Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
В 2018-м году выбирая куда бы поехать на выходные в пределах 1000 км, выбор пал на Белгород и Курск. Решили на этот раз жить аскетичным образом — без отелей и гостиниц. Вечер пятницы, мотоциклы готовы, вещи уложены, пора в дорогу! Сам формат максимально произвольный. Главное правило — никуда не спешим. Обычно он терпит крах, и мы стараемся как можно скорее пробежаться по красивым местам, достопримечательностям и музеям, но в этот раз нам удалось-таки не ввязываться в гонку со временем и с самими собой.
Мотоциклы навьючены всяких дорожным багажом, всё как обычно
Однажды проехав около 800 км за ночь, понял, что ночью на мотоцикле ехать — то ещё удовольствие. Поэтому, когда начинало темнеть, сразу искали место под палатку. Распаковали вещи, поставили палатки и приготовили ужин. Это явно приятнее, чем делать тоже самое, но при свете фонарика и неизвестно где. Из Липецка до места стоянки прошли около 270 км, и встали в какой-то посадке недалеко от трассы. Погода отличная, тепло, комаров мало. Всё время хотелось так путешествовать, но постоянные «жёсткие рамки» вынуждали отказываться от такого варианта ночёвки.
Поутру сварили кашку с вкусняшками и поехали дальше. Но хорошая погода закончилась быстро. Поэтому передвигаться под дождями если не всё время, то достаточно много. Встретили пару на старом эндурике, который сначала лихо нас обогнал при подъезде к стене дождя, но потом пережидал ливень на автобусной остановке. Мы же ехали несмотря ни на что. Позже мы снова встретим этот же мотоцикл у музея-диорамы в Белгороде. По дороге увидели указатель на Прохоровку. Мы собирались заехать туда по пути из Белгорода в Курск, но решили, что заедем сразу, а то мало ли что там будет потом, и не прогадали. С погодой в Прохоровке очень повезло: дождь закончился, вышло солнце и стало тепло. Народа было совсем немного, поэтому мы ходили, гуляли, смотрели, фотографировались… Под открытым небом находится выставка боевой техники (51.043900, 36.751986).
Очень порадовал музей истории бронетанковой техники (51.044431, 36.750799). Начиная с колесниц и всего, что двигалось и заканчивая тем, что стоит на вооружении. Полностью современный, интерактивный с сенсорными дисплеями. Хочешь – почитай материал, хочешь – краткий фильм посмотри.
В одном зале подвешен макет танка Т-34. Напротив него на постаменте есть дисплей. Нажимаешь на нём на какой-нибудь элемент танка (например, броня) и тебе на экране подробное описание. Потрясающе! Если я в 27 лет так радовался всему этому, то буду школьником вообще бы не ушёл из музея =)
Для наглядности все части (брони) подсвечены жёлтым цветом на экране и на макете жёлтым цветом.
Не смогли пройти мимо макета танкового завода. Такая детализация, где учтено всё-всё до мельчайших подробностей… Круто!
Реально «маньяки» делали! Настолько всё приковывает к себе внимание, что не можешь отойти в сторону.
Можно очень долго описывать всё что есть в музее, потому что, там реально здорово. Но лучше вы сами как-нибудь загляните сюда и посмотрите своими глазами. Буквально в ста метрах есть ещё один музей «Третье ратное поле», но желания туда идти не было, да и хотелось поехать дальше в Белгород.
Перекусили на лавочке в тенёчке (солнышко уже раскочегарилось не на шутку), оделись и поехали. Буквально через несколько километров приехали в новый парк, рядом с которым расположилась целая процессия! Судя по моделям это какой-то клуб поклонников Yamaha XJR 1200. Один выделяется особенно: с коляской, канистрой и автомобильными покрышками =) Красотень! Себе такой захотел.
Ближе к Белгороду попали в новый дождевой фронт. Пребывали под ним всё время в городе и некоторое после выезда. Несмотря на плохую погоду мы даже не думали унывать. Наоборот, настроение было очень хорошим, и мы воспринимали всю непогоду исключительно как развлекательное мероприятие, чтобы не было скучно.
Лицо искреннего счастья =)
Повстречали много свадебных процессий, и немного простых пешеходов. Всё-таки гулять под дождём особо желания не было ни у нас, ни у местных. Отдельно про дороги города и области. Они шикарны и сам город замечательный! Он чистый, ухоженный и обустроенный. Понятное дело, что в дождь, сырость и слякоть мы не могли прочувствовать весь смак города. Но хотя бы часть передалась нам. Понимая, что дождь скоро не кончится, мы решили съездить в два места: музей-диораму Курская битва (50.591283, 36.587800) и музей-паровоз (50.597336, 36.606203). Музей диорама по рейтингам в списке достопримечательностей города занимает первое место и это не случайно. Монументальное здание с небольшой площадь. А за ним стоит военная техника. Можно даже не читать табличку на самом здании, чтобы догадаться что внутри. Это хороший музей военной истории времён Курской битвы. Здесь и карты местности с направлениями удара, и военная форма с наградами, и оружие и многое другое… В отдельном зале с музыкальной озвучкой расположена диорама Курской битвы. Очень зрелищно и эффектно! Впечатляет!
Про музей-паровоз. Приезжаем по координатам к месту, не видим его нигде. Идёт мужичок, мы к нему: — Извините пожалуйста, а где тут у вас музей-паровоз? -Да вот же он, на вас смотрит! Разворачиваемся и действительно, за нашими спинами из-за деревьев проглядывает силуэт. Хорошо спрятался, ну и дождь тоже мешал нормально рассмотреть сквозь визор. Подошли, оказался закрытым… Зато прогулялись вокруг, посмотрели на него и сделали несколько фотографий на память)
Мы бы побыли ещё в этом замечательном городе, но погода внесла свои коррективы. Увы и время неумолимо шло вперёд. Поэтому мы нарядились и поехали в Курск. Вскоре дождь прекратился, местами даже солнце выходило, освещая наш путь и согревая своими лучами. В этой поездке мы испытали свои дождевые чехлы, которые до этого времени больше укрывали мотоциклы от лишних взглядов нежели от непогоды. И они потерпели полное фиаско! Они протекли по швам, вещи под ними отсырели или даже откровенно намокли. Поэтому в Курске, когда мы подъехали к «Триумфальной арке», пришлось развешивать вещи, чтобы они хоть немного подсохли. Бульвар очень понравился, на нём много деталей, так или иначе причастных к ВОВ, поэтому настроение передаётся на подсознательном уровне.
Через дорогу находится трек, где ребята гоняют на картах, оттачивая своё мастерство. Вот это реально прикольно.
Судя по треку на нём можно неплохо и на мотоцикле потренировать свои навыки.
Решили съездить к пожарной башне. Правда, когда мы туда приехали нас ждало некоторое разочарование. Просто башенка стоит посреди «небоскрёбов» и всё (51.748311, 36.191688)
Выехали в сторону дома, решив заночевать в ближайшем удобном для этого месте по пути. Место не могло встретиться достаточно долго, пока в какой-то момент мы просто не свернули на какую-то дорожку в посадку и встали там. Ночью зарядил хороший ливень с сильной грозой, в общем атмосферу природы мы прочувствовали по полной. С утра запаковали вещи и полетели в направлении дома. По пути произошло три события на которых задержим внимание читателя. Первое: мы стали невольными свидетелями забега. В общем перекрыли часть дороги и пока все не добежали мы просто стояли и ждали. Впервые такое видели. Обычно это происходит в городах или же ограждают только часть дороги.
В одном из сёл увидели вот такой спортивный комплекс!
После посёлка Катровож на Полярном Урале, где на маленький посёлок построили огромную школу в несколько корпусов уже мало чему удивляешься, но всё равно увидеть такое строение в селе… Интересно, однако! Второе: спустя несколько километров после этого при наезде на кочку у друга ломается номерная рамка. Номерной знак при этом улетел по дороге. Ору в гарнитуру: «СТООООООЙ!» Но пока он услышал и понял, что я от него хочу уехал уже почти за километр.
И это хорошо ещё, что я ехал сзади, а то ищи потом его номер не пойми где. Ну что делать, посмотрели, поулыбались друг другу и поехали дальше. А спустя ещё километров 10 случилось… Третье: еду себе такой, ок да? Как вдруг чувствую, что-то ползёт у меня по подбородку. Естественно первая мысль: «Надо этого жука смахнуть, а то бесит». И как только я начал смахивать этого «жука» оказалось, что это оса. Она предательски вцепилась мне в подбородок, от чего я аж взвыл! Смотрю, а она уже к визору подбирается изнутри. Открыл его вытряхнул наружу и остановил мотоцикл. Морда горит, настроение стремительно падает. Хорошо, что аллергии у меня нет, и следа почти не осталось. Домой приехали, и пока от друга до гаража доехал, весь вымок насквозь. Ливень зарядил, а ради нескольких километров по городу расчехлять дождевик было не охота.
Вот и всё, наше путешествие завершилось, оставив после себя позитивные эмоции и впечатления, да и фотографии на память. До новых встреч.
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
В продолжении нашего путешествия в Казань мы отправляемся в город-остров Свияжск. До этого острова можно добраться несколькими способами: автобус, пароход, электричка или своим ходом. Но в начале мая самый интересный вариант, на наш взгляд, – пароход ещё не ходил, поэтому поехали на мотоцикле.
Город-крепость появилась на этом месте по решению Ивана Грозного после череды провальных операций по взятию Казани. Возникла необходимость создать опорный пункт для поддержки армии. Остров с трех сторон омывался водами рек Щуки, Свияги и Волги, с возвышенной местности на острове Круглой горы были видны дальние подступы, а главное — располагался остров на расстоянии суточного перехода от столицы Казанского ханства. Город состоял из восемнадцати башен, жилых домов и православного храма. Крепость полностью выполнила свое предназначение: через год после ее основания Казань была взята. Изначально город назывался «Новоград Свияжский», но со временем название упростили и теперь он просто Свияжск. С момента взятия Казани и по настоящий день город был и монастырским местом, и зоной тюрем и исправительных лагерей в годы советской власти. По нему приятно просто погулять, посмотреть на строения и на виды, которые открываются повсюду. Лучше выделить на посещение этого места побольше времени, чтобы успеть посмотреть всё, наслаждаться природой и зданиями, а также побыть наедине со своими мыслями. Погода была очень прохладной, вдобавок ко всему, сильный северный ветер, который выдувал всё тепло какое ещё могло оставаться… По приезду на место мысль была одна: где бы выпить горячего чая?)
Мы приехали туда практически одновременно с моим братом, его женой и друзьями.
С туризмом на острове полный порядок: хочешь на лошадях покатайся, хочешь с экскурсоводом… Приятно радует, что остров жилой! То есть на нём обычные улицы, на которых живёт народ, работает и гуляет.
После достаточно непродолжительного осмотра острова решили остановиться по дороге назад где-нибудь и пожарить шашлыки. К нашей радости погода стала меняться в лучшую сторону, даже солнце выглянуло =) Да, чуть было не забыл… На острове мы встретили группу туристов из Китая, которые путешествовали на таких грузовичках с великами.
И на каждом из них был нарисован маршрут движения
Удачи им в их долгом пути. После шашлыков брат со всей компанией поехал домой в Москву, а мы решили заехать в необычный город Иннополис. Он самый молодой и один из немногих построенных с нуля городов постсоветской России. Один из двух наукоградов в Российской Федерации (наряду с подмосковным центром Сколково), созданных для развития информационных технологий и инновационных высоких технологий. В 2017-м он выглядел достаточно пустынно, народа на улицах очень мало, зато выглядит он очень современно.
Сейчас там и роботы доставщики, и такси без водителей катаются, но тогда город выглядел так, как будто его "только сдали", а заселить ещё не успели.
Путь домой.
Мы решили попробовать проехать 1000 км за один день. До этого вдвоём на одном мотоцикле мы проезжали максимум 700 км за один раз, и это было непросто. Но вот проблема: на пути только два города, где можно остановиться это Пенза и Тамбов. До Пензы около 550 км, но думали проехать дальше. От Тамбова до дома остаётся всего 120 км, и останавливаться там кажется совсем не логичным. Уже покатавшись в дальняки понимаешь, что усталость приходит не от пройденных километров, а от времени, проведённого в седле мотоцикла. Поэтому решил ускориться, особенно когда позволяла дорога.
Чем больше загадываешь, тем меньше получается. Приключения начались в Ульяновске. Промахнувшись мимо поворота, навигатор проложил дорогу через город, дорог в котором не было. На одной из таких дорог мы словили гвоздь длиной 4 см. Спустя километров 20 я почувствовал, что мотоцикл перестал рулиться и боковым ветром его больше не стаскивает. Остановился, мотоцикл на центральную подножку и ремкомплект в руки… Не успел я всё это разложить, остановилась машина, и два парня (ребята если вы читаете или кто-то их знает, передавайте привет и слова благодарности!) из Тольятти предложили помощь.
Один из них владелец 600сс фазера, другой едет за таким же в Саранск. Заклеили прокол, пообщались, угостили кофейком, и, пожелав хорошей дороги, продолжили движение вместе. Мы остановились на ближайшей шиномонтажке, а ребята поехали дальше. Молодой парень дал инструмент, помог скинуть колесо, заклеил покрышку новым жгутом (старый подтравливал воздух) и дал в дорогу небольшую баночку со специальным клеем. И всё это бесплатно! Подумали может заменить жгут на латку изнутри, но решили не заморачиваться. Об этом я потом пожалел, причём довольно скоро. К сожалению, все предыдущие действия не помогли и спустя километров 100-120 жгут выдавило и колесо снова спустило. Повторил операцию снова в полевых условиях, на этот раз помогли мужики, проезжающие мимо на машине и микроавтобусе. Когда теряешь на одном проколе столько времени настроение начинает падать и возникает желание устранить его ну уже хоть как-нибудь. В ближайшем посёлке нашли шиномонтаж (только с третьего раза), который согласился нам помочь. Потеряли ещё минут 40, зато больше проблем с колесом не было. Пока ремонтировали наслушался всяких историй типа: а у меня в детстве была Ява…
Дальше в пути до Тамбова были только остановки на дозаправку топливом и косточки размять. В какой-то момент понимаю, что у меня горит только одна из двух ламп в фаре. Да, совсем не вовремя вторая сдохла… Но планы менять из-за этого не стали. Зато появилась возможность оценить работу инженерной мысли японцев. Дорогу фара освещала очень достойно: фактически две лампы освещают примерно одно и то же место на дороге, накладывая свет друг на друга. Поэтому без одной лампы свет стал менее ярким, но угол освещения не потерялся. В Тамбове оказались около 11 вечера. Нас встретил мой сослуживец, который недавно приобрёл себе стида 600. Немного пообщались, он показал нам самую короткую дорогу через город и, пожав на прощание руки, разъехались каждый в свою сторону. За неделю нашего отсутствия на трассе Тамбов – Липецк сняли около 11 км асфальта и ехать по этому… ночью… Пока скинули вещи и добрались до уютной квартиры время перевалило за полночь.
Вот мы и дома. Очередное путешествие завершилось благополучно, оставив после себя приятные воспоминания и хорошее настроение. Проехать 1000 км за один день можно, но со штатным сиденьем последние 300 км уже не знал на какой бочок присесть, потому что всё ныло и просилось на волю.
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
В статье будет много фотографий, полезных координат со стоянками ночёвок (если едете «дикарём»), достопримечательностей, красивых дорог и, конечно, много текста. Поэтому заваривайте кружечку чая/кофе, садитесь поудобнее и начнём.
Формат путешествия, когда берёшь 2 дня отпуска состыковываешь их с выходными и едешь куда глядят глаза мне очень понравился, поэтому решил в этот раз использовать именно его. Выезд в пятницу после работы, по быстрому сложил вещи и в путь. Основная цель отъехать от дома подальше пока светло и заночевать на природе. По пути попал в дымовую завесу горящих полей, сейчас в Ставрополье это прямо бич какой-то. Но тем не менее проблем особых не испытал и остановился в красивом месте с видом на горы Пятигорска, взлетающие самолёты аэропорта Минеральных вод и стрекотание цикад (44.277634, 43.032135). Добавило романтики взошедшая луна, освещая своим светом равнины и холмы. Быстрый ужин, палатка, спальник и отбой.
Красивые виды были подсвечены лучами утреннего солнца. Завтрак, быстрые сборы и снова в путь. Впереди предстоял долгий перегон до Каспийского моря с заездом по достопримечательностям, а на улице в 6 утра уже +26. В Северной Осетии хорошо работает защита от беспилотников, поэтому едем только по знакам. После Хасавюрта пошла дорога с классными видами степей и холмов.
Первая особенная точка на маршруте – Сарыкумские барханы (43.010154, 47.229627). Ехать туда в полдень крайне нежелательно. Просто представьте до какой температуры накаляется песок в пустыне. Поэтому недалеко есть удачная стоянка у реки Шура-озень (43.008530, 47.253650).
Там же рядом есть родник (43.013043, 47.256980), но дождей давно не было, и он пересох. Обед, отдых и вперёд на пески. Дорога от Коркмаскалы до заповедника в целом нормальная, только один участок немного занесён песком, но проехать можно даже на спорте, аккуратно подстраховывая себя. Сам заповедник представляет собой район местности, где оборудован подъём по лестнице на гору с барханами. Во время подъёма есть площадки со скамейками, информационными щитами и смотровыми площадками.
1/2
Наверху есть возможность выйти на пески и сделать красивые фото/видео на память. Виды потрясающие, ощущение, что ты в пустыне.
1/2
Внизу можно купить воды, мороженого и перекусить. А также стоят мусорные баки даже с разделением по видам, что очень большая редкость в Дагестане.
Примечание: нужно быть очень осторожными в этом районе Дагестана. Со слов местных здесь крайне часто встречается Гюрза (очень опасная и ядовитая змея), каракурт (небольшой ядовитый паук). Реже Тарантулы и скорпионы. Проблема заключается в том, что их сложно заметить, а нападают они внезапно. В ближайших населённых пунктах антидотов нет.
Змей не видел, но шкурка изредка попадалась
Время близилось к вечеру, поэтому поехал в сторону моря искать стоянку на ночь. В селе Инчхе есть замечательный печано-ракушечный пляж с подъездом к воде (42.467938, 47.947627).
Разбиваем палатку, купаемся в море и наслаждаемся вечерними видами. Пляж вечером заполнен на 2/3, место найдёте, но ближе к ночи местные уезжают и становится совсем тихо. Лишь иногда мимо проезжают наездники на лошадях, проходят отдыхающие по берегу разговаривая между собой.
Утром потрясающие виды на восходящее солнце над морем, завтрак и снова в путь.
По совету местных еду первым делом посмотреть на «Лунь» - Ракетный корабль-экраноплан единственный построенный в СССР (41.940117, 48.378493).
Сейчас он находится на реставрации, что очень радует. На верху смотровой площадки находится музей под открытым небом, благоустраивается территория. Внизу тематическая детская площадка. Как говорится вверху игрушки для взрослых, внизу для детей.
Дальше еду смотреть крепость Нарын Кала (42.053210, 48.275149). Очень советую приезжать сюда к открытию в 9.00. Во-первых, немного народа, во-вторых, не так жарко. На входе встречают ворота Кала-капы Дербентской Южной крепостной стены (42.052886, 48.275505). Внутри самой крепости находятся Ханская канцелярия, водохранилища, ханские бани, тюрьмы, гауптвахта и другие постройки. Ходить без хорошего гида считай зря потерять время. У каждого объекта своя история, местами непростая. Часть построек восстанавливали после революции 1917 года. Погружение в исследование истории идёт полным ходом до сих пор. На территории ведутся раскопки силами археологического института РАН, в 2024-м со дна Каспия был поднят корабельный якорь, не характерный для этих мест. Ответ на вопрос откуда он здесь историками пока не найден, надеюсь это вопрос времени.
1/4
После обзора крепости также с гидом можно посетить старый город, его улочки и магалы (микрорайоны по-современному). Внутри каждого магала обязательно находится своя мечеть, небольшая площадь для собрания людей и иногда торговле. На дорожках оборудованы водостоки, сохранившиеся до сих пор.
1/2
Есть тут и бани, причём с разделением на мужские (42.054458, 48.277769) и женские (42.054820, 48.280590). Мужские бани вообще пережили очень непростую судьбу.
Музеем они стали только в прошлом году, до этого были и клубом и заброшкой и чем-то ещё. Так же здесь вы найдёте: дом-музей декабриста Бестужева-Марлинского (42.053889, 48.278449), Ворота Баят-капы Дербентской Южной крепостной стены (42.053286, 48.277396), Ворота Орта-капы Дербентской Южной крепостной стены (42.054112, 48.280685).
За пределами старого города можно много всего посмотреть, если прогуляться по улицам и паркам.
1/2
Хрустальный мост (42.059348, 48.288137). С него открывается красивый вид на цветущие деревья, крепость и композицию «Дербент» рядом.
1/2
Лабиринт (42.061332, 48.292174) из хвойных деревьев в котором я заблудился, пока искал дорогу к башенке внутри.
Дербентский маяк (42.061384, 48.295988) особенно хорош в ночное время.
Если вы хотите недорого, вкусно и очень сытно поесть, то рекомендую столовую №1 (42.064515, 48.298716). Порции большие, выбор тоже, цены нормальные.
После Дербента выдвигаюсь в сторону Изербаша. Дозаправка и поворачиваю на Гуниб. Начиная с этого места вас ждут несколько сотен километров рафинированного мотоциклетного кайфа.
1/2
Холмы, горы, озёра, ущелья всё это постоянно сменяет друг друга. Вдобавок дороги почти везде отличные, с большим количеством серпантинов. По дороге будет родник (42.421640, 47.513690) где можно набрать воды, попить и при желании даже облиться ледяной водой.
Время шло к вечеру, и пришла пора искать место для ночлега. По секрету делюсь классной локацией среди гор, сосен и красивых видов (42.435001, 47.044497).
1/2
В этот вечер я был не один. Компанию мне составила семейная пара из Рязани (Наташа и Сергей, если читаете вам большой привет). Мы душевно сидели и общались допоздна, а утром продолжили рассказывать истории и травить байки. Не знаю, что особенного в нашем месте, но около 10 вечера к нам заглянул наряд полиции на УАЗике. Наверное, что-то искали.
1/3
Вечером красивый закат, ночью полная луна, утром прекрасный восход. Разве не мечта?)
Дальше по дороге будет потрясающий вид на плотину Гергебельской ГЭС (42.454249, 47.031971).
Плотина Гунибской ГЭС потрясает шумным водопадом с «кипящей» водой (42.431498, 46.986677).
1/3
Отсюда есть несколько разных направлений, куда поехать. Сначала выбираю дорогу на Гамсутль (42.303773, 46.996517). Снова потрясающие виды, петляющая дорога… а я уже говорил, что это тут везде.
В общем доезжаете до стоянки авто (42.306847, 47.003619), и дальше или пешком или на УАЗиках до верхней стоянки. Но где наша не пропадала, штурмую дорогу до верхней стоянки и в одиночестве спокойно переодевшись в туристическую одёжку иду по тропе до старого посёлка.
Идти быстрым шагом минут 25-30 и оно того точно стоит. Помимо интересных построек вокруг открываются восхитительные виды на дороги, горы и селения.
1/2
Сюда тоже советую приезжать с утра пораньше по тем же причинам, что и в крепости Дербента. Погуляли, посмотрели едем дальше. Часть дороги мы уже проезжали, у плотины Гунибской ГЭС поворачиваем налево в сторону села Мурада. За ним будет несколько километров хорошей грунтовки, проезжаем на любом мотоцикле.
А завершает всю эту прелесть Карадахская тестина (42.456785, 46.892017). В жару очень классно стоять в ней, умыться холодной водой из ручья и смотреть на летающих ласточек. От стоянки до теснины идёт оборудованная тропа с мостами и лестницами. Пешком минут 20 в одну сторону. Закладывайте часа полтора-два на всё.
Отдохнули? Продолжим… Дальше по дороге через реку Аварское Койсу помимо автомобильного есть старый арочный мост (42.472579, 46.869439).
Не проскочите, а то он внизу, можно и не заметить.
Едем вдоль реки до Гоцатлинского водохранилища. На него есть красивые виды с двух мест (42.516400, 46.906915) и (42.524505, 46.913803).
В селе Чалда сворачиваем направо и спустя несколько километров открывается красивый вид на Ирганайское водохранилище.
В посёлке Временный сворачиваем налево и вот здесь начинаются самые невероятные виды отвесных буро-рыжих скал в перемешку с горной рекой и серпантинами. Дорога эта ведёт к Мемориально-историческому комплексу Ахульго (42.774890, 46.738862), который, к сожалению, был закрыт. Но виды дороги стоили того, чтобы сюда свернуть.
1/3
Возвращаемся назад и едем дальше на север. Очень скоро дорога упирается в Гимринский тоннель.
Современный, с хорошим асфальтом, освещением и вентиляцией.
Самое интересное то, что после выезда из него крутые скалы резко заканчиваются и начинаются высокие холмы и низкие горы.
По пути будет крупное Чиркейское водохранилище на которое открывается красивый вид со смотровой площадки (43.016653, 46.832210). Оттуда же классный вид на Сулакский каньон.
Вечер наступал стремительно, поэтому решил встать на ночёвку заранее. Очень классное место с потрясающим видом на горы (43.037854, 46.842402).
Вдобавок рядом есть родник очень популярный у местных жителей (43.037705, 46.843749) с вкусной водой.
Утром открывается классный вид на рассветное солнце, встающее над горами и горизонтом.
Отпуск неумолимо заканчивался, поэтому пора домой. Решил ехать другой дорогой, чтобы было интереснее. По дороге в Данестане рано утром видел зайца, перебегающего дорогу. И много раздавленных машинами змей.
Дальше по пути в лучах рассветного солнца наблюдал Чирюртское водохранилище (43.146340, 46.845905). За счёт высокой температуры днём жизнь в городах и сёлах начинается рано. Я выехал в 5 утра и на улицах уже были люди, ездили машины. Хасавюрт на обратной дороге оказался гораздо приятнее за счёт свободной дороги и приятной температуры. Далее сворачиваю на Гудермес и степь раскрывается во всей красе.
Дорогу от Гудермеса до Ставрополя могу отметить меньшим количеством машин, чем по трассе через Минводы и Владикавказ, отсутствие больших населённых пунктов и пробок в них. Местами попадались интересные участки лесов, где в жару очень приятно ехать.
Из приключений:
На трассе был дважды остановлен сотрудниками ГИБДД для досмотра багажа и проверки документов. Их очень заинтересовал гидропак и особенно шланг со спины.
В Хасавюрте попал в жёсткую пробку, которую объехать было нельзя. На улице +40, ты стоишь без кондиционера, ветра и в сплошной духоте.
Гостеприимство:
Отдельно хочется отметить гостеприимство местных жителей. Меня везде хотели накормить пловом, напоить чаем/кофе/пивом, покурить вместе кальян и просто пообщаться за жизнь. Предлагали различную помощь и звали на ночлег. В районе песчаных барханов подарили бутылку замороженной воды, что можно считать чуть ли не священным Граалем при +40 на улице. На пляже у моря подарили две бутылки местной воды/газировки.
Уже по предыдущему опыту скажу, что это особенно ярко проявляется, когда едешь один на мотоцикле. Если ехать в компании или на машине это тоже бывает, но меньше.
Резюме.
Стоит ли ехать в Дагестан? Однозначно да! На мой взгляд это самое крутое место на Кавказе, так как концентрация красивых видов, исторических объектов, разной природы и безграничного радушия, и гостеприимства местных жителей здесь выше, чем в других местах. Но лучше не верить на слово, а проехать и посмотреть самому. На этом с вами прощаюсь, до новых встреч!
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
Когда душа просит гор, зачем же ей в этом отказывать. Лучше помочь проникнуться горами и в этом помогает одиночество и мотоцикл. Ну и как обычно: чем круче вид, тем сложнее туда дорога.
В нашем случае наш путь начинается из города Алагир, где, кстати, не мешает заправиться, так как дальше дорога уйдёт в горы и ненароком можно обсохнуть, если маленький бак. По указателям едем на Цхинвал, дорога тут красивая и с идеальным асфальтом. По пути справа будет Памятник Уастырджи (42.958936, 44.211763) — это монумент, посвященный герою нартского эпоса, который изображает всадника на белом коне.
До поворота на Нижний Унал 42.861995, 44.143674. Отсюда начинается разной степени убитости дорога из гравия, глины и песка. Если по суху скорее всего будет пыльно, но в моём случае несколько дней шли дожди и местами дорога была совсем раскисшей. Зато с высоты открываются потрясающие виды на Транскавказскую магистраль
Движение по этой дороге в сторону тоннеля приведёт в г. Цхинвал
Чем дальше, тем интереснее! На пути одной из самых высоких точек будет Архонский перевал (42.831182, 44.212334). Наверное здесь очень красивый вид, но в моём случае был непроглядный туман и дождь, поэтому оценить красоту не получилось. Зато получилось проникнутся атмосферой таинственности и полного единения с собой. Ведь перед тобой, сбоку, сзади везде белая пелена и небольшой кусок дороги уходящий в никуда.
Флаг сзади в тумане - верхняя точка перевала
Дальше дорога спускается вниз до посёлка Харисджин
Наконец вышел из зоны облаков и стало теплеть
Тут дорога одна в сторону Верхнего Фиагдона где нужно свернуть на Фазикау и Даргавс. Асфальт сразу заканчивается и начинается подъём вверх. После дождей здесь дорогу совсем размыло и мотоцикл местами ехал просто боком из-за глины с грязью, которые превратили колёса в слики. Но виды кругом всё такие же восхитительные и притягательные!
Как обычно проезжаем всякие качели/прилавки с всевозможной всячиной и держим путь дальше, где виды поинтереснее)
На этой дороге практически негде остановиться с палаткой, а время уже шло к закату. Единственное приличное место здесь (42.836285, 44.349658)
Ночью были потрясающие виды на освещённые луной скалы, а позже накрыл ливень с грозой, что в горах это воспринимается особенно ярко! По утру погода менялась каждые 30-60 минут: то туманом затянуло, то солнце шпарит, то дождик идёт. На ноте таинственности (то бишь тумана) я выдвинулся дальше. Прямо у дороги есть интересная достопримечательность "Буква АЕ" (42.834843, 44.349004)
Учитывая, что прямо за ней обрыв ощущения потрясающие! Даже не знаю в какую погоду тут быть лучше: туман или солнце.
Дальше дорога снова идёт вниз и в посёлке Фазикау начинается хороший асфальт, но, конечно, недолго =)
Здесь можно повернуть на Мидаграбинские водопады (42.760114, 44.365260). Если поехать дальше в сторону Кармадона, то рядом с посёлком Даргавс находится разрекламированное место "Город мёртвых" (42.841149, 44.445691), но рядом с ним опять же куча ларьков, автобусов с туристами и попрошаек. Сама идея, что за проход на кладбище собирают деньги мне уже кажется кощунственной, плюс есть куча других мест, где можно посмотреть аналогичные башни.
Сворачиваем направо и едем в сторону Кармадона. По пути как обычно куча смотровых площадок и просто приятные виды. Если есть желание проникнутся всей болью людей, потерявших своих близких в Кармадонском ущелье во время схода ледника Колка 20 сентября 2002 года, то советую доехать до памятника "Мать скорбящая" посвящённого Сергею Бодрову и съемочной группе (42.859269, 44.515635).
В тумане издалека кажется как будто живой человек сидит у могилы погибших людей, только подойдя ближе понимаешь, что это всё сделано из камня.
На мой взгляд это и есть место "силы" о котором говорил "Брат". Возможно ещё и потому, что в такую погоду я был там один, да и дорога туда не проезжаема на дорожнике (после дождей). Я ехал и страдал, пока не оставил мотоцикл и пошёл пешком.
На глине колёса мгновенно превращаются в слики и управление затрудняется
А вот мемориал на скале (42.871423, 44.52094) напротив оставил смешанные ощущения.
Да, сделано красиво и здорово, но снова толпы туристов и торгашей, которые отбивают всё желание задержаться и оценить атмосферу. В общем советую побывать здесь на рассвете, когда народ ещё "не набежал".
Само ущелье очень напоминает дорогу на озеро Рица в Абхазии: такие же отвесные скалы с мхом, река внизу и петляющая дорога.
Здесь можно "вернутся в цивилизацию" если поехать на север в сторону Верхней Санибы, а можно продолжить скитания по горным дорожкам. Выбираем второе, разумеется. Возвращаемся чуть назад и на перекрёстке (42.863503, 44.519555) переезжаем мост в сторону Старой Санибы. Снова серпантин, снова классные виды и тишина. Именно на этом участке мне попалось несколько пеших туристических групп с рюкзаками и спортсменов-бегунов.
В районе Чминской ГЭС выезжаем на военно-грузинскую дорогу, налево, и очень скоро направо.
Показываем паспорт РФ пограничникам и вы в Ингушетии!
Собственно въездной блок-пост не что иное, как достопримечательность "Ворота в Ингушетию", но сфотографировать можно только издалека.
Дальше вопрос ваших предпочтений. По сути Ингушетия - это одна сплошная сквозная дорогая через всю республику. Она сама по себе очень красивая с отличным асфальтом и серпантинами. Но для полного погружения уходим в горы на каменистую грунтовку и покоряем очередные тропки. Ближайшее интересное место - Фуртоугский водопад (42.846386, 44.666139). Там и запасы воды пополнить можно, и рядом беседки с лавками и столами есть и даже целый музей.
Если есть силы/желание/настроение можно по этой дороге вдоль музея подняться до Бейни. Но там достаточно крутые склоны, местами глина и размытая колея. К этому моменту я уже насытился такими прелестями и просто вернулся на основную трассу. По пути будет несколько посёлков с виду не примечательных, но есть нюансы.
1. Из-за особенностей ландшафта некоторые постройки оказываются в необычных местах. Так, например, детский садик стоит на обрыве скалы, и дети качаются на качелях смотрят на открывающиеся вокруг красоты.
2. Очень яркие мечети, которые по внешнему лоску могут сравниться с "Кул-Шариф" в Казани.
3. Посреди скромных посёлков стоят крутые современные здания, которые не очень "вписываются" в облик других строений
Такие больницы даже в центральной части РФ не везде встретишь
До посёлка Бейни (о котором писал выше) есть и другая "нормальная" дорога по красивому серпантину и без грязи с глиной. Нужно повернуть на грунтовку (42.815376, 44.706448). Наверху есть неплохой кемпинг (42.835927, 44.720300), откуда пешие туристы ходят в горы.
За посёлком Гули начинается настоящий рай для мотоциклиста: идеальный серпантин, виды на горы со снежными шапками и отвесные скалы.
Памятник пограничникам у дороги (42.824893, 44.825428)
Перевал Цей-лоам (42.819967, 44.831636) где снова вас окружат "заботой и вниманием" местные торговцы. Зато рядом есть куча другим "кармашков" у дороги, где можно устроить пикник у обочины без излишнего внимания.
Если никуда не сворачивать с главной дороги, то довольно скоро упрётесь во второй блок-пост с проверкой документов и дальше начинается Ассинское ущелье.
Очень рекомендую в нём заночевать, так как звуки горной реки, птиц и виды точно не оставят вас равнодушными. Стоянок много по правую сторону дороги, координаты нескольких из них прикладываю.
(42.930812, 45.009464)
(42.931622, 45.009688)
(42.931513, 45.008376)
Для ценителей экстрима здесь много мест, где можно заняться рафтингом.
Дальше идут вполне обычные посёлки Алкун, Мужичи, Галашки. Примечательны они наверное только тем, что в них частные дома как дворцы, во всяком случае те, что вдоль центральной дороги идут. На этом всё, надеюсь вам было интересно и полезно. До скорых встреч!
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
Сегодня отправимся в путешествие по республикам Северного Кавказа: Карачаево-Черкессию и Кабардино-Балкарию. Как обычно будет много текста, красивые фото, координаты полезных мест (смотровые, места под палатку, достопримечательности). Так что усаживайтесь поудобнее и начнём рассказ.
Выехал в этот раз вечером после работы, поэтому добраться засветло до места ночёвки было крайне сложно. Основная цель была доехать до Черкесска, а дальше уже по ситуации смотреть где остановиться. По пути встретил колонну старых машин (Волги, Победы, Москвичи), была одна патрульная волга с номером «ГАИ СССР» мигалкой и сиреной.
Заранее нашёл место, и хоть Яндекс карты не знают как туда добраться, а сама дорога была с лужами, гравием и прочими радостями (особенно ночью), но оно того точно стоит. Когда доехал туда мимо пробежала лиса, но компанию составить мне не захотела. Зато компанию мне составили звёзды и луна и достаточно холодная ночь.
Координаты стоянки: 44.074156, 42.049281
Здорово, когда тебе не надо никуда спешить, ты можешь прогуляться по окрестностям, посмотреть живописные холмы, послушать речку… Дикая природа и никого кроме тебя и множества птиц, которые щебетали с самого утра.
1/3
Выезжаю дальше в сторону Домбая. В Карачаевске уходим налево на Учкекен.
Начинается живописная дорога через небольшие сёла с отвесными скалами и обрывами.
На пути будет красивый перевал Гум-Баши (43.776534, 42.185137) там куча мест где можно полюбоваться видами на горы, помимо тех, где как обычно пытаются продать шапки, майки и т. п.
В Учкекене уходим направо по одному из мостов (43.938934, 42.517424 или 43.934921, 42.514823) и дорога начинается на подъём в горы. Если дождей не было достаточно давно, то подъем будет по силам наверное любому мотоциклу, но если были дожди, то только на хард-эндуро. В моём случае дожди были, но уже подсохло. Поэтому в целом терпимо ехать. Дорога тут одна, ошибиться с направлением невозможно. Дальше нужно будет свернуть направо или здесь (43.795182, 42.520721 или здесь 43.795269, 42.511397). Тут дорога похуже и даже по сухой погоде можно навернуться. На очередном подъёме у Алебастрового перевала (43.753576, 42.461374) мотоцикл начал вонять сцеплением, видимо слишком крутой подъём, езда на низкой скорости не понравились коробке DCT и мотоцикл пришлось оставить. Там же побросали свои навороченные внедорожники и другие путешественники, видимо не у одного меня нервы сдали.
Дальше пошёл пешком до смотровой (43.746449, 42.454955) откуда открываются классные виды.
Погода начинала портиться и к вечеру обещали дожди, поэтому затягивать с возвращением не стоило и я пошёл назад. Если вам повезёт больше моего, то вот ещё точки, куда стоит доехать (43.707144, 42.438761) — смотровая, и ещё одна смотровая (43.711662, 42.441171).
Возвращаться по той же дороге, что ехал на перевал было скучно и я решил свернуть сразу на Кичи-Балык. Вот здесь промахнуться с дорогой уже можно и я сначала уехал не туда, а потом когда поехал туда всё равно выбрал какую-то жутко убитую дорогу с крутыми перевалами, которая больше подходила для трассы эндуристов, чем путешественника на паркетнике. Если вы хотите дорогу попроще, то вот здесь (43.781099, 42.500556) уходим прямо вдоль ЛЭП и дорога по ней вас как раз приведёт куда надо, главное не сворачивать. А если хочется приключений, то сворачиваем налево (ведь налево всегда интереснее) дальше на уже известном перекрёстке 43.795269, 42.511397 направо и прямо. И где-то здесь (43.806102, 42.599445) вас будут ждать интересные приключения)))
Вдоль дороги попадается множество цветов и камней
Выходим на дорогу Кисловодск — Джилы-Су, сворачиваем направо и летим навстречу снежным шапкам гор, красивым серпантинам и огромному количеству смотровых площадок.
В начале мая тут можно запросто встретить снег на дороге, а так же каменные завалы (это не только в мае).
Прежде чем заехать на сам комплекс (если его можно так назвать) вам придётся дважды заплатить дань экологический сбор и проезд на место. Благо стоит это всё копейки. За ночёвку = место под палатку + проезд на сутки я отдал 250 рублей. за это вы получаете весьма аскетичные туалеты в деревенском стиле, нарзанные ванны, красивые виды и огромный простор для постановки палатки. Лично мне больше всего зашло вот это место (43.437967, 42.542445)
Рядом находится несколько водопадов.
Кызылкол-Су (43.438001, 42.538700)
Гитче чучхур (43.439246, 42.539311) с видом на Эльбрус
Султан (43.433653, 42.533198)
Рядом с последним находятся нарзанные газовые ванны, вода имеет специфический запах и температуру около + 20 градусов.
Виды везде классные, очень понравится вид с небольшой горы (43.430168, 42.540031)
Вечером обнаружил большое количество норок кругом и утром из этих норок появились целые полчища обитателей — суслики!
Они и носились, и пищали, и игрались и дрались… в общем залипательное зрелище, надолго можно зависнуть.
Из Джилы-Су можно совершить несколько радиальных походов, кругом есть что посмотреть. Вопрос в том, сколько у вас времени и есть ли желание потратить день-два на пешие прогулки по горам.
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
Недавно я поменял место постоянной дислокации и теперь обитаю в районе Ставрополя. А это значит, новым приключениям быть!
Примерно 10 лет назад я загорелся идеей поехать в Грузию на мотоцикле, но как-то всё не складывалось. Основной причиной была удалённость от неё (1400 км в одну сторону). В основном поездки у меня получаются не более 5 дней и несложно догадаться, что пропилить такое расстояние туда-обратно да ещё и там покататься за такой срок задачка на любителя. Теперь такой проблемы нет, поэтому при первой возможности спланировал маршрут, подготовил мотоцикл и в путь!
На всё про всё у меня было 4 дня времени, большое желание проехать интересными и не очень популярными дорогами и опробовать новый мотоцикл в не привычной для него стихии.
День 1. Выезд в 5 утра, погода хмурая, идёт небольшой дождь. До Пятигорска уже рассвело, но попал в приличный фронт тумана и дождя, который сопровождал меня до Владикавказа с небольшими перерывами. Местами видимость была не больше 100 метров. По советам бывалых путешественников заливаюсь во Владикавказе на Роснефти. Крайне не советую данную АЗС, так как явно не доливают, обслуживание паршивое и туалет на улице. Такое ощущение, что заправка из 90-х. Координаты для ориентира 43.022388, 44.644538
Незадолго до поездки поставил некоторое оборудование на мотоцикл, но проверить не успел. Много раз говорил себе, что нужно перед поездкой всё настроить и проверить. Сначала зеркало открутилось, пока настраивал потерял минут 15. Потом на заправке во Владикавказе мотоцикл отказался заводиться. Сначала подумал, что бензин хреновый (но мотоцикл вообще не реагировал ни на что). Путём разных манипуляций обнаружил, что дело было в беспроводной зарядке, она не давала мозгам считать чип в ключе и не включался бензонасос.
Военно-грузинская дорога оказалась очень красивой, но я всё время боялся, что будет большая пробка на границе, поэтому не останавливался и не фотографировал. Вопреки ожиданиям народа было мало, передо мной машин 6-7. На нашей стороне символически попросили открыть пару кофров, после проверки зачем-то попросили паспорт второй раз, и минут через 5 вернули. На грузинской стороне попросили подойти к кабинету 1, когда узнали, что я русский. Ничего особенного: «Цель визита? Куда? Насколько? Почему именно туда?» Багаж не смотрели, просто махнули, чтобы проезжал. Границу прошел быстро примерно минут за 30-40. На нейтральной территории есть пара тоннелей, один из них очень разбит и в нём сильный запах отработанных газов, лучше проскочить быстрее иначе можно угореть.
Вот, когда формальности пройдены можно по достоинству оценить военно-грузинскую дорогу. Она шикарна: тоннели интересные но не очень ухоженные, постоянно серпантины с хорошим асфальтом, небольшие посёлки и мелкие городки. В начале сентября движение тут достаточно свободное, машин немного. В Степанцминде поменял деньги 42.659816, 44.642207 (на тот момент курс был наиболее выгодным, где я видел примерно 40 рублей за 1 лари) и взял страховку на 2 недели 42.664412, 44.64202. Ценник 25 лари.
Следуюший пункт на пути движения Гергетский Храм Святой Троицы. До него серпантин в стиле «дорога на Ай Петри». Закладываешь до подножек в поворотах на 180 градусов. Виды замечательные, дорога отличная, народа немного. Жаль только, что гора Казбек была затянута облаками.
Погулял, посмотрел красоты и двинулся дальше. Арку «Дружба народов» проехал мимо, слишком много людей, ларьков со всякими чачами/мёдами. Не люблю такие места. За посёлком Квемо Млета есть хороший ресторанчик Млета (42.427040, 44.515818), где прекрасно пообедал хинкалями.
Там же встретил двух поляков на новых Африках. Суровые мужички, судя по технике и обвесу собираются не иначе как покорять суровое бездорожье.
Пока обедал погода совсем испортилась и пошёл хороший дождь, позже ливень и началась гроза. Зрелище очень красивое, но страшное. После очередного поворота дождь как будто выключили и сразу солнце, тепло и сухо. По пути движения слева открывался замечательный вид на Пшавскую Арагви, естественно нельзя просто взять и проехать мимо :)
Дальше дорога уже переходила на равнину, а после на скоростную магистраль. Дорога отличная, только на ней тебя раскачивает как на волнах из-за стыков асфальта/бетона. К вечеру добрался до Боржоми. Открыл для себя особенности заправок в Грузии. Подъезжаешь, к тебе подходит заправщик, заливает, ты расплачиваешься с ним тут же наличными. И не важно большая заправка или одна колонка работают все одинаково.
В этой поездке решил ночевать только в кемпингах, но моим планам не суждено было сбыться, так как в первом же кемпинге вместо радушного гостеприимства оказался замок на дверях и не отвечающий телефон хозяина. Ну ничего, быстро осмотрелся и нашёл хорошее место в удалении от дороги и источник питьевой воды. Пока решал вопросы с ночёвкой уже наступила ночь, а хотелось поесть приличной еды и по возможности найти интернет. Всё это оказалось рядом в кафе. Пока готовилась еда, общались с владельцем о разном. Жаловался, что в этом году очень мало туристов из России.
День 2. Утро встретило хмурым небом, и снова дождь! Но это не беда, когда у тебя хороший дождевик и палатка.
Приготовил завтрак, поел, собрался и двинулся дальше. В небольших городках типа Боржоми центр выложен брущаткой, улочки маленькие, уютные. Народ никуда не спешит, вот совсем. Они точно поняли жизнь :) До Батуми идёт две дороги: основная от Тбилиси (скоростная магистраль) и Трансаджарская дорога, которая если верить истории до советской России была горной тропкой. Сейчас большая её часть — идеальный асфальт. Правда нужно держать ухо в остро, так как за очередным поворотом на дороге могут лежать камни после очередного дождя упавшие с вершин.
Снова потрясающие виды, небольшие посёлки (явно не туристические), хорошая дорога и дождь.
Эта тучка поливала меня часа полтора, и когда она осталась позади, я вздохнул с облегчением.
Кроме посёлков на пути постоянно попадались древние арочные мосты из камня. И совсем не было туристов, да и местных тоже немного. Если вы хотите проехать неспеша в своих мыслях, посмотреть горы — то это место идеально подходит.
В какой то момент начался перевал Годердзи (высота 2025 м 41.3754, 42.3036), очень красивый и холодный. Природа меняется, но не сильно.
Температура упала до 10 градусов и дорога местами перешла в грунтовую. Там же находятся подъёмники на горнолыжный курорт Годердзи. Зимой видимо народа тут очень много, а сейчас совсем нет.
Вчерашний дождь сильно размыл дорогу и из лёгкой грунтовки она превратилась в кашу из воды, земли, глины и песка (в простонародье говнолин).
В общей сложности около 20 км нужно было проехать по этому покрытию и дались они достаточно непросто. Помимо постоянного поиска лучшей траектории движения, нужно ловить баланс, аккуратно работать газом и следить за строительной техникой, которой очень много. Думаю года через 2-3 грунтовки в этом месте не останется. Несмотря на сложность движения, виды просто завораживали.
Временами просто хотелось стоять и смотреть, ещё смотреть и никуда не ехать.
Перевал закончился, а вместе с ним и плохая дорога. Вышло солнце как бы награждая меня за те трудности, которые пришлось пройти. За очередным поворотом показалась Аджарис-Цкальская ГЭС 41.65737, 42.349504, построенная в 1937 году.
1/2
Плотина стоит на реке Аджарисцкали, образуя красивое водохранилище.
После нескольких десятков километров у дороги находится очередной источник питьевой воды (41.624948, 42.284723).
Он не единственный, некоторые обозначены специальными знаками, так что скорее всего мимо не проедете.
Перекусил, попил воды и меня накрыло. Начал разворачиваться у дороги и упал в сливную канаву. Мотоцикл почти не пострадал, как и я, но он лежал колёсами вверх и поднять одному не ободрав его ещё где-нибудь было крайне сложно. Родные пластиковые кофры оказались на редкость крепкими. Мотоцикл приложился прилично, а остались только пара царапин и всё.
В итоге тормознул проезжающий мимо грузовик, водитель которого (по имени Георгий) оказался мотоциклистом. Он помог поднять и вытолкать на дорогу, пожелал счастливого пути, и мы разъехались. Спасибо ему за это большое, а то пришлось бы придумывать какие-нибудь ухищрения. В деревнях машешь рукой детям и взрослым и почти все тебе отвечают с улыбкой на лице. Особенно я нравился маленьким девочкам, а вот ребята как-то особо не интересовались.
Когда солнце во всю жарило добрался до Батуми. Въезд со стороны гор ведёт в промышленный район, который не очень привлекателен и лучше его побыстрее проехать. Зато потом набережная, красивые виды. В центре встречается брусчатка и приятные ресторанчики. Могу посоветовать ресторан Пиросмани (41.642533, 41.631077).
Народ в больших городах Грузии ездит так, как будто на каждом перекрёстке сохраняется. Они не летают, но даже на небольших скоростях манёвры крайне непредсказуемы! На удивление мотоциклов крайне мало, почти нет совсем. Зато велосипедистов, особенно иностранцев очень много, и в основном на горных серпантинах. Мне было приятно видеть портовые краны и большие сухогрузы вблизи. Раньше такого не доводилось встречать
Примерно через 50 км после Батуми есть небольшой город Кобулети. Дорога до него идёт по скоростному автобану, который заканчивается крайне неожиданно. Не достроили — бывает. Что можно увидеть в Кобулети осенью: пустые пляжи, достаточно чистое море и очень тёплая вода. Купаться одно удовольствие!
После Кобулети снова взял курс на горы. Теперь мой путь лежал в Сванетию. Очень много коров по дороге, особенно в сёлах. Они встречаются везде, даже там, где вы их вот совсем не ожидаете встретить. И да, после равнины горы снова манят своей зеленью и антуражом!
До запланированной ночёвки добраться я не успевал, поэтому остановился в кемпинге у Ингурского водохранилища (42.781796, 42.055548). Я бы сказал, что это кемпинг на минималках. Особенно запомнился душ: Во-первых, он «летний», но вода в нём была как зимой. Во-вторых, если хочешь помыться, сначала заберись наверх и открой кран, а потом вернись и закрой. В-третьих, двери у душа нет, поэтому если ты давно хотел почувствовать себя эксгибиционистом, то твой звёздный час настал!
Кроме упомянутого душа есть домики, могут накормить.
Со мной кроме хозяев была большая и шумная компания грузин, которая отмечала что-то до часу ночи, а так же немец Джейкоб (Якоб), который путешествовал уже 5-й месяц на своём велосипеде.
Мы долго разговаривали с ним обо всём подряд, временами я выступал в качестве переводчика между владельцем кемпинга и немцем. Вообще несмотря на большое количество туристов из Индии, Ирана, Европы местные плохо знают английский. Да и на русском тоже общаются всё реже. Поэтому большую часть поездки вспоминал иностранный, на котором уже несколько лет говорить не приходилось. Ночью мне настойчиво пытались составить компанию собаки, которые лезли в палатку, бегали вокруг и даже ложились на тент сверху.
День 3. Проснулся очень рано, вышел на улицу и увидел вот такую красоту
Ну и да, местные собаки меня охраняли всю ночь. Когда рассвело, решил вставать окончательно. Утренние пейзажи — бесценны!
Джейкоб тоже проснулся, и мы вместе готовили завтрак, собирались в дорогу. Я пожалел, что в этот день мне нужно было много проехать, потому что диалог был крайне интересным и не обычным. За время ночёвки собаки очень привыкли ко мне и не хотели ни в какую отпускать.
Утром дорога выглядела ещё лучше, чем вечером. Вообще это были самые потрясающие виды, которые встречались за всё время движения. Кругом водопады, пещеры, гроты. Проезжал несколько поселений буквально 5-6 домов вдоль дороги из сплошного серпантина и всё!
В какой-то момент упёрся в обвал дороги. Их я насчитал больше 10, видимо весной дорогу смывает или после сильных дождей. Пока кран делал упор для ремонта все ждали, и каждый занимался чем мог. Я старался больше общаться с местными о дорогах, местах куда ехал дальше. Если будете здесь ехать закладывайте время с запасом на такие «простои».
Дорога до крупнейшего посёлка Местиа в целом неплохая, местами грунт с камнями, но по суху проезжается легко даже на голде. Главное успевать смотреть по сторонам, а смотреть есть на что! Собственно здесь я впервые увидел снег на вершине гор за время моего путешествия, но не последний.
За очередным поворотом навстречу мне проехал парень на K1600GTL с московскими номерами (это был первый русский на моём пути). Дорога плавно поднималась всё выше и выше и в какой-то момент полностью стала грунтовкой. Местами попадались броды, но мелкие и проблем не доставляли.
В отличии от вчерашнего дня с погодой повезло. Дождей не было, грунт подсох и ехать легко. В горах погода решает: если дожди, то вершин не видно и ехать зябко, а когда солнышко, то душа поёт! Добрался до посёлка Ушгули. Примечателен он своими каменными башнями и тем, что это самое высокогорное поселение Европы (2200 м). Пообедал в местном кафе и двинул дальше.
Самой высокой точкой на пути движения был перевал Загар (высота 2623 м 42.91471, 43.10218). Здесь реально холодно. Если внизу +30, то здесь по ощущениям около +5. В горах вокруг до сих пор виднелся снег, хотя на дворе сентябрь.
Дорожные рабочие уверенно прокладывают дорогу из бетона. Думаю, что через несколько лет грунтовки больше не останется. На мотоцикле очень уверенно можно нырять между строительной техникой. На машине везде придётся стоять и ждать.
Кстати о машинах. В Грузии по моим наблюдениям около 50% автопарка это Toyota Prius, Ford Transit (в любых исполнениях) и Mitsubishi Delica. Я не знаю, почему именно такой выбор, но их реально навалом… Других микроавтобусов я не встречал. Прямо как Daewoo в Узбекистане. Очень хорошо развит прокат машин. В кемпингах встречал разные версии машин для туризма и путешествий. Может и сам так поеду когда-нибудь. В сентябре машин с русскими номерами почти нет, мотоциклов тоже. Так, вернёмся к дороге. После перевала дорога уверенно идёт вниз, петляя между скал и селений. В какой-то момент я сдался, остановился и понял, что просто вымотан до предела.
Я переоценил свои силы. Горная дорога, перепад высот, давления и температуры, сложный рельеф и разная дорога. Сказывалось и вчерашнее отставание. В следующий раз обязательно учту это при планировании маршрута, а пока попил чаю с вкусняшками, настроение поднялось и продолжил движение. Много сёл больших и маленьких, дома, магазины. Особенно запомнился мост через реку.
Уже вечерело, когда я добрался до города Кутаиси. Первое, что бросилось в глаза — светофор.
Второе — авария. Точнее не сама авария, а реакция людей. Вокруг разбитых машин собралось столько людей, что ощущение было, как будто я попал на митинг. В городе меня интересовал местный рынок, который крайне советую! (42.272314, 42.701761). Снаружи он выглядит как обычное здание с торговыми рядами, а внутри полное погружение в атмосферу. Здесь найдёте кучу овощей, фруктов, сыров, чачу, мёд, вино… в общем всё, что есть в Грузии, есть и тут, но по адекватным ценам. Меня удивило, что в субботу в 6 вечера народа тут было очень много.
Меня немного удивило, что периодически ко мне первыми подходили иностранцы и начинали рассказывать, спрашивать что-то. Сразу после границы это был индус, у рынка семья из Европы (откуда точно не спросил, а по внешнему виду не поймёшь). После Кутаиси дорога лежала в сторону Гори. Время уже вечерело, и понятно было сразу, что приеду я туда уже ночью. Трасса представляет собой очередную скоростную магистраль, с огромным количеством современных тоннелей.
Где-то километров за 30 до места ночёвки наступила ночь, скорость движения упала. После целого дня пути по горам я был сильно вымотан и хотелось уже добраться и просто лечь на коврик. Но до этого ещё предстояло доехать. Улочки Гори весьма запутанные, местами снова была брусчатка, я так понимаю это в порядке вещей. Уже на подъезде к кемпингу я заплутал. Ошибся поворотом и попал на пашню с помидорами, картошкой и яблоневыми садами. Если бы на улице было светло, то проблем никаких. Но ночью… С горем пополам разобрался, развернул мотоцикл и выбрался на нужную дорогу. По пути отбивался от собак, которые норовили укусить за ногу или просто лаяли на меня. И вот после всего этого увидеть посреди поля ярко освещённую поляну кемпинга, людей, которые сидели и смотрели футбольный матч по телику на улице — фантастика! Когда я остановился, ко мне подошёл владелец кемпинга (я его принял за постояльца и поздоровался «Hello!» на что услышал: «Ты что, русский забыл?» :) Кемпинг оказался лучшим из тех, в которых я бывал. Горячая вода, чайник, зона отдыха, фрукты, туалет и душ само собой. Координаты для поиска (41.997783, 44.031483). Тел.: +995558612121
Пока я ходил в душ, местные собаки попытались съесть мою еду. Вообще собаки — это беда Грузии. Законом запрещено их трогать, и они бесчинствуют по всей территории. Кроме собак в кемпинге была семья итальянцев, которые на информацию откуда я сразу заулыбались и воскликнули: «О, Руссо, Руссо!» Кроме них были немцы и ещё одна семья приехала глубоко ночью.
День 4. Заключительный день моего путешествия начался с раннего подъёма. На улице было темно и слышно только сверчков и дуновение ветра. Чтобы не будить никого, я быстро собрался, позавтракал и выехал в сторону дома. Во всех поселениях и городках, которые были на моём пути обменники, кафе, рестораны… да вообще всё было закрыто. Всё таки воскресенье и народ спит. Интересно проезжать города и посёлки в такую рань. Полное единение, тишина и спокойствие. Единственное, что нарушает эту картину патрульные машины. Они все с включенными мигалками, видимо такие правила! На обратной дороге решил посмотреть каменные головы в деревне Сно. Подъехал, окинул взором и поехал дальше. Не впечатлило совсем.
В Степанцминде поменял оставшиеся день и выпил кофейку на дорожку. Обратное прохождение границы было даже быстрее, чем на пути в Грузию. Только ветер настолько сильный, что сбивал с ног и валил мотоцикл. Во Владикавказе меня снова встретил дождь… Опять… Ну и ладно, зато мне хватило бензина ровно впритык и я не высох на трассе. На заправке при попытке поставить мотоцикл на центральную подножку нога соскочила (сырой ботинок) и, потеряв равновесие, мотоцикл упал. Вот реально в этой поездке падения одно глупее другого. Чтобы поднять настроение и восстановить силы заехал в Кафе Минас (43.025638, 44.638180). Господа, это лучший шашлык, который я когда либо ел!
Со мной в зале сидело две компании. Одна очень шумная и когда уехала, настала тишина, а вторая очень тихая: два мужичка сидели, общались, выпивали… Когда я уже собирался ехать, они меня позвали, познакомились, попросили с ними посидеть, предлагали угостить и даже счёт оплатить. В общем гостеприимство крайне высокого уровня, при этом обычные люди, как и я. Крайне приятное ощущение и желание вернуться на наш Кавказ ещё! Оставалось доехать до дома. Дождь кончился, в Минеральных водах наступила жара и сильный ветер. Но меня это уже не беспокоило. Ведь ещё немного и я уже дома. За 4 дня пройдено 2365 км. Бюджет поездки составил 20400 рублей. Воспоминания бесценны!
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
И снова мы отправляемся в путешествие на восток, на этот раз наш путь лежит в Казань.
Собирались поехать туда ещё в 2016-м году, но не сложилось. В том же 2016-м в долине реки Чулышман на Алтае мы познакомились с двумя ребятами из Казани, одного из которых звали Семёном. Он пригласил нас погостить к себе, чем мы решили воспользоваться. И вот в мае 2018-го посетили этот интересный город. Собрали вещи, взяли 2 дня отпуска в добавок к праздникам и поехали. Решили ночевать в гостиницах, багажа по минимуму и побольше свободного места под вкусности и сувениры.
Многие из тех, кто бывал в Татарстане, знают, как много тут камер контроля скорости движения. Поэтому ехали предельно аккуратно и осторожно, дабы не нарваться на неприятности и потом платить за них. И надо сказать, всё прошло успешно, штрафы не привезли, а вот хорошее настроение осталось по сей день. До заселения в отель и начала пешей части нашего путешествия было решено посетить храм всех религий и голубые озёра. И то, и другое находится не близко от центра города и добираться туда на общественном транспорте неудобно.
Храм всех религий (55.800570, 48.974720) творение архитектора Ильдара Ханова. В строении сочетаются элементы всех основных мировых религий. Храм всех религий находится в поселке Старое Аракчино в 9,5 км от центра Казани. Но на праздниках там слишком народа. Увы, но никуда от этого не денешься. На тот момент храм активно восстанавливался и реставрировался. Наверное, сейчас он уже в полном порядке.
1/3
Голубые озёра. (49.171262,55.91645). Место очень приятное. Во-первых, людей там было не много, во-вторых, вода чистая и рисунок дна интересный. Чем-то напоминает гейзерные озёра на Алтае. У нас постоянно было такое чувство, что где-то что-то подобное мы уже видели.
Поехали заселяться, скинули вещи, и я в гости к Семёну. Мотоцикл поставил в небольшой гараж, очень удобно, за что огромное ему спасибо. Вообще он приглашал нас пожить у него, но жена чего-то застеснялась, и этим мы сильно расстроили хозяев. Прости, Семён, будем в следующий раз в твоих краях, обязательно погостим. Начиная с этого момента, не считая одной вылазки, мы передвигались только пешком или на общественном транспорте. Про него тоже надо отдельно упомянуть. В Казани есть метро.
Метро в Казани небольшое, но достаточно удобное, чистое и современное.
Объявления об остановках всего транспорта города и другая информация идут на трёх языках: русском, английском и татарском. Тукталыш – это по-местному остановка. Вот как у нас всяких там Магнитов, Пятёрочек и т. п. в Казани много магазинов Бәхетле, что в переводе означает счастливый, удачливый. В них можно купить много всяких вкусняшек и готовых продуктов, которые отменного качества и совсем не дорогие. Побывать в Казани и не поесть чак-чак и эчпочмак без этого никак. Поэтому мы закупились домой, забив все места в сумках и кофре, а также не забыли полакомиться в течение всего пребывания в городе.
Говоря про местную кухню, для нас стало открытием, что как таковой татарской кухни нет, как чего-то обособленного! То есть, она является сборной солянкой нескольких азиатских кухонь сразу и добавляет от себя чак-чак и эчпочмак.
Еда — это прекрасно, но в Казани есть что посмотреть, куда сходить и где потратить время. Всё зависит от наличия последнего, и того, как быстро вы осматриваете достопримечательности. Если вы довольно «шустрый» турист, то для осмотра достопримечательностей города вам хватит 2-3 дня. Но лучше закладывать дней 5, брать экскурсии и наслаждаться городом. Впитывать в себя его энергию, любоваться красивыми видами и ощущать историю. Мы не ставили себе цель посетить всё и сразу. В любом случае лучше всего начать с Кремля – визитной карточки столицы Татарстана (55.797557, 49.107295). Потому что на его территории находится очень много интересных зданий, музеев. Сам кремль достаточно типичный для России с толстыми и высокими каменными стенами и приличным по площади. Кстати, он старше Московского на 200 лет.
1/4
Самый выделяющийся объект на территории Кремля – мечеть Кул-Шариф (на татарском Кол Шәриф мәчете) (55.798382, 49.105114). Внутри и снаружи мечеть впечатляет своей формой и убранством. В ней можно довольно дёшево закупиться разными сувенирами. Мы привезли оттуда замечательную пиалу, которая теперь украшает наш стол.
1/4
Здесь это самая «свежая» постройка – ей всего 20 лет.
Башня Сююмбике (55.800501, 49.105184) эдакая «Пизанская башня», занимающая третье место в мире по углу наклона среди «падающих». По своему виду Сююмбике очень напоминает Боровицкую башню Московского Кремля и сильно выделяется на фоне других построек.
Благовещенский собор (55.799842, 49.105944) – самое древнее каменное сооружение города, построенное в 1561 году. Долгое время собор был главным храмом Казани.
Уже за пределами Кремля, но совсем рядом находится Дворец земледельцев (55.800432, 49.111934) – современное, массивное здание с колоннами и очень красивым бронзовым деревом в центре.
1/2
Театр кукол «Экият» (в переводе с татарского «сказка») (55.779967, 49.138049). Я видел разные театры в том числе и кукольные, но этот, наверное, один из самых интересных.
Стоит пройтись по улице Баумана. Это аналог московского Арбата, на котором можно и сувениров купить, и живую музыку в разном исполнении и на разный вкус послушать и подкрепиться недорого.
Вот пример музыкального ансамбля, ребята реально жгут.
Ещё один, но почему я их сфотографировал? Хорошая музыка? Возможно. Мотоциклы на заднем плане? Более вероятно
Также загляните на улицу Кремлёвскую, где немало красивых зданий. Да по любой улице центра города вы можете прогуляться и найти что-то интересное. Если хотите посмотреть на мечети, то вам надо в Старо-Татарскую слободу (55.779019, 49.118267). Здесь их много, разных и в некоторые даже можно зайти. Правда на входе придётся разуться.
1/7
Когда находишься в этом месте, то чувствуешь историю, потому что она вокруг тебя. Практически про каждое здание можно сказать, что оно имеет свою историю, на некоторых об этом говорят таблички на фасаде.
На другом берегу реки Казанки стоит Центр семьи «Казан» (55.812702, 49.108340). Опять же очень логично, что в центре семьи находится ЗАГС. Тоже совсем свежее здание, на сегодня ему всего 12 лет.
Снова исполинские размеры сооружений потрясают! Кстати, именно отсюда самый интересный вид на Кремль.
Основная дорога от Кремля до "Чаши" идёт по Кремлёвской дамбе. Однако, недалеко через реку Казанка есть очень красивый мост с названием Миллениум.
Улицы в Казани достаточно протяжённые, достопримечательности разбросаны в разных местах. Если есть желание возьмите на прокат велик или ролики и прокатитесь по набережной или по паркам города, которых здесь не мало. Мы заглянули на набережную утром, а в этом время тут ещё никого нет и большинство заведений закрыто. Так как близилось 9 мая, то на улице была репетиция парада. Всё как в лучших традициях: красочно, насыщенно и интересно.
1/3
В целом сложилось впечатление, что в Казани любят строить внушительные сооружения, не мелочатся, так сказать. Мы охватили не все достопримечательности города, так как времени было не очень много. Можно в следующий раз посетить часть музеев и взять экскурсии, чтобы «окунуться с головой».
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах.
Добрый день, дорогие читатели! В данной статье почти не будет фотографий, потому что я изначально не ставил себе цели потом писать об этой поездке. Но вы же понимаете, что что-то интересное всегда случается.
Несколько дней назад мне написал мой сослуживец с Екатеринбурга, что так мол и так, приезжаю я в Москву, давай встретимся. Учитывая, что до Екб путь не близкий, а времени и средств не всегда хватает, я безумно обрадовался такой возможности повидаться. Решил выезжать в 4 утра, ведь светает рано, а днём жара адская. Впервые в этом сезоне проснулся, а за окном ещё темно. По-быстрому собрался и в гараж. От Липецка до Москвы все дороги мной уже изъезжены, но всё равно встречаются интересные места. Приятно встречать рассвет в пути, смотреть за тем, как солнце плавно появляется из-за горизонта и ярко-красными лучами освещает верхушки деревьев. На улице прохладно +16, в низинах стоит туманец. Машин на дороге почти нет: «Ещё бы, кто же в субботу с утра куда-то поедет.» Навстречу мне проехала небольшая группа велосипедистов. Помахал им (как потом уже узнал среди них были и мои знакомые). До М6 (а ехал я через Серебряные пруды) дорога была с минимальным движением через сёла и деревушки, после уже с плотным потоком. На дороге два больших ремонта, на одном из которых мужик у светофора сказал: «Давай газуй скорее, успеешь ещё догнать ушедшую колонну». А то пришлось бы мне минут двадцать стоять ждать.
В очередной раз сочувствую москвичам и москвичкам, потому что жить и каждый день ездить в этом городе… ну не моё это. Всего слишком много: людей, машин..., да и выфер греется сильно, особенно когда за окном +34. До Москвы ехал 3,5 часа и ещё почти 1,5 часа по самой Москве, чтобы добраться до места встречи. Радости полные штаны! С увольнения в запас ещё ни разу не встречались и наконец!!!
Долго ходили, гуляли, общались, рассказывали о том, как после армии устроились по жизни, какие планы на будущее, вспоминали армейские будни. Сходили пообедать в блинную на м. Таганская (ул. Воронцовская, 8).
Ещё во время службы туда любили ходить, там и вкусно и дёшево да и мотоциклисты туда частенько заезжают. Время близилось к вечеру, пора в обратный путь. Бензин почти кончился и выбирать особо не приходилось. Залился на какой-то заправке, с Хрен его знает как она называется фирменным бензином, и спустя километров 20 у меня начали стучать клапана и мот начал сильно греться. Короче как выбрался из городской давки на М4 сразу решил остановиться. Пока мот остывал, а я заливался чаем, остановился парнишка на новом КТМ 990 Adventure, предложил помощь, от которой я отказался, а он отказался от чая, зато показал свой КТМ, который взял погонять на тест-драйв. Заехал на Роснефть и больше проблем с теплом движка и клапанами не было. Прости меня, Выфер, я больше так не буду.
Там же познакомился с семейной парой на 650 Трансальпе, которые недавно купили его и решили катнуть с Питера до Крыма с заездом в Ставрополь. Поделились опытом, пожелал удачи и полетел дальше. Всё-таки попал в пробку на М6 и простоял почти полчаса. Зато успел булки размять, водички попить и за жизнь потрепаться с водителями легковушек. Уже вечерело, когда я остановился у магазинчика не далеко от Куликова поля. Позабавило радостное отношение местных к мотоциклистам и оценочное состояние моего мотоцикла «он же у тебя как 3 моих Оки стоит» =)
В какой-то момент, я просто остановился, снял шлем и лёг полежать на траву, да посмотреть на небо. Какая же у нас красота, эх)
Ещё через 30 километров помог мужику завести его Урал. У него вылетела какая-то пружина с карба в кусты, но мотоцикл завёлся и без неё.
Уже на подъезде к Липецку накрыл дождь, и встретил мой друг Макс. Дальше уже поехали вдвоём, пробираясь сквозь темноту и дождь. Вот и закончилось путешествие, длиной в 1000 км и одним днём времени, оставив кучу позитивных эмоций и замечательного настроения.