем привет!

Хочу рассказать историю и спросить вас, как дальше лучше поступить.

Дело обстоит следующим образом.

Работала в том году учителем в школе. Безумно любила свою работу: вести уроки, общаться с учениками, гулять с ними по городу, ходить в кино, устраивать вечеринки и т.д.

Весной решила поехать с детьми (по их просьбе и долгим уговорам) в Москву и Питер. С 9 классом как-то уже ездила в Москву.

Нашла турагента, заключила договор, собрала деньги (не всю сумму) и перевела. Уже планировали с детьми, как и куда пойдём в свободное время. Но тут обрушилась злосчастная пандемия. Нам запретили выезжать (неофиционально)...

Турагент предложил перенести поездку, однако большинство родителей отказались ехать, ссылаясь на подготовку к ЕГЭ, и попросили вернуть деньги. Часть уже вернули, однако туроператор из Питера прислал гарантийное письмо, что сделает возврат до декабря 2021 года (как и положено по новым законам). Мы были несогласны. Турагент составил письмо о данном решении в сентябре, и в течение 90 дней туроператор «Премьера» обязался вернуть оставшуюся сумму.

Турагент за свою проделанную работу (а она все-таки была: покупка и возврат билетов, договор с туроператорами, аренда хостелов, автобусов) берет 60к. И эти деньги, несмотря на пандемию, не возвращается. +удержания РЖД.

Теперь родители собираются подать на меня в суд. И потребовать полного возврата средств. Даже тех, которые должны вернуть в течение трех месяцев. Либо думают, что я их забрала (ведь уволилась и переехала в другой город по семейным обстоятельствам), либо хотят найти крайнего.

На данный момент хочу услышать совет по решению данного вопроса... Потому что деньги чужие, тем более детей, мне не нужны. Я поэтому и не утроилась опять в школу, потому что хочу нормально зарабатывать.

Договор, чеки, переводы — все сохранилось. Ни родители, ни я не писали расписку о приеме-передаче денег. Но, видимо, меня хотят оставить крайней... И я их прекрасно понимаю. Ведь для маленького города это целое путешествие — съездить в две столицы во время каникул...

Что дальше делать? Куда обращаться? Какие иски и куда писать?..

P.S. Прошу прощения за корявый слог... Я в полном ужасе. Никогда не была в таких ситуациях.

Показать полностью

Изобретаем предохранитель

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Давайте изобретем, в просветительских целях предохранитель? (Для любителей видео-формата: видео в конце поста) Казалось бы, что может быть проще, тонкая проволочка в стеклянной трубочке, которую вы много раз видели:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Но не все так просто, что бы это продемонстрировать поставим себя на место производителя.

Купив тонкой медной проволоки разных диаметров, стеклянной трубки и колпачков, нарежем трубочки, вставим проволочку, закроем колпачками, упакуем в коробки и напишем в рекламном буклете:

“Новейшее средство защиты ваших электрических цепей от токов короткого замыкания и от перегрузки! С нашими инновационными предохранителями ваши электроустановки не будут загораться при коротком замыкании! Быстрые, качественные, недорогие! Всего по 9,99 руб” Можно даже сделать парочку рекламных буклетов:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Реклама из журнала 1908 года


К слову тут стоит сказать (не зря же я рылся в архивах столько времени) что в 1890-1910 годы в ходу были предохранители в виде простой открытой перемычки, и продавались катушки проволоки для таких перемычек. Картинка из справочной книги по электротехнике 1905 года:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост
Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Реклама из журналов 1890-1910 годов. На гравюрах видно, что проволочка предохранителя была открытой и предполагала замену. Справа внизу катушка проволоки для создания предохранителей на 10А.


И тут встает первый вопрос – а какой ток на них написать? Первое же желание написать на них ток, при котором они будут отключаться. Ну например, написать 10А, тогда понятно, что при токе в 9,99А предохранитель в норме, а при токе 10А р-р-раз и перегорел. Но увы, это невозможно, потому что мы живем в неидеальном мире, где поставщик проволоки не может обеспечить номинальный диаметр, который гуляет в пределах +/-0,01 мм. У потребителя температура тоже разная, на стенде при комнатной температуре предохранитель срабатывает при 10А, а на морозе вообще при 13А. Что бы не оказаться в глупом положении напишем на корпусе номинальный ток:


номинальный ток плавкой вставки – Значение тока, который плавкая вставка может длительно проводить в установленных условиях без повреждений. (ГОСТ Р 50339.0-2003)


Получилось удобно. Знаешь максимально допустимую нагрузку – такой предохранитель и ставь, при коротком замыкании сгорит точно. А вот если хочется знать точную величину тока, при которой сгорит – печатаем в документации кучу таблиц поправок – и на температуру воздуха, и на скорость воздушного потока, и на высоту над уровнем моря – разряженый воздух хуже отводит тепло, и на температуру контактов…. Но самое важное выразим вот таким графиком, который назовем время-токовой характеристикой:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

из графика видно – чем сильнее превышен ток, тем быстрее сгорает предохранитель.


Продажи идут, и к нам приходят электрики, говорят мы замучились с вашими предохранителями, в свете фонарика вынимать по одному в поисках сгоревшего. Специально для электриков делаем флажок-индикатор, который выскакивает, если проволочка перегорела. Ну и конечно, это “инновационный предохранитель с функцией индикации сработавшего, для удобства потребителя и экономии времени электрика”. Радуемся, что появилось выражение “выбило пробки” благодаря такой нехитрой рационализации.

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Поступают первые жалобы, говорят предохранитель сработал, но разрыв получился маленьким, и его начало иногда пробивать искрой. Получилось нехорошо, вроде как предохранитель сгорел разорвав цепь, но иногда через зазор проскакивает искра и нагрузка оказывается под напряжением. Почесав затылок, начинаем писать на предохранителе рабочее напряжение. Оказалось, что наши предохранители нормально работали на 220В, а покупатель запихнул их в цепь защиты высокого напряжения микроволновки, где 2000В. Для таких условий добавим в высоковольтную модель пружинку – она растащит концы перегоревшей проволочки, что бы точно был зазор:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Сидим в офисе, пьем кофе, и к нам в офис прибегает злющий электрик. Говорит что в щитке взорвался наш предохранитель, да так мощщно, что осколками чуть не убило. Успокоив электрика выясняем, что в момент перегорания проволочки в месте разрыва зажигается электрическая дуга, которая сама по себе ток проводит и в воздухе горит. А если ток через нее очень большой – то сама уже не затухает. Модернизируем предохранитель – меняем стекло корпуса на более крепкую керамику. Засыпаем внутреннее пространство между корпусом и проволочкой кварцевым песком, оказалось, что это помогает погасить дугу, пока она не разорвала корпус предохранителя. Так получаем уже довольно брутальный предохранитель:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Что бы больше взрывов не повторялось, начнем писать на корпусе отключающую способность:


отключающая способность плавкой вставки: Значение (для переменного тока – действующее значение симметричной составляющей) ожидаемого тока, который способна отключать плавкая вставка при установленном напряжении в установленных условиях эксплуатации и обслуживания. (ГОСТ Р 50339.0-2003)


А вот так весело в каталоге EATON показывают, что будет, если предохранитель с отключающей способностью на 10 000А заставить разрывать цепь при протекании тока в 50 000А:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Вроде можно вернуться к попиванию кофе в офисе, но у нас новые гости с радикально противоположными претензиями. Пришедший электронщик говорит, что наши предохранители говно, потому что слишком медленные, и пока они сработают у него все полупроводники уже успели догореть. А пришедший энергетик говорит, что наши предохранители говно, потому что слишком быстрые, пока у него двигатель вентилятора разгоняется – секунд десять кушает стартовые токи, превышающие номинальные в несколько раз. Вроде как бы превышение, но вынужденное и даже нормальное, если недолго, но предохранитель успевает сгореть.


Вносим изменения в конструкцию предохранителей. Для замедления увеличим длину проволочки, тем самым увеличив ее тепловую инерцию, да еще и накрутим на стекловолокно – теперь при превышении тока она будет нагреваться медленнее, и может даже ток успеет вернуться в норму прежде, чем она расплавится.

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Совсем медленный предохранитель делаем так – припаиваем пружинку легкоплавким припоем к нагревателю, в качестве которого будет низкоомный резистор или даже кусок проволоки. Если будет короткое замыкание – током пружинку расплавит сразу. Если же превышение тока будет небольшим – капля припоя будет нагреваться от потерь в резисторе, и если пройдет достаточно времени – капля расплавится и пружинка разорвет цепь.

