Часть 2. Скрытые мобильные подписки, изнанка: партнерские программы
В части 1 мы посмотрели, что происходит у операторов: а происходят у них подписки.
Теперь взглянем на изнанку этого бизнеса – те самые партнерские программы, которые (в теории) должны привлекать абонента подписаться, а по факту используют разные и часто, как нам кажется, сомнительные схемы для не совсем добровольного подписания абонента.
Чтобы понять, что же сейчас происходит в бизнесе «скрытых» мобильных подписок, мы нырнули в мир «партнерок», работающих с технологией wap-click – той самой, которая позволяет по клику в интернете списать денег с баланса телефона.
Не нужно думать, что мир affiliate-индустрии, к которой относятся подписки, скучен и жмется в тень.
(Справка из Вики: партнерский маркетинг, или affiliate marketing можно определить это как метод продвижения бизнеса в сети (вебмастерами-партнерами), в котором партнер получает вознаграждение за каждого посетителя, подписчика, покупателя и/или продажу, осуществленные благодаря его усилиям).
В этом мире проходят крупные мероприятия в разных городах как России (Москва), так и мира (Алматы, Дубай). На афтерпати выступает Моргенштерн (Включен Минюстом в список физлиц-иноагентов 06.05.2022).Что-то в этом бизнесе больше тяготеет к белому и легальному, что-то откровенно, как нам кажется, находится в тени.
Тем не менее, после более детального изучения происходящего именно в сегменте wap-click и именно в России показывают, что в России это направление, конечно, уже не то, и времена его расцвета давно миновали. Тем не менее несколько партнерских программ все еще активны на российском рынке. Не все их них поддерживают какую-либо публичную коммуникацию, поэтому мы сосредоточились на тех, кто ведет веселые и жизнерадостные каналы.
Например:
Golden Goose https://t.me/Golden_Goose
Juddy https://t.me/juddynews
Serious partners https://t.me/serious_partners
И пошли изучать, а что про каких операторов связи там пишут.
Возврат МТС
В нашем прошлом расследовании от 2021 года оказалось, что от «скрытых» мобильных подписок (по крайней мере через странноватых, на наш взгляд, партнеров) изо всех операторов отказался МТС. Причем еще до наших расследований – 10 марта 2021 года. Мы даже слегка зауважали компанию:
Но нет, в середине 2022 года прошла молва, что МТС «пробудился»:
Из объявления выше мы можем сделать вывод, все происходит приватно и за закрытыми дверями: в телеграм-канале это единственное упоминание МТС за последний год. Однако жалобы на подписки (и сами подписки) тем не менее присутствуют.
Секреты Tele2
Два года назад поразили нас мучительно сложными схемами с попытками выдать сомнительный, на наш взгляд, контент за настоящий посредством запутанных, как нам кажется, схем с партнерами и бесчисленных «кривых» пользовательских соглашений.
Однако 31 января 2023 года приостановили партнерские программы в wap-click:
Это подтверждено через другие партнерские программы.
Однако есть нюанс: подписки абоненты все же ловят.
И если вы знаете, что происходит у Tele2 – напишите нам, пожалуйста (info@ifreedomlab.net).
Стабильный «Билайн»
Как нам удалось выяснить по итогам прошлых расследований, у «Билайна» «скрытые» подписки делились на две части: «Билайн-Темафон» и сам «Билайн». И что же изменилось? А ничего, по всей видимости.
Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)» (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.
Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».
Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)» (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.
Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».
Резюмируем: оператор, судя по всему, «в теме» и сосредоточен преимущественно на «клубничке», что подтверждает наши выводы на основе анализа соцстетей. Впрочем, мы также встречали подписки на сервисы «Телепат» и «Загадки и пазлы», так что если обнаружите у себя что-то такое – вероятно, что оно само, без вашего участия.
Обильный «Мегафон»
Мегафон нас тоже порадовал своей любовью к пазлам и загадкам, подписав друга проекта на викторину. Хотя вот такое объявление мы встречали неоднократно:
Но мы и отказ МТС от подписок уже видели.
Этот провайдер связи изначально публиковал свои текущие подписки на собственном портале: podpiskimf.ru. Как мы писали выше, по состоянию на 17 августа 2023 года подписок там осталось 812, что является неплохим количественным скачком по сравнению с 3 808 подписками в 2021 году.
Однако сайт пополняется новыми шедеврами, например, коллекцией одинаковых кулинарных сайтов. То есть домены-то разные, а контент совершенно одинаковый: receptov-more.ru, cooklikechef.ru, ecept-book.ru, restoran-recept.ru, delicious-reciep.ru.
Сайт receptov-more.ru (и все остальные) сообщает нам «© 2019 Все права защищены», НО, судя по данным доменного регистратора, зарегистрирован он в апреле 23 года.
Нам отдельно понравился счетчик просмотров на сайте, который рандомно выдает 5-значное число. Как подписаться на контент – непонятно, написано только, как отписаться. (https? Не слышали)
По такому же принципу устроена плеяда фитнес-сайтов: разные домены и одинаковые сайты (prosto-fitnes.ru, calories-counter.ru, mnogo-trenirovok.ru, simple-workout.ru, soveti-sportsmenov.ru).
Что нам на них понравилось – отличный расчет калорийности рациона для похудения:
Женщине ростом 170 и весом 48 кг, конечно, необходимо похудеть! Эта формула, впрочем, работает даже с нереалистичными весами типа 7 кг.
Еще есть серия одинаковых сайтов с новостями за деньги, но это уже просто скучно.
Интересно, что последняя подписка в списке – «Видеомир Эро бесплатный период» (она так и называется) – не работает, а редирект приводит нас вот сюда:
Домен, если что, принадлежит некой «Игре для начинающих трейдеров»:
С переходом на собственные подписки, скрипты сотрудников поддержки не изменились. Вот диалог по поводу внезапно возникшей СОБСТВЕННОЙ подписки «Мегафона» https://quiz.megafon.ru:
И мы продолжаем недоумевать – а зачем делать такие двусмысленные кнопки? Ну напишите там на кнопке «Заплатить бабло» или просто «Оплатить». И что это опять за сайты, которые, пользуясь невнимательностью? добротою? оператора позволяют себе такое?
А вот викторины от «Мегафона» – это ровно то, что мы видим в каналах партнерских программ:
Не ну а что, должна быть специализация! У Билайна – «клубничка», у Мегафона – квизы.
И напоследок: мы рождены, чтобы бесплатное сделать платным
Мы заметили интересный тренд наметился у операторов и мы находим его не хуже подписок. Когда-то бесплатные сервисы стали становиться платными. Про безлимитный интернет, который «никому не нужен», мы уже не раз говорили.
Также, например, МТС сделал платной раздачу интернета с телефона. С одной стороны, хозяин – барин, это не такая уж редкая в мире практика. С другой, то как эта услуга выглядит для абонента, нам кажется требующим улучшения.
Или вот, например, МТС ввели комиссии за пополнение счета. Можно избежать, но сложно.
Выводы
Выводы напрашиваются сами. Видимо, сезон отказа от «скрытых» мобильных подписок прошел «как белых яблонь дым», все вернулись, все в теме. С точки зрения качества, как нам кажется, есть некоторые потуги на то, чтобы изобразить сервис, хотя какой смысл здесь говорит о качестве, если даже супер-качественный сервис будет не в радость, если подписка не была инициирована абонентом.
К тенденциям отнесем перекос в пользу собственных сервисов, как нам кажется, если можно самому – зачем нужны какие-то партнеры и контент-провайдеры?
Абонент, будь осторожен. Никакой контентный счет тебя не спасет. Проверяй приложения или уходи к виртуальным операторам, которые таким не занимаются
Операторы, ну сколько можно? Тарифы на связь растут, цены на связь далеко не самые дешевые по миру. Вы можете больше играть на стороне абонента?
Что делать?
Подпишите нашу петицию «Требуем от операторов мобильной связи отказаться от практики «скрытых» подписок».
Не спускайте на тормозах ситуацию, когда вы обнаруживаете у себя что-то, на что не подписывались. Даже если это вы «нетуданажали». Потому что списание денег со счета должно быть устроено так, чтобы случайно нетуданажать не было никакой возможности. Жалуйтесь, делайте это публично, у всех операторов есть группы в ВК:
Tele2, прекрасный раздел «Пропадают деньги с телефона»,
Мегафон, пользователи жалуются прямо в комментариях к бравурным постам о том, как все классно: https://vk.com/megafon,
Билайн, опять же комментарии: https://vk.com/beeline,
МТС, раздел «Обсуждения» в группе заброшен в 2021 году, а вот в комментарии открыты: https://vk.com/mts.
Ну а мы опять будем писать письма, отмечать в соцсетях и продолжать добиваться того, чтобы это явление исчезло.











