Итак, новое вундерваффе от всемирно признанных мастеров склеивания танчиков – немцев. Преемственность сквозит отовсюду – и название, и пиар (ну а как сейчас без него?) в качестве вундерваффе, не оставляющей противнику шансов... Строго говоря если смотреть на "голые" характеристики – машина действительно впечатляющая, но давайте уточним разберёмся поподробнее.
По сравнению с его предшественником расположение отделений у Panther KF51 не изменилось, лишь убрали заряжающего, а остальной экипаж рассадили в максимально безопасных местах.
Весьма смелое заявление! Для того чтобы оценить его, надо вернуться к истокам, а именно к "классическим" Лео-2.
Ничего необычного – в башне справа по ходу движения сидит наводчик-оператор, за ним командир, слева заряжающий.
Механик-водитель находится в корпусе справа по ходу движения, имея возможность нежно поглаживать находящийся слева боекомплект, который с высокой долей вероятности моментально убьёт его на месте раскалёнными газами при дефлаграции или весь экипаж сразу при детонации, в случае если в энтот самый боекомплект попадут.
Развороченный детонацией боекомплекта корпус Леопарда-2А4, Сирия, 2016.
Именно боекомплект слева является причиной того что водитель сидит справа несмотря на правостороннее движение в Германии. Почему боекомплект слева? Потому что 105-мм пушка L7 заряжается слева, а значит и заряжающий должен находиться слева от казенной части. Причём тут L7, если на всех Лео-2 стоит 120-мм пушка Райнметалль Rh120? Потому что L7 стояла на первом Леопарде. Что мешало сделать заряжание Rh120 справа или убрать нахер снаряды из отделения управления как на том же "Абрамсе"? Сие тайна. Немцы...
В срачах сторонников советской и западной школ танкостроения первые часто использовали аргумент "боеукладка в корпусе находится в статистически наименее поражаемой зоне, а в вашей западной при малейшем отклонении от нулевого курсового угла забашенная ниша сразу становится уязвимой!", а вторые парировали это тем что "боекомплект в нише прогорит, а экипаж останется цел! А если в ваш б/к попадут, танк метнёт башню!" Немцы, как мы видим, успешно объединили недостатки обоих подходов - боекомплект в Лео-2 находится и в корпусе, и в забашенной нише. Сумрачный тевтонский гений!
Конечно, в данном случае можно возразить – боекомплект в советских танках не только в автомате заряжания находится, из 40+ снарядов и зарядов в АЗ заряжается только 22/28, а остальные распиханы по корпусу и башне, однако согласно правилам хорошего тона у танкистов немеханизированная боеукладка перед боевым выходом изымается. Тут можно ещё раз возразить – в таком случае боекомплект снижается до тех самых 22/28 выстрелов, в то время как закидной западного танка будет продолжать лихо закидывать все свои 40+ снарядов в казенник со скоростью 10 снарядов в минуту, но...
У Лео-2 так не получится. Дело в том, что боеукладка в отделении управления (которая слева от механика-водителя) заряжающему... Просто недоступна. Чтобы до неё добраться нужно развернуть башню на "три часа" (90° направо, спасибо @sapporo за подсказку) :
Вот вид с места заряжающего на такие желанные, но недоступные боеприпасы, доступ к ним перекрывает похожий на белого однорукого краба привод горизонтального наведения башни и сетка от гигантских комаров. И стоило ради этого место мехвода направо переносить?
Таким образом, для того чтобы обеспечить приемлемую скорострельность после исчерпания боеукладки в забашенной нише, экипаж танка обязан покинуть боевую позицию, убраться как можно дальше от линии боевого соприкосновения, развернуть башню и пить шнапс, пока бедный заряжающий будет перекидывать выстрелы из корпусной укладки в забашенную, в которой, кстати, всего 15 (пятнадцать!) выстрелов.
Строго говоря это относится и к Абрамсам – да, весь боекомплект у них находится в нише башни, но в "быстром доступе" у заряжающего также находится лишь половина боекомплекта, так как за бронешторкой другой половины сидит командир, и, чтобы перекинуть весь боекомплект из недоступной части боеукладки в доступную, ему придётся прекратить заниматься своими основными обязанностями, то есть танк, несмотря на отсутствие необходимости разворачивать башню, в любом случае будет вынужден выйти из боя.
