Серия «Наука и технологии»

6

Продажи электрических машин достигли четверти продаж мирового рынка

Серия Наука и технологии

Тихой сапой электрические легковые автомобили (электромобили+подключаемые гибриды) застолбили за собой уже больше 25% мирового рынка. Пока эксперты рассказывают, что электромобили ждёт неизбежный провал, всё большее число стран на них переходят.

Простые цифры: если в 2019 году продажи «электричек» составляли меньше 3%, то сейчас уже больше четверти. Примерно 60% приходится именно на электромобили (BEV), а оставшиеся — на подключаемые гибриды (PHEV). Хотя последние пару лет наметилась тенденция увеличения продаж именно чистых электромобилей:

Доля продаж электрических машин в разных странах по годам. Размер "шарика" отражает абсолютное количество проданных электрических машин

Доля продаж электрических машин в разных странах по годам. Размер "шарика" отражает абсолютное количество проданных электрических машин

Cамой электромобильной оказалась Норвегия. У них там много дешёвой гидроэнергии, так что переход прошёл достаточно безболезненно. Имеющуюся нефть потомки викингов предпочитают продавать другим странам.

Самым же большим по объёму рынка ожидаемо стал Китай. Под мудрым руководством товарища Си в 2025 году 50% новых легковых машин пришлось на электрички. И, если тенденция сохранится (а чего бы ей не сохраниться?), уже к 2030 году доля электричек достигнет 80-90%.

Кроме того, в гонку электромобилизация неожиданно для многих вступили развивающиеся страны. Да так вступили, что обогнали многих прошлых лидеров:

Уровень продаж электрических машин в разных странах

Уровень продаж электрических машин в разных странах

Евросоюз после некоторого спада снова показал рост. Спад был связан с остановкой программ по стимулированию продаж электрических авто в некоторых странах, однако прогнозы об откате назад к ДВС не оправдались.

В отстающих США и Япония. В США продажи зафиксировались на 10%, а в Японии электромобили вовсе не прижились. Японцы, что тут скажешь? У них там всё по-другому.

Такие вот дела. Долго можно спорить о плюсах и минусах, вспоминать льготы, мем про горящие батареи, но против цифр сложно возражать. Мир крайне стремительно переходит на электромобили. Сейчас 25%, а лет через 5, глядишь, будет все 50%.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 2
14

SpaceX Илона Маска подала заявку на регистрацию спутникового мобильного оператора

Серия Наука и технологии

Обычного спутникового интернета и 8 миллионов абонентов компании Маска уже мало: Starlink нацелился на огромную базу клиентов сотовых сетей. Ещё 16 октября 2025 SpaceX подали заявку на регистрацию торговой марки Starlink Mobile. Как следует из её описания, Starlink Mobile планирует оказывать телекоммуникационные услуги, в том числе двунаправленную передачу изображений, видео, текста и данных в реальном времени с использованием спутниковой сети и многочисленных мобильных и не очень устройств: смартфонов, телефонов, фитнесс-трекеров, умных часов, камер, колонок, домашних устройств вроде термостатов и прочих девайсов:

SpaceX Илона Маска подала заявку на регистрацию спутникового мобильного оператора

Сроки начала оказания услуг будут зависеть от того, насколько быстро удастся запустить на орбиту спутники Starlink V.3 и насколько быстро производители чипов вроде Qualcomm подготовят специализированные модемы. В настоящий момент Starlink предлагает услугу связи со спутником Direct-to-Cell, но она сильно ограничена: позволяет лишь отправлять текстовые сообщения, координаты и очень медленно работать оптимизированным приложениям.

Предварительно запуск Starlink Mobile намечен на 2027 год.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 1
8

Открыта самая большая автономная электрозаправка в мире1

Серия Наука и технологии

Один из самых распространённых аргументов противников электротранспорта — это необходимость заряжать элетктромобили от традиционных источников энергии. Мол, электромобильчик-то выбросов в процессе работы не производит, но вот для его заправки приходится жечь уголёк:

И тут не поспоришь, действительно, весомая часть электричества вырабатывается сжиганием ископаемого топлива.

Для решения подобной проблемы Tesla, один из крупнейших производителей электромобилей, предложила строить полностью автономные заправки, не подключённые к сети.

Одной из них стала Project Oasis в Калифорнии, заправка на 168 машиномест, крупнейшая в мире:

Эта заправка не подключена к внешней электрической сети, а полностью обеспечивает сама себя энергией. Её вырабатывают солнечные панели, а запасают хранилища Megapack. По заявлениям производителя, мощность солнечной генерации составляет 11 МВт, а 10 установок Megapack могут запасти 50 МВтч энергии. За год, таким образом, получится почти 20 ГВтч.

Дело, понятное дело, происходит в пустыне, где много солнышка и мало пасмурны дней. Однако никто не запрещает создавать гибридные заправки, где энергию будут вырабатывать не только солнечные панели, но и ветряки.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 4
3

Отказ от мобильного интернета повышает внимательность и улучшает психическое здоровье

Серия Наука и технологии

К такому выводу пришла группа учёных, которая в течение месяца проводила совершенно бесчеловечный эксперимент — смотрела, как ведут себя люди, лишённые возможности выходить в интернет со смартфона.

В эксперименте добровольно приняли участие 467 человек, которых случайным образом разбили на две группы:

  • Первая не пользовалась мобильным интернетом в 1-2 неделю;

  • Вторая не пользовалась мобильным интернетом в 3-4 неделю.

Обеим группам на смартфон установили приложение, блокирующее доступ в сотовый интернет до и Wi-Fi. При этом пользоваться SMS, голосовой связью, а также интернетом через ноутбуки или планшеты не возбранялось.

Результаты получились впечатляющими. Из 467 человек, который пообещали поставить приложение, 201 этого не сделал, отсеявшись в самом начале. Из оставшихся 266 только 119 человек смогли продержаться хотя бы 10 дней без мобильного интернета. До конца, таким образом, добралось чуть больше 25% все остальные безнадёжно увязли в матрице.

Первая группа до начала эксперимента использовала экран смартфона (для интернета или локально) 314 минут в день. Когда сеть зарубили, использование экрана снизилось до 161 минуты, а потом, после восстановления доступа, снова увеличилось до 265 минут.

Вторая групп до начала месячного эксперимента использовала экран 336 минут в день, в первые 2 недели (когда отдувалась первая группа) — 332 минуты в день, а вот в течении 3-4 недели — 190 минут в день.

Падение использование мобильного интернета почти в 2 раза позволило увеличить уровень внимания, психологического здоровья и уровень субъективного здоровья:

Отказ от мобильного интернета повышает внимательность и улучшает психическое здоровье

Синяя линия — 1 группа, красная — 2 группа.

Параметры замерялись по шкале официально используемой gradCPT, и, как видим, в 1-й группе после возвращения доступа к сети они начали падать. Однако, что интересно, возвращения к исходным уровням не произошло. Вкусив мобильного детокса, люди по собственной воле стали меньше сидеть в смартфонах.

Чем же занимались эти несчастные, когда их лишили доступа в сеть с мобильных устройств? Оказалось, что спали, проводили время вне сети, меньше смотрели разного контента (в том числе и на не запрещённых устройств), учились лучше контролировать свою жизнь и общались с другими людьми более традиционными способами. Кажется, без агента Смита не обойтись, люди прозревают.

Так что если всё валится из рук и жизнь не приносит былого щастья, можно попробовать отключить смартфон. Вдруг возьмёт и поможет?

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 1
11

Люди и ракеты

Серия Наука и технологии

За сухими цифрами технических характеристик прячутся гиганты:

Ангара-А5

Ангара-А5

Первая частично-многоразовая Falcon 9

Первая частично-многоразовая Falcon 9

New Glenn от Blue Origin

New Glenn от Blue Origin

Надежда человечества в лице Starhsip/SuperHeavy

Надежда человечества в лице Starhsip/SuperHeavy

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 3
4

Я (мы), робот: из 2004 в 2025

Серия Наука и технологии

Помните такой фантастический фильм 2004 года «Я, робот» с Уиллом Смиттом? Ну это там, где нейросеть решила, что лучше знает, чего надо человекам и решила их все поработить:

Я (мы), робот: из 2004 в 2025

Ну так вот:

На видео — роботы производства U.S.Robotics компании UBTECH Robotics. Китайская компания сообщила, что перешла к массовому производству своей модели Walker S2 (до 5-й версии пока далеко, поживём ещё), которые уже отправились её партнёрам вкалывать на заводах. Среди заказчиков - BYD, Geely Auto, FAW-Volkswagen, Dongfeng Liuzhou Motor и Foxconn. В общем, реальное производство, а не эти наши дизайны, так что переквалифицироваться в разнорабочие, когда нас разные миджоурни и соры, не получится.

Другие производители пока не штампуют железных пачками, но это ненадолго: все ведущие компании заявили, что в ближайшие годы намерены выпускать роботов десятками и сотнями тысяч.

Понятно, что первые модели достаточно неуклюжи, но всего 5 лет назад даже такого не было. Так что если кому-то 40 и меньше, вряд ли он доработает до пенсии.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 1
4

Представлена система для катания на лыжах в виде огромного цилиндра

Серия Наука и технологии

Если кто-то любит кататься на лыжах не только зимой, а средств или времени на курорт/искусственную трассу нет, то, возможно, в скором времени это изменится. Компания Snow Tunnel представила изящное решение вопроса в виде большой трубы, выложенной изнутри снегом:

В длину «снежный туннель» простирается на 16 метров, а его диаметр — 12,5 метров:

Идея проста: цилиндр вращается, благодаря чему человек на лыжах имеет возможность неограниченной поездки:

Скорость можно регулировать с помощью электромоторов.

Дабы снег не падал прямо на голову, его смешали со специальным составом (каким — неизвестно, разработчики не спешат делиться секретом), обеспечивающим хорошее сцепление, а также каждый круг прессуют с помощью специальных устройств:

Прототип шестиметрового диаметра:

Первый запуск должен состояться в 2027 году в Австралии. По заверениям разработчиков, их Snow Tunnel будет заметно дешевле традиционного крытого комплекса за счёт куда меньшего объёма. Кроме непосредственно туннеля, в комплексе будет доступна площадка с сугробами для других зимних видов развлечений.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 4 1
3

Представлена первая за 40 лет подводная исследовательская база

Серия Наука и технологии

Называется она Vanguard, сделала её британская компания Deep, а располагаться она будет у берегов Майами:

База небольшая: 12,1 метр в длину и 3,7 метров в ширину. Состоит она из трёх отсеков: жилого, где могут расположиться до 4-х человек, механического и шлюза для выхода наружу:

Рабочая глубина — до 50 метров, но в дальнейшем компания планирует сделать более глубоководные версии, вплоть до 200 метров.

База не автономна, кислород и электричество подаются на неё при помощи специального буя, находящегося на поверхности:

Буй обеспечивает неделю или больше автономного пребывания персонала на базе без необходимости подниматься. Вход и выход в подводную часть осуществляется через металлическую шахту, плавать в воде на радость акулам не придётся.

Важно отметить, что, в отличие от печально знаменитого батискафа «Титан», Vanguard полностью сделан из стали и прошёл сертификацию в авторитетном агентстве по оценке рисков Det Norske Veritas DNV.

В настоящее время единственная подводная научная база в мире — это американская «Аквариус», которой скоро стукнет 40 лет:

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience;

Вот тут про молекулярную биологию, медицину и новые исследования: https://t.me/nextmedi.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества