31

Ответ на пост «Промежуточные итоги теста Starship Flight 10, красивости и снова внезапная живучесть»

А теперь мемы:

Краткие итоги IFT-10

via

Показать полностью 3
89

Промежуточные итоги теста Starship Flight 10, красивости и снова внезапная живучесть

Прекрасное фото с дрона с видом на Starbase...

Прекрасное фото с дрона с видом на Starbase...

Похоже, что этот тест всё же победил "проклятье серии v2" - разом закрыв буквально все пункты задач что не смогли выполнить три предыдущих корабля данной серии, и это была самая насыщенная миссия в тестовой программе Starship.

По всем эти задачам и причинам их недостижения был полный разбор в прошлом посту (Анонс теста Starship IFT-10 и причины аварий в IFT-9), но теперь можно посмотреть как именно их выполнили.

Ключевые этапы миссии Flight 10:

  • Старт и прохождение зоны Max Q;

  • Горячее разделение с плановым отклонением ускорителя в нужную сторону;

  • Запуск 6 двигателей на Starship S37 и перезапуск 10 двигателей (3 будут работать) Super Heavy B16 для первого тормозного манёвра;

  • Сброс секции горячего разделения и вход Super Heavy B16 в атмосферу под более высоким углом атаки с прохождением зоны максимальных нагрузок;

  • Перезапуск 12 из 13 двигателей Super Heavy B16 для второго тормозного манёвра с плановым отключение 1 из 3 центральных;

  • Продолжение тормозного манёвра Super Heavy B16 по схеме 2+1: будут работать 2 центральных и 1 двигатель среднего контура, компенсирующий плановую "потерю" центрального;

  • Мягкая посадка Super Heavy B16 на воду с последующим затоплением;

  • Выход корабля Starship S37 на плановую незамкнутую орбиту;

  • Открытие шлюза грузового отсека;

  • Демонстрация выгрузки 8 макетов спутников Starlink V3;

  • Тест перезапуска 1 двигателя Raptor на орбите;

  • Вход Starship S37 в атмосферу, и прохождение зоны максимального нагрева и нагрузок;

  • Обрезанная теплозащита Starship S37 выдерживает вход в атмосферу, новые плавники и функциональный механизма посадки не расплавляются;

  • Перезапуск 3(?) двигателей S37 с симуляцией мягкой посадки в океан в нужной точке.

Все пункты - успешны.

Starship S37 наконец-то испытал тепловой щит версии V2 и показал великолепную живучесть во время входа в атмосферу — даже с отсутствием плиток в критических местах, явных аномалиях, намеренно высоких нагрузках и прогаре плавников, он всё равно сел в нужную точку в океане рядом с буем. Но впереди долгая дорога к полной многоразовости — система ещё далека от неё. Также впервые за 3 года, наконец-то был испытан механизм выгрузки Starlink V3, который будет важным звеном самой большой спутниковой группировки. Но эту часть тоже надо дорабатывать.

Как это было на видео, в краткой нарезке:

А теперь про проблемы (T+ - точное время после взлёта):

T+00:01:33 — отключение 1 из 33 двигателей Raptor 2 на ускорителе B16 на взлёте. Явно нештатный отказ, но автоматика отключила раньше взрыва турбины:

Телеметрия положения ускорителя и корабля явно были улучшены - добавили "навболл"!

Телеметрия положения ускорителя и корабля явно были улучшены - добавили "навболл"!

T+00:19:57 — впервые испытанный механизм выгрузки Starlink V3 пока работает неидеально и макеты ударялись о шлюз при выгрузке:

T+00:47:00 — взрыв в двигательном отсеке со стороны нижнего левого плавника. Возможно, что как-то связано с линией дренажа двигателей Raptor:

И конечно, состояние теплового щита, которое видно в момент посадки. На данном этапе можно констатировать, что щит «одноразовый» и дешёвый переиспользуемый щит — это самый главный вызов в программе:

Он стал похож на бак-морковку из KSP - те переживали и не такое.

Он стал похож на бак-морковку из KSP - те переживали и не такое.

Пока неизвестно что послужило причиной такому виду щита после возврата, но можно сделать несколько предположений:

  • - Оранжевый — эффект от абляционного слоя и оксидация клеящего элемента (его стало сильно больше).

  • - Белый — огнеупорная прослойка или облезшие плитки (они тоже белые.

  • - Следы белого на оранжевом — результат механического повреждения.

Нужны фото/видео в более хорошем качестве и комментарий компании.

В данную версию теплового щита было внесено много изменений для тестов: новый клей в больших количествах, убранные сегменты плиток для критических проверок, одна плитка с охлаждением компонентами топлива, пачка металлических плиток. Что и как из этого могло (и могло ли) окрасить пузо корабля своими сочетаниями в такой весёлый цвет в условиях крайне агрессивной и активной плазмы пока что неясно, ждём подробностей.

Тестовая металлическая плитка транспирационного охлаждения.

Тестовая металлическая плитка транспирационного охлаждения.

Но финал после приводнения был, как всегда, красочным:

И ускоритель, и корабль, смогли пережить вход в атмосферу с более высокими нагрузками — мы в прямом эфире, как выразились ведущие, наблюдали за «издевательствами» над системой ради сбора данных.

У системы огромный запас прочности.

Не смотря на отказ двигателя на взлёте, взрыв около двигательного отсека, раскурочившего "юбку" корабля и, судя по всему, оторвавшего кусок теплозащиты с задних плавников, не смотря на очень чувствительный прогар минимум одного из этих плавников - где плазма выгрызла целую внушительную дыру:

... корабль не только чётко шёл по траектории, но и умудрялся проводить манёвры в стиле "кобры пугачёва" (с такими то обгрызенными крылышками) на скорости в 10000км/ч и перегрузках до 2.4G, после чего сесть чётко в нужную точку. И всё это при нагрузках ощутимо более высоких чем планируется при штатной эксплуатации.

Реально впечатляет.

Когда Flight 11? Если не вылезет критичных косяков, требующих кидаться перелопачивать весь тепловой щит, к примеру, то возможно уже очень скоро.


Из новостей что поведал Илон, пока корабль никуда не летел последние два дня из-за переносов по причине погоды или протечки:

Показал производство спутников Starlink -

Просто взял и выложил одну из линий производства Starship и Super Heavy на Старбейзе.

И там перед нами предстали заготовки не восьми, как прикидывалось в прошлому посту, а для, как минимум, 11 новых кораблей, включая Starship S49 и несколько наборов секций для Super Heavy V3. И это только малая часть завода Starfactory.

Показать полностью 6 6
Отличная работа, все прочитано!