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Для ускорения будем использовать металлургический эффект (в англоязычной литературе просто M-effect, вроде как из-за того что его обнаружил в 1930е проф. A.W.Metcalf) – на проволочку нанесем каплю олова. Когда из-за протекающего тока проволочка нагреется до температуры плавления олова, жидкое олово начнет растворять медь, сечение начнет уменьшаться (олово проводит ток хуже меди в разы), нагрев усилится и такая конструкция перегорает быстрее, чем просто проволочка.

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Довольные собой расширяем каталог, введя дополнительную маркировку скорости работы предохранителей:


FF: Ультрабыстрые (very quick acting, Ultra rapid)— для защиты полупроводниковых приборов

F: Быстродействующие, или стандартные (Quick-acting, Fast, Standard).

M: С небольшой временной задержкой (Medium time lag).

T: С временной задержкой (Time-lag).

TT: С большой временной задержкой (Super time-lag).


По ГОСТ обозначения будут такие:

Первая буква обозначает диапазон токов, в которых предохранитель отключается.

g – если перегорает при любом превышении,

a – перегорает при большом превышении (т.е. только при коротких замыканиях, но не при перегрузке).


Вторая буква – категорию примерения, которая учитывает необходимую скорость срабатывания:

G– (General purpose) Общего применения, обычная скорость.

R– (Rectifiers), иногда S (Semiconductor) для использования с полупроводниковыми ключами, очень быстрые.

M– (Motor) Для применения с моторами, медленные

PV– (Photovoltaic) – для солнечных батарей

N– Совместим по контактам с используемыми в северной америке предохранителями стандарта UL 248

D -Совместим по контактам с используемыми в северной америке замедленными предохранителями для двигателей UL248


Под вечер в офисе звонит телефон, и клиентка жалуется, что когда замкнуло плойку, из-за короткого замыкания сгорел предохранитель в плойке, на вводе в квартиру, в этажном щитке и даже на вводе в здание! Формально случилось короткое замыкание, ток в цепи мгновенно вырос до неприличных значений и предохранители сгорели. Вздохнув и припомнив проектантов рассказываем, что это не проблема конструкции предохранителя, а проблема правильного применения, и рассказываем про селективность:


селективность при сверхтоке: Координация соответствующих характеристик двух или более устройств для защиты от сверхтоков с таким расчетом, чтобы при появлении сверхтоков в установленных пределах срабатывало устройство, рассчитанное на эти пределы, в то время как другие устройства не срабатывали. (ГОСТ Р 50339.0-2003)


Если соблюсти селективность, то при коротком замыкании будет срабатывать предохранитель ближайший к короткому замыканию, даже если все предохранители соединены последовательно в одной цепи. Тоесть у клиентки бы сгорел предохранитель в плойке. Если бы короткое замыкание было в розетке – то сгорел бы предохранитель на вводе в квартиру, а этажный и на вводе в дом остался бы цел.


Для соблюдения селективности нужно лишь, что бы отношение номинальных токов предохранителей было не менее 1,6 к 1. (При условии, что предохранители одного типа gG, если предохранители разные, например gG и aR то тут внимательно нужно смотреть документацию). Если вы посмотрите на картинку с графиком время-токовых характеристик, то все сразу станет понятно, кривые токов плавления предохранителей параллельны и не пересекаются, так что в определенных рамках, если соблюсти отношение 1,6 к 1 селективность будет соблюдена. Тоесть, если бы в плойке был предохранитель на 6А, на вводе в квартиру на 16А, на этаже на 25А, а на вводе в здание на 40А, то предохранители срабатывали бы селективно.


Уже собравшись домой, буквально в дверях нас перехватывает SMMщик. Говорит пользователь Anonymous_troll написал вконтакте, что “ваши предохранители – устаревшее говно мамонта, есть автоматические выключатели”. Успокоившись, пишем ответный комментарий, что пользователь во многом прав, но есть несколько нюансов, благодаря которым предохранители точно не умрут ближайшие лет 100, как они уже сотню лет прожили.


