Aer1on

Aer1on

Идейный толкинист, уважающий мифопоэтическое творчество Профессора и удовлетворяющий педантичности писателя.
На Пикабу
поставил 311 плюсов и 6 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
5236 рейтинг 59 подписчиков 9 подписок 84 поста 34 в горячем

Саруман - Союзник, Предатель или Слуга?

Всё вместе, полагаю. Давайте рассмотрим детально взаимоотношения между Сауроном и Саруманом. Был ли Саруман на самом деле слугой Саурона?

Саруман первым из Мудрецов заинтересовался местонахождением Единого Кольца и не раз посещал Архивы Минас Тирита в поисках ответа. В Архивах он нашёл Свиток Исильдура с описанием Кольца, кроме того, информацию о Видящих Камнях (Палантирах) — устройств, которые позволяли получать информацию и обмениваться ей через расстояния. Саруман выяснил, что один из таких находится в башне Ортанк в Изенгарде и попросил Наместника Гондора о резиденции там.

Саруман - Союзник, Предатель или Слуга? Толкин, Фэнтези, Мифология, Книги, Властелин колец, Хоббит, Гэндальф, Саруман, Магия, Саурон, Эпос, Литература, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Удовлетворив его просьбу, Берен, тогдашний Наместник, вручает ему ключи от башни во владение. Небольшое уточнение, Саруман поселился в Изенгарде в 2759 году Т.Э. Он так долго изучал методы Врага, что сам стал нередко к ним прибегать, возжелав больше власти.

Далее расскажем про поиск Единого Кольца Саруманом. Очевидно, из тех же Архивов Минас Тирита:

«До тех пор было известно, во-первых, что Исильдур нёс Кольцо и бежал по направлению к Реке; во-вторых, что его кольчуга, шлем, щит и длинный меч (но ничего более) были найдены на берегу неподалёку от Ирисной Низины; в-третьих, что орки оставили на западном берегу дозорных, вооруженных луками, чтобы не дать уйти тем, кто сможет уцелеть в битве и бежать к Реке (следы орочьих засад были обнаружены, и одна из них была на границе Ирисной Низины); и, в-четвертых, что Исильдур и Кольцо, вместе или по отдельности, видимо, утонули в Реке, ибо, если бы Исильдур достиг западного берега с Кольцом на руке, он мог бы ускользнуть от дозорных, и вряд ли человеку столь выносливому не удалось бы добраться потом до Лориэна или Мории». (...) «Саруман тайно рыскал в тех местах; но хотя он и не нашёл Кольца (которое было извлечено задолго до того), пока что не было известно, что он мог найти ещё».

(c) Неоконченные Сказания. Источники легенды о гибели Исильдура.

В 2851 году Т.Э. Саруман начинает искать Кольцо для себя на Ирисных Низинах:

«Впоследствии выяснится, что Саруман уже тогда возжелал завладеть Единым Кольцом и рассчитывал на то, что, если Саурона пока не трогать, Кольцо, ища своего хозяина, само даст о себе знать».

(c) Властелин Колец. Приложение Б. Сказания Временных Лет: Третья Эпоха.

Итак, первое и, пожалуй, главное - Саруман предал Совет до того, как стал союзником Саурона, но они ничего об этом не подозревают аж до 3018 года Т.Э. Хотя, Совет вполне мог опасаться о планах Сарумана в отношении Кольца уже тогда.

«Саруман проник в Изенгард именно в надежде отыскать там Камень; видимо, волшебник с самого начала лелеял мечту о власти. Известно, что по окончании последнего Белого Совета (2953 г.) Саруман уже замышлял зло против Рохана, как искусно он ни скрывал это. Вскоре он окончательно присвоил себе Изенгард и постепенно превратил его в укрепленную твердыню, где обитали сила и страх, в крепость, как бы призванную соперничать с могущественным Барад-дуром. С тех пор Саруман вербовал себе друзей и прислужников только среди тех, кто ненавидел Гондор и Рохан, не брезгуя никем – ни людьми, ни куда более злобными тварями».

(c) Властелин Колец. Приложение А. Часть 2. Дом Эорла.

«В течение многих лет Изенгард хорошо охранялся, и Совет, по-видимому, не обращал внимания на то, что происходит в его стенах. Саруману удавалось хранить в тайне то, что он использовал орков и, вероятно, специально разводил их. К тому же, скорее всего, это не могло начаться намного раньше 2990 года. Он, кажется, ни разу не использовал свои орочьи армии за пределами Изенгарда до нападения на Рохан. Если бы в Совете узнали об этом прежде, они бы, конечно, сразу поняли, что Саруман обратился ко злу».

(с) Неоконченные Сказания. Часть 4. Глава 3. Палантиры.

Саруман долгие годы не решается воспользоваться Видящем Камнем.

К 2939 году Саурон узнал обстоятельства гибели Исильдура. Вероятно, от своих шпионов у Сарумана. И отправляет своих слуг на Ирисные Низины искать Кольцо, не подозревая, что его давно там нет.

Саруман узнаёт, что Саурон также ищет Кольцо на Ирисных Низинах. И когда Гандальв второй раз предложил атаковать Дол Гулдур на собрании в 2941 году, Саруман согласился. Благодаря Саруману, атака на Дол Гулдур была успешной, но Саурон был готов к этой атаке и тайно отступил в Барад-дур, свою великую крепость в Мордоре.

Второе предательство Совета Саруманом и становление союзником Саурона:

Прибл. 3000 году Т.Э.
«Саруман решается воспользоваться палантиром Ортанка и попадает в ловушку Саурона, который владеет Камнем Итиля [...] после чего предаёт Совет».

(c) Властелин Колец. Приложение Б. Сказания Временных Лет: Третья Эпоха.

«Подавлять с помощью Камня волю более слабых собеседников, навязывать им свои повеления и заставлять их выдавать свои тайные мысли додумался только Саурон».

(c) Незаконченные сказания. Часть 4. Глава 3. Палантиры.

Очевидно, через уговоры или устрашения, используя палантир, Саурон подчиняет себе Сарумана, в том числе путём демонстрации своего могущества и величия.

«Личность Сарумана разъедали гордыня и жажда самоутверждения. Причиной тому было его изучение свойств Колец, ибо он в своей гордыне счёл, что мог бы воспользоваться ими, или Им, вопреки чьей бы то ни было воле. Решив не служить никому и ничему, кроме себя самого, он оказался беззащитен перед чужой, более могучей волей».

(c) Незаконченные сказания. Часть 4. Глава 3. Палантиры.

«Саруман покорился Саурону и начал воевать на его стороне или, по крайней мере, перестал бороться с ним».

(c) Незаконченные сказания. Часть 4. Глава 3. Палантиры.

Но тот не терял возможности отыскать Единое Кольцо для себя. Двойное предательство Сарумана.

«Саурон — с помощью палантиров — в конце концов принялся запугивать Сарумана и, в любом случае, часто мог читать его мысли, даже когда Саруман пытался что-либо утаить. Так Саурон понял, что Саруман догадывается о том, где находится Кольцо; и Саруман не сумел скрыть, что захватил в плен Гэндальфа, который знает намного больше».

(c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Глава 3. Охота за Кольцом.

«На самом деле, Саурон был очень похож на Сарумана и потому быстро понял его и мог узнать, что тот станет думать и делать, даже без помощи Палантиров и шпионов».

(c) История Средиземья. Кольцо Моргота. Том 10. Преображённые Мифы.

Сентябрь 3018 года Т.Э.
«Если бы мы смогли им завладеть, новая Сила подчинилась бы нам беспрекословно. Вот почему я зазвал тебя сюда! У меня на службе много зорких глаз. От меня не укрылось, что ты знаешь, где Сокровище. Разве я не прав? А если не прав, зачем Девятеро ищут Шир и почему ты там околачиваешься? — При этих словах в его глазах сверкнула алчность, которой он скрыть не смог.
– Саруман, — сказал я, отступая на шаг, — Кольцо нельзя надеть на две руки сразу, и ты это знаешь не хуже моего, а потому забудь про слово «мы». Но я не выдам тебе Кольца, не надейся. Я вообще ничего не скажу тебе о нём, потому что теперь я знаю, что у тебя на уме. Ты долго был главой Совета, но теперь сбросил маску. Мне, как я понимаю, предлагается выбрать, кому подчиниться: Саурону или тебе. Я не подчинюсь никому».

(c) Властелин Колец. Братство Кольца. Часть 2. Глава 2. Совет Эльронда.

Когда в Изенгард прибывают назгул, Саруман их предводителю ответил:

«Его у меня нет, и ты про это знаешь. Потому что если бы я владел Им, то вы уже преклонились бы передо мной и признали меня своим владыкой».

(c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Глава 3. Охота за Кольцом.

Саруман - Союзник, Предатель или Слуга? Толкин, Фэнтези, Мифология, Книги, Властелин колец, Хоббит, Гэндальф, Саруман, Магия, Саурон, Эпос, Литература, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

3019 год Т.Э.
«Нетрудно представить, как, один раз глянув не туда, куда следует, пытливый взгляд Сарумана оказался в ловушке и уже не смог выбраться из неё. А оттуда, издалека, начали потихоньку управлять им. С того времени Саурон действовал беспрерывно – то убеждением, то, если не помогало, угрозами. Хищник оказался в пасти у другого хищника, сокол угодил в орлиные когти, паук запутался в стальной сети... Хотел бы я знать, сколько лет он вынужден был вот так являться перед Камнем, чтобы доказать свою благонадёжность и услышать очередные приказы? Должно быть, немало – иначе как могло получиться, что любой, кто ни посмотрит в этот палантир, немедленно переносится именно в Чёрную Крепость, если только воля его не тверже адаманта?» (...) «Саруман вполне мог парочку разиков заглянуть в Шар – поглядеть, как идут дела, и Враг, наверное, прочитал в его мыслях больше, чем того хотелось бы Саруману. Посланник летел посмотреть, чем занимается Саруман. Это не значит, что за тобой уже не прилетят, – прилетят, не сомневайся, причём очень скоро. Саруман окажется в капкане. Пленника он предъявить не может, Камня у него больше нет, – стало быть, он отрезан от мира, а главное – вызовы Саурона останутся без ответа... Саурон, естественно, решит, что мятежный вассал не выдает пленника, дерзит и нарочно не смотрит в Камень. А оправдываться перед Назгулом – дело пустое. Что с того, что крепость в руинах? Хозяин-то жив, невредим и по-прежнему сидит у себя в Ортанке! Желает того Саруман или нет, в глазах Саурона он бунтовщик и ослушник... И всё же он отверг нашу помощь, а ведь мог в один миг избавиться от всех неприятностей. Как-то он будет выкручиваться? Думаю, однако, что, покуда он остаётся в Ортанке, его не взять даже Девятерым. Должно быть, он надеется выстоять».

(c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 3. Глава 11. Палантир.

Очевидно, что во время Войны Кольца Совет не осознавал риски относительно судьбы Камня Минас Итиля.

«Возможно, Совет, предупрежденный Гэндальфом, и начал сомневаться в намерениях Сарумана относительно Колец, но даже Гэндальф не знал, что он стал союзником (или прислужником) Саурона. Это Гэндальф обнаружил только в июле 3018 г. Но, несмотря на то, что за последние годы Гэндальф расширил свои познания в истории Гондора, изучая его архивы, и передал их Совету, и он и весь Совет прежде всего интересовались Кольцом, а значение Камней так и не было оценено. Очевидно, во времена Войны Кольца никто из Совета не вспомнил, что судьба итильского Камня остаётся неизвестной, и не задумался, что может произойти с тем, кто заглянет в один из оставшихся Камней, если итильский Камень действительно находится в руках Саурона. (Эта оплошность простительна даже таким умам, как Эльронд, Галадриэль и Гэндальф, если принять во внимание, какие заботы их одолевали). Только происшествие с Перегрином на Дол Баране вдруг открыло, что "связь" между Изенгардом и Барад-дуром (а о том, что связь была, догадались, когда стало известно, что во время нападения на Хранителей на Парт Гален солдаты Изенгарда действовали заодно с Сауроновыми) поддерживалась через Камень Ортанка - и другой палантир».

(c) Незаконченные сказания. Часть 4. Глава 3. Палантиры.

Итого, Саруман предал всех, остался ни с чем да ещё и умер от рук своего раба. Служил ли он Саурону? Спорно. Он был его деловым партнёром, но не верным слугой, тем более не рабом.

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Саруман - Союзник, Предатель или Слуга? Толкин, Фэнтези, Мифология, Книги, Властелин колец, Хоббит, Гэндальф, Саруман, Магия, Саурон, Эпос, Литература, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 3

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет

Ни для кого не секрет, что во «Властелине Колец» Толкин не оставил никаких точных указаний о начале Первой Эпохи. Что же касается опубликованного «Сильмариллиона», то в плане хронологии можно выделить лишь два ключевых отрывка. Так, в главе «О начале дней» сказано, что с первым расцветом Двух Древ начался Отcчёт Времени в Арде (то есть до этого Валар попросту не вели летоисчисления), а в главе «О людях» сказано, что с первым восходом Солнца начали свой отcчёт Годы Солнца, пришедшие на смену несоизмеримо более долгим Годам Древ.

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Пробуждение эльфов под сенью звёзд Варды в 1050 году Древ Первой Эпохи, автор - Lída Holubová.

Возможно, некоторые ошибочно посчитали термины «Первая Эпоха» и «Годы Солнца» синонимичными, но это противоречит самому «Сильмариллиону», ибо в указателе имён и названий к нему Первая Эпоха предельно чётко означена синонимом Древних Дней, в переводе Чертковой (Эстель) — «Предначальной Эпохи». В свою очередь, предположение, что Древние Дни тоже начались с первого восхода Солнца, противоречит уже тексту «Властелина Колец», поскольку в Приложении B не менее чётко сказано, что к Древним Дням относились события, предшествовавшие окончательному низвержению Моргота, т. е. в том числе и события до первого восхода Солнца.

Исходя из этого, можно было бы прийти к выводу, что в таком случае началом Первой Эпохи был первый расцвет Двух Древ, и остановиться здесь. Хотя если уж копать, то до конца, не так ли? Посему обратимся к рукописям Профессора из «Истории Средиземья».

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Что касается фанона про «Первую Эпоху Солнца» (“First Age of the Sun”), «Эпоху Древ» (“Age of the Trees”) и «Эпоху Светильников» ("Age of the Lamps"), то этими терминами мы обязаны в первую очередь канадцу Дэвиду Дэю, чья обильная писанина по легендариуму всегда служила объектом критики со стороны академических толкинистов. Его ошибочные представления сначала проникли в умы пёстрого западного фэндома, а затем, попав на благодатную почву постсоветского пространства, присовокупились к кривым переводам опубликованного «Сильмариллиона».

Итак, в «Анналах Амана» о начале Первой Эпохи сказано следующее: «То были Дни Блаженства. В то время, в году одна тысяча пятидесятом по счёту Валар, эльфы пробудились у Куивиэнен, и началась Первая Эпоха Детей Илуватара».

Рукопись A «Повести лет» под 600 годом Солнца (позже изменённом на 590 год) подытоживается следующей фразой: «Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара».

Однако, уже в рукописи B «Повести лет» словосочетание «Первая Эпоха Детей Илуватара» было заменено на словосочетание «Древние Дни», и итоговая фраза приняла следующую форму: «Здесь, с уходом Мелькора, заканчиваются Древние Дни в соответствии с летосчислением Мудрых; здесь же заканчивается и Первая Эпоха».

Судя по этой замене, пассаж из «Анналов Амана» должен звучать следующим образом: «В то время, в году одна тысяча пятидесятом по счёту Валар, эльфы пробудились у Куивиэнен, и начались Древние Дни».

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

К счастью, есть не только Дэй, и одному ему можно противопоставить сразу трёх авторов официальных путеводителей по легендариуму. Первым будет назван Роберт Фостер, автор «Полного путеводителя по Средиземью», который в своей книге отмечал, что Первая Эпоха могла начаться как с самого сотворения Арды, так и пробуждения эльфов, в любом случае относя события до восхода Солнца к Первой Эпохе. Путеводитель Фостера особо примечателен тем обстоятельством, что Кристофер Толкин держал его при себе, когда трудился над составлением «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья».

Поскольку, как уже выяснено, согласно указателю имён и названий к «Сильмариллиону», составленному Кристофером, термины «Древние Дни» и «Первая Эпоха» являются синонимами, получается, что и начало, и конец Древних Дней соответствуют началу и концу Первой Эпохи. Таким образом, да, Первая Эпоха НЕ начиналась с первым восходом Солнца.

По-прежнему не верится? Что ж, тогда нужно обратить внимание на следующий пассаж из предисловия всё того же Кристофера к «Войне Самоцветов», одиннадцатому тому «Истории Средиземья»: «Заглавие этой второй части, “Война Самоцветов”, является выражением, которое мой отец часто использовал по отношению к последним шести веками Первой Эпохи — истории Белерианда после возвращения Моргота в Средиземье и прихода нолдор вплоть до конца Эпохи». Ещё раз: последним шести векам.

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Есть ещё два автора, которые, подобно Фостеру, не отождествляли первый восход Солнца с началом Первой Эпохи. Следом за ним идёт Тони Тайлер, автор «Полного спутника Толкина», который описывал Первую Эпоху начавшейся с самого сотворения Арды.

Очевидно, слова Кристофера более чем исчерпывающи по данному вопросу. Из них следует, что представление, будто вся Первая Эпоха целиком вмещала в себя лишь 590 солнечных лет, является досадным заблуждением. На самом деле эти годы были «охвостьем» более продолжительной Эпохи, что соответствует и черновику Приложения B, где Первая Эпоха была названа самой долгой эпохой, и письму 211, где Толкин упоминал, что каждая последующая эпоха было короче предыдущей, т. е. от наиболее продолжительной к самой короткой.

Таким образом, в общей сложности Первая Эпоха длилась 450 лет Древ (а именно столько валианских лет прошло между пробуждением эльфов в 1050 году Древ П. Э. и первым восходом солнца на рубеже 1500 года Древ и 1 года Солнца П. Э.) плюс ровно 590 лет Солнца вплоть до конца Эпохи.

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Наконец, следует упомянуть и Пола Кохера, автора «Руководства читателя “Сильмариллиона”», который также отчитывал историю Первой Эпохи с самого сотворения Арды. Неизменно одно: и тот, и другой, и третий вслед за самим Толкином бесспорно относили события после пробуждения эльфов к Первой Эпохе. В конечном счёте, представлениям Дэя противостоят представления ещё трёх авторов-исследователей легендариума, подкреплённые недвусмысленными словами Кристофера о «последних шести веках Первой Эпохи».

Дальше сложнее: чтобы перевести Годы Древ в Годы Солнца, нужно принимать во внимание тот факт, что Толкин неоднократно менял продолжительность валианского летоисчисления. Исходя из приведённых в «Анналах Амана» расчётов, один Год Древ равнялся 9,582 солнечным годам, поэтому продолжительность Первой Эпохи составляла 4902 солнечных года (450 * 9,582 = 4312 + 590). Однако ближе к концу своей жизни Профессор увеличил продолжительность одного валианского года до 144 солнечных лет, что составляли один yén, поэтому если произвести пересчёт по этому показателю, то продолжительность Первой Эпохи составит 65390 солнечных лет (450 * 144 = 64800 + 590); согласитесь, цифра совершенно «астрономическая».

Как бы там ни было, в обоих расчётах Толкин неизменно определял датой начала Первой Эпохи пробуждение эльфов в 1050 году Древ.

Автор статьи - Ar-Zigûr. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Первая Эпоха НЕ длилась 590 лет Толкин, Фэнтези, Властелин колец, Мифология, Книги, Хоббит, Хронология, Сильмариллион, Эпос, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 6

"Сильмариллион: Клятва Феанора" - трейлер фанатского фильма

Евгений Косуха, автор YouTube-канала «Женёк читает», опубликовал официальный трейлер своего фанатского фильма «Сильмариллион: Клятва Феанора», сделанного по мотивам «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина.

По сюжету, это будет фильм с одним актёром. Героем ленты выступит художник, который читает «Сильмариллион», черпает из него вдохновение и рисует картину. Герои на холсте оживают, после чего общаются и взаимодействуют с художником, тем самым пронося зрителей по всему сюжету книги. Первый фильм начинается с Сотворения мира и заканчивается историей о Берене и Лутиэн.

Театральный релиз фильма планируется 29 ноября в кинотеатре «Мир» города Минск, когда же премьера на официальном канале автора в YouTube состоится 25 декабря.

Толкин - не "фэнтези"?

Толкин - не "фэнтези"? Толкин, Властелин колец, Хоббит, Мифология, Эпос, Литература, Книги, Филология, Фэнтези

"Упрощением оказалось бы соотнести мир Толкина с традицией английской литературной сказки; безоговорочно вписывается в нее, пожалуй, только "Хоббит" (Л. Кузнетс, "Tolkien and the Rhetoric of Childhood" (1981)). Резкая граница между сказкой и мифом, в современном восприятии отчасти размытая, Толкином воспринималась крайне отчетливо. Сказка, по определению Е. Мелетинского, десакрализована; миф - сакрален; Толкин творит именно миф, а не детскую сказку, отсюда-неизменная серьезность авторского отношения к собственному творению, не допускающая снисходительного притворства, исключающая насмешливое отношение к магии, и, как следствие - серьезность восприятия со стороны реципиента. Для английской литературной сказки, со времен Л. Кэрролла, характерны элементы абсурдной, "перевернутой" логики, ирония и авторская самоирония (У. Теккерей, Э. Несбит, Э. Фарджон, А. Милн, К. Грэхем и т. д.): именно то, что, по Толкину, препятствует возникновению "вторичной веры" - способности воспринять вторичный мир, его законы и правила, как реально существующие. Недаром, описывая механизмы мифотворчества в своем эссе "О волшебных историях", Толкин оперирует термином "волшебная история" (fairy-story), как противопоставление понятию "волшебная сказка" (fairy-tale).
Не отрицая возможности проводить определенные параллели и делать сопоставления, приходится признать, что авторский миф Толкина - явление по сути своей уникальное, стоящее особняком: литературный эксперимент, не вписывающийся ни в одну из традиций, выходящий за рамки каждой из них, и даже суммы; породивший бесконечное количество подражаний, и в то же время по сути своей исключающий возможность повтора и формирования новой традиции. Мир Толкина, одна из составляющих и одно из возможных проявлений тенденции к мифологизаторству, усилившейся в литературе XX века, индивидуален, обособлен и неповторим."

(с) С. Б. Лихачева, "Аллитерационная поэзия в творчестве Дж.Р.Р. Толкина", диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, 1999 г. (Специальность 10.01.05 - "Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии")

Показать полностью

О цвете волос Финголфина

Многие художники-иллюстраторы, ровно как и обычные читатели, часто приходят к мнению, что Финголфин был светловолосым (конкретно златовласым), ровно как и его брат Финарфин, так как матерью обоих была Индис, имевшая золотые волосы. Это не совсем так, ведь, в отличие от Финарфина, который пошёл в мать, Финголфин, по словам Дж. Р. Р. Толкина в «Шибболете Фэанора», пошёл в своего отца Финвэ, чьи волосы были тёмными. К слову, Фэанор, сын первой жены Финвэ, Мириэль, которая имела серебряные волосы, тоже пошёл в отца, унаследовав его цвет вороного крыла.

О цвете волос Финголфина Толкин, Властелин колец, Хоббит, Мифология, Эпос, Книги, Фэнтези, Эльфы, Волосы, Длиннопост

«Фингольфин был сыном своего отца, высоким, темноволосым и гордым, как большинство нолдор».

В «Индексе» к «Сильмариллиону», что издаётся вместе с основным текстом, про Финарфина написано:

«Единственный из правителей нолдор обладал золотыми волосами (как и его потомки), унаследовав эту черту от своей матери Индис из народа ваньар».

Здесь ни слова про его братьев и сестёр, речь идёт исключительно про Финарфина и его потомков, и это косвенно говорит о том, что Финдис, Финголфин, Фаниэль и Иримэ с высокой долей вероятности были черноволосыми (темноволосыми), равно как и их потомки. Похожие слова про Финарфина звучали и в «Приложениях» к «Властелину Колец».

«Были они высоки ростом, белы кожей и сероглазы, хотя кудри имели темные – за исключением тех, кто принадлежал к золотоволосому роду Финарфина».

Иногда звучит контраргумент из разряда "раз не указан цвет волос, значит можно предполагать любой, либо схожий с известным цветом из того рода".
Вот только ранее специально был сделан акцент на словах о «единственном» из того рода, имевшем золотые волосы. Раз есть указание на это, то остальные, если судить логически, должны быть, как и большинство, темноволосыми.

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

О цвете волос Финголфина Толкин, Властелин колец, Хоббит, Мифология, Эпос, Книги, Фэнтези, Эльфы, Волосы, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 2

Этническая история Гондора и Арнора

Отношения нуменорцев и их потомков с коренным населением Средиземья носили сложный, неоднозначный характер — с учётом имевшегося у дунэдайн комплекса превосходства, в рамках которого они рассматривали себя как «Королей Людей», а народы Средиземья, даже дружественные им и враждебные Саурону — как «меньших людей». Вместе с тем, после создания в конце Второй Эпохи королевств Арнор и Гондор им удалось, насколько можно судить, найти общий modus vivendi с местным населением.

Этническая история Гондора и Арнора Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Эпос, Мифология, Гэндальф, Северяне, Книги, Длиннопост

Легче всего этот процесс шёл, насколько можно судить, в Арноре, поскольку бо́льшая часть человеческого населения Эриадора происходила от родичей эдайн Первой Эпохи и, таким образом, состояла в дальнем родстве с нуменорцами, которые, придя в эти края, установили с эриадорцами дружественные отношения. В тексте «О дворфах и людях» сказано, что «в Эриадоре жило много Людей, по-видимому, в основном происходивших из родичей Народа Беора, хотя иные были в родстве с Народом Хадора». Название «Средние Люди», обозначавшее у нуменорцев дружественные народы, «первоначально применялось к Людям Эриадора» («О дворфах и людях»).

Отдельно стоит поговорить о таком народе, как дунлендинги. С самого начала отношения их предков с нуменорцами не сложились из-за начавшейся при Тар-Алдарионе вырубки лесов Минхириата и Энедвайта, где они жили [2], и в Эрегионской войне они воевали за Саурона. Отношения с ними и позднее оставались враждебными: «Они не питали любви к Гондору, но при всей их отваге и дерзости были слишком малочисленны, и слишком боялись мощи королей, чтобы причинить гондорцам крупные неприятности или заставить их отвлечься от Востока, откуда исходили главные опасности» («Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья») [3]. В эпоху Наместников на фоне постепенного ослабления Гондора началось их постепенное проникновение в гондорскую провинцию Каленардон: «дунленлинги упорно перебирались за Изен, и остановить их было некому» («Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья»). В этом плане Каленардон напоминал римскую Британию времён постепенного ухода оттуда римлян — ставшую добычей варваров, таких как скотты, пикты и германцы.

Вместе с тем, интересно, что среди коренного населения Каленардона — вполне лояльного Гондору — имели место браки с дунлендингами. Более того, решение о передаче Каленардона союзным Гондору рохиррим, принятое в 2510 году Третьей Эпохи Наместником Кирионом в рамках союза с основателем будущего Рохана Эорлом, вызвало, насколько можно судить, недовольство коренного населения данной провинции, которое лучше относилось к дунлендингам, чем к враждебным им рохиррим (что было бы, на мой взгляд, невозможно, если бы отношения Гондора и дунлендингов являлись исключительно-враждебными), смотря на последних как на дикарей:

«Но во время Бдительного мира (2063–2460 гг.) население Каленардона уменьшилось; год за годом самые сильные уходили на восток, чтобы держать оборону по Андуину; те же, кто остался, постепенно переходили ко все более грубой жизни, и их мало заботили интересы Минас Тирита. Гарнизоны крепостей больше не получали пополнения и оказались предоставлены заботам местных наследственных вождей, среди подданных которых становилось все больше людей со смешанной кровью <…> Род гондорских вождей Ангреноста [он же Ортханк, Изенгард] захирел, и управление крепостью перешло в руки семьи из местных жителей. А, как говорилось выше, в жилах здешних жителей давно уже текла смешанная кровь, и они куда лучше относились к дунлендингам, чем к «диким северянам», захватившим эти земли».

(с) «Неоконченные Предания Нуменора и Средиземья».

То есть к тому времени у жителей гондорского Каленардона имели место и мирные взаимоотношения (причём достаточно тесные, вплоть до смешанных браков) с дунлендингами, и дунлендинги для них являлись более привычными соседями, чем рохиррим. Правда, в условиях начавшейся вражды дунлендингов и рохиррим (в рамках которой дунлендинги неизбежно должны были окончательно стать врагами и для дунэдайн как союзников рохиррим) развязка сотрудничества гондорских правителей Изенгарда и дунлендингов оказалась трагической — в итоге в 2710 году в правление роханского короля Деора «дунлендинги, которых там считали друзьями, захватили Кольцо Изенгарда и перебили тех немногочисленных потомков древних стражей, которые, в отличие от большинства, не пожелали слиться с народом дунлендингов» («Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья»). В итоге отбит у дунлендингов Изенгард был лишь роханским королём Фреалафом, взошедшим на трон в 2759 году.

Этническая история Гондора и Арнора Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Эпос, Мифология, Гэндальф, Северяне, Книги, Длиннопост

Однако стоит отметить, что в приложениях к «Властелину Колец» о дунлендингах сказано, что «From them came the Men of Bree» — а жители Бри (и, возможно, некоторых других соседних земель, опустевших после Ангмарских войн — например, Могильников [4]?) являлись подданными арнорских королей. Кроме того, в Дунланде, согласно приложениям к «Властелину Колец», одно время жили хоббиты-стуры — около 1150 года «The Stoors come over the Redhorn Pass and move to the Angle, or to Dunland», и ушли они оттуда лишь спустя почти пять веков, около 1630 года. Там же сказано, что язык дунлендингов повлиял на язык стуров: «southern Stoors appear to have adopted a language related to Dunlendish». А между тем хоббиты поддерживали хорошие отношения с дунэдайн и позднее сражались в Ангмарских войнах на стороне Артедайна. Это может рассматриваться как дополнительный косвенный аргумент в пользу того, что отношения дунэдайн и дунлендингов не всегда носили враждебный характер.

Фарамир, рассказывая о истории Гондора в «Двух крепостях», упоминает такие до-нуменорские народы, как sturdy folk of sea-cost (поморы) и hardy mountaineers of Ered Nimrais (горцы). С учётом того, что побережье будущего Гондора с центром в Пеларгире являлось оплотом нуменорского присутствия в этом регионе ещё до основания Гондора Исильдуром и Анарионом, поморы, по-видимому, давно являлись нуменорскими подданными. Сложнее обстоят дела с горцами. Судя по тому, что горцы Эреха в Войну Последнего Союза изменили Гондору, не все из них состояли в дружественных отношениях с дунэдайн. В приложениях к «Властелину Колец» коренное население горного Гондора названо состоящим в родстве с дунлендингами: «in the hills of Dunland a remnant lingered of an old people, the former inhabitants of much of Gondor». Недружественными, возможно, были и некоторые жители долины Андуина (или, во всяком случае, Исильдур и Анарион им не доверяли) - так, в «Сильмариллионе» сказано о том, что Минас Анор строился как «заслон от дикарей из долин».

Вместе с тем, ко временам Наместников гондорские дунэдайн, по словам Фарамира, смешались и с поморами, и с горцами в единый народ: «they recruited the strength of our people from the sturdy folk of the sea-coast, and from the hardy mountaineers of Ered Nimrais». Во времена Фарамира уже возможны коллизии вроде правителя гондорского фьёфа Лоссарнах (где живут дунэдайн — в частности, оттуда происходила мать Теодена Морвен) с туземным именем Форлонг, которого, однако, жители Минас Тирита (среди которых должны преобладать потомки дунэдайн) считают за своего: «Форлонг! Друг Форлонг! <…> старый Форлонг Толстяк, правитель Лоссарнаха» («Властелин Колец: Возвращение Короля»). В целом, на мой взгляд, это позволяет говорить о успехе политики Наместников по интеграции дунэдайн и коренного населения Гондора.

Этническая история Гондора и Арнора Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Эпос, Мифология, Гэндальф, Северяне, Книги, Длиннопост

Впрочем, судя по тому, что во время Войны Последнего Союза даже горцы Эреха не выступили против Гондора открыто, лояльностью или, по крайней мере, дружественным нейтралитетом большинства жителей только что основанного Гондора Исильдуру и Анариону удалось заручиться — поскольку если бы наступление Саурона, когда «Саурон выступил с великим воинством против только что созданного королевства Гондор, и захватил Минас Итиль, и уничтожил Белое Древо Исильдура, что росло там» («Сильмариллион»), было поддержано восстаниями местных «меньших людей», едва ли Гондор смог выстоять до прибытия войск Последнего Союза под командованием Элендиля и Гиль-галада — поскольку дунэдайн составляли в Гондоре меньшинство; преобладали они разве что на побережье, в таких фьёфах, как Пеларгир и будущий Дол Амрот (и то даже на побережье Гондора жили многочисленные туземцы из числа поморов).

А Гондор ещё до их прибытия не только выстоял, но и перешёл в контрнаступление: «Анарион оборонял Осгилиат от Врага; в ту пору ему удалось отбросить Саурона к горам» («Сильмариллион»). Силами одних дунэдайн это было сделать трудно — так что, с высокой вероятностью, в рядах армии Анариона сражались и туземцы. Тем более что нуменорцы стремились завербовать их в свои ряды — тот же народ Эреха схлопотал проклятие от Исильдура именно за то, что отказался воевать на его стороне. Поэтому, надо думать, другие жители Гондора исправно сражались за дунэдайн.

Возвращаясь к курсу Наместников на интеграцию коренного населения Гондора — его предпосылки, на мой взгляд, можно усмотреть в политической деятельности таких королей, как Ромендакиль II, Валакар и Эльдакар, активно приглашавших на гондорскую службу (а позднее — и на поселение в Гондор) многочисленных северян Рованиона [5]. Если в начале правления Ромендакиля некоторые племена северян нападали на Гондор в союзе с истерлингами, то позднее северяне Рованиона неизменно выступали как верные союзники Гондора — как и их потомки, рохиррим. В этом плане дарование Наместником Кирионом Каленардона народу Эорла стало логическим продолжением политического курса вышеупомянутых королей на сближение с «меньшими людьми» Средиземья.

С другой стороны, в определённом смысле Наместники пошли ещё дальше, чем вышеупомянутые короли. Они проводили политику союза и смешения с северянами Рованиона (см. пример Валакара, женившегося на рованионской принцессе Видумави), родственными народу Хадора и внешне похожими на нуменорцев — в духе политики нуменорцев, обычно зачислявших в «Средние Люди» родственные им народы: «Отсюда произошла путаница в применении нуменорского наименования «Средние Люди». Главным критерием была дружественность к Западу (Эльфам и Нуменорцам), но на самом деле его обычно использовали лишь для обозначения Людей, сложением и видом схожих с Нуменорцами, невзирая на то, что главнейшее отличие — «дружественность» — исторически не было ограничено людьми одной расы» («О дворфах и людях»). Наместники же завершили процесс интеграции коренного населения Гондора, от дунэдайн внешне отличающегося. Кроме того, если политика Валакара и Эльдакара в итоге вызвала вооружённую оппозицию возглавленных Кастамиром южных фьёфов (Распря Родичей), то в эпоху Наместников их политика уже не встретила вооружённого сопротивления, что говорит о преодолении гондорцами нуменорской исключительности.

В целом, на мой взгляд, «национальную политику» правителей Арнора и Гондора в большинстве случаев необходимо признать скорее удачной, чем неудачной. За вычетом Народа Холмов (который, однако, много веков сохранял верность дунэдайн и восстал лишь в условиях распада Арнора и серии войн между арнорскими суб-королевствами) и дунлендингов (исторически недружественных нуменорцам), в целом большинство коренных жителей Арнора и Гондора (включая родственных дунлендингам жителей Бри и гондорских гор) было успешно интегрировано в политическую систему государств дунэдайн. Более того, в неё удалось интегрировать (в том числе - через создание Рохана) даже те народы (северян Рованиона), что исходно не жили под властью дунэдайн.

Напоследок отмечу любопытный пассаж из «Неоконченных Преданий Нуменора и Средиземья», согласно которому далеко не все жители Харада были довольно властью Саурона: "Но что касается тех южных земель, что граничили с Гондором (гондорцы называли их просто Харадом, «Югом», Ближним или Дальним), то, с одной стороны, там было больше вероятности организовать «Сопротивление, а с другой — именно там наиболее активно действовал Саурон в Третью эпоху, поскольку эти земли были для него источником людской силы, которую весьма удобно было использовать против Гондора. Поэтому Гэндальф вполне мог побывать там в ранние дни своих трудов»".

С учётом того, что о деятельности Гэндальфа в Хараде, где он получил прозвище «Инканус», «северный [гондорский?] шпион», там же говорится «В таком случае, под Югом должен пониматься Гондор (в широком смысле слова — те земли, которые находились под властью Гондора в годы его наивысшего могущества, речь идёт о его деятельности, видимо, в тех землях Харада, что в прошлом непосредственно входили в состав Гондора, таких как т.н. Харондор (Южный Гондор). Это предположение подтверждается другим пассажем из «Неоконченных сказаний Нуменора и Средиземья»: «Гэндальф заявил, что никогда не бывает «на Востоке», но на самом деле он, по всей видимости, ограничил свои странствия и свои заботы западными землями, где жили эльфы и люди, в целом враждебно относящиеся к Саурону». Возможно, даже в эпоху Войны Кольца часть жителей Харондора, помнивших времена гондорского правления, предпочитала гондорских Наместников харадским королям?

Этническая история Гондора и Арнора Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Эпос, Мифология, Гэндальф, Северяне, Книги, Длиннопост

Между тем, потомки нуменорцев (будь то Чёрные Нуменорцы Умбара, происходящие от Людей Короля, или потомки гондорских колонистов и изгнанников из числа сторонников Кастамира) едва ли могли составлять в Харондоре большинство — тем более что в «Наследниках Элендиля» сказано, что «После смерти Кастамира мятежники Умбара никогда не прекращали войны против Гондора, нападая на корабли и побережья Гондора при каждом удобном случае. Кровь их, однако, все сильнее смешивалась с кровью Людей Харада, и лишь их вожди, потомки Кастамира, были чистыми нумэнорцами». Таким образом, по-видимому, гондорское правление в Харондоре могло пользоваться поддержкой и у местных «меньших людей». Да и в целом о каких-либо восстаниях харадрим в эпоху гондорского владычества над Харадом до гражданской войны в самом Гондоре (Распря Родичей) неизвестно [6], что говорит о том, что и у остальных харадцев гондорское владычество не вызывало какого-то принципиального антагонизма.

Примечания

  • [1] Мои предположения о происхождении Народа Холмов см. здесь.

  • [2] «Местные жители были весьма многочисленны и воинственны, но они жили в лесах разрозненными общинами, не имея общего вождя. Нуменорцев они опасались, но не враждовали с ними — до тех пор, пока порубки не приняли угрожающих размеров. Тогда местные жители стали при любой возможности устраивать нуменорцам засады, и нуменорцы начали относиться к ним как к врагам и принялись безжалостно вырубать леса, забыв о бережливости и не заботясь о восстановлении» («Неоконченные Предания Нуменора и Средиземья»).

  • [3] Вместе с тем, интерес представляет следующий пассаж из «Неоконченных Преданий Нуменора и Средиземья»: «Дунлендинги, подобно всем жителям Арнора и Гондора, пострадали от Великого мора, случившегося в 1636–1637 годах Третьей эпохи, но все же меньше прочих, поскольку жили обособленно и мало общались с другими народами». Возможно, номинально Дунланд до поры всё же признавал власть королей дунэдайн — при наличии де-факто полной автономии во внутренних вопросах?

  • [4] «But in the Dark Years others had removed to the southern dales of the Misty Mountains; and thence some had passed into the empty lands as far north as the Barrow-downs» (Приложения к «Властелину Колец»).

  • [5] Подробнее см. мою заметку о Валакаре и Эльдакаре.

  • [6] О Хараде см. здесь.

Автор статьи - Balduin. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Этническая история Гондора и Арнора Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Эпос, Мифология, Гэндальф, Северяне, Книги, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 5

Миф о Геноциде

В фэндоме - преимущественно среди симпатизирующих толкиновским «Тёмным» - распространено представление о том, что у Толкина «Светлые» занимались систематическим уничтожением («геноцидом») тех или иных народов, служивших Морготу и Саурону, или просто неугодных. Рассмотрим по пунктам это утверждение.

Миф о Геноциде Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Средиземье, Заблуждение, Нуменор, Эпос, Мифология, Книги, Длиннопост

1. Обращение с орками

Вот что говорится об этом в «Преображённых Мифах»:

«Поэтому, хоть орки и были пальцами на руке Моргота, и с ними надлежало воевать не на жизнь, а на смерть, тем не менее, они не заслуживали применения к себе их собственной жестокости и вероломства. Пленных орков нельзя пытать, даже для получения сведений, необходимых для защиты домов эльфов и людей. Если орк сдавался и просил пощады, он должен был получить ее, все равно какой ценой».

В «Скитаниях Хурина» упоминается о том, что, по крайней мере, халадин (народ Халет), один из трёх народов эдайн Первой Эпохи, брали орков в плен:

«Как только он увидел нас, он начал нас оскорблять. Мы дали ему пищу, но он выплюнул ее. Я видел, что так поступали Орки, если были достаточно глупы, чтобы не быть к нам благодарными».

Конечно, можно привести и обратные примеры – когда враги орков намеренно не брали их в плен, как это делала, например, объединённая армия семи колен дворфов во время своей великой войны с орками, поскольку наугрим были смертельно оскорблены убийством орками Трора, короля рода Дурина в изгнании, и глумлением над его телом:

«Азог огляделся и увидел, что вся долина завалена трупами орков, а гномы в исступлении рубят направо и налево, не давая пощады. Орки бежали и выли на ходу, но их догоняли и убивали».

(с) Приложения к «Властелину Колец».

Вспомним и Беорна из «Хоббита», который взял в плен орка, а допросив – убил его; впрочем, Беорн не слишком тепло относился исходно и к забредшим к нему Гандальву и дворфам, так что его пример стоит наособицу. Тем не менее, согласно «Преображённым Мифам», законы ведения войны по отношению к оркам не всегда соблюдались:

«Таковы были поучения Мудрых, хотя среди ужасов Войны они не всегда соблюдались».

Но в целом нельзя говорить о наличии установки на поголовное истребление всех орков. В большинстве описанных у Толкина войн Средиземья боевые действия инициируются не «Светлыми» с целью истребления орков, а самими же орками. Некой "программы" по истреблению орков везде и всюду не наблюдается.

2. Причины вымирания Малых Дворфов

Причиной конфликта синдар Белерианда с Малыми Дворфами стало то, что, во-первых, они не знали о том, что в мире есть разумные существа помимо них (ср. с описанием речи Фэанора в Тирионе из «Сильмариллиона» - «Многие эльдар в первый раз тогда услышали о Пришедших Позже»), а во-вторых, Малые Дворфы сами нападали на них:

«Эльдар поначалу не признавали их как Воплощенных, ибо редко видели при ясном свете. Они убедились в том, что эти гномы существуют на самом деле только когда те нападали на эльдар исподтишка, или ночью, или застигнув эльфов одних в глуши. Потому эльдар считали, что они были неким видом коварных двуногих животных, живущих в пещерах, и называли их левайн тад-дайль или просто тад-дайль, и охотились на них. Но позже, когда эльдар познакомились с наугрим, тад-дайль были признаны ветвью расы гномов и оставлены в покое».

(с) «Квенди и Эльдар».

Также в «Квенди и Эльдар» сказано:

«Лишь немногие из них [Малых Дворфов] выжили [после конфликта с Синдар]».

Напрашивается предположение о том, что вымирание Малых Дворфов связано с гибелью многих из них от рук Синдар. Однако, возможно и иное объяснение:

«Большие дворфы презирали Малых, которые (как говорят) были потомками дворфов, оставивших Сообщества или изгнанных из него за уродство, малорослость, лень и непокорность».

(с) «Квенди и Эльдар».

Логично предположить, что изгнанниками такого рода чаще становились мужчины, чем женщины – женщины для дворфов слишком ценны, так как их у них мало:

«В этих хрониках упомянута единственная женщина из народа дворфов. Это - Дис, дочь Трайна II. Со слов Гимли мы знаем, что женщин среди дворфов вообще мало, не больше трети. Они редко покидают подземные обиталища <…> К тому же не все женщины дворфов выбирают себе мужей: некоторые не хотят никого, некоторые мечтают о тех, за кого не могут выйти, а если так, то ни на кого больше и смотреть не станут».

(с) Приложения к «Властелину Колец».

Таким образом, большинство Малых Дворфов должно было являться мужчинами. И именно мужчины должны были гибнуть в стычках с Синдар – женщины у дворфов в боевых действиях не участвуют и вообще редко покидают свои жилища. То есть вымирание Малых Дворфов, на мой взгляд, с гораздо большей вероятностью связано не с гибелью большинства мужчин (хотя это, безусловно, стало трагической страницей в их истории), а с тем, что у них – ещё до столкновения с Синдар – было слишком мало женщин (например, у Малого Дворфа Мима имеется двое сыновей - и при этом ни одной дочери).

Упомянуто вырождение Малых Дворфов:

«Привыкли они таиться и прятаться, и умалились ростом и статью в сравнении с восточной родней — ходили сгорбившись, крадучись, быстрыми перебежками».

(с) «Дети Хурина».

Возможно, это следствие близкородственных браков, вызванных, опять же, нехваткой женщин?

3. Затопление Белерианда

Затопление Белерианда являлось не одномоментным процессом, намеренно инициированным Валар, а побочным результатом боевых действий между Валар и Морготом (то есть, если рассуждать логически, не меньшую ответственность за случившееся наравне с Валар несет Моргот – не говоря уж о том, что именно он начал в Белерианде боевые действия, атаковав не сделавших ему ничего плохого Синдар):

«С такой яростью столкнулись в битве воинства, что северные области западного мира раскололись на части, и в образовавшихся расселинах заревело море, и было великое смятение, и поднялся великий грохот и шум: реки иссякли либо изменили русло, вздыбились долины, а холмы были втоптаны в землю, и Сириона не стало».

(с) «Сильмариллион».

Вместе с тем, о массовой гибели мирного населения не сказано. Да и едва ли она могла быть, учитывая, что в таком случае утонула бы и воевавшая с Морготом армия Валар под командованием Эонвэ, и освобождённые ею из Ангбанда рабы («из глубинных темниц вышли неисчислимые толпы рабов, не чаявших уже увидеть свет дня» - «Сильмариллион»).

Напрашивается предположение, что уход Белерианда под воду являлся постепенным процессом, и бо́льшая часть его населения сумела спастись от гибели.

