Преамбула 0: надоело гореть жопой в комментариях к каждому из постов, касающихся работы маркетплейсов. Всегда находится кто-то достаточно (или недостаточно) обиженный настолько, чтобы это вынести, не прочитав весь тред. Прошу простить.
Преамбула 1: никого не разоблачаю и не обеляю. Пишу со стороны потраханного работавшего во внутрироссийской логистике.
Преамбула 2: первый пост, прошу пардона за кривую верстку. Картинок не будет.
Фабула:
Тоже дам по пунктам свои (sic!) суждения, которые могут совпадать или не совпадать с любимыми вами источниками информации, однако от этого они не становятся менее моими.
0. ИМХО, с текущей политикой ВБ не прав, поскольку явно желает отбить операционные затраты от "недобросовестных" покупателей за счет платного возврата для "добросовестных". Маркетплейс как посредник, обещающий хранение и логистику в обмен на комиссию от продавца и рекламировавший (и поднявшийся) через идею "Закажи 100500 пальто, мы привезем и купишь лучшее", наебалгрел давних клиентов.
0.1. Другие маркетплейсы не лучше, поскольку детей надо кормить. Но дыру в бюджетах закрывают более (Яндекс.Еда и Деливери с их "денюжкой на сервис") или менее (не совсем любая наценка относительно оф. сайта) явно. Пишу то, с чем сталкиваюсь.
0.2. Бесплатной доставки (упаковки, хранения, карточки на сайте) ничего не бывает, за это кто-то платит. Но мы тут не маленькие, и так знаем.
1. Покупатели, которым за 10 минут до приемки товара стал он внезапно не нужен - горькая, но обыденность. В случает работы с не-шмотками (здесь и далее шмотками будем называть мелкий товар личного пользования) этот фактор "имеет место быть" повсеместно (бейте меня филологи), если только не личный дружеский контакт представителя заказчика и ответственного лица продавца (дистрибутора).
В случае шмоток транспортные объемы меньше, но и деньги меньше, и таких заказов может быть от дохуя до дохуя от общего объема.
1.1. Покупатели категории "закажу 17 платьев, выгуляю их и верну с бирками/потом/следами корпоратива" никуда не исчезнут. Никогда. Для определенных категорий 1000руб за возврат дешевле, чем купить 17 платьев + доставка, а оттого на их стороне сделка заведомо выигрышная.
2. Никто не повезет лично ваш возврат отдельной Газелью из Бабушко-Ставнинска, и даже Москвичом не повезет. Как и ваш заказ, впрочем. Даже за плату за возврат. Ну да мы тут умные.
3. Маркетплейсы и их деятельность в нашей стране законодательно регламентирована, но хуево, а скорее почти никак с учетом самопальных договоров. Это как самокаты, только обороты в десятки (х1000) раз больше. Но пока предприятие идет в рамках налогового и трудового кодекса, всем достаточно насрать.
3.1. В большей части б2б общения ответственность продавца заканчивается на этапе передачи товара и документов на него уполномоченному лицу маркетплейса. Дальше за товар несет ответственность маркетплейс, однако вы как покупатель никогда этого не узнаете и не докажете без привлечения в суд продавца и его экземпляра доовора.
3.2. Продуктовые ритейлеры (FMCG) зачастую работают по обратной схеме - товары на полках ритейлера принадлежат продавцу, но и продавец на ВБ не ПроктерГембл, там другие уровни партнерства.
ПС: как бороться с неправомерными списаниями, как сдать неликвид или паль - не знаю. Что по продавцам и списаниям, комиссиям - не знаю. Москвич не писатель, а хозяин спекшегося дивана.