Есть такой широко известный фильм: «Любовь и Голуби». И есть законы драматургии, согласно которым обычно развивается сюжет в любом произведении. Один из законов касается дуги характера главного героя: в начале герой один, но в процессе повествования с ним что-то происходит и герой внутренне меняется. Растет над собой, так сказать.
Стало мне в какой-то момент интересно, а что с дугой характера у Василия, мужа-гуляки из «Любовь и голуби». А ее нет! Все просто — нет характера, нет дуги. Смотрите сами:
Начинается фильм с того, что Василий утащил из заначки денег, чтобы купить голубей. Это говорит о том, что своих денег у него нет — все забирает жена "в заначку". И то, что она уже понимает, кто взял и на что, говорит о том, что такое периодически повторяется. То есть живет такой мужичок, всю зарплату отдает жене и одна у него радость — с голубями повозиться.
В этой же сцене мы слышим от дочери: «Зато не пьет». Сам да, а если...
Приходит сосед и предлагает выпить — Василий ведется моментально. Что здесь, что в получку: «вкус не забыть» (два бидона пива на двоих). И опять: жена на горизонте — пиво отменяется. Василий резко пить передумал и просто бросил два бидона пива на причале. А как на работе? А так...
Получка, выходной, иначе с чего он пиво в обед пить собирается. Начальник позвал помочь — Василий все бросает и бежит помогать. В результате такого поведения...
Друзей у Василия нет. Только сосед, тихий алкоголик, который тоже распоряжается Василием на свое усмотрение.
Обратите внимание: прошла треть фильма, а Василий еще не совершил ни одного поступка, кроме покупки голубей. Мерзенький кстати поступок, показательный. Он не идет к жене и не просит денег на свое хобби, не отстаивает свои границы. Нет. Он трусливо тащит из заначки, зная, что поймают, и заранее готовится получать. Просто в данном конкретном случае нам показали единственный ПОСТУПОК героя за весь фильм. Пусть и низкий.
Дали путевку, поехал Вася на курорт. Там Раиса Захаровна села ему на уши со своими экстрасенсами, затащила в бар, напоила, потом увела в безлюдное место и алга. Снова здорово: Вася не вспоминает, что у него семья, жена, дети. Он просто плывет по течению. Даже женщине, с которой прожил не меньше двадцати лет, в глаза сказать об измене и уходе не решается — за него это делает Раиса.
Дальше опять тоже самое. Измучавшись и измотавшись с Раисой, он не может сам от нее уйти. Стоит и мямлит до тех пор, пока ему не дают команду: «Оставьте нас!». И Вася, обрадованный, что теперь можно, отчаливает.
Пришел домой виниться, снова стоит и мямлит. И только один момент заставляет его пойти на обострение: сын выступил против, а в понимании Василия сын должен слушать отца также, как отец сам слушает всех вокруг. Вот тут у Васи происходит истерика: «Ах ты так на отца, ну на руби!». Опять же — это истерика, а не какое-то самостоятельное решение или отстаивание своих интересов. И даже в такой момент Вася не сам что-то собирается делать, а покорно подставляет шею под топор.
И вот остался Вася один — оттуда ушел, сюда не пускают, друзей нет. Пойти попроситься на постой к дяде Мите или на работе попросить место в общаге соображалки не хватило. Решил жить как попало и где попало — в шалаше на берегу. И в который раз: пока за ним не пришла жена он ходит, смотрит, страдает, но никакого поступка не совершает.
Где здесь характер главного героя и его дуга? Василия, как телка, ведут за кольцо в носу весь фильм, от начала до конца. Практически ни одного самостоятельного шага герой не совершает, характер свой никак не проявляет и в финале остается таким же бесхребетным, как в начале.
Так в чем секрет успешности этого фильма, знающие люди объясните, а?