Серия «Путешествия»

116

Подскажите, а как проехать к плато Бермамыт? Кавказ v2.0 в одну каску

Серия Путешествия

Как известно, настоящие приключения начинаются там, где заканчивается асфальт. (с)

Всем привет, я тут с пятничным Мое и рассказом о своем небольшом путешествии на Кавказ. Это мой второй трип в ту сторону, но, если в прошлом году это была четко спланированная поездка с серьезной подготовкой, продуманным маршрутом и конкретным планом, то в этот раз все было спонтанно, незапланированно, сплошной экспромт. В будущем это не раз сыграет со мной злую шутку, но взамен принесет мне много ярких впечатлений и новых знакомых. А разве не ради этого многие из нас отправляются в Путь?

Итак, в середине августа нелегкая занесла меня в один из туристических магазинов Москвы за какой-то фигней, где я, поддавшись непонятному импульсу купил себе палатку. И уже вечером в гараже под кружечку пива, осмысляя свою покупку прикинул, что это был знак и нужно собираться в путешествие, благо бюджет более чем позволял, а неотгуленного отпуска было с избытком. Следующую неделю я потратил на покупку всего необходимого по моему мнению шмурдяка для лагеря, написал заявление на отпуск и стал ждать.


Подготовки никакой не было, ресурса резины было более пятидесяти процентов, ТО сделано заранее, второго номера не предполагалось и готовить соответственно никого было не нужно. Кофры давно куплены и объезжены.


Плана, как я уже писал выше, не было, были какие-то точки на карте, которые хотелось посетить, с гостишками так же не заморачивался, палатка же в кофре есть. ) Забукал только первые две ночи в Ростове-на-Дону и Кисловодске.

День первый и второй.

Москва – Ростов-на-Дону 1100 км

Ростов-на-Дону – Кисловодск 560 км

Выкатился ранним утром, погода радовала, трафик на М4 был на удивление разряженный, катилось как всегда в кайф и удовольствие. Дорога уже много раз пройденная, так что ничего нового, даже пробки перед Ростовом не напрягли. Единственное что не понравилось, мотоцикл на горячую стал запускаться не с первого раза где-то по середине пути. Два-три нажатия на кнопку старта и только тогда стартер начинал крутить. Однако.


Утром второго дня, наконец-то свернув с федеральной трассы ушел на Кисловодск, появилось это ощущение путешествия, новая дорога, новые эмоции манили вперед, через какое-то время справа в дымке замаячили силуэты гор. Еще минуту назад их и не было и вот они проявились! Теперь точно – Путешествие началось!


Заселился в гостишку, отужинал в местной ресторации и в общем-то второй день на этом можно было считать завершенным. Подустал от дороги и хотелось просто отлежаться перед следующим непростым ходовым днем.

День третий

Кисловодск – где-то в горах ~ 32 км

В этот день я хотел доехать до плато Бермамыт. Место достаточно популярное, мне же о нем рассказал коллега, особо отмечая момент, что там обязательно нужно встретить рассвет. Почему бы и нет, подумал я. Всеволод, еще раз благодарю за это уточнение.


Днем выкатил из гостишки и отправился в сторону Учкекена, поселка от которого идет самая простая, судя по описанию в интернете, дорога до плато. Погоду проверял заранее, гидрометцентр обнадеживал безоблачным прогнозом, поскольку злую резину я с собой везти поленился, а на моей Анаки три лучше катится по-сухому.


На границе республик скучал инспектор, по взмаху полосатого жезла останавливаюсь, челу было, видимо, совсем печально, так что сверили с ним номера рамы и двигателя, но, поскольку у меня все ровно, через пять минут я отправился дальше.


От Учкекена примерно километров десять идет хороший грейдер, после ждет еще километров двадцать-двадцать пять простого грунта. Единой дороги нет, джипы накатывают новые колеи, но общее направление понятно.


На одном из подъемов я увидел очень нехорошую такую тучу впереди, и, мне бы включить голову, осознать, что я все-таки в горах, один, и лучше быть благоразумным, повернуть обратно, осмотреть как следует Кисловодск и уже завтра, когда все подсохнет, вернуться сюда.

Но. Главный таракан в голове поднял флаг Слабоумия и Отваги.


Так что то я сделал фото и отправился вперед. Тот же неадекват в голове нашептывал, что в горах погода изменчива, если не успеешь по-сухому доехать, то ливень быстро пройдет, перекусишь, кофе выпьешь и поедешь себе спокойно дальше.


Начал накрапывать небольшой дождик, знамя вилось все резче и в какой-то момент зарядил настоящий ливень, да еще и с градом. Я же оказался в седловине между двух скальных горок. Мотоцикл утратил сцепление с размокшей глиной и аккуратно прилег. Поднять его не представлялось ни единой возможности, поскольку он соскальзывал на мокром грунте. Дождь продолжал. Минут через пятнадцать подкатила большая группа на квадроциклах, парни помогли поставить мотоцикл, и умчали дальше. Дождь, то затихал, а в небе появлялись просветы, вселяя робкую надежду, то снова усиливался, бросая порывами ветра в меня новые порции града. Однако.

Пара часов под дождем и накатывающая паника это такое себе ощущение. Что делать совершенно непонятно, когда все это закончится тоже. Холодно и немного сыро.


Через какое-то время ко мне на лошадях подъехали пастухи с вопросом сколько времени я здесь планирую загорать, позвали в свой вагончик расположенный в полу километре от моей вынужденной стоянки.


В целом, это был единственный адекватный вариант решения проблемы. Мотоцикл ехать по этому болоту отказывался, так что ночевать в любом случае пришлось бы здесь. Перетаскал необходимые и ценные шмотки к кошаре, в этот момент примерно окончательно закончился дождь.


Выловил джиперов, проезжавших мимо, вчетвером кое-как оттащили мотоцикл с дороги, что бы его ночью не сшиб какой-нибудь водила, достал из кофра нож и бутылку рома, накинул чехол и отправился к месту ночевки.


Поставил палатку рядом с вагончиком, переоделся, раскидал шмотки сушиться. Пастух накормил жаренной бараниной и напоил чаем. Начало смеркаться, а к кошаре приехало пару друзей гостеприимного хозяина, таких же пастухов. За непринужденной беседой скоротали вечер, а меня все это время не покидали стремные мысли. Я хз где, никто из друзей и знакомых об этом не знает, да даже если бы и знали, толку от этого, самый ближайший из них в шести сотнях километров от меня.

С другой стороны абсолютно незнакомые мне люди с совершенно иной системой ценностей в курсе где я, и, что я никак от сюда уехать не могу. Ситуация очень на троечку.

Но, к счастью, все обошлось, хотя нож в палатке я положил поближе к себе. )


Утро радовало солнцем, прохладным ветерком, который уносил влагу из грунта и ржанием лошадей. А вообще ночь запомнилась какой-то особенной тишиной, изредка разбавляемой ржанием лошадей, мычанием коров, и, кажется, уханьем филина или совы, а так же ярким звездным небом. В городах такого никогда не увидишь и не ощутишь.

День четвертый.

Где-то в горах – плато Бермамыт ~ 24 км


Позавтракали с пастухами, докурили все мои сигареты, парни пошли разгонять стада, а я решил потихонечку собираться в путь. В районе одиннадцати утра выкатился и, буквально за час приехал к плато, подсохшая дорожка кайф = )


Обосновался на самом краю, разбил лагерь и просто шлялся вдоль кромки скалы, наслаждаясь видами. А посмотреть там, определенно, есть на что. Фотографии, ни разу не передают всей красоты, а оптика, предательски съедает величие и настоящие масштабы Эльбруса.


Настроение было какое-то медитативное, хотелось просто любоваться видом самой высокой вершины Европы, выпивать ром и быть довольным тем, что имеешь. Не хватало только сигарет, но этот вопрос решился достаточно просто, один из мотоциклистов, подошедших потрепаться поделился пачкой, Спартак, благодарю еще раз. Так же несколько мотопутешественников звали в свой лагерь, но совершенно не было настроения, поэтому вежливо отказывался и просто ждал заката.

А ранним утром, началось то, ради чего я сюда ехал. Первые лучи солнца нехотя пробиваются сквозь скалы, на горелке закипает вода для завтрака, и Эльбрус начинает раскрываться в своей первозданной красоте. Дымка из низины постепенно уходит, склоны потухшего вулкана окрашиваются в бледно желтый, а через одну сигарету и кружку кофе покрываются ярко медным цветом через который пробиваются отблески белого снега.

Да, только ради этого стоило ехать сюда.

День пятый

Плато Бермамыт – Кисловодск 75 км

Ну а после всей этой красоты, я начал собирать свой лагерь и потихонечку двигать в сторону цивилизации, очень хотелось в душ и вкусных хинкали. Обратная дорога по просохшему грунту была в кайф, просто катил в удовольствие, грунт, камни, спуски, подъемы давались легко и  ненапряжно, за исключением одного момента, разогнавшись хорошо выше шестидесяти километров в час, заметил впереди белый седан, который нерешительно дергался то вперед, то назад. Позавчерашний таракан пытался чО-то пошутить про трусишек на консервах, но был моментально завален более рассудительными товарищами, а я повинуясь инстинкту скинул скорость, и вовремя, накатанную грунтовку пересекали две очень глубокие колеи от чего-то очень большого. Объехав это недоразумение, я через минут двадцать выкатился возле села Кичи-Балык, хотя и планировал вернуться через Учкекен, просто ехал по самой накатанной дороге, а она сама привела меня туда, куда решила.

