Дорогие пикабушники и пикабушницы.
Проработав в авиаиндустрии более 10-ти лет, хотелось бы поделиться с вами своими наблюдениями насчёт основных ошибок и недопониманий, которые возникают у рядового покупателя авиабилетов. Возможно, кому-то это поможет в будущем, кому-то просто будет интересно, ну и, наверняка, будут те, кто всё это знает. Сразу оговорюсь, хоть я сам из Шпротостана, авиационные правила и стандарты являются международными и могут лишь немного варьироваться друг от друга.
Итак, поехали.
1. Вы захотели куда-то полететь. Где вы начнёте поиск и что вы будете искать?
- Интернет. Для молодого поколения - в особенности. Там есть вся информация, которая вам нужна. Но вот беда, не вся информация доступна на родном языке, а на иностранном понимание приходит с помощью словаря (или непонимание, использую перевод страниц с помощью гугла, яндекса и т.п.). И, тогда:
- Агентства. На самом деле, это более чем хороший вариант, ибо зачастую сами агенты побывали в тех местах, в которые захотелось поехать вам и смогут предоставить вам личный опыт. Разумеется, в том случае, если это какие-нибудь Мальдивы, Алания или другие курорты, на которых специализируется агентство, вы сможете найти с их помощью полноценную путёвку. Скорее всего, даже если ваш выбор пал на супер-эксклюзивное направление, скажем, Антананариву - у агентств есть контракты со многими гостиницами и они смогут вам помочь с её бронированием и с организацией гида. Тут уже все решения на вас, посим перейдём к следующему:
2. Вы выбрали себе направление, куда полетите. Выбрали, как его купите. С вероятностью 99% вы туда полетите (на самолёте, а не на воздушном шаре. Хотя...) и у вас будет авиабилет.
Разберём какие бывают билеты и в чём их различие.
1. Билеты на чартерные рейсы.
Начнём с того, что такое чартерный рейс - по сути, это сезонный рейс от точки до точки (редко, две точки), предоставленный туроператором. Например, Москва (Домодедово) - Анталия. Внимание: борт (самолёт) может быть любой авиакомпании, с которой у туроператора заключён договор. Иными словами, если, скажем, вы купили себе тур в компании Алла-тур, борт вполне может быть Аэрофлот, Туркиш или любой другой. На регистрации, на экране в этом случае будут крутиться логотипы авиакомпании, туроператора и, скорее всего только одного из крупнейших агентств. Далее будет располагаться информация о рейсе. SU1668 AYT/Antalya или в схожем формате. Если у туроператора есть договорённость, на экране вполне может отобразиться 2 номера рейса, например, SU1668/TEZ8897 AYT/Antalya. Возвращаясь к билетам на такие рейсы - их нет. У вас есть распечатка от агентства, в которой есть информация о вашем туре, с указанием вылета, прилёта, гостиницы и т.п. На регистрации вам нужен только паспорт. Внимание: в а/к про вас ничего не скажут - вы у них не числитесь до дня регистрации. Все вопросы решаются только с тем агентством, в котором куплен тур.
2. Билеты на регулярные рейсы.
Регулярные рейсы - это те рейсы, которые осуществляются по строго согласованному с государством расписанию. Например, ежедневный рейс Аэрофлота Москва (Шереметьево) - Рига. В таком случае, билет у вас должен быть, в 98% случаев - электронный, 1% - бумажный и ещё 1% - т.н. FIM (Flight Irregularity Manifest), выдающийся при незапланированном перебронировании пассажира с одной авиакомпании на другую в случаях отмены/задержки рейса. Итак, что такое номер билета и с чем его едят. Номер билета 13-тизначен с одной дополнительной (14-ой) цифрой в конце. Возьмём пример: 2351112223334/4 Как он расшифровывается: 235 - код авиалинии (в этом примере - это Туркиш), 1112223334 - номер билета, /4 - номер купона, обозначающий, что вы смотрите на свой 4-ый рейс из резервации. Если у вас только полёт туда-обратно до первого пункта назначения (Москва - Рига), сегментов (купонов) будет 2. Рейс туда - купон 1, обратно - купон 2. Более 4-х купонов в одном билете не бывает. В случае получения информации от авиакомпании, называть номер купона нет необходимости. Бумажный билет выглядит как посадочный талон, но с детальной информацией: кто, куда, откуда, номер рейса и т.п. Состоит из визуально двух частей, одна из которых отрывается. Внимание, вам могут отказать в регистрации и послать разбираться к представителю авиакомпании, если у вас отсутствует одна из частей билета. На бумажном билете его номер указан внизу, на обоих частях. При беседе с авиакомпанией по телефону, этот номер вам не поможет (об этом - ниже). Во время регистрации на рейс в аэропорту, если у вас электронный билет, нужен только паспорт. Если бумажный - вы обязаны дать этот билет на регистрации.
А теперь, некоторые нюансы и особенности.
Резервация и билет - не одно и то же.
Итак, вы пришли в агентство. Забронировали себе полёт в ту же Анталию. Вам оператор дал на руке что-то следующего образца.
SURNAME/NAMEMR 1А/SKKT3
1 TK555 E DME-AYT SU 15AUG HK1 1300 1500 Y
ARNK
2 TK222 Y AYT-IST TU 20AUG HK1 X 0800 0900 Y
3 TK331 V IST-DME TU 20AUG HK1 1025 1325 Y
и куча ещё информации ниже (не все её печатают правда. Здесь тоже сокращённый вариант основной резервации, но его хватит)
Что мы здесь видим: пассажир с именем NAME (MR означает что мужчина), номером брони SKKT3 летит по следующему маршруту в эконом классе (Y):
- Прямой рейс Туркиш TK555 15-го августа из Домодедово в Анталию с вылетом 13:00 и прибытием в 15:00.
- Обратный транзитный рейс через Стамбул из Анталии в Домодедово. Вылет из Анталии - 08:00, из Стамбула - в 10:25. (Анталия - Стамбул: ТК222, Стамбул - Домодедово: ТК331)
Запомните 3 вещи:
*Время всегда указывается местное, т.е. то, которое на часах в том городе, в который вы прибываете.
*Вы никогда не остаётесь в самолёте в случае пересадки (транзита). Вам необходимо найти свой следующий рейс.
*Ваш посадочный сектор на транзитный рейс может либо быть неизвестен на момент вашего вылета из первого пункта, либо изменится. Всегда проверяйте ваш посадочный сектор по прибытии в транзитный пункт и слушайте, по возможности, объявления. Такое возможно, что даже если час назад у вас был сектор 220, его могут изменить на любой другой. Причины - разные: занят другим самолётом, неисправность, борт увеличили в последний момент, да мало ли...
Итак, то, что у вас на руках - не более чем просто распечатка информации/расписания. Это не билет, но это бронь. Эта бронь станет билетом только после оплаты, сроки которой варьируется от компании к компании. Зачастую, дешёвые билеты (по понятиям а/к дешёвые) необходимо выкупить либо до конца рабочего дня, либо в течении 24х часов с момента бронирования.
Теперь, представим следующую ситуацию. Билет вы выкупили, всё оплатили, звоните в а/к и называете номер вашей резервации и вдруг слышите, что:
а. такой брони нет
б. неверный номер брони
После вашей короткой паники, вас просят назвать номер билета или номер брони а/к. Почему так? В случае "а" возможны такие варианты:
- вы неправильно продиктовали номер брони (да-да, не удивляйтесь, у нас, хоть и знают латинский алфавит, бывали случаи, когда англ. "Х" (икс) произносили как "Н" (русское "х"). Разумеется, есть случаи, когда вам на бумажке кривым почерком написали и вы продиктовали как поняли. Но, думаю, уважающие себя агентства так не поступают).
- агент новичок и не смог отличить номер, характерный для а/к номер брони
Если агент сразу осадил вас, что номер брони неверен и попросил найти другой номер или дать номер билета, не переживайте. Причина не в вас, но и не в агентстве или а/к. Существует несколько систем резерваций, каждая из которых по-своему уникальна и генерирует свои коды. Когда распечатывается бронь, обычно она идёт только с кодом системы, используемой этой системой. Символы 1А перед номером брони означают, что бронь сделана в системе Амадеус. 1G - Галилео и т.п. В свою очередь, брони, сделанные в а/к напрямую (или через их сайт), идут или без индикатора системы или с кодом а/к. После выдачи билета в агентстве (если ранее нигде не отображался), в распечатанном билете обычно следующей строкой после номера билета идут номера броней всех задействованных а/к. Например:
NAME/LAST NAME SURNAME/NAMEMR
ETK-NR 2351112223334
PNR 1A/SKKT3 TK/U441UK
...
Ну и напоследок, просто пара советов против развода, который возможен (но маловероятен) на разных сайтах, предлагающих купить билеты у них.
Если сайт подозрителен:
- Старайтесь сделать только бронь для начала. При успешной броне, вам должны дать её номер, после чего можете позвонить (прийти)в а/к переспросить, есть ли на эти даты бронь с этим номером на ваше имя.
- Лично я бы не рекомендовал оплачивать банковским перечислением, если сайт расположен в другом государстве. И даже не столь потому, что возможно потерять деньги, сколь международные переводы осуществляются до 16:00 (как правило) и деньги просто могут не дойти до получающей стороны вовремя (можете не уложиться в 24 часа или др.)
- Зачастую, цена что на официальном сайте а/к, что на том сайте, где нашли цену вы, отличаться могут лишь незначительно. Исключение - когда доступно только одно место в данном тарифном классе.
Если есть вопросы, задавайте, постараюсь ответить.