mymindbook

mymindbook

пикабушник
пол: мужской
поставил 0 плюсов и 0 минусов
проголосовал за 0 редактирований
сообщества:
1004 рейтинг 14 комментариев 30 постов 3 в "горячем"
4

Генри Форд "Моя жизнь, мои достижения"

Безусловный интерес вызывал небывалый масштаб производства и особенности организации. Это было столь притягательно, что издателям пришлось мириться с антисоветскими взглядами, лежащими в основе этого подхода. Конечно, особо досадившие «теоретические измышления» в первом переводе попросту выпустили. То была жесткая критика «советизма», подменявшего социальными законами законы Природы, первейшими из которых Форд считал право на плоды своего труда и свободу самого труда. У рабочих Форда был восьмичасовой рабочий день и возможность брать отпуск за свой счет; у нового пролетария — от 12 до 14 часов в день и жесткое распределение. Отнимая повседневные свободы, человека лишали Свободы с большой буквы. Уже в 1922 году Форд видел разрушительные последствия: насилие меньшинства над большинством, крах производства, «забалтывание» дела и утечку мозгов.

Спустя 65 лет книгу Генри Форда повторно издали в СССР, почти в последний год его существования. Вновь искали тайны широкомасштабного производства, экономии труда и материалов, стандартизации и системы. А ответ все же был в том социальном учении, которое упорно отвергали: в понимании работы как служения.

«Служение» переводчик чаще всего подменяет «продуктивностью», но Форд имеет в виду, конечно же, социальный и даже религиозный термин. Все, что он создавал, предназначалось для общественной пользы — охватывая и покупателей, и рабочих, и самого Форда. Осознанный труд, раскрытие человеческого потенциала и право на плоды своего труда — залог благополучия и счастья. Это и только это — цель служения.

Ознакомившись с саммари, вы узнаете технические и организационные секреты широкомасштабного производства, правила формирования спроса на совершенно новом рынке и основы той трудовой этики и того социального договора, который позволил Генри Форду совершить прорыв в производстве и экономике.

Перед вами мир Генри Форда, пошедшего намного дальше большинства утопистов — взявшего на себя смелость построить этот мир своими руками на собственные средства и доказавшего — это не утопия, а идеальная реальность, и невозможна она лишь потому, что на Земле слишком мало предпринимателей, готовых служить идее и людям.

1. Идейный базис жизни Генри Форда

1.1. Свою книгу Форд начинает с «идеи» — и так же, по его мнению, начинается любое дело. Если бы целью стало обогащение, гениальный инженер и великолепный организатор прекрасно функционировал бы в системе, которая «в переизбытке снабжала» его деньгами. Но система была расточительна и несправедлива, лишена плана, далека от полной меры производительности, обкрадывала работников.

1.2. В книге, написанной сразу после Первой мировой войны, в пору брожения, идеалистических планов прогресса, революций, Форд отстаивает «естественный путь», основанный на вере в человеческий разум и честную работу. Благосостояние и счастье добываются только честной работой. Общественная жизнь скреплена земледелием, промышленностью и транспортом. И в основе всего — работа. Форд отнюдь не стремится ниспровергать существующий строй, ибо этот строй имеет перед всеми прочими преимущество реальности — он функционирует. Все решается снизу, инстинктом работающего человека, который чувствует суть основных процессов хозяйственной жизни.

1.2.1. Первый хозяйственный принцип — труд. Человеческий труд, преображающий природу. Вся экономика держится на том, что человек делает из материала, предоставленного ему природой. Нравственный принцип — право человека на результаты своего труда. И это право священно. Работающий человек должен получать от общества то, что он дает обществу.

1.2.2. Ориентация на прибыль глубоко порочна. Деньги — лишь средство для расширения производства, а цель производства — общеполезный и общедоступный продукт. Форд считал противоестественным положение, когда человек не раскрывает свой потенциал и не пользуется плодами своего труда. Он восставал и против финансового капитализма, ориентированного на прибыль, а не на результат; и против несправедливого распределения продуктов труда, и против изматывающего и малопроизводительного труда — а именно такова была участь большинства фермеров и рабочих того времени.

1.2.3. Как благополучие работающего человека зависит от его труда, так и благополучие предпринимателя — от пользы, которую он приносит обществу. Благополучие — не столько деньги, которые зарабатываются в результате производительной деятельности. Деньги — не самоцель, а необходимое средство для расширения полезного производства.

Истинное же благополучие и счастье именно в том, чтобы не оставаться праздным. Ибо миссия человека — в работе и общественной пользе

1.3. Руководящая идея Форда — наладить производство безусловно полезного продукта. Автомобиль и трактор именно таковы, потому что максимально экономят человеческие усилия и затраты времени. Само производство также должно максимально экономить время и усилия работника и удешевлять продукт в интересах потребителя (и не в ущерб качеству). Форд максимально упрощал процесс производства и полагал, что потребителя нетрудно приучить к добротному и простому продукту.

1.4. Но и налаженное производство, и произведенная продукция — опять-таки не самоцель. Не антиутопия механического мира создается Фордом, а высвобождается время для радости жизни. Автомобиль — одно из средств для облегчения труда, сокращения пути, и сэкономленное время предназначается не для еще большего производства, а чтобы «нюхать цветы». Для Форда же модель Т стала еще и неопровержимым свидетельством в пользу его теории.

Рассмотрим основные идеи системы производства Форда подробнее.

2. Цель производства: идеальный продукт

2.1. Производство начинается не с материалов или машин, но с цели. Цель производства — не прибыль, а простой, качественный и общедоступный продукт.

2.1.1. Пока автомобиль был предметом роскоши, он изготавливался штучно. Полезная же вещь производится огромными партиями в расчете на массовый спрос. Но для массового спроса необходимо удешевить товар и сделать его максимально надежным. Доброкачественная вещь не нуждается в рекламе и не боится конкуренции.

Выиграв один раз автогонки, Форд отказался от дальнейшего участия: победы в гонках не соответствовали ни функционалу, ни нацеленности на массовый спрос.

2.1.2. Качеству и удешевлению равно препятствуют и консерватизм, бездумно воспроизводящий старые способы производства, и радикальное реформаторство, желающее поменять все и в первую очередь человека. А нужно сохранять и доводить до совершенства то, что доказало свою пригодность.

2.2. Предприниматели начинали не с того конца, пытаясь удешевить производство. Начинать же нужно с продукта.

2.2.1. Прежде всего нужно убедиться, что этот продукт действительно нужен и максимально функционален. Только полезный продукт пользуется спросом. И он не нуждается в рекламе.

2.2.2. Затем решается вопрос о наилучшем материале, который необязательно должен быть самым дорогим. В интересах производителя не быть привязанным к единственному сорту и не зависеть полностью от поставщиков.

Прочная и легкая ванадиевая сталь оказалась наилучшим металлом для автопрома, но и для нее Форд нашел замену, что обеспечило его заводам независимость во время войны.

2.2.3. Необходимо максимально упростить конструкцию и уменьшить вес. Простота — ключевое слово. Выигрывают и производитель, который расходует меньше материалов и усилий, собирая простую легкую конструкцию, и пользователь: автомобиль реже ломается, расходует меньше топлива при большей грузоподъемности.

2.3. Создавая продукт, его необходимо смоделировать — с помощью теории, моделирования и экспериментов нужно отобрать наиболее доброкачественный материал, проверить расчеты и получить наиболее простой и функциональный продукт. Прийти к этому можно лишь путем долгого опыта и постепенных усовершенствований.

На создание Модели Т Форду понадобилось 12 лет. И только получив удовлетворяющую его модель, он развернул производство, от штучного до многотысячного.

2.4. Когда идеальный продукт получен, его не следует больше подвергать существенным изменениям, но продолжать совершенствовать, повышая удобство, усиливая мощность и т. д.

Форд постоянно испытывал новые машины, но именно «машины», а не «модели», то есть все ту же Модель Т с различными вариациями.

3. Производство определяется продуктом, а не наоборот

3.1. Большинство производителей исходят из имеющихся у них материалов и средств производства, целью ставят прибыль, и этим условиям подчиняют продукт, внося в него всяческие изменения. Однако целью производства является совершенный продукт, им и диктуется организация производства, финансовые решения и сбыт.

3.2. Модель Т почти не меняется, зато методы производства меняются постоянно. Получив модель продукта, которую он признал совершенной, производитель не должен более тратить время на изменения. Это позволяет ему полностью сосредоточиться на совершенствовании процесса производства и удешевлять продукт, не снижая качества. Напротив, усовершенствованный процесс производства гарантирует в том числе и надежность качества, при этом за счет продуманных приемов организации, применения машин, экономии ресурсов и времени, масштабов продаж цена постоянно снижается.

3.2.1. Первая задача — поиск материалов, которые полностью соответствуют требованиям конструкции и не привязаны к единственному источнику. При ограниченности источников — поиск или создание альтернатив.

3.2.2. Максимальное упрощение конструкции, разбор ее на элементарные составные части, в перспективе — полное обеспечение производства собственными деталями. Альтернативные источники ресурсов и собственное производство деталей страхуют от рыночных кризисов, произвольного подъема цен, сговора конкурентов, проблем с заграничными партнерами и даже на случай войны.

Первоначальный автомобиль Форда — всего лишь чертеж, все детали приобретались у других производителей. Постепенно он стал изготовлять весь корпус, затем и двигатель, а после войны — и стекла.

3.2.3. Принцип собственного производства деталей и разбор конструкции на элементы естественно приводит к появлению отдельных фабрик, сосредоточенных на изготовлении деталей. Следующим шагом становится разбиение процесса производства на отдельные операции.

3.3. Форд не был изобретателем конвейера, но он применил к организации производства все те же принципы: цель определяет средства; простота предпочтительна; нужно беречь время и силы работника.

Автомобиль делился на детали, работа над деталью — на операции, операции — на отдельные движения таким образом, чтобы работнику приходилось совершать минимум нефункциональных движений.

3.4. Средством производства является единство работника и машины. Отсюда вытекает необходимость беречь время и силы работника и его здоровье, а также находить соответствие между человеком и порученной ему задачей.

3.4.1. Физически тяжелую работу по возможности перекладывали на электричество. Мини-форды развозили детали вдоль конвейерных лент. Высота конвейера соизмерялась с ростом работающего. Избегали наклонов, как наиболее утомительного движения в процессе работы. На основе наблюдений складывались правила техники безопасности.

3.4.2. Поощрялась изобретательская активность — ведь никто не понимает свойства инструмента так хорошо, как человек, который им пользуется.

Иммигрант-поляк, не говоривший по-английски, знаками показал, что следует изменить угол наклона, и тогда рабочая поверхность будет стираться гораздо медленнее.

4. Организация производства: единство человека и машины

4.1. Полезность машины определяется так же, как и полезность конечного продукта: она должна быть простой и экономить ресурсы и время того, кто ей пользуется.

4.1.1. Простота машин позволяет нанимать низкоквалифицированных рабочих и обучать их за несколько часов, максимум дней. Кроме того, простые механизмы дешевле, надежнее и легко ремонтируются.

4.1.2. Материал и детали доставляют к рабочему. Основное правило: рабочий не должен делать больше одного шага или наклоняться.

4.1.3. Инструменты и работники располагаются в том порядке, в каком идет обработка детали или сборка.

4.1.4. Путь, который проходит деталь, сокращается до минимума, как и отведенное каждому работнику пространство (но не в ущерб безопасности).

4.1.5. Для доставки используется сила тяжести и транспортные средства.

4.1.6. Основное новшество — подвижный сборочный путь (конвейер).

4.2. Использование машин высвобождает квалифицированных специалистов — механиков, инженеров, химиков, машинистов, — которые либо поддерживают процесс производства и следят за исправностью машин, либо заняты усовершенствованиями.

4.3. Производство распределяется между множеством фабрик, которые могут и не принадлежать одному и тому же производителю, но должны соблюдать его принципы. Это позволяет использовать местные ресурсы.

4.4. Административный аппарат сводится к минимуму. Надсмотрщики и заготовщики выделяются из числа самих рабочих. Бумажная волокита — величайшее зло, как и принцип «завод — это машина». Производство — не механизм, а рабочее общение.

После войны Форд уволил множество администраторов, навязанных ему сверху.

4.5. Основные виды лишних посредников — финансовый капитал и эксперты. И те, и другие не допускаются на производство.

4.5.1. Пользоваться кредитом для расширения производства неправильно, потому что проценты по кредиту закладываются в себестоимость продукции. Инвестор ориентирован не на продукт, а на прибыль.

Единственный раз Форд брал короткий кредит после войны — для решения организационных вопросов и выплаты зарплаты. Немедленно избавившись от лишней собственности, он за счет вырученных средств вернул кредит.

4.5.2. Эксперт — человек, который помнит прежние опыты и указывает причины, по которым то или иное невозможно. Признавать же невозможное не следует. Вредна также добросовестная регистрация неудавшихся опытов. Вполне вероятно, что тот же опыт удастся другому человеку или в других условиях.

4.6. Начальник полностью отвечает за своих рабочих и свою часть дела. Во главе завода стоит группа из директора, ближайших помощников и «штаба». Никаких формальных должностей, свободное распределение обязанностей. Никакой иерархии. Рядовой рабочий может напрямую обращаться к начальству. Единственный глава — сама работа.

5. Производство как форма отношений с клиентом

5.1. Как целью производства является продукт, а не прибыль, так и главный человек — клиент, а не производитель. Производство направлено на покупателя.

5.1.1. Производитель штучного товара заинтересован в том, чтобы его товар был дорогим и быстро непоправимо ломался, чтобы клиенты (круг которых весьма ограничен) возвращались за новой покупкой. Производитель массового товара, напротив, обязан предоставить клиенту доброкачественный товар и взять на себя сервис. Форд настаивал на пожизненной гарантии, предусматривал возможности обучения водителей.

5.1.2. Стандартизация деталей и верность одной модели гарантируют возможность дешевого и быстрого ремонта: заменить вышедшую из строя деталь. Детали должны быть просты и дешевы, как гвозди.

5.1.3. Переход от концепции работы «на заказ» к серийному производству требует воспитания покупателя. До тех пор, пока разумные требования к продукту выражают лишь 5% покупателей, усовершенствование невыгодно производителю. Нужно приучить массового покупателя интересоваться не только ценой, а требовать качества на каждый вложенный доллар.

5.1.4. Воспитав покупательский спрос, фабрикант вынужден производить самый доброкачественный товар по наиболее низкой цене. В таком случае спрос будет универсальным и не придется привлекать покупателей рекламой или бороться с конкуренцией.

5.2. Формируя совершенно новый рынок, приходится создавать собственную дилерскую сеть. Чтобы сохранить контроль над продажами и избежать повышения цен на этом участке цепочки сбыта, Форд платил агентам жалование, а не комиссионные, и совмещал отдел продаж с сервисным центром. От агента требовались:

• Безупречная бухгалтерия, полный список клиентов, учет запчастей.

• Солидное помещение, чистота, хорошая вывеска.

• Наличие склада запчастей, ремонтной мастерской, хороших механиков.

• Знать жителей своего округа и мнение каждого о покупке автомобиля.

5.3. Забота о массовом покупателе предполагает также максимальное удешевление товара. Распространенная ошибка массового производства: производитель удерживает высокие цены, а сверхприбыль вкладывает в расширение. В результате он быстро выбирает потенциальную клиентскую базу.

5.3.1. Завершающий шаг к идеальной системе ценообразования — установление цены не по конъюнктуре рынка, а исходя из издержек производства.

5.3.2. Прибыль — разницу между ценой и издержками — следует вкладывать не в расширение производства, а в его удешевление при сохранении качества.

5.4. Производитель массового продукта заинтересован в расширении своей клиентской базы, то есть наличии платежеспособного спроса населения. Он может влиять на ситуацию, повышая зарплаты своим рабочим: тогда и они смогут приобрести этот продукт, и те люди, которым рабочие платят за товары и услуги.

6. Предприниматель несет ответственность перед своими рабочими

И первая обязанность — обеспечить их работой и достойной оплатой. Механический труд многим представляется ужасным, однако для большинства людей он привычен. Машины облегчают труд (у фермера, кстати, гораздо более тяжелый), дают возможность прокормиться людям без образования, иностранцам, слабосильным, инвалидам.

6.1. Исходя из этого принципа Форд с января 1914 г. постановил принимать на работу инвалидов, назначая им место в соответствии с их возможностями. Была проведена инвентаризация рабочих мест, и в том числе брали слепых, с ампутированными конечностями и др.

6.2. Соблюдается техника безопасности. Устраняются изъяны и поломки машин, продумываются предохранители, выделяется достаточно места для движения. Помещения проветриваются, и в них соблюдается чистота. Следует наблюдать за опрятностью одежды и грамотностью работников. С усталостью и раздражением покончено благодаря сокращенному рабочему дню и хорошей зарплате.

6.3. Рабочим создаются здоровые условия труда, восьмичасовой рабочий день; для ослабленных — работа на свежем воздухе. Допускается отпуск за свой счет. Больницы создаются самой компанией и организуются по тому же принципу экономии труда и времени. Также налажена собственная ферма.

6.4. Необходимо уделять внимание адаптации и обучению рабочих и особенно семьям.

6.4.1. Обучение в школе английскому языку является обязательным.

6.4.2. Не принимаются на работу женщины, если работают мужья.

6.4.3. Компания помогает правильно распорядиться сбережениями и выплачивает ренту в случае увечья.

6.5. Важнейший вопрос о заработной плате решается с учетом трех факторов: фиксированной цены часа, участия в прибылях и потребностей. По справедливости зарплата представляет собой часть прибыли. Однако поскольку производитель стремится к максимальному удешевлению товара, то и прибыль он снижает до минимума, и этот минимум определяется в первую очередь необходимостью платить заработную плату. Оплачивается же продуктивный рабочий день. За этот день рабочий должен заработать достаточно для пропитания и на другие потребности, на содержание семьи, на старость, а также и на излишки, иначе рабочий окажется вне рынка.

Был разработан сложный тарифный план с фиксированной минимальной оплатой рабочего дня и участием в прибылях в соответствии со сроком службы в компании, а в каждой категории — еще и с учетом семейного положения.

6.6. Отношения предпринимателя и рабочего являются партнерскими. Предприниматель не может ничего сделать без рабочего, но и рабочий в одиночку не заработает. И только вместе они создают нечто полезное для общества. Осознав это, предприниматель отдает большую часть прибыли рабочим, а рабочие отдают свой добросовестный труд на общее благо.

Заключение

Форд понимал предпринимательство как общественное служение. Удешевление продукции при высокой производительности достигается за счет стандартизации деталей, разделения труда на операции и конвейерной организации труда. Высокая зарплата работников обеспечит рост платежеспособного спроса, а тем самым и прибыли корпорации, и общественное благосостояние.

Представление о производстве как об общеполезном деле влияет на организацию труда, устраняя некачественные и не пользующиеся спросом товары. Кризис перепроизводства — исключительно кризис неправильного производства. Ориентация на полезный товар, справедливая оплата, а также разумное использование ресурсов устранило бы и банкротства, и депрессии.

В наибольшей степени в реорганизации нуждалось сельское хозяйство. Там требовались не только сберегающие труд машины, но и планомерность, сглаживающая природные циклы. Форд предполагал сближение производства и сельского хозяйства, размещал многие фабрики в деревнях, что позволяло рабочим в сезон заниматься земледелием, а крестьянам давало работу зимой, и никому не приходилось покидать дом. Локализация производства позволяла также использовать местные ресурсы — силу воды, лес, отходы производства (аммоний для удобрения, мелкий кокс для отопления).

Устраняется посредническая и управляющая функция денег. Финансовая система, от которой находятся в зависимости и производство, и вся общественная жизнь, утрачивает ведущее положение.

Производство большого количества товаров по низкой цене обеспечивает работу большего количества людей. Работники должны со временем превратиться в акционеров, что опять-таки уничтожает возможность обратиться к кредитному капиталу, который претендовал бы на часть прибыли.

Усовершенствованные машины облегчат труд, сократят рабочий день, уменьшат расстояния, то есть в итоге у всех людей будет возможность приобрести разнообразные продукты и будет время для того, чтобы ими насладиться. Первопричина бедности — дурная организация, несправедливое распределение и власть денег — будет устранена.