.

На асфальте появилась связь и я по-быстрому забукал себе тот же отель, где ночевал в прошлый раз в Кисловодске, а поскольку раннего заселения в этом месте не предполагается даже за отдельную плату, решил разведать асфальтовый серпантин до урочища Джилы-Су, просто прокатиться, благо времени было с запасом.

Дорожка очень кайфовая, но проехав пару десятков километров, пытаясь не цеплять в поворотах кофрами асфальт до одной из смотровых площадок увидел, что Эльбрус затянуло облаками. Поэтому отправился в город, этот трек я запланировал на завтра.


Полюбившаяся мне хинкальная около моего отеля так же очень удачно находилась напротив шиномонтажа, где меняли покрышки три гусевода.


С этого момента, в общем-то, мой трип социопата завершился и Вселенная решила наградить меня компанией очень разными по сути, но близкими по духу людьми. Поэтому с ходу зацепились с парнями языками, кто где был, уточнял у них некоторые интересующие меня маршруты, но, к моему сожалению, и подтверждению, что Гуси редко бывают в интересных местах, выведал только один резервный трек.


Ну а к двум часам дня, отобедав, и заселившись в гостишку отправился в центр города на экскурсию. Так и бродил до вечера, красивый курорт, с местным колоритом, не сказать, что бы я был в восторге, но необычно, и, определенно, стоит того, что бы посетить.

День шестой

Кисловодск – Джилы-Су – Эльбрус 340 км


Ранним утром, пока есть надежда увидеть Эльбрус без облаков стартую из Кисловодска в сторону Джилы-Су. Впереди меня ждет около девяноста километров потрясающей дороги.

Такой красивый и крутой трек не катал ни разу в жизни, если это не самая красивая дорога в России (да, я знаю про Чуйский Тракт), то точно одна из самых красивых. За каждым поворотом можно останавливаться для фото, перепад высот очень крутой, а в самом конце реально интересный серпантин с резким сбросом высоты и выходом в долину реки. Можно ехать спокойно, любуясь видами вокруг, можно на все деньги, надеясь, что тормоза не перегреются.


Очень, очень крутая дорога, с первых десятков километров подвинула в моем топе А121 Сортавала, по которой я с удовольствием прохватил несколько лет назад, на второе место. Дорога, где спортоводам стоило бы оттачивать свои навыки, а не вот эти ваши дебильные гонки от светофора до светофора ; )

Прикатил к урочищу, для машин въезд пятьдесят рублей, мотоциклистам бесплатно, далее мое абсолютное ИМХО. Абсолютно беспонтовое место, сначала толчея из машин и людей, после просто куча народа. А в целом водопад на троечку и купель тоже, рядом с мостом через Малку тоже есть водопад, чуть интереснее, но меня, в отличие от прошлого года водопады вообще не заходили, так что без особого энтузиазма пошлялся полчасика, да и свалил.

Чуть выше Джилы-Су есть очень интересная отворотка в сторону Тырныауза, перевал Шаукам, что-то около двух тысяч девятисот пятидесяти метров над уровнем моря, это была моя вторая важная точка в этом путешествии, но, увы, я не смог = ( Поэтому в расстроенных чувствах возвращаюсь выше по серпантину, крутя с досады ручку газа до критичных значений, и, ругая себя за то, что поленился взять злую резину, к обсерватории. Кстати, там рядом с обсерваторией МГУ имеется турбаза с телескопами и прочими космическими штуками, можно остановиться на ночь, экскурсии, говорят, очень крутые и захватывающие. Я же по указателю на Нальчик свернул на щебенку в сторону поселка Кичмалка, о которой вчера рассказали гусеводы. Классная дорожка, можно спокойно идти больше ста километров в час почти на всех сорока километрах, один раз я только чуть не убрался в повороте, но это мелочи )


Ну а после на заправке в самом начале Баксанского ущелья под кофе, ожидая, пока стартер остынет и размышляя куда поехать дальше, я увидел ребят на старой Африке, которые так же заприметили меня. Подъехали, разговорились с ними, а потом они мне и говорят: «А погнали к Азау, тусанем завтра!» У меня и планов особо не было, так что без всяких сомнений соглашаюсь, обмениваемся номерами и прощаемся до завтра.

День седьмой Эльбрус


Ранним утром подрываюсь и отправляюсь на встречу со своими новыми знакомыми. Таксо в этом регионе своеобразное, ни Яндекса, ни Убера здесь нет. Так что заприметив надпись на столбе с рекламой таксопарка, отзваниваюсь и через умопомрачительные двадцать минут приезжает чудо российского автопрома и везет меня в сторону подъемников на Чегет, где мы и встречаемся.


Ну а далее программа стандартная, вершина, прогулка, фото, бутылка рома, захваченная в Кисловодске придает настроения, спускаемся вниз и пешочком под местное пивко топаем в сторону Азау, а там подъемники, Гара-Баши, гуляем. Ребята, по моему совету, берут снегоход, что бы подняться повыше.

В целом, обычная туристическая программа, Эльбрус шикарен, говорить особо не о чем. Спустились вниз, да и прошлялись до самой ночи.

Утром ребята погнали через непройденный мной перевал Шаукам, а я потихонечку стал собираться в сторону Тебердинского ущелья, Домбай ждал меня.

День восьмой Эльбрус – Домбай 350 км


Выкатывался поздним утром, хотел заехать на плато Кинжол (искать в Яндексе как плато Кинжал), но тучи над ним несколько охладили мой пыл, таракан в голове скромно молчал и я решил, что еще одна ночь посреди ливня и гор мне не очень зайдет, так что как-нибудь после.


Поэтому впереди меня ждал достаточно интересный, хоть и асфальтовый, перевал Гум-Баши. Чуть больше двух тысяч ста метров над уровнем моря, если верить тому же Яндексу. Дорожка на три с плюсом, турынде как всегда по фигу, но остальным будет некомфортно. По факту километров десять подъема, комфортные повороты, неплохой серпантин, есть необорудованная площадка и, чуть дальше кафеха со всеми удобствами, где я и тормознул. Спрыгнул с мотоцикла, осмотрелся вокруг, прогулялся и мои размышления по поводу выпить кофе или чай прервал звук питбайка.

Дмитрий катает путешествия с семьей на фургоне, а питбайк ездит в кузове, неплохая идея, не факт, что я возьму ее на вооружение, но мне понравилась ) Познакомились с ним и его семьей, да и отправились на смотровую площадку пить чай и кофе под вкусное варенье, купленное у местных. Пока общались и фотографировались, краем глаза заметил, что солнце стало активно клониться к закату. Поэтому распрощавшись, прыгнул на мотоцикл и начал спуск с серпантина.

Уже в сумерках прокатившись по долине реки Теберда забукал отель в поселке Домбай, где и очутился спустя полчаса после заката.


День девятый Домбай


Проснувшись утром, первым делом поехал к подъемникам, мое личное имхо: виды здесь куда как круче, чем с Эльбруса или Чегета, высота чуть ниже, но какая красота вокруг. Нет смысла особо описывать, это стоит увидеть лично.


Спустился вниз под огромным впечатлением, и пока отдуплял что там и как, ко мне подошла очень позитивная девушка: «На квадроциклах прокатиться не желаете?» Пф, конечно желаю, договорились с ней по деньгам и времени, я отправился отобедать и переодеться, а к назначенному времени меня ждало таксо до базы, откуда мы должны были стартовать в горы.

Квадрики у ребят пятисотки полярисы, а в отличие от тех, что мы арендовали на озере Селиегр  здесь не было ограничителя газа, что заранее добавляло некоторого чувства адреналина.


Совершенно простецкий инструктаж перед стартом и вот мы начинаем подъем с проводником. Откровенного говоря, привыкнув к нашим равнинным расценкам и маршрутам я несколько офигел, когда мы прокарданили порядка часа в горы, ведущий остановил свой квадрик и на резонный вопрос сколько нам еще ответил, ну еще минут  тридцать. Фигасе, подумал, я. И это были очень крутые тридцать минут, поскольку угол подъема хорошо так превысил градусов тридцать, да и виды вокруг доставляли.

По итогу после более чем полутора часов подъема мы доехали до озера Шобайдак, где я решил прогуляться и размяться после такого непростого подъема, а заодно и сделать хороший глоток рома = )

Ну а после не торопясь спустились, водила отвез меняв отель, где отужинав, я просто отходил после такого насыщенного дня.


Яша показывал на следующий день дикие ливни и я, скрепя сердце, принял волевое решение отказаться от дальнейшей поездки на Архыз, не было ни малейшего желания тупо мокнуть в горах, а так же от продолжения пути в сторону Крыма, поскольку проблема со стартером меня несколько напрягала.


День десятый и одиннадцатый

Домбай - Каминск-Шахтинский 680 км

Каменск-Шахтинский - Город-Герой Москва 930 км


Утром погода сильно испортилась, большая туча зацепилась за хребет и особо никуда не двигалась, поэтому под мелкий ливень и морось стартую в строну М4.

От Каменска-Шахтинска температура не понималась выше плюс четырнадцать градусов, а порою была сильно ниже. И, за две сотни километров от дома, я влетел в лютый ливень с температурой плюс семь градусов. Мембрана GoreTex в куртке выдержала этот вызов на ура, а вот в брюках мембрана Альпинстар сдалась достаточно быстро, что было ожидаемо, но ни разу не приятно. Так что на половину вымокший, в этот раз отказываюсь от пива и в гараже делаю добрый глоток сингл молта, потому что очередное приключение и путешествие завершилось. Я дома!

В горах, как известно, не всегда хорошая погода, но лично у меня всегда отличное настроение, не смотря на все неурядицы, погоду и личные проебы. = )


Многое в этом трипе не пройдено, но есть четкое осознание, где были допущены косяки, оплошности и прочее, надеюсь, что получится вернуться более подготовленным, а Горы пустят.


Четыре тысячи сто семнадцать километров путешествия в личный зачет по нашей огромной и такой красивой стране.

Показать полностью 25
52

Как мы на Кавказ на мотоцикле ездили Часть два

Серия Путешествия

Продолжаю рассказ про наше небольшое путешествие по Кавказу на мотоцикле, первая часть по ссылке

Утром осматривал мотоцикл, очень мне не понравился уровень масла на нижней границе. Прям вот очень, за прошедшие двадцать с небольшим тысяч километров мотоцикл масла не жрал, и такой подлянки я от него не ожидал и масла на долив не взял, так что новость неприятная. Благо лил дождь и утро я посвятил поиску масла. Понятное дело, что в дагестане Castrola я не нашел ) В небольшом мотосалоне на выбор были Матюль (ну как бы понятно, что маловероятно, что он оригинальный) и Эни. Здраво рассудив, что нам еще больше двух тысяч пути, лучше всего просто поменять масло и не париться, что и сделали. Прикатили в салон, масло нам продали со скидкой, угостили вкусным кофе, а денег за работу не взяли вообще, было приятно )


Второй достопримечательностью в этом регионе у нас был заброшенный аул Гамсутль.

Но лично меня очень привлекала так же возможность прокатиться по горным серпантинам до него. Двадцать километров по равнине, поворот в сторону гор и почти сразу начинается плавный набор высоты. Покрытие на твердую тройку и почти два часа кайфа на практически пустой дороге, резкие подъемы, спуски, плавные и крутые повороты… Кайф. И еще одна ГЭС в этом сезоне в моем личном зачете, ну вот люблю я эти штуки, ничего с собой поделать не могу. )

Доехали практически вплотную, можно было бы еще подняться по сильно разбитой грунтовке с хорошим уклоном пару километров, но, после вчерашних ливней и с пассажиром я как-то не рискнул. Благо на парковке имеются УАЗы, которые за пять сотен рублей довезут вас с ветерком. А после еще два километра пешочком по тропе. Хорошая (очередная) физическая нагрузка после местной сытной и недорогой кухни )

И это прям кайфы, заброшенное селение где-то посреди гор, отдышавшись после долго подъема мы пошли осматривать строения. Я вообще большой фанат заброшек, а в таком аутентичном месте, просто супер, бродили по аулу, фотографировались, впитывали в себя атмосферу. Одно из самых ярких впечатлений за этот отпуск.

Ну а после спустились, перекурили и поехали обратно, где-то через пятьдесят километров пути в сторону отеля начался небольшой дождь. Мы постепенно подходили к самой высокой точке перегона, температура опустилась до плюс восьми с половиной градусов, а дождь усиливался. В результате я получил новый опыт управления мотоциклом на горном серпантине под ливнем. Не сказать, что это вызвало у меня какой-то восторг, но, а хуйли делать? Аккуратно спустились на равнину, остановились, закурили, приятно было ощутить легкий бриз со стороны моря и температуру плюс двадцать, но это не мешало мне нежно обнимать горячий двигатель. )

Докатили до города, где было еще на пять градусов теплее, отужинали в местной ресторации и погнали отсыпаться.


Избербаш – Булунгу 500 км


Выкатывались утром, нас ждал достаточно интересный путь по не самым простым республикам федерации. Но, первым делом едем к бархану Сарыкум. Совершенно нереальное место, непонятно как оказавшаяся между морем и горами огромная куча песка. Бархан хорошо видно с дороги, подъехать просто по грунтовке, паркуемся, покупаем билеты. Кассир просит не сходить с маршрута и не пугать местную фауну, обещая нам увидеть всяких змей, скорпионов и прочих ящериц. Оставляем у нее часть экипа и в очередной, который уже, раз поднимаемся вверх.

Никого, кроме ящериц мы не встретили. ( А так, ну песок, ну много его, прям очень, а по факту никаких эмоций бархан не вызвал, если бы не туча, спускавшаяся с гор, даже красивого контраста цветов не увидели бы. Так что спускаемся, закупаемся в местном магазине водой и катим в сторону ночлега.


По пути нас накрывает небольшим дождем из той самой тучи, ничего удивительного. Так и едем до границы со следующей республикой. Чечня. Пост на границе, получаем пропуск по случаю карантина. Снова много людей с оружием, но на этот раз славян нет, местные, лично меня этот момент напрягает, так что не задерживаемся и уезжаем. Пропуск действителен два часа, поэтому в столицу республики решаем не заезжать, хотя наши новые знакомые из Избербаша болт на это забили и переночевали в грозном, проблем на выезде у них не было, но ну его на фиг.

Докатываем до границы Ингушетии, снова пост, снова люди с оружием, проходим республику насквозь без остановок, опять пост, потом Алания, все то же самое, документы на посту и наконец-то докатываем до Чегемских водопадов.


Место совершенно беспонтовое, куча торговцев, развалы с сувенирами и прочим барахлом за которыми водопады совершенно теряются. Осматриваем для галочки, ведь нас ждет нечто совершенно необычное. Прыгаем на мот и в отличие от подавляющего большинства, продолжаем путь в сторону грузинской границы. Нас ждет порядка тридцати километров хорошей грунтовой дороги, петляющей то по одному, то по другому берегу реки Чегем.

Здесь стоит сделать небольшое отступление, я хотел переночевать в селе Булунгу, где было всего два гостевых дома. И, откровенно говоря, условия там были вполне спартанские. Мой второй номер на моменте бронирования жилья высказалась очень резко по отношению к этим вариантам, но я был непреклонен: «Даже если все будет так плохо, как тебе показалось, это всего одна ночь, потерпим.»

Но реальность превзошла все наши ожидания. Докатились до точки. Поскольку асфальт там только на центральной улице, а остальные дороги имеют весьма крутой уклон, отправляю подругу предупредить хозяев, что бы открывали ворота и запускали внутрь уставших путешественников, держу мотоцикл, жду. В гарнитуре начинают слышаться чужие голоса, с каждой секундой их количество и тембр увеличивается, проступают неподдельный интерес и нотки удивления. В момент, когда я ставлю мотоцикл на передачу и готов идти сам рулить ситуацией, потому что ощущаю, что двойка немного не справляется, ворота открываются и на меня просто обрушивается какое-то нереальное количество людей. Это было, неожиданно, все здороваются, тянут руки, интересуются, Как? Вы вот на мотоцикле? А откуда? Из Москвы? А Куда? Так далеко и прочее… Кое как отбрехавшись, закатываю мотоцикл на парковку, спрыгиваю и лицом к лицу ровняюсь с хозяином: «Так, давайте быстро ужинать!» Хорошая идея, даже спорить не буду.


Чуть позже оказалось, что это туристическая группа выходила вечером прогуляться, но все равно, получилось необычно. Отужинали, обустроились в комнате, поскольку все магазины (возможно единственный здесь) были закрыты, а гулять было очень темно, то припасенная в Избербаше бутылка рома была очень в тему ) Остаток вечера провели в злоупотреблении и общении с туристами, уточнял у гидов как дорожка до интересующих меня мест, но нет смысла спрашивать про качество дорог у людей, которые передвигаются на полноприводных внедорожниках, им везде отлично.


Утром были накормленным домашним завтраком, отстегнул боковые кофры от мотоцикла, собрались и поехали нетеоропясь в сторону водопада Абай-Су.

В паре километров от поселка пограничная застава, ничего удивительного, Грузия в паре десятков километров, показали паспорта и стартанули, дорожка, настоящий кайф, много спусков, подъемов, грунтовка вся в камнях и щебне, мотоцикл мотает туда-сюда, проехался с огромным удовольствием. Был бы один, возможно, попробовал подняться чуть выше до базы отдыха Башиль. Но и десяти километров хватило. А какие там виды, даже при том, что приходилось смотреть в основном только вперед, картинка вокруг великолепна, сделали пару остановок для фотографий. К самому водопаду не подъехать, поэтому паркуем мот и пешочком, снова, топаем на возвышенность. Здесь картинка разительно отличается от Чегемских водопадов, ни одного ларька с сувенирами, людей немного, мы встретили пару туристических групп, надеюсь, асфальт сюда проложат не скоро.

Вода спускается с высоты семьдесят четыре, кажется, метра. Не смогли устоять перед соблазном и окунулись под ледяные струи водопада, в жаркий денек, да еще и после такого прохвата по не самой простой (лично для меня, уверен, для людей с опытом внедорожных покатушек дорога покажется совершенно не о чем) дорожке – кайфы. Обсох на удачно подвернувшемся валуне и полез снова. Кайф. Перекурили и поехали обратно, нас уже ждал совершенно чумовой обед.


В этот день было запланировано еще одно приключение: мы должны были срезать дорогу до Баксанского ущелья через перевал Актопрак. Но, не все так просто, по пути к отворотке на него мы увидели, как куча людей летают на парапланах: «Слушай, а давай заедем? Может получится тоже полетать?» спросил я.

- Хочу – услышал в гарнитуре лаконичный ответ )

Подошли к администратору, и уже через десять минут, дождавшись оставшуюся группу, мы ехали в кузове ЗиЛа к месту старта.

Никогда ни на чем подобном не летал, а с учетом того, что я достаточно сильно боюсь высоты это должно было быть очень ярко. Мой пилот быстренько облачил меня в обвес, рассказал, что да как и мы приготовились к взлету. Очень необычно, я прекрасно понимал, как работает вся эта связка, но все равно, ощущение, что в целом, в воздухе нас держит только моток строп и правильной формы полотно, это как-то бодрит. Во время набора высоты непринужденно болтаем обо всем, постепенно поднялись к стае орлов, прям вот круто, казалось бы, ничего особенного, но, блин, мы же летали прям вместе с орлами ) Поднялись чуть выше, и как-то поднадоело совершать круговые движения подъема:

- Слушай – говорю пилоту – это все круто, конечно, но в чем кайф?

- А у тебя как с вестибулярным аппаратом? – загадочно интересуется )

-Да, вроде не жаловался – отвечаю.

- Заебись, попробуй сначала порулить, держи вот эти штуки – указывает на свои органы управления, не знаю как они называются – ну такое себе, не готов я был как-то резко влиять на стабильность всей системы на высоте больше двух тысяч метров над уровнем поверхности, так что как-то без особых эмоций.

- Хорошо. Сейчас исполним пару фигур, готов?

- Жги!


И тут у меня просто захватило дыхание, потому что мы резко изменили курс, центробежная сила возросла до очень крутых значений, нас мотало в разные стороны, перепады высоты, направлений – я орал как ребенок!

- А теперь невесомость! – кричит пилот.


И действительно, на долю секунд, а мне показалось, что прям на пару, мы как-будто зависли в невесомости, и снова безжалостная сила притяжения тянет нас вниз. А после мы устремляемся в каком-то пике в сторону скалы – потрясающе, настолько круто, что прыжок с тарзанки в прошлом году показался мне чем-то вроде детского аттракциона.

- Теперь понимаю, от чего вытащитесь! – инструктор просто довольно кивнул )


Приземлились, спустились вниз, очень хотелось выпить. Мой второй номер не отказала себе в добром глотке крепкого алкоголя, я лишь чуток позавидовал. )

- Ну что? Едем дальше?

- Погнали!


Спускаемся ниже по ущелью и на совершенно неприметной отворотке уходим к перевалу, сразу же дорожка идет вверх, засыпанная довольно крупным скальником.

Здесь стоит сделать небольшое отступление, я не умею ездить по бездорожью, у меня нет опыта эндуро и прочего мотокроса, но мне очень хотелось проехаться по каким-то красивым не асфальтовым дорожкам, с умеренной сложностью. И этот перевал был заранее выбран как самый простой и доступный для моих навыков и мотоцикла, загруженного кофрами и пассажиром.

И, я получил огромное удовольствие от этой поездки, всего тридцать километров, но столько кайфа, остановились на самом перевале, насладились красотой и величием гор, и поехали в сторону асфальта. Буквально минут через двадцать расслабишься я впервые по собственной воле уронил своего второго номера, завтыкав на спуске. Ничего серьезного, но, один момент. Когда выбирали для нее экип я настоял на высоких мотоботах, топя за эндурные тапки, правда, спустя несколько часов примерок согласился на высоки SMX. Это спасло ногу двойки от вполне возможного перелома или сильного ушиба, поскольку мот лег кофром аккурат на ее ногу. Так что поднял мотоцикл, похвалил себя за настойчивость, припомнив заодно историю, как я забил на нормальные колени, надеясь на вставки в штанах и знатно уебавшись в Крыму, проходил весь отпуск с разбитой коленкой, размером с голову, поехали дальше )


Выкатили на асфальт в поселке Былым, где двойка сделала еще добрый глоток рома, а я лишь облизнулся ) Здесь уже было рукой подать до жемчужины нашего путешествия – Эльбрус ждал нас.

Неторопясь петляли по отлично асфальтированной дорожке, постепенно поднимаясь вверх, заехали на Роснефть, где заливалось еще пара мотоциклов, двойка пошла оплачивать топливо и в гарнитуре я услышал весьма забавный диалог:

- Оу, привет! Вы откуда?

-Мы из Москвы, а вы?

- Из Казани.

- Казань, блин, крутой город! Мы все до вас никак доехать не можем.

-Конечно, пять тысяч по Кавказу накатать нормально, а до нас семь сотен проехать все никак! )

- Эм, ну, какбы, ну да (


Перекинулись парой фраз с парнями, залились и поехали до отеля. Как раз горы окутали сумерки, а мы заселились, и пошли искать ужин.

В общем-то очередная моя мечта исполнилась этим утром, докатили на такси до подъемников на Чегет и я наконец-то в живую увидел Эльбрус. Черт возьми, это было очень круто, нам очень повезло с погодой и две его вершины были перед нами без облаков. Долго бродили по склону Чегета, фотографировались, наслаждались видами, солнцем, горным воздухом, заглянули в местную кафешку, пили Егерь, травяной чай и ловили свой скромный кайф.

Спустились вниз, поднялись к подъемникам на Эльбрус, прокатились до Гара-Баши, виды поражают, весь хребет как на ладони, в голове чуток шумит, но, скорее всего это после вчерашнего. Стою, курю, впитываю атмосферу и краем глаза наблюдаю чувака на снегоходе, который зазывает туристов прокатиться.


- Ксюх, может прокатимся – уточняю я у подруги, заранее зная ответ.

- Поехали, конечно – блестит мне в ответ своими глазюками мой второй номер.

- Молодой человек, а прокатите? – и уже через пару минут мы мчим на снегоходной колеснице.

Изначально план был забраться на пять тысяч метров. Но, к сожалению, на южном склоне солнце растопило снег и выше четырех восьмисот снегоход не потянул, но, с другой стороны, размышляя сейчас, почти пять тысяч над уровнем моря, да когда я еще буду на такой высоте, стоя на земле. А если вспомнить момент, что еще несколько дней назад мы плавали на двадцати шести метрах ниже этого самого уровня моря в озере Баскунчак, так что с осознанием перепада высот, слепил посреди жаркого августа снежок и устроил маленькую перестрелку с Ксюхой.

Ну а после спуск, местный рестик и твердое осознание, что слишком мало времени я заложил на Приэльбрусье, оно, конечно, стало жемчужиной нашего путешествия, откуда решительно не хотелось уезжать.

Поляна Азау - Ростов-на-Дону 670 км


Следующим ранним утром с нескрываемым расстройством уезжаем. На термометре отеля плюс семь, необычно, солнце вроде и светит, но холодно, блин. На протяжении пары сотен километров Эльбрус провожает нас, маяча по левую сторону, а после теряется где-то вдалеке. Заезжаем в Пятигорск перекусить и двигаем в сторону Ростов-на-Дону, протолкались сквозь пробки пред городом, да и больше ничего интересного. Я в этом городе был много раз, заселились, отужинали, прогулялись по набережной, вот и все.


Ростов-на-Дону - Москва 1 100 км


А впереди нас ждала тысяча сто километров по М-4, единственным ярким моментом которой был лютый ливень с градом где-то в Воронежской области, да еще и на таком участке, где две полосы с лева и справа ограждены отбойником, видимость минимальная и останавливаться на обочине я не рискнул, пристроился за Хэндэ, который предусмотрительно включил аварийку и ехал с комфортной для меня скоростью. Так и прокатился за ним паровозиком, пока не нашел место для безопасной остановки, слушая как маленькие градинки стучат по каске.

Так же, как и по Каспию, катим, заправляемся, катим, перекуриваем, катим, останавливаемся купить арбуз, катим, пьем кофе. От многих слышал, что трасса скучная и неинтересная, а мне она очень нравится в последнее время, такая, спокойная, ненапражная, едешь, себе, получаешь удовольствие от процесса, а на какой-то заправке, где с удовольствием пьешь кофе подходит к вам женщина:

- А вы молодцы!

- О_о

- Я с сыном еду, он вот говорит про вас, молодцы мотоциклисты, по правилам едут, не выпендриваются.

- Эм, ну да, не торопимся – отвечаю я )


Ну а уже вечером прикатываем в Москву, буквально за километр от гаража чуть не снеся бабку, которая решила перейти дорогу на красный. Закатываю мотоцикл в гараж. Открываю чуть трясущейся рукой бутылку самого вкусного пива и делаю огромный глоток. Дома.

Пять тысяч сто восемьдесят километров, семнадцать субъектов федерации, четырнадцать дней, трое полных суток в дороге, два человека, один мотоцикл и миллион впечатлений. Могу точно сказать, это был самый яркий, самый насыщенный отпуск за последние пару лет. Очень много впечатлений, очень много событий, слишком много эмоций, тот редкий момент, когда события нынешнего дня просто перекрывают впечатления прошлого и так каждый следующий день.

Показать полностью 24
127

Как мы на Кавказ на мотоцикле ездили

Серия Путешествия

Сезон закрыт, поэтому появилось немного времени на небольшой рассказ о нашем путешествии по Кавказу.

На этот сезон у меня были грандиозные планы, но, по всем известным причинам им не суждено было сбыться, а отпуск, как известно, сам себя не проведет, поэтому как-то августовским вечером, сидя за пинтой чая, обсуждали с подругой направления для поездки. Одним из ее предложений было:

- Слушай, а поехали в Дагестан, там вроде бы красиво и море есть?

-0_о в Дагестан? Откуда у тебя это странное желание лепить кирпичи где-нибудь высоко в горах? – ответил я. На этом идеи иссякли, но, прогуглив через пару дней истории путешественников, я этой идеей загорелся.


По подготовке мотоцикла, очередное ТО было сделано в начале лета или тысячи четыре назад, так же перед выездом махнули передние колодки, цепь и звезды, по поводу резины мысли получались такие: запаса третьей анаки по идее было еще процентов пятьдесят, но пробег предполагался серьезный, да еще и на груженом мотоцикле со вторым номером, поэтому, справедливо решив, что лучше докатать эти покрышки как-нибудь потом, чем с вылезшим кордом штурмовать грунтовые перевалы, махнул комплект на новый, той же анаки три, больно понравились мне эти тапки)

Боковые кофры, купленные еще зимой для предполагаемого трипа по Норвегии, установил в июне, но оттестил только в небольшом прохвате до Селигера в июле. Ранее никогда с ящиками по бокам не ездил, и для меня это представлялось некоторой проблемой из-за выступающих за руль габаритов кофров. Оказалось делом привычки, но в пробках все равно не по себе.

Главной же задачей перед путешествием для меня была подготовка моего второго номера, поскольку в прошлом году взял с собой в трип девушку, которая оказалась ни физически, ни морально не готова ко всем трудностям перемещения на мотоцикле на большие расстояния. Эту свою ошибку осознал. Еще в мае было понятно, что в отпуск мы по-любому едем на мотоцикле, так что с самого начала сезона подошел к вопросу достаточно серьезно, закупали экипировку, не абы какую – лишь бы было – а подходящую, туристическую, комфортную и удобную. В выходные обкатывал их, сначала на небольших пробегах, сто-двести километров, после постепенно увеличивая расстояния до восьми сотен за день. Это было чуть меньше двух главных перегонов, и только, осознав, что она выдержит их без особых проблем приступил к планированию маршрута.

Буквально за две недели до предполагаемого дня старта накидал примерный план приключения, забронировали отели и гостевые дома и на этом наша подготовка закончилась.

День первый Город-Герой Москва – Город-Герой Волгоград 960 км.


Еще в прошлом сентябре хотел посетить этот город на берегах Волги, но, узнав за неделю до старта, что главный памятник города Родина-Мать на реставрации отложил эту идею, решив прокатиться по братской Республике Беларусь, рассказ можно прочитать здесь.


Выкатывались ранним утром из Москвы по М4 и, после Ступино ушли на М6 Каспий, откровенно стремную и очень неприятную трассу. Еще на моменте подготовки мотоцикла, ожидая пока заменять цепь и звезды у дилера, познакомился с парнем, который забирал свой Tiger 900 из ремонта, разговорились с ним, как оказалось он разложился именно на Каспии из-за вылетевшего ему в лоб товарища, который решил обогнать фуру. Запомнилась его фраза: «Я по Каспию пятнадцать лет не ездил и еще столько же по ней ездить не буду!»

Покрытие хорошее, инфраструктура есть, заправок полно, но всего по одной полосе в каждую сторону, а трафик достаточно плотный. Такого количества опасных и безрассудных обгонов не видел никогда.


Так что про первый день особо и рассказать нечего, ехали, заправлялись, уворачивались от особо одаренных, останавливались на перекур и кофе, к вечеру добрались до Волгограда, заселились в гостиницу. Наскоро приняли душ, переоделись, и, поскольку, байкерскому сердцу срочно требовалась пара пинт, заглянули в Harats pub. На этом первый день завершили, оставив осмотр города на завтра.

День второй. Город-Герой Волгоград.


Проснувшись пораньше отправились смотреть город, а посмотреть там есть на что. Первой точкой оказался закрытый из-за карантина Планетарий, как большой любитель космоса очень расстроился. После музей Сталинградская Битва – очень крутой, взяли индивидуальную экскурсию, и бродили с экскурсоводом по экспозициям, панораме – очень понравилось, очень атмосферно.

Прокатились на скоростном трамвае, местном аналоге Метро до Мамаева Кургана. Если честно, после посещения недавно открытого Ржевского мемориала, я думал, что Родина-Мать произведет на меня еще большее впечатление, но, нет. Монументально, сильно, но какие-то скомканные ощущения остались.

После просто бродили по городу, наслаждаясь атмосферой и архитектурой, отобедали и поехали на другой берег Волги, где и протусили на городском пляже до вечера. Впечатления от города у нас остались только позитивные, очень приятный, атмосферный город.

День третий Волгоград – Астрахань 580 км


Основной точкой этого дня было озеро Баскунчак. Еще на уроках географии в средней школе узнал про него и лелеял скромную мечту побывать здесь. В этом трипе Вселенная как бы сама подталкивала к посещению. Место удивительное, необычное, неописуемое. Докатились до Ахтубинска, откуда свернули на прямую, как стрела, дорогу до Нижнего Баскунчака. Заехали в Баскунчак Средний, в надежде посетить музей, но санитарный день обломал наши планы. Так что отправляемся к стоянке на берегу озера, где за небольшую мзду оставляем мот и катим на прослоенном УАЗе к месту. Три километра по соли и вот мы на «берегу», место, где прошел комбайн, добывающий соль, после него остаются открытые участки воды, где можно окунуться. Отошли подальше от основной людской толпы и побежали купаться. Очень необычно, спускаешься по соли в воду, в которой растворено еще больше соли, а в воздухе тоже ощущается соль. В небе жаркое астраханское солнце, белые облака, и, где-то вдалеке маячит еще одна достопримечательность, гора Большой Богдо.

Отмывшись в душе после купаний и фотосессий, прыгаем на мот и едем ко входу в заповедник, первые грунтовые километры по проселочной дороге даются легко и в кайф, даже участки с песком не напрягают, а добавляют драйва.

Экскурсовода посадить нам было некуда, поэтому покупаем входные билеты и едем дальше на осмотр. Гора, это, конечно, громко сказано, чуть больше ста пятидесяти метров над уровнем моря, с другой стороны, мы-то находимся в Прикаспийской низменности, несколько ниже этого самого уровня моря. Поэтому паркуемся, оставляем подношения Белому Старцу, и поднимаемся на осмотр. Красивый рисунок породы, сильный ветер, теплые лучи, клонящегося к закату солнца и потрясающий вид на Озеро.

Насладившись видами, возвращаемся в Ахтюбинск, там же заливаем полный бак и в сгущающихся сумерках по неплохой дорожке катим в сторону Астрахани. Не очень люблю ездить по темноте, но здесь ничего не поделать, это было моей основной ошибкой – распланировал очень большие перегоны, порядка пяти сотен километров за день. По прошлогоднему путешествию в Карелию, мне показалось, что если я легко и ненапряжно делал триста километров за день, успевая отоспаться, перекусить и заехать глянуть очередное интересное место, то пара лишних сотен километров ничего не изменит. Ну да, не учел особенности местных дорог, более ранний заход солнца и прочее. Сам дурак. Так что две с половиной сотни километров пилим в темноте.


Сильно поздним вечером приехали в Астрахань, сил осталось только на банку пива из мини бара и душ.

День четвертый Астрахань – поселок Избербаш 560 км


Проснувшись отправляемся на осмотр местного кремля. Белокаменный, красивый, с богатой и интересной историей, практически час бродили с экскурсоводом по его территории, слушали истории об этом весьма интересном месте. Это было единственное место в Астрахани, куда я хотел сходить, поэтому после стартуем в сторону Дагестана.


Изначально хорошая дорожка иногда прерывается ремонтом и реверсивным движением, на одном из таких светофоров знакомимся с местными парнями, и я решил уточнить про участок дороги, который мне не понравился по картам, вроде как грунтовка и ремонты, на что получил уверенный ответ: «Не ссы, дорога норм, будет небольшой участок грунта, но там чуток!» Ну и отлично, подумали мы и нас ожидало почти пятьдесят километров пыльного грунта, в обнимку с фурами, которые едва ехали, поднимая за собой пелену грязи. Видимо, у нас с местными очень разное понимание слов чуть-чуть )

А после этого звиздеца покатили по действительно, хорошей дороге, отличный асфальт, разметка. На небе пушистые облака, температура перевалила за тридцать два. По бокам ровная, как стол степь, ни тенька, ни деревца, лишь горячий боковой ветер. Тогда казалось непросто, сейчас же, когда я пишу эти строки в ноябре, я бы с удовольствием вернулся в эту жару.

На границе дагестана остановились на посту, зарегистрировались, принимающий документы солдат спросил: «Где у Вас сбор? Сегодня столько мотоциклистов проехало.» на что получил резонный ответ: « O-о ХЗ, мы  тут в отпуск приехали.» «Ну вы даете. Я десять лет здесь живу и это последнее место куда бы я поехал отдыхать.» - ответил он. Забрал документы и мы поехали в сторону города Кочубей. Нужно было заправиться и перекусить.


Про бензин в Дагестане, когда смотрел маршрут, это был основной вопрос: сетевых заправок нет, качество бензина непонятно, но есть большие подозрения, что коэффициент орслиной мочи в топливе будет сильно зашкаливать. В сети информация разнилась, так что ехали практически на угад, с другой стороны, ездят же туда люди.


В общем делюсь информацией, заправок в дагестане много не обсохнете, есть даже пару местных сетевых, цены варьируются от 45 до 52 руб за 95, но качество бензина на три с минусом. Triymph ехал, но как-то без особого восторга.


На въезде нас встретило около четырех заправок, повинуясь давно выработанному правилу, если не уверен в качестве топлива, заливайся там, где больше всего транспорта, выбрал одну из них, там же в кафе и перекусили.

А дальше покатили до Избербаша, начался какой-то неприятный мандраж, стали появляться указатели на города и население пункты, знакомые по новостным сводкам конца прошлого века и начала нулевых: Кизляр, Бабаюрт, Хасавюрт, Гудермес. Резко увеличилось количество людей с оружием.


Въезжаем в Махачкалу, где я немного заблудился. Съезжаю на второстепенную дорогу, где припаркованы одни белые приоры, глушу движок и залипаю в навигатор. Не проходит и минуты. Как одна из приор заводится и резко, втыкая заднюю передачу, сносит нас. У меня в памяти остались только огни заднего хода этой повозки, мой второй номер чуть позже говорила, что мы успели только синхронно выставить ноги. Но это нам ни разу не помогло. Инженерная мысль тальятинского автопрома победила расово верный Triumph.

С одной стороны, ничего критичного не произошло – упали на нулевой скорости. Но блять. Тупо на месте меня опрокинул какой-то местный хуесос. Поднимаюсь с асфальта. Осматриваюсь, в это время из консервы выползают два молодых парня: «Брат, мотоцикл, мотоцикл, брат!» все, что я от них услышал.


Добро пожаловать, в дагестан!


Где-то полмининуты приходил в себя, поднял мотоцикл. Отдуплив на себя под крики местных: «Брат, мотоцикл, Мотоцикл, брат!» увидел охуевшие глаза подруги, мы с ней проехали, очень много километров, но я ее ни разу не ронял, тем более вот так, по-тупому! Осмотрел девушку на предмет повреждений, мотоцикл и не увидев ни каких серьезных косяков решаю продолжить путь дальше.

Через полчаса въезжаем на территорию города Избербаш, находим свой отель. На этом наши приключения этого дня заканчивается.

Следующие пару дней по плану мы должны были просто отдыхать от дороги, купаться в море, наслаждаться ничего не деланьем и тупо отдыхать.


Первый день так и было, дошли до моря, искупались, прокатились по Избербашу в поисках магазина с алкоголем, и каких-нибудь ресторанов с аутентичной кухней.


На следующий же день отправились в Дербент, основной достопримечательностью которого является самая древняя крепость России Нарын-Кала. Докатили на таксо до ворот крепости, раздобыли себе экскурсовода и пошли гулять.

Крепость красивая, неплохо восстановленая, достаточно большая, долго бродили с экскурсоводом, заглядывая в разные уголки.

После крепости отобедали и поехали к еще одной местной достопримечательности, недавно отстроенной набережной. Ну, такое себе, стиль нашего оленевода, помноженный на местный колорит, но чаек вкусный )

А вот на следующий день наконец-то началось то, ради чего, эта поездка и затевалась. В районе восьми утра неспешно выкатывемся в сторону местного туркомплекса ГлавРыба. Там нас уже ждала нива с водителем и экскурсия на Сулакский каньон.

Неторопясь отправляемся в сторону приключений, и, они не заставляют себя ждать. Заезд осуществляется обычно через территорию Миатлинской ГЭС, сооружения, как понятно режимного, и именно на этой неделе по какой-то причине проезд был закрыт. Водила идет договариваться, общается с военными, кому-то постоянно звонит, мы же курим и едим мороженное из удачно подвернувшегося рядом магазинчика. Спустя сорок минут лютых переговоров в местном стиле шлагбаум перед нашим авто открывают, и мы заезжаем на территорию. Проезжаем через грубо прорубленный в скале тоннель, асфальт заканчивается и грунтовая дорога берет резкий подъем.

Слева открывается вид на плотину и совершенно нереального синего цвета реку. Так мы и петляем с полчаса под интересные истории гида вдоль обрыва. Спустились непосредственно к воде, где была лодочная станция и всех желающих катали на катерах, но, поскольку проезд был закрыт, то народа не было, а повелители водной стихии принципиально никого не возили, даже тех, кто приезжал окольными путями. Гид снова пошел договариваться = ) Здесь диалог был короче и через пару минут мы в гордом одиночестве рассекали по пустому каньону)

После едем на смотровую площадку, где открывается великолепный вид на сам каньон, Чирекйскую ГЭС и одноименное водохранилище вдали. Потрясающее место, я, конечно не так много где был, но эта достопримечательность смело входит в мой личный топ. Побродили, посмотрели, отобедали в местном кафе и помчали обратно.

На этом завершаю первую часть, поскольку Пикабу не разрешает добавлять больше фотографий.

Показать полностью 25
107

В Республику Беларусь на мотоцикле

Серия Путешествия

Приветствую всех. Тусуясь на карантине, наконец-то появилось время и вдохновение, чтобы дописать отчет о своем небольшом путешествии по братской Республике Беларусь.

Изначально трип в начале сентября планировался в славный Город-Герой Волгоград, а после Астрахань, Элисту и Минеральные Воды. Но за неделю до отпуска я узнал, что памятник Родина-Мать закрыт на реставрацию, а посетить этот город и не взглянуть на него, все равно что приехать в Брест и не увидеть Брестскую Крепость. Точно! Запасной вариант нарисовался сам собой – еду в Беларусь!


В этой стране я был дважды, но дальше Минска не уезжал, а значит и не видел ничего, так что за неделю до отпуска накидал примерный маршрут, забронировал на Букинге гостиницы и на этом моя подготовка завершилась.


Ранним утром буднего дня выкатил на трассу, предварительно протолкавшись сквозь московские пробки – это такое клевое ощущение, когда едешь не привычным маршрутом на работу, а в манящую неизвестность нового путешествия – прекрасно.

М1 встретила шикарным асфальтом, мелкой моросью и караваном из нескольких бмв, которые по очереди решили посоревноваться со мной в скорости разгона. Конечно сейчас я не на своем любимо Z900 с его почти сотней Нм, но и британский трипл оставил скучных баварских четырехколесных в зеркалах. А дальше неспешно и с наслаждением качу до Смоленска – давно хотел доехать до этого города, да все как-то не получалось, в этот раз звезды сошлись. Приехал перед обедом, заселился в гостиницу, перекусил и отправился на осмотр города.

Еще в прошлом трипе по северо-западу нашей страны приметил для себя новое явление (хотя, может, это для меня оно новое, а все уже давно используют) – туристические центры. Заглянул в один из них, попросил экскурсию, и вот уже через пятнадцать минут я брожу в обществе приятного экскурсовода по этому, без всяких сомнений, прекрасному городу. Конечно, основная достопримечательность крепостная стена, она кусками встречается по всему историческому центру, но и кроме нее есть что посмотреть, мы ходили несколько часов по городу: интересная беседа, памятники, церкви, соборы, стелы – чем-то Смоленск напомнил мне мой любимый Севастополь – гордый форпост на границе страны.


Утром следующего дня отправляюсь в сторону Минска, в сам город заезжать не планировал, но, узнав заранее, решил посетить мероприятие на Линии Сталина по случаю дня танкиста. Границы нет, как будто просто проехал из одной области в другую.


Хочу забежать немного вперед и рассказать свое впечатление по поводу белорусских дорог. Многие, уверен, слышали, что там дороги шикарные, так вот, по моему скромному мнению, смею заявить, что дороги там хорошие, но нашим, в европейской части страны, ничем не уступают, а чаще, проигрывают. Но это, что касается трасс. У нас же как, заезжаешь в город с шикарного шоссе и заплатка на заплатке, в Беларуси и в городах асфальт приличный. Обо всех камерах предупреждают заранее, даже о треногах. Что еще хочется отметить – культура вождение, мое почтение - выше всех похвал. Если ограничение сто двадцать - все едут сто двадцать. Левую полосу на трассе никто не занимает. Используют только для обгонов. Поворотниками пользуются девять из десяти участников движения. Да что там говорить за две тысячи километров по Беларуси было всего несколько опасных моментов, и то в одном из них я сам тупанул. Единственное, что напрягло – нет правила включать фары или ДХО в светлое время суток. Как-то непривычно.

Приехал на Линию Сталина как раз к началу мероприятия и тут меня ждал неприятный сюрприз – посещение культурных мероприятий здесь несколько дороже, чем в России, средний ценник шестьсот рублей – несколько отличается от цены наших достопримечательностей, особенно тех, что подальше от столицы.


Но с другой стороны, не отказывать же себе в удовольствие? Да я и не отказал, тем более, что реконструкция сражения была великолепная, техника с двух стороны, взрывы, стрельба – отлично. Так же множество экспонатов под открытым небом, для мальчишки, который живет во мне - просто замечательно.

А после яркого исторического мероприятия я отправился по хорошим белорусским дорогам в Несвиж.

Небольшой городок, главной достопримечательностью которого является Несвижский замок и достаточно большой парк (вернее даже несколько парков) вокруг него. По паркам времени гулять особо не было, а вот замок посетить очень хотелось.

Красивый, отреставрированный музей, с богатой экспозицией, красивой архитектурой и великолепным внутренним двориком.

