sobyratel

пикабушник
3921 рейтинг 617 комментариев 10 постов 1 в "горячем"
15

Об отношениях в Декамероне

Приходит как-то студент в библиотеку и говорит:

"Дайте мне, пожалуйста, книгу. Называется - "Пока чиво"".

Библиотекарь: ??? ...А кто автор?

Студент, сверяясь с записями: Д.К. Мирон.

Итак, "Декамерон". Сию великую книгу написал великий итальянский писатель Джованни Бокаччо аж в 1352-1354 годы. Название "Декамерон" означает "десять дней", а почему, станет ясно чуть позже. Есть у этой книги и фанатское (точнее, антифанатское) название - "Принц Галеото". Так называли сводников (в честь рыцаря короля Артура по имени Галеото, который поспособствовал отношениям королевы Гвиневры с Ланселотом).

Многие на полном серьёзе считали, что "Декамерон" служит одной из основных причин супружеских измен. Скандалов вокруг этой книги было немало. Её запрещали, подвергали жесточайшим цензурным правкам.

Между тем, по современным меркам Декамерон трудно назвать такой уж непристойной книгой. В отличие от маркиза де Сада, заполнявшего сотни страниц гротескными сексуальными фантазиями, Бокаччо описывал жизнь во всех её проявлениях, и секс - лишь часть этой жизни.

В основе многих его новелл лежат литературно обработанные байки, народные предания, возможно - личные наблюдения. "Декамерон", подобно "правдивым" историям из интернет, не давал точного отражения реальной жизни, но вобрал в себя представления очень многих людей о том, "как бывает" и "как должно быть".


Первое, что бросается в глаза, когда мы открываем "Декамерон" - это отношение самого автора к женщинам. Ну, как, по-вашему, может относиться к женщинам сорокалетний средневековый мужик из купеческого сословия?

Коротенькое предисловие посвящено теме влюблённости и проникнуто сочувствием к влюблённым дамам: "Они от страха и стыда таят в нежной груди любовное пламя, а что оно сильнее явного, про то знают все, кто его испытал; к тому же связанные волею, капризами, приказаниями отцов, матерей, братьев и мужей, они большую часть времени проводят в тесной замкнутости своих покоев..." Там ещё дальше про то, что мужчина всегда может развлечь себя путешествиями, разговорами, охотой и торговлей, а у женщин такой возможности нет. Тут сразу видно и положение женщин в том обществе, и отношение к этому автору. Что же, Бокаччо - феминист? Да нет, современные феминистки закидали бы его тухлыми тапочками за то, что он называет женщин слабыми и хрупкими созданиями.


В общем, Бокаччо посвящает свой сборник из сотни великолепных авторских новелл не кому-нибудь, а женщинам, чтобы и они, запертые в своих тесных покоях, имели возможность развлечься (как-то двусмысленно это звучит, ну и ладно).

В обрамляющей истории трое юношей и семь девушек уходят из Флоренции, охваченной эпидемией чумы, и с несколькими слугами селятся на заброшенной вилле. Считается, что Бокаччо через них показал идеальное общество, как он его представлял. Никто друг друга не обижает, все держатся друг с другом, как равные (не считая слуг - они где-то на заднем плане занимаются всякими хозяйственными делами). Каждый по очереди становится "королём" или "королевой" на один день, таким образом, за десять дней все успевают побыть главными.

Об отношениях в Декамероне Книги, Средневековье, Ренессанс, Средневековая литература, Декамерон, Джованни Боккаччо, Клубничка, Длиннопост

Чем можно заняться на заброшенной вилле близ охваченного чумой города, если в твою эпоху ещё не придумали ни телевизора, ни интернета? Нет, не этим. В обрамляющей истории секса нет совсем, это даже специально подчёркивается. Молодые люди целомудренно гуляют по окрестностям, любуются природой, пируют, музицируют, беседуют (это вообще отдельное удовольствие - наблюдать за тем, что делает средневековый человек, когда ему нефиг делать). И, конечно, рассказывают котоламповые истории, которые и составляют основное содержание книги. В течение десяти дней (не считая выходных, когда истории не рассказываются) рассказано 100 новелл. Отсюда и название - "десятиднев".

Герои этих новелл - представители всех сословий: крестьяне, монахи, ремесленники, купцы, аристократы, рыцари, короли. Можно заметить, что сами истории очень разные. Одни похожи на романтические сказки, другие показывают жизнь жёстко и натуралистично (как вам такой сюжетный ход - герой идёт в уборную, проваливается и падает в говно?) Одни комичны, другие трагичны. Одни воспевают целомудрие и сдержанность (таких, впрочем, мало), другие - совсем наоборот...


По моим приблизительным подсчётам, из 100 новелл "Декамерона" 77 так или иначе затрагивают тему любовных отношений между мужчиной и женщиной (при этом только в одной упоминаются гомосексуальные отношения).

Какие моменты наиболее интересны?

1. Боккачо ломает стереотип, что сексуальные потребности женщин в Средневековье никого не интересовали. Женщины в этих историях нередко проявляют инициативу, при этом подчёркивается их страстность и удовольствие, которое они получают от секса.

2. Но не всё так радужно. Если женщина не хочет и при этом не имеет возможности защититься - в большинстве случаев мужчину это не остановит. В ход идут настойчивые уговоры, шантаж, обман, похищение, иногда - насилие. Что интересно, нередко жертва в итоге остаётся довольна.

3. Монахи и монахини часто позволяют себе отнюдь не монашеские развлечения. Понятно, за что церковь так ненавидела эту книгу.

4. Обычный возраст вступления в брак - 15 лет. Но в любовные отношения девушка может вступить и раньше.

5. Если девушка заводит отношения до брака, то наибольшая опасность грозит от её отца и братьев. Особенно если любовник был более низкого сословия. Отец в такой ситуации обычно считает себя опозоренным и запросто может убить как дочь, так и её любовника.

6. Противоречивое отношение к супружеской измене. В одних историях восхваляется супружеская верность, в других - ловкость любовников, устраивающих тайные свидания и умело скрывающих измену от мужа/жены.


Длинноватый пост получился. Будет время - сделаю ещё один, с конкретными примерами.

Показать полностью 1
2091

Первая помощь в фильмах

Курсы первой помощи - это замечательно, но есть у них свои издержки. Например, когда смотришь кино, на самых драматических моментах, вместо того, чтобы сопереживать героям, хочется заорать:

"Идиоты, зажмите рану, пока он кровью не истёк!"

"Дебилы, куда вы его тащите, а если у него позвоночник сломан!?"

"Придурки, упавшему в обморок надо ноги поднять повыше, а не голову!"

"Кретины, зачем вы эпилептику ложку в зубы суёте, он же все зубы переломает!"

22

Жизнь не в одной вашей Москве протекает, товарищ майор...

В комментариях к посту про детство (http://pikabu.ru/story/detstvo_5154612) зацепили два высказывания, очень похожих. Смысл такой: 1) "Такого не могло быть, потому что в Советском Союзе такого бы никто не допустил"; 2) "Такого не могло быть, потому что люди с советским образованием не могли так себя вести".

Напомнило мой любимый момент из рассказа Виктора Астафьева "Передышка". У Астафьева, кстати, замечательные военные рассказы, он прошёл (добровольцем) через Великую Отечественную и знал, о чём пишет.


Собственно, отрывок.


Майор достал из полевой сумки два листа бумаги, пододвинул к ним чернилку с тушью, складную железную ручку достал из-под медалей, залезши пальцами в карман.

- Пиши! - уже утихомиренно и даже скучно сказал он, и я тоже начал успокаиваться: если майор перешел на "ты", значит, жить можно.

Андрюха вопросительно глянул на майора.

- Письмо пиши.

Андрюха обернул вставышек железной ручки пером наружу, вынул пробку из чернилки-непроливашки, макнул перо, сделал громкий выдох и занес перо над бумагой - три класса вечерней школы! С такой грамотой писать под диктовку!..