Человек обретет естественное для себя состояние. Он будет разумно использовать ресурсы и свое время и силы. Потенциал каждого будет реализован. Даже больные и инвалиды смогут работать, что сведет к минимуму необходимость благотворительности и вернет человеку веру в себя. Сближение города и деревни означает, что машины не уничтожат природу, а наоборот, помогут человеку вернуться к ней.

Форд предвидел и глобализацию, однако особого рода: переход от эксплуатации природных ресурсов неразвитых стран и дешевого труда к местному производству и самодостаточности, что, однако, не убьет внешнюю торговлю, ибо каждая страна способна дать миру что-то свое.

Самоуважение наций и свободная мировая торговля — залог всеобщего мира.


TELEGRAM

[Скачать и прослушать книгу Генриха Форда "Моя жизнь, мои достижения"]

Генри Форд "Моя жизнь, мои достижения" Книги, Рецензия, Генри Форд, Жизнь, Достижение, История, Длиннопост
Показать полностью 1
43

Почему я не читаю книги о мотивации?

Мотивация - это стремление, приводящее субъекта к действиям для достижения конечной цели, исходящее из соотношения личных и внешних факторов, которые определяют направление для достижения цели.


Из данного определения следует, что все то, что определяет наш путь к цели, УЖЕ заложено в нас самих. Люди всегда находятся в поиске вдохновения, знаков и символов для того, чтобы предпринять действия для начала движения: бросить курить с понедельника, похудеть к лету, осенью сменить работу на более высокооплачиваемую и прочее, прочее. В данном контексте символом является конкретные временные рамки (точки финиша или точка старта), который человек себе ставит в момент «мотивации».


Хорошо, вы прочитали обалденно мотивационную фитнес-книгу и решили худеть к лету. Купили новую форму, абонемент в зал. Наняли тренера, составили расписание и понеслось. Проходит неделя. Две. Вы упорно следите за своим питанием, не пропускаете ни одной тренировки, и - вуаля - видите в зеркале первые результаты. В тот момент, когда вы видите «первые плоды» своих трудов, у вас активируется период «сверхмотивации».


Сверхмотивация: «я вижу результат, я двигаюсь к цели, я в восторге, давайте еще».


И вы возвращаете в зал. Упражнения вам уже наскучили. Жрать гречку - достало. И вообще, у вас все болит! Да и на работе так много всего…


Вы начинаете пропускать зал. Плохо себя чувствуете. Задержались на работе. Вы - голодны. Вам не комфортно. Результат встал - в зеркале уже не столь очевиден прогресс, а ведь, как так - вы же пахали с утроенной силой? Все это - плато.


Плато - это неизбежная точка, достигнув которую, люди чаще всего бросают то, что начали. И ни одна книга о мотивации вам не скажет правды: это состояние - нормально. Именно из-за этой точки, мотивация - не тот инструмент, который должен являться опорным для достижения целей. Все, что человеку нужно на самом деле - это дисциплина. Систематические шаги к достижению целю. Да, они не всегда должны быть километровыми - они просто «должны быть». Если вы чего то хотите, спросите себя:


- Для чего я это делаю?


- Какова моя конечная цель?


И начинайте работать. Воспитывая дисциплину, вы столкнетесь с меньшим сопротивлением от самого себя. И падать, когда ваш результат не будет настолько заметным, станет не так больно. Больше не придется начинать что-то с понедельника, с нуля и дальше по списку. Устали? Отойдите в сторону. Смените фокус со своей цели на то, в чем вы в данный момент нуждаетесь (это могут быть друзья, искусство, работа - что угодно) и продолжайте, по плану, делать меньшие шаги. Это позволит вам вновь вернуться.


И это - важно.


TELEGRAM

Показать полностью
14

И.С. Тургенев "Дворянское гнездо"

Несмотря на изменения во вкусе и жизненные обстоятельства, подталкивающие к более легкой, или наоборот, к более тяжелой литературе, неизменным остается одно - время от времени я возвращаюсь к классике и радуюсь тому, что она остается величественно спокойной в своем прекрасном, устоявшемся стиле. Так и с этим произведением. Оно поражает полнотой чувств и своей особой атмосферой. Любовь и горе русской классики бессмертны! Многие из нас могут говорить о том, что любят или не переносят классические произведения, но кто же пройдет мимо и не захочет хотя бы познакомиться с такой литературой?


Как пишут критики:

"Дворянское гнездо" - это роман-испытание, в котором главный герой в результате обретает пробужденную душу и постигает высшую мудрость смирения.


Поскольку мне подобную мудрость постичь вряд ли удастся, напишу о том, что осталось в голове у меня после прочтения этой книги. В первую очередь, хочу отметить свой восторг по поводу отличного литературного языка, ради которого и берешь порой книгу, написанную классиком, в руки.

Описание жизни и несчастной любви дворянина Лаврецкого, уставшего от жизни, от жены, которая изменяла ему, с кем не попадя - направо и налево, меня совершенно не привлекли, а вот терзания молодой и неопытной девушки Лизы из-за чувства вины за свою любовь к женатому мужчине, поиски выхода из этой ситуации и тот выход, что она находит - ужасают.


- Ни минуты отдыха, ни секунды! - возражал с повелительным движением руки Михалевич. - ни одной секунды! Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна. | "Дворянское гнездо"


Ужасают с нашей, современной мировоззренческой мысли. Сколько таких израненных душ тяготилось подобными страданиями из-за морали, доминирующей в обществе в свое время - кто знает? Лично мне дико представить, что юная, красивая, здоровая, умная девушка, не обременённая поиском средств к существованию, которой Бог дал все задатки для того, чтобы прожить достойную и счастливую во всех отношениях жизнь, быть женой, матерью, уходит в монастырь только оттого, что... полюбила человека, с которым быть вместе не считает для себя возможным.


Причем, человек этот тоже любит ее, имеет веское юридическое и моральное основание для развода вследствие прелюбодеяния жены, и никто не сможет в данной ситуации упрекнуть Лизу в том, что она разлучница. Никто, кроме нее самой. Именно приверженность христианским ценностям и навязанными обществом понятиями о морали и нравственности заставляют ее отказаться от счастья с любимым человеком и настраивать последнего на примирение с супругой. Считая счастье для себя невозможным, Лиза уходит в монастырь... Ну, хорошо, пусть не сложилась у нее первая любовь, пусть герой должен простить свою жену... повод ли это, чтобы идти в монастырь, отрекаться от всего земного? У многих первая любовь не удалась, осталась романтическими мечтами, так что теперь всем по монастырям прятаться? Пережив разочарование юности большинство людей позже нашли своего человека и Лиза бы нашла, если бы кто-то помог ей преодолеть ее юношеский максимализм. Герой ее романа вообще, в свете этих рассуждений, выглядит бледно. Не помог, не решился, не... не... не... Не альфа-самец, однозначно:)


TELEGRAM

[Скачать книгу И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"]

И.С. Тургенев "Дворянское гнездо" Книги, Романтика, Роман, Дворянское гнездо, Тургенев
Показать полностью 1
25

Восточное фэнтези (Oriental fantasy)