Это предположение подтверждает анализ текстов Толкина. Из Белерианда спаслось достаточно эльфов, чтобы их хватило на основание государств в Линдоне и (позднее) в Эрегионе – даже с поправкой на то, что часть белериандских эльфов уплыла в Валинор [1]. Аналогично, из Белерианда спаслось достаточно эдайн, чтобы заселить целый остров (Нуменор). Более того, из Белерианда спаслось немало орков и служивших Морготу людей – во всяком случае, достаточно, чтобы захватить власть в землях к востоку от Белерианда:

«Когда же Владыки Запада одержали победу, уцелевшие приспешники зла бежали обратно на восток: в тех краях многие их соплеменники все еще скитались по невозделанным полям, где торжествовали жестокость и беззаконие, равно глухи к призывам и Валар, и Моргота. И явились к ним злые люди, а с ними – и тень страха; и те избрали их королями. Тогда Валар отвернулись до поры от людей Средиземья, отказавшихся внять их призывам и признавших владыками над собою друзей Моргота; и люди жили во тьме, и не было им защиты от злобных тварей, что измыслил Моргот в дни своего могущества: от демонов и драконов, уродливых чудищ и нечистых орков, созданных в насмешку над Детьми Илуватара».

(с) «Сильмариллион».

4. Конфликт нуменорцев с дунлендингами

Нуменорцы действительно несправедливо обошлись с населявшими Минхириат и Энедвайт предками дунлендингов, изгнав их из родных краев за сопротивление проводимым ими вырубкам лесов этих краев:

«Местные жители были весьма многочисленны и воинственны, но они жили в лесах разрозненными общинами, не имея общего вождя. Нуменорцев они опасались, но не враждовали с ними — до тех пор, пока порубки не приняли угрожающих размеров. Тогда местные жители стали при любой возможности устраивать нуменорцам засады, и нуменорцы начали относиться к ним как к врагам и принялись безжалостно вырубать леса, забыв о бережливости и не заботясь о восстановлении».

(с) «Неоконченные Предания Нуменора и Средиземья».

Миф о Геноциде Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Средиземье, Заблуждение, Нуменор, Эпос, Мифология, Книги, Длиннопост

Однако, местное население никуда не делось и позднее оказывало активную поддержку Саурону во время его первой войны с эльфами и нуменорцами:

«Во время войны в Эриадоре эти земли подверглись еще большим опустошениям: изгнанные местные жители радовались возвращению Саурона и надеялись, что он прогонит Морской народ. Саурон знал, как важны для его врагов Большая гавань и верфи, и использовал местных жителей, ненавидевших нуменорцев, как шпионов и проводников. У него не хватило бы сил взять приступом крепости в Гавани и по берегам Гватло, но мелкие отряды Саурона наносили большой ущерб, поджигая леса и склады древесины».

(с) «Неоконченные Предания Нуменора и Средиземья».

В итоге Саурон был побежден и изгнан из тех краев, однако дунлендинги и родственные им народы продолжали жить в Эриадоре (окончательно оказавшемся в зоне нуменорского влияния) – и, более того, расселились на западе до самого Бри. Причем жители Бри, в отличие от дунлендингов, позднее были лояльны дунэдайн.

В целом нуменорцы и их потомки даже в эпоху могущества королевств дунэдайн, Арнора и Гондора, предпочитали не трогать дунлендингов и предоставить им «вариться в собственном соку», а не пытаться покорить или истребить:

«В древние дни южная и восточная границы Северного королевства проходили по Серострую; западной границей Южного королевства был Изен. В землях между Сероструем и Изеном (они назывались Энедвайт, «срединный край») нуменорцы бывали редко, и никогда там не селились. Во дни королей они считались частью Гондорского королевства», но Гондор мало интересовался этой территорией, и ограничивался тем, что охранял и содержал в порядке большой Королевский тракт».

(с) «Неоконченные Предания Нуменора и Средиземья».

Вообще относительно донуменорского населения Средиземья мы видим, что в большинстве случаев оно или благополучно сохранилось до конца Третьей Эпохи (лоссот, жители Бри, дунлендинги, истерлинги, харадрим, кхандцы), или мирно ассимилировалось с дунэдайн (поморы и горцы Гондора), сохранив местами этническую специфику (см. пример Лоссарнаха, где даже местный князь, по-видимому, из туземцев или с их кровью).

5. Затопление Нуменора

Насколько можно судить, Валар не могли эффективно противостоять военной машине Нуменора, дополнительно усовершенствованной Сауроном (или такое противостояние привело бы к разрушению Валинора по примеру Белерианда):

«Но гордыня владела Ар-Фаразоном; и вот сошел он с корабля и ступил на берег, объявляя эту землю своею, если никто не явится биться за нее. И воинство нуменорцев встало боевым лагерем вокруг холма Туна; эльдар же загодя бежали из города».

(с) «Сильмариллион».

И по сей день многие державы рассматривают возможность использования своего ядерного арсенала для отражения возможной агрессии, которая грозит уничтожением всей, собственно, державы. Действия Валар от этой модели принципиально не отличаются. Они (или сам Эру, по другим рукописям) уничтожили угрожавший им Нуменор, а не перебили вообще всех Чёрных Нуменорцев (которые позднее основали свои государства в Средиземье к югу от Гондора). Если уж упрекать их – так это за, во-первых, провал какой бы то ни было пропагандистской работы с нуменорцами на ранней стадии их «Падения», а, во-вторых, за то, что при уничтожении Нуменора не был уничтожен Саурон.

Что до уничтожения Нуменора, то очевидно, что альтернативой ему (даже если бы Валар удалось отразить вторжение Ар-Фаразона, не разрушив Валинор) было бы продолжение колониальной деятельности Чёрных Нуменорцев в Средиземье, под конец принявшей характер откровенного террора против коренного населения:

«Они преследовали жителей Средиземья, отбирали их добро, обращали людей в рабов, а многих предавали жестокой смерти на своих алтарях. Ибо в те времена нуменорцы возводили в крепостях храмы и огромные гробницы, и люди научились бояться пришельцев из-за моря, и память о милостивых королях былых времен угасла в мире, и омрачили ее бесчисленные предания, в которых господствовал ужас».

(с) «Сильмариллион».

Опять же, если упрекать за что-то Валар – то не за уничтожение Нуменора, а за то, что они ещё на ранней стадии (во времена Тар-Алдариона и последующих королей, ещё лояльных Валар) даже не попытались убедить нуменорцев смягчить колониальную политику в отношении «меньших людей».

Уничтожение Нуменора силами Валар или Эру было вынужденным - Илуватар, в силу своей всемудрости и всеведения, очевидно, принял взвешенное и оправданное решение, выбрав меньшее из зол, поскольку дальнейшее существование Нуменора в том падшем виде угрожало всему остальному миру, возможно, и Замыслу. Демиург (или Валар, с его позволения), спас большее ценой малого, хоть это и не могло его не печалить ("мелодия же Эру, в свой черед, прекрасна и полноценна, но грустна. Сия грусть исходит из того, что Творцу ведома судьба мира и он сочувствует тем, кто будет проживать в нём, однако не желает остановить творение") - Примечание редактора.

6. Истребление ангмарцев

При разговоре о «геноциде» ангмарцев («not a man nor an orc of that realm remained west of the Mountains» - Приложения к «Властелину Колец») неизменно «почему-то» забывают, что уничтожению Ангмара предшествовало уничтожение королевств дунэдайн Севера (Кардолан и Артедайн), население которых «куда-то делось» (причем агрессия Ангмара в отношении дунэдайн Севера являлась ничем не спровоцированной – они сами на него, насколько можно судить, не нападали). Причем, если в случае Кардолана и Артедайна прямых указаний на его истребление нет, то в случае с Рудауром есть прямые указания на направленное истребление местных дунэдайн:

«Rhudaur was occupied by evil Men subject to Angmar, and the Dúnedain that remained there were slain or fled west Cardolan was ravaged».

(с) «Приложения к «Властелину Колец».

