Практика
89 постов
Какие бы ужасы ни ожидали человечество в ближайшем будущем — наше прошлое уже ничто не отменит. Оно навсегда здесь, неизменное и твердое, как могильная плита. И общее прошлое, и индивидуальное прошлое отдельного человека.
Что бы там ни притаилось за очередным поворотом истории, на состоявшееся прошлое оно никак не способно повлиять.
Прошлое здесь.
А вот интересно, ГДЕ это — здесь?
Где в действительности находится неизменное прошлое и в качестве чего оно там "находится"?
То же и с будущим. Пока не состоявшееся вероятностное продолжение общей и частной истории — где оно прямо сейчас?
Вот странное дело. Очевидно же, что ни того, ни другого в действительности не существует: их либо уже, либо ещё нет.
И при этом оно не просто в любой момент может быть перепрожито (или превентивно "прожито") — оно же ещё и влияет на настоящее. Железным образом это настоящее задаёт и определяет, во всех его деталях.
Если посмотреть внимательно, само настоящее — вот это вот Сейчас — в котором, получается, и будущее с прошлым содержится (а больше им содержаться и негде), оно "существует" на тех же правах, что и прошлое с будущим. Как бы есть, и может быть в массе нюансов и оттенков прожито и прочувствовано — но при этом находится исключительно в самом себе.
И если мы с вами — не в прошлом и не в будущем, можем ли мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО находиться в этом Сейчас?
Или, всё же, так называемые "мы" — всего лишь пространство, в котором все эти галлюцинации мыслей и чувств имеют возможность проявиться и снова угаснуть?
Вот примерно в эту сторону советуют посмотреть различные Учения об окончательном освобождении.
По крайней мере, так это выглядит в одном отдельно взятом Сейчас.
Воот...
...Приписывание людям свободной воли – не этическое суждение, а претензия на фактологическое описание мира. Если это так называемое фактологическое описание и могло казаться разумным в эпоху Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Томаса Джефферсона, то с последними открытиями в естественных науках оно сообразуется плохо. Противоречие между свободной волей и современной наукой – слон в лаборатории, которого многие предпочитают не замечать, уставившись в свои микроскопы и экраны аппаратов фМРТ [189].
В XVIII веке Homo Sapiens был таинственной черной шкатулкой, внутреннего механизма которой никто не знал. Поэтому, когда философы спрашивали, почему человек выхватил нож и кого-то зарезал, приемлемым считался ответ: «Таков был его выбор. Он по своей свободной воле выбрал убийство, и значит, вся ответственность за преступление лежит на нем». В прошлом веке, вскрыв черную шкатулку с надписью Homo Sapiens, ученые не нашли в ней ни бессмертной души, ни свободной воли, ни пресловутого «я» – одни только гены, гормоны и нейроны, подчиняющиеся тем же физическим и химическим законам, что управляют всей прочей материей. Сегодня, когда психологи спрашивают, почему человек выхватил нож и зарезал кого-то, ответ «Таков был его выбор» не пройдет. Генетики и исследователи мозга отвечают гораздо подробнее: «Он сделал это под влиянием тех-то и тех-то электрохимических процессов в мозге, обусловленных определенной генетической структурой, которая, в свою очередь, есть результат многовекового давления отбора и некоторых случайных мутаций».
Электрохимические процессы в мозге, приводящие к убийству, либо предопределены, либо случайны, либо комбинация того и другого. Но они никогда не свободны. Выброс нейроном электрического импульса – это или определенная реакция на внешний раздражитель, или следствие случайного события вроде спонтанного распада радиоактивного атома. Ни то ни другое не оставляет места свободной воле. Решения, являющиеся итогом цепной биохимической реакции, где каждый этап спровоцирован предыдущим, конечно же, не свободны. Решения, к которым приводят случайные субатомные явления, тоже не свободны – они просто случайны. И когда случайные явления смешиваются с детерминированными процессами, мы получаем вероятностные результаты. Но и они не эквивалентны свободе.
Представьте, что мы создали робота, чей центральный процессор соединен с радиоактивным источником. Ведя подсчет атомов, распадающихся за минуту, робот выбирает между двумя возможностями – скажем, правой кнопкой или левой кнопкой. Если выходит четное число, он нажимает правую кнопку. Если нечетное – левую. Действия такого робота всегда непредсказуемы. Однако никто не назовет этот хитроумный механизм «свободным», и нам не взбредет в голову предоставить ему право голоса на демократических выборах или считать его юридически ответственным за свои поступки.
Согласно выводам современной науки, детерминизм и случайность поделили между собой весь пирог, не оставив «свободе» ни крошки. Священное слово «свобода» оказывается, подобно «душе», пустым звуком, лишенным какого-либо различимого смысла. Свободная воля существует лишь в мифах, придуманных нами, людьми.
Последний гвоздь в гроб свободы забивает теория эволюции. Эволюция не сопрягается со свободной волей точно так же, как она не уживается и с идеей вечной души. Ведь если люди свободны, каким образом их мог сформировать естественный отбор? По теории эволюции, за любой выбор, который делает животное, – среды обитания, еды, партнера – отвечает его генетический код. Если одни гены велят животному есть питательные грибы и спариваться со здоровыми и плодовитыми особями, эти гены передаются следующему поколению. Если из-за других генов животное выбирает ядовитые грибы и анемичных партнеров, эти гены исчезают. Если бы животное «свободно» выбирало, что ему есть и с кем спариваться, то естественному отбору не с чем было бы работать.
Многие отметают такие научные мотивировки, заявляя, что чувствуют себя свободными и действуют в соответствии со своими собственными желаниями и решениями. Это правда. Люди следуют своим желаниям. Если под «свободной волей» мы подразумеваем способность следовать своим желаниям, то да, люди обладают свободной волей. Шимпанзе, собаки и попугаи тоже. Когда Полли хочет крекер, Полли ест крекер. Только вопрос ведь не в том, способны ли попугаи и люди следовать своим внутренним желаниям, – вопрос в том, способны ли они выбирать свои желания. Почему Полли хочет крекер, а не огурец? Почему меня так и подмывает прикончить моего назойливого соседа, а не подставить другую щеку? Почему хочется купить не черную машину, а красную? Почему я предпочитаю голосовать за консерваторов, а не за лейбористов? Я не выбираю никаких из этих своих желаний. Я чувствую, как они зреют во мне, потому что это чувство порождают биохимические процессы в моем мозге. Эти процессы могут быть детерминированными или случайными, но никак не свободными.
Вы можете возразить, что по крайней мере в особо ответственных делах – как соседоубийство или избрание правительства – мое решение вытекает не из всплеска эмоций, а из долгого и серьезного обдумывания весомых аргументов. Однако возможно множество подобных поездам цепочек аргументов, из которых один привезет меня к консерваторам, другой к лейбористам, третий – к сторонникам Партии независимости. Еще какой-то поезд может так и не тронуться, и я не попаду на выборы, а останусь дома. Что направляет меня на тот или иной путь рассуждений? На Паддингтонском вокзале [190] моего мозга меня может посадить в определенный эшелон резонов и аргументов детерминированный процесс или же я могу заскочить в первый попавшийся экспресс наобум. В любом случае я не «свободно» выбираю думать те мысли, которые заставят меня голосовать за консерваторов.
Это не просто гипотезы или философские спекуляции. Сегодня у нас есть сканеры головного мозга, которые узнают о желаниях и решениях людей раньше их самих. В одном эксперименте испытуемых помещают в огромный сканер, дав им в каждую руку по сигнальной кнопке. Их просят нажимать на кнопки по своему желанию. Ученые, наблюдающие за нервной деятельностью их мозга, могут сказать, на какую кнопку нажмет испытуемый, прежде, чем он это сделает, и даже прежде, чем он осознает свое намерение. Активность нейронов сигнализирует об определенном решении за мгновения (между несколькими сотнями миллисекунд и несколькими секундами) до того, как человек осознает свой выбор.
_____
Рассказывать кому-нибудь о своей жизни — всё равно, что пересказывать сон. Не замечали такого?
Пока её изнутри помнишь, все события кажутся вполне нормальными и естественными. А начнёшь описывать, да хоть просто для себя, — сюр сплошной и нелепица. Сами проверьте.
Тут, кажется, как и во сне, вовлечение вместе с некритичностью от одного только жадного интереса запускаются: "а что, если бы это был я?". Чего бы мне в таком случае хотелось, о чем мечталось, что бы я стал делать — если бы и правда был этим животным и/или этим продуктом его психики (личностью, типа).
Очнуться, бывает, не получается годами.
Сначала целый день носишься за фантомами и тяжко трудишься, реагируешь и переживаешь, а потом немного тупишь в трансогены с экрана или книжной страницы и спишь без задних ног. То есть увлеченно по другим приключениям мотаешься, которых наутро даже и не вспомнишь, не говоря уж об удивлении этой вере в невозможное. И так день за днём, год за годом.
Крайне странно быть человеком, тревожно и больно, бессмысленно и безысходно.
По-возможности, старайтесь этого избегать.
"...Человек податного сословия подобен смартфону: вся палитра чувств и широта его кругозора ограниченны разрешающей способностью сенсоров и программными задачами.
Очевидно, что чаемый в будущем искусственный разум — в действительности будет естественным, потому, что создаст его разумная часть всеобщего Естества. Но может ли считаться естественным интеллект и все возможности и склонности восприятия, которым располагает человек ныне, если вспомнить, что они — хотя и кажутся чем-то само собой разумеющимся самому человеческому разумению, — столь же искусственно заданы обстоятельствами Природы?
Возможно, спасение бессмертной души и подлинное освобождение человека от всех навязанных ему биологией и обществом оков — лишь в том и состоит, чтобы принявший на себя сии ограничения божественный принцип прекратил, наконец, безпамятно залипать в этом маленьком экранчике.
Смеем ли мы в наш просвещенный век высказать робкую надежду, что введение поголовной грамотности и всеобщего бесплатного образования приведет когда-то в будущем к тому, чтобы это моментальное освобождение стало уделом любого желающего?"
______
Джонн Локк, из выступления в Royal Society of London for Improving Natural Knowledge, 1669 г.
Забавно, что буквально точная буддийская метафора насчёт выхода из горящего дома — совсем не заходит именно тем, о ком она.
Будущие погорельцы не относят ее на свой счёт.
При том, что оставить вниманием ум настолько просто — в этом левополушарном тревожном сновидении есть, видимо, что-то настолько приятное, что заставляет терпеть это непрерывное жжение.
А между тем, прохладная пустота всегда здесь.
Пустота (она же — полнота) нашей подлинной природы.
Смотрите в неё при любом удобном случае, пока не обнаружится, что это она и смотрела всё это время.
И сейчас, кстати, тоже.
Вот интересно: а чем конкретно подтверждается привычное знание себя в качестве тела?
Ну, в какой-то степени (в очень небольшой) доступны ощущения этого человеческого тела. Более или менее осознаётся то немногое, что оно способно воспринять. Известны цели, планы и задачи, большинство из которых из самого этого "знания себя телом" и возникают.
Есть ещё какие-то надёжные доказательства?