Японские авианосцы
8 постов
8 постов
12 постов
1 пост
1 пост
Есть в истории мировой авиации самолеты, и есть…Самолеты. Первые промелькнули на небе и улетели в историю, фактически не оставив следа.
Ну кто, кроме экспертов авиационной истории, хранит в памяти F-105 Thunderchief, F-106 Delta Dart, Lightning F.1, J.35 Draken, Як-27?
То, что Су-27 — это уникальное явление в небе и в мире очень немного самолетов, способных сравниться с ним что по эффективности, что по сроку службы — факт. А сколько будут нести службу его итерации Су-30 и Су-35 в различных модификациях — это вообще вопрос, потому что 35-й вообще только во вкус входит.
Почему двойной юбилей (не юбилей, а, как у нас принято говорить, «круглая дата»)? Всё просто. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. Так что – 35 лет с момента официального принятия на вооружение.
Но дело в том, что до момента издания этого документа, с 1985 года, Су-27 пять лет массово находились в эксплуатации в строевых частях. Причем даже в двух итерациях, Су-27С (серийный) в частях ВВС и Су-27П (перехватчик) в частях авиации ПВО. Причем между модификациями была приличная разница в оснащении, Су-27П имел более простой комплект БРЭО, в связи с чем не мог применяться в качестве ударного самолета по наземным целям. То есть «чистый» истребитель.
Вообще, самое пикантное во всей истории Су-27 то, что этого самолета могло и не быть. Павел Осипович Сухой с большим скрипом взялся за работу над новым истребителем, потому что его ОКБ было реально перегружено работой над другими проектами.
В то время КБ Сухого работало над испытаниями первых опытных образцов фронтового бомбардировщика, который впоследствии стал Су-24, готовило к началу полетов дальний ракетоносец и разведчик Т-4 («100»), шли работы по созданию новых модификаций перехватчика Су-15 и истребителя-бомбардировщика Су-17, проектировались стратегический комплекс Т-4МС («200»), штурмовик Су-25 и беспилотный летательный аппарат «Коршун».
И только под весьма нешуточным нажимом министерств и ведомств в 1971 году Сухой дал распоряжение начать работы по проектированию перспективного фронтового истребителя, получившего заводской шифр Т-10. Его еще назвали «Анти-F-15», потому что планировалось, что этот самолет будет тем средством, которое сведет на «нет» все успехи американцев, ударно строивших F-15.
«Орла» решили ощипать усилиями трех ОКБ: П. О. Сухого, А. И. Микояна и А. С. Яковлева. Яковлевские проекты Як-45И и Як-47 были отклонены, а вот будущие МиГ-29 и Су-27 сошлись в бою насмерть еще до своего рождения. И в итоге было принято решение разделить проект фронтового истребителя на две независимые программы. Инициатором выступило ОКБ А. И. Микояна, которое и предложило разделить программу перспективного фронтового истребителя на две отдельные программы, в рамках которых можно было бы продолжить создание как самолета Су-27 (в качестве тяжелого фронтового истребителя), так и МиГ-29 (в качестве легкого фронтового истребителя), обеспечив унификацию обоих самолетов по ряду систем оборудования и вооружению.
Решение было принято, и результат известен: долгое время МиГ-29 и Су-27 были основой и ударной силой советских и российских ВВС. И об извечном противостоянии МиГ-29 и F-16, Су-27 и F-15 до сих пор снимаются ролики и пишутся статьи.
Первые наброски нового истребителя были выполнены в ОКБ П. О. Сухого еще осенью 1969 г. Поначалу этим занимался конструктор отдела проектов Владимир Иванович Антонов. На основе проработок B. И. Aнтонова и был подготовлен первый вариант компоновки Т-10. Его авторами стали О. С. Самойлович, В. И. Антонов и В. А. Николаенко.
Главной особенностью самолета должна была стать интегральная аэродинамическая компоновка, то есть планер выполнялся в виде единого несущего корпуса с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Впервые такая компоновка была применена ОКБ Сухого при разработке проекта самолета Т-4МС, здесь же применили наработки, сделанные ранее.
Получилось несколько по-автомобильному: к несущему корпусу спереди крепилась головная часть, то есть кабина экипажа, носовая часть с РЛС, передняя опора шасси с нишей, далее шли подкабинный и закабинный отсеки с оборудованием. А сзади крепились две гондолы с двигателями, воздухозаборниками, расположенные под центропланом. Это дало самолёту высокие аэродинамические качества и обеспечило большие внутренние отсеки для размещения топлива и оборудования. И эта «фишка» с огромным запасом топлива стала фирменной чертой всего поколения самолётов КБ Сухого на долгие годы.
Другой важнейшей особенностью Т-10 стала реализация концепции продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета. То есть, Су-27 был нестабилен в полете, и для обеспечения его продольной балансировки в полете была создана автоматическая электродистанционная система управления (ЭДСУ). Это уже было применено ОКБ Сухого при работах над самолетом Т-4. Благодаря использованию интегральной статически неустойчивой компоновки, Су-27 должен был обрести исключительные маневренные характеристики, позволяющие ему выполнять в воздухе эволюции, недоступные самолетам обычной схемы, и иметь большую дальность полета без подвесных баков.
И это у создателей получилось более чем.
Прототип Су-27. Может, не так красив, как сегодня, но тоже эффективен: скорость до 2,3 М, дальность 3 530 км, полезная нагрузка 7 000 кг, десять узлов подвески под крыльями.
Большое удивление для американцев, которые уже давно ощущали себя самыми крутыми в небе. Конечно, эта крутость время от времени разбавлялась советскими самолетами типа МиГ-21, но никто же не запрещал ставить вопрос именно так?
То, что советские разведчики еще в 1969 году получили информацию о реализации в США проекта «F-X», который стал F-15, который взлетел на пять лет раньше, чем наш самолет. Раньше — не значит «лучше».
Су-27 завоевал сердца и бюджеты самых привередливых покупателей мира, став наиболее продаваемым истребителем тяжелого класса 20 и 21 века. Любопытно, но практически одновременно появившийся и развивавшийся МиГ-29 этот цикл прошел намного быстрее, устарел заметно раньше и не добился такой популярности, хотя и имел неплохие продажи.
А ещё забавнее, что именно МиГ-29 стал первым боевым трофеем Су-27.
Это произошло в ходе войны между Эфиопией и Эритреей, в конфликте 1998-2000 годов. На вооружении ВВС этих стран стояли советские/российские самолеты, что неудивительно, потому что Эритрея до своей независимости была частью Эфиопии. И дальше обе страны продолжили покупать оружие и военную технику у России.
На начало конфликта у Эфиопии было 8 самолетов Су-27, которые обслуживали российские специалисты, а у Эритреи на вооружении имелось 6 МиГ-29, которые обслуживали специалисты из Украины.
Злые языки утверждают, что и в кабинах самолетов находились русские и украинцы, но достоверных доказательств никто не привел.
В 1999 году состоялось три воздушных боя, в которых Су-27 одержал первые победы, и противником был именно МиГ-29, с которым раньше «сушка» не встречалась.
21 февраля 1999 года эритрейцы организовали засаду: один МиГ-29 играл роль подсадной утки, второй МиГ-29 караулил за плоскогорьем. Эфиопский Су-27 обнаружил МиГ-29, подошел к нему на 45 км и осуществил пуск ракеты Р-27, от которой пилот МиГ-29 уклонился. Эфиопский летчик запустил еще одну ракету, и снова эритрейский самолет ушел от удара. Видимо, в кабине сидел очень хороший летчик. А потом оба МиГ-29 атаковали Су-27, выпустив по нему 2 ракеты. Эфиопский летчик тоже оказался не лыком шит и уклонился от всех.
25 февраля случился тот самый бой. Два эфиопских истребителя встретились над сектором Бадме с четырьмя эритрейскими, которые шли наносить удары по сухопутным войскам. Су-27 произвёл пуск двух Р-27 по ведущей паре эритрейских МиГ-29. В результате один самолёт был сбит и разрушился в воздухе, а второй развернулся и вернулся на свою территорию.
На следующий день, 26 февраля, дежурный Су-27 был послан на перехват МиГ-29, который на большой высоте шел курсом на столицу Эфиопии Аддис-Абебу. Снова пуск Р-27, снова поражение.
Потом «сушки» сбили ещё один МиГ-29 в 2000 году и полностью захватили господство в небе. Так начался боевой путь Су-27 и его модификаций Су-30, Су-33, Су-35, Су-34. Все эти самолеты в том или ином плане Су-27.
