nmolchanov

nmolchanov

Николай Молчанов, выпускник МГУ и INSEAD, кандидат психологических наук Автор книг "Стратегия вверх тормашками" и "Человек Покупающий и Продающий" - обе названы жюри премии PricewaterhouseCoopers лучшими книгами России в помощь бизнесу (в 2020 и 2022 гг.) Мой блог о поведенческой экономике: https://t.me/marketpsy
Пикабушник
2897 рейтинг 7 подписчиков 0 подписок 56 постов 8 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Мышление поклонников теории заговора: Усама Бен Ладен в качестве кота Шредингера

Мы любим таинственные истории. Всегда приятно ощущать, что ты способен заглянуть за кулисы всего происходящего. Понять Тайную Суть Вещей.

Как только человек поверил, что «правительство скрывает» - мир вокруг него становится значительно интереснее. Для психологов, кстати, тоже.

Возьмем смерть Бен Ладена. По официальной версии, он был убит спецслужбами США в 2011 г. Правда, фотографии предъявлены не были, равно как и тело. Его, мол, сбросили в океан.

Хм. Звучит Крайне Подозрительно. Поэтому расскажу еще две версии.

Вообще-то, у Бен Ладена было огромное число болезней, в частности – он был худой, высокий, с деформацией позвоночника – скорее всего, синдром Марфана. Такие люди обычно доживают до сорока и умирают от аневризмы аорты. Вот это с ним и произошло вскоре после атаки 11 сентября. Только американцам надо было оправдать свое вторжение в Ирак и усиление собственного военного присутствия по всему миру. Поэтому миф о «живом Усаме» поддерживали десяток лет.

Или, вообще-то, Бен Ладен еще с 80-х годов прошлого века был агентом ЦРУ. Удобная фигура, способная «взять вину на себя» и, опять-таки, послужить обоснованием для американских атак по всему миру. Вот Усама на протяжении многих лет и играл роль главного врага. После чего «вышел в отставку» - спецслужбы инсценировали его смерть, а сам он и по сей день спокойно живет в США.

Ну что? Ведь действительно - вполне правдоподобные версии.

Лично мне конспирологические теории кажутся весьма захватывающими. Так и тянет обсудить с женой и коллегами.

Но как поведенческого психолога, еще больше меня захватывают результаты исследования Вуда и Дугласа. В которых выяснилось, что люди, поддерживающие одну из рассказанных выше теорий заговора, склонны верить и во вторую. С их точки зрения логично – если уж правительство скрывает, то может быть все, что угодно!

Правда, заодно это означает, что люди со склонностью к магическому мышлению верят, что Бен Ладен, как тот кот Шредингера, одновременно и жив и мертв. И не испытывают никакого когнитивного диссонанса.

Склонность верить в конспирологические теории снимает необходимость прислушиваться к рациональным доводам. Поэтому подобные теории будут жить вечно.

И если вы хотите приобщится к тайному знанию – главное сделать первый шаг. Если мы поверили в рептилоидов, то нам значительно легче утверждать, что на Луну никто не высаживался, людей чипируют, ну а откуда взялся ковид – «всем понятно».

Люди принимают решения, основываясь на фактах. Только вот факты базируются на их мировоззрении. И если человек верит в теории заговора – на таком фундаменте удержатся лишь соответствующие ему факторы.

И, да. Не стоит тратить время, пытаясь переубедить. Изменить сложившееся мировоззрение так же сложно, как поменять темперамент или черту характера.

Мой телеграм канал - Психология Маркетинга. А для тех, кого бесит эта строчка: специальный пост - Авторский контент: итог двухмесячного эксперимента над Пикабу

Показать полностью

Техника Помодоро – простой способ сделать свой рабочий день эффективнее

Мы пришли на работу. Включили компьютер. Первым делом проверили телефон – вдруг кто-нибудь написал, пока мы снимали куртку?

И так весь день. Полистать ВК, посмотреть, сколько человек лайкнули последний пост в Инсте. Сделать перерыв на покурить или попить чайку.

Если думаете, что я стану вас журить, то жестоко ошибаетесь.

Работа – процесс энергозатратный. И мозг, стремясь сэкономить энергию, настойчиво подсовывает возможности прекратить вредное, с его точки зрения, занятие.

Концентрация на рабочем процессе расходует запас нашей драгоценной ментальной энергии. И в какой-то момент нам действительно требуется перезарядка.

С точки зрения эффективности, главное – систематизировать этот процесс. Подзаряжаться минутным чтением ленты ТГ каждые десять минут вариант, скажем прямо, так себе. Отключить сотовый на весь день – из области недостижимых мечтаний.

Так что встречаем технику «Помодоро».

Делим рабочий процесс на интервалы по 25 минут. После каждого – пятиминутный перерыв. Делаем все что хотим и ни в чем себя не упрекаем. После 4 циклов, то есть каждые два часа устраиваем продолжительную перемену – на 15-20 минут.

Техника, на мой взгляд, хорошая. Работать получается эффективнее, нежели с нерегулярными остановками различной длительности.

Причем выбранная периодичность вполне устраивает мозг – после небольшого периода напряжения он получает вознаграждение в виде отдыха. Да и для нас тоже – 25 минут без телефона мы, пусть и с трудом, сможем прожить.

PS. В переводе с итальянского техника называется «помидор». И на это даже есть причина. Но, как мы помним, название влияет на отношение к продукту. «Я использую технику повышения эффективности «Помидор» звучит вовсе не круто. Так что у нас – «Помодоро».

Мой телеграм канал - Психология Маркетинга. А для тех, кого бесит эта строчка: специальный пост - Авторский контент: итог двухмесячного эксперимента над Пикабу

Показать полностью
1

Проверь свои планы по системе кальсонных гномов

Много салатаоливье и праздничных напитков вызывают желание лежать. А лежа хочется философствовать. Итак.

Жил-был человек ... и жил он долго и счастливо.

Примерно так многие представляют план своей жизни. Понимают, где находятся "сейчас" и надеются, что потом будут жить как-то получше.

Подход прекрасно описан в одной из серий Южного Парка, под видом теории Кальсонных Гномов. На мой взгляд, данную модель следует в обязательном порядке включить во все учебники менеджмента.

Что стартапы, что крупные компании создают бизнес-планы следуя подходу Кальсонных Гномов.

1. Сбор кальсон

2. ???

3. ПРИБЫЛЬ

Проверь свои планы по системе кальсонных гномов

Область между настоящим и желаемым темна, непонятна и неопределенна. Поэтому промежуточный этап "что и почему надо делать" наш мозг (ну, или начальник) перепрыгивает с чудовищной быстротой. Обрисовывает в крайне общих чертах. А затем сосредотачивается на приятных мечтах о собственном радужном будущем.

Мы часто смотрим не столько вперед, сколько вдаль. Не анализируем собственные планы и последствия ближайших действий. А в результате не то что на чужих - и на своих-то ошибках не учимся.

Хотя помним о них. Только рассуждаем в соответствии с замечательной фразой Элен Лангер: «Орел - я выиграл, решка - не повезло».

Мой телеграм канал - Психология Маркетинга. А для тех, кого бесит эта строчка: специальный пост - Авторский контент: итог двухмесячного эксперимента над Пикабу

Показать полностью 1

Зачем пенису шляпка

Наконец-то мне представился случай обратиться к самым популярным образчикам настенной и напартной живописи.

Да, на рисунке к посту вовсе не гриб. А именно то, о чем вы подумали. Сегодня пост из серии «загадки мужской анатомии».

Ведь член, действительно, немного похож на гриб. А почему? Зачем мужчинам нужна такая шляпка на конце?

Зачем пенису шляпка

В поисках ответа давайте попристальнее взглянем на шимпанзе. Как-никак, ближайший родственник.

Но родственник, скажем прямо, морально неустойчивый. Половое поведение стаи шимпанзе способно заставить позеленеть от зависти даже завсегдатаев свингер-клуба.

Проще говоря, все спят со всеми. А частая смена избранницей партнеров не гарантирует самцу, что именно он окажется биологическим отцом будущей обезьянки. Поэтому важно не только передать свои сперматозоиды, но еще и избавиться от конкурентов.

Наконечник в форме шляпки помогает вытащить недоразумения, оставшиеся от предыдущих самцов.

Любознательные ученые (помним о придуманном мной правиле №73) провели эксперимент. Нет, не на людях и даже не на шимпанзе. Гэллап и Берч смоделировали весь процесс на макетах. И да, форма наконечника является надежным средством удаления жидкости.

Можно, конечно и по-другому. К примеру, после секса – хрясть – и половой орган обламывается. Надежно запечатывая любую возможность проникновения со стороны будущих соперников. Так, поступают уховертки, многие пауки, да и пчелы. На мой взгляд - уж лучше шляпка.

На самом деле, это высший шик - решая одну задачу, попутно решить еще несколько. Особенно - из другой области. Так, египтология возникла, когда Наполеон вместе с армией привез в Египет две сотни ученых.

Вот и хороший маркетолог не ждет бюджета на маркетинговые исследования. А собирает информацию с продавцов, кассиров, операторов колл-центра - в общем, использует сторонние бизнес-процессы.

Мой телеграм канал - Психология Маркетинга. А для тех, кого бесит эта строчка: специальный пост - Авторский контент: итог двухмесячного эксперимента над Пикабу

Показать полностью 1

Техники обмана мозга - почувствуй себя столом!

Итак, впереди нас ждет неделя праздников. А значит - есть время на еще один эксперимент из серии "как обмануть свой мозг и чтобы мне за это ничего не было".

Правда, понадобится резиновая рука. Хотя мне удалось заменить ее латексной перчаткой, заполненной водой. А еще - лист картона и ассистент.

Садимся на стол, левую руку кладем перед собой, правую прячем за картонку. Так, чтобы не видеть. Резиновую руку кладем на стол симметрично левой. Просим помощника поглаживать и нашу руку, лежащую за картонкой и латексную перчатку.

Примерно через минуту у многих возникает жуткое ощущение. Мы смотрим на резиновую руку. Понимаем, что она резиновая. И одновременно ощущаем, что она - наша.

Если получилось – пробуем дальше. Особо чувствительные могут просто спрятать руку под стол и попросить помощника одновременно гладить и спрятанную руку и стол. Словами ощущения описать сложно - начинаешь ощущать стол частью себя.

Осторожно замечу, не развивая тему дальше, что где-то рядом с подобными экспериментами притаилось "научное объяснение" техник вуду. А в странах запада - все эти рассказы: "ах, до человека под гипнозом дотронулись карандашом, а он думал, что это раскаленная кочерга и получил ожог"

Ну а в маркетинге помним: когда человек говорит, что воспринимает царапину на экране айфона как личную боль – он почти не утрирует. Мы и впрямь способны проецировать ощущения на внешние объекты. Чувствовать «свои» вещи. Отчасти поэтому ненужные, но ценные для нас предметы так не хочется выбрасывать. Ощущаешь, что действительно теряешь частичку себя.

В общем - встраиваем товар в карту тела покупателя.

Показать полностью
7

Авторский контент: итог двухмесячного эксперимента над Пикабу

На Пикабу регулярно появляются посты в стиле «Баян! Где же авторский контент? Почему его так мало!?»

Ну что ж. Я тот самый автор авторского контента. И решил поставить эксперимент – каких результатов можно добиться, регулярно публикуясь на Пикабу.

Правда, первым делом в голову лезет фраза из миниатюры Хармса: "Писатель: Я писатель! Читатель: А по-моему, ты говно! (Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)"

Иными словами: «а какого качества контент ты решил тащить на нашу Пикабушечку, дружок?»

Точки зрения на данный вопрос различаются) Но, скажем так - я знаю, о чем пишу. В 2022 г. PricewaterhouseCoopers признал мою книгу лучшей деловой книгой России. Более того, существуют люди, которым нравится, как я пишу – мой блог в ТГ насчитывает 130К+ подписчиков. В общем, предположим, что качество контента, как минимум, нейтральное.

Для чистоты эксперимента я сделал еще пару шагов.

  • Старался размещать посты сперва на Пикабу. И лишь затем в своем блоге. То есть, технически, воровал посты с Пикабу и копипастил потом у себя*

  • Убрал столь нелюбимую ссылку на ТГ канал в конце постов. И вообще – любые подписи. Только чистый контент, только хардкор!

  • Не вступал в дискуссии в комментариях. Ибо это другой вид искусства, требующий не меньшего мастерства и времени

  • Не размещал, несмотря на настойчивые просьбы алгоритма Пикабу, посты в сообществах - постил прямо в ленту

Был и ограничивающий фактор. Тематика. Я пишу о психологии экономического поведения. Скажем прямо, не клубничка. С другой стороны – среди пикабушников всегда найдется кто-то заинтересованный в любой теме - хоть в ковке гладия, структуре галлия и изотопах гелия.

Итак. За два месяца я разместил 45 постов. 7 из них вышли в Горячее. 2 - попали в главный паблик ВК.

Результат: мой рейтинг вырос примерно на 1600 баллов - до 2867. И у меня появилось 4 новых подписчика.

Перед исследованием гипотез я не выдвигал. Как говорила команда КВН "Уездный Город": "Чисто так..... позырить.." Поэтому вывода нет. Вместо него – пара наблюдений начинающему автору.

  • Кликбейтные заголовки и клиффхэнгеры в первых строчках рулят. Почти весь заработанный рейтинг пришелся за один, отнюдь не лучший с моей точки зрения, пост – «Одно гнилое яблоко в команде»

  • Ставь! Ставь ссылки на свой ТГ, ВК, да хоть одноклассники. Пусть бурчат. Хуже себе ты этим не сделаешь.

  • Правда, и лучше тоже. На личном опыте утверждать не могу, но провел небольшое исследование авторов из горячего/лучшего, ставящих ссылки на свои тележки. ИМХО, рассматривать Пикабу, как и любую социальную сеть "со стажем", в качестве бесплатного трафика для иных ресурсов не стоит.

  • Да, конечно, можно ежедневно постить радугу. Но хочешь раскрутиться, будь добр – пиши посты «пика-стайл». А не надейся, что контент, созданный под другой ресурс, встанет на Пикабу как влитой. Смотри на распространенные теги, подавай с историей из жизни, разбавляй картинками, насыпь ч/ю и добавь аргументов.

Банальные выводы, правда? Если вы так считаете, то, возможно, это ошибка хинсайта – и о ней классно написано (да, да, ура, наконец-то!!!) в этом посте моего телеграм-канала.

В общем. Лично мне переключится из режима read only было интересно)

*) Лиге Детективов сдамся сам: да, еще раньше я выкладываю тексты на своем сайте - для индексации яндексом и хоть какого-то сохранения авторских прав. Но там их все равно никто не читает.

Показать полностью

«25 кадр» или как воздействовать на поведение человека через подсознание

В 1957 году Джеймс Викари провел необычный эксперимент. Во время демонстрации фильма в кинотеатре на 1/3000 секунды появлялись надписи, призывающие "пить кока-колу" и "есть попкорн". Продажи попкорна взлетели на 57,5%, а колы – на 18,1%.

Вскоре после этого журнал Advertising Age рассказал о новых технологиях воздействия на подсознание. Предположив, что эксперимент будет перенесен на телезрителей. В стране началась массовая истерия и уже спустя год правительство США на законодательном уровне запретило "25-й кадр".

Возможно, вы знаете эту историю. Мне ее рассказали еще в 11 классе и я по-прежнему иногда слышу о ней. Хотя уже в 1962 году Викари признался, что исследование было всего лишь трюком. Это очередная городская легенда. И отличный пример механики вирусной рекламы.

Хотя, признаюсь, повилять на поведение через подсознание возможно. Зайонц и Мерфи демонстировали участникам исследования китайские идеограммы. А перед каждой – улыбающееся или нахмуренное лицо. Оно появлялось на всего 4 мс и никто из испытуемых его не заметил.

А вот отношение к символам менялось. Идеограммы, перед которыми показывали позитивный смайлик, нравились больше. Когда ставили нахмуренное лицо – то менялось и отношение к символу. При этом влияние лиц на оценку исчезло, когда их стали показывать в течение одной секунды, т.е. когда информация стала доступна на сознательном уровне.

Так что в простых ситуациях скрытое влияние подсознания работает. Потому что улыбку и злобную гримасу различают даже младенцы. А вот врожденной способности распознавать логотип кока-колы у нас пока нет.

Показать полностью
3

Гениальный ход основателя Sony – как продвинуть инновацию

Давным-давно Акио Морита, основатель компании Sony, придумал плеер Walkman. Штуку, преобразившую мир прослушивания музыки.


Однако, помимо простого проигрывания музыки, инженерам Sony удалось включить в базовую модель еще и функцию записи.

Стоимость плеера увеличилась на незначительную сумму, в пределах нескольких баксов. А функциональность возросла кардинально. Устройство превратилось в «два в одном» - и плеер и диктофон.

Только Морита приказал убрать кнопку записи.

Гениальный ход. Его не в состоянии сделать большинство основателей стартапов. Как же так – мы ведь предлагаем больше! Увеличиваем ценность, расширяем количество конкурентных преимуществ!

Только когда речь идет о новом продукте, намного важнее, чтобы клиент с легкостью ответил себе на вопрос «что это такое». Отнес продукт к уже имеющейся в голове категории.

Мы осознаем выгоды одного предложения над другим только в сравнении. Поэтому, перед тем как покупатель начнет разбираться в предлагаемых выгодах, ему надо знать, с чем сравнивать новый продукт. А увеличение функций сбивает с толку. Покупателю сложно с ходу понять, что именно ему предлагают. И это первая причина провала инноваций.

Вот на картинке к посту – ложковилка. Тоже удобно – занимает меньше места, мыть быстрее, все под рукой. Но в типичный набор столовых приборов она не входит.

Гениальный ход основателя Sony – как продвинуть инновацию

Да и вообще - смешение функций опасная штука. Люди априори предполагают, что специализированные вещи и сервисы справляются со своей работой лучше.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества