Что бы я посоветовал начинающему дальнобойщику после почти 2-х лет работы
1. Не иди в эту профессию. Серьезно. Вся эта романтика дорог закончится после первого взорванного колеса или звонка от логиста в 5 утра. Сюда же стоит добавить убитые дороги, отсутствие связи вдали городов, бой груза, штрафы с камер, штрафы за опоздания и т.п. В дополнение сейчас кризис в сфере перевозок грузов и ставки упали, соответственно заметно упала и зарплата.
Если все таки желание поколесить по необъятным просторам России и посмотреть все её красоты за счёт работодателя перевешивает здравый смысл, то тогда запоминай:
1.1. Тщательно проверяй сцепку перед тем как сесть за руль. Что это значит: проверяйт состояние шин на тягаче и полуприцепе. То есть толщину протектора и нет ли "поджирания", обязательно проверь давление в колесах и состояние болтов на ступице. Если протектор будет убит, давление в колесах распределено неравномерно и какие-то гайки расшатаны - не принимай машину и требуй от механика устранить все найденные замечания. Это твоя безопасность.
2. Далее по оснащению: обязательно должен быть хотя бы один домкрат на 20 т, "мясорубка" для срыва гаек на колесе, балонный ключ и монтировка, пистолет подкачки с мономером и шланг подкачки, буксировочный трос, пара отвёрток, набор ключей(или хотя бы один разводной ключ и пассатижи), всегда нужно иметь две пятилитровые баклажки с чистой водой и столько же с технической, пара сухпайков(или любая еда с долгим сроком хранения на 2-3 дня про запас), пауэрбанк и лучше купить дополнительную симку(МТС или Мегафон). Без этого в рейс лучше не выходить. Дополнительно для езды зимой очень рекомендую приобрести сетки для колес - просто незаменимая вещь
3. Далее по самой езде. Если ты совсем без опыта, то ничего страшного, многие крупные компании стажируют водителей без опыта. Главное - начать работать в период с начала апреля до начала сентябрь, чтобы было время привыкнуть к машине летом, когда условия в целом комфортные и потом зимой чувствовать себя более уверенно.
4. Всегда помни про вынос полуприцепа. Если начать маневр с места без движения вперёд (например поворот на перекрестке) - вынос прицепа может достигать до 3-х метров. Можно снести светофор или зацепить рядом едущую машину. Для уменьшения выноса нужно больше протягивать вперёд.
5. Не тормози на крутом спуске педалью тормоза - колодки сильно перегреваются и ты можешь остаться вообще без тормозов. Включай ретарду и пользуйся горным тормозом.
6. ДЕРЖИ ДИСТАНЦИЮ. Представь, что впереди идущая машина может вдруг остановится как вкопанная. Выбирай дистанцию исходя из этого, чтобы была возможность остановится заранее
7. Не езди ночью. Если логисты ставят ночные рейсы - уходи в другую компанию. Не стоит оно того. Здоровье ушатывается и риск аварии увеличивается на порядок. Но если все таки предстоит ночной рейс - то закупайся семечками и сосательными конфетами - помогает бороться со сном. Если руки начинают тянуться к лицу(почесать затылок, потереть глаз) - это явный признак того, что ты вот вот вырубишься. Нужно сразу же встать на обочине и подремать хотя бы 30-40 минут.
8. Всегда спрашивай опытных коллег, если что-то не понятно. Дальнобойщики - крайне дружелюбные существа и никогда не откажут, а всегда подскажут и помогут. НО. Всегда перепроверяй полученную информацию. Потому что не всегда опыт = верные знания.
9. Всегда подходи очень серьезно к размещению и креплению груза. Это твоя прямая ответственность. Изучи схемы крепления и распределение груза по осям и используй эти знания на практике. Лучше потратить на это 15 лишних минут, чем потом платить за порчу груза. Сюда же стоит добавить заполнение документации и умение читать документы. Если не допустили на погрузку и загрузили сами - сделай об этом запись в транспортной накладной. Суют на подпись какие-то левые документы - не подписывай без согласования с логистом. Всегда проверяй пломбы и делай фото груза до погрузки, во время погрузки и во время выгрузки.
10. Ну и самое главное: ссать в бутылки можно, но выбрасывать их на обочине - ну вот никак нельзя. Убивал бы за такое
Все эти советы мне бы очень помогли в свое время и уберегли бы от кучи неприятностей. Удачи на дороге!