Всего с 2014 года истребителями Су-27 и Су-30 было перехвачено более 500 самолётов - разведчиков у воздушных границ России, открытия огня не происходило, всем дали возможность одуматься и развернуться.
Вопрос о том, насколько современна платформа Су-27 сегодня, не стоит. Су-35, который есть прямое продолжение Су-27, сегодня является самым эффективным истребителем современности. Даже истребители пятого поколения могут оказаться менее эффективными, и для этого есть множество причин, разговор о которых пойдет на наших страницах в самое ближайшее время.
Извечные противники, американские F-15 и F-16, тоже идут своей дорогой модернизации и еще не скоро освободят небо от своего присутствия. Это весьма удачные боевые платформы, именно так, ведь можно создать просто шедевральный самолет, такой, как МиГ-21, и на этом всё. Правда, МиГ-21 продолжил свою карьеру в облике китайских и пакистанских самолетов, но это несколько другое.
Су-27 интересен именно тем, что в конструкцию самолета были заложены такие особенности, которые позволяют самолету быть актуальным и иметь большой модернизационный потенциал. Не нужен воздушный тормоз? Вообще не вопрос, убираем, самолет летает как ни в чем не бывало. Нужно дополнительное ПГО для лучшей маневренности по тангажу и грузоподъемности? Никаких проблем.
Убрать (у Су-35) – тоже. Су-30 и Су-33, о которых идет речь, сильно отличаются от изначальной модели Су-27, отличен и Су-35, но гибкость схемы позволила создать эти самолеты.
И, несмотря на наличие Су-34 и Су-35, сам изначальный Су-27 не собирается на покой. Модификация Су-27СМ3, которой понемногу подвергаются имеющиеся на вооружении самолеты ВКС России и морской авиации (дальность полета Су-27 очень хороша при патрулировании над Балтикой), дает возможность улучшить боевые данные самолета, который язык не поворачивается назвать ветераном.
Усиление конструкции планера дает возможность увеличить взлетный вес более чем на три тонны. Это больше горючего или больше вооружений. Да, для вооружений добавлены еще два узла подвески. И новые двигатели АЛ-31Ф-М1 с повышенной тягой и увеличенным межремонтным ресурсом. Ну и новые элементы БРЭО, которые позволят применять самые современные виды вооружений, например, ракеты «воздух – воздух» Р-77.
Кабина стала полностью «стеклянной», у летчика теперь четыре многофункциональных индикатора-экрана, что избавило его от 13 стрелочных приборов. Плюс новый комплекс связи.
Сегодня Су-27СМ3 способен работать как в качестве многофункционального истребителя, так и решать боевые задачи, свойственные ударному самолету на земле или море.
Количество Су-27 различных модификаций в ВКС и морской авиации не то чтобы невелико, но больше сотни. Часть из них была модернизирована, но Су-27С и Су-27СМ предстоит уйти в историю по мере замены их более современными самолетами. В планах была замена на Су-57, скорее всего, переиначат на Су-35, но в любом случае это событие откатывается вперед на очень неопределенный срок: самолеты нужны над Украиной.
Так что Су-27, даже если и можно было списать, увы, не получится. И то, что 27-е точно дотянут до своего боевого сорокалетия/сорокапятилетия, сегодня не вызывает сомнений. И отнюдь не в роли дряхлого бодрящегося старикана, этот самолет и сегодня способен ощипать почти любого «Орла» или «Сокола», или оторвать хвост «Грифону».
Что поделать, у Павла Осиповича умели строить самолеты.
утащил, как обычно, здесь
Ютуб в общем, если не работает, то я вам сочувствую, за то время, пока оно блокируется, можно было много раз вернуть себе его работоспособность.
Если закрыть глаза на некоторые несоответствия, то именно в 1955 году состоялся первый полет прототипа МиГ-21. Вообще это был прототип Е-2, больше схожий с МиГ-19, но с одним двигателем АМ-9Б, который полетел в феврале 1955 года, а вот доработав Е-2 и оснастив его треугольным крылом, получили Е-4, который полетел в июне 1955 года.
Е2-Е4, а там и в ферзи.
В 1955 году, который был очень плодовит для авиации мира, Великобритания выпустила English Electric Lightning F-6, Франция – несколько вариантов Dassault Mystere, а в США запилили Lockheed F-104 Starfighter. И если F-104 еще остался в истории как один из самых неудачных американских самолетов, то вот его британский и французский коллеги абсолютно исчезли в облаках истории, и помнят о них совсем уж специалисты.
А 21-й? А у него нормально всё. Летает, воюет, а год 2025-й стал годом заключения просто чумового контракта на три миллиарда долларов, за которые Иран приобретет 40 самолетов у Пакистана.
Не, ну JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 похож так же, как… Ага, а давайте посмотрим на F-16A Fighting Falcon и F-16V Viper. Они так похожи… своими радикальными различиями.
Что же касается сходства JF-17 и МиГ-21, то доктор Ян Вэй, создатель JF-17 (и не только, J-7 тоже очень хорошая машина), сказал один раз и на все оставшиеся годы:
JF-17 Thunder, несмотря на вполне современный вид, превосходную цифровую авионику и радары, — плоть от плоти МиГ-21. Это проявляется и в компоновке, и в планере, и даже в основной геометрии, если внимательно приглядеться. Мне всегда хотелось сделать на базе МиГ-21 что-то особенное. Мы создавали JF-17 как побочный продукт. Это был «самолёт-мечта», МиГ-21 двадцать первого века. В нашей работе было гораздо больше экспериментаторства и азарта, чем надежд на что-то серьезное, и мы не рассчитывали на какое-то финансирование со стороны государства. Но неожиданно им заинтересовался Пакистан, затем Азербайджан, и теперь у нас в портфеле потенциальные заказы из 7 стран.
Да, осовременивание МиГ-21 дало самолету «второе дыхание» и в плане вооружения. Если МиГ-21ПФ нес в качестве вооружения ДВЕ управляемые ракеты К-13/Р-3, то вот убийственный ассортимент «внучка» JF-17 более внушителен:
JF-17 может нести 3 800 кг вооружения класса «воздух-воздух» и класса «воздух-земля» на 7 узлах подвески, но штатно – 1 подвесной топливный бак и 6 ракет. Плюс еще есть китайская копия нашей двуствольной авиапушки ГШ-23Л.
Вообще, если принять на веру слова главного конструктора и считать, что JF-17 Thunder Block-3 — это самая продвинутая версия ветерана МиГ-21, то можно зафиксировать ещё одно колоссальное достижение данной машины.
МиГ-21 официально создавался как сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения, так и принято считать, правильно? Но в версии МиГ-21бис (это уже 1972 год, если что) на экспертном уровне 21-й был признан самолётом третьего поколения. А если посмотреть на индийскую модификацию МиГ-21 «Бизон», то самолёт имел уже черты четвёртого поколения.
«Бизоны» вообще были интересным явлением в небе. Даже удивительным. Пример так называемого «обратного инжиниринга наизнанку»: индийская компания HAL по лицензии наклепала огромное количество «чистых» МиГ-21. И индийские летчики на протяжении многих лет гробили эту строгую машину, как могли. Но в 2006 году, собрав денег и отогнав некоторое количество 21-х обратно в Россию, Индия заказала модернизацию. Наши модернизировали МиГ-21, и тут выяснилось, что этот модернизированный МиГ-21бис ну вот совсем не уступает современным истребителям четвертого поколения.
А если дать 21-му современную авионику, мощные средства РЭБ и актуальную номенклатуру ракет, он и вовсе может биться с ними на равных. Это показали и учебные схватки, и реальные столкновения с пакистанскими F-16 Block 50.
Ну а JF-17 Thunder Block 3 — это уже поколение 4+. То есть из второго поколения в четвертое. Такого перехода не делал и уже не сделает ни один боевой самолет мира.
Просто, когда делали МиГ-21, всё это деление на поколения… Да его просто еще не было. Потому и не в курсе оказался этот самолет. И продолжал летать, служить, воевать и сбивать.
Когда МиГ-21бис совершил последнюю победу, все знают. Случилось это в том самом приснопамятном противостоянии ВВС Индии и Пакистана в 2019 году, когда МиГ-21 ВВС Индии в довольно безумной атаке сбил F-16 ВВС Пакистана, но и сам был сбит.
А первая победа была одержана МиГ-21бис 9 сентября 1980 года, в ходе ирано-иракской войны. Вообще война между Ираном и Ираком стала, пожалуй, последним крупномасштабным конфликтом в послевоенной истории противостояний американской и советской авиационных конструкторских школ. Эта война была интересна в первую очередь тем, что стороны были практически равны по силам: Иран оперировал F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, которые уже были устаревшими, но имел и вполне актуальные на тот момент F-14 Tomcat, полноценные самолёты четвертого поколения. Ирак же полагался на советские самолеты, от МиГ-17 до МиГ-21.
Больше всего было МиГ-21 в модернизациях, скажем так, «в ассортименте», но буквально за месяц до начала войны Багдад получил партию именно МиГ-21бис, самой последней версии.
9-го сентября 1980 года в небе над иранским городом Касре-Ширин, в приграничной западной провинции Керманшах, восьмерка истребителей ВВС Ирана F-4 Phantom II и F-5 Tiger II столкнулась с шестеркой МиГ-21бис.
Иранские летчики собирались нанести удар по иракским силам, сосредоточенным у границы, за день до этого у них получилось уничтожить танковую колонну иракской армии прямо на марше, видимо, хотелось повторить успех.
Однако иракское командование предугадало желание иранцев продолжить банкет и подняло в воздух МиГ-21бис из 11-й истребительной эскадрильи ВВС Ирака. Старший лейтенант Садик четко навел ракету Р-13М на «Фантом» и сбил его, пилот майор Махмуд Эскандари выжил, оператор капитан Али Ильтхани погиб. Ракета Р-13М сбила «Фантом» на дистанции 8 километров, что по тем временам было более чем достойно.
Ну и коль мы заговорили о победах, пусть и имеющих круглые даты, нельзя не сказать и о первой. Первый раз МиГ-21 уничтожили пилотируемый летательный аппарат в августе 1962 года, и это был вполне себе боевой самолет. Да, это произошло уже 63 года тому назад, но ничего не поделать, уничтожение противника к круглым датам не приурочивают.
18 августа 1962 года реактивный истребитель Sea Hawk F.101 2-й эскадрильи авиакрыла MFG.1 Бундесмарине поднялся с авианосца USS Saratoga ВМС США. Хороший такой набор: самолет британский, авианосец американский, пилот западногерманский. Поднялся и полетел вглубь земли немецкой, да так, что оказался примерно в 350 км от побережья, в районе города Айзенах, что в Тюрингии.
Самолет летел на максимальной высоте 11 км, что в принципе наводит на мысль, что летел капитан-лейтенант Винклер, пилот «Морского ястреба», мягко говоря, шпионить. Но был перехвачен МиГ-21П/ПФ, других у ГДР быть и не могло в те годы, и всё закончилось печально.
Был воздушный бой. Но что там мог изобразить из своих пушек (4 х 20-мм в крыльях) против управляемых ракет британский самолет, сказать сложно. А если учесть, что Sea Hawk проигрывал МиГ-21 по высоте около 6 км и по скорости где-то 1 000 км/ч, то понятно, что боя не было. Была одна ракета, которая с небес на землю и отправила Винклера. Он был пилот опытный и, когда понял, что сесть нормально у него не получится, плюхнул самолет в пашню у города Альхорн на своей территории.
Компания Focke-Wulf, обслуживающая самолёт, приняла решение о неремонтопригодности и списании истребителя. Занавес.
В целом: первый в 1962 году, последний в 2019-м. То есть, от первой до последней (пока) победы 57 лет. И дальше все еще не так однозначно, как хотелось бы многим, с кем мы не дружим, но что есть, то есть.ь.
МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС 49 стран мира. По состоянию на 2024 год в 6 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатировалось 398 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Плюс еще Chengdu J-7 состоит на вооружении 11 стран общим количеством 827 единиц всех модификаций.
Да, средний возраст самолётов превышает 40 лет, а эксплуатация и модернизация самолетов весьма затруднена именно временным фактором. Но, тем не менее, МиГи летают. Ряд стран, Индия, Румыния, Хорватия, провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems. И да, МиГ-21 в такой вариации реально соответствовали многим характеристикам истребителей 4-го поколения.
Уже не раз задавались вопросы на тему того, почему МиГ-21 и его главный соперник F-4 «Фантом» до сих пор прекрасно себя чувствуют в небе.
Можно сказать фразой из старого фильма: время было такое. Действительно, 60-80 годы прошлого века стали просто пиком для мировых разработчиков оружия. Было создано то, что до сих пор является платформами для дальнейшего развития. А многое до сих пор стоит на вооружении и собирает кровавую жатву по миру. Это касается всего: танков, бронемашин, артиллерии, стрелкового вооружения. Авиация не исключение: Ту-95, В-52, F-15, F-16, Су-27, Су-25 – они все так же актуальны.
Вообще, конечно, удивительно: МиГ-21 собирались в те времена, когда у большинства стран на вооружении ещё стояли поршневые самолёты образца Второй мировой.
МиГ-21, несмотря ни на что, был машиной гениальной. Настолько простой, ремонтопригодной и универсальной, что пережил и многое, и многих. Если посмотреть в историю, оценить, сколько разных самолетов канули в безвестность по разным причинам, становится понятно, что МиГ-21 и его извечный противник «Фантом» — действительно самолеты, которые невозможно отнести к поколениям. Они вне поколений, потому что стоит сменить авионику, установить более мощный компьютер — и вот вам самолет, который снова способен идти в бой с самолетами намного моложе его.
Так в чем секрет актуальности МиГ-21? В совокупности составляющих. Двигатель Р-25-300 даже на тот момент не был чем-то таким эпохальным. Да, он был простым, надежным, но если просто смотреть на цифры – ну ничего такого сверхъестественного. Но «одетый» фюзеляжем самолета, двигатель «заиграл», и летные характеристики МиГ-21 были намного выше, чем у МиГ-19 с двумя, пусть и более старыми двигателями. А когда появился РД-33 от компании «Климов», то у 21-го открылось второе дыхание.
Получился небольшой, быстрый, высотный самолет с приличным боевым радиусом («Пингвин» нервно курит в стороне), но с небольшим боезапасом. Да, четыре ракеты — это не так много, как хотелось бы, но и не мало, потому что порой и четыре можно не успеть выпустить. И потом, вопрос в том, какие ракеты и с какой эффективностью, не так ли?
Конечно, больше чем с двумя современными самолетами на равных МиГ-21 сражаться не может вообще, а уж эффективно — вообще лучше с одним, виной тому небольшой боезапас, но ведь сможет!
Малая радиолокационная сигнатура. Большое тонкое дельтовидное крыло и небольшой диаметр фюзеляжа стали в совокупности рецептом определенной малозаметности самолета. Да, 21-го замечали, но обычно, когда было уже совсем поздно.
Индусы вволю погоняли свои МиГи в учебных схватках с французами, британцами и американцами и отметили, что главным противником МиГ-21 «Бизон» был F-16, остальным («Миражу» и «Тайфуну») было сложнее.
Летные характеристики МиГ-21бис, которые он имел на чрезвычайном форсажном режиме, превосходили американца. На высоте 12 км МиГ-21бис делал вираж в 360 градусов за 12,5 секунд, тогда как F-16 делает вираж чуть более чем за 14. Это, конечно, не показатель превосходства, такой вираж крутить постоянно нереально, но этого может оказаться достаточно для получения преимущества в бою.
А если учесть, что у современного «МиГ-21» есть всё, что необходимо для боя, включая нашлемную систему прицеливания, индикатор на лобовом стекле, БРЛС может сопровождать до 8 целей одновременно – почему надо избегать боя?
Справедливости ради нужно отметить, что у JF-17 от МиГ-21 остались практически неизмененными планер, компоновка агрегатов, разводка и сам силовой агрегат, представляющий лицензионную копию советского двигателя РД-33 от компании «Климов». Забавный момент: когда Пакистан закупал JF-17, китайцы предложили на него свой WS-10. Пакистанцы подумали… и вежливо отказались.
В мире много примеров гениальных систем вооружения. Были винтовки, чей срок службы превышал вековой рубеж, артсистемы, танки… В нашем случае имеет место гениально разработанный самолет. Вот так просто и со вкусом: гениально разработанный и доведенный до ума самолет.
К сожалению, нереально вспомнить и помянуть добрым словом всех тех, кто под знаменами КБ Микояна и Гуревича создавал технику, которая долгое время была эталоном в мире для всех: и для друзей, и для врагов. Ведь не секрет, что F-16 в 70-х годах начали отрабатывать именно потому, что были МиГ-21 и МиГ-23.
Анатолий Григорьевич Брунов (1905—1972). Разработчик двух наиболее массовых реактивных боевых самолётов в истории авиации: МиГ-15 (заместитель главного конструктора, ведущий изделие) и МиГ-21 (главный конструктор). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
Григорий Александрович Седов (1917—2014). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий. Первый лётчик Советского Союза, превысивший скорость звука на самолёте И-360. Учил летать Як-15, Як-23, Як-30, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.
С 1970 по 1998 год был главным конструктором ОКБ Микояна, на этом посту руководил разработкой сверхзвуковых самолётов МиГ-23 и МиГ-27.
Какие люди – такие и самолеты.
Тут забрал
Хотелось бы показать мир здорового подводника, образец с другой стороны нашего шарика – из Японии.
Да, возможно, многих удивит, что японские подводники по сравнению со своими коллегами из Германии и СССР жили в королевских условиях, но это факт. Если честно, то условия быта японских моряков надо сравнивать с американцами.
Надо заметить, что есть небольшая некорректность в сравнениях лодок и быта, и вот почему: советские и немецкие подводные лодки – они морские. И предназначались в основном для действий в условиях континентальных морей – Балтийского, Черного, Северного, и разрабатывались именно под такие условия. То, что немцев понесло в Атлантику – да когда те же лодки серии IX разрабатывались, то об этом никто и думать не думал даже.
То же и с нашими: самая распространенная подлодка серии Щ, которая тащила на себе всю войну, она как раз из таких. Недалеко от своих берегов и всё в таком духе. А когда у нас появились лодки серии К, то их зачем-то забросили на Балтику, где они себя толком и не показали – не для них условия.
Японцы же изначально строили океанские подводные лодки. Большие и с прекрасными характеристиками. Вот сравнения нескольких важных для нас параметров по сегодняшней теме: размеры, дальность плавания и автономность, поскольку именно от них всё и зависело в плане быта.
Японская лодка была… несколько больше советских и немецких. Ну и стоит помнить, что среднестатистический японец в размерах уступал европейцу. Примерно так же, как европейские лодки уступали японским. Если вычислить объем лодки, то японскому моряку причиталось намного больше кубических метров лодки, чем его коллегам.
Плюс очень немаловажный момент – особенности национальной кухни. Это станет понятно ниже, из меню японской подводной лодки.
Но в изначально заложенном принципе размещения экипажа японская подводная лодка была лучше тем, что у каждого члена экипажа было свое спальное место. На взятой в качестве примера лодке типа «I-15» на 11 штатных офицеров и мичманов было 11 стационарных коек, у капитана, естественно, своя каюта, а также 1 подвесная койка и 5 диванов в кают-компании, которые могли быть использованы для отдыха. Это позволяло любой лодке стать флагманским кораблем флотилии и разместить на своем борту штаб.
На 73 штатных старшины и матроса приходилось 91 спальное место на рундуках или в подвесных койках на жёсткой раме. На фото, по всей длине отсека размещаются рундуки для личных вещей матросов. Один рундук имел три отделения: первое для матроса, который спал на нем, и два – для тех, кто размещался в подвесных койках второго и третьего ярусов. На переборках и везде, где было свободное место, закреплялись различные полки и шкафчики.
На лодках типа «I-15» имелось аж четыре гальюна: один надводный в ограждении рубки на палубе и три внутри лодки – офицерский и два для команды (в носовой и кормовой части, соответственно, так что матросам не приходилось бегать через всю лодку).
Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке, рядом с гальюном. Офицерский отсек располагался за центральным постом.
В принципе, не хватало только душевых. Учитывая, на какой срок ходили в походы японцы и куда их только не заносило, три месяца в состоянии поросенка — это сложно для любой кожи. На помощь приходили водно-спиртовые растворы и… шквалы, которые в акватории тропических и субтропических широт Тихого океана не редкость. Так что худо-бедно, но ополоснуться пресной водой из тучи японские подводники могли себе позволить.
Ну а если действовать приходилось севернее, то да, спирт с водой и салфетки. У одного не очень чистоплотного «писателя» из числа наших, которые больше не наши, есть вот такое измышление:
В качестве гигиенического средства на японских лодках практиковалось обтирание тела водно-спиртовым раствором. Совершенно немыслимая мера, например, в советском флоте, т. е. матросики бы «раствором» тело бы протёрли, но… исключительно изнутри
К нашим берегам все еще выносит вот такое, но заметим, что на советских подлодках того времени каждому члену экипажа полагалось 20 мл спирта в сутки именно для гигиенических процедур. И этот спирт матросы не пили, более того, были рапорты начпродов ЧФ и БФ, которые жаловались, что матросы не хотят пить спирт и просят выдавать на лодки вино.
И потом, 50 граммов эквивалента водки — так себе развлечение, особенно если учесть, что в случае палева замполит просто весь мозг выест, а что хуже — запросто можно затовариться грибком. А врачи на наших подводных лодках отсутствовали, это факт. Так что как-то больше верится в то, что гигиенические процедуры краснофлотцы соблюдали, неважно, из какого соображения.
У японцев штатных врачей тоже в экипажах не было, но если лодка выходила на три месяца гонять британцев в Индийский океан, то на борт прикомандировывался врач из медсостава бригады подлодок. Обычно это были фельдшеры в звании мичмана, но это лучше, чем ничего.
Вообще, японские моряки, очень так сильно бахнутые в плане традиций, вряд ли позволили бы себе выглядеть так, как «волки Деница». Там со всеми их кодексами было очень непросто. Конечно, во время похода послабления в плане внешнего вида были, но в порядок себя японцы приводили перед приходом на базу, а не после, как это делали немцы.
Но принципы и традиции — это хорошо, вот только лучше, когда они еще подкреплены научно-техническим прогрессом. А вот с этим у японцев был порядок.
Японцы создали фреон в качестве хладагента задолго до войны, фирма Daikin оборудовала кондиционерами пассажирский поезд ещё в 1936 году, а в 1938 стала поставлять свои кондиционеры «Мифуджиратор» для подводных лодок императорского флота.
Да, немцам в северных морях кондиционеры были не очень нужны, у наших был Устав, в котором четко было прописано про тяготы и лишения военной службы, а у японцев, которые планировали воевать в очень теплых морях, были и холодильники, и кондиционеры. На взятой в качестве примера I-15 было и то, и другое.
В первую очередь охлаждали и вентилировали аккумуляторные ямы. Перегрев и взрыв аккумуляторов — это всё, финал без шансов. Потому лодки типа I-15 имели две холодильные установки, каждая мощностью 25 000 ккал на фреоне. Этой мощности хватало, чтобы охлаждать не только ямы с аккумуляторами, но и артеллерийские погреба и жилые отсеки.
Плюс в распоряжении экипажа были морозильники для продуктов и отдельный холодильник для офицерского состава.
И это уже в 30-х годах прошлого века. Очевидно, что флот в Японии — это предмет гордости во все времена, потому японские летчики тогда летали на фанерных самолетах, вооруженных пулеметами винтовочного калибра, а моряки имели в своем распоряжении всё, до чего могла додуматься фантазия конструктора.
Заметим, что итальянцы и американцы тоже оснащали свои подводные лодки холодильным оборудованием. Но о них поговорим позже, равно как и о немецких достижениях проекта XXI. Но немцы первую такую лодку выпустили в поход 30.04.1945, а у японцев это всё стало нормой задолго до войны.
Потому на фото того времени (в отличие от немецких) не встретить раздетых и потных японских моряков. В отличие от немецких.
Конечно, можно предположить, что в интернет просочились только постановочные кадры, но факты наличия холодильников и кондиционеров говорят о том, что подобное могло быть вполне обыденным делом.
Камбуз. Это святое для подводника любой страны место было оборудовано вполне прилично: плита с двумя конфорками, духовым шкафом и пароваркой-рисоваркой. То есть за один отрезок времени можно было сразу приготовить рис, без которого японец не живет, чай и что-нибудь еще, типа мисо-супа.
На лодке с большим числом экипажа устанавливали две таких плиты. На «I-15» камбуз располагался на правом борту, за центральным постом, рядом с офицерской кают-компанией.
Чем питались.
Вот тут действительно интересно. Питалась элита флота (а в Японии подводников именно так и считали) богато, не так, как весь остальной флот: основу рациона, как офицеров, так и рядовых, составлял белый шлифованный рис, в то время как на всём остальном флоте белый рис полагался только офицерам и мичманам. Матросы и старшины должны были питаться лапшой и смесью из 2/3 риса и 1/3 ячменя (перловки).
Так как оборудование позволяло, в поход брали в приличных количествах мясо (говядина, свинина, кролик) и птицу. Без костей. Кроме того, обязательно было рыбное филе и свежие овощи.
Для повседневного употребления шел рис, бобы, лапша, различные маринады, пшеничная мука, соевый соус, уксус, растительное масло, говяжий жир, мисо, соль, сахар, сушёная рыбная стружка, различные соусы, сушёные приправы.
Для дополнительного усиленного пайка брались яйца, консервированное молоко, витамины групп А, В и С.
В качестве основного напитка шел зеленый чай, для разнообразия брали красный, какао, кофе, фруктовые соки.
Касаемо «императорских», то есть алкоголя на борту. Он был, но не выдавался, как у наших или немцев, ежедневно. Скорее, это был метод стимуляции или поощрения.
Понятно, что холодильники не были в состоянии вместить всё необходимое для жизни почти сотни человек в течение 90 дней. Имеется в виду мясо, рыба, свежие овощи и фрукты. Поэтому основную часть свежих овощей составляли лук, батат и корень лотоса, которые хранятся долго и без проблем, а сушеные, маринованные и консервированные овощи составляли изрядную часть провизии. Особенно квашенные и маринованные, это тоже японская традиция.
Но обычные консервы тоже никто не отменял. Тушенка — это как бы классика, она была у всех. Вот только помимо говяжьей японцы использовали в огромных количествах тушеное мясо китов. Кроме того, на борт шли консервы из иваси, скумбрии, угря. Консервировали красный рис и тофу.
Ну и в южных морях японцы легко добывали свежую рыбу. Она зачастую сама падала на палубу, оставалось только собирать и жарить. Жареная летучая рыба – вкусное дело не только с точки зрения японцев. Тур Хейердал и команда плота «Кон-Тики» воздавала этим прекрасным созданиям должное в плане и кулинарной красоты тоже.
Интересное описание еды на подводной лодке можно прочесть в книге «Operation Storm» Джона Джогегана:
Еда была лучшей частью жизни на борту подводных лодок «Сэн-току». Она была намного лучше, чем в Императорской армии Японии, и её было вдоволь.
Рис подавали на каждый приём пищи, а на камбузе даже готовили такие деликатесы, как говяжий язык, варёный угорь и пасту из сладких бобов. В число основных блюд входили жареная рыба, креветки или овощная темпура, бифштекс, свиные котлеты, яйца, маринованный хрен, сушёные водоросли нори, каштаны, свежие апельсины, консервированные персики, груши и ананасы, фруктовые соки или газировка, а также суп мисо на завтрак. Зелёный чай пили в огромных количествах, а кофе — в меньших, хотя он и был доступен.
На ужин подавали лапшу или печенье с молоком. На некоторых подводных лодках Шестого флота даже было мороженое, хотя обычно его готовили для особых случаев, например, для последнего приема пищи перед опасной миссией. На самом деле, после нескольких недель в море один из поваров I-400 решил попробовать блюда попроще, такие как коричневый рис и маринованные сливы.
Бортовой диетолог планировал каждый прием пищи, даже несмотря на то, что свежие овощи закончились к десятому дню плавания. После этого утром, днем и вечером мы ели консервы, добавляя для разнообразия лук. Консервированные овощи были особенно непопулярны, потому что на вкус напоминали песок и золу. Экипаж мог съесть только определённое количество консервированного сладкого картофеля, прежде чем начать жаловаться.
Витамины в бутылках выдавались к каждому приёму пищи, поскольку в длительных плаваниях нередко развивался авитаминоз. Однако настоящая проблема с продовольствием на I-401 заключалась в том, что из-за размеров субмарины на палубу попадало гораздо меньше летучих рыб.
Каждому старшине и матросу японского флота полагался столовый прибор из 4-х предметов, выполненных в национальном стиле
Эти посудины можно разделить по функциональности на:
- глубокая тарелка для супа;
- глубокая тарелка для риса;
- мелкая тарелка для закусок;
- пиала для чая.
Посуда для рядового состава изготавливалась из стали и покрывалась эмалью, посуда для офицеров была фарфоровой. Эмаль была белой внутри и голубой снаружи, на посуде ставился штамп в виде морского якоря, указывающий на принадлежность. Благодаря отсутствию ручек и специально подобранным размерам, комплект посуды легко складывался «матрёшкой» и занимал при хранении минимум места.
По правую руку — тарелка с мисо-супом, без которого японский завтрак — не завтрак. Слева — тарелка с рисом, который вместо хлеба. Тарелка с соленьями посередине, одна на двоих. Чайник с чаем и пиалы в стороне, пока их очередь не настала.
Ну и вот самый что ни на есть классический японский завтрак (такой он последние лет четыреста, а то и больше), перенесенный под воду. Суп-мисо с овощами, рис, какие-нибудь соленья/маринады вприкуску к нему и зелёный чай. Ну и завтрак происходит не на коленках, а за вполне нормальным столом. Для японцев, у которых соответствие нормам, заведенным предками, играло роль психологической поддержки, этот процесс был довольно важен. Фактически трапеза заменяла речь политработника.
Так что мисо, рис, традиционные японские соленья и маринады играли роль поддержки ничуть не хуже деликатесов.
Однако 90 дней – это очень большой срок. Так что во второй половине этого срока сушеные овощи и консервы составляли большую часть рациона японских моряков. Консервированные овощи не были любимы, исключением был консервированный батат, который был не просто съедобен, он был вкусный.
Мясные японские консервы тоже были весьма специфичны на вкус. Большое количество соевого соуса, имбиря и сахара, которое добавлялось при консервировании, делало их своеобразными, но приедались они довольно быстро.
Когда экипажи подводных лодок попадали в сложные условия типа штормов или высокой температуры в тропиках, то люди часто теряли аппетит. Про это уже говорили про наших подводников, японцы ничем не отличались. Правда, при жаре они просто переходили на рис и чай, не дотрагиваясь до деликатесов.
Примеры меню не военного времени, 1940 год. Подводная лодка С-65, патрулирование в Индийском океане:
1.07.
Завтрак: суп соевый (концентрат соевый, сыр соевый, баклажаны, иваси вяленая), лимонный сок со льдом и сгущенкой, лимонад, рис с перловкой.
Обед: тушенка с картофелем, ананас консервированный, какао со сгущенкой, сладкая вода со льдом, хлеб белый с джемом.
Ужин: иваси консервированная с грибами маринованными, сладкая вода со льдом, порция алкоголя (ром), рис с перловкой.
Ночная вахта: суп-лапша пшеничная с грибами.
2.07.
Завтрак: суп соевый, лимонный сок со льдом и сгущенкой, лимонад, рис с перловкой.
Обед: тушенка с картофелем, горчица, мушмула консервированная, ананас консервированный, какао со сгущенкой, сладкая вода со льдом, хлеб белый с джемом.
Ужин: форель консервированная с картофелем, порция алкоголя (ром), рис с перловкой и иваси.
Ночная вахта: суп рисовый с овощами.
12.08.
Завтрак: суп соевый, лимонный сок со сгущенкой, лёд, лимонад, рис белый.
Обед: тушенка сладкая, консервы овощные, рыба вяленая, ананас консервированный, сладкая вода со льдом, рис белый.
Ужин: тушенка сладкая, арбуз, какао со сгущенкой, сладкая вода со льдом, порция алкоголя (ром), хлеб белый, сахар-рафинад.
Ночная вахта: консервы мясные.
Для сравнения: рацион личного состава надводных кораблей. Линкор «Нагато», флагман Императорского флота:
24.05.
Завтрак: суп соевый (концентрат соевый, сыр соевый, лук, рыбные хлопья), редька, маринад соевый, рис с перловкой, чай зеленый.
Обед: карри (говядина, картофель батат, редька, лук, порошок карри), редька, маринад соевый, рис с перловкой, чай зеленый.
Ужин: скумбрия жареная, соус острый, редька квашеная, рис с перловкой, чай зеленый.
25.05.
Завтрак: суп соевый, квашенные овощи, рис с перловкой, чай зеленый.
Обед: рагу (тушенка, лук, баклажаны), хлеб белый, сахар-рафинад, чай зеленый.
Ужин: рыба вареная с корнем лотоса, капуста квашеная, рис с перловкой, чай зеленый.
26.05.
Завтрак: суп соевый, квашения соевые, рис с перловкой, чай зеленый.
Обед: суп мясной (говядина, лук, баклажаны), хлеб белый, масло, сахар-рафинад, чай зеленый.
Ужин: тунец вареный с жареным луком, квашения, рис с перловкой, чай зеленый.
27.05. (воскресенье)
Завтрак: суп соевый, капуста китайская квашеная, рис с перловкой, чай зеленый.
Обед: суп рыбный (хлопья рыбные, сыр соевый, лук), квашения, плов сладкий (рис с перловкой, говядина, батат, тыква, грибы, фасоль, сахар-рафинад), чай зеленый.
Ужин: суп соевый с тунцом, квашения, рис с перловкой, чай зеленый.
Как видите, рацион надводных кораблей разительно отличался от рациона подводников. В пользу последних. Четко видно, что сладкие напитки и сахар — это форма поощрения. Подводникам сладости давали достаточно часто, а на надводных кораблях это явно случалось не так часто, как хотелось бы личному составу. В целом, японцы сахаром даже сейчас не избалованы, так что в те времена это было поощрение или усиленный паёк.
Что еще можно было сказать по поводу рациона японских подводников.
Сейчас мисо-суп обычно делают на курином бульоне. Как было для военных по нормам в то время — на бульоне или просто на воде, сказать сложно. Скорее всего, на воде со всеми остальными добавками. Хорошо, что в мисо можно добавить много чего, главное — чтобы сочеталось.
Сыр соевый или соевый творог? Ну да, тофу. Сложно сказать, что он такое, он тофу. Его у нас уже перестали расшифровывать как соевый сыр или творог, и правильно. Есть такое блюдо у нас – сырники. Которые почему-то делаются из творога. А всё потому, что блюдо украинское, а то, что у нас называется творог, у них называется сыр. И вот вам сырники. Спросите, а как у них наш нормальный сыр именуют? А просто – твёрдый сыр! Вот и с тофу так же.
На лодки тофу брали от души, потому что он идет во многие блюда, но брали в основном консервированный, благо этот непонятный субстрат можно мариновать, солить, сушить – в общем, изгаляться, как только можно.
Яматони. Непременный атрибут японского камбуза. Это тушенка, но тушенка сладкая. Яматони по сути своей — это обычное тушеное мясо коровы, свиньи, курицы, кролика, кита, тюленя, сильно приправленное соевым соусом, имбирём и сахаром.
Мяса на один желудок выделялось не то чтобы много – 180 граммов в сутки. Но если учесть, насколько в Японии мясо – дорогая штука, то да, подводники были на высшем уровне обслуживания в этом плане.
Кстати, рис с перловкой в соотношении 7/3, как на кораблях Императорского флота, сегодня основная пища в японских тюрьмах. А 90 лет назад элиту на линкорах таким кормили. Учитывая, что в непростые времена у простых людей соотношение рис/ячмень было 3/7, а то и 2/8, расклад, наоборот, мог вызвать у попавших на флот только положительные эмоции.
Итого.
Очень интересный дисбаланс в плане обитаемости в сравнении с надводным флотом. Практически во всех обзорах и сравнениях корабли Императорского флота Японии выглядели не очень по сравнению с кораблями других стран-участниц Второй мировой войны. Отмечалась теснота помещений для экипажа и отсутствие достаточного количества квадратных метров на каждого члена экипажа.
Примером могут служить японские эсминцы, которые имели просто ошеломительную дальность действия, отличные ходовые качества, но экипаж, например, зачастую принимал пищу в коридорах за неимением достаточной площади в кубриках. Что говорить, если при стандартном водоизмещении 2700 тонн у 143-метрового эсминца типа «Акидзуки» экипаж был 263 человека! Для сравнения: на современном эсминце «Акидзуки» службу несут 200 человек. И это при том, что современный «Акидзуки» имеет вдвое большее водоизмещение в 5000 тонн и больше в размерах (длина 150 м против 143 м и ширина 18,3 м против 11,2 м). Можно представить, в каком положении оказались японские моряки на эсминцах в ту войну.
На этом фоне подводные лодки выглядели как-то технологично и более современно. И условия жизни на подводных лодках Императорского флота были несопоставимы с условиями жизни на основных классах надводных кораблей.
Всего японскими подводными лодками потоплено 194 корабля и судна общим тоннажем 963 761 брт, в том числе 2 авианосца, 1 эскортный авианосец, 1 тяжелый крейсер, 1 легкий крейсер, 12 эсминцев. Из этого числа 73 судна (353 475 брт) потоплено в Тихом и 121 судно (604 286 брт) – в Индийском океане.
Учитывая, что войну Япония начала с 63 подводными лодками всех типов, вполне себе результат. Можно просчитать зависимость от хорошей еды и спроецировать ее на результат, но нужды в этом нет. Подводные лодки Японии были весьма продвинутыми кораблями, по условиям службы весьма отличными от остальных классов кораблей Императорского флота.
Забрал тут
Если сообщество не подходящее, напишите об этом, я уберу из сообщества.
Только вот какое подходящее я не знаю.
Итак, кок. И не простой, а подплавный. Его работа очень сильно отличалась от работы надводных коллег, хотя, казалось бы, как может отличаться готовка? А вот как!
Что является главным оружием повара? Правильно, каптерка, холодильник и плита.
У кока на подводной лодке холодильника не было. Совсем. Первые советские холодильники появились только в 1937 году, их делали на ХТЗ, Харьковском тракторном заводе, и делали немного. В 1938 году – всего 3 500 штук.
Вместо холодильника использовались места в отсеках, близкие к балластным цистернам. Из-за того, что в них была забортная вода, там поддерживалась относительно невысокая температура. В том месте, которое отводилось под продуктовую кладовую, хранилось обычно самое ценное: спирт, вино, сгущенка, сахар и так далее. А во всех более-менее подходящих местах лежали мешки с картошкой, капустой, луком, связки чеснока и вяленой рыбы.
Кстати, фильм «Das Boot» в этом плане весьма неплох: там есть кадр, когда лодка выходит из Ла-Рошели в Атлантику, так вот тот бардак, который царит в отсеках, — это не больная фантазия режиссера, а хорошая работа сценариста. Всё показано исторически точно.
Наши лодки мало чем отличались в этом плане от немецких – продукты были повсюду. Возникает вопрос, зачем надо было такое устраивать?
Ответ прост. Посмотрите на ТТХ любой лодки, возьмем, к примеру, «Щ», в графу «автономность», то там можно обнаружить цифру 10. Десять дней – вот столько отводилось лодке на выполнение боевой задачи.
Война показала, что десять дней — это ни о чем. У немцев были те же самые проблемы: пока они не захватили Францию, у них только выход на позиции в Атлантике мог занять 5-7 дней, в зависимости от активности британского флота. Потому немцы грузились по полной и кружились в океане по 40-60 дней. В этом плане они, конечно, были красавцы. Наши уступали, но не сильно.
Когда в 1941 году у наших подводников пришло понимание, что приходить с торпедами на базу через 10 дней — так войну не выиграть, то наши тоже начали выходить на срок минимум в 2–3 раза больше. И если бы Маринеску действовал согласно нормам, то на 21-й день своего патрулирования, точнее, на ночь, «Вильгельма Густлова» бы он не встретил.
Так, холодильника нет, еды берем по полной. Какой и сколько – ниже.
Теперь плита.
На чём готовил кок на подводной лодке? Плита называлась ЭПК-1 и делалась на базе советской двухконфорочной плиты ЭПЯ-1 производства Ярославского электромашиностроительного завода.
В 1942 году производство было передано московскому заводу имени Ленина (бывший завод Михельсона), и там, на базе ФЗУ, выпускались электроплиты для всего советского флота.
То есть благодаря тогдашним пацанам-«фабзайцам» советские моряки могли нормально питаться.
Плита типа ЭПК-1 имела духовую камеру, две плитки закрытого типа с нагревательными элементами (спирали из нихромовой проволоки на керамических основаниях), закрытые металлическими конфорками. Диаметр конфорок 145 мм. Потребляемая мощность — 600 Вт. Два трубчатых герметических нагревательных элемента мощностью 2 х 400 ватт были расположены снизу и сверху духовой камеры. Плита имела три переключателя, из которых два предназначены для переключения ступеней мощности плиток (105/470/600 Вт), а третий — для включения нагревательных элементов духовой камеры. Общая потребляемая мощность плиты 2000 Вт. На средних и больших лодках типа «К» ставили две, а на последних сериях — три таких плиты.
Был один нюанс, который решался просто: напряжение тогдашней советской бытовой сети было 127 вольт. Напряжение в сети подводной лодки – 110 вольт от дизель-генераторов, а от аккумуляторов 90-160 вольт. То есть надо было просто отмерить другое количество нихромовой проволоки и уложить на керамическую основу.
Когда готовить? Когда кормить?
Здесь есть нюанс, о котором мало написано у нас, но вот у выживших немцев об этом сказано много. Вообще, работа кока на подлодке — это баланс. Что получается: днем на поверхности делать нечего, самолеты и корабли (если не в своих водах) противника сживут с поверхности воды враз. Днем надо маневрировать под водой, значит, каждый киловатт на счету. И вообще, в случае тревоги камбуз отрубался первым и включался последним.
Ночь — наше всё. Да, но если на поверхности нет сильного волнения. Подводная лодка — это корабль, откровенно хреново приспособленный для плавания при волнении больше 2 баллов. А если волнение имеет место, то экипаж очень быстро становился нежно-салатового цвета. И здесь аромат жареной картошечки мог только навредить. Ну и готовить в условиях непроветриваемых помещений — удовольствие так себе.
Итого: вечер-ночь — наше всё! Если нет сильного волнения, то лодка всплывает, врубаются дизеля, идет заряд аккумуляторов, а кок на камбузе изо всех сил пашет, как Стаханов в забое. Если нет волнения, прием пищи осуществляется на воде с выставленными дежурными сигнальщиками, но проще даже сделать «нырок» метров на 30-50 и там спокойно заняться поздним обедом или ранним ужином.
Вообще по Уставу подводник должен был принимать пищу 4 раза в день, но на деле приём пищи был три раза в сутки. В надводном положении ввиду того, что личный состав при сильном волнении вообще страдает отсутствием аппетита, делалось одно второе и компот. А в подводном положении сразу же после утреннего погружения выдавался так называемый горячий завтрак, состоящий из первого, второго и третьего, который готовился перед этим в надводном положении.
Таким образом, распорядок приема пищи был такой:
1. Горячий завтрак — 09:00
2. Полдник — 17:00.
3. Обед — 23:00.
Время, естественно, приблизительное, корабельное. Зависело от многих показателей: широты, времени года, погоды и т. п.
Можно понять, что большая часть пищи выдавалась в подводном положении, так как экипажу было проще и удобнее принимать пищу под водой. А на лодке, где, собственно, не заметна смена дня и ночи, а жизнь подчинена вахтенному расписанию, это и не так важно, как на надводных кораблях.
Всё лучшее, несмотря ни на что. Как кормили подводников, не кормили даже лётчиков. И в этом была определенная суть: лётчик — он на виду. Да, он поднимается в небо, у него очень тяжёлая работа, на чём бы он ни летал, но световой день закончен — и можно отдохнуть. Пообщаться с людьми, подышать свежим воздухом, да всё, что угодно. И даже в бою, если не повезло, всё равно были шансы. Парашют, вынужденная…
И сравните с подводной лодкой. Тусклый свет, спертый воздух, пропитанный запахами солярки и масла от дизелей, электролита от батарей, гальюнов и немытых тел… Влажных салфеток еще не изобрели, а душ на подводной лодке появился у немцев и американцев ближе к концу войны, но разрешение на пользование им давали врач и командир. Три минуты счастья, если подцепил что-то на кожу. В общем, разница понятна. Да еще и шансов на спасение никаких, как показала практика подводной войны. Нет, были случаи, когда какое-то количество людей спасалось с лодки, но это были случаи, когда лодка находилась в надводном положении. В подводном – увы.
Так что хотя бы еда должна была быть хотя бы хорошей… Но здесь есть нюансы.
В фондах Архивного отдела Центрального военно-морского архива хранятся отчёты по нескольким боевым походам подводных лодок КБФ за январь, февраль, март месяцы 1945 года.
Документ составил и подписал флагманский врач бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, заслуженный врач РСФСР, полковник медицинской службы Кузьмин.
Вот несколько выдержек из меню, которое составлялось из расчета завтрак-обед-ужин-вечерний чай. Но это уже январь 1945 года.
23.01.1945
Хлеб белый, колбаса, консервы овощные, масло, чай, сахар.
Селёдка, водка, борщ с мясом, котлеты с рисом, компот.
Суп-рассольник, лапша с мясом, какао, печенье.
Хлеб белый, масло, сыр, чай.
24.01.1945
Хлеб белый, рыбные консервы, масло, чай, сахар.
Щи кислые с мясом, котлеты с гречневой кашей, компот из сухофруктов, квашенная капуста, водка.
Суп крестьянский, оладьи с маслом, кофе, галеты.
Хлеб белый, рыбные консервы, масло, чай, сахар.
25.01.1945
Сухари белые, сыр, масло столовое, чай, сахар.
Борщ мясной, жареный картофель с колбасой и огурцами, компот из сухофруктов.
Суп-лапша молочный, рисовый пилав, кофе, баранки.
26.01.1945
Булки белые (свежие), омлет, чай, сахар, варенье.
Щи кислые мясные, фасоль с мясом, компот, вино красное.
Суп рисовый мясной, пельмени, какао, квашенная капуста с растительным маслом.
Из приведенного меню видно, что на столах у команды был и борщ, и котлеты, и селедка с картошкой. В теории. В документе, который составил флагманский врач, полковник. К меню претензий совершенно никаких, но холодильных установок на наших лодках не было. Целлофан и полиэтилен появились в СССР только в 70-х годах, хотя в Европе их производили с 1932 года.
Поставим под сомнение наличие на борту подводной лодки белых (и особенно свежих!) булок на четвертый или пятый день плавания. Печь их реально не было возможности, а так долго хранить хлеб не умели.
Василий Дмитриевич Киселев, участник 10 боевых походов, за которые награжден медалью «За отвагу» и орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, в своей статье «Кок», опубликованной в 1943 году в газете Наркомата ВМФ, пишет:
Продукты приходилось размещать в отсеках, не предназначенных для их хранения. Резкие перепады температур и повышенная влажность не способствовали длительному хранению продуктов. Повара брали свежие овощи и фрукты только на первые три дня. Уже на четвертый день хранения скоропортящиеся продукты могли стать источником кишечных инфекций, что в условиях автономного похода было абсолютно недопустимо.
Это же касалось и хлеба, который в условиях повышенной влажности плесневел моментально. Поэтому через 3-4 дня с хлеба переходили на галеты и сухари
Ну и примерно на тот же срок брали свежее/замороженное мясо. Здесь надо «почувствовать разницу»: борщ и щи с мясом – это одно, а вот борщ или суп мясной – совершенно другое. Второе – это уже из консервов.
И можно с уверенностью сказать, что через пять дней экипаж четко садился на консервы. Понятно, что та же картошка и морковка могли полежать и дольше, но в основном всё скоропортящееся готовилось в первые дни, а вот потом всё было несколько скромнее. И тут уже главную роль играла удаль кока, который мог приготовить что-то такое, чтобы взбодрить экипаж.
Выходило так, что кок — это такой вот волшебник в боевых условиях: должен четко рассчитать, сколько и чего взять, сроки хранения, места размещения (очень важный момент) и очередность применения.
В провизионке/баталерке хранили самое «лакомое»: вино/водку, туалетный спирт (20 гр. на человека в день) для протирки личного состава, шоколад, печенье, сгущенное и сухое молоко, сахар и прочее.
Все остальные продукты: крупа всех видов, рыбные и мясные консервы, сухофрукты, сушеный картофель и капуста, галеты, сухари белые и черные, вяленая рыба и другие продукты размещались в отсеках.
Главным образом, сыпучие продукты и сухари размещались в 6-м и 7-м отсеках, где была наименьшая влажность воздуха. Сухари и все консервы размещались в жилом 2-м отсеке. Продукты упаковывались в мешки или деревянные ящики. Вяленую рыбу нанизывали на шпагат и протягивали через весь 5-й отсек над дизелями.
В общем, лодка, которая собирается выходить в море на 30 дней с экипажем из 40-45 человек, — это то еще зрелище внутри.
А еще вода! Так, чтобы хватило хотя бы для варки супов, чая и компота (ну что за флот без компота!) и мытья рук и посуды. Да и просто для питья. Пресную воду для питья и приготовления пищи заливали даже в торпедо-заместительные цистерны. Это цистерны для заполнения забортной водой для компенсации веса выстрелянной торпеды. Пока лодка шла на позицию, воду можно было брать из этих цистерн, пусть и весьма извращенным способом – через торпедный аппарат! Кто придумал, история не сохранила, но пользовались все. А потом, если что, в ход шла и морская вода.
Сложности меню
Две проблемы, которые оказывали большое влияние на экипаж и создавали геморрой коку: штормовая погода и вторая неделя боевого похода. Волнение и качку подводникам было переносить сложнее, чем морякам с надводных кораблей, а через неделю, когда заканчивались свежие продукты, у моряков пропадал аппетит. Ну а если сходились оба фактора…
Тогда в ход шла острая и соленая еда. Селедка, маринованный перец, квашеная капуста, вяленая рыба. Реально помогало. Но если действительно сильно штормило, то просто вводился несколько иной расклад по еде. Взято из того же источника, но за 1944 год, первый поход подводной лодки К-53, первые дни (расклад по времени тот же, завтрак (9:00), полдник (17:00), обед (23:00)):
25.11.1944
Суп с клёцками, селянка мясная, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Макаронная запеканка, компот
26.11.1944
Щи свежие с мясом, омлет с колбасой, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Рис с консервами, компот
27.11.1944
Суп макаронный, картофель жареный, компот.
Чай, ветчина, печенье, сыр.
Виноград, кофе.
28.11.1944
Суп картофельный, гречневая каша с консервами, компот.
Кофе, консервы рыбные, печенье, сухари белые.
Макароны жаренные, компот
29.11.1944
Борщ, рисовая каша молочная, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Омлет с колбасой, компот
30.11.1944
Суп рисовый, гречневая каша, компот.
Чай, консервы овощные, печенье.
Макароны с сухарями сладкими, компот
Из этого меню видно, что штормило неслабо, потому ел экипаж нормально один раз в день, перед всплытием.
Наверное, стоит обратить внимание на то, что в 1944 и 45 годах, когда со снабжением было, можно сказать, хорошо, из круп по меню можно увидеть только рис и гречку. Возможно присутствие в рассольнике перловки. Но в целом ассортимент круп был очень мал. Американские консервы оказались очень большим подспорьем, но в целом приедались довольно быстро, хотя являлись постоянным компонентом вторых блюд, особенно мясных: бекон, сосиски, шпик, тушенка.
В целом питание подводников было полноценным и калорийным, а его разнообразность зависела от умений кока. В походы подводники получали сыр, копченую колбасу, масло, икру, ветчину, бекон, мясные и рыбные консервы, сухофрукты и многое другое. Калорийность суточного пайка составляла 4200–4500 калорий, что в целом более чем достаточно.
Конечно, по мере расходования продуктов и экипажу, и коку становилось непросто, и меню первых дней похода могло очень разительно отличаться от последних. В последние дни могли появиться совсем уж причудливые блюда типа «картофель жареный с рисом и ветчиной», «омлет с рыбными консервами», «сосиска с фасолью и рыбными консервами».
На пиратских кораблях и чайных клиперах такие блюда назывались «потаж», а у наших подводников просто соединялось вроде бы несоединяемое, но оставшееся в кладовой: рыбные консервы и яичный порошок, или американские консервированные сосиски с фасолью и рыбные же консервы. Хотя… За день до прихода на базу можно и из консервной банки обед вышкрябать, не так ли?
Теперь о самом вкусном. Что самое вкусное на флоте? Правильно, борщ, макароны по-флотски и компот. И тут сейчас всплывут два момента, почему эти блюда получались такими вкусными. Макароны по-флотски вкусны своей простотой, о них говорить особо и нечего.
У подплавовского компота тех времен есть секрет: откровенно небольшая мощность нагревательных элементов, дающих, однако, весьма ровный нагрев. Поэтому сухофрукты, залитые водой, не столько варились, сколько томились. И вроде бы компот становился скорее узваром: густым кисло-сладким напитком с ярко выраженным фруктовым вкусом. А кислинку давала аскорбиновая кислота, которую именно как витаминную добавку давали морякам именно в компоте.
Отсюда и пошла, кстати, легенда, что в компот и кисель бром добавляют. На самом деле – витамин С и не более того.
А вот флотский борщ — тут можно поделиться секретом, как сварить настоящий флотский борщ. Особенно если у вас есть конфорка с «двойной короной», обеспечивающая ровный нагрев — это просто прекрасно.
Итак, товарищ Борщ по-флотски мясной образца 40-х годов прошлого столетия
Основа. Основы было две: бульон либо вода. На надводных кораблях, естественно, варили на бульоне, в условиях подводной лодки — вода. Далее были либо копчености, либо тушенка. Для подплава в первую неделю могли быть и копченые ребрышки запросто, а тушнина была все время похода. Так что делаем из тушенки, но если кто-то захочет сварить нечто эпохальное — сделайте некрутой бульон из нормальной говяжьей костомахи и небольшой свиной косточки. Это все приобретается в любом мясном магазинчике легко и непринужденно.
Будем считать, что у нас есть 3 литра такого бульона. Не забудьте 2-3 лавровых листа и десяток горошин перца.
Теперь мы переходим к главному секрету коков с современной и очень важной доработкой.
Свекла. Это главное таинство флотского борща. Для нашего борща потребуется пара увесистых свеколок, грамм на 700-800 чистого веса. Чистим, режем соломкой и кидаем в сотейник. Можно в глубокую сковородку, не важно. Немного (2 ст. л.) подсолнечного масла и не то чтобы обжариваем, скорее, хорошо так прогреваем с маслом.
Дальше творим такое безобразие: отправляем в сотейник хорошую жменю… сахара! Вот 2–3 столовых ложки! Чайную ложку соли и пару столовых ложек томатной пасты. Прогреваем это всё, пока не разойдутся кристаллы, и заливаем всё, чтобы чуть скрыло свеклу. Чем? А у вас бульон в кастрюле стоит! Вот его туда и заряжаем!
Теперь САМАЯ ГЛАВНАЯ тайна!
Во всех справочниках и интернетах пишут, что свеклу надо томить 1,5 часа. ЭТО ОШИБКА!!! Все дело в том, что 80 лет назад в ходу были совсем другие сорта свеклы.
Но нет. Сегодня сорта другие совершенно, и так долго томить не надо, получите свекольное пюре.
Потому 30-40 минут на слабом огне, чтобы не кипело ни в коем случае, а побулькивало, и заправка для борща почти готова.
Лук и морковь. Одна большая или две средних луковицы, приличная по размерам морковка. Если для тех, кто любит точность, пусть будет 200-300 граммов лука и 200 граммов моркови. Сковорода, пара столовых ложек масла, пассеруем.
Пока всё это шкворчит, чистим 5–6 картофелин общим весом граммов 300–400, режем кубиком, дальше беремся за капусту, четверти небольшого кочана (400–500 г.) будет достаточно, режем соломкой.
Заправка к этому времени должна быть готова, так что водружаем кастрюлю с бульоном на конфорку.
Если у вас есть корень петрушки… или корень сельдерея… А если и то, и другое, то возьмите, как получится, грамм по 30–50, порежьте мелким кубиком и в бульон.
Дальше в бульон идет картошка. И тут надо уже за ней смотреть, как за вражеским корветом. Как только она сварится до полуготовности, в дело идет тушенка. Сколько? Ну на такую милую кастрюлю две банки по 325 граммов. Это самое то, одна банка в 525 грамм – явно маловато, а две по 525… Ну, вкусно будет, вкусно. Главное, чтобы в банках была не «тушенка», а «мясо говядины тушеное».
Булькает всё это минут 10, картошка доваривается в компании тушенки, и вот тогда заряжаем заправку. И свеклу, и лук с морковкой. Сразу.
Варим до готовности картошки и засыпаем капусту. И тут еще одна хитрость. Если не хотите, чтобы капуста «съела» красный цвет борща, подкислите его. Тогда это делали уксусом (9%), или лимонный сок. 2 чайных ложки.
Варим буквально 5 минут, если хотите, чтобы капуста была «с хрустом», или 10 минут для размягчения. И вот только тогда пробуете на соль. Досаливаете, если необходимо, размешиваете соль и выключаете плиту. Минут через 10–15 борщ можно раздавать по отсекам.
Чтобы совсем прочувствовать ТОТ вкус, попробуйте этот борщ с ржаными сухарями. Ну а кто не хочет полного погружения в историю – ломоть хлеба, намазанного горчицей, и ломтики сала из морозилки вам в помощь. Ну и ложечка сметаны тоже не лишней будет.
Вот такое историческое исследование.
В целом, стоит отметить, что, несмотря на все проблемы с продовольствием в 1941-42 годах, моряки подплава никогда не испытывали проблем с продуктовым обеспечением, что не может не радовать. Все-таки, если и есть военные профессии сложнее и тяжелее, то все равно, их надо очень долго искать и оценивать. А у моряков-подводников и жизнь под волнами непростая была, а про смерть и представлять не хочется даже.
Забрал тут
Пошли сегодня с женой забирать её майку, да и так по мелочи.
Перевожу деньги на "Кошелёк", смотрю, а там минуса, немного так, -62 руб.
То есть доставка уже была платная, а жена отказалась от товара, а денежку за доставку сняли.
С такими делами на фиг мне этот Wildberries упёрся!
Если было уже, то простите, не видел.
Настоящий герой видео про импортозамещённый SJ-100.