Эльфы НЕ были андрогинами

Очень долгое время на просторах сети гуляет миф, якобы альбы Толкина являются андрогинами из-за того, что выглядят женственно, утонченно. По крайней мере, такие мысли себе позволяют люди, которые мало знакомы с мифотворчеством Профессора.

Эльфы НЕ были андрогинами Толкин, Властелин Колец, Эльфы, Альвы, Хоббит, Средиземье, Фэнтези, Эпос, Мифология, Магия, Длиннопост

Для начала следует понять, что означает термин "андрогин".

«Андроги́н — человек, наделённый внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола, либо лишённый каких бы то ни было половых признаков. Человек, обладающий и мужскими и женскими чертами».

(с) Википедия.
Это весьма странное и размытое определение, и если речь про то, что мужчины-альбы были "женственными", то спешу вас огорчить - автор считал иначе.


Дж. Р. Р. Толкин писал гневную отповедь по поводу иллюстраций, на которых Леголас из Братства Кольца был изображён «хорошеньким» и «похожим на барышню».

«Он был ростом с молодое дерево, гибкий, невероятно сильный, способный быстро натянуть огромный боевой лук и подстрелить назгул. Тело его, наделённое неимоверной жизнестойкостью эльфов, было настолько крепким и настолько хорошо сопротивлялось повреждениям, что он мог идти по камням или по сугробам в лёгких башмаках; он был самым неутомимым из всего Братства».

(c) История Средиземья. Том 2. Книга Утраченных Сказаний 2.
Многие значимые персонажи Легендариума из числа мужчин-эльфов — могучи телом, крупные и высокие (а эльф по имени Салгант был коренастым, см. "История Средиземья II", "Книга Утраченных Сказаний 2").


Сравним с описанием Белега Куталиона, главнокомандующего армией короля Тингола из Дориата, друга Турина Турамбара.

«Однажды, в пасмурных зимних сумерках объявился внезапно промеж них некто – с виду человек могучего сложения и высокого роста, закутанный в белый плащ, с надвинутым на глаза капюшоном, и подошел он к костру, не говоря ни слова. Все в страхе повскакали с мест, а гость рассмеялся и откинул капюшон, и извлек из-под широкого плаща тяжёлый тюк, и при свете пламени Турин вновь увидел перед собою лицо Белега Куталиона».

(c) Сильмариллион. Глава 21. О Турине Турамбаре.
У персонажа по имени Рог из "Книги Утраченных Сказаний 2" и его воинов, орудующих боевыми молотами и тяжёлыми щитами, были «руки сильнее, чем у прочих нолдоли». При Падении Гондолина именно они перебили многих балрогов.


Теперь обратимся к эссе "Законы и обычаи Эльдар" ("История Средиземья X", "Кольцо Моргота").


Толкин упоминает, что эльфийские женщины лишь малость уступают мужчинам в росте и физической силе, в отличие от смертных мужчин и женщин. Они также способны выполнять одни и те же виды работ, хотя каждый пол описывается как более или менее склонный к определенным ролям.

"Во всем этом, кроме рождения детей, нэри и нисси (что значит - мужчины и женщины) эльдар равноправны - разве что (как говорят они сами), для нисси сотворение нового по большей части проявляется в сотворении их детей, так что изобретение и изменение, напротив, по большей части производят нэри. Однако нет такого дела, которым среди эльдар только нэр может заниматься, или такого, в котором разбиралась бы только нис. Разумеется, есть некоторые различия между природными склонностями нэри и нисси и другие различия, основанные на обычаях (различных в разных странах и в разное время, среди разных народов эльдар). К примеру, искусством исцеления и всем, что касается забот о теле, у всех эльдар занимаются по большей части нисси, в то время как мужчины-эльфы берутся за оружие в случае нужды. И эльдар кажется, что причинение смерти, даже когда оно законно или необходимо, уменьшает целительную силу, и что преимущество нисси в этих делах происходит скорее от того, что они не принимают участия в охоте или войне, чем какой-либо особой способности, связанной с их женской сущностью."

(с) Законы и Обычаи Эльдар.
Весьма часто именно этот текст приводят как аргумент андрогинности эльфов, однако рекомендуется перечитать текст целиком; там речь всё же о равноправии в делах, о склонности их характерах, а не про внешние особенности — в этом они то как раз различны.


В Письме №348, к К.Финдлей, про Галадриэль Д. Р. Р. Толкин писал:

«В ту пору она была истинной амазонкой по складу характера и, участвуя в спортивных состязаниях, подбирала волосы наверх и укладывала их венцом».
Сравним это с фрагментом из "Шибболета Феанора" ("История Средиземья XII, "Народы Средиземья"):

«Материнское имя её было "Нервен" (Nerwen) ("дева-муж") и выросла она высокой, превосходя ростом других женщин нолдор; была она сильна телом, разумом и волей, и не уступала учёным и атлетам эльдар в дни их юности».
Однако Галадриэль так же описана женщиной необычайной красоты:

«Сестра их, Галадриэль, затмевала красотою всех в роду Финвэ; кудри её сверкали золотом, точно вобрали в себя сияние Лаурелин»

(c) Сильмариллион. Глава 5. Об Эльдамаре и владыках Эльдалиэ.
В целом, Дж. Р. Р. Толкин описывает расу альбов довольно фрагментарно. Некоторые сведения можно найти в книгах "Властелин Колец", "Хоббит, или Туда и Обратно" и "Сильмариллион", а также в томах "История Средиземья" и в "Письмах".


Альбы действительно обладают утончённой чувствительностью и придают большое значение эстетике и искусству. Они гибки, грациозны и по своей сути более творческие личности. Кто-то может посчитать это "женственностью", однако Толкин явно имел ввиду их цивилизованность, просвещенность, интеллигентность, показывая этим их уровень культуры.


Отсутствие бороды почти у всех мужчин эльфов сложно счесть за "женственность", ведь даже среди людей такое не редкость.


Ещё они также, по-видимому, предпочитают носить длинные, густорастущие волосы, что тоже порой относят к "женственности", однако многие реальные культуры не считают длинные волосы женской особенностью — длинные волосы в германской культуре считались признаком свободного мужчины. Готы, лангобарды, даны и прочие ходили с косами, и в этом не было ничего "женственного".


Стремление к украшению земли и исцелению её ран было общей особенностью эльфов, они так же желали сохранить всё неизменно прекрасным, и пожалуй лишь это, с натяжкой, можно отнести к "женственности", но вот только это не внешний фактор, а внутренний.


Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Эльфы НЕ были андрогинами Толкин, Властелин Колец, Эльфы, Альвы, Хоббит, Средиземье, Фэнтези, Эпос, Мифология, Магия, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!

Всё о мире Толкина

72 поста386 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Базовое - соблюдение норм морали и этики общения. Все прекрасно понимают, что под этим подразумевается.

Также не рекомендуется распространять заведомо ложную информацию, связанную с текстами Толкина, заниматься софистикой и злостно перечить написанному в книгах и авторской позиции - "радикальные" джексонисты, альтернативщики (ЧКАшники, перумовцы и еськовцы) и прочие, для которых "Толкин был не прав" и "я знаю лучше" здесь не приветствуются.