bradice

bradice

Пикабушник
поставил 270231 плюс и 1467 минусов
отредактировал 6 постов
проголосовал за 10 редактирований
Награды:
За страсть к путешествиям 5 лет на Пикабу
39К рейтинг 73 подписчика 1665 комментариев 62 поста 20 в горячем
22

Послевоенная Германия

Послевоенная Германия Юмор, История, Мемы, ФРГ, ГДР, Германия, Randowis
Показать полностью 1

На счет "три"

На счет "три"

Однажды 1 января 1942 года

— Итак, джентльмены, нам нужно провести ребрендинг!

Однажды 1 января 1942 года Юмор, История, Мемы, ООН, Лига наций, Вторая мировая война, Коалиция

"Лига Наций"
"Организация Объединённых Лига Наций"

Показать полностью 1
8

Неудачное начало на Балканах

Неудачное начало на Балканах

Реформатор

Реформатор Юмор, История, Мемы, Александр II, Реформа, Российская империя, Крепостное право
Показать полностью 1
11

Приключение на 20 минут

Приключение на 20 минут История, Юмор, Мемы, Столетняя война, Картинка с текстом
Показать полностью 1
35

Американская ракетная программа

Американская ракетная программа Юмор, NASA, Ракетостроение, История, Мемы, Картинка с текстом
Показать полностью 1

Помогите вспомнить название фильма

UPD: Фильм найден. Перл-Харбор. Всем спасибо :)

Фильм про американских летчиков во время второй мировой. Из всего фильма помню только часть, где пилоты (возможно, с помощью механиков) скручивали вообще все, что можно и нельзя с боевых самолетов для улучшения летных характеристик самолетов по приказу местного начальства. Помню, что откручивали баки, бомбоприцелы и отслаивали броню. Судя по этому, снимали со штурмовиков или бомбардировщиков. Точно замеряли секундомеров время взлета, возможно оценивали и климб, но не уверн. В итоге при первом же боевом вылете они сильно поплатились за такие "улучшения".

Фильм где-то 2010х, но точно снят не раньше нулевых, картинка запомнилась неплохая. И это все, что помню о нем.
Заранее спасибо!

57

Корабли? Какие корабли?

В начале хотел бы выразить благодарность Лиге историков за их непосильный вклад в написание статей и привнесения на Пикабу интересного и познавательного контента. И не могу не отметить тот факт, что я бы восхищен, что специально ради спора они нашли и запросили статью из газеты в одной из библиотек.


Сама история с бартером между капиталистической компанией из страны потенциального врага и светлым социалистическим государством полна белых пятен и различных не состыковок. В тоже время она довольна интересна, чтобы внести свою небольшую лепту в эту эпопею.


В посте будут использованы только англоязычные источники, за неимением других. Если кто-то найдет дополнительную информацию, особенно в советских источниках, то буду премного благодарен! И заранее прошу прощение за местами кривой перевод с английского, но основную суть я постарался донести.


С длинным вступлением закончили, пора начинать! А начать, пожалуй, стоит с самих постов. В Как Советский Союз покупал Пепси за подлодки пишут:

Таким образом вместо водки Пепси получила 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец

В процессе поиска информации на эту тему я наткнулся лишь на ничем не подтвержденную цитату, которую растащили все, кому не лень:

Как рассказал словацкому изданию «Hospodárske noviny» российский историк Глеб Бараев, речь шла об устаревших субмаринах проекта 613, построенных ещё в 1951-57 годах.

Саму статью или интервью я найти не смог, поэтому буду очень признателен, если у кто-то вдруг получится. Я даже на его форуме пробовал искать, но все тщетно. Так что пока даже проект подлодок под вопросом. А названия кораблей или номера, к сожалению, нигде не всплывают.


А вот дальше уже интереснее. В Разрушители мифов #1. Пепси и подлодки приводят доказательства в пользу того, что сделка все-таки состоялась. Еще раз повторюсь, я безмерно восхищаюсь тем, что авторы смогли найти и к тому же получить фото статьи в газете "Красная звезда"! Но вот в газете уже говорится только о "назначенном на переплав крейсера и 17 подводных лодок". А эсминец и торпедоносец, о которых шла речь в первом посте, уже куда-то исчезли.


И наконец, самый странный момент в этой истории с бартером. В статье из The New York Times

Soviets Buy American By Flora Lewis May 10, 1989, которую так же приводят как доказательство, пишут:

Pepsico recently bought from the Soviets 17 submarines (for a measly $150,000 each), a cruiser, a frigate and a destroyer. They are being resold for scrap. It has also bought new Soviet tankers (to carry oil, not beverages) in a joint venture with the Soviets and a Norwegian company that will lease them out or sell them.

