Ответ Vanches76 в «Обвинили отца»

И да, вот тоже скажу за школу и воспитание.

Трагедия в Брянске ужасна. И тут, на пикабу, много пишут всяких идей как нам обустроить Россию что надо поменять в связи со случившимся

Вот тут пишут: нужно вернуть школе воспитательные функции.

А я вам скажу, как психолог (у меня диплом по социальной психологии – это та, что связана с общением и групповым поведением). Так вот, главная формула в социальных науках: НОРМ БЕЗ САНКЦИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Ещё раз: НОРМ. БЕЗ САНКЦИЙ. НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Санкции – это ведь не про отключение Тиндера и уход ИКЕИ. Принцип санкций ровно в том, что когда установлены некие нормы (читай: правила поведения в некотором сообществе), то их надо поддерживать, а нарушителей – карать. Это покарание и называется санкциями.

То есть:

Группа: делай так.
Участник: а если я так не буду делать?
Группа: огребёшь. Короче, не понравится тебе. Так что лучше поступай, как велено.

Группа может быть неформальной (тусовка друзей, например) – так и санкции там будут неформальными. Вот если у нас в тусовке такую одежду не носят / матом не ругаются / другим подстав не делают – то на нарушителя будут наложены неформальные санкции: на него будут смотреть, как на идиота / на вечеринки звать не будут / обидятся и не захотят общаться / потеряет статус и девчонки не захотят дружить.

Группа может быть формальной – и тогда, скажем, при приёме на работу новому сотруднику выдадут правила внутреннего распорядка и ознакомят под подпись. И если новичок будет их нарушать – то ему штрафы / выговоры / понижение в должности / увольнения. Короче, про это читайте КЗоТ, там все нормы и санкции прописаны.

В любом случае, нормы без санкций – слова на ветер. Говорильня одна неработающая.
(так, на заметку: теперь идея политических санкций стала яснее? То есть, те, кто их накладывают на нашу страну, однозначно пытаются принудить нас к определённому поведению; детально разбирать не буду, это не политический пост – но сам принцип. Санкции – они всегда про принуждение. Принудить возвратиться к некоей норме).

Теперь, вооружившись этими знаниями, давайте посмотрим на требования к нашим школам. Педагогам вменяется поддержание определённых норм (при этом перечень этих норм довольно туманный), а санкции за их нарушение применять не разрешено! Учителя в наших школах ни после уроков оставить не могут, ни кол влепить, ни исключить ученика на время или на постоянку из школы тоже права не имеют. Даже из класса выгнать шумящего хулигана не могут – а вдруг он в коридоре там один покалечится? Педагог будет отвечать. Поэтому разгильдяй будет орать на уроке внутри класса, учитель будет морщиться и перекрикивать, остальные дети будут терпеть и мотать на ус: у педагога нет прав наложить санкции. Значит, и нормы он может устанавливать чисто формально.

То есть, это не нормы, это фикция. Учителя в школе изо всех сил делают вид, что поддерживают дисциплину и молятся, чтобы не попался среди учеников кто-то чрезмерно отбитый. А тишину и спокойствие поддерживают запугиванием остальных детей.

Да, действительно, права ребёнка нужны и необходимы. Право на образование имеет самый оторванный и педагогически запущенный ребёнок. Ребёнок с отклонениями тоже имеет право на социализацию и старт в жизни. Бесконтрольные права накладывать санкции в истории школы уже были – тут и телесные наказания, и голод, и издевательства; это не вариант и не выход. Это ужасно и возвращаться к этому нельзя.

Но и нынешняя ситуация, при которой у педагога отняты даже логичные и правомерные возможности наложить санкции для поддержания дисциплины – тоже ну совершенно ни в какие ворота не лезет.

Точно нужна общественная дискуссия и изменение правовой ситуации в школе.

Потому что подъем рождаемости – это, конечно, отлично. Но и уже рождённых надо обучить. В конце концов, важно в первую очередь не количество, а качество человеческого материала. То есть, нормально выученные в школе дети, понимающие, что такое хорошо и что такое плохо. Представляющие работу санкций и поддерживающие разумные нормы.

Как-то так.