Сообщество - SpaceX

SpaceX

2 769 постов 8 105 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

370

Итоги 11 испытательного полета Starship

А пока мы сладко спали, Starship слетал в 11-й испытательный полет и последний для V2. Это был и последний запуск с текущей конфигурации стартового стола Pad 1 🚀

отчёт о ходе миссии от SpaceX:

Все основные цели испытательного полета были достигнуты, что позволило получить ценные данные для подготовки следующего поколения Starship и Super Heavy.
Starship cтартовал со всеми работающими 33-мя двигателями Raptor, после успешного старта последовал маневр горячего разделения ступеней, в ходе которого вторая ступень Starship запустила шесть двигателей Raptor, чтобы продолжить полет на суборбиту.
После отделения ступеней ускоритель Super Heavy или первая ступень вышла на курс к заранее запланированной зоне приводнения у побережья Техаса, используя 12 из 13 запланированных двигателей. под тем же углом входа в атмосферу, что и в предыдущем полете, ускоритель снижался, пока не запустил все 13 запланированных двигателей.
Ступень успешно выполнила уникальный посадочный маневр, запланированный для использования техники на ступене следующего поколения. Super Heavy зависла над поверхностью воды, прежде чем выключить двигатели и приводниться.

После завершения полного цикла подъема Starship достиг запланированной скорости и траектории. во время полета Starship успешно развернул восемь симуляторов Starlink и выполнил третье повторное зажигание двигателя Raptor в космосе, продемонстрировав критически важную способность для будущих маневров схода с орбиты.

Starship вновь вошел в атмосферу Земли и смог собрать обширные данные о характеристиках своего теплозащитного экрана, который был намеренно подвергнут нагрузке для проверки предельных возможностей аппарата. в последние минуты полета Starship выполнил динамический маневр наклона, чтобы имитировать траекторию, по которой будут лететь будущие миссии, возвращающиеся на Starbase. затем Starship с помощью четырех закрылков направился в заранее запланированную зону приводнения в Индийском океане, успешно выполнив переворот при посадке, запуск двигателей перед посадкой и мягкое приводнение.

Теперь внимание переключается на следующее поколение Starship и Super Heavy, несколько итераций которых в настоящее время находятся в стадии активного производства и подготовки к испытаниям.

Следующая версия будет использоваться для первых орбитальных полетов Starship, оперативных миссий по доставке полезного груза, перекачки топлива и других задач, по мере того как мы будем совершенствовать полностью и быстро повторно используемый аппарат для полетов на околоземную орбиту, Луну, Марс и далее".

via

Показать полностью 6
67

Менее 8 часов до старта Starship Super Heavy Flight 11

14 октября в 2:15 по МСК. Этот пуск - последний полёт Starship второй версии, как корабля, так и ускорителя, и одновременно - последнее использование текущей конфигурации стартовой площадки Pad A на Starbase

Самые важные изменения конструкции и целей миссии

Теплозащита

Вопреки заявлениям представителя SpaceX в статье ArsTechnica (где говорилось, что в 11 полёте не будет никаких экспериментов с теплозащитой), корабль S38 летит с примерно 88 снятыми плитками, причем не по одной, а блоками по 4 - из-за чего образованы большие незащищённые "пятна" на корабле. Под плитками в ряде мест остаётся абляционная прослойка как "аварийная" защита, но в некоторых участках (например, на одном из кожухов нижнего крыла) - её нет, поэтому в этот раз эксперименты еще более жесткие, чем раньше. Исходя из наблюдений за прошлым полётом, ожидайте при приводнении корабль, который значительно будет покрыт белой "копотью" по теплозащитному экрану. Оранжевого "напыления" в этот раз не будет - в прошлый раз эксперимент с металлическими плитками показал себя плохо, в этом полёте их нет

Полезная нагрузка

Вновь в грузовой отсек загружено 8 макетов спутников Starlink, причем, по некоторым слухам, на них могут быть установлены камеры, которые дадут вид на корабль от третьего лица

Вход в атмосферу

Самое значительное изменение - в этот раз будет опробован боковой манёвр при снижении, похожий на тот, что будет для захода на посадку на Starbase. Для этого корабль будет наклоняться не только по тангажу, но и активно по рысканью

Ускоритель

Super Heavy B15-2 - летит во второй раз. В первый раз летал в 8-м полёте, и с 8 полёта на нём осталось 24 оригинальных двигателя из 33.

Посадка всё так же - в заливе, при этом будет испытываться новый режим посадки, в ходе которого после запуска 13 двигателей, будет выключена часть, оставив работать 5 двигателей, что нужно для проверки сценария увода ступени в случае отказа от ловли в самый последний момент. После такого теста, отключатся 2 двигателя, и ступень должна будет зависнуть над поверхностью воды, а затем упасть в воду на большой скорости, чтобы гарантированно разбить ступень и не дать ей плавать по всему заливу, как было в 6-м полёте

Следующим, в 12 полёте, полетит уже Starship третьей версии с новой площадки Pad B. 11-й же полёт, кстати, финальный для двигателей Raptor 2

via

Русскоязычная трансляция от Линия Кармана:

Показать полностью 7 2
9

Небеса не прощают ошибок: как выжить в бизнесе, где каждая неудача стоит компании

Небеса не прощают ошибок: как выжить в бизнесе, где каждая неудача стоит компании

Космос — это миллиарды долларов, которые сгорают в небе, репутация, потерянная навсегда, и уроки, которые стоят жизни компании.

Когда мы смотрим на частный космос, то видим красивые презентации: стартапы обещают «революцию», инвесторы вливают сотни миллионов, а основатели рассуждают о Марсе и далеком космосе. Но за фасадом — суровая реальность: взрывы, банкротства и проекты, которые никогда не поднимутся с земли.

Посмотрим на некоторые примеры:

SpaceX три раза подряд теряла Falcon 1 и стояла на грани банкротства. Четвёртый запуск — это был последний шанс. Удалось. Сегодня они диктуют правила игры.

SpaceX

SpaceX

Virgin Orbit с громким брендом Ричарда Брэнсона не вытянула реальность: ракета LauncherOne не принесла денег, в 2023 компания банкрот.

Virgin Orbit

Virgin Orbit

Astra обещала дешёвые запуски — а закончила крахом: нестабильные ракеты, отсутствие доверия рынка, банкротство.

Astra Space

Astra Space

Firefly Aerospace обанкротилась, перезапустилась, снова взрывы, но держится на плаву. Это про то, что в космосе смерть компании не всегда финал.

Firefly Aerospace

Firefly Aerospace

OneWeb — спутниковый интернет, дошёл до банкротства в 2020. Спасли новые инвесторы и британское правительство.

OneWeb

OneWeb

Planetary Resources и Deep Space Industries — стартапы, которые хотели добывать астероиды. Красиво звучало, но рынок не был готов, инвесторы не верили. Оба ушли в историю.

Deep Space Industries

Deep Space Industries

Такова реальность

В космосе каждая ошибка стоит денег, доверия и будущих возможностей. Это не шоу с красивыми взрывами, а жёсткая экономическая игра.

Выделю три, на мой взгляд, ключевых фактора:

  • Диверсификация доходов — основа. SpaceX смогла развивать Starship, потому что Starlink приносит стабильный cash flow.

  • Вертикальная интеграция позволяет контролировать производство и себестоимость, снижать зависимость от подрядчиков и ускорять запуск новых продуктов.

  • Масштабируемость — только она позволяет учиться на ошибках без потери всего бизнеса. Малый проект с правильной моделью может вырасти в глобального игрока.

Частный космос — суровое место. Тут выживает не тот, кто громче всех кричит о будущем, а тот, кто умеет строить стратегию, где каждая неудача становится топливом для будущего успеха.

Космос — это не только технологии. Инновации важны, но без правильной модели компания сгорит. Диверсификация, вертикальная интеграция и масштабируемость — вот что отделяет выживших от тех, кто навсегда останется в архиве истории.

Лучшее доказательство этой формулы

— история SpaceX и ее программы Starship.

Невероятные инвестиции в разработку самой мощной ракеты в истории оправданы лишь безупречной экономической стратегией, где каждый доллар работает на общую цель.

Мне, как автору, было крайне интересно детально разобрать, во сколько обходится создание Starship и какую цену компания Илона Маска готова заплатить за свои межпланетные амбиции. Материал был создан совместно с автором Telegram-канала «SpaceX | Starship News». Получилось, на мой взгляд, одно из самых полных исследований на эту тему в русскоязычном пространстве.

Если вам близка тема космической экономики, приглашаю прочитать статью в моем Telegram-канале https://t.me/gf_space/40

Спасибо за внимание к столь непростой, но невероятно важной теме.

Показать полностью 7
48

Анонс теста Starship IFT-10 и причины аварий в IFT-9

Новостей по железкам после предыдущего теста и попытки следующего (когда незадолго до него лётный прототип Starship S36 решил устроить на наземном тесте быстрый незапланированный демонтаж и себе и тестовой площадке) уже случилось порядочно, досюда долетело мало, так что пост будет по возможности кратким в деталях но объёмным по их количеству.


Перво-наперво: попытка старта десятого лётного теста с кораблём S37 подтверждена на 25 августа в 2:30 МСК (стартовое окно - 1 час. Трансляция миссии начнётся за 30 минут до старта). План этого полёта — практически копия предыдущего запуска. Основная задача — с четвёртого раза собрать (наконец-то) полные данные по работе теплового щита на Starship S37.

Ключевые детали Flight 10:

  • Предпоследний запуск ускорителя из текущего блока (V2) — Super Heavy B16.

  • SpaceX подтвердили, что возвращение ускорителя Super Heavy B16 на башню Mechazilla снова не планируется — будет попытка посадки в залив.

  • Снова будет попытка горячего разделения с контролируемым разворотом ускорителя в нужном направлении, как во время Flight 9. Для этого на кольце HSR и закрыли некоторые прорези для направления потока газа от корабля.

  • После первого тормозного манёвра, снова попробуют новый профиль полёта ускорителя под более высоким углом. Это ещё одна попытка оптимизации расхода топлива для посадки за счёт более сильного торможения в атмосфере. В прошлый раз B14-2 потеряли именно на этом этапе.

  • Это тест также необходим для сбора данных и оптимизации профиля полёта и посадки следующего поколения ускорителей Super Heavy (блок 3).

  • В рамках ещё одного теста снова попробуют экстренный сценарий посадки: 1 из 3 центральных двигателей будет намеренно отключен для посадки, а 1 из 10 двигателей внутреннего кольца должен будет компенсировать отключение.

  • Ускоритель B16 должен будет зависнуть над водой перед посадкой (full hover mode).

Тесты корабля Starship S37:

  • Вновь будет попытка выгрузки 8 массогабаритных макетов Starlink V3.

  • Снова эксперименты с теплозащитой (про них упоминалось уже много раз). Будет набор металлических плиток и 1 с активных охлаждением.

  • Снова в рамках входа в атмосферу будут тестировать функциональные пилоны для посадки корабля на башню (в основном термически).

  • Скошенные плитки по краям должны помочь с терморегуляцией обшивки.

  • Профиль входа в атмосферу также должен будет протестировать максимальную нагрузку на нижние плавники.

Как говорят SpaceX: "Успех не гарантирован, но точно будет весело."

Схема полёта.

Схема полёта.


Причины двойной аварии и крайне неэффективного девятого лётного теста? Выкатили в подробностях.

Что случилось с ускорителем Super Heavy B14-2 во время Flight 9:

Стоит напомнить, что компания изначально не планировала возвращать на башню или мягко сажать этот ускоритель на воду. Для него это был уже второй полёт и сценарий «утилизации» был заложен в план миссии. Важно — на каком именно этапе? Планово ударом о поверхность воды или непланово до этого. Увы, был второй сценарий.

В рамках этого полёта SpaceX намеренно испытывали возможности ускорителя на прочность во время возвращения. Это необходимо для поиска пределов и оптимизации расхода топлива для посадки — чем больше скорости можно погасить до включения двигателей (тут есть нюанс между горизонтальной и вертикальной), тем меньше топлива нужно для посадки. С этим этапом также связано и время первого тормозного манёвра и профиль полёта в атмосфере.

Ключевая цифра — угол 17 градусов для AoA во время полёта в атмосфере Super Heavy B14-2. Запомните эту цифру.

17 градусов это много или мало? Для сравнения, ракета Falcon 9 во время похожего возвращения с посадкой недалеко от площадки (RTLS) летит в атмосфере с AoA примерно до 15 градусов (это максимум). Но есть 2 больших нюанса. Во-первых, Falcon 9 совершает дополнительный тормозной манёвр с включением двигателей на высоте чуть выше 40км — как раз чтобы загасить скорость и снизить нагрузку чуть позже. Во-вторых, SpaceX в том числе специально дорабатывали прочность Falcon 9 для версии Block 5, чтобы была возможность посадки по сценарию RTLS. Ситуация повторяется, но об этом чуть позже.

То есть, Super Heavy B14-2 должен был возвращаться под более высоким углом атаки, чем предыдущие Super Heavy и Falcon 9, и без дополнительного включения двигателей в атмосфере для снижения нагрузки. Мягко говоря, сложная задача.

Связь с ускорителем B14-2 была потеряна на 382 секунде и в 1км по высоте от нужной зоны посадки. Во время перезапуска 12 из 13 двигателей произошёл взрыв в нижней части ускорителя, что было хорошо видно на трансляции. В видео от TheSpaceEngineer хороший разбор этого этапа.

SpaceX назвали «наиболее вероятной» причиной прорыв основного топливопровода для подачи метана внутри бака с кислородом, а конкретнее из-за нагрузок по время этого теста. Из-за более высокого угла атаки в 17 градусов, нагрузка на этот узел оказалась выше расчётной. Иными словами, трубопровод просто не был рассчитан на такие нагрузки, а симуляции и предыдущие данные, видимо, указывали на более низкие значения.

Что происходит, если смешать метан и кислород в одном пространстве, а затем добавить искру? Неконтролируемое зажигание и при правильных условиях — детонация.

Поэтому в рамках двух последних пусков этой серии ускорителей Super Heavy, угол атаки во время возвращения немного снизят, а посадка на воду (как минимум во время Flight 10) должна быть мягкой (это снизит урон на окружающую среду из-за числа обломков и потом легче отрезать двигательную секцию).

Ну а самый важный вывод из этого — теперь понятно, зачем SpaceX настолько усилили топливопровод со встроенными баками в Super Heavy V3, который они недавно показали. Достаточно сравнить «трубу» от Super Heavy B17 (фото 2) и B18 (фото). Первый — последний представитель предыдущего поколения, второй — первый из нового.

Старый топливопровод.

Старый топливопровод.

Новый топливопровод - размерами не сильно меньше первой ступени Falcon 9.

Новый топливопровод - размерами не сильно меньше первой ступени Falcon 9.

Примерное его внутреннее устройство.

Примерное его внутреннее устройство.

Да, сами по себе ускорители Super Heavy изначально рассчитаны на более высокие нагрузки при возвращении (что уже было на тестах), чем Falcon 9, но теперь мы видим схожий путь, который был у этой ракеты к Block 5 - тесты на предельных и запредельных режимах, позволяющие устранять "тонкие места". С Falcon 9 (нынче самой надёжной РН в истории практически по всем показателям) это сработало.

Эксперименты по поиску лимитов продолжатся и в V3, поэтому не стоит ожидать, что это последняя такая авария.


Что случилось с кораблём Starship S35 во время Flight 9:

SpaceX сообщили, что причиной аварии стала утечка метана из основного бака в носовой отсек корабля. Более того, следы этой утечки были видны и на трансляции — капли метана, а не пыль и лёд (как предполагалось) летали по отсеку, что хорошо видно на трансляции.

Крупные капли метана, летающие по грузовому отсеку.

Крупные капли метана, летающие по грузовому отсеку.

А теперь подробнее:

  • Примерно на 3 минуте после горячего разделения, датчики в грузовом отсеке корабля S35 (он располагается между перегородкой основного бака с метаном и носовой частью) зафиксировали повышение концентрации метана в отсеке.

  • Затем на 5 минуте после разделения, давление в основном баке с метаном начало резко падать, а давление из-за утечки метана в носовом отсеке начало расти. Совпадение? Нет.

  • Самая важная часть этой истории — системы Starship сумели компенсировать падение давления в баке и завершить импульс для выхода на нужную орбиту. Подобная ситуация стала бы приговором для многих ракет: из-за падения давления в баке, может нарушиться микс топлива/окислителя при подаче на двигатели, падение тяги итд и как следствие — преждевременное завершение работы двигателей. Другое важное уточнение, что проблемы с двигателями RVAC не были связаны с этой утечкой. В канале была неполная информация.

  • Корабль смог достичь нужной орбиты, но из-за сброса давления в отсеке, выходящие газы начали влиять на скорость корабля, иными словами, немного менять его орбиту. Starship итак продувает баки после основного импульса (это было и на предыдущих пусках), но в этот раз утечка именно негативно влияла. Поэтому автоматика компенсировала утечку отключением клапанов коррекции в носовой части корабля.

  • После стабилизации орбиты, клапаны в носовой части вновь активировали, но через 40 секунд после этого, капли метана были видны на инженерных камерах в грузовом отсеке. Это также подтвердилось паданием температуры на некоторых датчиках. Из-за этой утечки, автоматика остановила плановые операции на орбите, включая открытие грузового шлюза и тест перезапуска двигателя Raptor. Начали сброс горючего для безопасной утилизации корабля в атмосфере.

Сброс топлива

Сброс топлива

- Последняя телеметрия была получена на 46 минуте полёта и на высоте 59км — в зоне максимальных нагрузок.

Что стало причиной утечки? Снова формулировка «наиболее вероятной» причиной стал диффузор в канистре (выделена белой стрелкой) на линии системы автогенного наддува бака с метаном. Сам диффузор необходим для повышения давления и замедления поступающего газа на линии. При этом часть канистры располагается над перегородкой бака (её видно снаружи), а сам диффузор уже внутри.

SpaceX уточнили, что на одной из инженерных камер было видно повреждение канистры, из которой и была утечка. Также примечательно, что эта часть изначально была переделана на Starship V2 (впервые это заметили Raingwatchers на элементах Starship S33).

Данные перед стартом не выявили проблем с этим элементом, но SpaceX удалось реплицировать поломку на тестовом стенде. Сам диффузор переделали, а новую версию дополнительно протестовали под полётными нагрузками и с эксплуатацией в 10 раз выше положенного ресурса. То есть — максимально перестраховались.

Но самой впечатляющей частью этой истории, всё ещё является тот факт, что даже с потерей давления в баке с топливом, Starship S35 смог выйти на нужную орбиту. Ну а проблема с прогаром RVAC происходит по другим причинам из-за полётных условий.


Причиной "быстрой незапланированной разборки" S36 на наземном заправочном тесте - повреждение композитного баллона высокого давления (COPV) с азотом в грузовом отсеке под носовыми баками. Учитывая что корабль был заправлен: жахнуло не слабо.

Те самые злополучные COPV-баллоны, устроившие веселье уже третьей ракете SpaceX.

Те самые злополучные COPV-баллоны, устроившие веселье уже третьей ракете SpaceX.

Повреждённая тестовая площадка.

Повреждённая тестовая площадка.

Тестовую площадку, повреждённую пожаром, как и инфраструктуру рядом, активно чинят и одновременно улучшают (к чему готовились ещё заранее, но взрыв дал повод начать делать это пораньше) и вернут в строй улучшенной только к ноябрю, скорее всего.

Предполётные тесты кораблей - что для назревающего теста, что для нескольких последующих - сейчас проводят прямо на стартовом комплексе сварив для него "переходник" и установив на стартовый стол вместе со съёмными адаптерами топливной инфраструктуры.

Временный заправочный разъём для корабля, уже снятый перед десятым полётом. Может быть быстро прикручен обратно пока не восстановлена основная тестовая площадка.

Временный заправочный разъём для корабля, уже снятый перед десятым полётом. Может быть быстро прикручен обратно пока не восстановлена основная тестовая площадка.

Корабль установленный для огневых тестов на переходник к стартовой площадке ускорителя, на котором до этого проводили только огневые тесты ускорителя. Справились чуть более чем за месяц собрав адаптеры.

Корабль установленный для огневых тестов на переходник к стартовой площадке ускорителя, на котором до этого проводили только огневые тесты ускорителя. Справились чуть более чем за месяц собрав адаптеры.

Забавно что интерфейс от комбинированного разъёма наколхозили прямо на корабль (это было ожидаемо). Сам интерфейс будут подключать уже к временным линиям на Pad A. Никакого быстрого подключения, будут вручную закручивать фланцы. Так что сам интерфейс на время тестов будет намертво пристыкован к кораблю. Кстати, очень похожий интерфейс и методы установки использовались в ранние годы программы для наземных испытаний. Можно пошутить, что незапланировано вернулись к истокам:


При этом ни улучшение ни производство новых версий и кораблей и ускорителей - версии V3 - не только не прекращалось но и наращивало темп. Недавно начались работы над носовой секцией Starship S46 и элементами ускорителя Super Heavy B19 — это восьмой корабль и второй ускоритель из нового поколения V3 соответственно, при том что "не отстрелянными" остаются ещё два корабля версии V2, полностью собранные, и пара ускорителей.

А нововведений в третьих версиях порядочно - от уменьшения количества решётчатых рулей с четырёх штук до трёх на ускорителе, и переносе на эти же рули точек захвата башней при посадке, до просто тонны нововведений в кораблях: полностью переделали пилоны для системы посадки, расположение пилонов также сместили (необходимо из-за растущих размеров корабля, и увеличение также закладывают на будущее), сильно улучшилось качество установки теплового щита. Судя по носовой части, на «животе» корабля может быть несколько слоёв абляционной защиты вместе с огнеупорным слоем. Видимо, дополнительно перестраховываются в критических местах.

Новые посадочные пилоны корабля.

Новые посадочные пилоны корабля.

Улучшенное крепление плиток.

Улучшенное крепление плиток.

Рендер первой ступени третьей версии.

Рендер первой ступени третьей версии.

Корабль + Ускоритель версий V3

Корабль + Ускоритель версий V3

Новый решётчатый руль ускорителя.

Новый решётчатый руль ускорителя.

Размеры этой гиперзвуковой мегавафельницы. Виден пятак интегрированного посадочного пилона, который будет держать весь вес.

Размеры этой гиперзвуковой мегавафельницы. Виден пятак интегрированного посадочного пилона, который будет держать весь вес.

Ключевой вопрос: что из этого в итоге полетит? Часть изделий может быть использована исключительно для наземных тестов (учитывая список изменений). Держим в уме, что часть новых кораблей и ускорителей также уплывёт из Техаса во Флориду для «примерки» на будущей стартовой площадки на LC-39A. Да, новые стартовые площадки под Старшипы тоже активно возводятся.


P.S. - рабочие Старбэйса не унывают. На этот раз на теплозащитной плитке кто-то из них начертил пальцем амогуса...

Показать полностью 23 1
5

Сколько стоит SpaceX?

Сколько стоит SpaceX?

Компания SpaceX Элона Маска может быть оценена в 400 миллиардов долларов в ходе предстоящей продажи акций, что станет крупнейшей оценкой частной компании в истории.

Канал Осьминог Пауль

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!