Перевод:

Pepsico недавно купила у Советов 17 подводных лодок (за ничтожные $150,000 за одну), крейсер, фрегат (не ясно какой именно, ведь класса фрегат в СССР не существовало — прим. перевод) и эсминец. Их перепродают на металлолом. Она также купила новые советские танкеры (для перевозки нефти, а не напитков) в рамках совместного предприятия с Советским Союзом и норвежской компанией, которая будет сдавать их в аренду или продавать.

И казалось бы, и боевые судна теперь сходятся с первым постом, а сумма за субмарину спокойно бьется со статьей в советской газете, но... Что это за танкеры такие, что уже купила Pepsi?


Статья в The New York Times Pepsi Will Be Bartered for Ships And Vodka in Deal With Soviets By Anthony Ramirez April 9, 1990:

In the largest deal ever between an American corporation and the Soviet Union, Pepsico expects to sign an agreement today to barter Pepsi-Cola for ships and vodka. The accord is valued at more than $3 billion.
The expected deal will greatly expand Pepsi-Cola's availability in the Soviet Union. And for the first time, Pepsico will take out its profits not just in Stolichnaya vodka, but in oceangoing freighters and tankers as well.

Перевод:

Pepsico рассчитывает сегодня подписать соглашение об обмене Pepsi-Cola на корабли и водку в рамках крупнейшей сделки между американской корпорацией и Советским Союзом. Соглашение оценивается более чем в 3 миллиарда долларов.
Ожидаемая сделка сделает Pepsi-Cola значительно доступнее в Советском Союзе. И впервые Pepsico получит прибыль не только от водки Столичная, но и от морских грузовых судов и танкеров.

Значит ли, что это первый обмен на корабли? Возможно. Еще приведу цитату для тех, если кто-то договор все еще хочет искать :) Там же пишут:

The new Pepsico contract is scheduled to be signed in Moscow today by senior officials of the Soviet Commission of Agriculture and Procurement; Sudoexport, a shipbuilding agency; Sojuzplodoimport, which has authority over soft drinks and vodka, and Mr. Kendall.

Перевод:

Новый контракт с Pepsico планируется подписать сегодня в Москве высокопоставленными должностными лицами Советской комиссии по сельскому хозяйству и закупкам; Судоэкспортом, судостроительным агентством; Союзплодоимпортом, который занимается безалкогольными напитками и водкой, и господином Кендаллом.

Статья в Los Angeles Times Pepsico to Swap Cola for Soviet Vodka and Ships By JOHN-THOR DAHLBURG APRIL 10, 1990:

Swapping soft-drink concentrate for vodka and merchant ships, Pepsico Inc. on Monday signed a $3-billion barter trade pact with the Soviets that it called the biggest, longest-running agreement ever concluded by the Kremlin with a U.S. firm.
<...>
Kendall, who appeared at a news conference after the signing ceremony in the Kremlin, said Pepsi is now committed to buying at least 10 Soviet-built freighters and tankers of 25,000 to 65,000 tons, which will then be leased on the world market through a Norwegian partner.

Перевод:

Обменяв концентрат безалкогольных напитков на водку и торговые суда, Pepsico Inc. в понедельник подписала с Советским Союзом бартерный договор на 3 миллиарда долларов, который она назвала самым большим и долгосрочным соглашением, когда-либо заключенным Кремлем с американской фирмой.
<...>
Кендалл, выступивший на пресс-конференции после церемонии подписания в Кремле, сказал, что Pepsi теперь намерена купить по крайней мере 10 грузовых судов и танкеров советской постройки водоизмещением от 25000 до 65000 тонн, которые затем будут сданы в аренду на мировом рынке через норвежскую компанию партнера.

И третья статья из The Washington Post PEPSICO SETS $3 BILLION BARTER DEAL WITH SOVIETS

By Peter Conradi April 10, 1990:

The agreement builds on previous ties dating back to the early 1970s under which Pepsi began shipping cola concentrate to the Soviet Union in exchange for Stolichnaya Russian vodka.
<...>
Because there is no way to convert such a massive amount of Soviet cash into dollars, PepsiCo agreed to take its profits in vodka and Soviet-built ships.
The Soviet Union will build at least 10 ships, mostly oil tankers in the 25,000- to 65,000-metric ton range, to help finance the estimated $1 billion that PepsiCo plans to invest in the project.
The ships would then be sold or leased by PepsiCo, working together with a Norwegian partner, on the international market.

Перевод:

Соглашение основано на предыдущих связях, восходящих к началу 1970-х годов, когда Pepsi начала поставлять концентрат колы в Советский Союз в обмен на русскую водку Столичная.
<...>
Поскольку нет возможности конвертировать такую огромную сумму советских денег в доллары, PepsiCo согласилась получить свою прибыль в виде водки и кораблей советской постройки.
Советский Союз построит не менее 10 судов, в основном нефтяных танкеров, грузоподъемностью от 25 000 до 65 000 метрических тонн для содействия финансированию примерно 1 миллиарду долларов, которые PepsiCo планирует инвестировать в проект.
Затем PepsiCo будет продавать или сдавать суда в аренду, работая вместе с норвежским партнером на международном рынке.

В этой статье тоже ни слова про бывшие военные корабли, а отсылают нас к самому первому договору между Pepsi и СССР в 1972 году. В любом случае договор по обмену танкеров и грузовых судов был подписан лишь в апреле 1990, но никак не в мае 1989! В 1989 году сделка только подготавливалась, о чем написано в Associated Press Soviets To Make Ships For Pepsi, Pizza, Fried Chicken April 13, 1989:

Norwegian ship brokers have cooked up a deal in which Soviet shipyards may build up to 85 new vessels worth nearly $2.6 billion that will be partly paid for in Pepsi, pizza and fried chicken.
<...>
Under the barter arrangement, the Soviet shipyards will supply vessels including tankers and freighters. Contracts have been signed for two ships, nine more are pending and a letter of intent covers the rest.

Перевод:

Норвежские судовые брокеры подготовили сделку, по которой советские верфи могут построить до 85 новых судов стоимостью почти 2,6 миллиарда долларов, которыми будут частично оплачены пепси, пицца и жареная курица.
<...>
По бартеру советские верфи будут поставлять корабли, в том числе танкеры и грузовые суда. Контракты подписаны на два судна, еще девять находятся на рассмотрении, а
письмо о намерениях покрывает остальное.

Так же в этот статье частично описан механизм, по которому будет проведен обмен:

He said Pepsi will get 25 percent of the ships’ sale price to help cover Pepsi imports.
<...>
The letter of intent to buy the ships was signed by Fram Shipping, the Bermuda-based operation of Norwegian shipowner Per A. Arneberg, a close friend of Pepsi head Don Kendall, the magazine said.
Fram, Pepsi, Libaek and the Soviet government also formed the joint venture Nor-Sov Ship to supply Norwegian technology to the five Soviet yards chosen to build the vessels, Libaek said.

Перевод:

Он (Либек — прим. перевод) сказал, что Pepsi получит 25 процентов от цены за корабль, чтобы покрыть импорт Pepsi.
<...>
Письмо о намерении купить корабли было подписано компанией Fram Shipping, находящейся на Бермудских островах, с норвежским судовладельцем Александром Арнебергом во главе, близкого друга главы Pepsi Дона Кендалла, сообщает журнал (судя по всему, оригинальная статья на норвежском в AP — прим. перевод).
По словам Либека, Fram, Pepsi, Либек и советское правительство также создали совместное предприятие Nor-Sov Ship для поставки норвежской технологий на пять советских верфей, выбранных для строительства судов.

Оле Якоб Либек — норвежский бывший судовой брокер, но что это за предприятие Nor-Sov Ship, я выяснить не смог. Гугл посылает только к оригиналу статьи и к двум копипастам в других газетах. Либек так же фигурирует как представитель компании Farm Shipping в статье, где рассказывают уже о другой поставке в Данию и Норвегию , но не забыв упомянуть "сделку века" между Пепси и СССР. The Journal of Commerce SOVIET YARDS SELLING TANKERS TO NORWEGIAN, DANISH OWNERS MARK D. BERNIKER Mar 31, 1991. При этом предприятие Nor-Sov Ship там не упоминается вовсе. И еще в этой статье дает комментарии Игорь Морозов, директор Судоэкспорта.


А теперь мое предположение о том, что произошло на самом деле. Просто предположение, ведь я не доказал, а лишь поставил под сомнение передачу старых военных кораблей "за пепси".


Статья Soviets Buy American в The New York Times — утка о продаже старых военных кораблей, основанная на информации о подготовке договора о бартере советских морских судов на "пепси". Эту статью прочитали в СССР и только 20 мая (через 10 дней) в Красной звезде ужав и слегка видоизменив информацию добавили интервью с адмиралом В.В. Сидоровым. Адмирал ничего про сделку не знал, поэтому решил сымпровизировать, высказав в основном собственное мнение о продаже судов, и слегка добавить размытые дальнейшие планы продажи неликвида, что стоит "на приколе".


Почему Сидоров мог не знать про продажу металлолома? Дело в том, что уже "уставшие" корабли разоружают, исключают из ВМФ и передают в ОФИ (отдел фондового имущества) для демонтажа и разделки на металл/реализации. Поэтому про продажу судов логичнее спрашивать именно представителей Судоэкспорта.


В любом случае это простое предположение, поэтому основные вопросы пока что остаются без ответа:

- Сколько было сделок: одна или две?

- Были ли переданы советской стороной старые военные корабли?

Показать полностью
33

Тяжёлая работа модератора

#comment_180494106

Тяжёлая работа модератора Комментарии, Комментарии на Пикабу, Модератор, Длиннопост, Скриншот, Юмор
Тяжёлая работа модератора Комментарии, Комментарии на Пикабу, Модератор, Длиннопост, Скриншот, Юмор
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!