iFreedomLab

iFreedomLab

Лаборатория свободного интернета. iFreedomLab – группа гражданских активистов из сферы IT. Мы выступаем за соблюдение ваших цифровых прав. Наш телеграм: https://t.me/ifreedomlab
На Пикабу
10К рейтинг 31 подписчик 8 подписок 76 постов 18 в горячем
0

«Билайн» отказывается от скрытых подписок. В третий раз. Да, мы посчитали

После итераций 2014 и 2020 года с отказом от «токсичного контента» подоспел третий подход к снаряду в 2024.

А мы посмотрели, что же там на практике у чемпиона по отказам от скрытых мобильных подписок.

«Билайн» отказывается от скрытых подписок. В третий раз. Да, мы посчитали

Скриншот с сайта компании с  отчётом о «завершении антикризисной программы» и результатах 2023 года

Радостная весть о повороте «Билайна» лицом к клиенту настигла нас в марте и старательно отрабатывалась в публичном поле:

Т.е. не случайность. Компания отказалась от токсичного контента.

Твёрдо и чётко.

Запомнили?

Более того, «Билайн» явно решил возглавить тему борьбы со всем плохим — и в начале апреля выпустил фильм «Тёмная сторона телекома».

Как это было раньше

А мы коротко напомним про предыдущие попытки «Билайна» (подробно о них мы рассказывали тут) решительно завязать со скрытыми подписками.

2014

Первый раз «Билайн» отказывался от токсичного контента в феврале 2014 года при гендиректоре Михаиле Слободине. Тогда публиковались покаянные слова о недопустимости такого явления и была объявлена Fairplay. Но надолго ни раскаяния, ни Fairplay не хватило, и жалобы на токсичный контент вернулись на народные площадки Рунета и в суды очень быстро. Здесь мы рассказывали об этом в деталях.

NB: С прискорбием отметим, кстати, что сейчас, к третьему подходу 2024 года, те старые записи в блогах о Fairplay компании — увы — удалены.

2020

Второй раз честная игра была начата весной 2020 года только что вступившим в должность новым гендиректором Александром Торбаховым. В первом же интервью он анонсировал отказ от «токсичного контента навязанных услуг». А 29 октября 2020 года компания уже официально уведомила абонентов о прекращении «доступа ко многим подпискам». Но тут тоже не задалось, и прямо сразу: народные площадки Рунета полны свидетельств абонентов «Билайна» о том, что скрытые подписки никуда не делись. Подробно мы рассказывали об этом тут, на дворе был 2021 год.

Состояние на 2023

Совсем недавно, всего полгода назад, мы ещё раз подробно смотрели: изменилась ли индустрия скрытых подписок и как она себя чувствует. На октябрь 2023 года чувствовала она себя просто роскошно, и «Билайн», как нам показалось, вносил заметную лепту в ее прекрасное самочувствие, как показало наше расследование.

Так что сейчас?

Мы по традиции открыли летопись абонентских скорбей на Pikabu.

2023 год до самого конца полон жалоб о классических «скрытых» подписках: вот хрестоматийная история с модемом, вот — про нежданные сервисы и ребёнка, и вот просто классическая история формата «внезапно обнаружили списания».

Но с начала 24 года встречаются жалобы только на несанкционированные подписки на собственные инфопродукты «Билайна»:

— вот в январе пожилому человеку подключили платный сервис  «SMS-группы», а вот другой абонент нашел у себя нежданную подписку на услугу «Билайн книги»;

— вот в феврале списания за некие «SMS с доп. номера», а вот — абонент тестировал бесплатную услугу голосового помощника, на оказалось, при этом при умолчанию оплачивал переадресацию звонков.

(И это всё — конец февраля, буквально накануне анонса «Билайном» своего антикризисного отчета с отключение подписок.)

— а вот уже начало марта — после бравурных заявлений — классическое и неприятное «вам подключена услуга, первая неделя бесплатно» в ходе телефонного обзвона.

Мы понаблюдали еще месяц за ситуацией.

Но пока на общественных площадках новых прецедентов со скрытыми подписками от «Билайна» не увидели. Т.е. пока компания придерживается собственных обещаний.

А мы пока копим наши похвалы и молчим, чтоб не сглазить — а вдруг всё-таки с третьего раза наступит КОНЕЦ? И «Билайн» действительно перейдёт на сторону клиента из тёмной стороны телекома?

Показать полностью 1
10

Бермудский треугольник: откуда банк берет данные, которые ему никто не давал?

Размах катастрофы приобретает невероятное рвение российского бизнеса захватить как можно больше персональных данных россиян и незаметно сделать их обладателями ненужных, на наш взгляд, услуг и сервисов.

Очередная прекрасная история приключилась с нашим коллегой. В один непрекрасный день он обнаружил, что банк «Тинькофф» ему ежемесячно напоминает о выставленном счёте за газ — прямо с конкретными цифрами, соответствующими свежей квитанции.

Надо ли говорить, что подобного рода подписки сознательно никто не оформлял?

Ситуация оказалась нередкой: знакомые показали, что им стали сваливаться в личный кабинет банка счета из налоговой, штрафы ГИБДД и прочее. А банк заботливо складывал все счета в специальную

Вот местечко для ваших счетов в ЛК на сайте (помечено зелёным), у нас уже удалены все подписки на штрафы, счета и прочие налоговые начисления, а у вас ещё вполне могут числиться.

Вот местечко для ваших счетов в ЛК на сайте (помечено зелёным), у нас уже удалены все подписки на штрафы, счета и прочие налоговые начисления, а у вас ещё вполне могут числиться.

А вот так выглядит самовозникшая подписка на счета налоговой в мобильном приложении.

Кнопку отписки от такого счастья найти нам не удалось. (в ЛК на сайте, в отличие от приложения, раздел подписок/отписок на этот фантастический сервис есть).

Самостоятельность банка коллегу не устроила и в устном скандале по телефону со службой поддержки он от оных подписок отказался и попросил их удалить.

На вопрос: откуда банк берёт данные и кто ему разрешал — он, вестимо, никакого внятного ответа не получил:

Основываясь на ранее совершённых платежах, понятно? Втихую под Новый год.

По всей видимости, к чёрту вопросы и согласия в таких сферах, как личные финансы и персональные данные!

Но это было только начало загадочной истории…

Прошел месяц! И оказалось, что подписка на счета «Газпрома» хоть и перестала отражаться в дебрях личного кабинета, тем не менее осталась.

Теперь при вводе реквизитов «Газпрома» актуальная сумма платежа автоматически самовозникает в платёжном окне:

Т.о., очевидно, что существует синхронизация клиентских данных данных между банком «Тинькофф» и структурами «Газпрома». Но на каких правовых основаниях она производится, кто им разрешал и почему от этого нельзя отказаться — решительно непонятно.

Откуда банк берёт данные? О, вы даже не представляете…

Анекдотичная переписка со службой поддержки поведала нам, что:

а) Банк считает себя так вправе делать потому, что в УКБО* написано в п. 3.2.1 о том, что банк может передавать информацию о клиенте партнёрам

б) Банк почему-то берёт информацию о счетах «Газпрома» в системе государственных муниципальных платежей (или ГИС ГМП**).

Что?! да! у нас есть скрины:

Справка: *УКБО — это Условия комплексного банковского обслуживания, основной документ, по которому регламентируются все ваши отношения с банком. Они идут в нагрузку к договору, отказаться вы от них не можете, банк вправе в одностороннем порядке менять как и когда ему хочется. Но все разбирательства с банком будут идти в соответствии с этим документом — вы же подписались при договоре под это. Не нравится — не пользуйтесь.

** ГИС ГМП, или Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах,предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Она не имеет никакого отношения ни к коммунальным платежам, ни к банковским фортелям, ни к структурам «Газпрома».

Ну и пункт в):

Отключить это нельзя

Как мы видим, специалисты клиентской поддержки банка «Тинькофф» ссылаются на то, что данные как будто бы против их воли им предоставляет ГИС ГМП (мы до сих пор смеёмся) и контрагент, сиречь — «Газпром».

А что же «Газпром»?

А структура «Газпрома» заверила, что они никому никаких данных клиентов не предоставляют и к такой операции банка отношения имеют.

Письмо имеется (ответили просто на электронную почту, но с официального адреса):

Т.о., данные синхронизируются чудесным образом.

К этому не причастен никто!
Ну разве ГИС ГМП…

… а как удивилось Федеральное казначейство!

Больше всего в этой ситуации, полагаем, удивилось Федеральное казначейство, которое отвечает за ГИС ГМП, и куда мы направляли запрос по нашей теме.

И получили письменный ответ о непричастности ко всему происходящему (что таковым и является, ГМП — это в принципе про другое).

Все врут?

Менеджеры службы поддержки банка, ссылаясь на ГИС ГМП, очевидно транслируют клиентам какую угодно ахинею в ответ на претензии (на наш субъективный взгляд).

Но это не отменяет вопрос: каким образом банк получает данные о счетах своего клиента в структурах «Газпрома», который нам сообщил, что не предоставляет данных сторонним организациям.

Мы запросили в банке логи – электронные записи действий в личном кабинете – на дату, когда якобы была совершена наша «подписка». Ответ мы получили не то чтоб неожиданный:

Поэтому посмотрим в банковские документы, в которых, по всей видимости, наворочено столько, что менеджеры наверное и не в курсе — что ж там есть.

Юридическая сторона вопроса

В ходе разбирательств мы нашли такой документ: это инструкция по сервисам банка для оплаты услуг ЖКХ. В частности, как раз про подписки на информацию о платежах или автоплатежи. Наш общегражданский взгляд не усмотрел никакого криминала, но наш юрист поведал нам страшное. 👿

Исходя из текста документа выходит, что банк считает следующим образом:

  • когда клиент вводит данные своего единого лицевого счета, ИНН и прочих идентификаторов, он таким образом совершает конклюдентное действие и подтверждает свое согласие на услугу со всем сопутствующими разрешениями и согласиями.

Вот так вот.

А казалось бы, какая невинная фраза в контексте: «Мы проверим выставленные вам счета и теперь будем регулярно проверять новые». А стоит ввести лицевой счёт в реквизиты обычного платежа и нажать «продолжить» — и тут же неведомые услуги у тебя в кармане, а персональные данные и вовсе неизвестно у кого  (по крайней мере — нам неизвестно).

Самое удивительное, что отключить эту подписку «нет технической возможности» — и это ещё одно категорически непонятное нам действо.

А нельзя по-человечески?

Необходимость оплачивать услуги ЖКХ или налоги почему-то воспринимается банком как объект для необъяснимых действий с персональными данными клиентов. И если понять — зачем они банку?! да ещё добытые подобным скрытым (по нашему мнению) образом — мы не в силах, то вот утечек таких обильных массивов персональных данных мы закономерно опасаемся. Весь прошлый и текущий год нам нагляднейше показали, как российский бизнес умеет хранить персональные данные клиентов: никак, как нам кажется. Поэтому всё более дерзкие попытки собирать и увязывать наши данные в огромные массивы против нашей воли (на наш взгляд) вызывают у нас  уже не просто опасения, а панику.

Нам по-прежнему непонятно, что такого в том, чтобы спросить согласия пользователя в ПРОЗРАЧНОЙ и ОДНОЗНАЧНОЙ манере. То есть напрямую: «А можно мы запросим данные, связанные с вашими коммунальными счетами там-то и там-то и будем вам подсказывать сумму к оплате»? Может, кому-то это и будет удобно, а для кого-то это будет возможностью отказаться от такого невероятного счастья.

И мы призываем никогда, никогда не запрашивать согласие, связанное с персональными данными, в «пакете» с остальными услугами. Кто вообще придумал идею «Нажимая на кнопку «оплатить», вы соглашаетесь на …» [кучу дополнительных услуг]? Нажимая «оплатить», можно согласиться ТОЛЬКО на оплату. Для остального заведите, пожалуйста, отдельные кнопочки. Современные программные средства это вполне позволяют.

Ну и что у вас там происходит с управлением данными, если вы даже не можете в понятной для нас объяснить, какие данные у вас откуда берутся?

Показать полностью 8 1
16

Посмотрел сториз? Получи непрошенную рассрочку от банка! Ваш «Тинкофф»

Просмотр рекламных сториз в приложении — достаточное основание для подключение клиенту услуг рассрочки на рандомные покупки у рандомных партнёров, по мнению банка.

Сегодня наш коллега, совершив покупку в одном из магазинов крупной сети DIY-гипермаркетов, получил удивительное сообщение от банка «Тинькофф», картой которого расплачивался, о том, что ему теперь оформлена рассрочка на эту покупку.

То есть, вместо того, чтобы списать всю сумму, как полагается и как того ожидал наш коллега, банк ничего не списал, а на эту сумму оформил рассрочку.

Удивившись происходящему  —  ничего не предвещало, покупка прошла обычным порядком, — наш коллега обратился в службу поддержки. Из общения с которой он узнал, что такая услуга, как рассрочка, ему была подключена потому, что он, вероятно, просмотрел её рекламу в приложении. Т.е. услуга была активирована по факту показа рекламных сториз в приложении, нередком по нынешним временам инструменте коммуникации с клиентом.

Вот так. Моргнул — и вот на тебе числится неизвестный финансовый продукт.

Подобное «Тинькофф» стал практиковать еще полтора года назад — в мае 2022 разгорелся скандал с публикациями в федеральной прессе и официальными оправданиями компании. Объяснение мы понимаем смутно, это что-то вроде очередной инкарнации «для вашего удобства», но отрицать факт банк не стал.

Скандал стих, а вот подобные бизнес-практики никуда не делись.

Что мы поняли из объяснений банка нашему коллеге:

1 — подписку на рассрочку действительно можно оформить случайно из сториз - это признаёт и консультант банка:

2 — рассрочки действительно могут подключаться автоматически:

3 — отказаться от сей услуги можно только у консультантов банка:

Никаких возможностей решить что-либо самостоятельно по подключению рассрочки в ЛК банка мы не нашли. В общем, отсутствие у клиента возможности выбрать и отказаться такой прекрасной опции в общем подтверждает и консультант, см. скриншот: обратное включение нужной и полезной услуги подключения автоматической рассрочки у неведомых партнеров возможно только при обращении в банк.

Увы, грустно так заканчивать, но: будьте бдительны! Запретите банку навязывать вам всякие рассрочки прямо сейчас.

Показать полностью 5

Опасен ли ИИ?

Опасен ли ИИ?

Мы решили задать этот вопрос ChatGPT, верить ли ему (или ей) - это решать вам.

А тем временем на саммите по безопасности искусственного интеллекта подписали декларацию о его опасности.

В Великобритании прошел организованный правительством страны the AI safety summit. В первый же день его работы Великобритания, США, ЕС и Китай и другие страны подписали Блетчлийскую декларацию (Bletchley declaration), в которой согласились с тем, что искусственный интеллект представляет потенциально и огромные возможности, и катастрофическую опасность для человечества.

Декларация закладывает основу для международного сотрудничества в будущем: через полгода планируется провести саммит по безопасности в Южной Корее, а через год — во Франции.

Декларация начинается со слов “Искусственный интеллект (ИИ) открывает огромные глобальные возможности: он способен изменить и повысить благосостояние, мир и процветание людей», однако в ней также говорится, что «существует потенциал для нанесения серьезного, даже катастрофического вреда, как преднамеренного, так и непреднамеренного, обусловленного наиболее значительными возможностями этих моделей ИИ».

Ранее на этой неделе в США администрация Байдена выпустила указ по ИИ, требующий от американских ИИ-компаний, таких как OpenAI и Google, предоставлять правительству результаты испытаний на безопасность перед выпуском своих ИИ-моделей. В ЕС уже давно идет процесс принятия законов об искусственном интеллекте, целью работы является разработка ряда принципов регулирования, а также введение правил для конкретных технологий, таких как распознавание лиц в реальном времени.

Китай также разрабатывает собственное очень детальное AI-законодательство, стараясь контролировать бурно развивающуюся индустрию.

Показать полностью 1
7

Антирейтинг: операторы связи и «скрытые» подписки

Кто больше всех злоупотребляет «скрытыми» мобильными подписками в 2023 году

Антирейтинг: операторы связи и «скрытые» подписки

С 2021 года мы занимаемся проблемой «скрытых» мобильных подписок. От этого отвратительного явления страдают абоненты всех крупных операторов уже много лет. Наши расследования (посмотрите наши старые посты, есть и по другим операторам) показали, что за нежданными платными услугами в телефонах абонентов стоит огромная неафишируемая инфраструктура, а роль операторов в их появлении небесспорна. И кажется, никто не собирается останавливаться.

Пытаясь оценить масштаб проблемы, мы решили посмотреть – абоненты какой компании страдают от «подписочного» бизнеса больше всего. В итоге  появился вот такой своеобразный рейтинг антиклиентоориентированности операторов связи, который показывает: обладателям чьих SIM-карт приходится иметь дело со «скрытыми» мобильными подписками активнее всего.

Как мы рассчитывали рейтинг

Антирейтинг: операторы связи и «скрытые» подписки

Рабочий график у нас на сайте, но и так в целом видно, кто у нас "лидирует".

Мы оценивали несколько параметров: активность операторов в подписочных практиках, навязчивость и  характер самих подписок, количество подписочных сервисов и доступность управления дополнительными платными услугами.

Каждый критерий вычислялся и ему присваивались баллы. Суммарное количество всех баллов каждого оператора и стало определяющим его места в рейтинге.

Понять, какие подписки и как часто появляются у разных операторов, нам помогли наши читатели в ходе опроса. Благодаря им мы узнали, кто чаще всего и какими подписками их «радует» и получили данные по нескольким критериям. Участие в опросе приняло 103 человека (спасибо всем, кто принял участие в опросе, который мы недавно публиковали).

Активность

мы определили в ходе опроса простым суммированием ответов на вопрос: у какого оператора наши респонденты сталкивались с проблемой «скрытых» подписок.

Навязчивость

также была выяснилась в ходе опроса: мы просили ответить, как часто в 2023 году нашим респондентам приходилось сталкиваться со «скрытыми» подписками: 1 раз, 2-3 раза, или чаще. Системность в этом деле мы считаем злом, поэтому мы использовали повышающие коэффициенты: для 2-3 случаев в 2023 – х2, для большего количества – х3.

Характер подписок

нам тоже помогали понять абоненты сотовых компаний в опросе: мы интересовались, с какими подписками они сталкивались. Разнообразие в этом вопросе мы также глубоко порицаем, и поэтому для разных видов нежданных платных услуг снова использовали повышающие коэффициенты. Собственная (брендированная) платная услуга компании получила коэффициент *2, ставшая платной услуга компании после бесплатного периода – *1,5, а платные сервисы от неких сторонних поставщиков, мобильная коммерция,«неизвестно что» и «другое» считались напрямую, с коэффициентом *1.

Количество подписочных сервисов, с которыми работают операторы,

мы нашли сами в ходе нашего расследования. Поскольку тут счет идет на тысячи (например, у Tele2 – 4496), для этого критерия мы рассчитывали балл с понижающим коэффициентом *0,01. В оценку мы включали и собственные брендированные платные услуги операторов, вполне официально у них анонсированные. Как бы это не казалось странным, но именно на них приходится 44 % (!!!) случаев нежданных подписок у абонентов.

Доступность управления платными сервисами

мы оценивали в личных кабинетах абонентов операторов. Насколько легко можно найти информацию о подписках, в одном ли месте их можно найти или они законспирированы под разными названиями в разных разделах абонентского пространства, насколько легко найти описание и цену. За всевозможные уловки мы применяли повышающие коэффициенты *1,5 и *2.

Безусловный «0» баллов мы были готовы безоговорочно присвоить тому оператору, о котором не оказалось бы упоминаний о скрытых мобильных подписках, но таковых не среди «большой четверки» нашлось.

Показать полностью 2
1

У какого мобильного оператора больше скрытых подписок? Опрос

Здесь, на Пикабу мы публиковали много расследований про практики скрытых подписок у мобильных операторов. И решили вернуться к теме.

У какого мобильного оператора больше скрытых подписок? Опрос

В 2021 году, когда мы только начали заниматься скрытыми мобильными подписками, мы уже проводили опрос - как часто вы сталкивались со скрытыми мобильными подписками и у какого именно оператора.

У какого мобильного оператора больше скрытых подписок? Опрос


Тогда по результатам опроса лидировал с небольшим отрывом, «Мегафон», следом за ним шел Tele2, затем «Билайн». Закрывала «чарт» МТС, компания, которая тогда приостанавливала, как нам кажется, свои подписочные активности. Почти 40% счастливчиков вообще с подписками не сталкивались.

Прошли годы - и скрытые мобильные подписки вернулись, причем даже у тех операторов, которые от них ранее отказались.

Мы хотим сравнить, что же изменилось за прошедшие два года, и просим вас принять участие в небольшом опросе, который определит - какая сейчас ситуация со скрытыми мобильными подписками и что сейчас «в тренде». И сейчас нам нужна помощь пикабу и это займет всего пару минут: https://ifreedomlab.net/opros/

Показать полностью 2
4

Часть 2. Скрытые мобильные подписки, изнанка: партнерские программы

В части 1 мы посмотрели, что происходит у операторов: а происходят у них подписки.

Теперь взглянем на изнанку этого бизнеса – те самые партнерские программы, которые (в теории) должны привлекать абонента подписаться, а по факту используют разные и часто, как нам кажется, сомнительные схемы для не совсем добровольного подписания абонента.

Чтобы понять, что же сейчас происходит в бизнесе «скрытых» мобильных подписок, мы нырнули в мир «партнерок», работающих с технологией wap-click – той самой, которая позволяет по клику в интернете списать денег с баланса телефона.

Не нужно думать, что мир affiliate-индустрии, к которой относятся подписки, скучен и жмется в тень.

(Справка из Вики: партнерский маркетинг, или affiliate marketing можно определить это как метод продвижения бизнеса в сети (вебмастерами-партнерами), в котором партнер получает вознаграждение за каждого посетителя, подписчика, покупателя и/или продажу, осуществленные благодаря его усилиям).

В этом мире проходят крупные мероприятия в разных городах как России (Москва), так и мира (Алматы, Дубай). На афтерпати выступает Моргенштерн (Включен Минюстом в список физлиц-иноагентов 06.05.2022).Что-то в этом бизнесе больше тяготеет к белому и легальному, что-то откровенно, как нам кажется, находится в тени.

Тем не менее, после более детального изучения происходящего именно в сегменте  wap-click и именно в России показывают, что в России это направление, конечно, уже не то, и времена его расцвета давно миновали. Тем не менее несколько партнерских программ все еще активны на российском рынке. Не все их них поддерживают какую-либо публичную коммуникацию, поэтому мы сосредоточились на тех, кто ведет веселые и жизнерадостные каналы.

Например:

И пошли изучать, а что про каких операторов связи там пишут.

Возврат МТС

В нашем прошлом расследовании от 2021 года оказалось, что от «скрытых» мобильных подписок (по крайней мере через странноватых, на наш взгляд, партнеров) изо всех операторов отказался МТС. Причем еще до наших расследований – 10 марта 2021 года. Мы даже слегка зауважали компанию:

Но нет, в середине 2022 года прошла молва, что МТС «пробудился»:

Из объявления выше мы можем сделать вывод, все происходит приватно и за закрытыми дверями: в телеграм-канале это единственное упоминание МТС за последний год. Однако жалобы на подписки (и сами подписки) тем не менее присутствуют.

Секреты Tele2

Два года назад поразили нас мучительно сложными схемами с попытками выдать сомнительный, на наш взгляд, контент за настоящий посредством запутанных, как нам кажется, схем с партнерами и бесчисленных «кривых» пользовательских соглашений.

Однако 31 января 2023 года приостановили партнерские программы в wap-click:

Это подтверждено через другие партнерские программы.

Однако есть нюанс: подписки абоненты все же ловят.

И если вы знаете, что происходит у Tele2 – напишите нам, пожалуйста (info@ifreedomlab.net).

Стабильный «Билайн»

Как нам удалось выяснить по итогам прошлых расследований, у «Билайна» «скрытые» подписки делились на две части: «Билайн-Темафон» и сам «Билайн». И что же изменилось? А ничего, по всей видимости.

Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)» (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.

Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».

Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)» (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.

Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».

Резюмируем: оператор, судя по всему, «в теме» и сосредоточен преимущественно на «клубничке», что подтверждает наши выводы на основе анализа соцстетей. Впрочем, мы также встречали подписки на сервисы «Телепат» и «Загадки и пазлы», так что если обнаружите у себя что-то такое – вероятно, что оно само, без вашего участия.

Обильный «Мегафон»

Мегафон нас тоже порадовал своей любовью к пазлам и загадкам, подписав друга проекта на викторину. Хотя вот такое объявление мы встречали неоднократно:

Но мы и отказ МТС от подписок уже видели.

Этот провайдер связи изначально публиковал свои текущие подписки на собственном портале: podpiskimf.ru. Как мы писали выше, по состоянию на 17 августа 2023 года подписок там осталось 812, что является неплохим количественным скачком по сравнению с 3 808 подписками в 2021 году. 

Однако сайт пополняется новыми шедеврами, например, коллекцией одинаковых кулинарных сайтов. То есть домены-то разные, а контент совершенно одинаковый: receptov-more.ru, cooklikechef.ru, ecept-book.ru, restoran-recept.ru, delicious-reciep.ru.

Сайт receptov-more.ru (и все остальные) сообщает нам «© 2019 Все права защищены», НО, судя по данным доменного регистратора, зарегистрирован он в апреле 23 года.

Нам отдельно понравился счетчик просмотров на сайте, который рандомно выдает 5-значное число. Как подписаться на контент – непонятно, написано только, как отписаться. (https? Не слышали)

По такому же принципу устроена плеяда фитнес-сайтов: разные домены и одинаковые сайты (prosto-fitnes.ru, calories-counter.ru, mnogo-trenirovok.ru, simple-workout.ru, soveti-sportsmenov.ru).

Что нам на них понравилось – отличный расчет калорийности рациона для похудения:

Женщине ростом 170 и весом 48 кг, конечно, необходимо похудеть! Эта формула, впрочем, работает даже с нереалистичными весами типа 7 кг.

Еще есть серия одинаковых сайтов с новостями за деньги, но это уже просто скучно.

Интересно, что последняя подписка в списке – «Видеомир Эро бесплатный период» (она так и называется) – не работает, а редирект приводит нас вот сюда:

Домен, если что, принадлежит некой «Игре для начинающих трейдеров»:

С переходом на собственные подписки, скрипты сотрудников поддержки не изменились. Вот диалог по поводу внезапно возникшей СОБСТВЕННОЙ подписки «Мегафона» https://quiz.megafon.ru:

И мы продолжаем недоумевать – а зачем делать такие двусмысленные кнопки? Ну напишите там на кнопке «Заплатить бабло» или просто «Оплатить». И что это опять за сайты, которые, пользуясь невнимательностью? добротою? оператора позволяют себе такое?

А вот викторины от «Мегафона» – это ровно то, что мы видим в каналах партнерских программ:

Не ну а что, должна быть специализация! У Билайна – «клубничка», у Мегафона – квизы.

И напоследок: мы рождены, чтобы бесплатное сделать платным

Мы заметили интересный тренд наметился у операторов и мы находим его не хуже подписок. Когда-то бесплатные сервисы стали становиться платными. Про безлимитный интернет, который «никому не нужен», мы уже не раз говорили.

Также, например, МТС сделал платной раздачу интернета с телефона. С одной стороны, хозяин – барин, это не такая уж редкая в мире практика. С другой, то как эта услуга выглядит для абонента, нам кажется требующим улучшения.

Или вот, например, МТС ввели комиссии за пополнение счета. Можно избежать, но сложно.

Выводы

Выводы напрашиваются сами. Видимо, сезон отказа от  «скрытых» мобильных подписок прошел «как белых яблонь дым», все вернулись, все в теме. С точки зрения качества, как нам кажется, есть некоторые потуги на то, чтобы изобразить сервис, хотя какой смысл здесь говорит о качестве, если даже супер-качественный сервис будет не в радость, если подписка не была инициирована абонентом.

К тенденциям отнесем перекос в пользу собственных сервисов, как нам кажется, если можно самому – зачем нужны какие-то партнеры и контент-провайдеры?

  1. Абонент, будь осторожен. Никакой контентный счет тебя не спасет. Проверяй приложения или уходи к виртуальным операторам, которые таким не занимаются

  2. Операторы, ну сколько можно? Тарифы на связь растут, цены на связь далеко не самые дешевые по миру. Вы можете больше играть на стороне абонента?

Что делать?

  1. Подпишите нашу петицию «Требуем от операторов мобильной связи отказаться от практики «скрытых» подписок».

  2. Не спускайте на тормозах ситуацию, когда вы обнаруживаете у себя что-то, на что не подписывались. Даже если это вы «нетуданажали». Потому что списание денег со счета должно быть устроено так, чтобы случайно нетуданажать не было никакой возможности. Жалуйтесь, делайте это публично, у всех операторов есть группы в ВК:

Ну а мы опять будем писать письма, отмечать в соцсетях и продолжать добиваться того, чтобы это явление исчезло.

Показать полностью 11
12

Часть 1. «Скрытых» мобильных подписок становится больше?

Длиннопост.

Дисклеймер: «Лаборатория свободного интернета» (iFreedomLab) не несет ответственности за мнения и высказывания, приведенные в цитатах и источниках, а также за их содержание.

Словосочетание «скрытые» подписки» используется исключительно в контексте сомнительно полученных, на наш взгляд, подписок.

В апреле 2021 года мы опубликовали наше первое расследование (смотрите наши старые посты!), посвященное «скрытым» мобильным подпискам оператора «Мегафон». После этого мы прошлись по всем мобильным операторам и выпустили серию расследований о «скрытых» мобильных подписках.

Как мы писали, легенда о «скрытых» мобильных подписках зиждилась на большом таком ките, что оператор тут совсем не причём, а все проблемы от коварных контент-провайдеров и партнеров, которые плохо себя ведут, используют всяческие серые схемы, чтобы стрясти с абонента денежку. Однако мы показали, что операторы, скажем так, не без греха. Более того, без их участия подписки вряд ли будут работать.

Итак, начнем с обзора происходящего сейчас в мобильных подписках у каждого из операторов большой четверки.

«Билайн»

На главном сосредоточении билайновских дополнительных платных сервисов – beeonline.ru, где мы ранее нашли и проанализировали тысячи подписок – нас ждало прекрасное и удивительное: подписки отправлены в архив!

Простите, немного театральщины: реплика в сторону. А что имели в виду авторы под «это было славное приключение», говоря о платных контентных сервисах? Для кого славное? И в каком смысле?

Итак, в  рабочем состоянии остались только «Знакомства и общение» и «Развлечения», полные платных сервисов по подписке, но они не подписки. А в отправленном в архив разделе «Подписки», между тем, числится всего 274 наименования, а в нашем расследовании около 2-х лет назад там было больше 3400.

Но, может, всё-таки со «скрытыми» подписками крупный оператор завязал?

Нет, увы и ах, по нашему мнению.

Жалобы на внезапные платные подписки от «Билайна» встречаются в соцмедиа до самых последних дней.

Пользователи в соцмедиа постоянно пишут про всё уже такое знакомое:

Немного про Эро… («Билайн» и «Темафон» прилагаются)

Вот к примеру свежий отзыв 19 мая – пожилой родственник автора получил подписку с пикантным названием «Эромикс», и это при подключенном и нулевом контентном счёте.

Незамысловатый гуглеж тут же показывает нам отзыв 22 мая о получении такой же подписки внезапно для пользователя (в целом конгломерате других, кстати).

А вот на «Эромикс» подписался роутер в апреле.  

А тут целое отбсуждение на тему «Эромикса» от благодарных абонентов «Билайна», как раз очень оживленное в мае 2023.

В ходе того же гуглежа мы находим и сам сервис «Эромикс» на мобильном домене  Билайна – https://mob.beeline.ru/subs/eromix/. Для подключения нам предлагается авторизоваться – и для этого пользователя перекидывает на домен … https://auth.temafon.ru/. Т.е. контент-провайдера «Темафон» – многолетнего и неизменного партнера «Вымпелкома» по бизнесу внезапного платного контента! Мы много о нём рассказывали в нашем расследовании два года назад. Сотрудничество с этой компанией не только плодотворно для «Билайна», но и привело головной холдинг Veon и лично Михаила Фридмана к крупному криминальному скандалу в Европе.

Очень трогательно выглядит предупреждение об обработке персональных данных – ответственность за это берет на себя ПАО «Вымпелком-Коммуникации». Но да, на домене «Темафона».

Кроме того, прямо согласно букве закона «Эромикс» имеет пользовательское соглашение (актуализированное на 2023 год!), где организатором сервиса называется ПАО «ВымпелКом», а все обращения, предложения и претензии пользователей и запросы властей принимает электронный адрес ff_req@temafon.ru – т.е. «Темафон». И ещё персональные данные пользователя могут быть переданы ЗАО «Тематика» и ЗАО «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав». Вооот такой симбиоз и степени смешения.

И кстати, короткий номер, указанный в пользовательском соглашении, невозможно найти ни в собственном сервисе проверки контент-провайдеров «Билайна», ни сам «Эромикс» в списке сервисов и подписок на beeonline.ru. Что, впрочем, не стало для нас новостью – с таким положением дел у этого оператора мы познакомились еще в 2021 году.

Таким вот нехитрым образом за 10 минут мы выяснили, что все старые добрые схемы с нежданными платными подписками от «Билайна» и его многолетнего партнера «Темафона» живы, здоровы и в очень активном поиске новых абонентов.

При этом, отметим, в конце 2021 года компания «представила обновленный бренд» и попросила ее любить и жаловать как билайн (с маленькой буквы и без кавычек), а также анонсировала, что теперь в центре её внимания – абонент, что отражено в новом слогане «На твоей стороне».

Однако мы на стороне клиента по-прежнему видим «скрытые» подписки.

Итак, у Билайна не изменилось ни-че-го, на наш взгляд.

Tele2

Tele2 в 2021 году нам запомнился самым масштабным участием в деле «скрытых» подписок и невероятно «творческим» их осмыслением. Компания, по нашему мнению, использовала множество ходов для того, чтобы не называть подписки «подписками», и применяла удивительные схемы для получения прибыли за дополнительные услуги. А абоненты Tele2 были частыми авторами многочисленных жалоб в социальных медиа на «скрытые» подписки.

Ну что ж, посмотрим что что происходит спустя 2 года.

Нежданные подписочные радости

Соцмедиа свидетельствуют: абоненты Tele2 исправно находят у себя «скрытые» подписки до самых последних дней.

Все схемы появления нежданных платных услуг на месте:

Экосистема подписок

Напомним, Tele2 давно и активно развивала экосистему собственных дополнительных платных услуг. Организована она была, как нам показалось, настолько нетривиально, что мы посвятили ей львиную долю нашего расследования в 2021 году и подробно рассказывали об этом (насколько подробно можно рассказывать о хаосе (по нашему мнению)).

Что же там происходит в 2023?

Экосистема жива и, судя по всему, никак особенно не изменилась. Всё как раньше: все предлагаемые компанией дополнительные платные сервисы – это удивительные наборы всего на свете в самых разных неожиданных местах. В общем, выглядит экосистема дополнительных сервисов, как нам кажется, всё так же странно, как и в 2021. Все смешано, логика предложения услуг не просматривается, а работоспособность сервисов вызывает у нас вопросы.

Напомним, – общее количество подписок, даже вполне себе официальных дополнительных услуг – это почему-то секретная информация в Tele2. Однако по распространенной практике каждая подписка обычно привязана к короткому номеру, с помощью которого происходит подключение/отключение услуги. Cписок таких коротких номеров с помощью смекалки можно извлечь, что мы проделали и в нашем прошлом расследовании, и повторили сейчас для этого обзора.

Итого, подписок с прикрепленными короткими номерами у Tele2 в 2023 году оказалось 4496 (против 4510 в 2021 году).

Конечно, не все из них, как и в прошлый раз, «скрытые» мобильные подписки. Есть номера экстренных служб, номера, зарезервированные под корпоративные сервисы, номера для сбора пожертвований благотворительным организациям. Тем не менее, большую часть списка формируют малопонятные для нас услуги типа «Информационно-Развлекательная услуга «Рустави» или «Информационно-Развлекательная услуга «Рек. Гиннесса (Tele2-тема)» (за 2 рубля в сутки). Найти где-либо описание – что именно абонент получает за эти 2 рубля – нам не удалось:

Нажали «нет»

Контент-провайдеры

У каждой подписки в списке указан ее организатор, то есть компания, отвечающая за предоставление услуги по этому номеру. Как мы уже упоминали, какие-то номера используют банки, какие-то экстренные службы, но львиная доля в списке – это так называемые «контент-провайдеры». т.е. компании, которые отвечают за создание контента для абонента – составляют те самые гороскопы, викторины, подборки пейзажей, прочие новости спорта и что-то, что абонент получит по 491252 как «Рустави». На первый взгляд таких контент-провайдеров довольно много – «ИММО», «А1 Системс», «Аффимоб», «СФ Лабс» и т.д. и т.п.

Мы решили внимательнее посмотреть, что это за компании такие, и при более пристальном рассмотрении между ними начали прорисовываться близкие связи.

Интересная информация попалась нам при изучении ООО «СФ Лабс», производителя подписок типа «Информационно-Развлекательная услуга «New24video.com» (сайт с унылыми, как нам кажется, видео без каких-либо реквизитов и условий использования) имеет двух учредителей: один из них – Федаш Дмитрий Николаевич, другой – Коротков Роман Владимирович.  Дмитрий Николаевич Федаш был учредителем ликвидированной компании «Неолайн», которая рассказывает о себе (по сообщению их сайта):

В России мы объединились с компаниями Связной Загрузка, Плейфон и ИММО, учредив одного из крупнейших и наиболее перспективных агрегаторов рынка мобильных контент услуг – компанию «Инвест Телеком».

Новости на сайте «Неолайна», как это легко заметить, перестали появляться в 2011 году – т.е. в момент объединения, однако юрлицо было ликвидировано только в 2022 году.

Несмотря на то, что из сообщения на сайте Неолайна следует, что и «ИММО» (очередная компания, очень часто встречающаяся в списке подписок) в 2011 году вместе с другими компаниями объединилось в «Инвест Телеком», в 2023 году в списке подписок на них приходится более 400 штук, среди которых там самая «Информационно-Развлекательная услуга «Рустави».

«Плейфон», еще одна объединившаяся в «Инвест Телеком» компания, был когда-то известным контент-провайдером. Когда-то – это когда мелодии звонка, мобильные игры, «несколько тысяч пикантных картинок» и другой платный контент еще имели смысл. С 2004 по 2009 год имя компании звучало в профильных новостях, однако последнее упоминание ее датируется 2009 годом. Однако активность продолжается и в 2023.

На их основном домене уже больше года висит заглушка с обещанием вернутся:

А на корпоративном портале теперь почему-то расположен магазин одежды для танцев:

На Хабре можно найти описание компании, где также упоминается сотрудничество «Плейфона» с производителем игр Gameloft. Подписки на игры Gameloft также можно найти в списке подписок Tele2, причем не от «Плейфона» , а от имени ООО «Геймлофт» так и почему-то от имени совсем другой компании – ООО «ТД Медиа». Отметим, что Gameloft перестали продавать свои игры россиянам в 2022 году.

То есть часть контент-провайдеров объединилась в «Инвест Телеком» в далеком 2011 году, но продолжила действовать по отдельности, причем похожие услуги могут оказывать разные компании.

А еще здесь мы отметим еще один интересный факт, связанный, вероятно, с ограниченным количеством слов в русском языке, подходящих для названия юридического лица. Одни контент-провайдеры (работающие с Tele2) объединились в «Инвест Телеком» еще в далеком 2011 году, а работающие с Мегафоном организовали (вы не поверите) «Телекоминвест»!

В целом компании, которые перечислены в списке подписок, иногда, как нам кажется, обладают настолько шаблонными названиями, что под этим именем можно найти и столовую в Уссурийске, и полиграфию в Тамбове. Веб-сайты обычно ничего не сообщают конкретного про услуги или проекты, никогда не публикуют сведений о руководстве и в качестве контактов обычно предлагают форму обратной связи.

Работоспособность подписок

Между тем Tele2 продолжает вполне официально предлагать множественные платные сервисы по подписке на собственном сайте и его поддоменах. В странном и, как нам кажется, запутанном и хаотичном подписочном хозяйстве на Tele2 мы было решили пройтись по новинкам, но остановились после нескольких кликов: подвернувшиеся под наши мышки услуги оказались нерабочими.

Первый эксперимент

Почему-то в разных подразделах раздела «Финсервисы» на официальном сайте Tele2 несколько раз встречается реклама страховки защита от клеща, вот например в подразделе «Оплата и переводы» (логичное место для клеща!):

Но баннер не работает:

Второй эксперимент

Или вот в тех же «Финансовых сервисах» есть подраздел «Полезные сервисы», – там мы нашли предложение услуги «Котздоров» (здоровье котов и финансовые сервисы, да. И не перепутайте, потому что еще отдельный набор «Полезных сервисов» есть в разделе «Развлечения» в другом месте сайта):

Кликаем на баннер, попадаем прямо на домен услуги: https://tele2.kotzdorov.ru.

Умиляемся котику и решаем посмотреть: а кто же партнер Tele2 по такому прекрасному начинанию? Поставщик услуги любезно указан в футере, – это некое ООО «КИП», оферта прилагается, ссылка активная, кликайте: http://котздоров.рф/terms/.

Кликаем, а там такое:

А как же те, кто подписался на сервис и платил за него? Как же их котики?

В общем, в чем суть услуги и что обещает подрядчик, ответственный за ее наполнение, – узнать не удалось. Ведь собственный сайт этого партнера просто отключен. Но Tele2 продает их услугу по 15 руб./сут.

Углубляться в различные хитросплетения и нетривиальные решения этой экосистемы дополнительных платных сервисов можно долго, но после такого, нам кажется, смысла в этом нет. Да и в общем, способ презентации услуг клиентам – дело компании. Если им что-то непонятно – наверное, компанию очень устраивает. Видимо, по каким-то внутренним причинам.Однако отметим, что и на такие сервисы может быть спрос. Правда, и здесь подход компании нам показался очень занимательным. Вот рассказ абонента, который подключил себе услугу Mixx, однако после подорожания решил от неё отказаться. И она не отключается. Возможно, это случайность. Но, заметьте, платная случайность.

Сомнительное новаторство

И да: Tele2, по нашему мнению, не оставляет почетное (нет) место новатора на ниве «скрытых» подписок. Вот нам попался прекрасный рассказ о РАЗОВОЙ подписке с разовым списанием денег. Не ожидающий подвохов абонент компании получил смс с гороскопом на день, а став разбираться, получил заявление службы поддержки о том, что совершил «разовый запрос контента». Скрины переписки прилагаются, очень интересно.

По короткому номеру 605 можно обнаружить «Информационно-Развлекательная услуга «Мобильный портал» от ООО «ИМТехнологии», «разовый запрос». Интересно, что по словам оператора Tele2 подключить услугу можно «набором любой USSD-команды, не задействованной в других операциях или услугах». То есть просто ошибка в наборе команды, как нам кажется, может привести к подписке на какой-то сервис. Tele2, а можно уточнить – зачем? Потому что очень хочется денежек? 

Более того, судя по рассказам, пользователи Tele2 знают, что абонентскую плату надо вносить строго перед списанием, иначе к заранее внесенным деньгам «цепляется» подписка (1, 2). Это, по нашим наблюдениям, так же одно из ноу-хау компании.

Но и помимо новшеств компания не оставляет старых «партнёров»: вот буквально в мае 2023 года абонент нашел у себя «скрытую» подписку на сервис adfix.pro, о котором мы рассказывали в нашем расследовании от 2021 года (вот это совпадение, да?). Платный сервис блокировки рекламы (судя по описанию) под управлением некоего ИП Шорин А.А. жив, здоров и продолжает самовозникать у абонентов Tele2.

В общем, долго подводить итоги не на надо: кажется, Tele2 продолжает участвовать в деле «скрытых» подписок не просто активно, а мы бы даже сказали – проактивно (т.е. с огнём и инициативой).

Не мобильная подписка, а мобильная коммерция!

Как мы знаем из нашего расследования-2021, у Tele2 есть еще один тип подписки, который вовсе не подписка, а мобильная коммерция! Никакие контент-счета против нее не помогают, потому что это – другое.

В 2021 году мы рассматривали «звезду» мобильной коммерции – сервис checkyour.name, а в этом расследовании изучим еще одну образчик этой «коммерции»: с нами первый в СНГ модный агрегатор – Clouty. Clouty позиционирует себя как «глобальная поисковая система по интернет-магазинам одежды, обуви и бьюти». ОК. Проект был шумно анонсирован в 2017 году с публикациями в СМИ. И работает по подписке. Тут мы напряглись. Для абонентов «Билайна» и Tele2. В общем и целом мы за такие проекты, но когда участие в них добровольное.

За подписку в размере 10 рублей в день абонент получит:

  • приоритетный доступ к уникальным предложениям сайта;

  • сэкономит на шопинге и даже заработает на нем, участвуя в эксклюзивных конкурсах для абонентов оператора;

  • получит дополнительный контент, подготовленный командой стилистов и редакторов Clouty, и еще более высокие скидки на товары.

Однако здесь нас смущают несколько моментов:

  1. На сайте Tele2 есть только анонс от 2017 года, более подробной информации об этой коллаборации мы не нашли.

  2. Короткого номера, по которому происходит подписка (номер 3912), в списке номеров мы не нашли.

  3. Кажется, ресурс не работает по назначению. Проверка товаров показывает: части из них на сайтах продавцов уже нет в наличии (большинство), часть продается по другой цене и только часть все-таки можно купить.

Группы проекта в социальных сетях поражают нас как странным распределением количества лайков относительно количества подписчиков, например, в VK у проекта 50 тысяч подписчиков, а у постов 1-3 лайка. Аккаунт в экс-Twitter (теперь Х, доступ к ресурсу в РФ ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022 г.) заброшен в апреле 2022 года, аккаунт в Telegram – в декабре 2022, аккаунт на Ютуб имеет 7 (семь) подписчиков и последний раз обновлялся 6 лет назад.

В общем все бы ничего, но настораживают сообщения пользователей, что интерес к миру моды начинает неожиданно демонстрировать кнопочный телефон пожилого папы.

Итого, у Tele2, по всей видимости, всё на месте: судя по рассказам в интернете, «скрытые» подписки исправно поступают клиентам, подписочное хозяйство ширится, новые способы подключения абонентов к платным услугам изобретаются.

«Мегафон»

Абоненты «Мегафона», увы, не исключение: они до сих пор продолжают получать «скрытые» – т.е. сомнительно полученные – подписки:

  • вот  SMS-сообщения о заботливо подключенной собственной платной услуге («Гудок») и ещё одной от сторонних поставщиков – но все без ведома абонента и буквально разницей в несколько дней совсем недавно;

  • вот на платный контент подписался модем;

  • вот снова собственные брендированные услуги «Мегафона», подключенные без участия абонента («МегафонПресса» за 50 руб./сут., «МегафонМузыка», );

  • вот регулярные подписки абонентам компании на «Мобильный киоск» от АО «БКМ» (до 02.11.2022 Издательский дом «Бурда»): 1, 2;

  • вот «Замени гудок» от неведомых партнёров, вот она же снова, и снова,

  • вот «Мегафон» научился плохому у Tele2 и подключает подписки под именем «Контент-услуги».  

Все свеженькое, 2023 – 2022 годы.

И самое обидное, что от таких схематозов, согласно рассказам,  по-прежнему страдают самые уязвимые:

Что в подписочном хозяйстве, или собака упала в обморок от счастья

В каталоге партнерских подписок – да, у «Мегафона» есть такой список – сейчас мы нашли 812 сервисов. Надо отметить, что когда мы впервые к нему обратились около 2,5 лет назад, там числилось 3808 платных услуг от различных поставщиков. Видимо, с тех пор кто-то все-таки взял на себя труд провести хоть какую-то работу с этим архивом, состояние которого в 2021 году вызвало у нас лишь коллективный речевой коллапс, – это была невообразимый набор странного и сомнительного, на наш взгляд, контента.

Количество уменьшилось, но изменилось ли что-нибудь еще?

Мы позаходили на веб-сайты «актуальных» подписок. Ну что же, стабильность – признак мастерства. Всё те же подписки на видео, новости, файлообменники. Всё те же «зубры» рынка информационного контента вроде ООО «Информпартнера» и ООО «Ай-Куб», подробно о которых мы рассказывали в наших прошлых работах. Особенно нас радует, что контент-провайдеры с невероятным опытом на рынке и огромным штатом квалифицированных специалистов объединяют свои усилия для продажи подписок на вызывающий недоумение сайт. Вот например, ради сайта https://vida4ok.ru/ , где за 100 рублей в день абонент МТС, за 30 рублей в день – Tele2 и «Билайна», и всего за 20 рублей – «Мегафона» могут насладиться доступом к трейлерам фильмов многогодичной давности и роликам типа «Собака упала в обморок от счастья»:

Не поленились и нашли этот ролик бесплатно на YouTube. Давайте посчитаем выгодность этой подписки для абонента. Опустим тот факт, что контент доступен на Ютубе. 20 руб. х 30 дней – это уже 600 рублей за месяц. В то время как у Мегафона существует партнерская подписка на кинотеатр Старт, где за 250 рублей в месяц можно смотреть условно-нормальное кино, сериалы, мультфильмы и телепрограммы. Но, видимо, собака в обмороке и старые трейлеры — это сумасшедше привлекательный контент.

Делают сайт сразу 4 (четыре!) контент-провайдера:

  • наш старый друг «Информпартнер», обрабатывающий подписки «Мегафона»;

  • «Скайнет360» для «Билайн»;

  • ООО «Т-Медиа», которые представляют услуги абонентам Tele2;

  • и некое ООО «Стрим» – для МТС (впрочем, в правилах подписки этого сервиса указано другое юрлицо – ООО «Эс Эм Экс Коммуникэйшнс»).

(Все вчетвером они не нашли достаточно ресурсов, чтобы проверить знаки препинания на сайте.)

Отдельно предлагаем насладиться условиями, которые написаны средне-серым по светлосерому: https://vida4ok.ru/info.php?operator=1.

Мы не поленились и проверили: подписки не работают.

Сам сайт зарегистрирован на Skynet 360 (Скайнет 360, ООО, ИНН 7703802642), где над созданием качественного контента усердно работает коллектив из одного человека (вероятно, что генерального директора).

Глобальные перемены!

В прошлый раз мы удивлялись, что «Мегафон» ссылается на каких-то «партнеров», хотя по сути партнер всего один: «Информпартнер» из Казани. Нашу критику учли, и теперь из два, встречайте! Новый игрок, встреченный нами среди контент-провайдеров «Мегафона» – компания «Телекоминвест» (внимание!) из Казани – даже территориально расположенная недалеко от «Информпартнера». «Телекоминвест» «специализируется» на файлообменниках, потому что это, видимо, большая проблема – найти бесплатный файлообменник (это сарказм).

Второй гигантский прорыв по сравнению с нашим расследованием в 2021 году в том, что домены зарегистрированы все-таки на «Телекоминвест», а не на «Мегафон». А то и вовсе на частных лиц, как, например, последний домен из списка, где нам обещают гороскопы на каждый день – starstalkin.ru. А ИНН почему-то принадлежит «Информпартнеру». Ну и совпадение.

Ещё немного отличного контента

Наслаждаться «качественным» контентом от игроков, которые на рынке много лет, можно вечно, поэтому вот еще чуть-чуть. При случайном клике среди предложенных платных сервисов вы все равно можете увидеть такое: ресурс называется cool-mix.ru – не поленитесь, причитайтесь к предложениям на скрине или прям на сайт зайдите посмотреть:

На сайте с вот таким актуальным дизайном всего за 150 рублей в месяц предлагается скачать файлы с зажигательными названиями «15.jpg» и «Образец штатного расписания салона красоты», не говоря уж об инструкциях по ремонту крана komatsu в 3-х частях. То есть mix всего и вся в наличии, но что в этом cool? Предоставление сервиса ПАО «Мегафон» берет лично на себя, но претензии в случае чего предлагает адресовать в ООО «Информапартнер». Сайт при этом зарегистрирован на частное лицо. То есть кто конкретно отвечает за то, что с абонента снимут деньги – вообще вопрос.

«Информпартнер», кстати, за истекший период сделал невероятный, как нам кажется, рывок в обеспечении безопасности абонентов (сарказм). Вот такое вдумчивое предупреждение мы нашли на его сайте:

Как видите, «Информпартнер» активно борется с желающими заработать незаконным путем. А в чем именно заключается обещанная активная борьба? Хотелось бы развернутых ответов. Неужели «Информпартнер» настолько занят (разработкой качественного контента?), что не может проконтролировать – что именно и кто продает их услуги? А что за канал продажи такой сомнительный? Может, надо сменить?

В общем, спасибо тебе, «Мегафон», за дельный контент!

Спасибо, что хотя бы уже не 4 тысячи сервисов такого же качества.

Дальше смотреть мы не стали.

В итоге, учитывая вышесказанное, мы вынуждены констатировать:
абоненты «Мегафона» по-прежнему продолжают сталкиваться со «скрытыми» подписками.

Наши надежды на то, что «Мегафон» за два года хотя бы в своих делах с партнерскими подписками навел относительный порядок и оставил жизнеспособные сервисы, которые (вероятно) могут кого-то заинтересовать, не оправдались.

Предоставление удивительных платных услуг – это дело компании. Может, она знает, где найти любителей такого. Но главное: ведь подобное счастье слишком часто появляется у людей нежданно и приносит финансовые потери.

МТС

В нашем расследовании по делам МТС со «скрытыми» подписками мы почти радовались и сделали осторожный вывод, что, кажется, МТС завязал со «скрытыми» подписками. И мы надеялись, что МТС будет твёрдо в своем намерении отказаться от этого отвратительного на  наш взгляд явления.

Но увы.

Абоненты компании свидетельствуют, что «скрытые» подписки в бизнес-практиках этого оператора живее всех живых:

  • вот абонент обнаружил у себя платную подписку и получил объяснение оператора о том, что подключил ее сам через Личный кабинет;

  • тут пользователь обнаружил у себя подписку «МТС Premium» за 249 руб., и при обращении в службу поддержки скандалом добился обещания вернуть средства;

  • здесь клиент получил SMS о подключении «Kaspersky Security для МТС», и следом – сообщение о ее дезактивации, но деньги списали (49 руб.), а колл-центр рассказывал абоненту, что «он сам»;

  • вот пользователю подключили подписку на Amediateka за 350 руб. и несколько месяцев «не могут» отключить, к тому же качество услуги вызывает у клиента вопросы;

  • в этом случае абонент получил уведомления о списаниях в пользу iTunes, будучи обладателем кнопочного телефона, а сам факт подписки состоялся в 3.46 ночи;

  • тут иконическое подключение инкарнации многочисленных «гудков»;

  • и здесь прекрасное: нежданное подключение сервисов МТС «Prosto медитация» за 279 руб.

Все кейсы – свежие, произошедшие в течение нескольких последних месяцев.

Сводного списка дополнительных платных сервисов по подписке у МТС мы не нашли. А большинство упомянутых выше подписок мы обнаружили в разделе «Сервисы и подписки» на сайте компании, – там числится всего 36 допуслуг. При этом засветившаяся в нашем списке «МТС Premium» имеет собственный домен второго уровня и в условиях использования называется «программой», которую можно найти в разделе тарифов («Тарифы и подписки»). Ещё есть раздел «Услуги и опции» на 66 платных услуг в другом месте сайта, и «Сервисы и развлечения» на 29 позиций. Какие еще платные услуги, в каких маркетинговых обертках и в каких местах сайта (и не только) можно найти еще – будет нам сюрпризом. И, к сожалению, часть упомянутых сервисов стала нежданным платным сюрпризом и для абонентов компании.

А по МТС у нас самый прискорбный вывод: не было «скрытых» подписок, да вот появились.

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!