Майор, пригибаясь, начал расхаживать по блиндажу:

- Дорогая моя, любимая жена...

Андрюха понес перо к цели, даже ткнул им в бумагу, но тут же, ровно обжегшись, отдернул:

- Я этого писать не буду!

- Почему? - вкрадчиво, с умело спрятанной насмешкой поинтересовался майор.

- Потому что никакой любви промеж нас не было.

- А что было?

- Насильство. Сосватали нас тятя с мамой - и все. Окрутили, попросту сказать.

- Ложь! - скривил губы майор. - Наглая ложь! Чтобы при Советской власти, в наши дни - такой допотопный домострой!..

- Домострой?! Хужее!.. Я было артачиться зачал, дак пахан меня перетягой так опоясал... Никакая власть, даже Советская, тятю моего осаврасить не может.

- Давайте, давайте,- покачал головой майор.- Вы посочиняйте. Мы - послушаем! - И снова улыбнулся мне, как бы приглашая в сообщники. И я снова угодливо распялил свою пасть.

Андрюха тем временем сложил ручку и поднялся с ящика:

- Не к месту, конешно, меня лукавый попутал... Всю ответственность поступка я не понимал тогда. Затмило! Но, извините меня, товарищ майор, - артиллерист вы хороший, и воин, может быть, жестокий ко врагу, да в любви и в семейных делах ничего пока не смыслите. Вот когда изведаете и то, и другое - потолкуем. А счас разрешите мне идти. Машина у меня неисправная. Завтре наступать, слышу, будете. Мне везти взвод... - Андрюха достал из-за пазухи рукавицы. - Письмо семье и в сельсовет ночесь напишу. Покажу вам. Покаянье Галине Артюховне так же будет сделано... Разрешите идти?

- Идите!

Я удивился: в голосе майора мне почудилась пристыженность.

Андрюха поднялся, оправил телогрейку под ремнем, закурил, ткнувшись цигаркой в огонек коптилки, и пояснил свои действия хмуро глядевшему майору:

- Шибко я потрясенный. Покурю в тепле, - и курил молча до половины цигарки, а потом вздохнул протяжно: - Жись не в одной вашей Москве протекает, товарищ майор... По всему Эсэсэру она протекает, а он, милый, о-го-го-о-о-о! Гитлер-то вон пер-пер да и мочой кровавой изошел! Оказалась у него задница не по циркулю пространствия наши одолеть! И на агромадной такой территории оч-чень жизнь разнообразная... Например, встречаются еще народы - единым мясом или рыбой без соли питающиеся; есть, которые кровь горячую для здоровья пьют, а то и баб воруют по ночам... И молятся не царю небесному, а дереву, скажем, ведмедю или даже змее...

Майор, часто моргая, глядел на Андрюху Колупаева и вроде бы совсем его не узнавал.

Плюнул в ладонь Андрюха, затушил цигарку, как человек, понимающий культуру.

- Вам вот внове знать небось, какой обычай остался в нашей деревне? - Андрюха помолчал, улыбнувшись воспоминанию. - Родитель - перетягой или вожжами лупит до тех пор, пока ему ответно не поднесешь...

- К-как это? Вина?

- Вина-а! - хмыкнул Андрюха.- Вина само собой. Но главное - плюху! Желательно такую, чтоб родитель с копытов долой! Сразу он тебя зауважает, отделиться позволит... Я вот своротил тяте санки набок и, вишь вот, до шофера самоуком дошел! Кержацкую веру отринул, которая даже воевать запрещает... А я, худо-бедно, фронту помогаю... Не в молельню ходил, божецкие стихиры слушать, а в клуб, на беседы. Оч-чень я люблю беседы про технику, про устройство земного шара, а также об окружающих мирах...

- Идите! - устало повторил майор.

Андрюха, баскобайник окаянный, подморгнул мне, усмехнувшись, натянул неторопливо рукавицы и вышел на волю.


Текст отсюда http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/r_peredyshka.txt

Показать полностью
9

Потому что гнуры вкусные и всегда сами виноваты

#comment_89923650

Разговор напомнил незабвенное.


По ту сторону ночи в одной стране жили гнуры и гырки: первые на земле, вторые под землей. Гырки гнуров ловили и ели. И все гнуры знали: если какой гнур под землю залезет, то он очень глупый и сам виноват.

Раз один из них шёл и собирал съедки. Наступил на ветки, а те подломились, и упал он в глубокую яму-нору. Видит – гырки к нему идут.

Была у того гнура ручная крыса. Пустил он её незаметно прочь, чтобы выход нашла и подмогу привела. Сам гыркам говорит:

– Не трогайте меня! Я сюда не сам залез, а упал! Я наверх хочу! А если не отпустите – прочие гнуры придут за мной.

Но гырки схватили его и утащили. Приволокли в пещеру, где сидели ещё два гнура – тощий и очень тощий. Сказали:

– Будешь вместе с ними работать, камень рубить. Не станешь работать, бежать попытаешься – плохим будешь. А плохих у нас съедают

Стали все три гнура день за днём камень рубить.

– Я не могу жить без солнца и хлеба, – сказал однажды тощий гнур.

Той же ночью он исчез. Спросили оставшиеся двое о нём у гырков, а те говорят:

– Он убежать пытался, плохой был.

И кости обглоданные показали.

– Сам виноват,он убежать пытался, – сказали тогда оставшиеся гнуры.

Вскоре очень тощий гнур стал слабеть. Плохо камни рубил, ходил медленно.

– Плохой оказался, – сказали тогда подземные гырки. Убили его и тоже съели.

– И этот сам виноват, он ленился, – сказал себе последний гнур.

Старался он теперь, изо всех сил работал. Гырки называли его хорошим гнуром. Наконец, крыса ручная к нему вернулась.

– Когда же наконец придут меня спасать? – спросил он.

– Другие гнуры сказали, что ты очень глупый и сам виноват, раз в яму попался. Они не станут ради тебя рисковать.

Рассердился гнур, ударил по крысе камнем и убил её. Сказал:

– Я тогда буду хотя бы хорошим гнуром.

Снова стал работать. Семь дней работал так, словно камни маслом были. А вечером последнего дня почувствовал, что без чего-то не может дальше жить. Не смог вспомнить, без чего. Тогда он просто лёг и умер. Нашли его гырки мёртвым и сказали:

– Всё-таки плохой оказался. Кончился.

Съели его, а потом пошли для новых гнуров яму рыть. Потому что гнуры вкусные и всегда сами виноваты.


(с) комунадототнайдёт

11

Зачем нужно читать книги?

"Между мной и школой пролегла война. Я бежал из плена, меня травили овчарками, а я выжил. Не только потому, что был молод и жилист. Я любил Льва Толстого, в войну эта любовь перешла в какую-то страсть. Казалось бы, все эти страницы, где речь идёт о любви, о доброте, должны были испепелиться в кошмаре смертоубийства, а они окрепли, как люди, потому что Лев Николаевич говорил от имени жизни. У каждого, кто вернулся с той войны надо спрашивать: что было его якорем, как удалось сохранить душу? И каждый раз это будет очень печальная и очень светлая история о схватке мёртвой материи и живой материи. Лев Толстой был самым крепким моим якорем, удерживавшим во мне жизнь. У каждого человека может быть трудная, невыносимая минута. И с детских лет, читая хорошие книги, думая над ними, мы, незаметно для себя, сплетаем в себе очень прочные якорные канаты, которые когда-нибудь и спасут нас. Кого-то, как и меня, спасёт Лев Толстой, кого-то - Достоевский, или Пришвин, или Булгаков; дело же не в том, кто именно, а в том дело, чтобы этот процесс у каждого начался как можно раньше. Чем раньше начнётся процесс, тем прочнее сплетётся канат, тем крепче будет якорь…"

(с) Афанасий Фёдорович Лунёв, учитель истории, основатель Пархомовского историко-художественного музея.

