PontiffSulyvahn

PontiffSulyvahn

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience Об играх и игровой индустрии: https://t.me/gameprodev О медицине, как о системной науке: https://t.me/nextmedi Молекулярная инженерия, генетика, микробиология, радио- и ядерная физика и всякое гиковское.
Пикабушник
в топе авторов на 521 месте
1728 рейтинг 5 подписчиков 7 подписок 56 постов 3 в горячем

Совершён первый успешный старт ракеты New Glenn

Совершён первый успешный старт ракеты New Glenn Космонавтика, Запуск ракеты, Ракета, SpaceX, Blue Origin, New Shepard

Космическая компания Blue Origin осуществила первый успешный старт частично многоразовой ракеты New Glenn.

Запуск был произведён со стартовой площадки LC-36 c мыса Канаверал. В рамках миссии ракета вывела вторую ступень с разгонными блоком, имитирующим полезную нагрузку, на орбиту с апогеем в 19300 километров. Компания попыталась осуществить управляемую посадку первой ступени на автономную баржу, однако потерпела неудачу. Остальные цели миссии были полностью выполнены.

New Glenn разрабатывали более 13 лет, а запуск изначально был намечен на 2020 год. Ракета может поднимать до 45 тонна на низкую околоземную орбиту, а также до 13,6 тонн на геопереходную. В высоту собранная ракета достигает 98 метров, что на 28 метров больше, чем Falcon 9 FT (70 м.).

Первая ступень ракеты содержит 7 многоразовых двигателей BE-4, работающих на связке метан-кислород. Помимо самой New Glenn, BE-4 используются на ракете Vulcan, принадлежащей компании ULA. Ступень рассчитана на минимум 25 полётов с минимальным временем межполётного обслуживания.

Вторая ступень одноразовая, содержит 2 двигателя BE-3Us, работающих на связке водород-кислород. Двигатели BE-3Us являются развитием идей, заложенных в BE-3PM - двигателей, использующихся в суборбитальном аппарате New Shepard. Ступень обладает возможностью многократного перезапуска, благодаря чему полезная нагрузка доставляется на заданную орбиту. Планируется также сделать вторую ступень многоразовой.

Ещё одним примечательным элементом New Glenn является его обтекатель. В отличие от большинства ракет, имеющих 5-метровый обтекатель, обтекатель New Glenn 7-метровый. Благодаря этому ракета может поднимать более габаритный груз.

Портфель заказов Blue Origin в настоящий момент составляет более 20 пусков New Glenn, но примерно половина из них — спутники внутреннего проекта Kuiper. Это конкурирующая со Starlink группировка, предназначенная для оказания услуг низкоорбитальной спутниковой связи.

Полное видео первого запуска можно посмотреть на YouTube-канале компании.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленный и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience

Об играх и игровой индустрии: https://t.me/gameprodev

Показать полностью

Рыжая

Рыжая

VK, оказывается, обошёл YouTube по числу пользователей

VK, оказывается, обошёл YouTube по числу пользователей Google, YouTube, ВКонтакте, VK Play, Длиннопост

В противостоянии российского сервиса «Вконтакте» и зарубежного YouTube наметился сдвиг: впервые за очень долгое время VK обогнал YouTube по числу пользователей.

VK, оказывается, обошёл YouTube по числу пользователей Google, YouTube, ВКонтакте, VK Play, Длиннопост

По данным Mediascope, в декабря 2024 года число людей старше 12 лет., хоть раз заходивших на YouTube составило 89,6 млн. Число таких же пользователей, только заходящих на VK, составило 92 млн.

Падение аудитории у американского сервиса началось в сентябре 2024 года. Из-за внезапно отказавших серверов, которые Google, владелец YouTube, отказался обслуживать, качество сервиса значительно упало, что вылилось в сильное уменьшение скорости доступа. В конце 2024 года сервера начали отказывать окончательно (вот негодяи!), и работавший до этого без особых перебоев на мобильных сетях YouTube отказал и там. Интересно отметить, что никакого резкого роста числа пользователей VK после деградации серверов Google не наблюдалось. Российский сервис как рос, так и продолжает расти прежними темпами.

Однако, прежде чем радоваться рассвету отечественных продуктов, нужно учесть несколько немаловажных аспектов.

Mediascope использует «панельный» способ подсчёта: это когда пользователям устанавливается специальное приложение на смартфон или расширение в веб-браузер. Действия такого пользователя отслеживаются, а поступающая информация суммируется и интерполируется на весь рунет. Подобный способ, в теории, позволяет исключить из исследования использования различных средств обхода.

Вместе с этим он может давать и сильные искажения, потому что продвинутые пользователи вряд ли согласятся установить к себе на устройство подобное ПО. Как на самом деле обстоят дела — знают только в Google и в VK.

Во-вторых, что-то случилось с трафиком. По данным Google он сильно просел:

VK, оказывается, обошёл YouTube по числу пользователей Google, YouTube, ВКонтакте, VK Play, Длиннопост

И, видимо, будет проседать и дальше, так как ни на проводном, ни на мобильном доступе посмотреть YouTube сейчас невозможно.

В итоге мы имеем падение трафика из России в 3 раза при падении числа пользователей всего на 6,7%. Напомню, что метод Mediascope в теории позволяет отслеживать заход на YouTube не смотря ни на какие технические ухищрения. Так что возникает вопрос, буквально загадка века: куда же подевался весь российский трафик, если пользователи до сих пор заходят на YouTube в тех же количествах?

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience

Об играх и игровой индустрии: https://t.me/gameprodev

Показать полностью 2

«Размена не будет» как пример правильной атмосферы

«Размена не будет» как пример правильной атмосферы Компьютерные игры, Инди игра, Инди, Длиннопост

На днях в стим вышла российская инди-игра «Размена не будет». Ну как вышла? Разработчик выложил тизер-трейлер и несколько скриншотов из него. Однако, некоторая часть геймеров игру заметила и оценила. И хотя смотреть там пока сильно не на что, это одна из тех игр, которые способны привлечь внимание просто самим фактом существования.

Играть нам предстоит за 27-летнего парня (или мужчину?), работающего продавцом в палатке. Сейчас такой формат торговли редко встретишь на просторах городов, но в 90-е годы палатки были одним из символов эпохи. И жизнь у продавцов была такая насыщенная, что не позавидуешь.

Авторы описывают свою игру так: повествовательная игра от первого лица, погружающая в атмосферу ночного киоска, полного историй, меланхолии, размышлений жителей регионов России. Матвею (главный герой) предстоит слушать рассказы о плохом и хорошем, о жизни и смерти, о том, как Витя изменил Маше, а в доме на улице Строителей вновь отключили горячую воду.

Подобный формат для индустрии не нов, в сеттинге «нахожусь практически всегда на месте» вышло много замечательных игр. Например, Coffee Talk, “Papers, Please”, да хотя бы Five Night’s at Freddy’s. Делать технически такие игры достаточно просто, справится небольшая команда.

Но техническая простота имеет и обратную сторону. В отличие от блокбастеров, где можно попытаться задавить графикой и геймплеем, в инди рулит атмосфера и сюжет. Атмосфера и хорошее повествование и ААА-играм не помешает, но для инди это основное. Не будет их — и можно даже не пытаться.

С атмосферой в игре всё хорошо, хотя и не без мелких косяков. Нечищенные дороги, наклейки, выставленные в окне товары, многочисленные отсылки на другие игры и элементы эпохи. Чего стоит, к примеру, объявление «Заказные убийства» или надпись «Бульба» на чипсах. Очень аутентичен и возмущающийся покупатель.

К числу недочётов можно отнести смешение стилей России 90-х и России современной. Например, энергосбергающая лампа, которой в 90-е было практически не встретить:

«Размена не будет» как пример правильной атмосферы Компьютерные игры, Инди игра, Инди, Длиннопост

И тут же — кинескопный телевизор, калькулятор и старая мебель, которые относятся к ушедшей эпохе. В блокноте героя явно современное анимэ. С другой стороны, в палатке в открытую торгую алкоголем и сигаретами, что давным-давно запрещено.

Хорошо бы было определиться, потому что эпоха влияет в том числе и на геймплейные элементы. Взять хотя бы хорроры. Сколько раз игроки ругали идиота-героя, который вместо того, чтобы подхватить молоток для защиты, его игнорировал? Или те же RPG, где герой вынужден бегать с кинжалом, когда вокруг пораскидано мечей и копий? А уж чего стоят невидимые стены...

Ровно так же и тут. Если мы в современной России, то просто необходимо вводить смартфоны и все связанные с ними фишки. Можно, конечно, сказать, что смартфон герой разбил и на новый нет денег, но тогда придётся объяснять, почему смартфонами не пользуются все остальные.

Сценарий

Если с атмосферой в будущей игре всё хорошо, то с сюжетом, по понятным причинам, ясности нет. Насколько можно понять, это будет такая разговорная драма.

Вообще, такие вот небольшие игры — настоящее испытание для геймдизайнера и сценариста. Это в блокбастерах хорошо, можно спрятаться за массивной перестрелкой. А тут, когда место действия жёстко ограничено, приходится выкручиваться.

И вот перед тобой кусок улицы, палатка, и, собственно, всё. Ну что тут придумаешь, правда ведь?

Но на деле придумать можно очень, очень много, замиксовав интересные ситуации в единое целое.

Например, в играх есть приём, когда герои общаются «удалённо» через подручные средства. Хорошо это показано в Firewatch, где участники ни разу друг друга не видят, а разговоры ведут по рации. Приём не новый, но работает на атмосферу.

Похожее можно организовать и в «Размене», введя в игру журнал смен. Приходим утром/вечером на работу и читаем, что произошло в смену у напарника. Ради разнообразия можно иногда добавлять записи владельца точки, а иногда — и кого-то постороннего. Как вариант, если создавать психологический хоррор, записи может вести исключительно герой, общаясь сам с собой. Но раздвоение личности тонкая материя, подобный уровень вывозят единицы.

С чем ещё ассоциируются 90-е годы? Разумеется, с бандитами, которые собирали «дань» с палаток. Тема интересная и выжать из неё можно многое. Например, подставу со стороны сменщинка, когда отложенные «на бандюков» деньги пропадают. Можно организовать и подставу и со стороны владельца точки.

Куда же без сдающих бутылку бомжей и пацанских банд? Да хотя бы просто мальчишек-хулиганов, которые любят кидать петарды куда ни попадя. Например, как элемент геймплея: вместо очередного покупателя герою закидывают в окошко «бомбочку». Или пробуют взрывать дверь, и пока он там выбегает гонять юных пиротехников, воруют печенья.

Сюда же тех же самых пацанов, которые пробуют купить сигареты (максимальное осуждение). Ты либо соглашаешься и получаешь уважуху, но проблемы с милицией и приходящими разбираться родителями. Либо отказываешься и пацаны начинают тебе гадить, закидывая те самые петарды.

А преступления, которыми были богаты те годы? Что мешает через стекло увидеть избиение, или вовсе убийство? И либо жить с этим молча, либо сообщить в милицию. С последствиями, ведь разве не бывает купленных сотрудников? И день изо дня от покупателей узнавать слухи, что бандиты пронюхали про сдавшего их человека и активно ищут, дабы устранить свидетеля. И вот тут, если ты продаёшь пацанам сижки, они тебя не сдадут. Или могут и вовсе направить бандосов по ложному следу.

Это лишь так, прикидки на скорую руку, но идея, надеюсь, понятна. Интересную историю можно создать буквально на ровном месте, совместив вроде бы банальные вещи. И всё это можно сделать буквально на пяточке уровня. Увы, именно понимания этого очень не хватает разработчикам. Можно сделать передовую графику и крутой дизайн, а потом войти в те самые 3/4 игр стима, на которые никто не смотрит.

«Размена не будет» должна выйти в 2025-2026 годах. Пожелаем разработчикам удачи, хороших игр, передающих российские реалии, не так уж и много.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev;

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience

Показать полностью 1

Чип Neuralink вживлён третьему пациенту

Чип Neuralink вживлён третьему пациенту Медицина, Киберпанк, Импланты, Будущее, Инновации

Об этом сообщил глава компании Илон Маск. По его словам, в 2025 году планируется установить 20-30 чипов, а в течении нескольких лет выйти на установку тысячи чипов в год. При этом все три первых пациента чувствуют себя хорошо.

Впервые чип Neuralink был имплантирован человеку в начале 2024 году. Добровольцем стал Ноланд Арбо, парализованный ниже шеи из-за аварии. После установки чипа он получил возможность взаимодействовать с компьютером без использования специального ротового стика. В процессе адаптации чипа компания столкнулась с неожиданной проблемой — около 85% электродов, погруженных в мозг Арбо, неожиданно потеряли связь с нейронной сетью. Как оказалось, движения коры мозга было слишком сильным и выходило за расчётные пределы. После изменения алгоритмов передачи сигналов проблема была решена.

Вторым пациентом компании стал «Алекс». О нём известно в разы меньше, чем об Арбо. Сообщается, что он уже через несколько дней полностью освоил управление и даже сконструировал устройство для крепления смартфона с фирменным приложением. В новом чипе были решены проблемы, возникшие у первого пациента. Зазор между устройством и мозгом был уменьшен, а во время операции сам мозг был зафиксирован сильнее. Кроме этого, была увеличена глубина проникновения электродов: с 3-5 мм. до 8 мм.

Сейчас компания собирается значительно нарастить количество операций и собирает заявки от парализованных людей. В реестре Neuralink уже тысячи потенциальных клиентов.

Помимо разработки чипа, позволяющего управлять электронными импульсами, Neuralink проектирует искусственный глаз для возвращения зрения. При этом не важно, остался ли он у человека глаз физически или есть ли вообще у него зрительный нерв. Для работы Blindsight требуется лишь неповреждённая зрительная часть коры головного мозга.

Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev;

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience

Показать полностью 1

Кофе значительно уменьшает вероятность возникновения многих болезней

В давнем противостоянии полезности чая и кофе, похоже, скоро можно будет поставить точку. Кофе уверенно начал(о) обходить чай по очкам. Несколько исследований, проведённые в последние несколько лет, показывают его заметную пользу для здоровья. Правда, есть нюанс.

Большинство проведённых исследований носит статистический характер. Если для большинства лекарств точно известно, какая молекула на что воздействует, то в исследованиях влияния кофе учёные опирались на большие данные. Брались тысячи, десятки тысяч и даже сотни тысяч человек и опрашивались о рационе питания. Какие напитки потреблялись, в каких количествах и как долго. После этого проводилась корреляция с различными заболеваниями. Срок наблюдения составлял с десяток лет (а то и больше), чтобы исключить фактор случайности и сгладить колебания.

  • Кофе оказывал благотворное влияния на печень, вне зависимости от сорта и количества выпитого. Количество хронических заболеваний печени (в том числе стеатоза) у пьющих кофе было меньше на 20%, а риск смертности от них уменьшился на 49%.

  • Небольшое количество чашек кофе в день (2-3) сокращает риск инсульта и деменции на 30%. Кроме того, уменьшается количество постинсультного слабоумия.

  • Как оказалось, кофе вообще сильно влияет на риск возникновения нейродегенеративных заболеваний, и есть вероятность, что на начальном этапе способен их даже предотвратить. Точный механизм воздействия на нейроны мозга пока не ясен, но предполагается, что кофе замедляет накопление бета-амилоидов и тау-белка, главных претендентов на основную причину болезней Альцгеймера и Паркиносона. Особенно сильный эффект наблюдался у мужчин.

  • Снижается вероятность онкологических заболеваний шеи и головы. У людей, выпивавших более четырех чашек кофе с кофеином в день, вероятность развития рака головы и шеи в целом была на 17% ниже, вероятность развития рака полости рта — на 30% ниже, а вероятность развития рака горла — на 22% ниже. Употребление трех-четырех чашек кофе с кофеином на 41 % снижало риск заболеть раком гипофарингеальной области (тип рака в нижней части горла). Употребление кофе без кофеина на 25 % снижало риск развития рака ротовой полости. Употребление чая на 29 % снижало вероятность развития рака гипофарингеальной области. Кроме того, употребление одной чашки чая в день или меньше было связано с 9-процентным снижением риска развития рака головы и шеи в целом и 27-процентным снижением риска развития рака гипофарингеальной области.

  • Потребление кофе снижает риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 31%, а также уменьшает риски заболевания диабетом 2 типа.

И вот, казалось бы — заливайся кофейком с утра до вечера и всё будет хорошо. Однако, практически во всех исследованиях отмечалось, что неуёмное потребление кофе (более 6 чашек в день) начинает прямо вредить здоровью.

Мало того, появились данные, что только утреннее потребление кофе приносит пользу для здоровья сердца. Те, кто пили кофе в течение дня, никаких преимуществ не имели. Причина этого пока не ясна, предполагается, что дневное употребление сбивает циркадные ритмы.

В остальном же практически все учёные говорят, что нужно дать больше денег проводить исследования дальше. Однако положительная корреляция между снижением заболеваемости и потреблением кофе слишком высока, чтобы её игнорировать.

Так что пока вырисовывается следующая картина: пить кофе полезно, но пить нужно умеренно.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience

О медицине, как о системной науке: https://t.me/nextmedi

Показать полностью

США намерены заблокировать продажу чипов ИИ в Россию и Китай

Уходящая администрация Джозефа Байдена намерена в ближайшие дни значительно расширить ограничения по распространению чипов для искусственного интеллекта. Согласно новым правилам, весь мир теперь будет поделён на три зоны. Первая, в которую войдут сами США и их союзники, будут получать чипы практически без ограничений. А вот такие страны, как Россия и Китай, доступа к ним лишатся.

В Tier 1 войдут США, Канада, Германия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия и ещё ряд стран. У них ограничений не будет.

В Tier 2 войдёт большинство стран мира: большая часть Южной Америки, Африки, Восточной Европы и Тихоокеанского региона.

В Tier 3 окажутся Китай, Россия и другие «неблагонадёжные» государства, коих набралось около двух десятков. Однако, согласившись следовать разработанным правилам, страна из Tier 3 может снять ряд ограничений. Одними из требований перехода из Tier 3 в Tier 2 является увеличения прав человека и безопасная разработка ИИ.

США намерены заблокировать продажу чипов ИИ в Россию и Китай Искусственный интеллект, США, Технологии

Чтобы попасть в Tier 1, необходимо, чтобы не более 25% вычислительной мощности компании располагалось за пределами Tier 1, и не более 7% за пределами Tier 2. Для компаний, штаб-квартира которых располагается в США, более 50% вычислительной мощности должно находиться в штатах.

Страны, попавшие в Tier 2, столкнутся со значительными ограничениями. Им предлагается получить не более 50 000 GPU на период в 2025-2027 годы. Учитывая, что сегодняшние передовые дата-центры состоят не менее чем из 100 000 GPU, ограничения очень серьёзное. Фактически, эти страны отрезаются от возможности создавать модели AI следующего поколения.

Есть, правда, исключение: если компания из Tier 2 примет стандарты ИИ США и согласится сотрудничать, она сможет избежать принятых лимитов и получить куда больше чипов, чем ей положено.

Кроме этого, вводятся ограничения на поставку и работу закрытых моделей ИИ.

Чем это грозит как самим США, так и всему остальному миру? Первое, что приходит на ум — это невозможность продать свои чипы и затоваривание стран из Tier 1. Вроде бы логично, что вычеркнув из списка покупателей Китай, можно сильно обвалить спрос.

В реальности же такого не произойдёт. Спрос на AI-чипы значительно превышает предложение, компании из топ-10 уже начали задумываться о строительстве дата-центров на миллионы GPU. Если кому и поплохеет немного — так это производителям чипов вроде Nvidia. Теперь Дженсену Хуангу придётся носить свою модную курточку чуть подольше.

А вот страны, угодившие в Tier 2 и Tier 3 действительно пострадают. Несмотря на попытки китайцев разработать свой коммунистический чип, громкие заявления таковыми и остались. Мощность и гибкость китайских решений пока значительно уступает американским. Настолько, что нейтральные фирмы отказываются сотрудничать с Китаем.

Ну а нет чипов — нет и развития. Сколько не придумывай новые алгоритмы, сколько не оптимизируй работу, решают в конечном счёте именно доступные мощности. Учитывая гигантскую скорость развития нейросетей и уже просматривающееся появление общего ИИ, в подобной гонке отставание в несколько лет вполне может означать проигрыш.

Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev;

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience

Показать полностью 1

Генерация картинок без нейросетей

Нейросети сейчас развиваются очень стремительно, так что мало у кого есть сомнения в том, что в обозримом будущем криворукие промптщики нейрохудожники захватят рынок. Художественные картинки и видео, соответственно, будут в огромной массе сгенерированными.

Пока этого не случилось, хотелось бы вспомнить, с чего всё начиналось. А именно, программу для генерации изображений Terragen.

Программулина эта ну очень старая, но, в отличие других продуктов из начала нулевых, выжила и заняла свою нишу. Регулярно обновляется и достигла уже версии 4.8.

Рендер исключительно классический: сначала создаётся геометрический каркас изображения, а потом итерационно заполняется всё большим числом полигонов. Метод хоть и похож на трансформенный, но всё же в корне отличается.

В результате получаются вот такие вот изображения:

Картинки хороши, но видно, что рендерятся, уж больно пластмассовы. Какой-нибудь Flux или Midjourney уже способны создать такое, что от реальности не отличишь.

Кроме статичных картинок, Terragen способен и на анимацию. Например, заставка кинокомпании Paramount создавалась частично именно этой программой:

В Голливуде Terragen вообще как-то прижился. С его помощью создавали визуальные эффекты для кучи фильмов и сериалов:

Генерация картинок без нейросетей Компьютерные игры, Искусственный интеллект, Дизайн, Видео, YouTube, Длиннопост

Именно по качеству картинки, программа, конечно, не тянет против нейросетей. Однако у неё есть и неоспоримые плюсы:

  • Изображение может рендериться на любом компьютере и видеокарте, акромя совсем стареньких. Времени займёт много, но сгенерится. Нейросетки на такой конфигурации вовсе не заведутся.

  • Возможность построения сцены в редакторе. Хотя ИИ-редакторы развиваются, им до уровня полноценного 3D-редактора далеко. В Terragen можно настроить сцену так, как надо и получить не что-то приблизительно похожее, как в нейросетях.

  • Простота установки. Заходим, скачиваем, устанавливаем. Поддерживается даже Windows 7, о которой сейчас все почти забыли. Видеокарту Nvidia с 12 Гб памяти от жадобы-Хунга тоже иметь не обязательно, достаточно простой встройки.

Коммерческая политика вменяема: если ты маленький инди и получаешь меньше 50 тысяч доллларов США в год, то за полноценную лицензию должен будешь заплатить 199 долларов. Представьте, сколько уйдёт в той же Midjourney денег на сопоставимое количество картинок.

Для компаний цены повыше, но тоже посильны. Для некоммерческого использования ограничений и вовсе нет, всё бесплатно.

Так что тем, кто работает с графическим дизайном, рекомендую присмотреться. Инструмент специфичный, но в своей нише почти совершенен.

Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev;

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience

Показать полностью 5 1
Отличная работа, все прочитано!