*Дешевле защиты от сверхтоков не придумать. Особенно разница заметна, если вы посмотрите сколько стоит предохранитель на 250А и сколько стоит автоматический выключатель на 250А

*Отключающая способность предохранителя гораздо выше, чем отключающая способность автоматического выключателя сопоставимых габаритов.

*Минимально возможная индуктивность. При работе в некоторых цепях это важно, особенно с ограничителями импульсных перенапряжений.


А можно ли ремонтировать предохранители?

Вопрос хороший и интересный. В конце 19 века уже рекламировались ремонтопригодные предохранители:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост
Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Как видно из текста поста – просто так отремонтировать предохранитель на коленке нельзя, только если завод выпускает ремкоплекты. Если попытаться отремонтировать предохранитель подручными средствами – то характеристики изделия будут малопредсказуемыми. Если способность разрывать цепь при коротком замыкании он сохранит, то как будет себя вести при небольшой перегрузке – вопрос. Что будет с временем срабатывания – тоже лотерея. Поэтому, на мой взгляд, “ремонт” предохранителя при помощи замены проволочки на сопоставимую может иметь смысл только если нужно срочно запустить прибор в работу здесь и сейчас, а ремонтирующий понимает, что делает. Ну и само собой никаких “жуков” – при плавке проволочка металлизирует все вокруг.


Ну и рассказ был бы не полным, если не затронуть самовосстанавливающиеся предохранители. Это весьма специфическая вещь, выглядят они вот так:

Изобретаем предохранитель Предохранитель, Познавательно, Электричество, Ликбез, Электробезопасность, Защита, Видео, Длиннопост

Они изготовлены из специального материала, который резко повышает свое электрическое сопротивление при нагреве, почти скачкообразно. Если ток превышает номинальный, предохранитель нагревается и разрывает цепь. Если короткое замыкание ликвидировали, он остынет и снова будет проводить ток, как тепловое реле, но без движущихся частей. Но есть ряд недостатков:


*Рабочее напряжение не выше 50-60 вольт

*Когда предохранитель срабатывает – через него продолжается утечка тока, на порядки меньше номинального тока, но достаточная, что бы о ней помнить

*Медленные

*Зависят от температуры среды, в корпусе горячего устройства на жаре могут давать ложные срабатывания.


Зачем они такие нужны? Ну например для защиты USB порта, если в него воткнут что-то излишне мощное – предохранитель не даст сжечь дорожки на плате. Пользователь, уяснив, что устройство не работает его отсоединяет, предохранитель остывает и порт снова готов к работе. Штука очень нишевая и за пределами электроники почти не встречается.


Для любителей послушать – видео, которое пересказывает текст поста:

Что почитать для углубления своих знаний? На русском языке:


Книга К.К. Намитоков, Р.С. Хмельницкий, К.Н.Аникеева. Плавкие предохранители. М.: Энергия 1979.

Собственно сам ГОСТ Р 50339.0-2003 (МЭК 60269-1-98) Предохранители плавкие низковольтные. Часть 1. Общие требования


Источники на английском языке:

Замечательная статья Артура Стила в журнале Electronic World 1965 года про правильный подбор предохранителей: https://www.rfcafe.com/references/electronics-world/selecting-proper-fuse-august-1965-electronics-world.htm

Простое у доступное руководство по предохранителям “feseology”, там есть все и по расчетам и по устройству предохранителей. http://www.cooperindustries.com/content/dam/public/bussmann/Electrical/Resources/technical-literature/bus-ele-br-10757-fuseology.pdf

--------------------------

Буду рад указаниям в комментариях на ошибки. Напоминаю, что электричество не шутка, убьет и зажарит. Обслуживание и ремонт электроприборов должен выполнять квалифицированный специалист!


Для вас работает инженер Павел Серков.

Мой сайт: http://serkov.me

Мой Инстаграм: https://www.instagram.com/pavel.serkov/

Показать полностью 15 1

В Омске скорые привезли больных коронавирусом к зданию Минздрава4

А ведь сказали что готовы к новой волне, что мест достаточно.

Машины скорой помощи в Омске привезли больных COVID-19 к зданию регионального Минздрава после того, как в больницах пациентов отказались принимать из-за нехватки мест.
Как пишет портал «Город 55», медики скорой помощи весь день пытались распределить заболевших по медучреждениям. У одного из пациентов поражение легких составляло 70–80%. Больных коронавирусом возили по городу около десяти часов. Врачи истратили четыре кислородных баллона для поддержания состояния пациентов.
Первая машина скорой приехала к зданию омского Минздрава около девяти вечера. Потом подъехали еще две машины, они включили сирены, чтобы привлечь внимание, отмечает портал. В итоге к медикам никто не вышел, бригады уехали, к зданию ведомства подъехала полиция.
Как отмечает издание, позже пациентов приняла одна из больниц. Главврач станции скорой помощи Омской области Максим Стуканов рассказал «КП», что для заболевших нашли места в БСПМ № 2.

https://www.bfm.ru/news/456699?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https://yandex.ru/news/story/V_Omske_skorye_privezli_bolnykh_koronavirusom_k_zdaniyu_Minzdrava--4a59a38df35899b99f6495ccaed54c80

У нас новая игра!

Говорят, тех, кто идеально пройдет ее с первого раза, сразу завербуют в секретную службу… Шутка, конечно, но дедуктивные способности вам и правда понадобятся. Ну что, сыграете?

Помогите найти игру

Играл очень давно как-то в одну игру. Помню начало: ты играешь за девочку, первый квест: стоишь в каком-то дворе и у тебя есть бумеранг. Этим бумерангом сбиваешь что-то у бабки на балконе. Потом ещё квесты в каком-то подвале, страшном доме. Больше ничего не помню( игра 2D

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом?

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

Советские военные летчики, вступившие в воздушную схватку с израильскими истребителями, потеряли 5 машин, не сбив при этом ни одного самолета противника.


Об этом бое ходят легенды. 100 советских асов. 50 смертоносных перехватчиков МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ. Русский «легион смерти», переброшенный в срочном порядке на Ближний Восток, должен был кардинально изменить расклад сил в воздухе.

Молодость и злость. Желание драться до последней капли крови – как завещали отцы, бравшие Берлин. Родина обеспечит Вас самой лучшей техникой и выучит всем необходимым навыкам летчика-истребителя. Отряд победителей. Гроза воздушного океана.

К этому бою готовились. Для решающей схватки отобрали лучших из лучших - 135-й истребительный авиаполк ВВС СССР, прошедший спецподготовку на полигонах в южных областях СССР. Пока советские «соколы» нарезали виражи над Крымом и Каспием, пытаясь зайти в хвост друг другу, израильтяне глотали кровь «войны на истощение» и учились, учились, учились, отрабатывая собственные приемы ведения воздушного боя.

В бой идут одни старики – лучшие советские пилоты против Амоса Амира, Ашера Снира, Авраама Шалмона и Ави Гилада. Только эта четверка асов имела на счету в сумме более 20 воздушных побед. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям отряду «воздушных киллеров» под командованием Амоса Амира.

Две команды профессионалов. Два скорпиона, запертые в одном сосуде. В живых должен остаться только один.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

Воины-интернационалисты, наша страна оказала вам большую честь – право представлять интересы Советского Союза в регионе Ближневосточного конфликта. Я не имею права приказывать. Здесь собрались добровольцы. Прошу, сделайте там все правильно и вернитесь назад живыми.

Выходя из комнаты, он добавил строгим голосом:

Имейте в виду товарищи: если вас собьют за линией Суэцкого канала — мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами...

из воспоминаний летчиков о встрече с министром обороны СССР А. Гречко


Секретная миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете. На крыльях и киле – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, выведенный причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты и техники – «ана хабир руси» (пер. «Я русский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.

Всевидящая разведка Моссад уже доложила о прибытии русских. Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать. На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: Прямая угроза существованию государству Израиль? Но как же соблюдение нейтралитета? Насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой Большой войны?

«Нет, мы должны драться», - премьер-министр Голда Меир взяла инициативу в свои руки – «при необходимости немедленно вступайте в бой».

К генеральному поединку тщательно готовились – с первой половины апреля 1970 года начались еженедельные встречи русских с израильтянами. Увы, всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за поведением своих вероятных противников, отслеживали все их маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.

Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривают противника. Вот он! Буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома». Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески McDonnell Douglas F-4 «Фантом» усеяны ракетами, два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.
Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки DEFA калибра 30 мм.

Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, советским пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.


Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, ракет AIM-7 и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту «вымести» с небес любого воздушного противника.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступить в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет Р-3 поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Однако, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.

Пьянящий вкус победы требовал немедленного продолжения – на 27 июня была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли провокационный удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват наглых МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, врага просто размажут в воздухе.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

План не сработал. Видимо почуяв неладное, израильтяне отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако … русских истребителей нигде нет! Отвратительное взаимодействие между русским и египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.


30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде российских источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».

За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и Хэль Хаавир (ВВС Армии обороны Израиля) имевшей место 30 июля 1970 года. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – в тот день было действительно сбито несколько МиГов с советскими экипажами. В результате воздушного боя погибли:


Журавлёв Владимир Александрович — капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Юрченко Николай Петрович — капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Яковлев Евгений Герасимович — капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».


Совершенно очевидно одно – это была организованная засада ВВС Израиля (она так и называется – операция «Римон-20»). Но как получилось, что советские пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

Существует множество ответов. Согласно ура-патриотической версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению русские обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, русские задергались и ВНЕЗАПНО оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.

20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате опытные израильские истребители расстреляли пять советских асов, как куропаток, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на свои аэродромы. В ту ночь на авиабазах Хэль Хаавир гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за убитых ими русских…

Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины. Например, одна из заслуживающих внимание версий от украинского исследователя В. Бабича звучит следующим образом:

Никакого боя 20 vs 16 не было в помине. В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящим силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и нужный момент.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты «Сайдуиндер». Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).

До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – по воспоминаниям очевидцев, он дрался один против четырех самолетов противника, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота Ифта Спектор и Авраам Сэлмон, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

«Мираж» разваливается в воздухе


Тяжелые повреждения также получил «Мираж» израильского аса Ашера Снира - выпущенная в упор ракета Р-13 повредила самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим (об этом пишет его боевой коллега Амос Амир в своей книге «Огонь в небесах»).

Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.

Но как же пятый сбитый русский самолет? А он пропал. О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно.

По слухам, израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Слухи, слухи… иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.

В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» Хэль Хаавир понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей» из 101, 117 и 119 эскадрилий, а также многоцелевые истребители «Фантом» из 69 эскадрильи ВВС Израиля. Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.

Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты:

В результате боя 30.07.1970 было сбито 4 МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.

Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж» Ашера Снира, что приземлился на авиабазе Рефадим.


Грустная и поучительная история. Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно), отмечу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ.


1. ВВС Израиля имели возможность ДОСКОНАЛЬНО изучить истребитель МиГ-21.

15 августа 1966 года иракский летчик Мунир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль (операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.

Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Длиннопост, История, Израиль, Египет, Холодная война

2. Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.

3. Боевой опыт. ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители «Хэль Хаавир» вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп… Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.

Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.

4. Самое важное. Подготовка пилотов и система управления в бою.

В одном из интервью командующий израильскими ВВС генерал-лейтенант Мордехай Хот сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.


В отличие от израильских пилотов, советские истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий 30.07.1970, всех участников боя собрал командующий советской авиационного группировкой в Египте генерал Григорий Устинович Дольников:

Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.

Материалы: topwar.ru

morelas.livejournal.com

iveinternet.ru

Показать полностью 8

Гравитационный двигатель MEGA с эффектом Маха

Сказать, что пространство огромно - значит ничего не сказать. Если мы просто подумаем о просторах нашей Солнечной системы, New Horizon потребовалось 9,5 лет, чтобы достичь Плутона с Земли. Максимальная скорость, которой достигла наша нынешняя технология в космосе, составляет 430 000 миль в час. Ближайшая звездная система Проксима Центавра находится на расстоянии 4,24 световых года от нас. При наших нынешних технологиях нам потребуется 6300 лет, чтобы достичь ее. На более медленных скоростях, как у миссии «Юнона», это заняло бы 17000 лет.


Итак, чтобы исследовать отдельные регионы межзвездного пространства или даже наш задний двор Солнечной системы, нам нужно путешествовать с большей скоростью. Без этого невозможно добраться до других систем. Существует множество теоретических технологий для быстрого путешествия. Более экзотические из них, такие как варп-двигатель и червоточины, все еще находятся в сфере научной фантастики.


Электромагнитный привод считается многообещающей технологией, но не доказанной. Единственный из прототипов в разработке - Breakthrough Starshot. В нем используется мощный лазер, чтобы направить космический парусник миниатюрного размера в межзвездное пространство. Он должен достичь скорости 20% от скорости света в вакууме - достаточно быстро, чтобы достичь Луны за 7 секунд.


Гипотетический гравитационный привод (MEGA) с эффектом Маха теоретически тоже может приблизиться к скорости света.

Гравитационный двигатель MEGA с эффектом Маха Космос, Вселенная, Скорость света, Видео, Длиннопост

Привод MEGA drive


Привод MEGA до сих пор толком не испытан. Он чем-то похож на знаменитый привод EmDrive. Это означает, что нет топлива, которое горит для образования выхлопных газов, которые толкают космический корабль вперед. Вместо этого в приводе будет использоваться пьезоэлектрическая вибрация.


Ученый, стоящий за этой разработкой, доктор Джеймс Вудворд говорит, что если вибрации задать в нужном направлении, то они могут оказывать тягу, чтобы перемещать объект, в котором они находятся, вперед.


Для того чтобы пьезоэлектрические кристаллы вибрировали, необходимо электричество. Космическому кораблю, использующему привод MEGA, потребуется некоторая форма электроэнергии. Это может быть мини-ядерный реактор. Реактор будет приводить в действие кристаллы, которые будут вибрировать, толкая корабль вперед.


Если все получится в соответствии с предсказанием доктора Вудворда, корабль сможет развивать скорость, близкую к скорости света в вакууме. Идея состоит в том, чтобы медленно ускоряться, чтобы в конечном итоге достичь максимальной скорости. Хотя это ускорит космические путешествия, полеты на таких высоких скоростях могут причинить вред людям. В игру вступят замедление времени и старение.


Для начала можно отправить зонды в другие интересующие миры. Особенно в те, которые похожи на землю или считаются пригодными для жилья. Наше понимание Вселенной и нашего места в ней значительно расширилось бы. Конечно, все зависит от реального драйва.


Теория привода MEGA


Теория, лежащая в основе этой работы весьма спорна. Доктор Вудворд обосновывает эту тягу на интерпретации инерции физиком XIX века Эрнстом Махом. Первый закон движения Ньютона определяет инерцию как свойство объекта, которое гарантирует, что объект продолжает находиться в состоянии покоя или в состоянии движения по прямой линии, если только на него не действует внешняя сила.


Мах предположил, что инерция - это не что иное, как гравитационное воздействие совокупности всех небесных тел на объект. Эйнштейн согласился с Махом и добавил это к своей общей теории относительности. Последующие исследования не нашли согласованности между гипотезой Маха и общей теорией относительности.


Помимо теоретических концепций, проект доктора Вудворда получил одобрение научного сообщества. Его конструкция представляет собой набор пьезоэлектрических кристаллов, соединяющих два блока. Когда электричество проходит через кристалл, он немного расширяется. Это очень немного сдвинет один из блоков. Когда электричество отключается, кристалл принимает свою первоначальную форму. На этот раз он тянет за собой другой блок. Таким образом, вся система движется вперед.

Гравитационный двигатель MEGA с эффектом Маха Космос, Вселенная, Скорость света, Видео, Длиннопост

Хотя теория спорна, доказательством является реальное движение, фиксируемое Вудвордом. Но пока эти результаты не бесспорны.


Тем не менее, привод MEGA оказался достаточно убедительным, чтобы получить несколько грантов от Института перспективных концепций НАСА (NIAC) для этого устройства.


Финансирование позволило улучшить его дизайн. В 2017 году команда доктора Вудворда показала толчки в микроньютонах. Это не сильный толчок, но он достаточно сильный, чтобы не быть артефактом. Речь идет не только о произведенной силе, но и о подтверждении концепции. Подтверждающие испытания его устройства запланированы на 2021 год на объектах НАСА.


Что из этого следует?


Предположим, привод Маха оказывается работающим. Что тогда произойдет? Следующим шагом будет испытание его в космосе - с небольшим спутником. Если это сработает, то с помощью этой системы зонды можно будет отправлять на Луну и Марс. Учитывая нынешний интерес правительств и частных компаний к космическим путешествиям, можно было бы ожидать быстрого внедрения и масштабирования этой технологии в случае успеха. Впереди интересные времена. Если вместо этого технология не сработает, по крайней мере, неудачная попытка тоже результат.

Показать полностью 2

Робот с реалистичным взглядом

Исследователи из Disney Research Hub создали робота с реалистичным взглядом. Добиться эффекта реалистичности позволяет симуляция физиологических функций человека: дыхания, моргания и саккад.

P. S. Саккады - быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении.

Обыкновенная история - Зануда 99 LVL

Сегодня снова о занудах. Отличный пешеходный маршрут по Крыму. Классная компания. И.... в состав неведомым образом прокралась ОНА - зануда 99 LVL.
Это стало ясно уже с первого ее вопроса: "А почему мы не выехали раньше?". Ну, во-первых, потому что выезд в 4 утра был прописан в программе, а еще потому, что люди могли побольше поспать, чем если бы выехали в два, а еще... хватит уже первого пункта. Но начало было положено. Вместо маршрута она хотела купаться в море (в конце октября) и гулять по Ялте и бубнила всю дорогу, изредка затыкаемая остальными туристами.


Второй громкой реплики пришлось подождать: "Нам уже пора заселяться в гостиницу, а мы все еще едем!". (вообще-то только через полчаса выход на маршрут, а заселение вечером, после того, как он будет пройден). Не проблема, притормаживаем уже в Ялте у остановки: "Не пойдете на маршрут? Номер такси дадим, адрес гостиницы тоже". Но она решила все же идти с группой. Как правило, первые 2-3 км затыкают рот занудам, потому что они начинают ртом дышать, и говорить нет сил. Так и вышло. Целых 4,5 часа прошли без приключений.


Спустились с горы Ставри-кая, загрузились в авто, добрались до гостиницы, заселяемся, и тут - "Ну вот, я хотела одноместное заселение, следующий раз буду сама бронировать гостиницу" (ну это она еще не в курсе, что следующего раза для нее точно не будет). Одноместного размещения ей никто не обещал, было оплачено место в 2-местном номере.


Выдаем ключи, и тут снова: "Куда вы меня заселяете, тут все будет слышно" (не знаю, чем она собиралась заниматься с соседкой, что надо было вот прям звукоизоляцию). Все номера одинаковые, а своего она даже еще не видела, но он ей уже не нравится. Ну что, молчать уже нельзя, предлагаю вариант: "Не нравится тут - на улице много места, можете спать там". Группа уже в голос ржет. Молча взяла ключи, пошла.


И вот мы уже гуляем по ночной набережной Ялты. Свободное время, все предоставлены сами себе и разбились на маленькие группки. Она пристроилась к одной из них, все время отставала и возмущалась, что ее чуть не потеряли... "Вы говорили, своих не бросаете". Ну да, так это же СВОИХ. Они бы и рады бросить, да от такой разве убежишь.


Так длилось 2 долгих дня. И уже ближе к завершению тура стало понятно, почему ей угодить невозможно в принципе. Останавливаемся у прилавка с сувенирами, медом, кофеваркой и т.д. Она такая "Вот, хорошо бы выпить кофе, но в этой забегаловке его не будет". Народ ей - да вот же, кофе тут есть, мы только что купили, идите закажите. И тут она: "Я вообще кофе не люблю". Стало ясно, что угодить ей нельзя в принципе.


Самое интересное и самое обычное - она выдала в конце: "От меня все туристические компании стонут (блин, а сразу нельзя было сказать?), а с вами мне понравилось, куда едем следующий раз?"  Понятно, что в следующий раз для нее мест нет и не будет. Человек, который не хочет жить - а хочет ныть, должен по возможности быть изолирован от общества. А вот как выявить зануду заранее - вопрос другой, кто же признается, что он как Маугли, достанет всех. Я не знаю ответ на этот вопрос, хотя уже долго ищу. А Вы - знаете?


P.S. В порядке иллюстрации эмоции, которую вызывают такие ситуации у нормальных людей - тоже фото из нашего похода, правда более раннего (в этот раз была вызвана кислым яблоком)

Обыкновенная история - Зануда 99 LVL Туризм, Крым, Занудство, Клиенты, Длиннопост
Показать полностью 1
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов, волны постов — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.

Отличная работа, все прочитано! Выберите