То есть даже если ангмарцев истребили поголовно, с ними банально обошлись по "принципу талиона".

С другой стороны, возможно, даже после уничтожения государства Короля-Чародея Эарнуром какие-то люди там могли жить (если только не рассматривать упоминания Ангмара как чисто географический указатель):

«Последнего же из пришедших звали среди эльфов Митрандиром, Серым Странником, поскольку он не оставался надолго на одном месте и не стремился приобрести ни богатства, ни сторонников, а лишь бродил по западным землям от Гондора до Ангмара и от Линдона до Лориэна, и помогал всем, кто в этом нуждался».

(с) «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья».

Кроме того, есть пример входившего в состав Ангмара Плато Троллей, откуда тролли после похода Эарнура никуда не делись. Да и орки в Эриадоре остались, продолжая нападать на местное население, и после похода Эарнура.

7. О двойных стандартах

На самом деле, плач по «геноциду» ангмарцев (при игнорировании того факта, что «невинноубиенные» ангмарцы только что вырезали Арнор) – далеко не единственный пример двойных стандартов такого рода. Можно найти и другие примеры.

Например, при разговоре об утоплении Белерианда и Нуменора (хотя в первом случае Валар – не единственные виновники) игнорируется тот факт, что при уничтожении Мелькором Столпов Алмарена имела место не меньшая катастрофа, и массовых жертв удалось избежать исключительно потому, что на тот момент на Арде не было разумной жизни (помимо Айнур):

«Рухнули гигантские колонны, и раскололась земная твердь, и моря вышли из берегов; разбились Светочи, и всепожирающее пламя выплеснулось из них на землю. В ту пору нарушены были очертания Арды, и симметрия ее вод и земель, так что первоначальным замыслам Валар не суждено было возродиться».

(с) «Сильмариллион».

Под властью Моргота Дортонион – край, где прежде жил народ Беора – стал практически непригоден для жизни:

«Моргот безжалостно преследовал и убивал его подданных и со временем уничтожил почти всех, а леса на северных склонах превратились постепенно в средоточие страха и темных чар, и даже орки опасались заходить в них, разве только по необходимости. Эти чащи получили название Дельдуват и Таур-ну-Фуин, Лес, Одетый Ночною Мглой. Деревья, уцелевшие после пожара, почернели и обуглились; переплелись их корни, словно когти, нащупывая свой путь во тьме. Тот, кто забредал в этот лес, плутал в нем, точно слепой, и становился добычей призраков: порождения ужаса душили его либо лишали рассудка».

(с) «Сильмариллион».

О нуменорской королеве Эрендис, супруге Тар-Алдариона, в «Неоконченных сказаниях Нуменора и Средиземья» сказано, что она была «темноволосой, хрупкой и грациозной, с ясными серыми глазами, как у всех ее родичей», причем говорится, что такая внешность «редко встречалась в Нуменоре». То есть (раз внешность Эрендис считалась достаточно редкой) потомков темноволосого народа Беора (род Эрендис восходил к Бреголасу, предпоследнему князю Дортониона из рода Беора) в Нуменоре осталось гораздо меньше, чем потомков светловолосого народа Хадора (насколько можно судить, скоцентрированы они были преимущественно в провинции Андуниэ на западе Нуменора). Несомненно, деятельность слуг Моргота в Дортонионе сыграла тут свою роль.

Редко акцентируется внимание на том, что сперва Моргот (см. смерть в Первую Эпоху от «Морового Дыхания» сестры Турина Турамбара Лалайт; сам Турин также едва не умер во время прихода болезни в Хитлум), а позднее Саурон, насколько можно судить, вели против своих врагов войну с использованием бактериологического оружия (Великий Мор в Третью Эпоху подозрительно совпадает по времени с возвращением Саурона) [2].

Примечания

  • [1] «В ту пору на берегах Западного моря началось великое строительство кораблей: оттуда целыми флотилиями эльдар отплывали на Запад, чтобы не возвращаться более в земли слез и войн» («Сильмариллион»).

  • [2] Подробнее про Великий Мор см. здесь.

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Миф о Геноциде Толкин, Хоббит, Властелин колец, Фэнтези, Средиземье, Заблуждение, Нуменор, Эпос, Мифология, Книги, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 3

О Человеке С Луны в творчестве Дж.Р.Р. Толкина

Человек с Луны - персонаж хоббичьего фольклора, а также гондорских и эльфийских преданий.

О Человеке С Луны в творчестве Дж.Р.Р. Толкина Толкин, Хоббит, Властелин колец, Средиземье, Фэнтези, Луна, Сказка, Эпос, Мифология, Длиннопост

«Луна ушла, и солнце вмиг
Взошло на небосклон
И не поверило глазам,
Когда взглянуло вниз — а там
Все погрузились в сон».

(c) Отрывок Песни Фродо Бэггинса в трактире "Гарцующий Пони".

Человек с Луны в одноименных стихотворениях — это очень старое существо, которое тайно спряталось на Луне и построило себе на одном из её холмов белую башню, с которой наблюдало за ходом звёзд и Землёй. Когда Человеку с Луны наскучило это занятие, он решил побывать на Земле и отведать яства и питье, столь им желанные.

Среди прижизненных работ Дж.Р.Р. Толкина этот персонаж фигурирует в «Приключениях Тома Бомбадила» и во «Властелине Колец», а среди посмертных - в «Книге Утраченных Сказаний», «Роверандоме» и «Письмах Рождественского Деда».

Еще его называли Уолэ Кувион на Кэнья (Qenya) и Ул Кувонвэг на Гномьем (Gnomish), что означает "Лунный".

О Человеке С Луны в творчестве Дж.Р.Р. Толкина Толкин, Хоббит, Властелин колец, Средиземье, Фэнтези, Луна, Сказка, Эпос, Мифология, Длиннопост

По версии «Книги Утраченных Сказаний», Уолэ Кувион был старым седовласым эльфом, что тайно пробрался на Луну, построил белую башню и ухаживал там за розой. Иные называют его Человеком-с-Луны, но то скорее Илинсор, охотник за звездами.

Когда дух Сильмо, хранитель Сильпиона, не смог управиться с Ладьёй Луны, Манвэ назначил на эту роль духа Илинсора, и с ним отправилось туда множество духов воздуха, облаченных в одеяния серебряные и белые или же одежды бледнейшего золота.

Позже Илинсор был изменён на Тилиона.

В книге «Роверандом» Человек с Луны является величайшим из всех волшебников, который живет на Луне в белой башне с телескопом. Помимо него, на Луне обитают лунопёс Ровер, Великий Белый Дракон и прочие белые драконы, черные и серые пауки и прочая чудная, в том числе безобидная, фауна, причем зачастую крохотных размеров. На темной стороне Луны в сумеречный сад из своих кроватей приходят дети, и Человек с Луны, он же Лунный Дед, делает для них сновидения.

О Человеке С Луны в творчестве Дж.Р.Р. Толкина Толкин, Хоббит, Властелин колец, Средиземье, Фэнтези, Луна, Сказка, Эпос, Мифология, Длиннопост

Человек с Луны появляется также в «Письмах Рождественского Деда». Когда Белый Медведь зажёг самый яркий на свете фейерверк, звёзды и луна сломались, а Человек с Луны упал в сад позади хижины Рождественского Деда. Чтобы хоть немного развеселить и утешить этого бедолагу, ему предложили шоколад, который тот с радостью съел, прежде чем поднялся обратно на небо, дабы починить луну и привести в порядок звёзды.

В более поздних текстах, а также в «Сильмариллионе», майа Луны был уже Тилион, чей образ, несомненно, навеян вышеупомянутыми примерами.

Роберт Фостер в своей работе «Полное руководство по Средиземью» также предполагал, что Человек с Луны, как персонаж хоббитского и гондорского фольклора, «возможно, отражал некоторые (но немногие) знания о Тилионе».

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

О Человеке С Луны в творчестве Дж.Р.Р. Толкина Толкин, Хоббит, Властелин колец, Средиземье, Фэнтези, Луна, Сказка, Эпос, Мифология, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!