Учитывая все эти обстоятельства, а также опыт применения танков в текущих событиях, можно с уверенностью сказать, что полагаться экипажи могут исключительно на боеукладку первой очереди (или то, что заряжено в АЗ/МЗ в случае пост/советских танков), кроме разве что Челленджера 2, но об этом самоходном мусорном контейнере поговорим как-нибудь в другой раз.
Впрочем хватит вспоминать танки наших отцов, давайте посмотрим что у нас в этой ихней "Пантере II".
Башня KF51. В забашенной нише как водится находятся выстрелы, в середине автомат заряжания, слева от казенника, где виден 23" телек и несколько мониторов поменьше, место командира, справа в свои унылые окуляры с наглазниками смотрит лошпед-наводчик, которому мониторов не досталось.
Место командира. Будущее наступило, старик.
С изобретением в Четвёртом Рейхе автомата заряжания нужда в заряжающем испарилась (ходят слухи, что заряжающие Леопардов готовят забастовку по всей Германии). Похоже это на то что "остальной экипаж рассадили в максимально безопасных местах"? Конечно нет, экипаж как сидел в башне, так и сидит до сих пор, в этом плане от дедовского Т-64 никаких отличий нет.
Вместе с исчезновением заряжающего отпала нужда и в корпусной боеукладке – в этом плане безопасность танка действительно повысилась, и теперь на этом месте опционально расположен опциональный четвёртый член экипажа – некий "специалист". Чем он должен заниматься, думаю, понятно – управлением этими самыми дронами, которыми конструкторы щедро нашпиговали свою машину.
Всё это привело к тому, что максимальный боекомплект танка сократился до 20 выстрелов, что в принципе приемлемо, но и здесь кроется нюанс: если мы посмотрим на фотографии выставочного образца, то заметим, что на том месте, где располагается пусковая установка барражирующих боеприпасов HERO 120, по схеме должен находиться один из "магазинов" АЗ:
Всё верно, в случае установки на танк пусковой установки с этими БПЛА, боекомплект танка сокращается до смешных 10 выстрелов!
Конечно можно сказать, что это не особо большая проблема – сидение в hull-down позиции у Фульдского коридора и отстреливание десятков набигающих советских танков осталось в 80-х, совершенная (без сарказма) система управления огнём и могучая 130-мм пушка с энергией снаряда 18-20 МДж позволит поражать цели первым выстрелом, а вместо того чтобы обстреливать позиции противника одним осколочно-фугасным снарядом за другим проще запустить HERO 120 и снова поразить цель прямым попаданием, но... Мы все знаем куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями (и излишним оптимизмом).
Теперь перейдём к защите.
Самый внутренний слой состоит из цельносварной стальной брони, прикрытой модулями пассивной брони.
Это хорошо когда броня защищается бронёй, однако всё же переведу с википедьского канцелярита на человеческий – первый слой брони это банальная катаная сталь, причём, судя по тому, что при большем, чем у Леопарда 2А6, габарите башни общая масса танка стала меньше (с 62 тонн до 59), броню скорее всего подрезали.
Второй слой состоит из реактивной брони на основе датчиков
Это ноу-хау Райнметаля – в отличие от классической взрывной ДЗ типа хорошо знакомого нам "Контакта", защитная пластина в ДЗ такого типа приводится в движение неким датчиком, который метает её навстречу боеприпасу ещё до того как он долетит до защищаемой цели и сработает, в теории повышая эффективность воздействия на боеприпас.
Характерные датчики на борту KF51
Так что пусть вас не смущает отсутствие привычных "кирпичиков" и пластин динамической защиты – наружная броня это и есть пластина.
Что касается эффективности подобной системы – тут мне сказать нечего, надо смотреть результаты испытаний, которые нам никто не покажет.
а последний слой состоит из системы активной защиты (APS) Rheinmetall Active Defense System (ADS).
Скорее всего имеется в виду комплекс активной защиты StrikeShield типа "хард-килл" (поражающий боеприпас осколками или прямым попаданием), заявляется эффективное воздействие в том числе и на кинетические (бронебойные) боеприпасы.
Угрозы сверху Panther устраняет с помощью Rheinmetall TAPS — системы защиты от верхней атаки. В танке присутствуют противотанковые самонаводящиеся ракеты[уточнить], которые атакуют в крышу танков противника, как например — FGM-148 Javelin.
От этой цитаты мне пришлось минут 20 интенсивно потеть и отпаиваться чаем. Кто атакует? Кого атакует? Причём тут Джавелин?
TAPS на самом деле представляет из себя интегрированный комплекс активной защиты, который должен защищать как в пассивном ("софт-килл") режиме, срывая наведение боеприпасов при помощи дымовой завесы, так и якобы воздействовать на энти самые боеприпасы при помощи пулемёта (это реально, ещё в СССР в 60-х в рамках НИР "Оплот-МО" рассматривалась защита танка от ПТУРов при помощи крупнокалиберного многоствольного пулемёта, однако подводных камней оказалось слишком много – не взлетело) или прости г-споди лазера, однако на текущий момент, насколько известно, эта система особо не готова.
Итак, что мы имеем в сухом остатке?
В итоге, KF-51 Panther имеет мощнейшую в мире пушку
Смелое заявление, учитывая что в своё время на танки вкорячивали аж 152-мм пушки высокого давления.
"Это ты называешь "мощь"? Вот мощь!" Выстрел к 152-мм пушке ЛП-83:
Можно конечно возразить – всё это так и осталось экспериментом, ни на одном серийном танке нет орудия, сравнимого с райнметалевской 130-мм, но разве сам KF51 серийный?
Более того, эта пушка – инициативная разработка, ни Бундесвер, ни какая-либо другая страна НАТО или неНАТО не проявляли ни малейшей заинтересованности в новом орудии, ни у кого нет хоть какого-нибудь запаса боеприпасов под него, а ведь на всё это нужны деньги, причём большие! И хоть википедия приводит оптимистичные до наивности заявления, учитывая текущие события у Пантеры в ближайшие годы крайне мало шансов стать серийным образцом не в последнюю очередь именно из-за нестандартного орудия.
Тоже бабушка надвое сказала. Учитывая сниженную по сравнению с оригинальным Леопардом 2 массу при более тяжёлом орудии, можно сделать вывод, что KF51 в основном полагается на активную защиту при урезанной пассивной броне, но у первой есть принципиальный недостаток – она не срабатывает в 100% случаев. Что будет если сенсор окажется залеплен грязью или снесён близким разрывом снаряда?..
и десяток боевых беспилотников.
Ну не десяток, а четыре в случае установки контейнера с HERO, снижающего боекомплект до потешных 10 выстрелов.
Кроме того, у KF51 есть ещё одна серьёзная проблема – Rheinmetall попросту не имеет полного цикла производства танков, ведь шасси Леопардов производится Krauss-Maffei Wegmann, которые... Являются их конкурентами! И да, у KMW есть свой "танк будущего", перспективы которого на самом деле куда более лучезарные.
Демонстратор EMBT (Enhanced Main Battle Tank, "улучшенный основной боевой танк") – перспективного будущего танка, разрабатываемого совместно Германией и Францией по программе MGCS (Main Ground Combat System, "основная наземная боевая система")
EMBT во многом похож на KF51 – тоже автомат заряжания, опциональный специалист в экипаже, однако пушка у него – хорошо знакомая 120-мм линейки CN-120, устанавливающаяся на танк Леклерк, но главное – в разработке этого танка прямо заинтересованы как Бундесвер, так и армия Франции.
Кроме того, представители KMW и их французские коллеги из Nexter не занимаются дешёвым пиаром и прямо говорят, что это демонстратор технологий, а не танк который хоть завтра пойдёт в серию (при недоработанных узлах, ага), ведь серийное производство танков по программе MGCS должно начаться не ранее 2035 года.
Ну а насчёт KF51 – несмотря на радостные заявления производителя, скорее всего этот танк так и останется выставочным экземпляром: отсутствие полного цикла производства, незаинтересованность в нём родного МинОбороны, нестандартное орудие и довольно спорные элементы конструкции оставляют ему мало шансов на успех на рынке вооружений, не говоря уже о цене, которая с учётом всего вышесказанного будет много выше 10 млн. $ за единицу, и это с учётом всем известных результатов перфоманса Леопардов 2 в ходе текущих событий.
Неуказанные источники:
https://www.edrmagazine.eu/rheinmetalls-first-mbt-the-panthe...
https://www.edrmagazine.eu/improved-firepower-not-only-a-mat...
https://www.rheinmetall.com/Rheinmetall Group/Systeme und Produkte/Fahrzeugsysteme/gepanzerte-kettenfahrzeuge/Panther/B325e05.22_Panther_KF51.pdf