Под термином «восточное фэнтези» понимают книги основанные на основе восточной мифологии, и фэнтези, чье действие разворачивается на востоке («месте» в классификаторе). Книги, основанные на арабских традициях, Китая, Египта и Индии - все они попадают под термин «восточное фэнтези», не смотря на сильные отличия друг от друга. Объединяет все вид истории, скажем, ничто иное как противопоставление строгой «европейской» традиции фэнтези. Так же «восточное фэнтези» называют иногда «ориентальным». Подборка от общеизвестных произведений до менее:


1. «1000 и 1 ночь» Сборник

2. «Дети полуночи» Салман Рушди

3. «Прощальный вздох мавра» Салман Рушди

4. «Флорентийская чародейка» Салман Рушди

5. «Гарун и Океан Сказаний» Салман Рушди

6. «Воздушный замок» Диана Уинн Джонс

7. «Костяная ведьма» Рин Чупеко

8. «Кузнец душ» Рин Чупеко

9. «Эона. Последняя заклинательница драконов» Элисон Гудман

10. «Эон. Возвращение заклинателя» Элисон Гудман

11. «Мистическая Япония (сборник)»

12. «Владыка Ночи» Танит Ли

13. «Владыка Смерти» Танит Ли

14. «Владыка иллюзий (сборник)» Тэнит Ли

15. «Путь Меча» Генри Лайон Олди

16. «Дайте им умереть (сборник)» Генри Лайон Олди

17. «Я возьму сам» Генри Лайон Олди

18. «Брат Посвященный. Собирающий облака (сборник)» Шон Рассел

19. «Мост птиц» Барри Хьюарт

20. «Волшебный цветок. Узбекские народные сказки (сборник)» -

21. «Другой Синдбад» Крег Шоу Гарднер

22. «Женщина-лиса» Кий Джонсон

23. «Серебряная Снежинка» Андрэ Нортон

24. «Клоун Шалимар» Салман Рушди

25. «Земля под ее ногами» Салман Рушди

26. «Арабский кошмар. Плоть молитвенных подушек» Роберт Ирвин

27. «Бесы пустыни» Ибрагим аль-Куни

28. «Терракотовые сестры»

29. «Дипломированный чародей, или Приключения Гарольда Ши (сборник)»

30. «Сторож брату своему» Ксения Медведевич

31. «Семь свитков из Рас Альхага» Октавиан Стампас

32. «Тень Аламута» Андрей Басирин

33. «Князь Света» Роджер Желязны

34. «Создания Света, Создания Тьмы» Роджер Желязны

35. «Мост птиц» Барри Хьюарт

36. «Ястреб халифа» Ксения Павловна Медведевич


TELEGRAM

Восточное фэнтези (Oriental fantasy) Книги, Фэнтези, Восток
Показать полностью 1
6

Что читать ?

Каждый день встречаюсь с обыкновенными читателями. Никому из них я не рекомендую (если только меня просят) одни и те же книги. Дело тут не только в профессиональном интересе, но и в обычных предпочтениях. Если человек терпеть не может Пушкина, то не буду предлагать ему «Капитанскую дочку».


Отчасти поэтому мне не близок институт «Списков и премий». Его жертвой может быть массовый читатель, который возьмет с полки любого книжного «Лауреат такой-то премии» и будет уверен, что это хорошая книга. Понравится она ему? Не всегда. Он берет то, что ему предлагают маркетологи и те, кто входит в состав жюри премий, потому что у него не хватает времени, иногда, знаний, разбираться в новинках книжного мира. А за бортом любых премий и списков/подборок остается прекрасный океан абсолютно разных книг, у которых может найтись читатель. Поэтому и девиз «Полки» (цитата Достоевского): «Читайте хорошие книги, жизнь сделает остальное». Читать и радоваться, не превращая океан в место морских баталий, где на первом судне — ценители «канонов» в литературе, на втором — противники, на третьем — поклонники детективов и т.д.


Сегодня члены жюри ушли со своими мнениями, не плохими и хорошими, а своими. Надеюсь, что и читатель будет идти чуть дальше «лауреатов» и «списков». И все мы просто будем спокойно обсуждать любимые книги. Собственно, для этого я создал этот самый Telegram канал.

22

Федор Достоевский "Игрок"

Рано или поздно слабость порабощает. А зависимость - уничтожает. Происходит это только со слабыми и подверженными влиянию людьми? Пожалуй, нет. Это может произойти с каждым... Книга очередной раз доказывает, что человек - раб своих страстей. Их невозможно изжить, обуздать, победить. Самое большее, на что способен человек - это усыпить свою Страсть. На время.


Вот ни у кого не возникает сомнений, что самым глубоким исследователем психологии человека в русской литературе является Фёдор Михайлович Достоевский. Пять его больших романов, которые обязан прочитать любой мало-мальски образованный человек, как в России, так и за границей, казалось бы, дают довольно широкую палитру человеческих характеров и страстей, но вот без этого - самого маленького из романов Достоевского - картина будет не полной.


При всяком положении можно поставить себя с достоинством. | "Игрок"


Всем известно, что образ Алексей Ивановича достаточно автобиографичен, в нем отразилась не только страсть к игре самого автора, но и в сложных отношениях с Полиной прослеживаются личные связи с другой Полиной - Сусловой, кстати её денежки Фёдор Михайлович лихо спустил в Висбадене за рулеточным столом.


Опытный игрок знает, что значит это "своенравия случая". | "Игрок"


Да и сам роман не просто роман об игроке и игроках, об игре и страсти, сам роман тоже часть этой игры и этой страсти, сам роман - порождение игры. Проигравшийся в пух и прах Достоевский, чтобы выпутаться из долгов, заключает контракт на написание нового романа. Но, все еще мысленно пребывающий за игровым столом, писатель не в состоянии сосредоточиться на чем-то кроме только что пережитого. Отвлечься от раздирающей его душу страсти он не может, и тогда приходит спасительная мысль - писать о том, во что погружен.


В центре этого небольшого произведения, судьба Алексея Ивановича, молодого учителя, который пошел на поводу своей пагубной страсти - Азарта. Он живет среди людей, которые относятся к нему как с служке, пренебрегают, смотрят свысока. Причиной всему этому А.И. считает свою бедность. Деньги! Вот сила и признание! Вот уважение, мощь, власть! "Деньги все!" - это жизненное кредо Алексея Ивановича. Он, во что бы то ни стало, хочет заработать много денег, чтобы завоевать себе положение, и, конечно же, любовь. Любовь Полины.


Вы мне ненавистны - именно тем, что я так много вам позволила, и еще ненавистнее тем, что так мне нужны. | "Игрок"


И самым "верным" путем к деньгам он считает рулетку. Алексей Иванович из учителя превращается в Игрока. И тем самым подписывается под собственным приговором. Он добровольно протягивает руки... клац... наручники защелкиваются на запястьях... Он - пленник в тюрьме собственной Страсти...

Достоевский прекрасно прорисовал путь, по которому человек скатывается в самое дно, в пропасть. Его моральную деградацию. То, как он теряет все светлое и хорошее, превращаясь в животное, исходящее слюной при виде наживки. Страсть к рулетке отнимает все лучшие качества, и в первую очередь - достоинтсво. Алексей Иванович опускается до лакейства, до тюремных камер, куда его бросают из-за долгов. Он теряет лицо. Из школьного учителя превращается в Игрока, а значит в НИЧТО.


Так и появляется на свет, относительно короткий для Достоевского, роман "Игрок". Короткий он не потому, что Достоевский сказал в нем об игре все, что

мог; уверен, что по этой, выстраданной им теме, ему еще было что сказать страниц на 500 как минимум, но срочно были нужны деньги, и роман писался в стиле самой игры..

Обратили ли Вы при чтении внимание на то, что это книга, в отличие от других произведений автора, не выделяется основательностью, размеренностью, неторопливостью. Здесь все наоборот - присутствует стиль игры, лихорадочные ускорения, депрессивные замедления, еще более скорые волны, несущие действие к финалу. Это сама игра.


Неужели нельзя прикоснуться к игорному столу, чтобы тотчас же не заразиться суеверием? | "Игрок"


А игра, как ни банально это звучит, и есть жизнь. Согласен - модель жизни. Но любое моделирование предполагает изменение масштабов в сторону уменьшения, следовательно, концентрация событий и реакций на них, резко возрастает. Парадоксально, но модель оказывается более реальной в восприятии и переживании опыта, чем сам моделируемый предмет, в данном случае - жизнь. Отсюда такая всепоглащающая страсть к игре; это не стремления выиграть или отыграться, это жажда быстрой и удачной реализации, это вера в свою звезду, в свою исключительность, в свою избранность.


И все это "Игрок" передает с потрясающей достоверностью. Поэтому каждый, кто читает роман на самом деле читает что-то и о себе, потому что мы все тоже пытаемся играть с жизнью. Каждый раз, когда предстоит сделать жизненный выбор, мы гадаем - красное или черное. Даже, когда нам кажется, что мы обладаем надежной информацией, и действуем наверняка, жизнь иногда все равно выбрасывает "zero", и самая верная ставка оказывается битой.


И чем шире натура, тем глубже увлеченность и тем больше азарта. Автор сам пример этого, его знаменитое изречение: "широк человек, я бы сузил", во многом касается и описанных в "Игроке" страстей.

Вот эта широта, расплескивающаяся с особой силой в русской натуре породила самый крайний и экстремальный, но в то же время и самый логичный вид рулетки - "русскую рулетку". Рулетку, в которой нельзя отыграться, где на кон поставлено все, что есть у человека - сама жизнь, и где выигрыш и проигрыш просто теряют свои смыслы, ибо главной и единственной сутью действа оказывается Ея Величество Игра.


TELEGRAM

[Скачать книгу Федора Достоевского "Игрок"]

Федор Достоевский "Игрок" Книги, Роман, Федор Достоевский, Игроки, Рецензия, Длиннопост
Показать полностью 1
9

16 детских книг на лето

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

На каникулах можно не только гулять, купаться и залипать в гаджетах, но и открывать новые книжные миры. Собрали почти два десятка хороших книг, которые увлекут ребенка и помогут оторвать его от бесконечных видео на ютьюбе.

БОРИС ВОЙЦЕХОВСКИЙ

«Чудище и капитан»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

CLEVER, 2019

ВОЗРАСТ: 3+


Это фантастическая история в стихах: пятилетний Борис становится капитаном настоящего корабля, под его руководством — взрослые моряки. Они путешествуют, заходят в порты — и однажды обнаруживают остров, на котором живет страшный монстр. Борис собирается с ним сразиться, как вдруг монстр признается, что одинок и потому недружелюбен. Получается, иногда долгие путешествия нужны, чтобы сделать счастливым одного человека — или монстра. После прочтения книги попросите ребенка нарисовать свое «хорошее» чудище.

НИКОЛА ДЭВИС

«Красивая книга о море»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2019

ПЕРЕВОД: Анны Васильевой

ВОЗРАСТ: 3+


Эта книга — иллюстрированное признание в любви морю: порт, маяк, берег с ракушками, чайки, матросы, замки из песка — все очень красивое, живое. Рисунки Эмили Саттон передают даже эмоции: радость от увиденного издалека моря, восторг от игры в камешки, умиротворение во время вечерних прогулок по набережной. Эта книга-настроение поможет ребенку дождаться поездки на море.

БРИТТА ТЕКЕНТРАП

«У кого нет пары?»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

ПОЛЯНДРИЯ, 2019

ПЕРЕВОД: Марии и Екатерины Юнгер

ВОЗРАСТ: 3+


«У кого нет пары?» станет хорошим подспорьем для родителей в поездке (да и дома) — этой книгой можно надолго занять маленького ребенка. Правила просты: на развороте надо найти предмет, у которого нет пары. Правда, задача только кажется легкой: все изображения очень похожи и отличаются лишь деталями. К каждой картинке есть стихотворение, в котором иногда может промелькнуть подсказка. Для тех, кто любит искать и находить, рекомендуем также вторую книгу Бритты Текентрап — «Где здесь пара?»

КРАП ЛИ ПЕРНОХВОСТ

«Архитектура глазами голубя»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2019

ПЕРЕВОД: Александры Соколинской

ВОЗРАСТ: 4+


Дети любят особый взгляд на привычные вещи: эту книгу, например, написал голубь Крап. Его миссия — показать людям, что голуби умны и интересуются архитектурой. Крап отправляется в долгий полет по миру, чтобы самому увидеть необычные здания и сооружения и рассказать о них. Это шанс посмотреть глазами птицы на Эйфелеву башню, мост вздохов в Венеции, пирамиду Хеопса и оперный театр в Сиднее.

КАТЯ АЛВЕС

«Суперсекретная банда пушистиков. Таинственный друг»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

ВИЛЛИ ВИНКИ, 2019

ПЕРЕВОД: Петра Волцита

ВОЗРАСТ: 4+


Две морские свинки, кот, попугай и хамелеон живут в домах, но время от времени, когда никто не видит, сбегают на волю — помогать кому-нибудь, разгадывать загадки и искать выход в запутанных историях. В «Таинственном друге» как раз и происходит одна из таких: маленькая ссора приводит к пропаже морской свинки, поиску нового соседа и встрече со злодеем. Если книга понравилась, обратите внимание и на другие в этой серии: «Кошка удачи», «Хитрая игра» и «Два миллиона сокровищ».

АРОН ДЕЙКСТРА

«Это вам не отель!»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2019

ПЕРЕВОД: Альбины Гурьяновой

ВОЗРАСТ: 4+


Главные герои — сестра с братом — тайком от папы открывают в доме отель. Эта мысль пришла им в голову потому, что папа не разрешал дома кричать и шалить, аргументируя запрет так: «Это вам не отель». В дом повалили толпы приезжих, и не только люди: среди постояльцев — лев, жираф и много собак. Никаких правил, шум и веселье: отель же не дом, можно делать все что угодно. Кто же первым понял, что жить так невозможно? Уж точно не папа!