Зачем нужно читать книги? Книги, Война, Афанасий Лунёв, Цитаты
4

Скандальные истории

К постам:

http://pikabu.ru/story/sam_slezu_4231421

http://pikabu.ru/story/vyivod_4232098


У Честертона есть такой рассказ - "Скандальное происшествие с отцом Брауном". На мой взгляд, он очень хорошо иллюстрирует одну особенность человеческой натуры, точнее, даже не одну, а сразу три. Но обо всём по порядку. Чтобы не спойлерить совсем открыто, в качестве примера буду использовать не рассказ Честертона, а историю про черешню - ситуации во многом аналогичные.


Первая особенность: мы воспринимаем мир не напрямую, а через призму априорных знаний. Например, рассказываешь ты весёлую историю про то, как лазил ночью рвать черешню, потому что днём дерево сторожат вредные бабки. У тебя знание, что деревья с фруктами-ягодами, растущие во дворах многоквартирных домов, принадлежат всем, следовательно, этот поступок не является предосудительным, что бы там ни говорили бабки. Но читатели, выросшие в других регионах, ничего не знают про "общие" деревья - то, что для тебя само собой разумеется, в их опыте отсутствует. У них имеется априорное знание, что: а) деревья с черешней всегда кому-то принадлежат; б) тот, кто без разрешения обрывает черешню с чужих деревьев - мудак и вор. Соответственно, вся история воспринимается совершенно по-другому.


Вторая особенность, связанная с первой: несмотря на многочисленные искажения, каким постоянно подвергается восприятие, большинство людей предпочитает считать своё первоначальное впечатление абсолютно верным. На основе этого впечатления можно судить и принимать решения, не вникая в ситуацию. Вникать лень, особенно если всё "и так понятно".


Третья особенность. Скандальные истории распространяются быстрее, чем их опровержения. Именно поэтому, если о тебе один раз распространились нехорошие слухи, потом практически невозможно смыть пятно со своей репутации. Ведь никто не станет бегать и объяснять всем, кто теперь нехорошо думает об участнике скандальной истории, что вообще-то всё было совсем не так.

5

Пикап от древних малайских колдунов

Читаю "Золотую ветвь" Фрезера. Очень увлекательное чтение.


"Вероятно, нигде искусство умыкания человеческих душ не практиковалось столь ревностно и не достигало такого совершенства, как на Малайском полуострове. Колдуны там навязывают свою волю разными средствами и по разным мотивам. В одних случаях они стремятся погубить врага, в других завоевать любовь холодной или стыдливой красавицы. Возьмем в качестве примера любовные колдовские средства. Добиться того, чтобы душа желанной женщины потеряла рассудок, можно такими приемами. Когда на востоке багровая луна только что взошла над горизонтом, выйди из дому и при свете луны, положив большой палец правой ноги на большой палец левой, сложи в виде рупора правую руку и продекламируй следующие слова:


Ом. Я выпускаю стрелу, я выпускаю ее — и она затмевает луну, 

Я выпускаю ее — и солнце уходит в туман, 

Я выпускаю ее — и свет затемняется звезд. 

Не целил я ни в звезду, ни в солнечный диск, ни в луну, 

Целил ведь в стебель души милой мне дочери я 

Такой-то и такой-то.

Клак! Клак! Душа такой-то, приди и погуляй со мной, 

Приди и посиди со мной, 

Приди, усни и раздели со мной подушку. 

Клак! Клак! Душа.


Повтори это трижды и после каждого повтора подуй в сложенную рупором ладонь. 

Или можно поступить таким образом. Выходи в ночь полнолуния и две последующие ночи, садись на муравейник лицом к луне, воскуряй благовония и произнеси следующее заклинание:


Я принес лист бетеля тебе пожевать, 

О, приложи к нему известь, Принц Жестокости, 

Чтобы такая-то дочь Принца Безумия ее жевала, 

Чтобы такая-то на восходе обезумела от любви ко мне, 

Чтобы такая-то на закате обезумела от любви ко мне. 

Как ты помнишь родителей, помни меня, 

Как ты помнишь свой дом и родную лестницу, помни меня, 

Когда грохочет гром, помни обо мне, 

Когда свистит ветер, помни обо мне, 

Когда идет дождь, помни обо мне, 

Когда кричит петух, помни обо мне, 

Когда рассказывает свою повесть дрозд, помни обо мне, 

Когда ты смотришь на солнце, помни обо мне, 

Когда ты смотришь на луну, помни обо мне, 

Потому что в этой самой луне я. 

Клак! Клак! Душа такой-то, приди ко мне. 

Я не намерен отдавать тебе свою душу, 

Так пусть придет ко мне твоя душа.


После этого каждую ночь семь раз помаши тюрбаном по направлению к луне. Приди домой и положи его под подушку, и, если собираешься надеть тюрбан днем, сжигай благовония, приговаривая: «На поясе своем я ношу не тюрбан, а душу такой-то».

Показать полностью
16

Зарисовка на тему "Личное пространство"

 - А вот тут у нас живёт старший. Видите, какой беспорядок? Ужас просто, сколько ни ругаю его, всё как об стенку горох.


- Ма-ам…


- Трудно с ним, совершенно неуправляемый. Вот и сейчас: полдень уже близится, а он только проснулся!


- Мам, я же просил никого в мою комнату не приводить!


- Не груби при гостях! Тебе должно быть стыдно за такое поведение! Видите, какой ребёнок? Хам малолетний и неслух ужасный. А вот его игровая приставка, по выходным целыми днями в неё играется, вместо того, чтобы родителям по дому помогать. Не хотели мы ему эту фигню покупать, так он два года клянчил, все нервы мне истрепал.


- Вы с папой сами пообещали её купить за хорошую успеваемость.


- Прекрати со мной спорить! Упрямый, как осёл, весь в отца. Вот тут у нас дверь на балкон. Сейчас, отодвину бельё… Смотрите, какой вид замечательный открывается! А этот ещё не хотел комнату с балконом. Мы ему всё лучшее, а он хорошего отношения не понимает.


- Мама, закрой балкон, холодно же!


- Не груби при гостях! Вот здесь, над кроватью, книжная полка. Не хотите что-нибудь взять для Андрюшеньки? Андрюшенька у вас молодец, шесть лет, а уже читать любит.


- Мам, это моя полка с книгами, можно было бы у меня сначала спросить.


- Как тебе не стыдно! Жалко, что ли, для ребёнка? У тебя тут всё равно только детские книги, сказки какие-то про эльфов, тебе поздно такое читать. Видите, как трудно с ним, никаких нервов не хватает. Вот здесь у него всякие игрушки стоят, роботы какие-то, динозаврики, обязательно возьмите что-нибудь для Андрюшеньки.


- Мам! Я не разрешал там ничего брать!


- Тебе для ребёнка игрушек жалко? Гляньте на него, большой уже, а всё в игрушки играет и делиться не хочет. И альбом с марками у него тут несколько лет пылится без дела. Возьмите, что ли, для Андрюшеньки, ему интересно будет.


- Мама, это моя коллекция, я много лет их собирал! Ты знаешь, сколько эти марки все вместе стоят!?


- Нет, ну вы посмотрите на него! Все нервы мне истрепал. Спит до двенадцати, спорит со мной при гостях, подарок ребёнку ему сделать жалко… Ты не забывай, что на наши деньги живёшь. Трудно с ним. Вот тут шкаф с его одеждой. Смотрите, какие мы ему джинсы на день рождения купили. Красота! Три тысячи, между прочим, стоят. Так, а это что за безобразие? Почему трусы вперемешку с носками? Чтобы потом порядок навёл, а то стыдно перед гостями!


- Ма-ам!


- А ты не мамкай тут! Всё, уже уходим. Что за ужасный человек, невозможно гостям комнату показать! И почему нынешние подростки такие хамы? Никакого уважения к старшим. Вы уж его извините, и за беспорядок, и за хамство вот это вот. А ты - чтобы немедленно встал и навёл тут идеальный порядок! И пол вымыть не забудь! Ты обязан тут всё в чистоте содержать, это всё-таки твоя комната.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!