Макаренко избивал своих учеников и даже писал об этом в своих книгах.
"Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
...Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял её и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семёнович…"
Это литературное произведение, в написании которого участвовали корректоры, редакторы, а возможно - и литературные негры. Но мы обратим внимание на "вероятно, ещё бил бы его". Педагог с большой буквы "П", как нам его рисуют, описывает данную ситуацию как обыденную, а свои действия - как правильные. Он буквально упивается насилием.
"скажи кто‑нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга..."
Никого не убил. Повезло. Или просто не попало в книгу? Сколько было в реальности сломанных ног и пробитых голов в интернатах великого педагога-новатора?
"...я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы... "Я был готов на всё, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был ещё и револьвер."
Я, как психолог, вижу садиста, которого на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Современная педагогика со мной согласна.
Скажите, уважаемые родители нетрудных подростков, вы хотели бы такого учителя своим детям? Представляете резонанс в СМИ, если бы что-то подобное происходило в классе?
Ладно. Некоторые считают, что он "работал с беспризорниками, там иначе нельзя". Но у меня разгорелась дискуссия в комментариях в "педагогическом" сообществе на пикабу, в которой педагог с 18-летним стажем доказывала, что Макаренко - это наше все, это альфа и омега современной педагогики, и ни один учитель-предметник без его работ и шагу не сделает. Хочешь всерос по физике? Макаренко. Хочешь на конкурс исполнительского мастерства? Макаренко. Хочешь рассказать детям про страдания юного Вертера?
И здесь Макаренко.
Да поймите же вы наконец, идея "трудового воспитания" и "трудового перевоспитания", этот ваш "arbait macht frei" изжила себя в педагогике (и слава богу), так как являлась всего лишь попыткой подвести марксистскую базу (а точнее-цитату Энгельса про труд, который сделал из обезьяны человека" под педагогическую реальность.
А "требовательно относиться к себе", "уважать своего воспитанника" - не революционные идеи Макаренко, а простой здравый смысл.