ЛИЛИЯ ШАБУТДИНОВА, ИННА КОЖЕПОРОВА, ОЛЬГА БОНИТАС.

«Как хорошо провести время на природе»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2019

ВОЗРАСТ: 6+


Классное пособие для детей, которые собрались в поход в лес или решили просто пойти в «экспедицию» в ближайший парк. Подготовка необходима в обоих случаях: книга поможет разобраться, как правильно собрать рюкзак, как читать карту, как предсказать погоду по приметам и определить животного по следам. В ней есть место и для заметок на полях: ребенок может записать свои правила поведения в лесу или список нужных ему вещей (в дополнение к основным). Вообще, эта книга — прекрасный образец того, как нескучно и при этом познавательно рассказывать детям о природе. Кстати, пока читаете, попробуйте вместе нарисовать карту любимого парка или сквера.

«Семейный альбом тираннозавра Тони. История динозавров»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

САМОКАТ, 2019

ПЕРЕВОД: Вадим Цилинский

ВОЗРАСТ: 6+


«История динозавров» — хорошо структурированная книга с проверенной информацией и забавным подходом: фанатам динозавров точно будет интересно. Тираннозавр Тони представляет читателям своих родственников: дядя Док, прадедушка Стиг, тетя Никса, сестра бабушки Клеопатра, кузина Брунгильда. За этими именами стоят динозавры разных периодов: Тони рассказывает (с помощью эксперта Майка Бентона) об их хвостах и зубах, весе и длине, пище и врагах. В семейном альбоме Тони есть разворот о гибели родных и о том, в каких музеях можно посмотреть на их скелеты.

ГАРРИЕТ МАНКАСТЕР

«Изадора Мун. Вечеринка на облаке»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

ЭКСМО ДЕТСТВО, 2019

ПЕРЕВОД: Дарья Кузнецова

ВОЗРАСТ: 6+


Изадора Мун учится в обычной школе, и на этом вся ее «обычность» заканчивается. Девочка — дочь феи и вампира, она унаследовала от родителей клыки и дар волшебника. В их семье все происходит не так, как у ее друзей-людей: например, на день рождения Изадоре хочется привычных детских развлечений. Она ждет фокусы и батут, но фокусы показывает неопытный кузен-волшебник, а батут заменяет настоящее облако. В результате с героиней всегда что-нибудь случается. Книг об Изадоре несколько, они небольшого формата, читаются быстро, поэтому стоит захватить в отпуск сразу парочку.

СИЛЬВИЯ БИШОП

«Девочка, которая не умела читать»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

ПОЛЯНДРИЯ, 2019

ПЕРЕВОД: Александра Глебовская

ВОЗРАСТ: 6+


11-летняя Вещичка Джонс на самом деле не умеет читать. Это обстоятельство удивительно не только потому, что Вещичке 11 лет, но и потому, что она живет в провинциальном книжном магазине — с обожающими читать братом и мамой. Девочка стыдится своего незнания и тщательно его скрывает. Внезапно Джонсы выигрывают в лотерею огромный книжный магазин в Лондоне: они счастливы и переезжают, однако сразу попадают в беду, связанную все с теми же книгами.

ТУУТИККИ ТОЛОНЕН

«Бука»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

РОСМЭН, 2019

ПЕРЕВОД: Евгения Тиновицкая

ВОЗРАСТ: 7+


Мама 11-летней Хиллы, девятилетнего Каапо и шестилетней Майкки отправляется в отпуск на две недели, а детям на это время присылают няню. Не воображайте Мери Поппинс: речь о довольно странной помощнице — желтоглазом лохматом существе, с которого сыплются комья земли. Бука понимает человеческую речь, но сама не говорит, поэтому троим детям предстоит налаживать контакт с добрым чудищем. Будь книга обычной, дальше бы начались веселые приключения детей с новой няней, но нет: ребятам придется разбираться, как и почему буки оказались рядом с людьми. Перед детьми встанет вопрос (актуальный, к слову): можно ли принуждать лесных животных жить в домашних условиях?

ГОЛДИ ХОУК, РЕЙЧЕЛ СОНДЕРС

«Отдых у моря. 150 секретов юного туриста»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

CLEVER, 2019

ВОЗРАСТ: 7+


Младшим школьникам интереснее не слушать долгие объяснения родителей о том, как вести себя на море, а самим прочесть об этом. Это пособие с инструкциями на все случаи жизни: как оказать первую помощь, построить замок из песка и правильно рыбачить. Еще в издательстве вышли две похожие книги для отдыхающих в лесу и у реки.

ЭРИН ЭНТРАДА КЕЛЛИ

«Привет, Вселенная!»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

КОМПАСГИД, 2019

ПЕРЕВОД: Ира Филиппова

ВОЗРАСТ: 10+


С «Привет, Вселенная!» можно надолго засесть дома и забыть о прогулках. Главные герои: смелая 11-летняя Валенсия, у которой проблемы со слухом, и ее ровесники — тихий Верджил и злой, пакостливый Чет. Четвертая героиня, пожалуй, самая очаровательная — это 12-летняя Каори, которая считает, что обладает экстрасенсорными способностями и поэтому ищет клиентов среди школьников. В один день Вселенная сталкивает всех четверых в лесу, и эта встреча меняет их будущее. Кстати, Netflix планирует экранизацию этой книги, которую стоит ждать. Но сначала, конечно, лучше ее прочесть.

АЛЕКСЕЙ ОЛЕЙНИКОВ

«Соня из 7 Буээ»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

БЕЛАЯ ВОРОНА, 2019

ВОЗРАСТ: 12+


Девочка Соня из 7-го класса с сарказмом описывает свою школу, уроки и одноклассников, которые дерутся на биологии и выкладывают глупые сторис. Все ее переживания и мысли превращаются в стихи и рисунки — за них отвечают Алексей Олейников и Тимофей Яржомбек. И все же эта книга не про школу, а про саму Соню — подростка, глядящего на мир из-под своего капюшона взглядом язвительным, но при этом ранимым.

АЛЕКС БЕЛЛ

«Клуб исследователей полярных медведей»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

АЗБУКА, 2019

ПЕРЕВОД: Татьяна Голубева

ВОЗРАСТ: 12+


Действие «Клуба...» происходит в холодных и волшебных краях: тут живут карликовые динозавры, крошечные пингвины и феи. Правда, главная героиня Стелла считает, что у нее нет магических способностей, хотя она и отличается от других людей: ее кожа и волосы совсем белые. В одной из поездок ее, двухлетнюю, нашел исследователь Феликс, который стал ей приемным отцом. Сейчас Феликс собирается в экспедицию в самую холодную часть Страны вечных льдов, и Стелла просится с ним. Однако по правилам Клуба исследователей полярных медведей девочки не могут быть исследователями. Смелая и умная Стелла считает это несправедливым, и отец борется за ее право заниматься тем, чем она хочет. Так что это еще и вдохновляющая книга, которая разрушает стереотипы.

ДЖИН БЕРДСЕЛЛ

«Пендервики на Чаячьем Мысу»

16 детских книг на лето Книги, Дети, Чтение, Образование, Рецензия, Длиннопост

РОЗОВЫЙ ЖИРАФ, 2019

ПЕРЕВОД: Н. Калошина

ВОЗРАСТ: 12+


В «Розовом жирафе» только что вышла третья книга о сестрах Пендервик. На сей раз девочкам приходится ненадолго разлучиться: 13-летняя Розалинда отправляется с подругой в Нью-Джерси, а три ее сестры — с тетей к океану. И это уже испытание: за главную впервые остается 12-летняя Скай, которой надо присматривать за пятилетней Бетти и заодно за 11-летней Джейн. Каникулы их ждут интересные: музыка, любовь, приезд близкого друга и сложная семейная драма. Если не читали первые две книги о сестрах, обязательно возьмите их на заметку.


TELEGRAM

[Скачать книги]

Показать полностью 15
1

Майкл Ондатже "Английский пациент"

ВОЙНА, КАК И ЛЮБОВЬ, ЗАБИРАЕТ ТЕБЯ БЕЗ ОСТАТКА


Майкл Ондатже в очередной раз доказал мне, что может создавать на ровном месте завораживающие истории, в которых грешники и святые заперты в едином пространстве из настоящего и прошлого, меняют личины тут и там, воют от одиночества и тоски, ищут любви и бегут от страстей и страсти. Это тот самый случай, когда просмотр экранизации до прочтения никоим образом не мешает в дальнейшем наслаждаться романом, потому что акценты там и тут чуть разные, да и слог Ондатже делает свое дело, выстраивая предложения в вихрях то ли усталой от войны притчи, то ли обрывками сожженных рукописей и откровений, то ли диафильмами глубокой ночи.


Когда у тебя глубокое горе, единственное средство, чтобы выжить, - с корнем вырвать все воспоминание. | "Английский пациент"


Очень стильно, мощно, разветвлениями судеб, с привкусом тайны, более чем уловимой печали и словно с крынкой козырька из рока над крыльцом повествования.


Как можно связать воедино нежнейшую романтику, "живые" описания природы и войну? При том описать так, что читатель (в моем лице) просто таки не сможет прийти в себя...


Взяв произведение я был готов к тому, что я полностью не разделю мнение людей, которые присудили ему Букеровскую премию (дважды!), но... Несмотря на то, что обычно я не разделяю всеобщих восторгов по поводу призеров различных премий, примерно на половине книги я был твердо уверен, что поставлю максимальный бал. Почему? Это весьма сложно объяснить, ведь тут сработало то же правило, что и при влюбленности к человеку - любят не за что-то, а вопреки.


"Английский пациент" - это чистая эмоция.


Когда читаешь медленно, смакуя каждое предложение, каждый знак препинания, как глоток "элитного вина", внутри расцветает невообразимая радуга чувств и эмоций. Это любовь, красота, сострадание, это богатство жизни.


Теперь я поняла, что личное всегда будет в состоянии войны с общественным. И если мы сможем дать этому разумное объяснение, мы сможем объяснить все. | "Английский пациент"


Но и войны, и чувства - все засыпает песок времени, все становится историей, все вписывается в книгу памяти. Со временем. Истории стран, войны, потрясения - все записывается в хроники, все со временем становится всего лишь ''Историей'' Геродота. В какой-то степени статистикой, наполненной миллионами отдельных жизней, частных историй, трагедий, разрывов, утрат. И все это вписывается в память каждого отдельного человека. Это его история, его чувства, его пески времени. В общей статистике частные трагедии и мгновения счастья. Из века в век. Из страны в страну. Из государства в государство. Разрушая границы между странами и людьми, бредут одинокие путники, сквозь пески, бомбы, минные поля, неся каждый свою боль, свое одиночество, свою историю, свое прошлое, свои утраты и обретения. Война, как и любовь обжигает и выжигает души.


Смерть означает, что вы уже в третьем лице. | "Английский пациент"


Только не надо мне говорить, что любовь это только светлое и прекрасное чувство, которое всех делает счастливыми, и никогда не приводит к смерти или разлуке. Приводит. И любовь не только светлое и прекрасное чувство. Гордые, сильные люди, встретившись однажды, могут испепелить друг друга, высушить друг друга, выжечь следы в душе друг друга. Не силой страсти, а силой характера и силой собственных убеждений, взглядов, собственных поисков, столкновений с иными поисками, с иным миром, с иной огромной вселенной. Сгорают друг в друге. Так бывает. Кэтрин и Алмаши - как две огненные кометы, столкнувшись, сгорели. Он искал затерянный в песках оазис, она искала себя. Они оба искали себя. Пересекали границы иных государств, но не смогли пересечь границ друг друга, потому что, на самом деле, истинные страны - это мы. Это и убеждение самого Ондатже. Этот выход за пределы национальных государств, соединение и пересечение культур случилось на заброшенной итальянской вилле, где четверо потерянных душ пытались вернуть память и реанимировать чувства. Хана, путешествующая по иным мирам и судьбам - от книги к книге, - растворясь в чужих судьбах и историях, заглушая боль потерь, пытаясь найти выход из собственного внутреннего ада, врачуя ожоги своей души. Кип, скитаясь по полям и обезвреживая бомбы, играя в рулетку со смертью, пытаясь любить девушку иной национальности, пытаясь постигнуть иной мир, иную культуру, пытаясь найти себя в чужой стране, как и прежде приходит к выводу, что англичанин, француз, мне все равно. Когда вы бомбите азиатские города, вы все англичане. Его абсолютная уверенность, что белый человек никогда не будет бомбить белого человека, а только желтых, черных, увы, на сегодняшний день не состоятельна. Может. Может белый человек бомбить белого человека. Может.


Постоянное осознавание, ощущение своей и чужое национальной принадлежности разрушает человека. | "Английский пациент"


Эта книга, как фрагментарные кусочки воспоминаний, как летящие один за одним листы истории, как вспышки озарений, постепенно, шаг за шагом ведет нас по извилистым тропам жизни четверых путников. Обоженных, искалеченных. Они уже не будут прежними. История вписала жизнь каждого в книгу бытия. Между строчек ''Истории'' Геродота древней, непостижимой истории и жизни, так называемой статистики войн, побед, поражений, правителей, проступают личные истории каждого из обитающих на заброшенной вилле. Что-то вписал Алмаши, что-то вписала Хана. Словами. Сердцем. Жизнью.


TELEGRAM

[Скачать книгу Майкла Онтадже "Английский пациент"]

Майкл Ондатже "Английский пациент" Книги, Рецензия, Роман, Английский пациент, Майкл ондатже, Любовь, Война, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!