После поехал в город Мир, там у меня была запланирована ночевка, а утром прогулка по еще одной достопримечательности – Мирскому замку.

Это был долгий ходовой день, насыщенный дорогой и впечатлениями, очень хотелось горячей еды, холодного пива и поспать, но моим скромным надеждам не суждено было осуществится – заезжая на парковку отеля обнаружил достаточно большое количество красиво одетых людей, громкую музыку из местного ресторана и общую атмосферу праздника – в отеле отмечали свадьбу.

Пришлось немного пообщаться с администратором, чтобы поменять мой номер, который выходил окнами прямо на ресторан на более уединенный и уже через полчаса я гулял по вечернему поселку Мир, отужинал местной кухней в уютной кафешке и отправился осматривать ночной замок.

Отлично восстановленная достопримечательность, мало людей и прекрасная погода, что может быть лучше для вечернего променада?

Утром держал путь в сторону города Лида, по пути заскочив в небольшой и очень уютный город Новогрудок, задержавшись там буквально на полчаса, посмотрел скромные руины некогда великого замка и остановился полюбоваться на поле ветряков, люблю всякие техногенные штуки.

В самой Лиде меня интересовал только местный замок, и вот он-то вскрыл те странные мысли, которые роились у меня при осмотре прошлых достопримечательностей, слишком они вылизанные, слишком новодельные, хоть и красивые.

По моему скромному мнению, Лидский замок – абсолютно беспонтовый новодел, построенный для привлечения туристов. Войдя внутрь башен ощущаешь себя внутри недавно построенного кирпичного дома. Новая кладка, свежий раствор. Никакого ощущения истории и древности постройки.

В несколько расстроенных чувствах покатил в сторону Гродно, вернее ехать планировал уже в Брест, но времени было много. Поэтому решил докатить до Гродно, в памяти была мысль, что там, кажется, тоже был какой-то замок. И ведь правильно помнил, замок был, но когда-то очень давно, а сейчас он закрыт на реконструкцию, ну как реконструкцию, его просто отстраивают заново. Это как-то удручает, чувство, что тебя очень нехорошо обманули.

Вот с этим ощущением уже вечером я приехал в Брест.

Отоспался и поехал утром гулять. Два дня город отмечал свое тысячелетие, а сегодня приходил в себя. Все музеи закрыты, это был неожиданный поворот сюжета. Хорошо, хоть вход на территорию Брестской Крепости был открыт. Там я провел пару часов – очень сильное место с особенной энергетикой. А после пошел куда глаза глядят, так и ходил по городу, рассматривая его со всех сторон, иногда заглядывал в кафешки, выпивал кружечку местного пива и шел дальше. Очень уютный, аккуратный и красивый город, остались только положительные впечатления.

Следующим утром мне предстоял перегон до Гомеля, чуть больше пятисот километров, ничего серьезного если бы не одно но. Любой мотоциклист знает звук, с которым остывает глушитель. И где-то через триста километров, остановившись на перекур я услышал это цоконье, но не со стороны глушителя, а непосредственно у двигателя. Странно, осмотрел примерное место звука и увидел интересную картину, болт, который держит кронштейн защиты картера выкрутился, уперся в коллектор и начал проминать его своим весом – интересное конструкторское решение, подумалось мне. Ключом до болта из-за защиты не подлезть, а головок, что бы эту защиту снять у меня не было, дилемма.

Решил доехать до ближайшего большого города и там купить набор инструмента – лишним точно не будет – и все поправить. Прикатил в Мозырь и на удачу встретил двух местных мотоциклистов, обрисовал им свою незадачу,  мы покатили к одному из них в гараж. Болт оказался упорным, ну или у меня руки не из того места, но проковырялся долго. Поблагодарил парней и укатил в Гомель.

Приехал уже вечером, гулять настроения не было – заселился, поужинал и уснул. Зато утром проснулся рано, как раз было время пройтись до Дворца Румянцевых-Паскевичей и парка вокруг него. Чем-то мне наш Царицынский парк напомнил – красиво и умиротворенно, белки носятся, народ гуляет.

А уже в двенадцать поехал в сторону Брянска. На границе в этот раз проверили паспорт – как потом мне рассказали знакомые, так ловят украинцев, которые приезжают в Россию через Беларусь, хз правда или нет. Потрепались пару минут с погранцами, да и поехал.

Брянск произвел почти такое же впечатление, как и Вологда в карельском путешествии. Разве что очень красивая церковь и местный Harats pub немного сгладили впечатление. А так, по моему скромному мнению, город для туристов никакой. Прогулялся по центральной части, отужинал в пабе и на следующий день ранним утром катил в сторону дома.

Общий пробег получился 2 600 км, по времени чуть меньше недели. ИМХО, отличный, ненапряжный маршрут по очень красивой и интересной стране для тех, кто не хочет уезжать далеко, а новых впечатлений хочется.

Показать полностью 21
122

Вокруг Ладожского и Онежского озера на мотоцикле Часть вторая

Серия Путешествия

День восьмой Петрозаводск – поселок Депо 550 км

Это был второй по протяженности перегон, его можно было бы сократить, проехав по южной стороне Онежского озера, но мы же не ищем легких путей, не так ли? Искали бы легкие – отправились бы в путешествие на самолете или экскурсионном автобусе)

В этот перегон у меня были заполированы посещение водопада Кивач, классное, красивое место с неплохим подъездом, инфраструктурой, цивильной парковкой.

И палеовулкан Гирвас – древний-древний вулкан в Карелии, от которого в целом, почти ничего и не осталось. По поводу него, конечно, вопросы, оно вроде бы и достопримечательность, но какая-то никакая. Возможно, когда весной идет водосброс будет красиво. А так, на мой скромный вкус, можно и не заезжать, если ограничены во времени.

На заправке в Медвежьегорске встретил ребят на КТМе, которые шли со стороны Вологды на Рыбачий. Мотоцикл весь увешан шмурдяком, палатка, еда, теплые вещи, бак, разваренный до тридцати литров, вот это я понимаю – настоящий мото туризм.

В двадцати пяти километрах от заправки проходит Беломорско-Балтийский канал – особое место в истории страны. Припарковал мотоцикл, пошел прогуляться по берегу. И как-то очень сильно оно меня накрыло с эмоциональной точки зрения, как будто в трансе, перекурил, побродил. Я, если честно, никогда бы и представить себе не мог, что окажусь здесь.

А после без особых приключений добрался до гостиницы. Совершенно осознано пропустив Вытегру с ее поразительным музеем – хотел вернуться туда утром следующего дня, чтобы со свежей головой осмотреть Б-440.

День девятый поселок Депо – Вологда 350 км

Утром добрался до непонятно как оказавшейся в этой глуши самой, что ни на есть настоящей подводной лодки – тоже давнее желание посетить этот музей. Очень классное, интересное место, с очень интересной историей, а уж пару раз приложиться головой о выступающие с потолка вентили так же обязательно, как и вдарить по рынде и подняться на верхнюю палубу.

А после снова в дорогу, вновь дождь. Проезжаешь границу Республики Карелии и как будто тебя пинком выкидывают из сказочной страны в суровую действительность – снова отвратный асфальт, куча ремонтов, треноги в спину. Всю дорогу до Вологды под дождем, с непонятным настроением.

Не знаю что это было, то ли накатившая усталость, то ли погода, то ли сам город, а скорее всего все вместе, но Вологда не зашла совершенно. Ни местный кремль, ни церкви, ни бары и ресторан – не понравилось решительно ничего. Странный, провинциальный город с разбитыми дорогами, отвратительной культурой вождения и ощущением общего трындеца. Даже ни одной фотографии не сделал, так что без сожаления утром следующего дня отправился в сторону столицы Золотого кольца – Ярославль.

День десятый Вологда – Ярославль 200 км

И вот этот город – полная противоположность предыдущему – яркий, интересный, историчный, какой-то весь возвышенный. Настоящая жемчужина нашей страны. Здесь я оставался на две ночи, просто погулять, побродить, освежить впечатления, посетить музеи, недавно открытый планетарий. Да и прийти в себя после долгой дороги.

День тринадцатый Ярославль – Москва 250 км

И давно уже знакомой дорогой возвращался домой. По пути заехал в Ростов Великий, обязательный пунктик, если еду в эту сторону – пообедать в Олене, очень крутое место, вкусно, недорого и атмосферно.

И вот спустя несколько часов я падаю в любимое кресло в гараже и делаю огромный глоток ледяного пива – дома. Уставший, вымотанный, но такой довольный.

Что могу сказать, очень многое прошло мимо меня, например, при планировании маршрута я совершенно забыл про Старую Ладогу, а ведь до нее всего ничего. От многих мест, таких как Выборг, отказался осознанно – будет повод съездить в сторону питера еще раз.

Открыл для себя формат кругового маршрута в путешествии – по мне нет ничего лучше, чем постоянно ехать по новым местам, лишь за пару сотен км возвращаясь на знакомую трассу.

И в очередной раз убедился, какая же у нас огромная, красивая страна, с древней интересной историей и прекрасной природой.

Показать полностью 11
207

Вокруг Ладожского и Онежского озера на мотоцикле

Серия Путешествия

Сезон закрыт, и пришло время поделиться своими впечатлениями от него. В этом году я совершил три путешествия на мотоцикле: в мае прокатился в Крым – не уверен, что это может быть интересно – 1 900 по трассе туда, 1900 по трассе обратно, да и там немного… В сентябре сделал кружок по Беларуси – интересное получилось путешествие, но о нем позже. Сейчас же хочу рассказать, как в середине июля я прокатился вокруг двух самых больших пресноводных озер Европы.
Итак, дано:
Туристический эндуро Triumph Tiger800 XCX
Две недели отпуска
Шило в жопе.
Подготовка была минимальная: махнул стоковый батлвинг на Анаки три, купил нормальные наколенники, поскольку неудачно упал в Крыму, вставки в штанах отработали, но я все равно весь крымский трип немного хромал, ругая себя за скупердяйство и глупость. Купил хорошую туристическую куртку из гортекса и сумку на бак, сделал ТО на мотоцикле – все, сборы закончены. Маршрут прокладывал за пару недель до отпуска, тогда же бронировал гостиницы на букинге. Возможно, когда-нибудь, я познаю дзен и смогу ночевать в палатках, но пока выбираю отели.

День первый
Москва – Изборск 750 км

Протолкавшись через утренние московские пробки вырываюсь на пустую Новую Ригу – путешествие началось. Пролетел Волоколамск, Ржев, тучки начали сгущаться, начал накрапывать мелкий дождь. Зарулил на Лукойл немного отдохнуть и залиться топливом. Там встретил двух пенсионеров из Испании, которые путешествуют на Голдвинге – яркие, улыбчивые, интересные люди, такое разительное отличие от наших. Перекинулись парой фраз, они уехали, а я остался пить кофе и размышлять, выдержит ли мембрана и где на маршруте, если что, можно будет купить дождевик. Забегая немного вперед скажу, что из двенадцати дней путешествия, десять дней хоть раз, но я мок под дождем – мембрана не подвела ни разу, сухо и комфортно, а самое главное, при ограниченном объеме багажа, не нужно брать лишних вещей.
Буквально через десяток километров после заправки влетаю в ливень, который продолжается, с редкими перерывами, почти до Изборска. Я не вижу сильно большой проблемы ездить в дождь, переключил режим работы мотоцикла на рэйн, плавнее работаю газом и тормозами, без лишней необходимости стараюсь на обгоны не выходить, продольные трещины, заделанные гудроном, стараюсь избегать, да и все, неспешно докатил до гостиницы. Заселился, отужинал и пошел к первой достопримечательности на своем маршруте:
Изборская крепость – одна из самых древних каменных крепостей на территории России, неплохо сохранилась, а поскольку место не сильно популярное можно спокойно прогуляться почти в одиночестве, забраться в башню, а после на стены.

Люблю, знаете ли, ходить в компании экскурсовода по достопримечательностям, которые посещаю. В Изборске ждало разочарование: "Да что тут рассказывать, в интернете посмотрите. "- сказала мне бабушка в кассе, ну ок, посмотрим (
Утром прогулялся до Словенских ключей, красивое место, а вода из них очень вкусная.

День второй
Изборск – Великий Новгород 250 км

После продолжил путь, следующей точкой путешествия был Псков и крепость – Псковский Кром.
Тридцать километров в пути, и я уже накрываю мот чехлом, чтобы отправиться на экскурсию по этой древней крепости.
Здесь уже место более популярное, много туристов, найдя по-быстрому туристический центр через пятнадцать минут  брожу в компании экскурсовода и пары человек из питера. История, легенды, немного шуток и свинцовое небо, падающее на древние стены – красота.

После осмотра крепости еду на другой берег Псковы – к часовне, где по легенде, Ольга решила основать город. И буквально через пару минут и фотографий стартую в сторону Великого Новгорода, Яндекс предлагает два маршрута, конечно я выбираю тот, что меньше по километражу, и получаю почти шестьдесят километров раздолбанного асфальта, турынде по фиг, идем соточку, но на дорожнике или спорттуре было бы так себе приключение. В Великий приезжаю уже под вечер, сделав небольшой крюк, чтобы заехать в Рюриково городище.

После гостиница, ужин и променад по городу, а также по Детинцу. Утром полноценный осмотр кремля с экскурсией, не пожалейте времени и денег, оно того определенно стоит, один памятник Тысячелетия Руси и Магдебургские врата, как и посещение этого города. Очень интересно, красиво и исторично.

День третий Великий Новгород – питер 200 км
По плану было приехать в город на Неве вечером и тусоваться здесь два дня, используя это время для того что бы передохнуть перед основной частью маршрута, и встретиться со старыми знакомыми. В этом городе я был очень много раз, так что посещение каких-либо достопримечательностей не предполагалось. Кроме одной – Крепость Орешек. Это была моя давняя мечта, очень много читал про нее, смотрел видео, поэтому на следующий день, оставив весь шмурдяк в номере, на разгруженном мотоцикле отправился в сторону Шлиссельбурга.

Крепость стоит на небольшом острове, поэтому добираться придется на катере, и уже с берега ее вид захватывает дух. Место чрезвычайно атмосферное, пропитанное историей, мне очень повезло – попался шикарный экскурсовод, человек влюбленный в свое дело, таких ярких и захватывающих рассказов о каком-то месте я не слышал никогда. Два часа пролетели незаметно, прогулялся еще в одиночестве и на подошедшем катере отправился к мотоциклу, а уже после под дождем поехал в сторону отеля.

День пятый питер – Сортавала 300 км

Ранний подъем, быстрые сборы и лечу в сторону форта Константин – самого большого разочарования за всю поездку. Вход стоит триста рублей, а смотреть нечего, вот вообще нечего, народу еще полно, поэтому в расстроенных чувствах беру курс на Приозерск и крепость Корелу.

Самую маленькую, самую уютную, какую-то игрушечную, как будто из сказки, достопримечательность моего маршрута. Ее можно обойти буквально за пятнадцать минут, но виды вокруг и внутри доставляют, плюс был какой-то фестиваль творчества, так что еще и живой музыкой насладился мимоходом.

А вот после Приозерска начинается самое интересное – Карелия, трасса А-121 доставила неимоверно, шикарный асфальт, крутые слепые повороты небольшой трафик, непередаваемое удовольствие проехаться по этой дороге, а вокруг лес, скальная порода… чуток подпортило настроение только немного ремонтов, но, это же такие мелочи в целом. А вот расписанные нашими согражданами скалы – зачем вы это делаете? Неужели так хочется испортить эту красоту?
Так с горящими глазами и слегка придурковатой улыбкой докатил до Сортавалы, прогулялся по водопадам почти на въезде в город и поехал заселяться в забронированный домик на берегу озера, где, судя по описанию меня ждала так же баня и мангал.

День шестой Сортавала – Рускеала 40 км

А утром отправился в самую, как мне кажется, туристическую точку Южной Карелии – Рускеальский мраморный каньон. Место цивильное до безобразия, но подъездная дорожка, буквально километр, на троечку.
Парк очень красивый, куча экскурсий и развлечений, кафешки, лодочки, квадроциклы, все, что пожелаете. Я же решил для начала совершить небольшую прогулку, а добравшись до троллея не отказал себе в удовольствие проехаться над самим каньоном – забавный аттракцион. Отошел покурить и вздрогнул от душераздирающего крика – кто-то прыгал с тарзанки, подошел поближе, посмотрел, народ отважно делает шаг в пропасть… и во второй раз не отказал себе в удовольствие – очень яркое впечатление прыгнуть в пустоту.

Ночевать поехал в кемпинг – в лесу несколько маленьких хижинок, удобства на улице, но как же там красиво.

День седьмой Рускеала – Петрозаводск 200 км

Перегон планировался хоть и не большой, но у меня было запланировано посещение двух интересных мест немного вдалеке от трассы: Водопад Белые Мосты и Тулмозерский чугуноплавильный завод. Дорога до них предполагала поездку по грейдеру, а накануне прошел очередной дождик, так что ожидал я худшего.
Опыта внедорожной езды практически не было, конечно, я катнул в Крыму по горам, но там было достаточно сухо, да и мот не был загружен шмотками и прочим балластом. Так что ехал с небольшим опасением.
Первыми на маршруте были водопады, десять километров по укатанному грейдеру – без проблем, а дальше началась разбитая грунтовка, чуть смоченная дождем. Пять километров мне дались весьма непросто, но, спустя время осознаю, что в целом, ничего такого сложного и не было. Водопады шикарны, приехал первым, гулял без людей, наслаждался видами, шумом воды и кормил проснувшихся комаров. Обратно так же выкатился без проблем, позавтракал мороженным в очень кстати подвернувшемся магазинчике и поехал в сторону чугуноплавильного завода.

По идее это музей, со знаками и указателями там беда, заехал в какую-то глушь, пришлось немного поплутать, за то был вознаграждаем абсолютно пустынной достопримечательностью, мне даже билет никто не продал, так и гулял там в сомнительной компании голодных писклявых кровопийц.

Дорога до Петрозаводска так же была хороша асфальтом, пустынна и прекрасна, лишь редкие лесовозы, да авто разбавляли красоту природы. Останавливаешься перекурить, тишина, минута, две, пять – может не проехать ни одной машины – прекрасное ощущение для жителя мегаполиса.

О самом городе, кроме его красивой набережной я ничего не знал, так что заселившись и подкрепившись в местном ресторанчике как раз успел прогуляться во время заката, красиво, мне понравилось
На этом первую часть завершаю, поскольку Пикабу не разрешает заливать больше фотографий.

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества