ЧИКАГО, 6 сентября (Рейтер) - Несколько тысяч демонстрантов прошли маршем мимо башни Трампа в центре Чикаго в субботу на закате, протестуя против угроз президента США Дональда Трампа наводнить город иммиграционными агентами.
Протест начался после того, как опасения по поводу увеличения числа депортаций омрачили обычно шумное празднование Дня независимости Мексики, поскольку Трамп в социальных сетях сообщил о своем намерении ужесточить иммиграционный контроль.
В посте в социальных сетях, где он представился в образе офицера армии США из фильма «Апокалипсис сегодня», Трамп написал: «Обожаю запах депортаций по утрам», разместив изображение президента в форме на фоне пламени и панорамы Чикаго.
Для многих протестующих угрозы были личными.
Протестующие также выступили против угроз Трампа направить войска Национальной гвардии для борьбы с преступностью в Чикаго, что стало бы беспрецедентной попыткой милитаризации третьего по величине города страны. Однако в среду вице-президент Джей Ди Вэнс заявил, что «нет ближайших планов» отправлять Национальную гвардию в Чикаго.
Республиканец Трамп мобилизовал войска в Лос-Анджелесе и Вашингтоне (округ Колумбия), городах, которыми, как и Чикаго, управляют политики-демократы.
Дональд Трамп распорядился усилить присутствие федеральных правоохранительных органов для содействия предотвращению преступлений в Чикаго, штат Иллинойс, США, 6 сентября 2025 года. REUTERS/Jim Vondruska
«СТРАШНО, НО ЗДЕСЬ»
В других частях города угроза депортации оказала отрезвляющее воздействие на обычно праздничный месяц, в течение которого по всему Чикаго проходят многочисленные празднования Дня независимости Мексики.
Парад в честь праздника в исторически мексиканском районе Пльзень выдался тихим и нервным.
В перерыве между традиционными празднованиями кружащиеся танцоры фольклорного направления, украшенные сверкающими украшениями и развевающимися разноцветными платьями, раздавали брошюры «Знай свои права» немногочисленным толпам.
Хвосты лошадей были украшены цветами мексиканского флага, а наездники несли на шее неоново-оранжевые свистки, чтобы оповестить участников о приближении сотрудников иммиграционной и таможенной полиции. Кроме того, волонтёры дежурили на дорожках за ICE.
«Обычно здесь было бы многолюдно», — сказал Эдди Чавес, коренной житель Пльзеня, размахивая мексиканским флагом в ряду одиноких шезлонгов вдоль маршрута парада. «Теперь здесь пусто, как город-призрак».
Губернатор Иллинойса Дж. Б. Прицкер, демократ и ярый критик Трампа, заявил во вторник, что, по его мнению, рейды иммиграционной и таможенной полиции совпадут с празднованиями Дня независимости Мексики, запланированными на эти и следующие выходные. Некоторые мексиканские фестивали в районе Чикаго были перенесены или отменены., открывает новую вкладкуна фоне опасений иммиграционных рейдов.
«Нам страшно, но мы здесь», — сказала Изабель Гарсия, танцовщица на субботнем параде. «Мы мексиканцы. Мы должны праздновать, и они нас не остановят».
Иммиграционная и таможенная полиция не отреагировала на просьбы прокомментировать, направила ли она дополнительных агентов в Чикаго, а местные жители заявили, что пока не заметили существенного ужесточения иммиграционного контроля.
Помимо Чикаго, Трамп предположил возможность размещения войск в контролируемом демократами Балтиморе в Мэриленде, а также в контролируемом республиканцами штате Луизиана.
В прошлом месяце Трамп направил войска Национальной гвардии в Вашингтон, округ Колумбия, заявив, что они «восстановят закон, порядок и общественную безопасность». Данные Министерства юстиции показывают, что уровень преступности в столице страны в прошлом году достиг 30-летнего минимума.
В июне президент направил в Лос-Анджелес 4000 военнослужащих Национальной гвардии и 700 действующих морских пехотинцев США вопреки желанию губернатора Калифорнии, демократа.
Репортаж Рене Хикман и Хизер Шлиц из Чикаго; редактор Уильям Маллард.
ЛОНДОН, 6 сентября (Рейтер) - Британская полиция арестовала в субботу около 425 человек на демонстрации в поддержку организации «Палестинские действия». Это очередной раунд задержаний ее сторонников с тех пор, как пропалестинская группа была запрещена правительством как террористическая организация.
ВИДЕО
В июле Великобритания запретила организацию Palestine Action в соответствии с антитеррористическим законодательством после того, как некоторые из ее членов проникли на базу Королевских ВВС и повредили военные самолеты.
Группа, которая также нападает на оборонные компании в Великобритании, связанные с Израилем, обвиняет правительство Великобритании в соучастии в том, что оно называет военными преступлениями Израиля в секторе Газа .
За последние недели полиция арестовала сотни сторонников организации «Палестинское действие» в соответствии с антитеррористическим законодательством, в том числе более 500 человек только за один день в прошлом месяце, многие из которых старше 60 лет.
В субботу сотни демонстрантов собрались у здания парламента в центре Лондона, чтобы выразить протест против запрета. Многие держали плакаты с надписями: «Я против геноцида. Я поддерживаю палестинские действия».
Столичная полиция Лондона сообщила, что людей задерживали за ряд преступлений, включая нападение на сотрудников полиции и поддержку запрещенной организации.
Полицейские задерживают демонстранта в день митинга «Снимите запрет», в Лондоне, Великобритания, 6 сентября 2025 года.
«Сотрудники полиции... подвергались исключительно жестокому обращению, включая удары кулаками, ногами, плевки и бросание предметов, а также словесные оскорбления», — говорится в сообщении полиции на сайте X.
Palestine Action ставит группировку в один ряд с «Аль-Каидой» и ИГИЛ и делает поддержку этой организации или принадлежность к ней преступлением, наказуемым тюремным заключением на срок до 14 лет.
Полиция предупредила перед субботней демонстрацией, что любой, кто выразит поддержку группировке, будет арестован.
Правозащитные организации раскритиковали решение Великобритании запретить группу, назвав его несоразмерным и заявив, что оно ограничивает свободу выражения мнений мирных протестующих
Правительство обвинило Palestine Action в нанесении преступного ущерба на миллионы фунтов стерлингов и заявило, что запрет не препятствует другим пропалестинским протестам.
За последние недели более 100 человек были обвинены в оказании поддержки группировке.
Автор: Сачин Равикумар; Дополнительный материал: Харшита Минактши; Редакторы: Эйдан Льюис, Марк Портер и Ник Земински.
Администрация Трампа начала операцию против иммигрантов в Массачусетсе
Администрация Трампа начала операцию против иммигрантов в штате Массачусетс силами иммиграционной и таможенной полиции (ICE).
Иммиграционная полиция теперь получает информацию о нелегалах от городских правоохранителей и может арестовывать иммигрантов. Фото: wtkr.com
Газета The New York Times сообщила об этом, добавив, что операция, как ожидается, продлится несколько недель.
Министерство внутренней безопасности, курирующее ICE, заявило, что арестовывает "самых опасных иностранных преступников в стране".
В заявлении об операции, получившей название "Патриот 2.0", иммигрантов предупредили: "Если вы приедете в нашу страну и нарушите закон, мы вас выследим, арестуем и депортируем - и вы никогда не вернетесь".
В США мусульманка, увидев манекены с оголённым торсом, попыталась сделать их более "скромными".
В США фанатичная мусульманка устроила цирк в магазине: одному манекену пыталась натянуть пиджак «для скромности», другому — дёргала топик вниз, чтобы закрыть живот. Вот так и выглядит шариат на практике: война с пластиком вместо здравого смысла.
Обвинения Израиля в геноциде: более 170 экспертов написали письмо в поддержку Иерусалима
Эксперты высмеяли Международную ассоциацию исследователей геноцида за обвинения в адрес Израиля.
Более 170 исследователей и экспертов выступили с открытым письмом, в котором призвали Международную ассоциацию исследователей геноцида отозвать резолюцию о том, что Израиль совершает геноцид в секторе Газа.
Авторы документа утверждают, что в тексте содержатся критические ошибки: не учтена роль ХАМАСа в гибели мирных жителей, проигнорированы альтернативные причины гуманитарного кризиса, кроме намерений Израиля нанести вред жителям анклава. В письме подчёркивается, что подобный подход искажает устоявшееся в международном праве определение геноцида, а сама ассоциация, по выражению подписантов, «превращается в фарс».
Среди тех, кто поддержал обращение, — бывший прокурор Минюста США по военным преступлениям Эли Розенбаум, бывший юрист Гаагского трибунала Айзек Амон, американский юрист Алан Дершовиц, представители Музея Холокоста Южной Флориды, исследователи Холокоста и дети переживших трагедию. Они настаивают, что нельзя подменять правовые категории идеологическими установками, подрывая основы науки и права. Письмо появилось на фоне расследований, показавших слабость экспертной базы ассоциации. Выяснилось, что вступить в неё можно, заплатив 30 долларов, а резолюцию поддержали лишь 28% членов организации, из которых 86% проголосовали «за». В числе её участников фигурирует и представительница ООН Франческа Альбанезе, ранее замеченная в поддержке ХАМАС.
В самой ассоциации критику отвергли, заявив, что процедура принятия документа соответствует стандартной практике, а открытый характер членства, включающий представителей разных сфер, отражает ценности инклюзивности организации.
Какую поддержку Израилю выразили в своем письме 700 голливудских деятелей?
Они подписали открытое письмо, подготовленное некоммерческой организацией «Творческое сообщество за мир», осуждающее нападение палестинской террористической группировки ХАМАС на Израиль и призывающее к возвращению заложников . В письме также содержится призыв к представителям индустрии развлечений воздержаться от распространения дезинформации о войне.
В день, когда в море появились лодки, он едва мог поверить своим глазам. Небольшие лодки, одна за другой, шли со стороны Турции. «Сейчас на меня нахлынули воспоминания, — говорит 50-летний Парис Луамис, владелец отеля на греческом острове Лесбос. — Там были люди из Сирии, Афганистана и многих других стран».
Beata Zawrzel/NurPhoto via Getty Images
Это было в августе 2015 года, когда Европа стала свидетелем крупнейшего перемещения населения со времен окончания Второй мировой войны. В течение следующих нескольких месяцев в ЕС прибыло более миллиона человек, вынужденных покинуть свои дома из-за насилия в Сирии, Афганистане, Ираке и других странах.
Я был свидетелем прибытия беженцев на Лесбос и встретил Париса Лаумиса, когда он помогал измученным просителям убежища возле своего отеля. «Я горжусь тем, что мы сделали тогда», — говорит он мне. Вместе с международными волонтерами он предоставлял прибывающим еду и одежду.
Сегодня на пляже тихо. Просителей убежища нет. Но Парис обеспокоен. Он считает, что возможен новый кризис. В связи с ростом числа мигрантов, прибывающих в летние месяцы, министр по делам миграции Греции предупредил о риске «вторжения» тысяч людей из таких стран, как Судан, Египет, Бангладеш и Йемен.
Jeff J Mitchell/Getty Images В 2015 году более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы, что вызвало кризис, поскольку страны Старого континента с трудом справлялись с наплывом мигрантов
«Конечно, я беспокоюсь. Я вижу страдания людей. Сюда они не приезжают, но мы видим это на Крите (крупнейшем острове Греции), куда люди прибыли. Так что вполне возможно, что из-за войн сюда приедет еще больше людей».
В 2015 году я был свидетелем того, как просители убежища садились на паромы, шли в жару по железнодорожным путям, через кукурузные поля, по проселочным дорогам и вдоль автомагистралей, продвигаясь через Балканы и далее в Германию и Скандинавию.
Число прибывших в Германию увеличилось с 76 000 в июле до 170 000 в августе. В последний день августа канцлер Ангела Меркель заявила «wir schaffen das» — «мы сможем», что многие интерпретировали как желание принять беженцев с распростертыми объятиями.
«Германия — сильная страна, — сказала она. — Основание при решении этих вопросов должно быть таким: мы уже так много достигли — мы сможем! Мы сможем, и если что-то стоит на нашем пути, это нужно преодолеть, над этим нужно работать».
Но бурные эмоции того лета, когда толпы людей приветствовали просителей убежища вдоль дорог на север, сегодня как будто из совсем другого времени.
То оптимистичное заявление вскоре обернулось для Меркель политическим бременем. Политические оппоненты и некоторые европейские лидеры считали, что эти слова притягивают просителей убежища в ЕС. В течение двух недель — из-за наплыва просителей убежища — канцлер была вынуждена ввести контроль на границах Германии.
А спустя 10 лет опасения по поводу миграции стали одной из главных политических проблем во многих европейских странах. Причины этого явления сложны и варьируются от страны к стране, но опасения по поводу безопасности, экономические трудности и разочарование в правящих партиях сыграли важную роль в формировании отношения к тем, кто приезжает в Европу, спасаясь от войны, голода и разрухи.
Sean Gallup/Getty Images Канцлер Ангела Меркель заявила «Wir schaffen das» — «Мы сможем», что было широко воспринято как «добро пожаловать» просителям убежища
Это способствовало росту популярности ультраправых партий и заставило центристские и даже левые партии спешно вводить меры контроля над миграцией, опасаясь поражения на выборах от правых популистов.
С 2015 года, когда, по данным УВКБ ООН, более миллиона человек прибыли в Европу в поисках убежища, количество прибывающих резко сократилось. Но с 2016 года среднее количество людей, прибывающих в Европу, по-прежнему составляет около 200 000 человек в год. В этом году было зарегистрировано в общей сложности 96 200 просителей убежища.
Могут ли новые жесткие меры контроля реально сократить число людей, пытающихся попасть в Европу? Или глобальные конфликты и экономическая безысходность делают неизбежным их поток, где-то больше, где-то меньше, но непрерывный?
Жесткая позиция Венгрии
В Венгрии крайне правое правительство премьер-министра Виктора Орбана приняло одно из самых жестких решений в отношении миграции. В сентябре 2015 года я был свидетелем того, как вдоль границы с Сербией венграми возводился первый забор, и видел, как сотни людей пытались перебраться в ЕС, прежде чем им перекроют путь.
Подпись к фото, В июне 2015 года Венгрия начала строительство четырехметрового забора протяженностью 175 километров вдоль своей южной границы
Министр по делам ЕС Янош Бок сказал, что подход Венгрии оправдывается ограничительными мерами,
«Мы чувствуем, что наша позиция оправдала себя — не только из-за того, что происходит в других странах Европы. Это, конечно, также признак того, что 10 лет назад мы выбрали правильный путь, и теперь мы видим, что большинство стран делает то, что мы делали в течение последних 10 лет».
Венгрия немедленно возвращает людей, которые прибывают на границу без разрешения на въезд. Они могут подать заявление о предоставлении убежища только в столице Сербии Белграде или в Киеве.
Адвокат по правам человека Тимеа Ковач говорит, что фактически это делает невозможным въезд в ЕС через Венгрию. «По сути, нет законного способа въехать на территорию Венгрии в качестве беженца», — утверждает она.
MARTIN BERTRAND/Hans Lucas/AFP via Getty Images Подпись к фото, ЕС теперь штрафует Венгрию на миллион евро в день за нарушение обязательств по предоставлению убежища. Министр Янош Бока настаивает, что политика его страны не изменится
В результате Евросоюз штрафует Венгрию на миллион евро в день за нарушение обязательств перед просителями убежища в соответствии с европейским законодательством. Министр по делам ЕС Бока заявляет, что страна не собирается менять свою политику: «Если это цена, которую мы платим за защиту наших границ и поддержание мира и стабильности в Венгрии, то эта цена стоит того».
Но даже такие ограничительные меры не смогли полностью остановить поток просителей убежища.
Австрийская полиция сообщила, что ежедневно выявляет от 20 до 50 человек, пытающихся незаконно въехать в страну из Венгрии. И это только те, кого удается обнаружить.
«Просто большой цирк»
Я съездил на границу с Сербией с группой венгерских патрульных. Мы съехали с асфальтированной дороги и последовали за патрулем по грунтовой дороге в лес. Деревья сформировали естественный туннель. Яркий солнечный свет сменился тенями. Мужчины в автомобиле перед нами были вооружены ружьями.
Одетые в камуфляжную форму Сандор Надь и Эрик Молнер — добровольцы, которым государство платит за патрулирование венгерской стороны границы с Сербией.
«Я чувствую печаль и гнев, а больше всего — беспокойство по поводу того, что нас ждет впереди», — говорит Сандор. Он считает, что Европа не способна остановить людей, пересекающих ее границы. «Честно говоря, то, что мы здесь видим, — это просто большой цирк. Охрана границы здесь — это в основном шоу, политический спектакль».
Гражданские патрули, такие как Сандор Надь и Эрик Молнер (на фото), получают зарплату от государства за охрану границы Венгрии с Сербией
Мы выходим на поляну, где возвышается четырехметровый пограничный забор, увенчанный колючей проволокой и оборудованный датчиками и камерами.
«Они просто разрезают его, и группы людей врываются сразу в нескольких местах — так происходит уже много лет». Проблема, по его мнению, заключается в организованной преступности, которая постоянно опережает ответные действия властей: «Этот забор в долгосрочной перспективе никого не останавливает… Он замедляет поток, но не может его остановить».
Множество нарушений
По данным Организации Объединенных Наций, с ростом торговли людьми выросло и количество случаев нарушений прав человека.
За последние 10 лет попытка добраться до Европы стоила жизни более чем 32 000 человек, в том числе 1300 человек погибли или пропали без вести в этом году.
По данным Международной организации по миграции ООН, «большая часть этого происходит в условиях почти полной безнаказанности».
Carl Court/Getty Images Подпись к фото,За последнее десятилетие более 32 000 человек погибли, пытаясь добраться до Европы
Лето 2015 года было не только летом гостеприимства. Оно вызвало стремительные изменения в подходах нескольких европейских государств. Речь идет не только о возведении забора в Венгрии: например, в Хорватии развернули спецназ, а в Словении мигрантов стали задерживать.
К марту 2016 года — через полгода после заявления Меркель — ЕС договорился с Турцией, чтобы воспрепятствовать проникновению мигрантов в Грецию и Болгарию.
С тех пор ЕС заключил соглашения с такими странами, как Марокко, Тунис, Ливия и Египет, чтобы предотвратить использование их территорий в качестве отправных точек для переправки мигрантов в Европу.
В настоящее время уже насчитывается множество хорошо задокументированных случаев, когда полиция и береговая охрана выдворяют просителей убежища за пределы ЕС. В январе прошлого года Европейский суд по правам человека признал Грецию виновной в незаконном и «систематическом» выдворении просителей убежища в Турцию.
Paula Bronstein/Getty Images Подпись к фото, Известно немало случаев, когда полиция и береговая охрана выдворяют просителей убежища за пределы ЕС
Герасимос Цурапа, профессор международных отношений Бирмингемского университета, описывает политику передачи вопросов убежища на аутсорсинг как радикальное изменение для Европы: «Идея, что миграцию можно использовать для получения денег, помощи или других уступок, которая в 2016 году была довольно исключительной для Европы, теперь стала нормой. Миграционная дипломатия заразна. Как только сделка заключена, эта логика распространяется».
Тут есть и парадокс, говорит он: «Мы ограничиваем предоставление убежища, мы закрываем границы, но нам также нужно найти трудовых мигрантов, чтобы восполнить нехватку рабочей силы и помочь нашей национальной экономике».
Меняющаяся Швеция
Постоянная обеспокоенность общественности привела к росту поддержки ультраправых партий по всему ЕС, даже в таких странах, как Швеция, всегда гордившаяся своим гостеприимством в отношении бежавших от преследований. Ультраправая партия «Шведские демократы» набрала 20,5% голосов на всеобщих выборах 2022 года, став второй по величине партией в стране. В обмен на поддержку коалиционного правительства меньшинства они добились того, что значительная часть их антимиграционной платформы вошла в политику правительства.
Воссоединение семей мигрантов стало более сложным, как и условия для получения постоянного вида на жительство, а квоты на предоставление убежища существенно сократились.
Сирийский беженец Абдулменем Альсатуф вспоминает, как тепло его встретили в Швеции в 2015 году
44-летний сирийский беженец Абдулменем Альсатуф вспоминает, как его принимали здесь в 2015 году.
По его словам, ситуация изменилась. «Вначале люди относились к нам очень хорошо. Но через несколько лет — и после смены правительства — все изменилось. Они стали более расистски настроенными». Он приводит примеры расистских оскорблений, в том числе случай, когда один из соседей оставил игрушечную свинью у дома этой набожной мусульманской семьи.
Я впервые встретил Абдулменема и его семью 10 лет назад, когда они пытались добраться до Европы из Турции. Я помню, как они надеялись на новую жизнь. Теперь его жена Нур говорит, что предпочла бы быть в Сирии. «Они смотрят на нас, как будто мы приехали сюда только для того, чтобы забрать их деньги или жить за счет их помощи. Но это неправда. Когда я впервые приехала, я два года учила шведский, выучила язык, закончила школу. Затем я пошла работать — уборщицей, поваром, няней. Я плачу здесь налоги, как и все остальные. Я часть этого общества».
Почему шведское общественное мнение по вопросу миграции сместилось вправо? Одной из причин, наиболее часто упоминаемых в местных СМИ и политиками, является преступность, в частности — рост организованной преступности, в которой замешаны молодые люди, совершающие крайне жестокие преступления. С 2013 года уровень преступности с применением огнестрельного оружия в стране вырос более чем в два раза.
В статистке преступности люди, родившиеся за границей, и их дети, выросшие уже в Швеции, представлены непропорционально широко. Но министерство иностранных дел Швеции предостерегает от упрощений. Оно заявляет, что причины этого — низкий уровень образования, безработица, социальная сегрегация и травмированная психика беженцев, а не сам факт миграции.
Возле местного музея культуры я встретил 46-летнего Даниэля Хессарпа — он и его ученик красили стены. Хессарп — один из тех 60% шведов, которых, согласно опросам общественного мнения, беспокоит рост преступности. «Мы видим статистику преступлений, кто их совершает и так далее. Так что ответ очевиден. Раньше в Швеции такого не было».
Житель Карлстада Даниэль Хессарп — один из множества шведов, которых беспокоит преступность
Его 20-летний подмастерье Тео Бергстен сказал, что не против иммиграции, потому что «ты учишься у них, они учатся у тебя… так что это тоже очень хорошо». Но, по его словам, рост преступности — это «печальная часть» этой истории.
Мария Моберг, преподаватель социологии в Университете Карлстада, говорит, что благодаря социальным сетям ультраправые идеи процветают и находят новую поддержку среди тех, кто чувствует себя исключенным из общества.
«Политики партии Шведские демократы очень открыты в этом вопросе — они не хотят никаких просителей убежища. На самом деле они хотят, чтобы эти люди покинули Швецию. И все правительство как бы задает тон, делая страну враждебной. Сейчас не быть гостеприимным стало более приемлемо».
Могилы с надписью «Неизвестный»
Вернувшись на Лесбос, я посетил место, которое изучил за много лет освещения вопросов миграции в этой стране. Примерно в 30 минутах езды от аэропорта Митилини, посреди оливковых рощ, находятся могилы просителей убежища, погибших в попытке добраться сюда или в лагерях беженцев, созданных после 2015 года. Многие могилы просто обозначены как «Неизвестный» — это последнее пристанище тех, кто верил, что Европа предложит им лучшую жизнь.
Во время своего последнего визита я обнаружил три свежих могилы и еще одну пустую, ожидающую захоронения. Это отрезвляющее напоминание о том, что отчаявшиеся люди будут продолжать попытки добраться до Европы, несмотря на огромные риски.
MANOLIS LAGOUTARIS/AFP via Getty Images Подпись к фото, На кладбище в Греции — могилы беженцев, утонувших при попытке пересечь Эгейское море
В этом году количество просителей убежища, обнаруженных при попытке добраться до Европы, сократилось на 20%. Цифры могут меняться, но глобальные кризисы, вызывающие миграцию, никуда не исчезнут. Это фундаментальная проблема для политиков, независимо от того, какая партия находится у власти.
Исследователи из Тель-Авивского университета разработали метод складывания стеклянных листов в микроскопические 3D-структуры с помощью лазера. Процесс получил название "фотонное оригами".
Лазер складывает оригами из микроскопических стеклянных пластинAP Photo/Richard Vogel
Открытие произошло случайно. Ученые осветили лазером стекло, но увеличили мощность, и пластинка неожиданно сложилась. Это открыло простой способ формования стекол. Физика процесса заключается в том, что при нагреве лазером одна сторона стекла плавится, и поверхностное натяжение становится сильнее гравитации, заставляя материал складываться именно в том месте, на которое светит луч.
Метод позволяет создавать структуры длиной 3 мм и толщиной всего 0,5 микрона – это в 200 раз тоньше человеческого волоса. На сегодня это рекорд соотношения длины к толщине для 3D-структур.
Исследователи продемонстрировали возможность складывания тонких стеклянных листов на кремниевом чипе менее чем за миллисекунду. Они создали разнообразные формы – от изгибов под углом 90 градусов до спиралей, вогнутые и выпуклые зеркала с поверхностями настолько ровными (отклонение менее нанометра), что свет отражается без искажений.
Практическое применение технологии "фотонного оригами" обещает быть широким – от создания микро-зум-объективов, способных заменить пять отдельных камер в смартфонах, до изготовления микрофотонных компонентов, использующих свет вместо электричества для более быстрых и эффективных альтернатив традиционной электронике.
От высокоскоростных железных дорог до атомных электростанций — Китай изменил свой ландшафт за одно поколение. США едва успевают достроить даже линию метро.
Мост через Большой каньон Хуацзян в китайской провинции Гуйчжоу — самый высокий мост в мире. (Wu Dongjun/VCG via Getty Images)
Отношения между Соединенными Штатами и Китаем являются важнейшей проблемой в современном мире, и «Brokenneck» — это книга, которую должен прочитать каждый, чтобы понять этот момент: должна ли Америка больше походить на общество инженеров, как Китай, или на общество юристов?
Дэн не является путешественником-однодневкой. Напротив, он провел семь лет, путешествуя по Китаю, посещая и пробуя на себе все аспекты китайской жизни, которые только мог, — прежде всего, фабрики и производственный опыт.
Я рад и горжусь тем, что знаю Дэна уже около 10 лет. Мы с ним вместе ходили на концерт Брамса и обедали в Юньнани, Китай, где родился Дэн.
На интеллектуальной сцене появилась новая важная фигура. Вы можете познакомиться с его творчеством, посмотрев отрывок из книги «Breakneck». — Тайлер Коуэн
Современные американцы редко с энтузиазмом относятся к крупным строительным проектам. Отчасти это связано с тем, что они наносят ущерб окружающей среде, а отчасти — с тем, что их реализация занимает много времени.
А еще потому, что они стали такой редкостью, что люди забыли, насколько они могут улучшить жизнь.
Сравните это с Китаем. Современный Китай переживает период бурного строительства. Он начался в 1990-х годах, после того как экономика страны начала восстанавливаться, и получил новый импульс в 2008 году, когда центральное правительство одобрило масштабные общественные работы в ответ на мировой финансовый кризис.
Первая скоростная автомагистраль Китая открылась в 1993 году . К 2011 году её протяженность превысила протяженность межштатных автомагистралей США, а к 2020 году была построена вторая очередь скоростных автомагистралей, общая протяженность которых вновь достигла всей протяженности автомагистралей США. Строительство первой очереди автомагистралей заняло 18 лет, второй — вдвое меньше.
С 2003 по 2013 год в Шанхае было построено столько же линий метро, сколько во всей системе Нью-Йорка. К 2025 году в 51 китайском городе будет 51 линия метро, 11 из которых длиннее нью-йоркской.
В настоящее время сеть высокоскоростных железных дорог Китая длиннее, чем во всем остальном мире вместе взятом. Элегантные серебристые вагоны, мчащиеся по эстакадам, выглядят невероятно эффектно, их изображения украшают рекламные щиты и обложки книг. Эта система ежегодно совершает около двух миллиардов пассажирских поездок.
Помимо использования ископаемого топлива, Китай ежегодно вводит от трети до половины новых мощностей ветряной и солнечной энергетики в мире. Страна также инвестирует в атомную энергетику.
Шоссе из Тяньцзиня в Пекин, Китай, сфотографировано в 1993 году. (Герхард Йорен/LightRocket via Getty Images)
Прежде всего, Китай строил жильё. Городское население страны росло в среднем на 16 миллионов человек в год с 1978 года, что фактически означает, что государство ежегодно в течение 35 лет строило новый город размером с Большой Нью-Йорк и Большой Бостон вместе взятые.
Высокие темпы строительства и рост заработной платы в целом повысили доступность жилья. С 2007 по 2018 год средняя стоимость городской квартиры в Китае снизилась с девятикратного превышения среднего дохода домохозяйства до семикратного.
Но самое поразительное в строительстве Китая то, что даже в его самых бедных провинциях инфраструктура лучше, чем в самых богатых провинциях Америки.
В новостях часто появляются истории о том, как детям приходится вставать ни свет ни заря и идти пешком по извилистым горным тропам, иногда по верёвочным лестницам, чтобы попасть в школу.
Тем не менее, в провинции построено почти половина из 100 самых высоких мостов мира. Здесь расположено 11 аэропортов, и ещё три строятся. Протяжённость скоростных автомагистралей составляет 8000 км, что занимает четвёртое место среди провинций Китая. Протяжённость высокоскоростных железнодорожных путей составляет около 1600 км.
Это породило энтузиазм и ожидание физических перемен, чувство, которое сегодня редко встречается у американцев. Летом 2021 года я провёл пять дней, катаясь на велосипеде по Гуйчжоу с двумя друзьями. Местные жители, с которыми мы общались, больше всего гордились своими мостами.
Государственные СМИ хвастаются тем, что Гуйчжоу стал «музеем мостов», и некоторые из них власти пытаются превратить в туристические объекты.
И каждый раз, когда инженеры строят мост, они неизменно объявляют, что время в пути между двумя городами сократилось с многих часов до, возможно, нескольких минут. Это создаёт настоящее удобство и связь для сельских жителей.
Для китайцев, чей экономический рост составлял 10% в год с 1970-х до начала 2010-х годов, создавалось ощущение, будто их страна возрождается примерно каждые семь лет. Это означает более качественные автомобили, больше линий метро, более чистые улицы, больше парков и сотню других улучшений.
Этот впечатляющий рост основан на определённой стратегии. Китай мало что делает в плане перераспределения благ от богатых к бедным; скорее, он реализует ленинскую программу, в рамках которой государство сохраняет за собой огромные полномочия по распоряжению экономическими ресурсами для поддержания политического контроля и построения постдефицитного мира.
Конечно, такой уровень государственного контроля порождает свои проблемы. Безрассудное строительство часто приводит к ужасному качеству. Чиновники в Китае обладают полной свободой действий в вопросах строительства, но это также даёт им множество возможностей для получения взяток. Даже если чиновники честны, застройщик может передать строительство подрядчику с более низкими затратами, который получает маржу и снова заключает субподряд, и так далее, пока не найдётся тот, кто готов максимально снизить расходы.
Это имеет последствия. Строители в Китае использовали дешёвые материалы даже для строительства школ. Землетрясение 2008 года в Сычуани разрушило тысячи школьных классов, по официальным данным, погибло более 5000 детей . Родители называли разрушенные школы в Сычуани « домами тофу » из-за их хрупкости. А те, кто пытался взять расследование коррупции в государственных органах в свои руки, подвергались арестам .
Гуйчжоу также наглядно демонстрирует недостатки централизованно планируемой чрезмерной застройки. Под сверкающими новыми мостами скрывается не только бедность, но и огромное долговое бремя. Основная надежда, возлагавшаяся на строительство в Гуйчжоу, заключается в том, что инфраструктура будет способствовать устойчивой экономической активности. Отчасти это сработало: доходы Гуйчжоу росли почти на 10% ежегодно с 2011 по 2022 год, отчасти благодаря урбанизации и развитию туризма, обусловленному новой инфраструктурой.
Однако большая часть расходов Гуйчжоу на инфраструктуру выглядит сомнительной. Его сверхвысокие мосты не приносят дохода, достаточного для окупаемости их сверхвысоких затрат. Некоторые аэропорты обслуживают менее дюжины рейсов в неделю.
Гуйчжоу стал одной из самых обременённых задолженностью провинций Китая и начинает испытывать серьёзные финансовые трудности. В 2022 году финансовое управление Гуйяна сделало необычный шаг: публично заявило , что его возможности по погашению долга исчерпаны. Однако правительство быстро удалило собственное признание.
Китайский фермер сидит на развалинах своего дома через день после землетрясения магнитудой 7,8 балла в провинции Сычуань в 2008 году. (Марк Ралстон/AFP via Getty Images)
В этом парадокс инженерного государства, сосредоточенного преимущественно на монументальности и мало на чём-либо ещё. Другими словами, строить масштабно не всегда означает строить хорошо.
Но, пожалуй, есть одна вещь хуже, чем гиперактивное состояние, при котором невозможно остановиться, — это состояние, при котором вообще невозможно двигаться.
Когда я смотрю на Соединенные Штаты, я поражаюсь одновременно тому, как много они построили до 1970 года и как мало они построили после него.
Я работаю в основном из своего офиса в Йельской школе права. Нью-Хейвен хорошо связан с Нью-Йорком поездами Metro North, которые удобны и надёжны, но немного медлительны. Однажды я наткнулся на расписание Metro North 1915 года. Из него следовало, что экспресс от Центрального вокзала Нью-Йорка до Нью-Хейвена шёл примерно столько же времени, сколько и в 2025 году: около двух часов.
Сравнение не совсем корректно, поскольку сегодня поезда делают больше остановок, чем раньше. Но я думаю, что жители Коннектикута имеют полное право требовать более быстрого сообщения, чем столетие назад. Весь американский Северо-Восток остро нуждается в улучшении железнодорожного сообщения. В настоящее время единственный высокоскоростной поезд (Acela компании Amtrak) лишился бы этого звания, если бы ходил где-нибудь в Европе или Азии.
Можно подумать, что для Соединенных Штатов это не конец света, и они строят осторожно и с непомерными затратами; в конце концов, это богатая страна.
Но это ослабляет страну. Взять, к примеру, Нью-Йорк. Хотя в городе есть общественный транспорт, большая его часть была построена сто лет назад, так что вход на станцию метро на Манхэттене слишком часто ощущается как спуск в гниющую яму, где стоишь среди мусора и тревожных протечек, пока оглушительный металлический скрежет не возвестит о прибытии поезда.
Дело не в том, что город не тратит достаточно средств на решение этих проблем: Нью-Йорк имеет честь принимать одни из самых дорогих транспортных проектов в мире. Более того, строительство километра метро в Нью-Йорке обходится в пять раз дороже , чем в Париже . Нет никаких причин полагать, что гораздо более старые европейские города могут строить дешевле, чем Нью-Йорк. Виной тому сочетание особых интересов, чрезмерного регулирования, экологических экспертиз и отсутствия централизованной власти: короче говоря, это «юридическое общество».
Это касается и других инфраструктурных проектов. В 2021 году Конгресс выделил 42 миллиарда долларов на расширение услуг широкополосного доступа в сельскую местность в рамках плана, известного как «Интернет для всех» . Четыре года спустя ни один дом не был подключен к этой сети. Через два года после того, как Конгресс выделил 7,5 миллиарда долларов на строительство зарядных станций для электромобилей по всей территории США, всего семь из них были введены в эксплуатацию. Проблема не в нежелании платить. Проблема в том, что правительство упорно подставляет себя под удар и тратит миллиарды долларов впустую.
Волонтеры и местные жители готовят еду для спасателей на передовой после наводнения в китайской провинции Гуйчжоу, 29 июня 2025 года. (VCG via Getty Images)
К счастью, американцы начинают вновь осознавать преимущества строительства. Это политическое сознание зародилось в среде левых, которые, как правило, отдавали предпочтение физическому застою во имя защиты окружающей среды или сохранения районов. Эзра Кляйн из The New York Times отмечал, что строить сложнее всего в местах, наиболее продемократически настроенных: высокоскоростные железные дороги в Калифорнии, метро на Второй авеню в Нью-Йорке и жильё практически во всех крупных городах. В книге «Изобилие » Кляйн и Дерек Томпсон призывают к устранению ограничений и достижению прогрессивного подхода к предложению.
Вот тут-то Китай и преподносит урок. Масштабное строительство иногда может ослабить рыночную власть. Жители Гуйчжоу, возможно, и небогаты. Но они с гордостью демонстрируют новые мосты, используя новые дороги и высокоскоростные железные дороги, чтобы добраться до рынков и городов. Инфраструктура, которая не может окупить свои доходы, может расстроить держателей облигаций и банки. Однако они представляют собой субсидии к социальным благам, которыми пользуются обычные люди.
Практикует ли Китай уже прогрессивизм в сфере предложения? Нет, потому что в нём нет ничего «прогрессивного» в том смысле, который мог бы понять американский левый. Китайские методы строительства включают в себя выселение людей с их земель, относительно мягкий подход к защите окружающей среды и безопасности труда, а также интерпретацию общественных интересов без реального взаимодействия с реальными людьми.
Это чрезмерное строительство привело к серьёзным социальным, финансовым и экологическим издержкам, и США не нужно слепо ему подражать. Однако китайский опыт может стать для Америки политическим уроком. Для такого государства, как США, испытывающего дефицит инфраструктуры, строительство может принести долгосрочную выгоду за счёт более высокой экономической активности, которая в конечном итоге превысит непосредственные затраты на строительство. А опыт масштабного строительства в районах с недостаточным уровнем инфраструктуры — это способ перераспределения, который радует местных жителей и одновременно удовлетворяет фискальных консерваторов, обычно скептически относящихся к социальным выплатам.
Вместо того, чтобы беспокоиться о доходах за облигации, китайское государство, занимающееся разработкой инженерных систем, сосредоточилось на обеспечении материальных улучшений для народа. Сельские жители Гуйчжоу наблюдали неизмеримое улучшение условий жизни за последние несколько десятилетий. Сочетание разрешения свободного предпринимательства и строительства крупной инфраструктуры отчасти объясняет, почему Коммунистическая партия сохранила согласие управляемых.
Американцы, напротив, больше не способны оценить, что физически динамичный ландшафт создаёт ощущение прогресса. Жители Техаса, Аризоны и южных штатов, где появились новые горизонты и множество новых домов, возможно, знакомы с этим ощущением. Но в крупнейших городах северо-востока и Калифорнии по умолчанию царит ригидность. Новое здание тут и там, может быть, симпатичный новый магазинчик или кафе — всё это в целом не вызывает особого желания физических перемен.
Это чувство способствует формированию у американцев слепого отношения к Китаю. Люди, неспособные оценить преимущества материальных улучшений, также не понимают, как они вызывают гордость и удовлетворение. Трансформация Китая дала людям водопровод и туалеты, общественный транспорт и автомагистрали, прекрасные парки и современные торговые центры. Большинство людей помнят времена совсем недавнего прошлого, когда у них всего этого не было. Эта тенденция роста имеет значение. Более совершенная инфраструктура помогает людям чувствовать, что прогресс продолжает развиваться по всей стране.
Если Америка хочет остаться мировой сверхдержавой, ей необходимо заново открыть для себя искусство строительства. Это не означает копировать авторитарные методы Китая или мириться с некачественным строительством. Но Китай преподносит ценный урок: относитесь к инфраструктуре как к общему проекту прогресса и гордости. США не могут позволить себе десятилетиями топить проекты в судебных процессах, экологических экспертизах и инертности. Страна, граждане которой привыкли к застою, долго не продержится.